10. Примерный пакет диагностических методик для организации диагностической деятельности специалистов пмпк для детей среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет) на основе международной классификации функционирования



Скачать 167,04 Kb.
страница1/102
Дата10.06.2020
Размер167,04 Kb.
ТипМетодические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   102

10. Примерный пакет диагностических методик для организации диагностической деятельности специалистов ПМПК для детей среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет) на основе международной классификации функционирования
10.1 Методические рекомендации по использованию методических средств специалистами ПМПК для детей среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет) и выделяемых сфер анализа психического развития, позволяющих произвести качественно-уровневый анализ в трех-четырех градациях для соответствующих доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем (в определениях МКФ).
Данный пакет предназначен для возрастного диапазона среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет) и предполагает, что данные методические средства, включающие методики, для обследования различных сфер психической деятельности подростка и особенностей его поведения и развития, в том числе, эмоционально-личностного, могут использоваться различными специалистами ПМПК (психологом, дефектологом, логопедом).

Методики для деятельности педагога-психолога ПМПК, включенные в примерный пакет, ориентированы на оценку, как специфики развития познавательной деятельности, так и различных особенностей поведения, личностного развития, характера аффективно-эмоционального реагирования ребенка, специфики коммуникации с взрослым.

В пакете представлен ряд методик для проведения логопедического обследования, позволяющих выявить особенности состояния компонентов речевого развития подростка этого возрастного диапазона, а также методики, используемые в деятельности учителя-дефектолога ПМПК, для оценки уровня овладения программным материалом по русскому языку и математике детьми среднего школьного возраста (от 11 до 15 лет) в соответствии с программой обучения.

При этом критериями выделения качественно-уровневой оценки является:

1. Качество и особенности выполнения соответствующих заданий (приведено в описаниях для каждой методики);

2. Стратегия выполнения подростком заданий;

3. Особенности поведения и аффективно-эмоционального реагирования в процессе обследования;

3. Объем и характер необходимой помощи со стороны специалиста для выполнения задания, в том числе, особенности взаимодействия с подростком.

Логика составления примерного пакета диагностических методик предполагает, что каждый специалист ПМПК (психолог, логопед, дефектолог) может выбрать из приведенного для каждого из них достаточно широкого набора диагностикумов, именно те методические средства, которые необходимы для проведения обследования конкретного ребенка и оценки его особенностей развития и поведения. Тем более, что сами методики представлены по степени их усложнения, как, частично в каждом пакете, так и в разных возрастных диапазонах, а также ориентированы на анализ аффективно-эмоционального реагирования подростка.

Таким образом, использование всего пакета в целом для обследования одного ребенка нецелесообразно ни по временным, ни по иным соображениям.

В соответствии с международной классификацией функционирования (МКФ) для каждой методики, представленной в примерном пакете, предусмотрен качественно-уровневый анализ результатов выполнения (в соответствии с представленными для каждой методики категориями МКФ).

Результаты обследования должны быть отражены в соответствующих категориях профиля функционирования (в определениях МКФ), приведенного для каждой методики пакета. Каждая категория должна быть оценена с точки зрения степени ограничений жизнедеятельности по этой категории.



Специфика оценки степени ограничений жизнедеятельности по соответствующим направлениям обследования каждым специалистом ПМПК (отдельно психологом, логопедом, дефектологом) приведены в соответствующих разделах пакета.
10.2 Примерный пакет диагностических методик для организации диагностической деятельности специалистов ПМПК для оценки психологом особенностей девиантного поведения несовершеннолетних в возрасте от 11 до 15 лет на основе международной классификации функционирования
10.2.1 Методические рекомендации по использованию методических средств специалистами ПМПК для оценки психологом особенностей девиантного поведения несовершеннолетних в возрасте от 11 до 15 лет и выделяемых сфер анализа психического развития, позволяющих произвести качественно-уровневый анализ в трех-четырех градациях для соответствующих доменов здоровья и доменов, связанных со здоровьем (в определениях МКФ).

Одним из существенных вопросов является проблема индикаторов девиантного поведения (в том числе, факторов риска формирования отклоняющегося поведения, защитных механизмов или сохранных сторон, на которые возможно опираться в процессе непосредственной практической работы с несовершеннолетним в образовательном или ином учреждении). В качестве таких индикаторов в самом общем виде могут выступать особенности:

  1. регулятивных характеристик деятельности в целом в процессе обследования (целостный анализ поведения);

  2. познавательной деятельности (выявление факторов риска формирования девиантного поведения, нарушенных и сохранных сторон психической деятельности как компенсаторных ресурсов развития) и ее зрелости;

  3. уровня общей осведомленности, способности делать перенос и ориентироваться в различных социальных ситуациях, обучаемости;

  4. эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер;

  5. ценностно-смысловой сферы и правосознания;

  6. индивидуально-психологических особенностей;

  7. патопсихологических симптомокомплексов (в тех случаях, когда они выявлены);

  8. факты из истории жизни несовершеннолетнего (например, состоит ли на внутришкольном учете, в КДН и ЗП, ПДН; как характеризуется с места учебы и др.).

Следует отметить, что ПМПК, относясь к ведомству системы образования, также входит в государственную систему профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, деятельность которой регламентируется Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 02.04.2014, с изм. от 04.06.2014) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Таким образом, проведение квалифицированного  обследования и составление развернутого заключения ПМПК имеет существенное значение не только для организации обучения и воспитания несовершеннолетних с девиантным поведением, но и для профилактики правонарушений в широком смысле. Также заключение ПМПК может играть важную роль в процессе решения трудных жизненных или юридически значимых ситуаций с участием несовершеннолетних (в последнем случае на досудебном, судебном и постсудебном этапе как в уголовном, так и гражданском процессах).

Примерный пакет диагностического инструментария основан на следующих необходимых для анализа критериях:



  1. Особенности мотивационной направленности несовершеннолетнего в процессе обследования (старательность, пассивная старательность, пассивность), понимания контекста ситуации обследования;

  2. Особенности поведения, установления контакта и взаимодействия с несовершеннолетним в процессе работы;

  3. Качество и особенности выполнения заданий несовершеннолетним;

  4. Особенности и содержание корректирующей помощи, предъявляемой специалистом-психологом несовершеннолетнему в процессе обследования, необходимой для выполнения заданий.

Для каждой методики примерного пакета диагностического инструментария приведены соответствующие категории профиля функционирования (в определениях МКФ). Каждая категория должна быть оценена с точки зрения степени ограничений жизнедеятельности по этой категории.

Специфика оценки степени ограничений жизнедеятельности по соответствующим направлениям обследования и используемым педагогом-психологом ПМПК методическим средствам основывается на качественно-уровневом анализе результатов выполнения (в соответствии с представленными для каждой методики категориями МКФ). Результаты обследования, отражаемые в соответствующих категориях профиля функционирования (в определениях МКФ), для каждой методики психологического раздела примерного пакета должны быть оценены с точки зрения степени ограничений жизнедеятельности по этой категории.

При этом предусмотрена следующая градация выполнения заданий каждой методики, входящей в психологический раздел пакета, анализа поведения и коммуникации подростка:



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   102


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница