1. сущность корпоративной социальной ответственности бизнеса > Понятие, значение корпоративной социальной ответственности, эволюция представлений Важными составляющими управления современным бизнесом являются формирование



страница1/4
Дата23.05.2016
Размер0.77 Mb.
ТипКурс лекций
  1   2   3   4



Третьякова Е.П.

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Курс лекций

ТЕМА 1. СУЩНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ БИЗНЕСА

1.1. Понятие, значение корпоративной социальной ответственности, эволюция представлений

Важными составляющими управления современным бизнесом являются формирование корпоративного имиджа, деловой репутации, социальной ответственности. Это подтверждают события последних лет, в том числе отказ потребителей приобретать продукцию социально безответственных компаний, банкротство крупнейших корпораций, таких как Enron and World Com, несостоявшиеся сделки по слияниям из-за низкого уровня доверия.



Корпоративный имидж это общее представление, которое складывается у человека об организации. Деловая репутация – это ценностные характеристики, вызываемые сложившимся корпоративным имиджем. Такими характеристиками считают честность, ответственность, порядочность и т.д.

В последнее время усилилась зависимость деловой репутации от отношений к компании не только покупателей, партнеров и клиентов, но и общества в целом. В докладе «Возвращение репутации», подготовленном консалтинговой компании Hill and Knowlton, отмечено, что 90% опрошенных биржевых аналитиков отметили, что компанию, которая не следит за своей репутацией, неизбежно ждет финансовый крах. Деловая репутация нужна, прежде всего, для привлечения серьезных партнеров и инвестиций.

Согласно данным консалтинговой компании «Эрнс и Янг», от 30 до 50 % успеха компании зависит от ее деловой репутации. В рыночной стоимости компаний стоимость репутации составляет в среднем 20 - 25 %, достигая иногда 85 %.

По мнению западных экспертов, российские компании ежегодно теряют свыше 10 млрд. долларов прямых инвестиций по причине невысокой деловой репутации. И это при том, что стоимость активов российских компаний существенно занижена. По оценке некоторых экспертов, российские активы стоят дешевле западных примерно в сорок раз.

В России комплекс мероприятий по улучшению деловой репутации ориентирован, в первую очередь, на западных инвесторов по следующим причинам:

– емкость инвестиционного рынка в России ограничена;

– финансовые структуры неохотно кредитуют крупные инвестиционные проекты в промышленности;

– получение кредитов зависит от уровня неформальных отношений между владельцами или топ-менеджерами компании и банка.



Потенциальных инвесторов интересует, прежде всего, три основных момента:

открытость компании, что с инвестиционной точки зрения означает прозрачность финансов и корпоративной стратегии;

репутация компании на рынке и в обществе;

– и только третий: финансовые показатели компании.

Большинство российских компаний не соответствует этим критериям. По результатам исследования компании Standard and Poors, проведенном в 2004 году, объем информации 50 крупных российских компаний, опубликованной на web-сайтах, составляет 50% от общего объема информации, востребованной международными инвесторами, законодательно предусмотренная отчетность содержала 38 % требуемой информации, годовые отчеты – 34 %.

В настоящее время деловая репутация рассматривается как стратегическое преимущество компании. Чтобы использовать его полностью компания должна формировать деловую репутацию, которая повышает ценность компании в глазах сотрудников, партнеров и местного сообщества.



Корпоративная социальная ответственность бизнесаэто концепция, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении жизни общества и защите окружающей среды.

Корпоративная социальная ответственность бизнеса – это добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической, экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.

В процессе эволюции сформировались три основных концепции корпоративной социальной ответственности.



Первая концепция (концепция корпоративного эгоизма) была представлена Нобелевским лауреатом по экономике Милтоном Фридманом в 1971 году. Она гласит, что единственная ответственность бизнеса – увеличение прибыли для своих акционеров. Фридмен отмечал, что борьба с бедностью – это функция государства, а не частного бизнеса.

Вторая концепция (концепция корпоративного альтруизма) представлена в это же время Комитетом по экономическому развитию США. Она гласит, что бизнес должен заботиться не только о росте прибыли. Компании, как открытые системы, не могут самоустраняться от социальных проблем, потому что участвуют в лоббировании законов, спонсируют партии и общественные движения. Поэтому они должны делать вклад в решение общественных проблем, повышение качества жизни граждан и сообщества в целом, сохранение окружающей среды.

Третья концепция (концепция разумного эгоизма). Она гласит, что затраты на социальные и благотворительные программы сокращают текущую прибыль, но в долгосрочной перспективе создают благоприятное социальное окружение, а, следовательно, устойчивые прибыли, прежде всего за счет узаконенного снижения налогооблагаемой базы компании.

Четвертая концепция (интегрированная концепция), согласно которой благотворительную и социальную активность компаний следует концентрировать в определенной области, непосредственно связанной с основным направлением деятельности компании. Главное достоинство этой концепции – смягчение противоречий между интересами компании и общества.

Пятая концепция (нормативно-инструментальная), согласно которой корпоративная социальная ответственность выступает средством диалога с внешним окружением фирмы, позволяющим управлять риском появления неожиданных для нее нормативных требований. Компания, которая эффективно коммуницирует с социальным окружением, производит своеобразные инвестиции в свои нематериальные активы и таким образом, обеспечивает гарантии против «моральной агрессии» со стороны среды. Получается, что этические инвестиции одновременно инструментальны и нормативны. Инструментальность в том, что этические инвестиции являются средством коммуникаций. Нормативность состоит в моральных обязательствах, которые берет на себя каждая из сторон взаимодействия, стандартах взаимодействия сторон.

Корпоративная социальная ответственность является многоуровневой структурой (пирамида КСО А. Керолла) (рис. 1).

Рис.1. Модель пирамиды корпоративной социальной ответственности (пирамида КСО А. Керолла)
В основании лежит экономическая ответственность, которая определяется базовой функцией компании, как производителя товаров и услуг.

Правовая ответственность означает необходимость законопослушности бизнеса, соответствие его деятельности правовым нормам.

Экологическая ответственность означает необходимость бережного отношения к окружающей природной среде, соблюдение экологических нормативов и стандартов, использование природных ресурсов в сочетании с деятельностью по их воспроизводству.

Филантропическая ответственность означает поддержание и развитие благосостояния общества через добровольное участие в реализации социальных программ.

Этическая ответственность означает соответствие деловой практики нормам морали.

Каждая следующая ступень пирамиды реализуется при условии выполнения предыдущей.



Компания, использующая концепцию корпоративной социальной ответственности, должна выполнять следующие роли:

работодатель, который создает привлекательные рабочие места и платит «белую» зарплату;

производитель качественной продукции и услуг;

налогоплательщик, который платит все налоги, согласно законам;

заемщик капитала, который своевременно погашает кредиты и выходит на международные фондовые рынки;

бизнес-партнер, который демонстрирует добросовестную деловую практику в отношениях с партнерами;

корпоративный гражданин, который предотвращает негативные последствия своей деятельности, облагораживает территорию, поддерживает социальное благополучие;

член общественных организаций, который вносит вклад в формирование гражданского общества.

Выделяют три основных компонента корпоративной социальной ответственности по направленности действий (формы):

Социальное обязательство – это обязательство субъекта бизнеса выполнять свои экономические и юридические обязанности перед обществом.

Социальное реагирование – это способность фирмы адаптироваться к меняющимся общественным условиям. Примеры социального реагирования: программы повышения уровня грамотности населения, повышение благосостояния населения близлежащих районов (безвозмездная передача продуктов питания голодающим людям).

Собственно социальная ответственность – это обязательство фирмы преследовать долгосрочные общественно полезные цели, принятое ею на себя сверх требуемого от нее законодательством и экономическими условиями.

Таким образом, согласно концепции социальной ответственности, экономическая эффективность производства не может быть самоцелью бизнеса и должна способствовать гармоничному развитию общества в целом.



Факторы, воздействующие на укрепление взаимосвязи частного бизнеса и общества:

глобализация, то есть действия транснациональных корпораций, которые демонстрируют другим участникам рынка социально ответственное поведение;

конкуренция, то есть социально ответственное поведение становится фактором конкурентоспособности компании;

обеспокоенность потребителей методами ведения бизнеса;

рост доли среднего класса;

государственная политика.


1.2. Теоретическая основа концепции корпоративной социальной ответственности

В процессе формирования менеджмента как науки сформировалось 4 модели (образа) организации:

– организация как механизм, иначе комбинация взаимосвязанных факторов производства;

– организация как коллектив работников;

организация как сложная иерархическая система открытого типа;

– организация как общественная структура, в деятельности которой заинтересованы акционеры, партнеры, работники и общество в целом. Именно эта модель соответствует концепции корпоративной социальной ответственности.

Теоретическую основу КСО составляет концепция заинтересованных сторон (стейкхолдеров). Согласно этой концепции, основная цель бизнеса – удовлетворение интересов всех заинтересованных групп.

Скорректировать табл., используя сбор. «Современные корпоративные стратегии и технологии в России» вып. 6, часть 1, Москва, 2011. Таблица 1

Стейкхолдеры и их интересы



Группы стейкхолдеров

Интересы стейкхолдеров

Государство

Уплата налогов, обеспечение безопасности и обороноспособности страны, реализация социальных программ, регулирование деятельности естественных монополий, стимулирование развития производства, улучшение финансово-экономических показателей, привлечение инвестиций, осуществление институциональных преобразований в экономике

Местные органы власти

Обеспечение устойчивости компаний, способности выплачивать налоги, создавать рабочие места, реализовывать социальные программы

Общественность

Поддержание определенного уровня жизни и здоровья, ограниченность выбросов в окружающую среду, эффективность использования энергии

Собственники капитала

Сохранение компании, возрастание капитала, получение дивидендов в настоящем и будущем, возможность участия в принятии решений

Партнеры компании (покупатели, постав-щики, посредники)

Устойчивость, надежность, платежеспособность компании, благоприятные условия взаимодействия

Менеджеры

Устойчивость компании и положения в ней, высокий доход, власть, карьера

Наемные работники

Устойчивость компании, сохранение рабочих мест, достойная заработная плата, хорошие условия труда, социальные услуги, самореализация

Потребители

Приемлемые цены, качество, объективная информация о товарах и услугах

Список стейкхолдеров может расширяться в зависимости от специфики компании.

Оценка эффективности компании проводится по трем направлениям: по увязке интересов всех стейкхолдеров, по соответствию социальной политики руководства социальным ценностям общества, по финансовому состоянию.

Согласно концепции заинтересованных сторон, основным преимуществом социально ответственного поведения бизнеса является повышение конкурентоспособности и лояльности потребителей за счет:

– преодоления враждебного отношения к бизнесу в обществе;

– улучшения взаимопонимания бизнеса и местного сообщества;

– укрепления взаимоотношений внутри компании и, как следствие повышения эффективности ее деятельности;

– улучшения имиджа и деловой репутации компании;

– улучшения финансового состояния;

– снижения эксплуатационных расходов;

– повышения объема продаж;

– привлечения и сохранения клиентов;

– роста производительности труда и качества работы сотрудников;

– новых возможностей для привлечения и сохранения персонала;

– расширения доступа к капиталу.

ТЕМА 2. МОДЕЛИ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

По составу компонентов различают американскую и европейскую модели корпоративной социальной ответственности (табл. 2). Британская модель занимает между ними промежуточное положение.

Таблица 2

Компоненты американской и европейской моделей корпоративной социальной ответственности



Компоненты

Американская модель

Европейская модель

Экономическая ответственность

Соответствие передовым принципам корпоративного управления, достойное вознаграждение, защита потребителя

Законодательно установленные рамки поведения по ключевым вопросам: продолжительность рабочей недели, МРОТ, регули-рование сверхурочной работы, правила производства и тести-рования медицинских препаратов

Юридическая ответственность

Невысокий уровень законода-тельно закрепленных правил поведения компаний

Глубоко проработанное законо-дательство о правилах поведения бизнеса

Этическая ответственность

Направленность на получение поддержки местного сооб-щества

Высокие налоги и высокий уро-вень государственной социаль-ной защиты

Благотворительность

Спонсирование искусства, культуры, университетского образования

Высокое налоговое бремя пере-носит ответственность за финан-сирование культуры и образова-ния на государство

По всему комплексу положений различают три основные национальные модели корпоративной социальной ответственности: американскую, европейскую и британскую (табл. 3).

Таблица 3



Сравнительная характеристика национальных моделей корпоративной социальной ответственности

Номер

Характеристика

США

Европа

Великобритания

1

Возникновение

Около 100 лет назад

30 – 35 лет

25 – 30 лет

2

Особенность

Малая степень изменчивости

Средняя подвер-женность переме-нам

Сильная восприим-чивость новых идей

3

Назначение КСО

Заполняет пробе-лы законодатель-ства в рамках пре-цедентальной сис-темы права

Субсидиарность КСО в рамках пол-ной зарегламенти-рованности модели права

Заполняет пробе-лы законодатель-ства в рамках пре-цедентальной сис-темы права

4

Основные фор-мы КСО

Программы и пла-ны предприятий совместно с мест-ными общинами, направленные на улучшение усло-вий труда и соц-обеспечение ра-ботников

Социальные про-граммы, разработка и внедрение в прак-тику стандартов от-четности

Фонды социально-го инвестирования, специальные про-граммы, социаль-ное отношение к персоналу

5

Степень свобо-ды в реализа--ции КСО

Законодательно не урегулирована, полная свобода

Сильная зарегла-ментированность, четкая прописан-ность механизмов, норм и нормативов

Уровень прорабо-танности законода-тельством незначи-тельный

6

Позиция граж-данского общес-тва

Активная, сотруд-ничество

Активная, недове-рие частному биз-несу

Средняя

7

Роль государ-ства

Сотрудничество бизнеса с мест-ным уровнем вла-сти при установ-лении низких ставок налогов

Высокая степень вмешательства государства

Государственное участие незначи-тельно

8

Контроль

Общественный

Государственный и гражданский

Общественный

9

Позиция бизне-са относительно КСО

В полной мере, в соответствии с современными правилами веде-ния бизнеса

Инициативная в рамках закона, осо-знание своей роли в социальных, эконо-мических, экологи-ческих процессах

Инициативная, осознание своей роли в реализации КСО

Во многих странах, таких как США, Германия, Великобритания, Швейцария, Швеция, Индия, Япония, созданы организации, занимающиеся мониторингом социальной и экологической документации компаний.

В Правительстве Великобритании при премьер-министре есть должность министра по социальной ответственности компаний.

Инвестиционные некоммерческие фонды, прибыль которых идет исключительно на благотворительные цели и не облагается налогом.

Социальный отчет, который является показателем отношений компании со всеми общественными группами.

К настоящему времени нормативно-правовая база регулирования отношений КСО включает 3 уровня:

государственный, который включает общие нормы, правила и стандарты;

корпоративный, который включает Кодексы поведения для группы компаний одной отраслевой принадлежности. Они разрабатываются профессиональными ассоциациями и имеют рекомендательный характер;

внутрикорпоративный, который включает внутрикорпоративные Кодексы поведения, Этические кодексы компании, которые разрабатываются самими компаниями для закрепления обязательных для компании правил.



Стадии эволюции КСО:

1. Социальное партнерство, которое означает распределение ответственности между бизнесом, властью и обществом в решении общественно значимых вопросов, а также создание механизмов общественного контроля за выполнением государством своих социальных обязательств.

2. Социальные инвестиции, что означает переход компаний от благотворительности к фокусированным инвестициям на национальном и региональном уровнях, направленным на решение проблем в сфере занятости, борьбы с бедностью, образования, охраны здоровья и окружающей среды.

3. Корпоративное гражданство, которое означает взаимную ответственность бизнеса и власти перед обществом с учетом интересов предпринимателей. Корпоративное гражданство предполагает ответственность компаний за происходящее в стране и взаимную ответственность государства и бизнеса перед обществом. Корпоративное гражданство означает сравнение поведения современных корпораций с поведением граждан, реализующих ответственность перед обществом

Формирование корпоративного гражданства, по мнению многих специалистов, означает переход современного менеджмента от концепции тотального управления качеством (Total Quality Management; ТQM) к социально ориентированной концепции управления (Total Responsibility Management; TRM).

Проведенные в России исследования показали, что согласно представлениям менеджмента и общества в целом, приоритеты КСО:

1. Выпуск качественной продукции;

2. Соблюдение законов;

3. Уплата налогов в полном объеме;

4. Меры против загрязнения окружающей среды;

5. Забота о сотрудниках.



Проблемы внедрения принципов КСО в России:

1. Коррупция: чем больше коррупционных лазеек имеет бизнес, тем менее жизнеспособна концепция КСО;

2. Отсутствие в действующем законодательстве четкой системы предоставления налоговых льгот. Льготы относятся лишь к некоторым видам деятельности, но механизм их четко не прописан, что приводит к отказу от благотворительности или использованию «теневых» схем. До недавних пор наблюдалось двойное налогообложение благотворительности.

3. Отсутствие целенаправленной государственной политики в сфере корпоративной социальной ответственности.

4. Слабая, нескоординированная и несистемная поддержка государственными структурами деятельности компаний в сфере КСО.

5. Сохраняющаяся с 90-х годов тенденция бизнеса избавляться от социальной инфраструктуры;

6. Непонимание высшим руководством компаний связи КСО с возможностью улучшения позиционирования на рынке;

7. Недооценка менеджментом экономических выгод реализации КСО на практике;

8. Недостаточно высокий уровень деловой культуры бизнес-сообщества;

9. Убеждение менеджмента, что КСО отвлекает ресурсы от решения важных задач по модернизации экономики.

В настоящее время в России деятельность в сфере КСО развивается преимущественно на корпоративном и внутрикорпоративном уровнях. Формирующася российская модель КСО сочетает компоненты британской модели (добровольная деятельность компаний) и европейской (континентальной) модели (обращение компаний к государству по вопросу разработки четких законодательных норм и правил в сфере КСО). Такие правила должны быть отражены в Гражданском, Налоговом Кодексе, законодательстве о благотворительности).



Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница