1. Современные воспитательные системы в России



Скачать 214,2 Kb.
страница1/42
Дата26.06.2020
Размер214,2 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


1. Современные воспитательные системы в России

В современной России существуют следующие воспитательные



системы:

- вальдорфские школы - в основе взамодействия участников этой воспитательной системы лежит принцип свободы;



Учебные программы (они прошли экспертизу и рекомендованы Министерством образования) аккредитованных вальдорфских школ в России выстроены так, что дети проходят обязательную аттестацию в 4, 9, 11 классах. В них преподают те же предметы, что и в обычных (плюс несколько специальных дисциплин, например, эвритмию).

Отличается подход к самому преподаванию. Основные методы познания — эксперимент и наблюдение. Например, звуки и цвета — в физике, горение — в химии, наблюдение растений и животных — в биологии.

  • Школы коллегиально управляются учителями. Здесь не приветствуют компьютеры, телевизоры, планшеты — все современные технические устройства не соответствуют духу вальдорфской системы.

  • Конечно, нет и школьной формы.

  • Интерьер стараются создать из натуральных материалов (деревянные столики, плетёные стульчики и кресла). Цвет стен, форма потолка, организация внутреннего пространства — всё это имеет значение. Предпочтение отдаётся краскам на водной основе, камню и керамической плитке для пола и подоконников.

  • Особая роль отводится классному руководителю, который остаётся со своими учениками на протяжении семи-восьми лет. Именно он проводит большую часть уроков и владеет знаниями по всем основным предметам. Обычно он преподаёт ещё и ремёсла.

  • В течение 3-4 недель на главном уроке, который стоит первым в расписании и длится 1,5 часа, изучают раздел одного из предметов: истории, биологии, географии, математики, русского языка и литературы. Остальные уроки, например, иностранные языки, музыка, рукоделие обычно проходят после главного и привычно длятся 45 минут. Пример расписания одной из вальдорфских школ можно посмотреть здесь.

  • Есть специальные предметы. Например, эвритмия сочетает танец и пантомиму под чтение стихов или музыкальное сопровождение. Рисование формы предшествует письму (с 1 по 3 класс). Чтение и правописание появляются позже. Начиная с 9 лет дети занимаются ботмеровской гимнастикой.

  • С 1 класса преподаются два иностранных языка. В учёбе упор делают на гуманитарные предметы (живопись, музыка, пластицирование).

  • В обучении нет оценок. Соревновательный момент полностью отсутствует. Прежде всего школьники должны наслаждаться общением со сверстниками и с воспитателем. В конце учебного года учитель пишет подробную характеристику на каждого ученика с результатами и рекомендациями. Соответственно, никого из детей не оставляют на второй год.

  • Нет учебников. Главное — личность учителя. Именно он определяет, в какой форме подавать материал, то есть он может рекомендовать какие-то пособия, сборники задач или ограничиться устным рассказом.

  • Проводят костюмированные праздники (например, Праздник Урожая, Праздник Архангела Михаила; Праздник Фонариков; Масленица/Праздник встречи весны). Перед началом каникул все классы делают отчётные концерты.

  • В школах есть социально ориентированные практики. Например, в началке это могут быть ремёсла (путь зерна от его посадки до готового хлеба) и краеведение (изучают улицы, здания, составляют карты). В старших классах практика проходит в детских садах, больницах, детских домах и домах престарелых.

- школы глобального образования – здесь целью является формирование планетарного мышления;

Российская модель гимназии глобального образования на основе Санкт-Петербурской гимназии № 631 Приморского района

В концепции данной гимназии записано: «Глобальное образование -- это воспитание нового ученика с новым мышлением, новым отношением к жизни, позицией Гражданина Мира, члена мирового сообщества. целостной личности, способной принимать ответственные решения за себя, свое окружение, мир, в котором он живет, за все, что происходит на Планете».

Были разработаны следующие направления:

  • · углубление и совершенствование знаний по мировой истории, географии, политике, культуре, экономике, экологии;

  • · расширение понимания учащимися национального и культурного разнообразия посредством изучения национальной литературы, искусства, музыки, танца, обычаев, включения в процесс межкультурной коммуникации;

  • · акцентирование внимания учащихся на изучении глобальных проблем в контексте учебного предмета;

  • · изучение истории России в контексте мировой истории, раскрытия взаимосвязей, существующих между Россией и странами мира (прошлое - настоящее -- перспективы будущего развития);

  • · изучение иностранных языков как с целью развития способности к межкультурной коммуникации, так и с целью раскрытия идей единства и многообразия в окружающем мире.

"педагогика общей заботы" – в основе лежит методика коллективных творческих дел (технологии воспитания И.П. Иванова, В.А. Караковского, Ф.Я. Шапиро);

Воспитательная система общей заботы предполагает систему коллективных творческих дел. Коллективное творческое дело - ее главный методический инструмент, который складывается из совокупности приемов, действий, выстроенных в определенной последовательности. В организации коллективной творческой деятельности отмечаются несколько этапов:

  • · предварительная работа воспитателей;

  • · коллективное планирование; коллективная подготовка;

  • · проведение;

  • · коллективное подведение итогов;

  • · ближайшее последействие.

Важнейшим условием воспитания в этой системе выступает совокупность воспитательных отношений: реальных (общая забота) и духовных (товарищеское уважение и товарищеская требовательность).

Идея общей заботы перекликается с идеями Л. Кольберга. Методика коллективного воспитания строилась первоначально как чисто воспитательная, вне учебного процесса, вне официальной структуры школы. Однако впоследствии многие школы, например средняя школа № 825 г. Москвы, средняя школа № 51 г. Рязани стали с успехом использовать ее и в процессе обучения

- справедливые сообщества – это свободное общение администрации учителей, учащихся и родителей (Л. Кольберг);

- школы диалога культур – в этих школах развивают учеников на основе приобщения их к двум-трем разным культурам (технологии В.С. Библера, С.Ю. Курганова);

- воспитательная система школы-комплекса - основана на взаимодействии и сотрудничестве школы, учреждений культуры, спорта, образования, производства. Дети занимаются спортом, музыкой, шахматами -

в коллективной и индивидуальной форме занятий;

- воспитательная система сельской школы - это особый стиль взаимоотношений педагогов, родителей и учащихся, постоянные контакты

сельской школы с социумом, связь обучения с трудом (система воспитания

В.А. Сухомлинского в Павлышевской сельской школе);

- скаутизм как воспитательная система - добровольное движение,

связанное с патриотизмом, аполитичностью, веротерпимостью, внеклассовым характером. Основные формы деятельности - походы, военнизированные лагеря, трудовые десанты;

- пионерская организация;

- "педагогика успеха";

- гуманистическая воспитательная система В.А. Караковского и др.

Современная система в России - это традиционная воспитательная система, приоритетом здесь является воспитательное обучение и обучающее

воспитание.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   42


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница