1. Русский язык как объект усвоения



Дата25.04.2016
Размер148 Kb.
1.Русский язык как объект усвоения

Владение языком – это свойство человека как биологического вида, но именно это свойство делает человека существом социальным общественным. Человек появляется на свет с врожденной способностью к усвоению родного языка, но чтобы эта способность стала реальностью, ребенок должен учиться родному языку.

Методику интересует:

- язык как объект усвоения, его сущность.

- сам ребенок, как субъект усвоения языка, сущность психических процессов, сопровождающих это усвоение.

Признаки языка:

Язык – знаковая система. Язык является знаковой системой, оперируя которой человек мыслит и общается с другими людьми. Язык – развивающаяся система дискретных звуковых знаков, служащая для целей коммуникации и способная выразить всю совокупность знаний человека о мире. По признаку способности выражать отвлеченные категории мышления язык качественно отличается от языка животных, представляющий собой набор сигналов. Владение языком составляет одну из важнейших черт, выделяющих человека из мира животных.

Язык материален. Материю языка мы ощущаем органами слуха, зрения, мышцами органов речи.

5 единиц языка: фонемы и просодемы; морфемы; слова; словосочетания; предложения. Все эти единицы находятся в структурных отношениях, они взаимосвязаны => язык – система(фонема не языковой знак, т.к. не имеет значения, а выполняет смыслоразличительную функцию).



Язык функционирует в форме речи. Язык – структурированная система состоящая из пяти взаимообуславливающих единиц, разбитых на классы и подклассы. Речь – применение языка к внеязыковым (экстралингвистическим) ситуациям, т.е. применение языка для моделирования жизненных ситуаций. Изучение языка – усвоение знаний, сведений, добытых учеными – лингвистами в области фонетики, лексики, грамматики. Обучение речи – развитие навыков употребления языка для мышления, для общения.

Родной язык выполняет функцию развития психики растущего человека. С физическим ростом и совершенствованием речетворческой системы организма одновременно совершенствуются механизмы интеллекта растущего человека. Уровень речевого развития зависит и от количества прожитых лет и от того, в какой речевой среде он растет.


6.7. Воспитание звуковой культуры речи

Способность к усвоению речи зависит от нетренир-ти мускулатуры органов речи. Из нее вытекает принцип внимания к материи языка. Им мы и руководствуемся при отборе учебного языкового материала, кот. развивает произносительные навыки учащихся.

Логопеды делят звуки речи по характеру работы артикуляц-х органов на:

1. звуки раннего онтогенеза (а, о, у, и, м, п, б, д, г, х, н, й, й, с)

2. звуки среднего онтогенеза (ы, дифференциация по тв/мяг усвоенных согласных, озвончение согл.)

3. звуки позднего онтогенеза (р, р-мяг, ж, ш, л-мяг) – требуют максимального поднятия к небу языка.

Дети 3-4 лет, не умеющие правильно произносить слова, тем не менее умеют их правильные слуховые образы. ребенка нужно учить артикулировать звукиречи, модулировать просодемы. У детей 7 лет должен быть сформирован речевой аппарат, хотя он еще растет до 15 лет.

2. Методика преподавания рус.яз. как наука. Предмет, объект, связь с другими науками, методы (эксперимент).

Объект – естественный язык. Объект любой дисциплины – конкретный реальный феномен. Он м/б общим для многих смежных дисциплин: естественный язык – феномен методики преподавания, дидактики, семиотики, психолингвистики, лингвистики и т.д. Предметом являются отвлеченные свойства объекта. Если объект м/б общим, то предмет выявляется как один единственный специфический. Предмет методики преподавания рус. Яз. – закономерности усвоения родного языка и вытекающие из них частнодидактические принципы. Методика преподавания рус.яз. – наука педагогическая, изучает процессы обучения школьников родному языку.

Методика дает рекомендации к обучению, имеет прикладной характер, но еще имеет под собой основательную теоретическую часть.

Задачи: а) Зачем учить (определение целей, задач обучения русскому языку); б) чему учить (определение содержания обучения – обоснование и составление программ, учебников и т.д.); в) как учить (разработка средств обучения, т.е. методов и приемов обучения – конструирование уроков); г) как контролировать усвоенные знания: определение критериев оценки.



Связь с философией – методика принадлежит к числу общественных наук, как и философия. Она изучает определенные аспекты в формировании личности. Формирование мировоззрения. Философия обеспечивает методологические основы методики, понимание целей и задач обучению языку. Рациональное познание на пути к истине. С психологиейметодика опирается на психологию в изучении восприятия учебного материала по русскому языку. Овладение языком – одна из граней формирования личности. Мыслительные операции. С дидактикой – определение применимости дидактических принципов в методике (принцип воспитывающего обучения); методы обучения (поисковый, репродуктивный, проблемный); понятия и термины. С языкознанием – методика связана с разделами языкознания, обеспечивающими произносительный и соответствующий ему графический уровни усвоения языка. Необходимо также опираться на историю языка и диалектологию.

Методы исследования: эксперимент, изучение истории школы и методических учений, теоретический анализ литературы по методике в смежных областях, анализ самого предмета обучения – языка – в учебных целях, моделирование учебно-воспитательного процесса и его элементов, диагностика и прогнозирование трудностей в обучении, исследование уровней речевого развития учащихся как в среднем, так и индивидуально. Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии: без понимания того, как изучаемое явление возникло, как шло его развитие, невозможно понять его состояние сегодня и перспективы его развития.

2 Эксперимент. По проверке доступности и эффективности новых программ, учебников, пособий, новых методов и приемов обучения, отдельных типов уроков и т.д. Цель поискового (ориентирующего эксперимента) – выявление проблем, поиск исходных позиций, нащупывание того нового, что будет тщательно разрабатываться и вводиться позже. Дает представление о том, как «идет» новая методика, каков уровень возможностей учащихся. Формирующий (обучающий) эксперимент проводится длительно по утвержденному плану и строго фиксируется. Может проводиться как в лабораторных условиях, так и в более широких масштабах с целью проверки новой системы обучения. В начале эксперимента, в конце каждого этапа и всего исследования проводятся срезовые работы. Выводы делаются на основе качественного анализа, статистики и ЭВМ. Важно накопить обширный материал: конспекты уроков учителей и протоколы уроков, что позволяет выяснить. Как и насколько удалось реализовать замысел экспериментатора. В ходе эксперимента составляются картотеки ошибок, допускаемых учащимися, которые подвергаются классификации с целью выяснения их причин, изучаются трудности, которые встречаются у учащихся. Обычно ведется дневник эксперимента. Иногда проводится повторный эксперимент. Контрольный эксперимент проводится по завершении основного, формирующего, с целью получения материала для оценки новой методики. Нередко приобретает форму среза в виде к/р, тестов и т.д. Срезы дают материал для анализа, статистической обработки, обобщения в виде таблиц, схем, диаграмм.

Метод лингвистического эксперимента. Опирается на чутье языка – учащимся предлагается выполнить языковую задачу; каждый выполняет ее в соответствии со своим языковым опытом, индивидуальным стилем; затем результаты анализируются делаются выводы.
4. Принципы отбора теоретич. и дидактич. материала при изучении фонетики

Исходя из принципа внимания к материи языка, мы отбираем тексты, которые помогут выработать хор. дикцию. Необходимо умение слышать ударение в слове и правильно произносить. Интуитивное умение произносить ударные и безударные слоги – база для развития умения ставить логическое ударение в предложении (производить актуальное членение предложения, выполнять перечислительную интонацию). Ударные и безударные слоги дети охотно найдут в стихотворениях (1-5 класс – хорей, ямб, старше – более сложные размеры).

Необходимы тренировки в различ. изменеия высоты тона своего голоса (Да? Да. Да!) Ученики понимают, что данные предложения различаются только одной просодемой – высотой тона гласного звука.

В школе ученики понимают и различают 4 ступени разлч. повышения тона:

- в повествоват. предложении (Вчера приехал отец)

- в вопросит. предложениях, нач-ся вопросит. словом (Когда отец приехал?)

- вопрос. предложения, не имеющие вопросит. слова (Вчера отец приехал?)

- вопросит. реплика в составе диалога (-Отец приехал вчера. – Вчера?).

Есть материал, отобранный по принципу оценки выразительности речи. Такова просодема изменения голоса по тембру. Выразительность речи, т.е. ее окрашенность чувствами радости, удивления, грусти..., созд-ся тембром голоса. Навык модулировать темб своего голоса уч-ся приобретают через подражание, т.е. интонацию услышанного.

Формулируя задание: Прочти так, чтобы в голосе звучала радость. – учитель должен показать сам, как можно выполнить это задание или предлагает прослушать грамзапись.



Закономерности усвоения родной речи. Это объективная зависимость результата усвоения речи от степени развитости речетворческой системы организма человека: речевого аппарата, мускулатуры, которые выполняют артикуляцию звуков, модуляции элементов интонации и речевых механизмов мозга, осуществляющих понимание лексических, грамматических языковых значений и эмоциональной сферы, выполняющей выразительность единиц языка.

1. Речь усваивается, если приобретается способность управлять мускулами речевого аппарата, координировать речедвигательные и слуховые ощущения.2. Речь усваивается, если приобретается способность понимать лексические и грамматические значения языка. Нельзя понять слова, если не представляешь себе предмета, действия, признака, отношения. Чтобы осмыслить грам. значение, нужно знать, что все в мире существует в связях и отношениях (предикативные, причинно-следственные, временные. Определительные и т.д.). 3.Речь усваивается, если приобретается способность чувствовать выразительные оттенки лексических, грамматических, фонетич. язык. значений. Усваивая лексич. И грам. значения, дети чувствуют, как в языке отражается внешний мир, а усваивая способы выразительности речи, они чувствуют, как выражается с помощью языка внутренний мир человека. Речевые средства оценки действительности – интонция. Морфол. Средства (частицы, модальные слова, суф-сы эмоциональной оценки), синтаксич. средства (вводные конструкции, стилистич. Фигуры), лексич. средства (синонимы, антонимы, экспрессивные слова). 4. Речь усваивается, если приобретается способность запоминать традицию сочетания языковых единиц в потоке речи, т.е. усваивать норму литературной речи. Речь запоминается человеком бессознательно. Это неосознанное употребление нормы считается чувством языком или языковым чутьем. 5. Письменная речь усваивается, если она сопоставляется с уже усвоенной устной речью. Устная речь отражает письменную и в филогенезе (общее развитие человечества) и в онтогенезе (индивидуальное развитие). Если устная речь как система знаков кодирует окружающую жизнь, то письменная речь является кодом устной речи. Пишущая рука человека работает правильно, если пишущий артикулирует (бессознательно) звуки речи. 6. Темп обогащения речи убыстряется по мере совершенствования речетворческой системы обучаемого. Научные понятия и терминология, а также язык искусства поэзии, публицистики усваивается легче, если более развита речь обучаемого, его интеллект и эмоциональная сфера. Чем лучше поставлено обучение речи, тем больше выгадывают другие учителя. Речь обогащается более высокими темпами, если в школе хорошо поставлено преподавание всех предметов, т.е. все учителя должны владеть культурой речи.


17. Развитие грамматических навыков. Спос-ть понимать грам. язык. значения зависит от готовности интеллекта совершать логич. операции (индукция/дедукция, обобщение), осуществлять формы мысли: понятия, суждения. Грам. навыки развив-ся парал. мыслит.навыкам. Любая Фома запоминается; запомин-ся употреб-е отдельных форм в речи (напр.:сущ.»движение», вступая в работу с глаголами «мешать», «препятствовать», д/принять форму Д.п., с гл-м «тормозить» - В.п. Семантика формы часто зависит от лекс.наполнения СС или предложения (напр.: 1.Пить чай с вареньем (с чем? какой? как?)

Т.п. обозначает объект действия; м/замещаться словами определенной лексики (с медом...);2. Пить чай с мамой (Т.п. обозначает субъект действия; 3. Пить чай с удовольствием (Т.п. обозн-т образ действия).



27. Принципы обучения русскому языку. Принцип внимания к материи языка. Принципы – правила практической учебной работы учителя; формулировка правила, которого должен придерживаться учитель, чтобы обеспечить развитие того или иного органа речетворческого аппарата. (принцип внимания к материи языка, принцип понимания языковых значений, принцип оценки выразительности языка, принцип развития чувства языка, принцип координации устной и письменной речи, принцип убыстрения темпа обучения).

Констатировав факт зависимости развития речи ученика от натренированности мускулов органов речи, учитель определяет, как надо обеспечит органов речи, т.е. учитель устанавливает методический принцип внимания к материи языка. Исходя из этого принципа, учитель организует искусственную речевую среду, т.е. выбирает средства обучения.



Принцип понимания языковых значений. Констатировав факт зависимости усвоения речи от развития способности воспринимать единицы языка как знаки, обучающий определяет методический принцип, как надо поступать на уроке, чтобы ребенок воспринял текст как нечто, содержащее смысл. Понимание – способность соотносить слово с вещью (слово стол и вещь стол), грам. форму с логическим отношением (слово «в» и окончание «е» обозначают пространственное отношение в словоформе «в столе»). Исходя из этого принципа выбираются средства обучения – дидактический материал, методы и приемы обучения, организация.

Принцип оценки выразительности языка. Установив факт зависимости развития речи от усвоения эмоциональных средств выразительности речи, учитель определяет, как надо поступать, чтобы обеспечить развитие стилистических навыков, т.е. умение различать средства экспрессии, выразительности, модальности, умение воспринимать поэзию, эстетические ценности речи. Исходя из этого принципа, устанавливаются четкие межпредметные связи в обучении м/у уроками русского языка и литературы, истории, физики и т.д.

Принцип развития языкового чутья. Выяснив факт зависимости развития речи от интенсивности запоминания нормы сочетания единиц в потоке речи, формулируется данный принцип. Чувством языка называем неосознанного умение следовать традиции употребления языковых единиц в речи. Чувство языка приобретается путем подражания говорящим, путем запоминания речи.

Принцип координации устной и письменной речи. Установив прямую зависимость м/у устными и письменными речедвижениями, учитель определяет, как обеспечить координацию движений речевого аппарата и пишущей руки. В соответствии с этим выбирается дидактический материал – записи на печатной основе, скоординированные с записями звучащей речи (транскрипция), методы и приемы обучения, предполагающие сопоставление речи записанной с произносимой; выбирается организация обучения. Обеспечивающая усвоение устной речи раньше письменной.

Принцип убыстрения темпа обучения. Констатировав тот факт. Что учащиеся усваивают новую речевую информацию тем легче, чем лучше развита их собственная речь, учитель формулирует данный принцип. Этот принцип определяет обучение всем предметам школьной программы.
3. Классификация методов обучения. Теоретические методы. Сообщение. Средства обучения – методы, приемы, дид. материал, технология обучения. Метод обучения родному языку – средство становления, развития и совершенствования речетворческой системы человека. Речетворческая система человека (механизмы мозга, речедвигательная мускулатура) развиваются в процессе речевых тренировок. => метод обучения можно определить как речевые действия ученика (мускульные, интеллектуальные, эмоциональные), выполняемые им с целью совершенствования своих речевых механизмов. Метод реализуется целой серией приемов обучения. Количество приемов не ограничено, количество методов ограничено, т.к. они увязываются четырьмя действиями – чтение, слушание, говорение, произнесение. Метод и конкретный прием его реализации зависят от содержания языкового материала: от терминов лингвистич. теории и их дефиниций, от отдельных единиц языка , от текстов, от знания закономерностей и принципов. В дошкольный период жизни речевая деятельность ребенка представляет собой имитацию речи взрослых (имитация – осн. Метод обучения языку дошкольника). В школьные годы дети учатся родному языку с помощью того же метода имитации, к которому учитель присоединяет другие:

- теоретические методы (сообщение, беседа, чтение учебника)

- теоретико-практические методы (наблюдение, разбор, диктант, конструирование и т.д.)

- практические методы (изложение, сочинение).



Теоретические методы – языковой материал – лингвистические термины и формулировки определений. Ученики должны понять смысл любого термина и соотнести его с реалией: (а) и (м) должны назвать звуками речи, «Солнце освещает землю» - предложением. Это первый этап усвоения метаязыка лингвистики – самый важный, т.к. не научившись соотносить слова-термины с конкретными вещами, ученики не смогут понять отвлеченный смысл лингвистических понятий.

Сообщениеосновной метод ознакомления учеников с лингвистич. единицами. Состоит в том, что учитель сообщает лингвистические термины и идентифицирует их с языковыми реалиями: детей учат объективировать свою речь – выделять в ней материальные субстанции (звук, слово, предложение и т.д). Метод сообщения реализуется различными приемами:

Прием предметных действий состоит в том, что учитель показывает ученикам те единицы языка, которые подлежат изучению и одновременно называет их соответствующим термином. «вечереет. Пахнет ландышем. Здесь привольно» - в этих предложениях синтаксическая основа состоит из одного члена (сказуемого), при котором нет и не может быть подлежащего. Называется эта лингвистическая реалия – безличное предложение.

Т.о., прием предметных действий – это речевая работа (слушание, произнесение, чтение, запись термина) с целью научить детей узнавать в потоке речи изучаемую единицу языка.



Прием опорного повторения состоит в том, что учитель предварительно для себя просматривает текст формулировки правила и устанавливает, все ли слова будут понятны ученикам, и предварительно повторяет с учениками смысл тех терминов, которые могут затруднить учеников. Т.о, этот прием – речевая работа с лексическим составом формулировки правила, с целью объяснения лексич. смысла входящих в нее слов.

Прием перифраза – учитель, сообщив формулировку правила, изложенную книжным стилем, пересказывает ее с помощью других синтаксических конструкций, более доступных для учеников. Т.о, эта работа над синтаксической формой формулировки правила – пересказ ее другими синтаксическими конструкциями с целью облегчить учащимся усвоение книжных конструкций.
Беседа. Учитель с помощью вопросов подводит детей к тому, чтобы, анализируя языковой материал, дети самостоятельно заметили существенные признаки изучаемого явления. Это разговор учителя и учеников на научную тему разделов рус. яз. При изучении какой-либо темы м/б заданы прямые, наводящие и подсказывающие вопросы:

При изучении темы «Безличное предложение» прямой вопрос м/б таким: Что называют безличным предложением? Разумеется, что в начале изучения этой темы ученики не смогут ответить на этот вопрос. Следует серия наводящих вопросов: Почему предложение «Вечереет» нужно назвать односоставным? Сравните это предложение с «Наступает вечер» и «Вечером приносят газету». Есть ли подлежащее в предложении «Наступает вечер». Есть ли подлежащее в предложении «Вечером приносят газету». К кому относится действие сказуемого «приносят»? (к какому-то неопределенному лицу). Можно ли отнести действие сказуемого к какому-либо лицу или предмету в предложении «Вечереет» (нет). Следовательно, такие предложения, как «Вечереет» имеют только им свойственные особенности. Какие? (прямой вопрос). Он совпадает с первым заданным вопросом Что такое безличное предложение? Ученики, усвоившие в свое время темы «главные члены предложения», «Двусоставные и односоставные предложения», «Неопределенно-личные предложения», легко ответят на эти наводящие вопросы и сделают вывод, что безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым, при котором нет и не м/б подлежащего. Но ученикам, не усвоившим материала, не помогут наводящие вопросы – потребуются подсказывающие вопросы: По кому вопросу опознают в предложении подлежащее? Как узнать, есть ли в предложении «Вечере» подлежащее? При беседе, прежде чем начать новую тему, восстанавливают знания по изученному материалу с помощью прямых вопросов.



Чтение учебника. Эта работа представляет собой чтение формулировки правила. Как учащиеся поймут формулировку правила, зависит от авторов учебника. Чтение учебника предполагает добывание знаний самими учащимися. Школьный учебник – это спец. книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для достижения учебных целей. В учебнике даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая ф-ия) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и спец. умений (трансформационная ф-ия). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная). Тексты в учебниках делятся на основные (определения понятий, выводы и обобщения, задания и упражнения) и дополнительные (материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений или способы применения правил). В учебниках удачно разрешена еще одна серьезная методическая проблема – разграничение изучаемого материала по степени важности, необходимости, значимости. Для это используются прежде всего шрифтовые, условные графические и цветовые изображения. Учебник – средство овладения умениями. В учебнике значительное место занимает материал, с помощью которого происходит школьников способам деятельности: образцы всех видов разбора, образцы рассуждений при анализе фактов языка, способы применения правил и т.д. Это позволяет научить школьников трансформировать полученные знания в умения и навыки. Умения и навыки формируются в учебнике с помощью заданий и упражнений.

Условия реализация любого из теоретических методов обучения:

- демонстрация дидактического материала

- наблюдение дидактического материала

- формулировка правила

- Образец применения правила.

Теоретико-практические методы усвоения родного языка. Наблюдение. Надо разделять теоретико-практические методы и практические, т.к. вопросы языка отвлекают от вопросов речи. Практическое усвоение языковых понятий. Наблюдение:

- фонетика и графика (чтение; слушание – чтения учителя, чтения диктора, магнитофонной записи собственно чтения ученика; списывание).

- лексика и фразеология (1.списывание – а)выделение (подчеркивание слов одного семантического ряда), б) выписывание из текста слов одного семантического ряда, в) классификация слов (расписывание в ряды по какому-либо признаку – семантич., тематич., словообр.); 2.перегруппировка слов (напр., в синонимических рядах по градационному признаку)).

- состав слова (списывание; составление схем слова; распределение слов по гнездам).

- части речи (списывание; выписывание слов одной категории или формы).

- синтаксис (списывание; выписывание предложений с заданной синтакс. конструкцией; составление схем предложений – линейные, разветвленные, графич.)

- правописание (списывание).

- стилистика (списывание – а) выделение (подчеркивание языковых средств, формирующих конкретный стиль речи), б) стилистическая классификация текстов.



Языковой разбор как теоретико-практический метод.

- фонетика и графика (фонетический разбор – суждение, рассуждение).

- лексика и фразеология (лексич. разбор – с толковым словарем; с этимологическим словарем; со словарем синонимов, антонимов, омонимов и др.)

- состав слова (морфемный разбор – суждение, рассуждение; словообразовательный разбор).

- части речи (морфологический разбор – суждение, рассуждение).

- синтаксис (синтаксический разбор – суждение, рассуждение. графич.)

- правописание (орфографический разбор – указание орфограммы, объяснение написания орф-мы; пунктуационный разбор – указание пунктограммы, объяснение пнктограммы).

- стилистика (стилистический разбор).


11. Отбор лингвистических сведений по лексике. В шк. программе содержится около 20 терминов: лекс. значение слова, многозначность, переносное значение, синонимы, антонимы. Даются элементарные сведения о жизни слова: понятие об этимологии, архаизмы, историзмы, неологизмы. Даются понятия о лексике ограниченного употребления: диалектизмах, жаргонизмах, профессионализмах. В шк. уч-ке не определяются данные термины, а дается их перечень и самые общие представления. Авторы не могут опереться на устоявшиеся мнения лингвистов (т.к. у всех разное толкование). Возрастные особенности детей таковы, что сначала они учатся различать единицы языка, их классы, образцы, и только потом дети способны вникнуть в тонкости лингвистич. определений. Образцы многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов уч-ся усваивают из соответствующих словарей. Явление переноса наименований (метафора, гипербола), архаизмы уч-ся наблюдают в произведениях образцовой лит-ры. От детей требуется знание термина, умение отождествлять термин с языковым фактом,. узнавать в лицо метафоры, метонимию, справиться в словаре о синонимах, в каких случаях употребляется конкретное слово (многозначность). Лексика в школе изучается на принципе развития чувства языка (интуит. запоминания), запоминанию способствует понимание лекс. значения


Диктант.

Диктант как вид пунктуационного упражнения – заключается в записи по слуху дидактического материала (предложений или текста) с одновременной постановкой необходимых знаков препинания. Обучающая пунктуационная сущность диктанта состоит, во-первых, в сотворчестве ученика с автором диктуемого (школьник, осмысливая продиктованное, как бы сам выражает записываемую мысль), во-вторых, в предвидении необходимых знаков препинания. Пунктуационные диктанты: а) полный – заключается в записи диктуемого без каких-либо изменений; б) выборочный – учащийся записывает только те предложения, которые имеют смысловые отрезки, указываемы учителем; в) творческий – заключается в частичном изменении диктуемого предложения за счет включения какого-либо смыслового отрезка (напр., причастного оборота); г) графический – диктуемое учащиеся могут записывать в графической форме, т.е. в виде синтаксической схемы, в которой графически обозначаются части сложного предложения и члены простого. В ней учащиеся ставят необходимые знаки препинания; д) в целях предупреждения пунктуационных ошибок проводится зрительная и слуховая подготовка. Первая из них называется зрительным диктантом, а вторая – предупредительным диктантом и комментированием. Для зрительной подготовки используются специальные упражнения в учебнике, для работы над которыми имеются спец. памятки. Слуховая подготовка в виде предупредительного диктанта проводится после восприятия детьми предложения. Ее задача состоит в отыскании на слух смысловых отрезков, требующих пунктуационного выделения, определения мест знаков препинания и их выбора. Комментирование – такая же предварительная работа учащихся под руководством учителя, но проводимая ими в момент записи.

Упражнения по пунктуации в связи с составлением текстов: а) диктант с элементами изложения (сначала учащиеся записывают часть текста под диктовку, оставшуюся часть пишут как изложение); б) свободный диктант (пересказ текста по абзацам); в) диктант с продолжением (готовый текст служит исходным началом для творческого воображения учащихся, на основе которого они придумывают окончание).

Творческие работы: а) диктант с изменением содержания (творческий и свободный); б) диктанты с совмещение других видов работ (диктант с продолжением и диктант с элементами изложения).

Контроль за формированием связной речи – творческий диктант, свободный, диктант с продолжением. Также существуют игровые диктанты, цифровые, объяснительные, «Проверяю себя».
35. Обучение орфографии. Цель: научить писать слова в соответствии с изуч-ми орфогр. правилами и слова с непроверяемыми орф-ми; привить потр-ть обращ-ся к орф. словарям. Пр-пы обуч-я: 1. форм-еорф. навыков яв-ся мознат. проц-м; 2. орф. изуч-ся парал-но с изуч-м фонетики, словообр-я, морфоло-ии. Уч-ки 5-7 кл. д/получить орф. знания, усвоить орф. правила, д/применять изуч-е орф. правила. Орф. понятия: орф-ма; орф.-буква, орф.- дефис; - пробел; -контакт; -черточка; проверяемая орф.; непровер. орф.; опознават. пр-ки орф.; орф. правило. Опознават. пр-ки орф.: 1. Опознать (найти)орф.; 2. Выбрать нужное правило; 3. Применить выбр-е правило, определив необходимые и достаточные пр-ки орф-мы. На 1-м этапе уч-м н/опр-ть опознав. пр-ки орф. На 2-м – пр-ки, помогающие выбрать нужное правило; на 3-м – пр-ки, опрд-е написание. По опознават. пр-ку уч-к опред-т тип орф-мы. Затем опр-т вид орф-мы (опр-ть морфему/часть речи). (после шипящих на конеце – опознав. пр-к орф.; существ. – пр-к. помогающий выбрать нужное правило; 3 скл. – пр-к, опред. написание). Этапы работы над орф. правилом: 1. Подгтовка к изуч-ю орф. правила (назовите шип. согл; опр-ть, к какой ч.р. относяьт слова туч. силач. роскошь; укажите скл. этих сущ-х). 2. Работа над орф. правилом. 3. Обозначение орф. в словах, руководствуясь орф. правилом. 4. Обозн-е орф. в словах (упр-я). Упр.: специал. (списывание, диктант); неспец. (изложение, сочинение).
Метод реконструирования и конструирования.

Реконструирование:

- фонетика и графика (транскрибирование; имитация – речи учителя, речи диктора).

- лексика и фразеология (1. объяснение – семантики слов, словарные приемы (сопоставление синонимов, этимологический экскурс, сравнение); 2. редактирование испорченного текста.

- состав слова (объяснение лз аффиксов – при составлении рядов одноаффиксных слов, при сопоставлении паронимов, при анализе смысла анафоричного употребления в речи).

- части речи (склонение, спряжение; изменение формы слова в речи – дописание окончаний, раскрытие скобок; замена формы слова в речи – реконструирование предложения с заменой падежа существительного или лица, времени глагола).

- синтаксис (составление предложений из данных слов; перестановка частей предложения).

- правописание (проверка написанного по – орфогр. словарю, словообразовательному., этимологическому).

- стилистика (выбор варианта – а) произносительного, б) лексического, в) грамматического, уместного для данного стиля; редактирование деформированного текста (с нарушением стилистических норм)).



Конструирование:

- фонетика и графика (выразительное чтение)

- лексика и фразеология (образование рядов слов – тематических, семантических, деривационных; расшифровка фразеологизмов).

- состав слова (образование слов – из данных морфем, из заданной части речи; синонимичные замены словосочетаний словами; составление гнезд слов).

- части речи (синонимичные замены частей речи в тексте).

- синтаксис (составление предложений – по данной схеме, по данной теме, расширение предложений; синонимичные замены конструкций предложений).

- правописание (синонимичные замены – слов, предложений)

- стилистика (стилистический парафразис - изложение текста с изменением стиля речи).


22. Обучение худ. стилю речи. Все стили различ-ся по лексике. Книжн. поэтич. стиль:

- особая поэтич. лек-ка (высок. слова – долг, чаяния, предтеча. воздвигать);

- употр-ие слов в переносном значении (тропы);

- употр-ие перифразов;

- прием автологии – нетр. слова, употреб-ся в произв-ии поэтич. стиля в прямом значении (На свете мало, говорят, мне остается жить(Лерм.);

- употребление архаизмов;

- включение др. стилей в текст худ. пр-ия.

Поэтич. речь рисует образ предмета, возбуж-т воображ-е и чув-ва чит-ля.


23.Научный стиль: употребление терминов опред. науки. Науч. речь д/раскр-ть сущность какого-то явления. Стилеобр. факторы – экстралингвист. (официальный массовый хар-р коммуникации) и лингвист. (письменная форма речи, сообщение как цель речеовой коммуникации). Объективность речи, хар-ка общего, тяготение к строгим формам, сложность изложения. Номинативный хар-р лексики (однозначность). Словообр-е: отвлеченность, абстрактность (-ость; -ство; - ция). Сложные и усложн. констр-ии, неличный хар-р речи; частотность страд. констр-й; специфика сказуемого – особый хар-р бытийных, фазовых, модальных, полузнам-х и знамен. гл-в). подстили: науч.-популярный; науч.-деловой; науч.-технич.; научн.-публицист.; учебно-научный.

24. Офиц.-деловой стиль: употребление терминов офиц. делопроизводства (справка, акт, истец, свид-во). Дел. стиль фиксирует разли-е обст-ва гражд. жизни людей. Сфера применения – офиц. отношения. Стандартизованность, шаблонность,; неличный хар-р общения; стиль констатации, утверждения; точность. Лексика: клише; спец. лек-ка. Морф.: использ-е спец. глаг. форм – настоящее предписания, будущее долженствования; частотность крат. прил., собир-х сущ-х. Синт-с: отыменные предлоги, спец. соч. союзы (а равно, так, как и), широкое исп-ие родительного приименного.

Практические методы. Изложение. Изложение и сочинение – практические методы усвоения языка. Ведущий принцип реализации этих методов – принцип развития чувства языка. Этот принцип вытекает из закономерности усвоения речи, состоящей в том, что ребенок усваивает нормы употребления элементов языка в процессе подражания образцовой речи: он запоминает речевую норму непроизвольно, неосознанно, спонтанно. Чувство языка – это интуитивная способность помнить норму речи. Появляется с момента рождения. К 14-15 годам у ребенка формируется своя речь, индивидуальный стиль. Хорошей, богатой, правильной и красивой речь бывает у тех, кого тренировали в подражании образцовой речи. Изложение и сочинение – осн. методическое средство таких тренировок; это практические методы потому, что они не требуют от ученика постоянного обращения к лингвистической терминологии, к правилам. В работе над изложением, сочинением речевая работа ребенка – естественное продолжение той работы, которую он выполнял еще дошкольником, пересказывая маме прочитанную ему сказку. Изложение – учебный пересказ готового произведения или его части. Сочинение – создание собственно (учебного) произведения. Программа по рус.яз. в разделе развития речи предлагает познакомить детей с такими терминами: текст, тема, диалог, монолог, повествование, описание, рассуждение, план, тезисы, конспект, стили речи. Тексты изложений должны представлять собой образцы всех типов речи. Текст – несколько предложений, связанных м/у собой по смыслу и грамматически (входящие в текст предложения связаны одной темой). Тема – отражение в речи явлений действительности. Текст м/б представлен в виде диалогической речи (ряд реплик говорящих), монологической (высказывание, принадлежащее одному человеку) и полилогич. В монолог. речи различают: монолог сообщающий (научная речь, деловая, отдельные виды худож. и публиц. речи) – связанное повествование о каких-то событиях, описание предметов, рассуждения; монолог-побуждение (отдельные жанры публиц. агитационной речи, поэзия – со стилистич. фигурой «обращение»). Различают три способа построения сообщающего диалога: повествование (изображение средствами языка каких-либо событий), описание (предложения находятся в отношениях одновременности), рассуждение. Критериями оценки изложений и сочинений являются: а) соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной темы; б) полнота раскрытия темы; в) правильность фактического материала; г) последовательность и логичность изложения; д) правильное комнозиционное оформление работы; е) богатство словаря и грамматического строя речи; ж) стилевое единство и выразительность речи; з0 правильность и уместность употребления языковых средств.
25. Публицист. стиль – публ. речь оценивает описываемые явления с т.з. его обществ. значимоти, призывает к выполнению гражд. долга, воздейст-т на поведение членов об-ва. Неофиц. массовый хар-р коммуникации. Чередование экспрессивности и стандарта; информативность; воздействие; открытая оценочность; простота и доступность; нацеленность на новизну; образность; возможно создание иллюзие личностного общения. Лексика: неологизмы; собир-ть (мы, наше, молодежь, студенчество); спец. лек-ка (корреспонденция, инф-ия, интервью); фразеол. выражения. Морфология: преимущ. исп-ие наст. времени. Словообр-ие: иуф-сы иноязыч. происх-ия ( - Ия; -ция; -ация; -изм; -щина; -ничать). Синт-с: обращения; уптребл. поэтч. синт-са.

Изложение. Одно из эффективных средств развития памяти, мышления и речи учащихся.

По объему исходного текста различаются подробные и сжатые изложения. Задача подробного изложения – воспроизвести как моно более подробно, полно содержание исходного текста. Задача сжатого – передать это содержание кратко, обобщенно (умение отбирать основное, существенное). Если при подробном изложении сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом – это необязательно. По отношению к содержанию исходного текста различаются полные (содержание передается полностью, даже если сжатое изложение), выборочные изложения (воспроизводится одна из подтем) и изложения с дополнительным заданием (высказать мнение по поводу изложенного в тексте или дописать начало/конец). По восприятию исходного текста: а) изложение прочитанного, воспринятого зрительно текста; б) изложение услышанного, воспринятого на слух текста; в) изложение воспринятого и на слух, и зрительно текста. По степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста; изложение воспринятого ранее текста. По осложненности языковым заданием: изложения с грамматическим, лексическим, стилистическим и др. заданием. Этапы работы: 1. уточнение учителем речевой задачи; 2. вступительное слово об авторе и произведении, откуда взят текст для изложения; 3. чтение текста учителем или прослушивание его в записи; 4. определение темы и основной мысли; 5. анализ содержания и структуры текста (составление плана и композиционной схемы текста), словарная работа, анализ языковых особенностей текста (тип речи каждого из отрезков); 6. составление тезисов, конспекта (расширенные тезисы); 7. повторное чтение.
36. Обучение пунктуации. Цель: сформировать пунктуац. навыки на основе пункт. правил. Этапы изуч-я: 1. 1-4 кл. – уч-ки пр-ки знаком-ся со знаками препин.: .!?,; м/у однород, с союзом а, но.; 2. 5 кл. – закрепить получ-е знания и изучить правила: тире м/у подл. и сказ.; отсутствие зап. м/у однород. членами, соед-х одиноч. союзом «и»; двоеточие после обобщ. слова и вводн. словах; зап. м/у прост. предл. в составе СП, при бессоюзии, при прям. речи. 3. практич. работа над пункт. при изуч-ии морф-ии (6-7 кл) – выделение зап. прич. и дееприч. об-в; зн. преп. при междометиях. 4. осн. темат. курс изл-я син-са и пункт-ии (8-9 кл). 5. систематизация и обощение (10-11 кл). Пр-пы обуч-я: пункт. д/изуч. на синт основе; изуч. син-са и пункт.+обуч-е выразит. чтению; обуч-е пункт. связ-ся с раз-м мышления и речи уч-в. Этапы работы над правилом: 1. подготовит – повт-ся тот мат-л, на кот базируется опред. правило. 2. Объяснение введения правила (табл., схемы).3. Применение правила (упр.) Пунктограмма – зн. преп., соответ. тому или иному пункт. правилу. Пр-ки пункт: 1. морфол. – наличие прич, дееприч, союзов; 2. синт-е – наличие 2 и более гр. основ; наличие обращения, вводн. слов; наличие чужой речи. Упр.: на списывание; диктант; на р-е речи (составл. отд. предл., написание мини-соч.; пункт. разбор.

Сочинение. Сочинения, проводимые на уроках русского языка делятся по тематике на две группы: сочинения на лингвистические темы и сочинения на свободные темы. По типу создаваемых текстов: а) сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» - сочинение - повествование, описание, рассуждение, с элементами описания и т.д.; б) сочинения, близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике – рассказ, заметка, статья, репортаж и т.д. Сочинения м/различаться по стилю, по источнику получения материала. По объему выделяются сочинения-миниатюры. М/б осложнены языковыми заданиями. В деятельности учителе, связанной с проведением сочинения, выделяется три этапа:

1. Подготовка и организация сочинения: объявление темы (за 1-2 недели до написания), уточнение речевых задач, составление словаря, сбор материала – периодически учащиеся делятся своими впечатлениями, читают найденные тексты, говорят о том, что их привлекло в этих текстах. На пути к созданию своего текста-описания (по наблюдениям) м/б использованы самые различные виды работ:

- подробное изложение текста описательного характера;

- творческий диктант по картине с задачей обогатить диктуемый текст определенными языковыми средствами;

- сочинение-описание (устное или письменное) изображенного на картине пейзажного характера;

- сочинение на основе музыкальных впечатлений;

- сочинение на основе телепередач;

- редактирование.

самостоятельная работа учащихся: выбор темы (конкретной), определение ётизация, определение последовательности описания, реализация первого варианта сочинения. Первый вариант учитель либо проверяет сам, либо организует взаимопроверку. Ставится две отметки – за содержание и речевое оформление; за грамотность. Смысл уроков анализа сочинений в том, чтобы подготовить учащихся к переработке созданного текста и к работе над новым сочинением. Завершается урок самостоятельной переработкой, совершенствованием учащимися своих сочинений.


31. Методика обучения лексике. Цель: дать общ. предст-е о лекс. сис-ме р.я., формируя осн. понятия; заложить основы для работы по обогащению словарн. запаса уч-в. Осн. пр-пы: 1. сист-ки сопост-ть лз и гз слова; 2. слова и фраз-мы н/рассм-ть в контексте; 3. работа по изучению лек-ки и фраз-ии д/сопров-ся работой по развитию речи:

- обогащение слов. запаса; - обучение нормам лекс. сочет-ти; - обуч-е целесообраз. исп-ю лекс. ср-в с учетом ситуации общения. Типы упр-й: 1. выяснение значения слова и фраз-ма: - с пом. словарей; - разбор слова по составу; - введение незнакомого слова; - введение фраз-ма в предл-ие; - демонстац. карточки. 2. лексич. анализ слова или фраз-ма. 3. лексико-семант. группировка слов и фраз-в. 4. тематич. ГРУ-ка слов. 5. опред-е роли фраз-ма в тексте. 6. работа со словарями.


26. Обобщения методического наследия. Краткие сведения из истории методики как науки. МПРЯ начала склад-ся, когда р.я. был введен в число учебн. дисциплин в школах России – с конца 18 в.Сделано научное описание отеч.яз.(1755 – «Российская грамматика» Ломоносова); правила российской стилистики (1748 – «Риторика» Ломоносова); составлен 5-томный «Словарь Академии Российской» (1789-1794); написаны шк. учеб-ки рос. гр-ки; разработана методика преп. родн.яз.Стали созд-ся об-ва по изучению русского яз. («Российское собрание» в С.-П. – 1735-1743). В 1783 г. организована Российская Академия во главе с Е.Р. Дашковой по изучению р.я. и лит-ры. Для уч-ся созд-сь уч-ки (Светов, Барсов, Греч. Востоков), готовились руководства для преподавателей к работе по родному языку. 1844 – Буслаев «О преподавании отеч.яз.». С этого времени методика преп. р.я. приобрела статус самост. об-ти науч. знания.

Алгазина – тетодика орфографии; Бабайцева – м.гр-ки, уч-к; Баранов – лек-ка, орф-ия, пункт., уч-к; Вершинина – развитие речи; Востоков – уч-к родн.яз., кот. исп-т 45 лет; Крючков – орф-ия; Ладыженская – гр-ка, уч-к; Пешковский – стил-ка в школе, упр-ия; Тростенцова – орф-ия, синт-с, уч-к.



28. Урок русского языка. Требования, типология. В современном уроке реализуется и программа (метод. разработка) и методика. Осуществляется процесс обучения: деятельность ученика как субъекта учебного процесса и деятельность учителя, управляющего этим процессом. В уроке существуют следующие ведущие черти:

- ведущая роль учителя (учитель сам ведет урок, а не понукает детей учиться)

- коллективность в добывании знаний

- синхронность – дети одновременно начинают работу и одновременно заканчивают.



Требования к уроку:

1. Должна прослеживаться взаимосвязь и взаимодействие всех сторон языка.

2. Гармоничное соотношение теории (языковые понятия) и практики (речь, языковой анализ и др. вид упражнений).

3. Воспитательная направленность урока (формирование познавательного интереса к русскому языку, развитие самостоятельности и активности, развитие логического мышления).

4. Высокий уровень культуры речи (образцовая речь учителя, учебника, выбор подлинно художественных текстов).

5. Обогащение словаря; формирование связной речи.

6. Связь данного урока с предыдущим и с последующим; внутренняя логика урока; связь его частей.

7. Использование новых технологий, достижений пед. психологии.

Темой урока является либо формулировки программы, либо названия параграфов учебника, а также формулировки тех или иных умений. Тема урока определяет его специальные темы.

Структура: 1. оргмомент (создание у учащихся рабочей настроенности); 2. проверка дом. задания (опрос учащихся и проверка письменного задания; проверке подлежит: а) усвоение учащимися знаний о языке (ответы на вопросы, требующие обоснования высказанного предположения: Какие простые предложения называют односоставными?; применение усвоенных знаний к данным примерам: Докажите, что эти слова – синонимы; составление таблиц и заполнение их соответствующими примерами; связное сообщение ученика о языковом явлении); б) проверка письменного задания; в) запоминание слов с непроверяемыми орфограммами;

3. объяснение нового материала (восприятие явления, осознание учащимися существенных признаков этого явления, знакомство с термином, который обозначает изучаемое явление, формирование определения понятия), 4. формирование умений и навыков (постановка цели выполнения упражнения (название умения, которое формируется с помощью соответствующего упражнения), определение способа решения поставленной задачи, образец выполнения, выполнение упражнения, проверка выполнения работы), подведение итогов урока ( цель – выяснить степень осознанного усвоения нового материала с помощью итоговых вопросов), задавание дом. работы.



Виды уроков: 1. обучающие (уроки сообщения нового материала, уроки формирования умений и навыков, уроки повторения пройденного, уроки работы над ошибками);

2. контрольные уроки (контроль за усвоением знаний и учебно-языковых умений, контроль за овладением орфографической и пунктуационной грамотностью, контроль за овладением навыками связной речи); 3. комбинированные уроки (сочетают в себе элементы обучения и контроля). Нетрадиционные формы проведения уроков: урок – семинарское занятие; урок – диспут, помощь старших школьников младшим.



38. Кружковая работа. Орг-ся он из уч-ся одного или парал-х классов; постоянный состав обычно не превышает двадцати человек. Основу кружка, как правило, сост-т шк-ки, интересующиеся р. яз. Опыт показ-т, что созданию кружка р. я. д/предш-ть более или менее длительный подготов. период, во время кот. с уч-ми проводятся беседы, для них устр-ся выставки научно-популярных книг по р. яз., выпускаются газеты и бюллетени, орг-ся часы заним. грамматики и т.п. Созданию кружка могут предшествовать также массовые формы внеклассной работы: вечера русского языка, олимпиады, различные конкурсы и т.п., организуемые для старших по возрасту шк-в. Сложилась традиция проводить занятия кружка раз в две недели. Чем моложе ученики, тем меньше должны быть перерывы между занятиями. Здесь берется меньший объем мат-ла для одного занятия, время его более ограничено, задания для самост. наблюдений невелики и не столь сложны (хотя уровень сложности каждый учитель выбирает сам в зависимости от общей подготовленности, уровня знаний детей группы, наличия общего интереса). Кроме участия в занятиях кружка, где проводятся наблюдения над фактами языка, решаются задачи и выполняются другие различные упр-я, ученики выполняют небольшую самост. работу по какой-то индивидуально выбранной теме. О своих наблюдениях ученики сообщают на занятиях, а наиболее интересные доклады читают и в более широкой аудитории. Ученики 7-8 классов имеют возможность участвовать в работе микрокружка, где изучаются особенности языка того или иного автора или отдельного произведения. Занятия кружка, проводимые в определенной последовательности, предполагающие нацеленность и завершенность работы, требуют непременного планирования. Занятия кружков с разноплановой тематикой (кружков занимательной грамматики) и кружков, работающих над одной темой, не одинаковы по своей структуре. Для кружков по занимательной грамматике обязательна опора на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. Теоретическая часть нередко на таких уроках отсутствует. Практические работы (а они являются основой занятия) строятся с учетом имеющихся у школьников знаний, которые в процессе решения задач и выполнения упражнений обогащаются. Кружок любого типа, помимо обычных, будничных занятий, включает и другие: организационное, вводное, итоговое, отчетное занятие. Темы для организации кружка русского языка могут быть различными: Кружок культуры речи, Кружок стилистики, Кружок лексики, Кружок любителей русской фразеологии, Кружок этимологии, Кружок диалектологии и топонимики. Пример: Кружок занимательной грамматики. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой. Опыт таких кружков показывает, что занятия можно строить на основе материала, изучаемого в данное время в классе, так и независимо от программного материала и времени его изучения. В первом случае игры-упражнения, шарады, интересные вопросы являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам грамматики без учета времени его изучения. Материал должен быть подобран таким образом, чтобы каждое занятие обогащало детей новыми знаниями. Поэтому все занятия строятся тематически: в соответствии с грамматической темой или в соответствии с видом работы. Например, одно занятие может быть посвящено употреблению местоимений в речи с подбором различных курьезных случаев, приводящих к двойному смыслу фразы, а другое – литературному редактированию, включающему неверное употребление не только местоимений, но и других частей речи (скажем, деепричастий или таких предлогов, как благодаря). При разнообразии содержания занятий кружка необходимо разнообразить и формы и методы работы. Стоит учитывать, что, особенно на первых порах, увлекательно построенный рассказ руководителя кружка лучше достигает цели, чем неумелый ученический пересказ.
Каталог: study
study -> Коммуникация как феномен современного общества: понятия коммуникации и информации; их соотношение и взаимодействие в современном обществе
study -> «Теория и методика культурно-досуговой деятельности»
study -> Стереотип (stereotypes)
study -> Лекция решая её, нужно определить, что означает психологическую готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует понимать эту готовность: наличие у ребёнка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению
study -> Лекции по дисциплине "Переговорный процесс"
study -> Общая характеристика. Основные направления
study -> 1. основные тенденции развития системы языкового образования в России и в мире
study -> Лит-ра как учебный предмет в современной школе. Задачи лит-го образ-я…


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница