1 Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования



страница1/5
Дата27.05.2016
Размер404 Kb.
  1   2   3   4   5
1.3. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования

1.3.1. Общие положения

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования (далее — система оценки) представляет собой один из инструментов реализации требований Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, направленный на обеспечение качества образования, что предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся, один из механизмов управления реализацией основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.

Система оценки призвана способствовать поддержанию единства всей системы образования, обеспечению преемственности в системе непрерывного образования. Её основными функциями являются ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования и обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся (с целью итоговой оценки) и оценка результатов деятельности образовательных учреждений и педагогических кадров (соответственно с целями аккредитации и аттестации).

Полученные данные используются для оценки состояния и тенденций развития системы образования разного уровня.



Система оценки качества образования гимназии представляет собой совокупность диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих оценку образовательных достижений обучающихся, эффективности деятельности образовательного процесса и строится в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и Положением о качестве образования, регламентирующим реализацию процедур контроля и оценки качества образования.

Особенностями системы оценки качества образовательных результатов являются:

- комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);

- использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;

- оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;

- оценка динамики образовательных достижений обучающихся;

- сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;

- использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;

уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;

использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;

__________________________________________________________________________________

 Жирным курсивом выделен компонент образовательного учреждения



- использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений;

- осуществление текущей оценки образовательных достижений обучающихся по всем предметам и курсам учебного плана;

- осуществление промежуточной аттестации обучающихся, отражающей динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения ООП ООО;

- осуществление государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения ООП ОООО;

- повышение объективности контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, получение объективной информации о состоянии качества образования, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень;

- определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствия нормам и требованиям стандартов, оценка реализации инновационных введений в гимназии;

Цели оценочной деятельности в гимназии:

- создание единой системы диагностики и контроля состояния образования в гимназии, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования;

- обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;

 - становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;



 - обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

- обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- определение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;

выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей;

обеспечение качества образования через вовлеченность в оценочную деятельность педагогов и обучающихся;

- содействие принятию обоснованных управленческих решений, прогнозирование развития образовательной системы гимназии.
Оценка качества образования в гимназии осуществляется по следующим критериям:

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЦЕДУРЫ

оценка предметных результатов

по результатам I, II, III, IV четвертей – 5-9 классы, по результатам года 5-9 классы;

в рамках текущего, промежуточного и итогового контроля, определяется мониторинговой службой по результатам проблемно-ориентированного анализа

мониторинг качества образования на основе государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов

традиционная и форма ОГЭ экзаменов (обязательных-2 (русский язык и математика), экзамены по другим предметам: литературе, физике, химии, биологии, географии, истории, обществознанию, иностранным языкам, информатике и ИКТ на добровольной основе по своему выбору в форме ОГЭ)

мониторинг и диагностика учебных достижений обучающихся основной школы

по математике, русскому языку - 5-8 классы (определяется решением педагогического совета, проводится в рамках промежуточной итоговой аттестации в конце учебного года)

оценка личностных результатов

портфолио обучающихся

оценка метапредметных результатов

наблюдение педагогов, диагностика, портфолио обучающихся

оценка качества предпрофильного обучения

портфолио обучающихся 8-9 классов

мониторинг уровня воспитанности, мотивации, психологического комфорта обучающихся

5-9 классы, в конце учебного года.

мониторинг состояния здоровья обучающихся;

скрининг заболеваний обучающихся, профилактическая работа

мониторинг физической подготовки обучающихся

по нормативам ГТО, группам здоровья

мониторинг учебных достижений учащихся по итогам независимых срезов знаний

региональное тестирование с использованием «Символ-теста»

аттестация педагогических работников

портфолио учителя

самоанализ деятельности, осуществляемый педагогическими работниками

по итогам учебного года

общественная экспертиза качества образования

оценка деятельности гимназии Управляющим Советом

олимпиады, творческие конкурсы, конференции

по графикам

мониторинг качества образования на основе государственной аккредитации образовательного учреждения;
контроль за соблюдением лицензионных условий

качество условий и результаты образовательного процесса (эффективность использования материально-технических ресурсов, оценка кадрового потенциала учреждения и эффективности деятельности педагогов и др.)


Придание гласности результатам оценки качества образования обеспечивается путем предоставления информационных материалов для педагогических работников, обучающихся, родителей и информирования общественности посредством публикаций (в том числе на сайте гимназии), аналитических материалов и открытых публичных докладов.

Итоги оценки качества образования используются для стимулирования обучающихся, педагогов. Порядок стимулирования определяется внутренними локальными актами гимназии.

В соответствии с ФГОС ООО основным объектом системы оценки результатов образования на ступени основного общего образования, ее содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения обучающимися ООП – личностные, метапредметные и предметные.



Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования определяется по результатам промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.

Результаты промежуточной аттестации представляют собой результаты внутришкольного мониторинга образовательных достижений обучающихся, отражают динамику формирования их способности к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач и навыков проектной деятельности. Промежуточная аттестация осуществляется в ходе совместной оценочной деятельности педагогов и обучающихся, т.е является внутренней оценкой.

Промежуточная аттестация проводится ежегодно, начиная с 5 класса, согласно Положению о промежуточной аттестации.

Целями промежуточной аттестации являются:

- определение фактического уровня основных компетенций обучающихся в рамках предметов и курсов учебного плана;

- сравнение этого уровня с требованиями образовательных стандартов, установление соответствия основных компетенций обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов;

- контроль выполнения учебных программ и календарно-тематических планов учебных предметов, курсов; контроль обеспечения уровня образования, соответствующему статусу гимназии.

Промежуточная аттестация является системным объектом и состоит из нескольких уровней:

само- и взаимоконтроль обучающихся, реализуемый с помощью различных методов и приемов самостоятельной работы на уроке;

контроль учителя;

административный контроль.

Перечень учебных предметов, курсов, выносимых на промежуточную аттестацию, форму и порядок при промежуточной аттестации определяет ежегодно Педагогический совет гимназии. Данное решение утверждается приказом директора.

Формы проведения промежуточной аттестации:

Промежуточная аттестация проводится как в письменном, так и в устном виде. Для проведения промежуточной аттестации могут быть использованы следующие формы:

- собеседование;

- зачет;

- тестирование;

- контрольная работа;

- защита реферата;

- защита проекта;

- комплексный анализ текста;

- сдача нормативов по физической культур и другие.

Форма проведения промежуточной аттестации утверждается Педагогическим советом с учетом специфики предмета, курса, уровня подготовки и состояния сформированности познавательного интереса обучающихся к предмету, курсу.

Промежуточная аттестация проводится в сроки, установленные Педагогическим советом гимназии.

К промежуточной аттестации допускаются учащиеся 5-8 классов, в том числе обучающиеся, имеющие неудовлетворительную годовую оценку или пропустившие без уважительных причин половину и более учебного времени по учебному предмету, курсу за год, обязаны пройти промежуточную аттестацию по данному предмету.

Материалы для аттестации по предметам, комплексные письменные контрольные работы, проверочные работы составляются учителями предметного цикла в соответствии с содержанием реализуемых учебных программ и утверждаются на заседаниях соответствующих кафедр и методических объединений, а также могут быть использованы диагностические материалы, подготовленные ЦОКО.

Система оценок при промежуточной аттестации определяется Положением о промежуточной аттестации.

Критерии внутренней оценки определяются Положением о внутренней оценке.

Критерии и нормы оценочной деятельности при 5-балльной системе оценки учебной деятельности обучающихся определяются в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Оформление документации по итогам промежуточной аттестации определяется в Положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

Результаты итоговой аттестации выпускников (в том числе государственной) характеризуют уровень достижения предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется внешними (по отношению к образовательному учреждению) органами, т.е. является внешней оценкой.

Основным объектом, содержательной и критериальной базой итоговой оценки подготовки выпускников на ступени основного общего образования в соответствии со структурой планируемых результатов выступают планируемые результаты, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» всех изучаемых предметов.

При оценке результатов деятельности образовательного учреждения и работников образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают планируемые результаты освоения основной образовательной программы, составляющие содержание блоков «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться» всех изучаемых предметов. Основными процедурами этой оценки служат аккредитация образовательного учреждения, аттестация педагогических кадров, а также мониторинговые исследования разного уровня.

При оценке состояния и тенденций развития системы образования основным объектом оценки, её содержательной и критериальной базой выступают ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты основного общего образования, составляющие содержание первых, целевых блоков планируемых результатов всех изучаемых предметов. Основными процедурами этой оценки служат мониторинговые исследования разного уровня. При этом дополнительно используются обобщённые данные, полученные по результатам итоговой оценки, аккредитации образовательных учреждений и аттестации педагогических кадров.

В соответствии с требованиями Стандарта предоставление и использование персонифицированной информации возможно только в рамках процедур итоговой оценки обучающихся. Во всех иных процедурах допустимо предоставление и использование исключительно неперсонифицированной (анонимной) информации о достигаемых обучающимися образовательных результатах.

Интерпретация результатов оценки ведётся на основе контекстной информации об условиях и особенностях деятельности субъектов образовательного процесса. В частности, итоговая оценка обучающихся определяется с учётом их стартового уровня и динамики образовательных достижений.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трёх групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.

Система оценки предусматривает уровневый подход к содержанию оценки и инструментарию для оценки достижения планируемых результатов, а также к представлению и интерпретации результатов измерений. Одним из проявлений уровневого подхода является оценка индивидуальных образовательных достижений на основе «метода сложения», при котором фиксируется достижение уровня, необходимого для успешного продолжения образования и реально достигаемого большинством обучающихся, и его превышение, что позволяет выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития, формировать положительную учебную и социальную мотивацию.

К компетенции образовательного учреждения МАОУ гимназии №26 относится:

1) описание организации и содержания: а) промежуточной аттестации обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности; б) итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся; в) оценки проектной деятельности обучающихся;

2) адаптация инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов, разработанного на федеральном уровне, в целях организации: а) оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля; б) промежуточной аттестации (системы внутришкольного мониторинга); в) итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию;

3) адаптация (при необходимости — разработка) инструментария для итоговой оценки достижения планируемых результатов по предметам и/или междисциплинарным программам, вводимым образовательным учреждением;

4) адаптация или разработка модели и инструментария для организации стартовой диагностики;

5) адаптация или разработка модели и инструментария для оценки деятельности педагогов и образовательного учреждения в целом в целях организации системы внутришкольного контроля.


1.3.2. Особенности оценки личностных результатов

Оценка личностных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися в ходе их личностного развития планируемых результатов, представленных в разделе «Личностные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий.

Формирование личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьёй и школой.

Основным объектом оценки личностных результатов служит сформированность универсальных учебных действий, включаемых в следующие три основных блока:

1) сформированность основ гражданской идентичности личности;

2) готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;

3) сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.



Объекты оценки

Содержание оценки

Методы оценки


Сформированность основ гражданской идентичности

Знания: истории России и родного края, социально-политического устройства и государственных символов, положений Конституции, прав и обязанностей гражданина, о народах и национальностях России, о своей этнической принадлежности.

Ценностные установки: любовь к Родине и чувство гордости за неё; уважительное отношении к истории, культуре и народам России и других стран; положительное принятие своей этнической принадлежности. Поведение: толерантность в отношении людей других национальностей, участие в общественно-полезной деятельности, добросовестное отношение к своим обязанностям.

1. Внешняя оценка: внешние неперсонифицированные мониторинговые процедуры, цель которых – оценка не ученика, а эффективности воспитательной деятельности ОУ.
2. Внутренняя оценка: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, опросы.
3. Данные о достижении учащимися отдельных личностных результатов могут использоваться только в интересах их личностного развития с учётом требований психологической безопасности. С согласия учащихся некоторые результаты (например, участие в школьном самоуправлении, общественно-полезной деятельности, взаимодействие с социальным окружением и др.) могут быть отражены в портфолио ученика.

По запросу учащихся и их родителей (или по согласованию с ними) возможно психолого-педагогическое консультирование по вопросам личностного развития с учётом достижений и проблем конкретного учащегося.

Готовность к переходу к самообразованию, в том числе готовность к выбору направлений профильного образования

Прилежание и ответственность за результаты обучения

Сформированность учебно-познавательных мотивов и основ учебной деятельности

Интерес к изучаемым областям знаний и видам деятельности

Умение делать осознанный выбор своей образовательной траектории

Сформированность основ социальных компетенций

Готовность и способность участвовать в школьном самоуправлении

Выполнение норм и требований школьной жизни

Следование общепринятым моральным нормам

Умение вести диалог и разрешать конфликты

Опыт социальных и межличностных отношений

Правосознание

В соответствии с требованиями Стандарта достижение обучающимися личностных результатов не выносится на итоговую оценку, а является предметом оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности образовательного учреждения и образовательных систем разного уровня. Поэтому оценка этих результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований на основе централизованно разработанного инструментария. К их проведению должны быть привлечены специалисты, не работающие в данном образовательном учреждении и обладающие необходимой компетентностью в сфере психологической диагностики развития личности в детском и подростковом возрасте.

Результаты мониторинговых исследований являются основанием для принятия различных управленческих решений.

В текущем образовательном процессе возможна ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов, проявляющихся в:

1) соблюдении норм и правил поведения, принятых в образовательном учреждении;

2) участии в общественной жизни образовательного учреждения и ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

3) прилежании и ответственности за результаты обучения;

4) готовности и способности делать осознанный выбор своей образовательной траектории, в том числе выбор направления профильного образования, проектирование индивидуального учебного плана на старшей ступени общего образования;

5) ценностно-смысловых установках обучающихся, формируемых средствами различных предметов в рамках системы общего образования.

Данные о достижении этих результатов могут являться составляющими системы внутреннего мониторинга образовательных достижений обучающихся, однако любое их использование (в том числе в целях аккредитации образовательного учреждения) возможно только в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». В текущем учебном процессе в соответствии с требованиями Стандарта оценка этих достижений должна проводиться в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности обучающегося и может использоваться исключительно в целях личностного развития обучающихся.



Инструментарий для стартовой диагностики и итоговой оценки личностных результатов

Формы и методы оценки.

Диагностика результатов личностного развития предполагает проявление обучающимся качеств своей личности (оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов) и проводится в разных формах: диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д. Такая диагностика проводится только в виде неперсонифицированных работ. Работы, как правило, не подписываются, и таблицы, где собираются эти данные, показывают результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.

Письменная контрольная работа дополняется такими новыми формами контроля результатов, как целенаправленное наблюдение. Самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности).

Обобщенная оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ осуществляется в ходе следующих различных мониторинговых исследований:


Процедура оценки

Внешняя оценка

Предмет оценки эффективности воспитательно-образовательной деятельности учреждения.

Форма проведения процедуры:

неперсонифицированные мониторинговые исследования

Субъекты оценочной деятельности: специалисты, не работающие в образовательном учреждении, владеющие компетенциями в сфере психологической диагностики личности в детском и подростковом возрасте.

Инструментарий: стандартизированные типовые задачи оценки личностных результатов, разработанные на федеральном, региональном уровне



Внутренняя оценка

Предмет оценки сформированности отдельных личностных результатов (мотивация, внутренняя позиция школьника, основы гражданской идентичности, самооценка, знание моральных норм и суждений)

Задача оценки данных результатов: оптимизация личностного развития обучающихся

Субъекты оценочной деятельности: администрация, учитель, психолог, обучающиеся

Форма проведения процедуры:

Неперсонифицированные мониторинговые исследования проводит администрация школы:

1. Заместитель директора по воспитательной работе в рамках изучения уровня воспитанности обучающихся школы, анализа воспитательной работы.

2. Заместитель директора по УР в рамках внутришкольного контроля по изучению состояния преподавания предметов.

3 Психолог в рамках преемственности при переходе обучающихся в школу второй ступени.

Персонифицированные мониторинговые исследования проводит:

1. Учитель в рамках изучения индивидуального развития личности в ходе учебно-воспитательного процесса.

2. Психолог в рамках работы с детьми «группы риска» по запросу педагогов (при согласовании родителей), родителей (законных представителей) на основании решения ПМПК.

Инструментарий:

1. Типовые задания по оценке личностных результатов

2. Методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося, представленных в книге: «Воспитательный процесс изучение эффективности» / под редакцией Е.Н.Степанова.- М.: Творческий центр ,2003.

Методы оценки: фронтальный письменный, индивидуальная беседа, анкетирование, возрастно-психологическое консультирование

Результаты продвижения в формировании личностных результатов в ходе внутренней оценки фиксируются в виде оценочных листов учителя, психолога.

Осуществление обратной связи через:

1. Информированность:

педагогов, об эффективности педагогической деятельности (педсоветах, совещаниях посвященных анализу учебно-воспитательного процесса);

обучающихся об их личных достижениях (индивидуальные беседы, демонстрацию материалов портфолио).

2 Обеспечение мотивации на обучение, ориентировать на успех, отмечать даже незначительное продвижение, поощрение обучающихся, отмечать сильные стороны, позволять продвигаться в собственном темпе.
К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики.
Каталог: files -> img -> file -> fgos ooo
fgos ooo -> Программа развития универсальных учебных действий 1 Цели и задачи программы, описание ее места и роли в реализации требований Стандарта
file -> Компетентность ресурс качественного образования
file -> Программа «Проектная и исследовательская деятельность младших школьников»
file -> Программа по формированию универсальных учебных действий у детей старшего дошкольного возраста 6,5 7 лет Составитель
file -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
file -> Программа формирования экологической культуры здорового и безопасного образа жизни
file -> Изменение содержания образования в Школе Совместной деятельности. Визитка школы
file -> Исследовательская работа взаимосвязь уровня агрессивности школьника и его положения в классе
file -> Методические разработки классных часов по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации интегративной программы «Социокультурные истоки»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница