1 Сущность и функции делового общения 2 Способы эффективного взаимодействия при ведении деловых переговоров, решении групповых задач в конфликтной ситуации



Скачать 203.59 Kb.
Дата25.02.2016
Размер203.59 Kb.
1. Деловое общение как технология достижения эффективности социального взаимодействия личности

1.1. Сущность и функции делового общения

1.2 Способы эффективного взаимодействия при ведении деловых переговоров, решении групповых задач в конфликтной ситуации

1.3 Этикет и культура поведения делового человека

1.4 Психология индивидуальности менеджера

2. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ КАК ТЕХНОЛОГИЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛИЧНОСТИ
2.1. Сущность и функции делового общения
Как отмечалось выше, деловое общение представляет собой такую разновидность взаимодействия между людьми, которое осуществляется на основе определенного вида деятельности и нацеливается на достижение конкретного производственного или коммерческого результата. Сущностью делового общения является изменение взглядов, оценок, установок, намерений, психических состояний, поведения его участников путем обмена познавательной и аффективно-оценочной информацией в интересах достижения конкретного делового эффекта.

Деловое общение отражает ситуацию, когда целью взаимодействия является заключение конкретного соглашения или договоренности. Такое общение, по мнению Ю.Б. Алешиной и Л.А. Петровской, отличается от других его видов (интимно-личностное, диагностическое, воспитательное) следующими моментами. Во-первых, в большинстве случаев такое взаимодействие осуществляется между людьми, не состоящими друг с другом в близких межличностных отношениях (между коллегами, двумя коммерсантами, начальником и подчиненным и т.д.). Во-вторых, статус каждого из участников общения по отношению друг к другу в данном случае четко определен, то есть существуют общепризнанные нормы и представления, характеризующие то, что каждый из них может требовать и ждать от другого. В-третьих, нарушение этих норм, правил и ожиданий будет восприниматься как отклонение от нормы и мешать общению. В-четвертых, для инициации такого общения нужен предмет или повод, без которого деловая беседа состояться не может.

Сущность делового общения реализуется в его функциях. Пользуясь подходом Л.А. Карпенко, в основе которого лежит критерий “цель общения”, можно выделить следующие основные функции делового общения.

1. Контактная функция состоит в установлении между деловыми партнерами контакта как состояния обоюдной готовности к приему и передаче деловой информации, поддержанию взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности.

2. Информационная функция проявляется в обмене сообщениями, то есть в приеме-передаче каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями, предложениями и т.д.

3. Побудительная функция отражается в процессе стимуляции активности партнера по деловому общению, направленной на выполнение им желаемых действий.

4. Координационная функция состоит во взаимном ориентировании и согласовании при организации совместных действий.

5. Функция понимания имеет целью не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.).

6. Эмотивная функция состоит в возбуждении в партнере нужных эмоциональных переживаний (“обмен эмоциями”), а также изменение его с помощью собственных переживаний и состояний.

7. Функция установления отношений проявляется в осознании и фиксировании своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором реализуется деловое взаимодействие партнеров.

8. Функция оказания влияния отражается в изменении состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий, активности и т.д.

Следует учитывать, что перечисленные функции должны рассматриваться не только как процессы, составляющие поток общения, но и как конкретные частные цели взаимодействия с партнером по бизнесу. Если какая-либо функция по той или иной причине не реализуется, в процессе общения появляются барьеры, сбои.


2.2 Способы эффективного взаимодействия при ведении деловых переговоров, решении групповых задач в конфликтной ситуации
Деловые взаимоотношения протекают в реальной жизни и, как правило, далеки от идиллических. В них имеют место периоды подъема и упадка, согласия и конфликтов. Деловые конфликты – это естественный этап делового взаимодействия. По существу, большее число переговоров и групповых актов выработки решений по жизненно важным вопросам деловых отношений протекают в форме конфликта.

Поэтому коммерсантам, руководителям трудовых коллективов, менеджерам необходимо уметь предупреждать возникновение деструктивных конфликтов, правильно анализировать конфликтную ситуацию, конструктивно разрешать спорные проблемы.

Конфликты подразделяют на внутриличностные, межличностные, межгрупповые, смешанные. В рамках анализа делового общения наибольший

интерес представляют межличностные конфликты.

Межличностный конфликт – это столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций во взаимоотношениях индивидов, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Межличностные конфликты подразделяют на конструктивные (нацеленные на оптимизацию отношений) и деструктивные (имеющие целью нарушить взаимодействие).

Причины конфликтов многообразны. К их числу относятся: объективные обстоятельства развития деловых отношений (конкуренция, изменение рынков сбыта, нефинансирование, банкротство предприятий и др.); личностные качества инициаторов (повышенные конфликтность, тревожность, самомнение, агрессивность, недоверие, стремление к справедливости и др.); особенности ситуации (плохое настроение, присутствие “провокаторов”, и др.).

Общая стратегия делового человека должна состоять в том, что деструктивных конфликтов надо всячески избегать, а если не получится, действовать в них, максимально соблюдая правовые и этические нормы. В конструктивных конфликтах следует избирать стратегии, выводящие деловые отношения с партнерами на более высокий качественный уровень.

Стратегии поведения в конфликте – это схемы интеллектуальной оценки, эмоционального реагирования, целеполагания и практических действий в конфликтной ситуации. Выделяются стратегии конкуренции, компромисса, уклонения, приспособления и сотрудничества.

Для того, чтобы выстроить верную стратегию поведения в конфликте, необходимо оценить его структуру. А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют в структуре конфликта два основных компонента: конфликтную ситуацию и конфликтное взаимодействие. Конфликтная ситуация включает: стороны (участников) конфликта с определенным рангом, притязаниями, объект (предмет) конфликта, социальные условия и образы конфликтной ситуации.



Участниками делового межличностного конфликта, во-первых, могут быть люди одного социального положения (сослуживцы, предприниматели, представители ведущих переговоры сторон, разработчики группового решения, и др.). Такой конфликт классифицируется как конфликт по горизонтали. Во-вторых, в качестве сторон конфликта могут выступать начальники и подчиненные. Этот тип конфликта определяется как конфликт по вертикали.

Однако практически всегда, в любом деловом конфликте, “за спиной” оппонентов стоят силы, которые либо активными действиями, либо только своим присутствием, оказывают влияние на ход и исход конфликта. Поэтому необходимо учитывать “ранг” оппонента в конфликте. Рангом оппонента по конфликту называется степень представленности в его конфликтном поведении интересов и соучастия других людей, социальных групп и структур. Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк предлагают выделять следующие ранги участников конфликта:

- оппонент первого ранга – лицо, действующее в конфликте от своего имени и преследующее собственные цели;

- оппонент второго ранга – лицо, являющееся представителем задействованной в данном конфликте группы и отстаивающее групповую цель;

- оппонент третьего ранга – оппонент действует от имени и в целях взаимодействующих социальных структур.

Вступая в конфликт, деловой человек должен выявить истинных его участников, четко рассчитать силы и принять адекватное решение.

Детальный и непредвзятый анализ объекта конфликта (то, из-за чего конфликтуют оппоненты) часто ведет к его прекращению. Оказывается, что это или разные аспекты одного и того же объекта или вообще разные предметы. Важно также абсолютно точно убедиться в том, что противная сторона действительно притязает на конкретный объект.

При анализе конфликта следует обязательно оценить, насколько сложившиеся социальные условия благоприятствуют участию бизнесмена в данном конфликте (общественное мнение, настроение, социальные отношения, традиции и др.). Вспомним, что в свое время социальные условия оказывались против Джордано Бруно, Галилео Галилея, Н.И. Вавилова и других в их конфликте с невежеством и “повышали ранг” таких, как Т.Д. Лысенко. Другими словами, нужно оценить, насколько совпадают представления коммерсанта и социума о справедливости, чести, нравственности, истине и др.

Л.А. Петровская указывает на то, что чаще всего не сама реальность, а идеальные картины конфликтной ситуации непосредственно определяют поведение сторон в конфликте. Поэтому важной составляющей структуры конфликта является образ конфликтной ситуации, то есть представления каждого участника о самом себе (своих мотивах, целях, ценностях, возможностях и т.д.), о социальных условиях конфликта, о представлениях оппонента о себе, социальных условиях и своем противнике.

Образы конфликта могут быть адекватными или дезориентировать участников относительно состояния и перспектив развития конфликтной ситуации. Деловому человеку важно знать, что с психологической точки зрения самыми эффективными способами предупреждения и разрешения конфликта являются устранение причины спора и изменение образа конфликтной ситуации.

В зависимости от результатов оценки конфликтной ситуации деловой человек должен выбрать ту или иную стратегию действий в конфликте. К.У. Томас и Р.Х. Калменн описывают пять возможных стратегий поведения, эффективных в различных условиях конфликтного противодействия для разных людей: конкуренция (соперничество), сотрудничество, компромисс, приспособление, уклонение (игнорирование).

При выраженном соотношении рангов сторон в свою пользу, непримиримой позиции оппонента, отсутствии позитивной перспективы сотрудничества и жизненной важности объекта конфликта может быть эффективной стратегия соперничества, конкуренции (давления, открытого противоборства).

При наличии желания сохранить сотрудничество с оппонентом, использовать его возможности в деловом взаимодействии и при возможности разумного разделения объекта конфликта между партнерами, наиболее эффективна стратегия сотрудничества (поиск приемлемого для обеих сторон решения).

Стратегия компромисса (временных уступок) эффективна в том случае, когда оппоненты притязают на один объект, но имеют примерно равные ранги, не могут и не хотят выяснять отношения в бескомпромиссной борьбе.

Если конфликт не затрагивает жизненно важных интересов сторон, а партнер обладает более высоким рангом, целесообразнее всего использовать стратегию уклонения.

В том случае, когда интересы более высокого порядка требуют исключить конфликтное поведение, а конфликтная ситуация позволяет ее “законсервировать”, наиболее успешной будет стратегия приспособления.

Перечисленные стратегии могут применяться во всех видах межличностных конфликтов, при ведении переговоров, при групповой выработке решений. В случае ориентации оппонента, имеющего высокий ранг, исключительно на соперничество, целесообразно обратиться к третьему лицу (“третейскому судье”) с просьбой разрешить спор.

Во всяком случае, прежде чем выбрать ту или иную стратегию поведения, необходимо всесторонне проанализировать настрой, психологические особенности, ранг оппонента и социальные условия, связанные с конфликтной ситуацией, свои возможности, ранг, готовность идти на инцидент.
2.3 Этикет и культура поведения делового человека
Сущность и правила делового этикета
Многовековая история бизнеса выстрадала своеобразный закон, гласящий: “В деловых отношениях мелочей не бывает”. Все стороны делового взаимодействия подчиняются гласным и негласным этическим правилам, совокупность которых составляет деловой этикет.

Деловой этикет – это установленный порядок поведения сторон в деловом взаимодействии.

Этикет, отражая нравственную и эстетическую стороны профессионального поведения предпринимателя, выполняет важнейшую функцию – упорядочение и обеспечение высокой эффективности делового взаимодействия. Нравственная сторона содержит моральные нормы: честности, порядочности, уважения, доверия, и др. Эстетическая сторона отражает красоту и изящество форм поведения делового человека.

Соблюдение этикета - это своего рода общение на понятном бизнесменам языке, свидетельство принадлежности к единой когорте людей, доверяющих друг другу и способных нести ответственность по своим обязательствам. По данным экспертов, около 70% сорвавшихся выгодных для российских бизнесменов сделок, не состоялись потому, что наши предприниматели недооценивали этическую сторону взаимодействия. Этический нигилизм бизнесменов является причиной краха многих деловых проектов, крушения человеческих судеб.

Сегодня знание делового этикета и умение следовать его правилам рассматривается не только как элемент профессиональной зрелости и общей культуры делового человека, но и как непременное условие его делового успеха.

Н.А. Нартовым выделяется перечень важнейших правил современного делового этикета. К ним относятся: общие этические нормы, правила непосредственного речевого и неречевого общения, правила общения по телефону и правила деловой переписки.



Общими этическими нормами делового общения являются: глубокое уважение личности делового партнера, независимо от ее социального статуса, доверие к нему, честность, порядочность, обязательность в деловых отношениях.

Правила речевого общения определяют словесный язык, принятый в мире деловых отношений. Так, в деловом мире все шире распространяется обращение друг к другу с использованием таких речевых стереотипов, как “господа”, “дамы”, “судари”, “сударыни”. По прежнему активно используются в этих целях термины “коллеги”, “товарищи”. Слово “господин” и “госпожа” часто употребляется в сочетании с фамилией лица, которому адресовано обращение. Всегда считалось элегантным и этически выдержанным обращение к деловым партнерам по имени и отчеству, а в случае близкого знакомства – по имени.

Деловые отношения предполагают обязательное приветствие партнерами друг друга при встрече. В зависимости от степени их знакомства и эмоциональной близости для приветствия используются следующие формулы: “Здравствуйте!”, “Приветствую Вас!”, “Рад Вас видеть!”, “Привет!”, и др. Эти приветствия, как правило, сочетаются с вопросами вежливости типа: “Как поживаете?”, “Как дела?” и комплементами типа: “Вы прекрасно выглядите!”, “Чувствуется, что Вы в прекрасной форме” и др.

Обязательными нормами делового этикета считаются пожелания деловых успехов. Для этого, как правило, применяются фразы: “Удачи Вам!”, “Желаю успеха!”, “Ни пуха, ни пера!” и др.

Для прощания с деловым партнером чаще всего используют слова: “До свидания!”, “Счастливо!”, “До встречи!”, “Салют!” и др.



Правила неречевого общения определяют внешний вид делового человека и некоторые его поведенческие акты в различных обстоятельствах делового взаимодействия. Костюм бизнесмена должен соответствовать статусу деловой встречи, быть свежим, выглаженным, современным, гармонично сочетаться с деталями всего туалета и внешним видом. Галстук или бабочка соответствующих тонов для деловых отношений обязательны. Общим и обязательным требованием является то, что для вечерней встречи костюм должен быть темным.
Этика поведения при участии в культурно-массовых мероприятиях. Этические нормы переписки и общения по телефону
Современный предприниматель вынужден решать деловые вопросы не только в рабочем кабинете, за столом переговоров, но и в иных местах, например в театре, на концерте, презентации. Приглашение делового партнера в театр может стать частью плана его психологической подготовки к принятию необходимого бизнесмену решения. От того, каким предстанет предприниматель в глазах партнера, в существенной мере будет зависеть успешность последующих деловых переговоров. Здесь этика поведения тесно переплетается с психологией социального восприятия. Эта связь особенно сильна, когда партнеры недостаточно хорошо знакомы друг с другом.

Среди многочисленных этических норм поведения при участии в культурно-массовых мероприятиях деловому человеку необходимо, как минимум, соблюдать следующие:

- не стоит идти на такое мероприятие людям с простудой, насморком, кашлем;

- войдя в помещение, нужно заранее подготовить билеты (пригласительные), чтобы не искать их по карманам и не вступать в пререкания с контролером. Сдав верхнюю одежду в гардероб, приобрести программу спектакля, оглядеть себя в зеркале, заблаговременно занять свои места в зале;

- если места расположены посреди ряда, следует вежливо попросить того, кто сидит с краю: “Разрешите, пожалуйста, пройти”, и пройти лицом к сидящим. При этом, мужчины пропускают проходящих, по крайней мере, женщин, поднимаясь с кресел;

- при любых обстоятельствах не следует занимать чужие, пусть и пустующие места. Хозяева этих мест могут появиться в ходе спектакля и на глазах у зала потребуют освободить их.

- искать в зале знакомых, махать им руками, тянуться через ряды, чтобы пожать руку, считается показателем невоспитанности. Также нетактичным является обсуждение оформления зала и сцены, недостатков и достоинств постановки, игры актеров, подсказывание и подпевание им, еда, зевание, свист, топание ногами и др.;

- если представление не понравилось гостю, покидать его можно только в антракте. Неэтичным считается курение в неустановленных местах, организация громких пиршеств в буфете, выход из зала до окончания представления с целью успеть первым к гардеробу.



Правила общения по телефону, прежде всего, определяют его временные параметры. Считается, что без наличия особой договоренности и крайней необходимости звонить партнеру домой после 22 часов не совсем тактично. Не следует также ожидать ответа партнера после 7-9 телефонных гудков. Если он не ответил за это время, значит на это имеются причины. Лучше перезвонить попозже.

Телефонный разговор должен быть максимально лаконичным, хорошо структурированным, содержательным. Для этого его необходимо тщательно обдумать, а при необходимости, наиболее важные моменты (имена отчества партнера, членов его семьи, фамилии людей, даты, названия мест и населенных пунктов) записать. Считается необходимым во время разговора иметь под рукой авторучку, органайзер, календарь.

Каждую тему разговора, по мнению специалистов, целесообразно завершать вопросами по типу: “Итак, по этому вопросу мы договорились?”, “Могу я считать, что по этому вопросу мы достигли соглашения?”, и т.п.

После делового разговора по телефону его следует тщательно проанализировать.



Правила деловой переписки определяют язык, стиль и форму обращения к деловому партнеру в зависимости от его цели.

Принято выделять следующие виды деловой корреспонденции:

- соглашения, сделки, договоры;

- ответные письма с благодарностью;

- поздравления;

- извинения;

- требования и запросы;

- соболезнования.

Естественно, каждому из перечисленных видов корреспонденции должен быть присущ собственный стиль и язык. Общими требованиями для них являются:

- наличие всех элементов схемы служебного документа (кому, от кого, содержание документа, подпись, дата);

- уважительное обращение, дружеский тон;

- краткость, четкость, точность изложения;

- аккуратность.

Таким образом, деловой этикет – важнейшая сторона морали профессионального поведения делового человека, важнейшее профессиональное качество, обязательное условие эффективности делового взаимодействия.


2.4 Психология индивидуальности менеджера
Психологическая роль лидера
Лидерство – целенаправленное влияние на людей (ведо­мых) для того, чтобы объединить их усилия ради достижения цели, которую все они считают желательной. Лидерство всегда ставит вопрос о степени, силе влияния, зависящей от соотношения личных качеств лидера с качествами тех, на кого он пытается оказать влияние, и с ситуацией, в которой находится данная группа. Лидера можно определить как личность, способную объединять людей ради достижения какой-либо цели. Лидеры могут быть ориентиро­ванными на задание или на отношения с ведомыми.

Лидер, ориентированный на задание – лидер, руководствую­щийся исключительно стремлением к конечному результату и связы­вающий низкую производительность своих ведомых с характеристиками их личности.

Лидер, ориентированный на отношения с ведомыми – лидер, который умеет отделять личность подчиненного от выполняемой им работы, получает удовлетворение от налаживания и поддержания хороших человеческих отношений среди своих ведомых.

Подходит ли человек для роли лидера, зависит прежде всего от признания за ним другими людьми качеств превосходства – т.е. качеств, которые внушают им веру в него и побуждают их признать его влияние на себя. Более высокий интеллект, подготовка или опыт могут явиться частичным основанием для лидерства. Обычно важное значение имеет склонность к доминированию, а именно стремление проявлять инициативу в межличностных отношениях, направлять внимание других, предлагать им решения. Существенно важное значение часто имеет и соответствующий профессиональный статус – инженеры скорее признают лидерство другого инженера, – а также единство мнений и взглядов лидера и его последователей, равно как и его способность “разговаривать на их языке”.

В той степени, в которой коллектив признает принятую в данной организации “табель о рангах”, лидерство можно завоевать, добившись официальной должности: назначение человека на должность начальника отдела само по себе может наделить его влиянием на сотрудников этого отдела. Официальное положение придает человеку дополнитель­ное влияние за счет имеющихся в его распоряжении санкций. Начальник отдела может блокировать продвижение по службе и повышение заработка своих подчиненных или сделать их работу более приятной или легкой. На этом основании мы можем проводить различие между формальным лидерством – когда влияние исходит из официального положения в организации, и неформальным лидерством – когда влияние исходит из признания другими личного превосходства лидера. В большинстве ситуаций, конечно, эти два вида влияния переплетаются в большей или меньшей степени.

Важно здесь не то, что лидер обладает качествами превосходства, а то, что его сторонники считают, будто он обладает этими качествами. Лидерство почти всегда окружено неким ореолом. Сторонники редко могут точно оценить все личные качества лидера. Если он способен поддерживать высокую степень доверия к нему членов группы, то они будут вполне готовы поверить, что он умен и хорошо образован. Влияние признанного лидера существенно подкрепляется столь обычным стремлением сторонников идеализировать его.

Влияние лидера всегда зависит от ситуации. Адаптивность лидеров к ситуации – одно из главных требований к лидерам, которые должны согласовывать свое поведение с требованиями окружающей среды. Редко бывает, чтобы лидер мог изменить самые глубинные, основополагающие взгляды, ценности и мнения своих сторонников. Его роль заключается скорее в том, чтобы претворять эти взгляды и мнения в согласованную программу действий. Он выступает неким посредником на “рынке” идей и ценностей, путем компромисса и убеждения добивается согласия остальных со своей политикой и предложениями. Лидеру трудно добиться успеха, если он не разделяет большинство коллективных ценностей, поскольку в этом случае бремя компромиссов будет для него слишком тяжелым.

Очень трудно стать истинным лидером, не обладая острой восприимчи­востью к взглядам и позициям своих сторонников; причем не так уж важно, чем объясняется подобная восприимчивость – тем, что лидер понимает ее необходимость и сознательно ее проявляет, или тем, что он просто разделяет эти взгляды. При отсутствии такой восприимчивости он не будет знать, в какой момент необходимо пойти на компромисс, чтобы сохранить свое влияние и сплоченность группы. Он не сможет избежать вопросов, способных вызвать в группе серьезные разногласия и оказать на нее разрушительное воздействие.

Лидерство – это скорее двусторонний, нежели односторонний процесс. Лидер должен вести своих сторонников в том направлении, в котором они сами хотят идти.

В любом коллективе почти всегда есть признанный лидер, будь то глава подразделения, руководитель сектора, начальник или неформаль­ный (естест­вен­ный) лидер, не занимающий должности в официальной иерархии. Этот лидер выступает признанным представителем рабочей группы в ее отно­шениях с остальной организацией или людьми за пределами организации. Он становится центром притяжения, символом неповторимости группы.

Официально назначенный руководитель подразделения обладает преимуществами в завоевании лидирующих позиций в группе и потому чаще, нежели кто-нибудь другой, становится признанным лидером. Однако его статус в организации и тот факт, что он назначен “извне”, ставят его в положение, несколько отличное от положения неформальных естественных лидеров. Прежде всего стремление продвигаться выше по служебной лестнице побуждает его отождествлять себя с более крупными подразделениями организации, нежели с группой своих подчиненных. Во-вторых, членство в других рабочих группах, состоящих из руководящих работников, может создать конфликт между его приверженностями разным группам. Каждый из этих факторов заслуживает внимания.

Личные амбиции. Отождествляет ли себя лидер с рабочей группой или с “группой управляющих”, часто зависит от его притязаний на более высокий статус. Поскольку в организации продвижение по службе является приз­нанным символом личного успеха, “мобильный” человек с очень сильными личными амбициями обычно пытается подниматься по иерархической лестнице как можно быстрее. Он может считать, что эмоциональная привязанность к какой-либо рабочей группе не должна служить ему тормозом на этом пути, и поэтому отождествлять себя с руководящим звеном организации – источник удовлетворения его личных амбиций.

До какой степени его притязания будут противоречить лояльности группе, существенно зависит от того, насколько полно уже удовлетворено личное честолюбие лидера. Часто в подразделениях, занимающихся канцелярской работой, долго проработавший и надежный сотрудник без специального образования, необходимого для профессионального роста, повышается на должность руководителя. Поскольку он знает, что не поднимется выше, да и не особенно стремится к этому, часто такой руководитель решительно отождествляет себя со своими подчиненными и делает все от него зависящее, чтобы защитить их интересы.

С другой стороны, назначенный на ту же руководящую должность молодой честолюбивый выпускник колледжа, который еще только начал удовлетворять свои амбиции, вполне вероятно, будет отождествлять себя с руководством. Но к тому времени, когда этот же самый честолюбивый молодой человек достигнет должности начальника отдела в правительственном учреждении и окажется ответственным за какую-нибудь правительственную программу, он может счесть, что социальные ценности его программы значат для него больше, чем подъем на еще одну ступень в руководящей иерархии. Так, например, он может вступить в борьбу, отстаивая свою программу и интересы подчиненных ему работников перед руководством своего учреждения (комитета или управления) или даже перед Президентом или законодательным органом власти. В критической ситуации он может даже решиться скорее уйти в отставку, чем поступиться своей программой или согласиться с ущемлением интересов своих сотрудников.

Личные амбиции – такой фактор, который следует учитывать в большинстве человеческих ситуаций. Фактически все лидеры в то или иное время принимают решения, которые больше соответствуют их собственным притязаниям, нежели благополучию группы, ее программным целям, целям учреждения или даже самым высоким интересам страны. Часто им настолько успешно удается обосновать свои решения ценностями группы, что они сами совершенно не осознают собственные побуждения. Нередко подчиненные обнаружи­вают, что их предложения блокируются, поскольку их принятие может повредить карьере начальства.



Двойная лояльность. Помимо того, что приверженность руководителя подразделения своей группе может войти в противоречие с его личными амбициями, она может также оказаться в конфликте с его приверженностью руководящему аппарату организации. В действительности такие конфлик­ты, более или менее значительные, случаются в организациях ежедневно.

Например, сержанту милиции на инструктаже могут сообщить, что в ночную смену его патрульные слишком много времени проводят в кафе и слишком мало патрулируют улицы. Он может признавать обоснованность претензии и все же считать, что для людей, которые, по его мнению, в целом хорошо несут службу, следовало бы делать некоторые послабления. Реакция сержанта на требования его начальства и его рабочей группы будет зависеть от относительной степени его лояльности тем и другим. В таких ситуациях едва ли возможно найти какое-то общее решение, можно лишь сказать, что в одних случаях верх берет лояльность одним, а в других случаях – другим.

Столкнувшись с подобным конфликтом, лидер, вероятно, приложит все усилия, чтобы убедить одну или другую группу (или обе) изменить свою позицию так, чтобы конфликта можно было избежать или разрешить его. В той степени, в которой он действительно отождествляет себя с обеими группами, он будет ощущать сильное желание сохранить доверие к себе, уважение и дружбу членов обеих групп, а конфликт в организации станет конфликтом внутри его собственной личности. На почве таких конфликтов произрастает одна из наиболее важных функций руководителя – функция примирения ценностей и задач группы, которой он руководит, с целями более крупного подразделения организации. Межличностный стиль решения конфликтов – пятизвенная классификация подходов к разрешению конфликтов: недопущение конф­ликтных ситуаций, сглаживание конфлик­тов, искусственное форсиро­вание, использование компромиссов, решение сути конфликтной проблемы. Позитивное и негативное воздействие – в практике разре­шения конфликтов в организации или между организациями использование средств примирения оппонентов или оказания давления на более слабого оппонента.

С одной стороны, если лидер полностью отождествляет себя с рабочей группой, он может оказаться не в состоянии “влить” эту группу в более широкую систему сотрудничества. Его подразделение больше не сможет вносить ожидаемый от него вклад в достижение целей, установленных руководством на высшем уровне иерархической пирамиды. Если подобное положение сохранится, то вся организация может оказаться под угрозой или руководство может предпринять шаги, чтобы снять такого лидера и назначить другого.



С другой стороны, если лидер группы отождествляет себя с руководством – если он не полностью разделяет ценности группы или не отстаивает их, когда они вступают в конфликт с целями учреждения, – то это может разрушить моральный дух рабочей группы. В том случае, если какое-то самоотождествление внутри группы сохранится, группа начнет отторгать своего руководителя, пытаясь защититься от него и выдвинуть из собственных рядов нового, неформального лидера. Поведение в подобных конфликтных ситуациях – основное испытание, по которому группа судит о своем лидере. Члены группы ожидают, что лидер займет их сторону и будет использовать свой авторитет и способности, а также возможности вышестоящих начальников для защиты интересов группы.

Авторитет – влияние или способность лидера побуждать других к исполнению возложенных на них обязанностей. Авторитет эксперта – особый вид влияния, которое чело­век оказывает на других в силу того, что владеет уникальным и ценным знанием или информацией.
Каталог: Buy -> muk -> VPSH
VPSH -> 1. Методы исследования в социальной работе
VPSH -> Лекция №4,5 Теории происхождения человека (тпч) план: История представлений о возникновении жизни
VPSH -> Тематитеский план
VPSH -> Генетика как научный фундамент биотехнологии
VPSH -> Менеджер: функции, задачи, требования к менеджеру
VPSH -> Лекция 2 Речевой этикет как правило речевого общения. Правила речевого этикета
VPSH -> Законы и правила эффективного общения
VPSH -> Генетика человека (антропогенетика)
VPSH -> Биотехнология Основы биотехнологии Задачи биотехнологии Структура современной биотехнологии Биотехнология – это область человеческой деятельности, которая характеризуется


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница