1 сущность и содержание морально-психологической подготовки военнослужащих



Скачать 81,84 Kb.
Pdf просмотр
Дата26.03.2020
Размер81,84 Kb.
#143627
Связанные:
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ, Памятная дата военной истории 105 лет со дня создания Дальней авиации России


1
СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Мекебаев А.Х., Муфтаков Р.Д.
Филиал Военного учебно-научного центра военно-воздушных сил «Военно- воздушная академия» в г. Челябинске, г. Челябинск, Россия

Понятие психологическая подготовка включает в себя формирование у личного со- става психологической устойчивости, т.е. таких психологических качеств, которые позволя- ют выполнять боевые задачи в сложных условиях, сопровождающихся опасностью для жиз- ни и фактором внезапности. Морально-психологическая подготовка ‒ комплекс воспита- тельной работы с военнослужащими. Она основывается на сущности морального фактора, представляющего собой совокупность идеологического, нравственного и психологического компонентов. Соответственно эти же компоненты охватывают и данный вид подготовки [1].
Морально-психологическая подготовка ориентирована на формирование навыков по- ведения. При этом основное внимание акцентируется на нравственно-этическом аспекте.
Психологическая подготовка личного состава организуется и проводится с целью до- стижения военнослужащими, воинскими коллективами способности выдерживать высокие нервно-психические, психологические и физические нагрузки и действовать по предназначе- нию в условиях непосредственной опасности.
При этом решаются задачи: 1) выработки устойчивых навыков владения оружием, бо- евой техникой, обучения личного состава умелым, решительным и инициативным действиям в боевой обстановке; 2) формирования у воинов представлений о предстоящих боевых дей- ствиях, возможных действиях противника и изменениях обстановки; 3) формирования пси- хологической способности преодолевать страх и противостоять панике.
Цели и задачи психологической подготовки военнослужащих достигаются путем мак- симального приближения содержания учебно-боевой деятельности к условиям боевой обста- новки. В сознании воина создается психический образ, представляющий собой психологиче- скую модель действия (боя). Это достаточно сложный во времени процесс отражения не только объективной действительности, но и воссоздание ранее пережитых, увиденных обра- зов, с целью построения будущей деятельности воина, адекватной реально сложившейся си- туации.
Регулятором такой деятельности выступают мотивы и потребности военнослужащего, его установка, а операциональной структурой ‒ профессиональные действия. При этом очень важно учитывать, что образ выполнения того или иного действия определяется как его пред- метным содержанием (куда, как, с кем идти, что взять с собой), так и его значимостью для военнослужащего (а надо ли туда идти) [2].


2
Можно прекрасно быть подготовленным в профессиональном отношении с точки зре- ния умения водить, летать, осуществлять походы и т.д., иметь достаточно развитые профес- сиональные качества, но если не будут развита понятийная основа модели предстоящих дей- ствий, являющаяся первоосновой смысловой установки на поведение в бою, с большой до- стоверностью можно утверждать, что с должной эффективностью задание выполнено не бу- дет.
Успешность действий воина во многом зависит от того, насколько сформированные у него психические образы соответствуют реальной действительности. Для этого воин должен чувственно наполнить психический образ модели боевой работы: выполнять практически действия в ходе тренировок, учений, стрельб, пусков ракет днем и ночью. В этих условиях можно широко использовать методы позволяющие закрепить образную основу модели боя посредством закалки необходимых профессионально важных качеств.
В науке сформировалось значительное число различных подходов к пониманию орга- низации и проведению психологической подготовки. Психологическая подготовка осу- ществляется в ходе воспитания (воспитательными структурами), обучения (органами боевой подготовки) и при проведении мероприятий собственно психологической подготовки. Наря- ду с обучением и воспитанием, в процессе которых частично осуществляется психологиче- ская подготовка, решается ряд задач, позволяющих нам сделать вывод, что она является са- мостоятельной, имеет свои пути, средства, формы и методы (аутотренинг, накопление пред- ставлений о ситуациях боя и адаптация к ним, психокоррекция, психореабилитация и др.).
Именно данное обстоятельство зачастую вносит некоторую неопределенность в вопросы, касающиеся организации психологической подготовки.
С улучшением эмоционально-волевого контроля у личного состава возрастает уве- ренность в своих способностях преодолевать трудности и достигать поставленной цели.
Уверенность в себе, своем оружии, командирах и товарищах помогает точнее оценивать бое- вую ситуацию, эффективнее использовать на практике свои знания, навыки и умения. Это свидетельствует о психологической подготовленности к выполнению боевой задачи.
С началом боевых действий у психологически подготовленного военнослужащего происходят изменения в психическом состоянии, актуализируются необходимые психиче- ские качества, повышается психическая активность, конкретизируется нацеленность на пре- одоление трудностей предстоящего боя.
На завершающем этапе психологической подготовки достигается мобилизация психи- ки военнослужащих, направленная на активную деятельность с высоким коэффициентом надежности. Командир подразделения должен оценить степень психологической готовности, как отдельных воинов, так и всего коллектива.


3
Психологическая подготовка военнослужащих к несению службы осуществляется по- этапно.
Этап подготовки. За 2 - 3 дня до боевого дежурства психолог осуществляет контроль за тем, чтобы лица с нервно-психической неустойчивостью не были включены в состав под- разделений, заступающих на боевое дежурство или в караул.
Вырабатывает предложения командирам подразделений по проведению инструктив- но-методических занятий с личным составом смены боевого дежурства, караула, заступаю- щих на боевое дежурство (в караул), с целью повышения психологической готовности воен- нослужащих к несению службы. При этом указывает факторы, негативно влияющие на лич- ный состав, характерные ошибки и затруднения при несении службы, а также комплекс упражнений и приемов, формирующих необходимые качества.
В день заступления на боевое дежурство (в караул) должностные лица оценивают мо- рально-психологическое состояние личного состава, характер взаимоотношений в воинском коллективе, уровень конфликтности между отдельными военнослужащими и делают выводы о психологической готовности личного состава к заступлению на боевое дежурство (в кара- ул). При необходимости обращаются за помощью к психологу [3].
Этап несения службы на боевом дежурстве, в карауле. Психолог, при необходимости,
(по решению командира воинской части) оценивает психологическое состояние личного со- става и при обнаружении негативных психологических явлений принимает меры по их устранению. Изучает условия несения боевого дежурства, караульной службы и вырабатыва- ет предложения по их оптимизации.
Этап после смены с боевого дежурства (караула). Психолог, при необходимости, оце- нивает функциональное состояние личного состава и проводит мероприятия по его коррек- ции в комнате психологической разгрузки. Должностные лица обеспечивают полноценный отдых и питание личного состава в соответствии с требованиями общевоинских уставов в целях восстановления психических и физических сил военнослужащих, сменившихся с бое- вого дежурства (караула).
В ходе несения боевого дежурства, гарнизонной и караульной служб необходимо про- являть бдительность. Под бдительностью принято понимать такое психологическое состоя- ние военнослужащего, при котором он способен предвидеть, распознать и своевременно предотвратить ущербные действия в отношении охраняемого объекта.
Бдительность предполагает глубокое понимание задач караульной и внутренней служб, осознание их значимости; непримеримость к нарушителям внутреннего порядка и правил несения караульной службы; знание способов вероятных действий нарушителя, наиболее опасных направлений ит.д.; умение распознавать за внешне безопасными фактора-


4 ми возможные преступные замыслы; способность предвосхитить развитие неблагоприятной ситуации и предугадать назревающее происшествие.
К неблагоприятным факторам, понижающим бдительность относятся:
– невысокая степень вероятности наступле6ния негативных последствий в ходе несе- ния служб в мирное время;
– привыкание к угрозе нападения и внезапной смене обстановки;
– переоценка собственных возможностей и недооценка противника;
– монотонность режима постоянного ожидания;
– утомление организма в результате длительного напряжения или недостаточного от- дыха;
– отвлечение внимания на размышления о личных проблемах и др.
«Внутренним врагом» бдительности является сон. Сонливость провоцируется услови- ями относительной изоляции, монотонным напряжением внимания, подсознательным стрем- лением создать внутренний комфорт, концентрацией внимания на телесных ощущениях.
Психологическое обеспечение боеготовности войск подразумевает и квалифицированное противодействие боевым стрессам, развивающимся вследствие ощущения угрозы нормаль- ному течению жизни, физическому и психическому здоровью.
Таким образом, Всесторонняя подготовка к ведению боевых действий предполагает не только процесс овладения военнослужащими боевой выучкой и профессиональным ма- стерством, физической закалкой и выносливостью, но и подготовку сознания, психики воина к ведению боевых действий.
Морально-психологическая подготовка тогда дает желаемый результат и эффект, когда она организуется и поводится непрерывно, комплексно и целе- устремленно, когда в ее интересах используются все формы, методы и средства воспитания.
Литература
1.
Бадэко В.И. Управление повседневной деятельностью соединений и частей. Лек- ция, М.: ВУ. – 2000. – 22-24 с.
2.
Бублик Л.А., Черных И.И. Морально-психологическое обеспечение деятельности частей и подразделений ВС РФ. – М.:ГАВС. – 2014. – 42 с.
3.
Ивасюк В.А. ППР во время стрельбы // Военный вестник. –2011. – №10. – 45 с.

Скачать 81,84 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница