10 Издание официальное СанПиН 4 10 Москва 2010



страница1/4
Дата15.02.2016
Размер0,74 Mb.
  1   2   3   4


Государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование

Российской Федерации

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и

гигиенические нормативы


САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.2. -10

Издание официальное

СанПиН 2.4.2. -10



Москва - 2010
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в специальных школах-интернатах для детей с ограниченными возможностями здоровья. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.2.


Разработаны: НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Учреждения Академии медицинских наук Научного центра здоровья детей РАМН (В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева, Н.Н.Куинджи, М.И.Степанова, Б.З.Воронова, Т.В.Шумкова., Ж.Ю.Горелова, С.В.Буданцева, Л.М.Текшева, И.К.Рапопорт) при участии Управления Роспотребнадзора по г. Москве (А.В. Мосов); Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова Росздрава (Н.Д.Бобрищева-Пушкина, Л.Ю.Кузнецова, А.А.Силаев, О.Л.Попова); ФГУН НИИ дезинфекции Роспотребнадзора (Л.С.Федорова, А.И.Фролова); Республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Образование и здоровье» Министерства образования Республики Коми (С.А.Уланова).

Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.


  1. Утверждены и введены в действие с … постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г.Онищенко




  1. Зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации ….. года. Регистрационный №



  1. Введены взамен Санитарных правил устройства, оборудования, содержания и режима специальных общеобразовательных школ-интернатов для детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, №»4076-86.


Федеральный закон Российской Федерации

«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

52-ФЗ от 30 марта 1999 г.

«Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) - нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасно­сти и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиениче­ские и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здо­ровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний» (статья 1).

«Государственный санитарно-эпидемиологический надзор – деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания» (статья 1).

«Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, ин­дивидуальных предпринимателей и юридических лиц» (статья 39).

«В дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовой формы должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства» (статья 28).

«За нарушение санитарного законодательства устанавливается дисципли­нарная, административная и уголовная ответственность» (статья 55).

Содержание


1. Общие положения и область применения……………………………

5

2. Требования к условиям и организации учебно-воспитательного процесса в специальных школах-интернатах…………………………………

6


2.1. Общие требования…………………………………………………………

6

2.2. Требования к участку учреждения………………………………………

7

2.3. Требования к зданию, помещениям и оборудованию…….……………

9

2.4. Требования к воздушно-тепловому режиму ……………..……………

16

2.5. Требования к естественному, искусственному освещению и инсоляции

17

2.6. Требования к водоснабжению и канализации……………………………

20

2.7. Требования к организации учебного процесса, режима, питания

обучающихся...............................................................................................


20


2.8. Требования к организации медицинского обслуживания…………………

24

2.9. Требования к санитарно-гигиеническому и дезинфекционному режиму

помещений и территории специальных школ-интернатов


25


Приложение 1. Показатели естественного, искусственного и совмещенного

освещения основных помещений школ-интернатов …………………..


28


Приложение 2. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах детей и подростков РФ………………………………………………

31


Приложение 3. Примерный среднесуточный набор продуктов для расчета питания детей в организованных коллективах………………………………….

Приложение 4. Журнал здоровья………………………………………………

33

35




УТВЕРЖДЕНЫ
Постановлением Главного государственного санитар­ного врача Российской Федерации от

_____________________2010г.

2.4.2 Гигиена детей и подростков. Учреждения общего среднего образования
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы

СанПиН 2.4.2…
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее - санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение неблагоприятного воздействия на организм обучающихся вредных факторов и условий, сопровождающих их учебную, воспитательную и лечебную деятельность в специализированных школ-интернатов (далее – школы-интернаты).

1.2. Специальные школы-интернаты для детей с ограниченными возможностями являются медико-педагогическими учреждениями, в которых обучение, воспитание и профессиональная подготовка проводятся в сочетании с лечебно-реабилитационными и оздоровительными мероприятиями, направленными на восстановление или компенсацию утраченных функций, социально-психологическую адаптацию детей.

1.3. Санитарные правила распространяются на все виды специальных школ-интернатов, кроме школ-интернатов туберкулезного профиля, а также специализированные группы и классы в общеобразовательных учреждениях.

1.4. Настоящие санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности учреждения.

1.5. Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с воспитанием, обучением и оздоровлением детей, а также с эксплуатацией, проектированием, строительством и реконструкцией школ-интернатов.

1.6. Санитарные правила распространяются на действующие, строящиеся и реконструируемые школы-интернаты. Ввод в эксплуатацию построенных или реконструированных зданий, а также функционирование действующих разрешается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам и нормам.

1.7. Образовательная и лечебная деятельность может осуществляться только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий и организации деятельности данного учреждения санитарным правилам, получаемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

1.8. Специальные школы-интернаты предназначены для детей от 6 до 18 лет включительно. При организации дошкольного отделения в учреждении могут находиться дети от 3 до 18 лет. Школы-интернаты рассчитаны на круглосуточное пребывание детей. Допускается пребывание детей не полный день, а для детей, не имеющих родителей - круглогодичное пребывание. Зачисление в школы-интернаты осуществляется на основании заключения медико-педагогической комиссии.

1.9. Количество обучающихся не должно превышать вместимости здания (зданий) учреждения, предусмотренной проектом, по которому построено, реконструировано или приспособлено здание.

1.10. При строительстве, реконструкции и ремонте зданий школ-интернатов следует использовать строительные и отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение об их соответствии санитарным правилам.

1.11. Полимерные и синтетические материалы, предназначенные для использования в строительстве и отделке зданий, для изготовления игрового и спортивного оборудования на участке и в здании учреждения, мебель (в том числе и встроенная), технические средства обучения, компьютерные средства обучения, предметы для детского творчества, игры, игрушки, издательская продукция, программы, режимы и методики обучения, моющие и дезинфицирующие средства, фильтры для очистки питьевой воды должны иметь санитарно-эпидемиологическое заключение об их соответствии санитарным правилам.

1.12. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка и его территориальными органами.

1.13. Сдача в аренду помещений школ-интернатов другим организациям, индивидуальным предпринимателям не должна нарушать требования настоящих санитарных правил.
2. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ И ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПЕЦИАЛЬНЫХ ШКОЛАХ-ИНТЕРНАТАХ
2.1. Общие требования
2.1.1. Отвод земельных участков для строительства здания учреждения допускается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения об их соответствии санитарным правилам и нормам.

2.1.2. Вновь строящиеся школы-интернаты следует размещать вблизи лесных, лесопарковых массивов на обособленных земельных участках, удаленных от магистральных улиц, коммунальных и промышленных предприятий, гаражей в соответствии с требованиями, предъявляемыми к планировке и застройке городов, поселков и сельских населенных пунктов.

2.1.3. Размещение зданий на территориях санитарно-защитных зон не допускается.

2.1.4. Размещение зданий специальных учреждений на внутриквартальных территориях микрорайона допустимо при условии соблюдения расстояния от границы участка учреждения до внутриквартального проезда не менее 25 м, с регулярным движением транспорта - не менее 150 м.

Уровень шума на участке не должен превышать 60 дБА.

2.1.5. Через территории учреждений не должны проходить магистральные инженерные коммуникации городского (сельского) назначения (водоснабжения, канализации, теплоснабжения, электроснабжения, радиостанций и других источников электромагнитного излучения).

2.1.6. Размещение зданий школ-интернатов должно обеспечивать ориентацию окон учебных помещений на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, информатики, рисования, спортивного зала, а также помещение кухни.

2.1.7. При строительстве специальных школ-интернатов земельный участок следует отводить с учетом розы ветров, с наветренной стороны от источников загрязнений атмосферного воздуха. На сложных рельефах местности следует предусмотреть отвод паводковых и ливневых вод от участка для предупреждения его затопления и загрязнения.


2.2. Требования к участку учреждения

2.2.1. Для специальных школ-интернатов предусматривают самостоятельный земельный участок. Расстояние от границ участка учреждения до красной линии должно быть не менее 25 м.

2.2.2. Площадь земельного участка определяют из расчета не менее 150 м² на 1 ребенка. В условиях затесненной городской застройки при строительстве и реконструкции зданий школы-интерната допускается сокращение площади участка, но не более чем на 15-20%. При сокращении участка площади физкультурно-спортивной зоны и зоны отдыха должны быть сохранена.

2.2.3. Участок должен иметь ограждения по всему периметру. Один из въездов должен быть на хозяйственную зону. На участок должно быть предусмотрено не менее двух въездов с твердым покрытием с двух противоположных сторон Подходы к зданию, пути движения детей на участке не должны пересекаться с проездными путями транспорта.

2.2.4. Расположение на участке посторонних учреждений, построек и сооружений, функционально не связанных со школой-интернатом и жилых построек для персонала не допусти

2.2.5. На земельном участке выделяют следующие функциональные зоны: проживания, физкультурно-спортивную, учебно-опытную, отдыха, и хозяйственную. Не допускается сокращение функциональных зон участка и их оборудования в учреждениях с полнодневным и круглосуточным пребыванием детей.

2.2.6. В зоне проживания располагают здания, предназначенные для проживания, обучения, питания, лечения, а также культурно-массового и административно-бытового назначения.

2.2.7. Санитарные разрывы между спальными и учебными корпусами и границей участка должны составлять не менее 50м.

2.2.8. Физкультурно-спортивную зону размещают на расстоянии не менее 50м от спальных и учебных помещений за полосой зеленых насаждений. Она должна включать: легкоатлетическую и спортивные площадки для игр в настольный теннис, волейбол, футбол. Размеры спортивных площадок должны быть: для настольного тенниса не менее 2,8х1,5м; для волейбола – 9х18м, для футбола – 40х60м. Легкоатлетическая площадка должна иметь площадь не менее 500м² с травяным покрытием и оборудоваться беговой дорожкой длиной 30м и ямой для прыжков (4х4м). На площадке устанавливают стационарное и выносное оборудование.

Набор площадок для слепых и слабовидящих детей и детей с последствиями церебрального паралича может изменяться с учетом характера степени тяжести патологии обучающихся детей.

2.2.9. Спортивно-игровые площадки должны иметь травмобезопасное покрытие. Для детей дошкольного возраста допускается покрытие травяное или утрамбованным грунтом, для школьников – плиточное покрытие.

Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят. Синтетические и полимерные покрытия должны быть безопасны, водонепроницаемы, оборудованы водостоками и морозоустойчивы.

2.2.10. Спортивное и игровое оборудование должно быть безопасным, соответствовать возрасту и росту детей. Установка и использование оборудования осуществляется согласно инструкции предприятия-изготовителя; оно должно быть надежно закреплено. Поверхность оборудования не должна иметь острых выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Для покрытия конструкций используются материалы, стойкие к воде, моющим и дезинфицирующим средствам.

2.2.11.Учебно-опытная зона может включать сад, огород-ягодник, парники, участок цветочно-декоративных культур, специальные площадки для трудового обучения и профессиональной подготовки. Состав и площади учебно-опытной зоны определяют в зависимости от конкретных условий: профиля, вместимости учреждения, местных социально-экономических условий, программ обучения. Допускается отсутствие учебно-опытной зоны в интернатах для слепых и слабовидящих детей и детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича.

2.2.12. Зона отдыха включает в себя игровые площадки. Для детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата и умственно отсталых необходима удобная связь учебно-жилых помещений с площадками на участке.

При наличии в школе-интернате дошкольных групп выделяется для каждой из них отдельная игровая площадка.

Следует предусматривать отдельные площадки для игр детей начальной и средней школы и площадку для тихого отдыха обучающихся в старших классах. Площадь игровых площадок принимается не менее 8 м² на одного ребенка (из расчета одновременного присутствия всех детей дошкольного возраста и не менее 50% детей школьного возраста) Игровые площадки должны иметь теневые навесы площадью 2 м² на 1 место, с дощатый пол, трехстороннее ограждение. Теневые навесы, пристраиваемые к зданию, не должны затенять окна жилых помещений.

Игровые площадки оборудуются для дошкольных (при наличии) и младших школьных групп песочницами с навесами, горками, лесенками, качелями, лабиринтами, турниками, гимнастическими стенками, крупными строительными наборами. Для детей старшего школьного возраста – беседками, скамейками, столами для настольных игр, чтения.

2.2.13. Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата уклон дорожек и тротуаров на территории предусматривают не более 5 град., с шириной их не менее 1,6м; на поворотах и через каждые 6м они должны иметь площадки для отдыха.

На участках школ-интернатов для слепых и слабовидящих детей ширина прогулочных дорожек должна быть не менее 3м и иметь двустороннее ограждение двух уровней (перила на высоте 90 см и планка – на высоте 15 см). Ограждения предусматривают для всех предметов, которые могут являться препятствием при ходьбе детей (деревья, кустарники, столбы и др.). В конструкции ограждений не допускается наличие острых углов и выступающих элементов.

Все препятствия (заборы, стены, столбы и др.)должны находиться на расстоянии не менее 3м от границ спортивных и игровых площадок.

Необходимо предусматривать предупреждающую информацию о приближении к препятствиям в виде изменения качества поверхностного слоя покрытия дорожек, рельефных полос.

Асфальтированные дорожки должны иметь дугообразный профиль (середина дорожки возвышается над боковыми сторонами на 5-15см в зависимости от их ширины).

2.2.14. На территории игровых и спортивных площадок продолжительность инсоляции должна составлять не менее 3 часов на 50% площади независимо от географической широты.

2.2.15. Озеленение участка предусматривают из расчета не менее 50% площади всей территории, включая игровые площадки. Для озеленения участка следует использовать зеленые насаждения, обеспечивающие наличие зелени в течение всего года. Необходимо двухъярусное (деревья и кустарники) периметральное озеленение. Деревья и кустарники высаживают по периметру участка, кустарники используют для отделения функциональных зон участка. При озеленении участка не используют колючие кустарники, а также ядовитые растения (с ядовитыми плодами и др. частями растения). Деревья высаживают на расстоянии не менее 15 м, а кустарники – не менее 5 м от здания учреждения.

2.2.16. Хозяйственную зону располагают со стороны входа в производственные помещения пищеблока на границе участка, ее ограждают зелеными насаждениями и предусматривают отдельный въезд с улицы.

Для сбора твердых бытовых и пищевых отходов на территории хозяйственной зоны необходимо иметь раздельные контейнеры с плотно закрывающимися крышками. Их устанавливают на площадках с водонепроницаемым твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1,0 м во все стороны. Расстояние от мусоросборников до здания должно составлять не менее 25,0 м. Площадку оборудуют ветронепроницаемым ограждением, превышающим высоту используемых контейнеров.

При отсутствии в школе-интернате теплофикации и централизованного водоснабжения на территории хозяйственной зоны размещают котельную, хранилище для топлива и насосную с водонапорным баком. При строительстве насосной с водонапорным баком санитарно-защитную зону определяют в соответствии с санитарной классификацией предприятий, сооружений и иных объектов.

2.2.17. Въезды и входы на участок, проезды, дорожка к хозяйственным постройкам, к площадкам для мусоросборников, а в сельских школах-интернатах без канализации - к надворным уборным покрывают асфальтом, бетоном или другим твердым покрытием. Подходы к зданию учреждения не менее чем за 100,0 м также должны иметь твердое покрытие.

2.2.18. Территория учреждения должна иметь наружное освещение. Уровень искусственной освещенности участка – не менее 40 лк на земле.

2.2.19. Земельные участки могут быть расширены за счет сооружения парников, теплиц, оранжерей, помещений для хранения малогабаритной сельскохозяйственной техники, садово-огородного инвентаря и др., которые используются в образовательном процессе.

2.2.20. Ежегодно (весной) проводят декоративную обрезку кустарника, вырубку сухих и низких веток. При наличии непосредственно перед окнами учебных помещений высоких деревьев, закрывающих светопроемы и уменьшающих значения показателей естественной освещенности ниже нормируемых, проводят мероприятия по их вырубке или подрезке ветвей.


2.3. Требования к зданию, помещениям и оборудованию
2.3.1 Вместимость вновь строящихся школ-интернатов не должна превышать 250 человек.

2.3.2. Количество обучающихся детей не должно превышать вместимость учреждения, предусмотренную проектом, по которому построено, реконструировано здание.

2.3.3. Здания школ-интернатов должны быть капитальными, предназначенными для круглогодичного функционирования. Этажность здания не должна превышать 2-х этажей в школах-интернатах для умственно отсталых, слепых и слабовидящих детей и детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича, для остальных не более 3 этажей. При организации в специальной школе-интернате групп дошкольного возраста групповые ячейки должны размещаться на 1-ом этаже, либо в изолированных зданиях или блоках высотой не более 2 этажей.

При числе этажей более 2-х школы-интернаты должны быть оборудованы лифтами. В двухэтажных зданиях школ-интернатов для детей с поражением опорно-двигательного аппарата наличие лифтов обязательно.

Высота учебных, лечебно-диагностических, спальных помещений должна быть не менее 3,3м. Во вновь строящихся школах-интернатах высота потолка должна составлять не менее 3,6м.

2.3.4. В зависимости от климатической зоны входы в здание должны быть оборудованы одним, двумя (III зона, II зона) или тремя (I зона) тамбурами. Лестницы должны иметь ограждения. Высота ограждений составляет 1,5м, поручни устанавливают на высоте 0,85м, высота поручней для детей дошкольного и младшего школьного возраста – 0,6м. Расстояние между вертикальными элементами в ограждениях лестниц – не более 0,1м, горизонтальные элементы в ограждениях не допускаются.

2.3.5. Для детей, имеющих ограниченные возможности в передвижении, должны быть предусмотрены специальные устройства, обеспечивающие их передвижение внутри здания (пандусы с уклоном не более 1:10 с ограждающими конструкциями со всех сторон, разноуровневые перила, лифты, специально оборудованные санузлы, достаточные по ширине входы в учебные и другие помещения, одноуровневые полы во всех помещениях, отсутствие порогов и др.). Ширина лестничных маршей и пандусов в помещениях для детей с ограниченными возможностями должна быть не менее 1,8м.

2.3.6. Помещения приемного отделения, спальные, лечебно-диагностические, учебные помещения, столовую и помещения культурно-массового назначения следует размещать в одном корпусе или отдельных блоках здания, соединенных отапливаемыми переходами в наземных этажах зданий.

2.3.7. Гардеробные для персонала и детей, сушилки, бельевые, заготовочные первичной обработки продуктов, помещения мойки тележек, хозяйственные мастерские допускается размещать в цокольных этажах здания при условии, что отметка пола цокольного этажа ниже отметки прилегающего тротуара не более чем на 0,7м.

2.3.8. Ширина коридоров основных помещений для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и нервной системы должна быть не менее 2,4м, для остальных профилей – не менее 2,2м.

2.3.9. Помещения для проживания детей следует проектировать в виде изолированных групп жилых помещений двух основных типов:

- для детей дошкольников – по типу детского сада, когда раздевальная, групповая, спальня и туалет образуют единый блок связанных друг с другом помещений (групповую ячейку);

- для детей школьного возраста – по типу коридорной системы, когда спальни с другими помещениями жилой ячейки связаны через коридор (систему коридоров).

2.3.10. В специальных школах-интернатах в зависимости от их вида устанавливается следующая предельная (максимальная) наполняемость классов, групп (в том числе для детей со сложными дефектами), а также групп продленного дня:

- для глухих – 6 человек;

- для слабослышащих и позднооглохших с легким недоразвития речи из-за нарушения слуха – 10 человек;

- для слабослышащих и позднооглохших с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха – 6 человек;

- для слепых – 8 человек;

- для слабовидящих и поздноослепших – 12 человек;

- для имеющих тяжелые нарушения речи -12 человек;

- для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата – 10 человек;

- для имеющих задержку психического развития – 12 человек;

- для умственно отсталых - 12 человек;

- для глубоко умственно отсталых – 6 человек;

- для имеющих сложные дефекты – 5 человек (при наличии необходимых условий и средств возможно комплектование классов с меньшей наполняемостью

Наполняемость специальных классов VII вида, групп продленного дня – до 12 человек. В специальном классе, группе, группе продленного дня коррекционного учреждения должно быть не менее трех воспитанников, способных самостоятельно передвигаться и частично обслуживать себя.

2.3.11. Число групповых ячеек для дошкольников должно соответствовать числу дошкольных групп. В состав ячейки должны входить спальня (в интернатах для детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича не менее 4,5м². на 1 место и не менее 4м². в интернатах другого профиля); столовая-игровая - не менее 4м². на 1 место, в школах-интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – не менее 4,2 м².; туалетная (общей площадью не менее 16м²); раздевальная (общей площадью не менее 14м².); буфетная (общей площадью не менее 3м²); комната дежурного воспитателя с санитарным узлом (общей площадью не менее 9м²). Один вход в здание допускается планировать не более чем на 4 групповые ячейки.

2.3.12. В состав оборудования санитарных узлов входят: ванна (детская) -1; душ- 1;умывальники – 2; мойки для ног – 2; унитаза – 2; мойка для мытья горшков – 1; полотенцесушитель – 1; полка-стеллаж для хранения горшков, открытые шкафчики для хранения полотенец и умывальных принадлежностей. Для детей дошкольного возраста с 5 лет необходимо предусматривать раздельные туалеты для мальчиков и девочек.

Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях интернатов следует предусматривать не менее 1 унитаза и умывальника на 2 ребенка дошкольного возраста.

2.3.13. Учебные и жилые помещения для детей специальных школ-интернатов следует группировать по типу учебно-жилых ячеек, дифференцированных по возрастному принципу: для младшего, среднего и старшего школьного возраста. Учебно-жилые ячейки для учащихся разных возрастных групп должны быть непроходимыми, изолированными друг от друга и от общешкольных помещений. В состав учебно-жилой ячейки должны входить спальни, учебно-игровые комнаты, комната воспитателя, санитарные узлы.

2.3.14. Спальные комнаты предусматривают раздельными для мальчиков и девочек, не более чем на 4 места каждая, площадью не менее 6кв.м на 1 место в интернатах для детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича и не менее 5м²на 1 место во всех остальных интернатах. Спальные комнаты для девочек и мальчиков среднего и старшего школьного возраста должны располагаться в разных блоках или на разных этажах.

2.3.15. Спальные комнаты оборудуют стационарными одноярусными кроватями с твердым ложем и индивидуальными прикроватными тумбочками. Недопустимо оборудование спальных комнат двухъярусными кроватями. Кровати в спальных комнатах расставляют с соблюдением минимальных разрывов: от наружных стен – не менее 0,6м, от отопительных приборов - не менее 0,2м, ширина прохода между кроватями – не менее 1,1м (в интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебрального паралича- не менее 1,7м), между изголовьями двух кроватей – не менее 0,3-0,4м.

2.3.16. Учебно-игровая комната проектируется одна на ячейку, площадью не менее 6м² на 1 место.

2.3.17. Комната дежурного воспитателя должна иметь площадь не менее 9м² и отдельный санитарный узел с туалетом и умывальником.

2.3.18. В каждой учебно-жилой ячейке должны предусматриваться: комната для глажения и чистки одежды из расчета не менее 0,1м² на 1 место; помещение для хранения вещей детей из расчета – не менее 0,2м на 1 место.

2.3.19. Покрытия столов, тумбочек, спинок кроватей, полок и другой мебели должны быть гладкими, устойчивыми к влажной уборке и дезинфекции.

2.3.20. Санитарные узлы, оборудованные кабинами (на один унитаз) с дверями без запоров следует предусматривать в каждой учебной ячейке раздельными для мальчиков и девочек, площадь санитарного узла должна быть не менее 20м². Они включают:

-для слепых и слабовидящих детей умывальные из расчета 1 умывальник на 3 человека; 1 мойку для ног на 6 человек; уборные из расчета 1 унитаз на 8 девочек, 1 писсуар и 1 унитаз на 10 мальчиков; душевые кабины из расчета 1 душевая сетка на 12 человек;

-для детей с последствиями полиомиелита, церебрального паралича и для умственно отсталых детей - умывальные из расчета 1 умывальник на 4 человека; 1 мойка для ног на 10 человек; уборные из расчета 1 унитаз на 8 девочек и 1 унитаз и 1 писсуар на 10 мальчиков; душевые кабины из расчета 1 душевая сетка на 10 человек (для детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича) и на 12 человек (для умственно отсталых детей); для детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича один из унитазов предусматривается высоким, приспособленным для сидения; кроме душевых должны быть ванные комнаты из расчета не менее 6м² на 1 ванну;

-в остальных школах-интернатах - умывальные из расчета 1 умывальник на 8 человек; 1 мойка для ног на 12 человек; уборные из расчета 1 унитаз на 15 девочек, 1 унитаз и 1 писсуар на 20 мальчиков; душевые кабины из расчета 1 душевая сетка на 18 человек.

- кабины гигиены девочек, оборудованные поддоном с гибким шлангом и умывальником, следует проектировать из расчета 2 на 15 девочек.

2.3.21. Во вновь строящихся и реконструируемых специальных школах-интернатах следует предусматривать санитарные узлы при каждой спальне площадью не менее 6м², с умывальником, унитазом и душевой сеткой с поддоном.

Для персонала на каждом этаже оборудуют санитарный узел (1 унитаз и 1 умывальник), чередуя по этажам для мужчин и женщинё

2.3.22. В санузлах устанавливают педальные ведра, держатели для туалетной бумаги, вешалки для индивидуальных полотенец, мыло (жидкое с дозатором), рядом с умывальными раковинами размещают электро- или бумажные полотенца. Мыло, туалетная бумага и полотенца должны быть в наличии постоянно.

2.3.23. Установку умывальников следует проводить на высоте 0,5 м от пола до борта раковины для дошкольников и школьников 1-4 классов, и на высоте 0,7-0,8 м от пола до борта раковины для школьников 5-11 классов.

2.3.24. Помещение столовой рассчитывают на обслуживание детей и персонала. Объемно-планировочные решения, набор помещений и оборудование столовой учреждения должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях.

Для питания детей дошкольного возраста следует предусматривать столовые-игровые (из расчета не менее 4м² на 1 ребенка); буфетные площадью не менее 3,0м², оборудованные 2-гнездными моечными ваннами, полками для сушки посуды и шкафами для её хранения. Во вновь строящихся интернатах буфетную оборудуют 3-гнездной мойкой.

Для детей школьного возраста предусматриваются обеденные залы из расчета не менее 2,3м² на 1 посадочное место в школах-интернатах для детей с последствиями полиомиелита и церебрального паралича и не менее 1,6м² во всех остальных школах-интернатах при условии организации питания детей в одну смену.

При обеденном зале необходимо предусматривать умывальники из расчета 1 на 10 посадочных мест в интернатах для слепых и слабовидящих детей, 1 на 15 посадочных мест в интернатах для умственно отсталых детей и 1 на 20 посадочных мест во всех других видах интернатов; санитарный узел из расчета 1 унитаз на 30 детей. Для вновь строящихся или реконструируемых интернатов необходимо предусматривать в отдельном помещении или в расширенном коридоре перед столовой установку умывальников из расчета 1 умывальник на 10 детей. Помещение должно иметь электросушилки для рук или держатели для одноразовых полотенец.

Питание персонала организуется в отдельном обеденном зале.

Набор и площади производственных помещений пищеблока во всех типах школ-интернатов следует рассчитывать для работы на сырье.

В интернатах для детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича, где питание осуществляется непосредственно в учебно-жилой ячейке, необходимо предусматривать раздаточную (не менее 9м²) и помещение для мытья посуды (не менее 6м²), оборудованное 3 гнездными моечными ваннами, полками для сушки и шкафами для хранения посуды, подъемником для подачи пищи.

2.3.25. Во всех интернатах должно проводиться обучение детей школьного возраста. Обучение лежачих детей с заболеваниями и травмами опорно-двигательного аппарата и нервной системы может проводиться в спальнях. Для обучения остальных детей предусматриваются учебные помещения.

Для детей младшего школьного возраста школ-интернатов всех видов, для детей среднего и старшего школьного возраста в школах-интернатах для умственно-отсталых детей, слепых и слабовидящих, для детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича рекомендуется размещение учебных помещений и неспециализированных кабинетов в составе жилых помещений. Специализированные кабинеты по отдельным предметам располагаются в общем блоке учебно-производственных помещений.

Для детей среднего и старшего школьного возраста других типов школ-интернатов рекомендуется все учебные помещения располагать в блоке учебных помещений, а в составе жилых помещений предусматривать учебно-игровые комнаты.

Учебные помещения могут быть сгруппированы в учебные секции. В учебных секциях для обучающихся в 1-4 классах размещают не более 4 учебных помещений, для учащихся 5-11 классов – не более 6.

Учебные и жилые помещения начальных классов в школах-интернатах для умственно отсталых детей, для слепых и слабовидящих, для детей с последствиями полиомиелита и детского церебрального паралича следует размещать в отдельном блоке в пределах одного этажа.

2.3.26. Для обучающихся II и III ступени школы допускается организация образовательного процесса по классно-кабинетной системе. При невозможности обеспечить в кабинетах и лабораториях соответствие учебной мебели росто-возрастным особенностям обучающихся использовать кабинетную систему не рекомендуется.

2.3.27. Учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебной мебели для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, средств информативно-коммуникационных технологий (ИКТ), зону психологической разгрузки.

2.3.28. Площадь учебных помещений определяют из расчета не менее 6м² на 1 обучающегося в интернатах для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и не менее 5м² на 1 место во всех остальных интернатах. При кабинетах физики, химии, биологии и информатики – предусматривают лаборантские не менее 14м². В школах с малой численностью для занятий химией, физикой и биологией допускается один кабинет с тремя лаборантскими.

2.3.29. Площадь учебных кабинетов, в которых используются компьютеры, определяют из расчета не менее 6,0м² на одно рабочее место, оборудованное дисплеем на основе электронно-лучевой трубки и не менее 4,5м² при условии использования жидкокристаллического или плазменного дисплея. Рабочие места с компьютерами, подключаемые к электрической сети, должны быть оборудованы защитным заземлением и соответствовать гигиеническим требованиям к ПЭВМ и организации работы с ними.

2.3.30. Входные двери в классы, кабинеты, лаборатории в интернатах для слепых и слабовидящих, для умственно-отсталых детей и детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата следует делать одностворчатными и располагать со стороны стола учителя.

2.3.31. Ширина рекреаций при одностороннем расположении классов должна составлять не менее 4м, при двустороннем расположением классов – не менее 6м, площадью не менее 1,4м² на учащегося. При строительстве и реконструкции специальных школ-интернатов следует отдавать предпочтение рекреационным помещениям зального типа, площадь которых определяют из расчета не менее 2,0м² на одного обучающегося.

2.3.32. Во всех школах-интернатах следует предусматривать комнаты для индивидуальных занятий детей из расчета не менее 4м² на одного воспитанника (площадью не менее 12 м²) размещаемые в группе учебно-жилых помещений. В случае размещения в составе интернатов ячеек для дошкольного возраста на каждую ячейку следует предусматривать одно помещение для индивидуальной работы. Оборудование и помещения для внеурочной деятельности, кружковых занятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к учреждениям дополнительного образования детей.

2.3.33. Во всех специальных школах-интернатах необходимо предусматривать кабинет психолога (площадью не менее 16м²) с лаборантской (не менее 10м²) и комнату психологической разгрузки (площадью не менее 16м²).

В зависимости от профиля в специальных школах-интернатах должны предусматриваться следующие кабинеты:

-кабинет логопеда (площадью не менее 20м²);

- кабинет тифлопедагога (площадью не менее 14м²);

- лингафонные кабинеты (не менее 6м² на 1 рабочее место в интернатах для детей со сколиозами и не менее 4,5м² на 1 место в интернатах для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, с нарушениями речи, детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата).

2.3.34. Для организации физкультурно-оздоровительной работы необходимо предусматривать зал для занятий общей физической подготовкой площадью не менее 162м2 (9х18 м), при высоте помещений не менее 6,0м и зал для занятия лечебной физкультурой из расчета не менее 5м2 на 1 занимающегося. В школах-интернатах для детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата целесообразно предусматривать и кабинеты для индивидуальных занятий ЛФК (площадью не менее 12м2). При проектировании спортивных залов большей площади следует соблюдать соотношение их сторон 1:2. При спортивных залах должны быть предусмотрены раздевальные для мальчиков и девочек, площадью не менее 14,0м2 каждая; душевые, площадью не менее 12м2 каждая; санитарные узлы для девочек и мальчиков, площадью не менее 8 м2 каждый; комната для инструктора, площадью не менее 9,0 м2. Для хранения спортивного инвентаря должно быть выделено специальное помещение при каждом зале площадью не менее 16м2.

2.3.35. В школах-интернатах для слепых и слабовидящих планировка и оборудование физкультурного зала (площадью не менее 288м2 и размерами 12х24м) должны предусматривать:

- разделение зала на две зоны: меньшую для занятий на снарядах и большую для

игровой деятельности:

- наличие разделительной капроновой сетки между зонами, спускающейся сверху;

- стационарное установление всех снарядов;

- приподнятость пола в меньшей части зала на 6-7см;

- устройство вибрирующей полосы настила пола по периметру вдоль стен зала и для разделения зала на зоны с наклоном в сторону большей части на 10-12º.

2.3.36. Во вновь строящихся и реконструируемых школах-интернатах следует предусматривать лечебный бассейн с ванной площадью не менее 36м² и переменной глубиной от 0,7 до 1,0м.

По периметру ванны необходимо оборудовать обходные дорожки шириной не менее 0,75м, со стороны выхода из душевых – 1,5м. В местах выхода из душевой на обходную дорожку устанавливают ножные ванны длиной и шириной не менее 0,8м и глубинной 0,1 м.В.

В плавательном бассейне для слепых и слабовидящих детей края ванны бассейна должны быть обтянуты резиной, мелкая часть ванны отделяется ограничительной доской из пенопласта (поперек ванны) и сеткой с грузилами. Для спуска в ванну предусматривают две дополнительные лестницы с перилами, вокруг ванны и вдоль стен должны быть перила на высоте 30 и 50 см от пола.

2.3.38. В школах-интернатах следует предусматривать актовые залы с эстрадой с числом мест не менее чем 75% от общего числа детей школьного возраста из расчета не менее 1,8м² на одно место в зале в школах-интернатах для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата и не менее 1,2 м²- для остальных типов интернатов.

2.3.39. Состав и площади учебно-производственных мастерских школ-интернатов определяются в зависимости от конкретных условий: профиля, вместимости учреждения, местных социально-экономических условий, программ обучения, возможностей дальнейшего трудоустройства и должны соответствовать гигиеническим требованиям к учреждениям начального профессионального обучения.

Для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата площади учебно-производственных мастерских должны быть увеличены на 20%, по сравнению с принятыми для общеобразовательных школ, проходы между стенками и оборудованием в учебно-производственных мастерских должны быть шириной не менее 1,7м.

2.3.40. В интернатах для слепых и слабовидящих детей в составе помещений учебно-производственной подготовки следует предусматривать кабинет тифлографики площадью не менее 54м² с подсобным помещением площадью не менее 18м², а также кабинет социальной адаптации, представляющий собой жилую комнату с кухней, санитарным узлом, кладовой.

2.3.41. Набор и площади лечебно-диагностических помещений зависят от медицинского профиля и вместимости интернатов и должны соответствовать гигиеническим требованиям к лечебно-профилактическим учреждениям.

2.3.42. Изолятор проектируется из расчета 5% от вместимости интерната. К изолятору предъявляют требования, аналогичные отделениям инфекционных больниц. Помещения изолятора должны предусматривать возможность изоляции больных с инфекционными заболеваниями, имеющими различные механизмы передачи (желудочно-кишечные, капельно-воздушные, смешанные), т.е. не менее чем на 3 инфекции. Площадь палат изолятора должна быть не менее 6м² на 1 место. Помимо палат в изоляторе следует предусматривать кабинеты врача и медсестры (не менее 9м2 каждый), буфетную-раздаточную (не менее 3м2) с помещением для мытья посуды (не менее 5м2), санитарный узел для детей с умывальником в шлюзе и унитазом (не менее 4м2), ванную комнату (не мене 3м2), санитарный узел для персонала с умывальником в шлюзе и унитазом (не менее 4м2) и комнату для хранения дезинфицирующих средств и уборочного инвентаря (не менее 3м2).

В состав помещений изолятора включают также палаты типа "бокс" на 1 место с санитарным узлом и отдельным входом (площадью не менее 12м2). Число мест в боксах должно составлять не менее 25% вместимости изолятора.


Каталог: PDF
PDF -> Вак 19. 00. 05 Психологические аспекты удовлетворенности браком молодых семей
PDF -> Великое сокрестие континентов как модель космопланетарной интеграции планеты земля
PDF -> Органическое единство уроков и внеурочной деятельности в географическом образовании учащихся
PDF -> Мысли правят миром
PDF -> Поликультурная компетентность как социально-педагогический феномен
PDF -> Базовая часть Аннотация к рабочей программе дисциплины
PDF -> Из опыта работы О. В. Карасева, учитель начальных классов второй квалификационной категории
PDF -> Методическая разработка Формирование представления о здоровом образе жизни среди студентов общежития
PDF -> Воспитание духовно – нравственных ценностей на основе православной культуры


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница