1. Становление культурологии как научной дисциплины. Предмет, объект, цель и функции культурологии. Структура и состав современного культурологического знания
1. Становление культурологии как научной дисциплины. Предмет, объект, цель и функции культурологии. Структура и состав современного культурологического знания. Культурология – одна из молодых научных дисциплин, формирующаяся на стыке многих наук. Она синтезирует знания различных наук о культуре в целостную систему, формируя представления о сущности, функциях, структуре и динамике культуры как таковой. Термин «культурология» (от латинского cultura – «культура» и греческого logos – «наука, знание») буквально означает «наука о культуре». Однако культуру как специфическое социальное явление изучают многие науки, такие, в частности, как философия культуры, социология культуры, психология культуры, теория и история культуры, искусствоведение, антропология и др. Идея выделения культурологии в самостоятельную область знания обычно связывается с именем известного американского антрополога Лесли Алвина Уайта. Однако впервые этот термин был предложен немецким философом и химиком В. Оствальдом в 1909 г. и применен им во многих последующих работах. Оствальд отличал культурологию от социологии и использовал данный термин для описания специфического явления, присущего только человеку, которое может быть определено понятием «культура» и исследовано наукой под названием «культурологияЛ. Уайт применил понятие культурологии для обозначения области знания, которую Э. Тайлор определил как «наука о культуре». Использование названия «культурология» для науки о культуре должно было, по мнению Л. Уайта, ускорить переход от частных наук к целостному исследованию культуры. В своих работах «Наука о культуре» (1949), «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) Уайт рассматривает культурологию как науку, изучающую целостную систему элементов духовной и материальной культуры, в ходе освоения человеком окружающего его мира, с разных ракурсов его восприятия. Культура по мнению мыслителя имеет свою собственную жизнь, управляется собственными принципами и законами. На протяжении веков она окружает индивидов с рождения и превращает их в личность, формируя их убеждения, модели поведения, чувства и отношения. Культуры различаются количеством используемой энергии, и культурный прогресс можно измерить количеством энергии, используемой на душу населения ежегодно. Значительное место в концепции Уайта занимает теория символов. Он определял культуру как экстрасоматическую (внетелесную) традицию, ведущую роль в которой занимают символы. Если психология, как утверждал Уайт, изучает психологическую реакцию человеческого организма на внешние факторы, а социология исследует закономерности взаимоотношений индивида и общества, то предметом культурологии должно стать осмысление взаимосвязи таких культурных явлений, как обычай, традиция, идеология. Он предсказывал культурологии большое будущее и считал, что она представляет собой новую, качественно более высокую ступень в постижении человека и мира. Теоретические первоначала культурологии складывались не только в русле антропологической традиции, но и в значительной мере в рамках философии, социологии, исторической и филологической наук. Первые шаги своего развития в России культурология делала в недрах философии, кроме того, понимание сущности культуры в России теснейшим образом связано с видением мира. Огромный вклад в развитие отечественной культурологии внесли такие известные ученые, как С.М. Соловьев, Н.А. Бердяев, Н.Я. Данилевский, Н.Ф. Федоров, С.Л. Франк, Л.И. Шестов и другие. Термин «культурология» утвердился в нашей стране с начала 90-х гг., когда была осознана необходимость отказаться от идеологизированного высшего образования. Тогда же культурология была введена в номенклатуру специальностей, стала учебной дисциплиной в вузах, были созданы соответствующие кафедры и факультеты. Однако процесс самоопределения культурологии как научной и образовательной дисциплины не завершен до настоящего времени. Сегодня культурология представляет такой тип знаний, где соединяются, дополняя друг друга, знания об обществе и знания о человеке, философские 9 представления о культурном становлении и бытии человека, о соотношении человека и природы в наиболее общих принципах и значениях этих понятий. Любая наука изучает и объясняет какую-нибудь выделенную из общей массы группу явлений. Для культурологии объектом изучения является культура. Кроме объекта, любую науку характеризует ее предмет. Относительно предмета культурология может быть разделена на две составные части: теорию культуры (в узком смысле) и историю культуры. Предметом культурологии (в узком смысле) являются общие закономерности функционирования культуры, законы ее развития, т.е. теоретическое осмысление культуры как самостоятельного феномена, взятого достаточно абстрактно. Предметом истории культуры является изучение конкретных исторических форм культуры (культура Англии, культура России и т.д.). Таким образом, культурология изучает наиболее общие закономерности развития культуры, ее базовые характеристики, которые присутствуют во всех культурах человечества. К основным задачам культурологии относятся следующие: • наиболее глубокое, полное и целостное объяснение культуры, ее сущности, содержания, признаков и функций; • изучение генезиса (происхождения и развития) культуры в целом, а также отдельных явлений и процессов в культуре; • определение места и роли человека в культурных процессах; • разработка категориального аппарата, методов и средств изучения культуры; • взаимодействие с другими науками, изучающими культуру; • изучение сведений о культуре, пришедших из искусства, философии, религии и других областей, связанных с ненаучным познанием культуры; • исследование развития отдельных культур. Целью культурологии становится такое изучение культуры, на основе которого формируется ее понимание. Для этого необходимо выявить и проанализировать следующие элементы: • факты культуры, составляющие в совокупности систему культурных феноменов; • связи между элементами культуры; • динамику культурных систем; • способы производства и усвоения культурных феноменов; • типы культур и лежащие в их основе нормы, ценности и символы (культурные коды); • культурные коды и коммуникации между ними. 2. Структура и состав культурологического знания В настоящее время существует множество представлений о культурологии, которые можно объединить в три основных подхода: 1. Культурология рассматривается как комплекс дисциплин, изучающих культуру. Главным моментом здесь является цель изучения культуры в ее историческом развитии и социальном функционировании, а результатом – система знаний о культуре. 2. Культурология представляется как раздел дисциплин, изучающих культуру. Например, культурология как философия культуры претендует на ее понимание в целом. Существует и обратная позиция, согласно которой она является частью философии культуры, изучающей проблему многообразия культур. В данном случае возможно отождествление с культурологией культурной антропологией, социологией культуры, а также выделение философской культурологии как науки о смыслах, значениях, взятых в их целостности по отношению к определенному региону или периоду времени. 3. Культурология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина. Это предполагает определение предмета и методов исследования, места культурологии в системе социально-гуманитарного знания. В соответствии с задачами культурологической науки, все ее знания подразделяются на два вида: фундаментальные и прикладные, которые и определяют структуру культурологии как науки: • фундаментальная культурология – выявляет общие закономерности развития культуры и изучает культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни и ее проявлений; • прикладная культурология – разрабатывает методику целенаправленного прогнозирования и управления социокультурными процессами в рамках государственной социальной и культурной политики. Решением прикладных проблем традиционно занимаются так называемые культурные институты, к которым относятся государственные учреждения политико-идеологического и законотворческого профиля, разнообразные общественные организации (политические партии, профсоюзы), воспитательные, просветительские и образовательные заведения, средства массовой информации, издательства, рекламные и туристические структуры, вся система физкультуры и профессионального спорта. Все эти культурные институты задают нормативные образцы и призваны регулировать ценностные ориентации людей. Важнейшей задачей при этом является выработка общей культурной политики государства и общества. 11 Культурология возникла на стыке истории, философии, психологии, антропологии (учении о человеке), этнологии (учении о народе), этнографии (науки о культуре и быте народов мира), искусствоведения, семиотики (науки о свойствах знаковых систем), лингвистики, информатики и т.д. Поэтому, говоря о структуре современной культурологии, можно выделить следующие составные части: философию культуры, историю культуры, культурантропологию, социальную антропологию, психологию культуры. 1. Философия культуры – выступает как общая теория культуры, исследующая культуру через ее наиболее существенные и общие черты. Она вычленяет сущность культуры, ее отличия от природы, изучает структуру, функции, роли культуры, ее ведущие тенденции. Культурология, выделяясь из философии и опираясь на достижения конкретных наук, сохраняла потребность в обосновании собственного предмета познания, что и брала на себя философия культуры. Она является основой культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможность различной трактовки природы культуры. Философия культуры (культурофилософия) культуры занята поиском смыслов, определяющих характер бытия человека. 2. История культуры – изучает конкретные исторические типы культур, их события и достижения, зарождение и функционирование коллективной и индивидуальной жизнедеятельности людей, а также культурно-историческую типологию сообществ. Формирование культуры протекает в рамках общего исторического процесса, подчинено его фундаментальным законам; однако история культуры имеет специфические особенности, поскольку ряд процессов культурного развития не полностью совпадает с общими тенденциями и хронологией социальной истории. 3. Культурантропология – изучает конкретные ценности, традиции, опредмеченные результаты культурной деятельности, механизмы передачи культурных навыков от человека к человеку. Культурная антропология большое внимание уделяет проблемам рассмотрения этнических культур. Для выработки единой теории культуры необходим анализ этнических общностей (на основании обычаев, системы родства, образа жизни). Культурная антропология показывает взаимоотношение внутри различных культур, между типами культур, процесс аккультурации (подчинение, попадание одной культуры в зависимость от другой). 4. Социальная антропология – исследует становление человека как социального существа, а также основные структуры и институты, которые способствуют процессу социализации человека. 5. Психология культуры – изучает индивидуальные особенности отношения личности к культуре, своеобразие духовного поведения человека, культурноисторические типы личности. Психология культуры рассматривает, каким образом культура отражает внутренний мир человека, способствует формированию и развитию человека как субъекта культурной деятельности, изучает личность как создателя и потребителя культуры. 12 Таким образом, структура культурологии достаточно сложна и еще окончательно не сформировалась. Тем не менее, все вышеперечисленные элементы структуры современного культурологического знания позволяют решить важнейшие задачи культурологии: сохранить и транслировать культуру. С помощью структурных единиц культурологии возможен переход от многообразия проявлений культуры к ее сущности, от описания к анализу и синтезу. Это позволяет теоретически охарактеризовать культуру как систему, которая может воспроизводить себя в историческом пространстве и времени.