1 Воспитание будущего читателя 6 1 Возрастные особенности читателя-дошкольника 6



Скачать 108.5 Kb.
Дата20.04.2016
Размер108.5 Kb.
ТипРеферат
Содержание
Введение 3

1 Воспитание будущего читателя 6

1. 1 Возрастные особенности читателя-дошкольника 6

1. 2 Формирование и развитие литературного вкуса у

дошкольников 8

1. 3 Особенности работы с дошкольниками в детском саду 12

1. 4. Работа воспитателя с родителями 16

2. Программы по развитию интереса дошкольников к

чтению......................... 19

Заключение.................. 30

Приложение................ 34

Приложение II............. 36



Введение
Воспитанию читателя-школьника посвящено немало исследований. Что же касается дошкольника, то здесь дело обстоит сложнее. Вероятно, это связано с тем, что в силу возрастных особенностей его считают не читателем, а слушателем. А ведь именно в дошкольном возрасте формируются стереотипы читателя, среди которых имеют место и негативные (в школьном возрасте их сложнее корректировать). Приведем несколько примеров. Если дошкольник привык относиться к чтению только как к развлечению, а любимым его «чтивом» являются комиксы, то воспитать в таком ребенке вдумчивого читателя, для которого чтение - серьезное занятие, сложно. Если в семье ребенка постоянно заставляют читать, прибегая к наказаниям, он будет воспринимать чтение как скучную обязанность и творческого, заинтересованного читателя из него не получится. Дошкольники «всерьез» воспринимают все прочитанное и увиденное, и, если не формировать критическое восприятие, велика вероятность, что они будут копировать негативные образцы, подражать отрицательным героям, т.е. у них начнут формироваться неадекватные модели поведения. Например, во многих сказках зло наказывается, причем жестоко. И если ребенок неверно воспринимает сказку (ее смысл, поступки главных героев и т.д.), у него может сформироваться агрессивная модель поведения.

Любовь к искусству, литературе связана с любовью человека к слову вообще. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется и развивается речь. Дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественный текст, поэтому полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы останутся с ними на долгие годы.

Художественная литература должна занимать в жизни ребенка важное место. Приобщение к книге - одна из основных задач художественно-эстетического воспитания дошкольника. Знакомство с доступными ему образцами художественной литературы и фольклора должно начинаться с первых лет жизни.

Известно, что дошкольное детство - определяющий этап в развитии личности, ибо в возрасте до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, «напитывается» разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает, в том числе героям книг.

В результате приобщения к книге облагораживается сердце ребенка, совершенствуется его ум. Книга помогает овладеть речью - ключом к познанию окружающего мира, природы, вещей, человеческих отношений. Частое чтение литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности.

Итак, любой дошкольник является читателем. Даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых, он выбирает, что будет слушать; он воспринимает то, что слышит, оценивает его, а значит, является читателем. Если не заниматься воспитанием дошкольника как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы.



Проблемой нашего исследования является развитие интереса к чтению книг у дошкольников.

Цель нашей курсовой работы: проанализировать методическую и теоретическую литературу, ознакомиться с новейшими методиками по проблеме исследования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Проанализировать методическую и теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Раскрыть особенности читателей-дошкольников.

3. Рассмотреть формы и методы развития интереса к чтению у дошкольников в детском саду и дома..

При написании данной курсовой работы применялись следующие методы научного исследования: 1) теоретический анализ работ педагогов и методистов, посвященных данной проблеме; 2) изучение опыта воспитателей, использующих в своей практике различные программы и методики развития интереса к чтению книг.


1 Воспитание будущего читателя

1. 1 Возрастные особенности читателя-дошкольника
Дошкольники уже в 3-4 года отличаются высокой познавательной активностью, стремятся расширить свой кругозор, вырваться за рамки той среды, которая их окружает. Главный их помощник в этом - книга. К общению с ней они уже готовы: эмоционально реагируют на услышанное, улавливают и различают разнообразные интонации, узнают любимых литературных героев, сопереживают им. Наиболее активно они воспринимают малые жанры фольклора (потешки, прибаутки), песни игрового характера, сказки, стихи. Знакомство детей со стихотворными текстами целесообразно проводить на занятиях в детском саду и дома, а также во время прогулки, одевания, умывания, кормления. При этом дети вместе с взрослым разыгрывают сюжеты стихотворных произведений, прислушиваются к звукоподражаниям, созвучиям, рифмам.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

И, наконец, четвертая группа - стереотипы оценки прочитанного. Зачастую дошкольники либо вообще не оценивают прочитанное, либо оценивают некритически, полагаясь только на эмоции или мнение взрослых и сверстников. Поэтому необходимо воспитывать дошкольников как критически мыслящих, творческих читателей1.



1. 2 Формирование и развитие литературного вкуса у дошкольников
Важнейшей задачей воспитателя и родителей становится отбор таких художественных произведений, которые действительно способствуют формированию литературного вкуса. Родители часто теряются в потоке информации. Им подчас сложно сориентироваться в обилии книг, предназначенных для детей. Но иметь представление о целесообразности использования в детской аудитории того или иного литературного текста, необходимо, как и научиться руководствоваться критериями художественности.

В последнее время появилось множество обработок известных детских произведений, поэтому, выбирая ту или иную обработку, необходимо руководствоваться следующими правилами:



  • целесообразность использования данного произведения в детской аудитории;

  • его принадлежность к подлинному искусству;

  • художественность иллюстраций и их соответствие содержанию литературного произведения.

Читательский кругозор дошкольника необходимо расширять, знакомить его с произведениями разных жанров и стилей, с детской классической русской и зарубежной литературой. Чтобы заниматься развитием литературного вкуса ребенка, воспитатели и родители сами должны быть начитанными людьми с развитым эстетическим вкусом и чутьем.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Итак, литературный вкус надо формировать у ребенка с ранних лет. В первые годы жизни его следует приобщать к фольклору (пестушки, колыбельные песни, потешки, сказки и др.), а в возрасте 3-4 лет к русской классической детской литературе (А. Пушкин, К. Чуковский, А. Барто, Б. Заходер и др.). Включение ребенка раннего возраста в чтение способствует более осознанному выбору произведений для чтения в отроческие и юношеские годы, прививает любовь к чтению.

Читать детям должны и родители дома, и воспитатели в детском саду. Ребенок постарше уже самостоятельно делает выбор, и если он не знаком с классикой, его выбор вряд ли падет на настоящую литературу2.
1. 3 Особенности работы с дошкольниками в детском саду
Каким же образом воспитывать дошкольника как читателя, формируя указанные позитивные стереотипы и преодолевая негативные? Для этого необходима специальная работа с детьми и родителями и должны решаться следующие воспитательные задачи.


  • Расширение круга читательских интересов дошкольников, знакомство с высокими образцами искусства (воспитание разностороннего читателя).

  • Формирование готовности к рациональному выбору книг, (воспитание разборчивого читателя).

  • Формирование готовности к полноценному восприятию прочитанного, воспитание вдумчивого, заинтересованного читателя.

  • Формирование готовности к адекватной оценке прочитанного, воспитание критически мыслящего, творческого читателя.

  • Вырезано.

  • Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Эффективной формой работы является ведение дневников читателя. Ребенок сам или с помощью взрослых записывает книги, которые прочитал или прослушал. Рисует красное солнышко, если они понравились и принесли пользу, желтое солнышко - если просто получил удовольствие, тучку - если принесли вред (перевозбудился, не мог уснуть, заболела голова, зря потратил время, не понравилось и т.д.). В дальнейшем в план чтения такие книги уже не включаются.

С целью формирования полноценного восприятия прочитанного на занятиях по развитию речи необходимо побуждать детей к сравнительному анализу художественных произведений. Например, предложить сравнить сказки разных народов со схожими сюжетами, народные и авторские сказки. Важно научить детей понимать, что главным в произведении является не столько сюжет, сколько идеи, смыслы, авторский замысел. Если такое понимание не закладывается с детского возраста, то вырастают читатели, которых привлекают только динамичный, насыщенный сюжет, возможность испытать острые ощущения и не интересуют заложенные или отсутствующие в них идеи и смысл. И тогда практически единственным чтением становятся остросюжетные детективы примитивного уровня.

С целью формирования у детей осмысленного восприятия прочитанного нужно перед чтением книг предложить определенные задания. Например, оценить иллюстрации к книге, описать главных персонажей. Когда дети научатся выполнять такие задания, можно их усложнить: предложить составить устный отзыв на прочитанное по вопросам: как называется книга? Кто автор? Понравилась или нет и почему? Интересная ли книга? Что вызвало интерес? Полезна ли книга? Что можно взять из нее для себя? Что было непонятным? Какие вопросы ты хотел бы задать автору книги?

Полезна работа и по повторному восприятию прочитанного. Читая книгу первый раз, ребенок следит прежде всего за сюжетом. Повторное чтение помогает извлечь новые идеи и смысл. Можно прочитать детям рассказ первый раз, побеседовать. Через месяц вновь прочитать его и спросить: изменилось ли восприятие? Что нового увидели в произведении? Обычно понравившееся произведение дети читают по нескольку раз. Следует попросить их рассказать о таких книгах, о том, как меняется их восприятие при повторном чтении.

Чтобы научить детей понимать авторский замысел, можно предложить после чтения книги придумать вопросы к автору.

Оценка персонажей дошкольниками чаще всего основывается на одном из наиболее запомнившихся качеств или поступков. Они учитывают, соответствует или не соответствует поведение героя их собственным нормам и требованиям. У дошкольников такие нормы и требования еще не сформированы, поэтому многие поступки и качества оцениваются неправильно и вызывают неадекватное отношение. Задача воспитателя - подвести детей к правильной оценке.



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Продолжением такой работы может стать созданный в группе клуб читателей. Раз в две недели проводятся его заседания, на которых организуют игры, викторины, обмен мнениями, конкурс иллюстраций к прочитанному и т.д. На заседания клуба дети могут приносить из дома свои любимые книги, рассказывать о них, обмениваться книгами. В клубе можно организовать конкурс на лучшего знатока детских стихов, сказок, творчества какого-либо детского писателя3.


1. 4. Работа воспитателя с родителями
Перейдем к работе воспитателя с родителями, в ходе которой решаются следующие воспитательные задачи.

  • Познакомить родителей с возрастными особенностями дошкольников-читателей, позитивными и негативными стереотипами.

  • Расширить их представления о детской литературе.

• Научить руководить воспитанием детей как читателей, привлечь их к взаимодействию с ДОУ.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Воспитатель просит родителей оказывать детям помощь в ведении дневника читателя, рассказывает о пользе такого дневника. Можно предложить родителям вести «Педагогический дневник родителей - руководителей чтения», в котором фиксировать наблюдения за процессом развития ребенка-читателя (что читает, какие любимые книги, как реагирует, слушая то или иное произведение, и др.).

Можно устроить в группе конкурс иллюстраций детей и родителей к литературным произведениям. Детям нравится рассказывать о том, что нарисовали их родители, почему именно так изобразили литературных героев.

Воспитатель может прочитать родителям следующие лекции: «Литературные игры в семейном кругу», «Читаем и рисуем вместе с ребенком», «Литературный театр дома», «Выразительно читаем и рассказываем ребенку», «Домашний литературный журнал» и др. На одно из заседаний читательского клуба пригласите родителей и устройте сочинение сказок детьми и родителями. Одна семейная команда придумывает начало сказки, а другая продолжает ее и т.д.

Особое внимание родителей следует обратить на необходимость руководства просмотром телепередач, видео. Необходимо убедить их в том, что ребенок не должен находиться у телевизора больше часа в день, не должен смотреть все подряд.

Описанная нами работа ориентирована прежде всего на старших дошкольников. Но начинаться она может и в младшем дошкольном возрасте4.


2. Программы по развитию интереса дошкольников к чтению
Начинать воспитывать будущего читателя необходимо с младенчества, когда ребенок еще слушатель. Для того чтобы приобщить детей к книге, развить интерес к чтению существует множество программ. Приведем две такие программы. Цель этих программ – литературное развитие, создание основы для формирования специальных литературных способностей с учетом психологических особенностей дошкольников.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Ознакомление детей с литературой, обучение их пересказу, выразительному чтению наизусть потешек, стихов, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества — все это должно способствовать решению следующих задач:



  • развивать умение слушать художественные произведения, эмоционально отзываться на них;

  • учить воспринимать содержание произведений, понимать функциональную связь между ними, мотивированно их оценивать, понимать жанровое разнообразие произведений, особенности изобразительно-выразительных средств, связь литературы с окружающей действительностью;

  • побуждать пересказывать эмоционально, логично, последовательно, уместно употребляя образные средства языка;

  • развивать эмоциональную отзывчивость на художественные тексты, поэтический слух, чувство рифмы, ритма, стиля;

  • научить детей применять полученные на занятиях представления и умения в самостоятельной деятельности.

Помимо указанных общих задач на каждом занятии ставятся конкретные цели, связанные с тематикой произведений (они сформулированы для каждого занятия отдельно).

В основном все занятия (особенно в младшей и частично в средней группе) начинаются с игровой или проблемной ситуации или с сюрпризного момента. Это дает возможность повысить интерес детей к обучению, обеспечить благоприятную атмосферу. Также в программу включены комплексные занятия, т.е. сочетающие несколько жанров.

Ознакомление детей с разными жанрами художественной литературы происходит во всех возрастных группах детского сада. При этом замечено, что труднее всего детям даются стихотворение и его запоминание.

Нелегко запомнить то, что оставляет равнодушным, что не связано с опытом ребенка, его личными переживаниями, интересами, потребностями. Когда нет мотивации для запоминания, тогда нет и результативной деятельности.



Для заучивания наизусть следует подбирать такие стихи, которые интересны ребенку, помогают ему играть, общаться, сопереживать свои действия, движения, ритмизировать их. Ребенок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей или облегчит распределение ролей в игре, определит ведущего.

Заучивание наизусть, как правило, сопровождается демонстрацией игрушек, предметов, иллюстраций, рисунков, картин. В одних случаях наглядность используется для инсценировки стихотворения, в других она побуждает детей к высказываниям, которые воспитатель обобщает, читая стихотворные строчки, и малыш, повторив их, без труда запоминает.

Особенно быстро помогают запомнить текст с диалогами различные виды театров с их атрибутикой. Пальчиковый театр поможет запомнить практически любое стихотворение. Не менее интересной будет сценка, представленная в кукольном или в перчаточном театре.

При разучивании некоторых стихов можно использовать построчное запоминание. Дети собираются в кружок, педагог читает стихотворение и «раздает» (в устной форме) каждому по одной строчке: «Запомни, повтори и дотронься рукой до соседа, тот скажет свою строчку и дотронется до следующего — и так до конца». Распределяя строчки, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: давать детям с хорошей памятью длинные строчки, с плохой — короткие.

Структура занятий по пересказу художественных произведений имеет много общего с заучиванием наизусть. Сюда входят: чтение с установкой на запоминание; беседа, помогающая понять стихотворение в целом и отдельные его части; чтение воспитателем после беседы; чтение стихотворения детьми.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Следует также приучать дошкольников не только следить за ходом событий, но и замечать новые слова, необычные сравнения.

Большую помощь может оказать применение технических средств обучения: показ диафильмов, прослушивание звукозаписей, просмотр видеокассет. Но их использование должно быть строго регламентировано. Нельзя подменять ими другие методические приемы. Если все занятие будет сведено к просмотру диафильма или слушанию звукозаписей, тогда нарушится непосредственное, живое общение взрослого и ребенка.

Итоговые занятия по ознакомлению детей с художественной литературой проводятся в форме литературных викторин примерно один раз в квартал. Есть и другой интересный опыт работы — например, после изучения темы «Осень в произведениях русских поэтов» детей ведут на прогулку в лес (парк, ботанический сад), и там они декламируют стихи. Это дает возможность почувствовать связь литературы с окружающим миром, сильнее осознать красоту и удивительную силу и выразительность художественного слова5.

Второй программой является книга Елены Кузьменковой и Галины Рысиной «Воспитание будущего читателя. Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет», которая представляет собой оригинальную методику приобщения малышей дошкольного возраста к миру Книги. Методика предполагает не только знакомство детей с литературными произведениями, но и активное проживание детьми своих впечатлений через рисование, лепку, аппликацию и драматизацию. Методика будет интересна всем, кто работает с дошкольниками и ставит перед собой задачи их культурного развития.

Читатель начинается с колыбели. Ритмы первых песенок, рифмы фольклорных потешек, поэзия народных сказок приобщают младенца к художественным произведениям. Уже к двум годам дети — талантливые исследователи слова, они с удовольствием повторяют полюбившиеся строки, с легкостью их запоминают. Чуткость к поэзии, тяга к рифмованию, к сочинительству, к слушанию и рассматриванию книг, желание выразить свои впечатления от книги в слове, в перевоплощении, в рисунке — замечательные свойства детей в возрасте от 2 до 5 лет. Помочь малышам развивать эти способности и призвана разработанная система занятий с дошкольниками.

Эта программа направлена на привитие привычки, интереса и любви к книге, на литературное развитие малышей. Под литературным развитием понимается развитие, необходимое для деятельности в сфере словесного искусства. Авторы исходят из того, что существуют специальные литературные способности: понимание образной художественной речи, богатство словарного запаса и чувство языка, эмоциональное реагирование на поэтическое слово, способность мыслить словесно-художественными образами, легкость возникновения творческого состояния (в частности, сострадания, сопереживания, сочувствия) и др.

Основные задачи каждого занятия:



  • прививать детям навыки слушать, слышать и воспринимать художественные тексты;

  • дать возможность наслаждаться звуком, словом, музыкой стиха;

  • помочь увидеть за словами образ и передать его в разговоре, рисунке и движении;

  • научить сочетать слушание с другими видами деятельности: звукоподражанием, проговариванием, ответами на вопросы, заучиванием, перевоплощением, разыгрыванием по ролям.

Важными в своей работе авторы считают раннюю социализацию детей и просветительскую работу с родителями.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Слушание. Слушание на занятиях сочетается с другими видами деятельности..

Короткие фольклорные песенки, заклички, потешки, авторские четверостишия — хороший материал для совместных повторов, заучивания.

Сказки народные и литературные, поэтические и прозаические — это внимание к сюжету, создание образов.

Слушание, как правило, чередуется со звукоподражанием, движениями, перевоплощениями, проигрыванием диалогов. Часто сказки читаются с опорой на иллюстрацию, с использованием игрушек, поделок.



Игры. Игры всегда органично включены в сценарий занятий и помогают созданию образа. Они разные: с пальчиковыми куклами и куклами на тросточках, с загадками, «искалочками», сюрпризами, с движениями ручками и ножками, с хороводами, беганьем и прыганием. К каждой игре заранее продумывается подбор литературного материала.

Музыкальное сопровождение. Очень часто на занятии звучит классическая музыка. Она помогает создавать настроение, вводит в атмосферу литературных произведений, способствует возникновению творческого состояния во время рисования. С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться.

Каждое занятие — это погружение детей в литературную среду, в атмосферу художественного слова, образа, в мир звуков, ритмов и рифм. Для этого в первую очередь используется богатый, отшлифованный временем фольклорный материал — шедевры народной поэзии и педагогической мудрости. Ведь в потешке, в сказке, в песенке ребенок проходит систему воспитания средствами искусства слова.

Задачи, поставленные педагогом, могут быть общими для многих занятий, а могут быть специфичными для одного-двух. Но в любом случае следует внимательно отнестись ко всем этапам подготовки.

1. Отбор книг

Поскольку одна из задач — прививать детям интерес к книге, как к произведению искусства, необходимо показать им не только хорошую литературу и лучшие рисунки, но и познакомить с изданиями различного формата (от больших красочных сборников в твердых переплетах до книжек-малышек), с книжками-игрушками, книгами с плотными картонными страницами, звуковыми эффектами, запахами и т.д. Задача педагога — предоставить детям возможность услышать и увидеть лучшие фольклорные сборники, произведения мастеров разных времен и различных направлений (к примеру, в литературе: А.Пушкин, Ф.Тютчев, Л.Толстой, К.Ушинский, С.Черный, Н.Заболоцкий, К.Чуковский, С.Маршак, Д.Хармс, А.Барто, Б.Заходер, В.Берестов, М.Яснов и др.).

Книги, принесенные на занятия, должны не только соответствовать теме, но и привлекать внимание ребенка, вызывать у него потребность прикоснуться к ним, рассмотреть, узнать содержание. Тексты и иллюстрации должны обладать художественными достоинствами.

2. Литературно-педагогический анализ

Задача педагога — помочь детям глубже понять и почувствовать литературный материал. Для этого при подготовке к занятию он анализирует произведения и ставит перед собой конкретные педагогические задачи. Разбирая образы и сюжеты, язык и стиль, нужно продумать:



  • какие слова и строки следует объяснить или повторить;

  • где задать четко сформулированный вопрос;

  • в каком случае нужна соответствующая интонация, а когда следует использовать жесты, движения, игрушки;

— как подать сложный текст с расчетом на эмоциональное воздействие.

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


Заключение
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Значение художественной литературы открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение, обогащает эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя представления ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение чувствовать форму и ритм родного языка.

Художественная литература расширяет его кругозор, вводит в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни, литературный и художественный вкус, а также способствует появлению собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, развивает речь.

По словам известного литературоведа Ю.М.Лотмана, художественные тексты обладают свойствами «сгущенной информативности», т.е. содержат столько сведений о мире, сколько не может дать ограниченный временем и пространством реальный опыт. И действительно, художественные тексты — при правильном их подборе — могут охватить если не все, то большую часть образовательных, воспитательных умений, которые необходимо освоить детям. Именно поэтому чтение художественной литературы может быть использовано как одно из средств, создающих смысловой фон и стимул для развертывания других форм совместной деятельности взрослого с детьми (продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой), объединяющих их в целостном образовательном процессе.



Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.

Список литературы


  1. Алексеева, А.Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 2. - С. 72-78.

  2. Афанасьева, Л. И. Формирование интереса к чтению у детей с интеллектуальными нарушениями // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 2. - С. 36.

  3. Барташева, Н. Воспитание будущего Читателя // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 8. - С. 28-34.

  4. Гончарова, Е. Ранние этапы приобщения детей к чтению
    // Воспитание школьников. - 2005. - № 12. - С. 45-56.

  5. Гриценко, 3. Ребенок и книга// Дошкольное воспитание. - 2000. - N 3. - С. 49-52.

  6. Детское чтение. - М.: Дрофа-плюс, 2004. - 79 с.

  7. Князева О.Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. — Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 1998.

  8. Кондратьева, С. Ю. Ознакомление с художественной литературой дошкольного возраста//Дошкольная педагогика.-2007.-№ 8.-С. 39-41.

  9. Ливанова, О. А. Учимся читать художественную литературу. - М.: Школьная пресса, 2004. - 80 с.

  10. Кирьянова, Р. А.Учимся играя: система игр и упражнений по обучению детей чтению // Дошкольная педагогика. - 2005. - № 3. - С 7-12.

  11. Кузьменкова, Е. И. Воспитание будущего читателя: литературно-художественное развитие детей 3 - 5 лет.- М. : Чистые пруды, 2005. - 30 с.

  12. Леонтьева, Н. Детский сад. Библиотека // Дошкольное воспитание. - 1994. - N 4. - С. 50-57.

  13. Любимое чтение в детском саду : от 5 до 7 лет. - Балашиха: Транзиткнига; Кызыл : ACT, 2003.- 351 с.

  14. Миронова, Н. Как научить ребенка любить литературу?// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. - С. 117-121.

  15. Прудовская, С. Н. Книжкины затеи: о том, что можно делать с книгой малышам. - М.: Чистые пруды, 2007. - 30 с.

  16. Сокольская, Л. В. Материнское чтение. - М.: Либерея-Бибинформ, 2007. - 79 с.

  17. Тимофеева, И.Н. Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским. - СПб., 2000. - 511с.

  18. Тюнников, Ю. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. - 2005. - № 9. - С. 31 -38.

Приложение I

Вырезано.

Для приобретения полной версии работы перейдите по ссылке.


1 Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – С. 34-36.

2 Миронова М. Как научить ребенка любить литературу// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 5. – С. 117-120.

3 Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – С. 36-37.


4 Тюников Ю., Мазниченко М. Воспитываем дошкольника как читателя и зрителя// Дошкольное воспитание. – 2005. - №9. – С. 35-38.

5 Иванова О. А. Учимся читать художественную литературу: Программа. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. – М.: школьная пресса, 2004 , с. 3-8.




Каталог: upload
upload -> Предоставление максимально широкого поля возможностей учащимся, ориентированным на высокий уровень образования и воспитания, с учетом их индивидуальных потребностей
upload -> Методические рекомендации по организации исследовательской и проектной деятельности младших школьников
upload -> «Организация исследовательской деятельности в процессе обучения биологии»
upload -> Государственный образовательный
upload -> Одобрено на заседании каф. Философии и гуманитарных дисциплин Пушкина Н. М
upload -> Сборник тезисов докладов и методических материалов круглого стола психологов (11-12 ноября 2015 года) Екатеринбург 2015
upload -> Название кафедры
upload -> Мультикультурное образование в сша, канаде и австралии
upload -> Департамент образования и молодежной политики


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница