1 византийское влияние на становление древнерусского образования



Скачать 28,28 Kb.
страница1/4
Дата07.03.2023
Размер28,28 Kb.
#205528
  1   2   3   4
Связанные:
вашуркина 2
Документ Microsoft Word (2), Zaklyuchenie po rezultatam psikhologicheskogo obsledovania, programma deyatelnosti psikhologa. kurs shkola lidera

1) византийское влияние на становление древнерусского образования
Византийско-русское взаимодействие явилось
ключевым фактором, предопределившим специфику
развития на Руси различных областей культуры: религии, искусства, образования, науки. Поэтому особая роль в понимании особенностей исторических
путей российской науки заключается в выявлении
форм воплощения в ней византийской научной традиции. Целесообразно при этом рассмотрение науки
в контексте общих исторических реалий в качестве
особого элемента культурной жизни. В этой связи
представляется весьма актуальным определение роли византийского культурного влияния на становление научного знания в средневековой Руси.
Распространение на сопредельные народы культурного влияния, в том числе элементов научного
опыта, со стороны Византии носило активный, целенаправленный характер и было вызвано, в первую
очередь, стремлением подчинить соседние государ­ственные (предгосударственные) образования церковной и политической власти империи. Византийское
влияние на другие страны выражалось неравномерно
с неодинаковой интенсивностью в различных сферах
культуры. В некоторых случаях оно глубоко проникало в культуру других народов, в других — оставалось поверхностным, лишь тонким слоем ложась
поверх существующих местных традиций. Отметим,
что проблема определения сущности и специфики
византийского воздействия на русскую культуру носит дискуссионный характер. Представляется необходимым избегать как позиции, идеализирующей значение византийской
культурной традиции, провозглашающей ее безусловно благотворное влияние на Русь (славянофилы), так и позиции, преуменьшающей содержание
византийского наследия и утверждающей даже его негативную роль (западники). Внимание следует сконцентрировать не столько на влиянии Византии как таковом, сколько на избирательном и противоречивом характере его усвоения русской культурой.
Языческая картина мира восточных славян, сформированная под
влиянием географических особенностей мест проживания, явилась первоначальной основой, на которую накладывалось византийское влияние.
К IX веку языческая картина мира, которая уже не могла взаимодействовать с картинами мира монотеистических религий, принятых вокруг территории Руси, стала существенным препятствием для внешних культурных контактов и заимствований, в том числе в области науки и ремесел.
Благодаря принятию христианства Древнерусское государство осуществило модернизацию древнеславянской языческой картины мира. Важнейшим
следствием крещения Руси стало формирование новой картины мира, которая по своему характеру являлась и не языческой, и не христианской,
а состоящей из их фрагментов. Картина мира Киевской Руси не стала и
не могла стать копией византийской, поскольку изменение картины мира
никогда не реализовывается как механическая замена старых образов на
новые, а происходит за счет взаимодействия нового и сохраняемого старого в их взаимных трансформациях. Не следует также забывать, что византийская картина мира являлась результатом своеобразного синтеза античной и христианской составляющих, передаче Руси подлежала лишь
христианская компонента, воздвигаемая над славянским языческим мировосприятием.

Скачать 28,28 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница