1. Роль изучения истории педагогики и философии образования в системе подготовки педагога профессионального обучения



страница1/3
Дата15.02.2016
Размер0.69 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3

Содержание



Введение

4

1. Роль изучения истории педагогики и философии образования в системе подготовки педагога профессионального обучения

6

2. История зарубежной педагогики

11

Кампанелла Томмазо

11

Коменский Ян Амос

14

Локк Джон

17

Руссо Жан-Жак

20

Песталоцци Иоганн Генрих

23

Гербарт Иоганн Фридрих

27

Корчак Януш

30

3. История отечественной педагогики

37

Ушинский Константин Дмитриевич

37

Гессен Сергей Иосифович

41

Каптерев Петр Федорович

44

Шацкий Станислав Теофилович

47

Сорока-Росинский Виктор Николаевич

50

Макаренко Антон Семёнович

53

Сухомлинский Василий Александрович

56

Заключение

63

Библиография

64


Введение

В условиях модернизации современного образования закономерно возрастает уровень требований к соблюдению принципов историзма и преемственности, учета традиций развития образования и педагогической мысли как при структурировании педагогического процесса в целом, так и при оценке отдельных инновационных технологий. Поэтому курс «История педагогики и философия образования» занимает одно из центральных мест в формировании исторического самосознания, педагогической культуры будущего педагога профессионального обучения, его профессионального мировоззрения и личностного кругозора.

Материал учебного пособия выстроен в логике анализа важнейших образовательных идей, взглядов выдающихся представителей педагогической мысли прошлого в тесной связи с историей развития человеческого общества и рассмотрения реализации этих идей в практике образования. Основная цель пособия состоит в ознакомлении с педагогическими взглядами, идеями, воззрениями выдающихся мыслителей, занимавшихся вопросами обучения и воспитания, и педагогами разных исторических эпох. В процессе аналитического изучения содержания теорий и концепций великих педагогов у студентов должно формироваться целостное педагогическое сознание и вырабатываться самостоятельный взгляд на педагогический опыт человечества и возможности его использования в настоящем. Ознакомление с основными педагогическими идеями и ведущими концепциями прошлого послужит толчком к развитию творческого педагогического мышления студентов, будет способствовать формированию их общей и педагогической культуры, пробудит интерес к историко-педагогическому наследию и потребность в его дальнейшем изучении. Разумеется, самостоятельная работа студентов по изучению данной дисциплины должна включать ознакомление с содержанием учебников и хрестоматий, историко-педагогических очерков и произведений великих педагогов прошлого, основные из которых приведены в списке литературы.

Учебная дисциплина «История педагогики и философия образования» включена в федеральный компонент государственного образовательного стандарта по специальности 030500 – «Профессиональное обучение». Учебная дисциплина подлежит обязательному изучению на вторых курсах инженерно-педагогических вузов.

Целью дисциплины «История педагогики и философия образования» является овладение основами историко-педагогической и философско-образовательной культуры.

В соответствии с поставленной целью выделяются следующие компетенции изучения дисциплины студентами:



  • готовность к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);

  • готовность к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13).

Учебный курс «История педагогики и философия образования» по своему целевому назначению является частной, самостоятельной дисциплиной, которая входит в систему педагогических наук и интегрирует в своем содержании общие историко-педагогические и философско-образовательные знания, составляющие основу историко-педагогической и философско-образовательной культуры. Интегрированный курс обеспечивает также установку на личностное саморазвитие, самовоспитание, самообразование, самообучение студентов с учетом их индивидуальных способностей.

1. Роль изучения истории педагогики и философии образования в системе подготовки педагога профессионального обучения
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории педагогики – важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Историко-педагогическое осмысление современной теории и практики образования – весьма сложная задача, поскольку для верной ее оценки необходимо время как критерий жизнеспособности любых педагогических новаций и условие определения ведущих и случайных тенденций.

Объект истории педагогики многослоен и весьма обширен. В нем усматриваются несколько переплетающихся сфер. Во-первых, всеобщая история человечества. Во-вторых, воспитывающийся человек, во имя которого выстроена динамичная система педагогических идей и теорий, написаны многочисленные трактаты. В-третьих, историческое развитие социальных институтов, в ряду которых находятся образовательные и воспитательные структуры. В-четвертых, генезис материальной и духовной культуры. И, в-пятых, - собственно становление теории и практики воспитания и обучения.

Цель истории педагогики - изучение эволюции мировой педагогической мысли и практики. На извилистом и драматичном пути происходило постепенное превращение педагогики из суммы эмпирических суждений в науку. Человечество нередко утрачивало позитивные педагогические идеи, которые позже возрождались в ином виде. История педагогики реставрирует педагогическое прошлое человеческой цивилизации: общие и частные тенденции, идеалы и представления эпох, формаций, социальных страт, сословий и классов, выявляет общее и конкретно-историческое. История педагогики позволяет осваивать современную науку о воспитании и образовании, высвечивает истоки мирового педагогического процесса, ведет к духовным сокровищам человечества, которые порой оказываются невостребованными при воспитании новых поколений.

Основной задачей истории педагогики является изучение развития теории и практики воспитания подрастающего поколения на разных ступенях развития человеческого общества. Существенное влияние на саму практику воспитания и ее осмысление оказывают качественные различия развития культуры цивилизации в конкретную историческую эпоху. То есть на каждом историческом этапе развития культуры человечества господствуют те или иные формы организации жизни и деятельности людей в их материальных и духовных ценностях. Уровень развития культуры, да и сами конкретные особенности культуры (такие как нравы и обычаи, язык и письменность, экономика, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия) самым непосредственным образом влияют на воспитание детей в конкретной исторической эпохе. Этим обуславливаются цели и задачи воспитания, методы и формы его организации в каждой конкретной исторической эпохе.

Прежде всего, следует отметить, что история это не просто прошлое человеческого общества, а процесс его развития. Изучение истории является связующим звеном прошлого с современностью, то есть история раскрывает сущность современности. Соответственно для верного понимания сущностных основ современной педагогики необходимо знать и понимать весь исторический процесс развития педагогической мысли: от самого зарождения человечества вплоть до наших дней.

Но для того чтобы стало возможным это знание и понимание, следует помнить еще и о культуре человечества, которая развивалась вместе с историческим развитием общества или даже же в каком-то смысле сама являлась источником этого развития. Культура представляет собой программы деятельности, поведения и общения, то есть нормы, знания, навыки, религию, социальные цели и ценностные ориентации. В жизни общества они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды, его социальных связей и типов личностей - всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития. Для истории педагогики это имеет немаловажное значение, важно понимать каким было устройство того или иного общества, какое положение в нем занимали дети, как относились к их воспитанию, и как это отношение повлияло на развитие педагогической теории и практики.

Каждая конкретная историческая эпоха, цивилизация, народ обладает своей историей, культурой, а значит своим мировоззрением, программами деятельности, поведения и общения людей, которые, в свою очередь, самым непосредственным образом влияют на отношение к детям и их воспитание. То есть одно невозможно без другого: говоря об истории педагогики, мы всегда будем рассматривать и культуру, и наоборот, говоря о том, как повлияло общество и культура на становление педагогической мысли, мы будем говорить о конкретной исторической эпохе.

В связи с обширностью временного охвата и многообразием видов и типов существовавших образовательных институтов в истории педагогики встает вопрос о периодизации историко-педагогического знания. По широте охвата историко-педагогического процесса выделяют всемирную историю педагогики и историю педагогики отдельных стран, регионов (например, история русской педагогики и образования, история педагогики и образования Поволжья и др.). По разделению всемирного историко-педагогического процесса на исторические эпохи изучают историю педагогики и образования первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. По отдельным областям педагогики рассматривают историю общей педагогики, дидактики, школоведения и др. По видам, уровням, отраслям образования выделяют историю общего и специального образования, начального, среднего, высшего, профессионально-технического, медицинского, военного образования и т. д.

Кроме того, в историко-педагогических исследованиях широко представлена «летопись» различных педагогических проблем, течений, направлений педагогической деятельности, типов образовательных учреждений.

В истории педагогики традиционно сложилось несколько подходов к рассмотрению явлений педагогической теории и практики. Среди них выделяют философско-теоретический подход, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический, трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный, с позиции которого анализируются педагогические идеи и практика воспитания как одна из составных частей общекультурного развития общества. С 1970-х гг. активизируется разработка цивилизационного и антропологического подходов к изучению историко-педагогического процесса.

К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение. Реконструкция решает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. С помощью объяснения выявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого.

Описание помогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки. Главной задачей историко-педагогических исследований является описание и объяснение фактов и явлений педагогической теории и практики и их эволюции.

Изучение истории педагогики в системе подготовки педагога профессионального обучения имеет особое значение, поскольку расширяет педагогический кругозор студента, содействует становлению профессионально-личностной позиции, позволяет осознавать глубинные связи педагогических явлений в их целостности и взаимодействии с общекультурными процессами в мире и понимать роль педагогического наследия в теории и практике современного образования.



2. История зарубежной педагогики




Кампанелла Томмазо
(1568—1639)

Италия


Биографические данные. Родился в местечке Стило в Калабрии (Южная Италия) в семье сапожника. Детство Т. Кампанеллы прошло в бедности, но способный мальчик с раннего детства выделялся среди сверстников, его нельзя было не заметить. В возрасте 15 лет вступил в монашеский орден доминиканцев и посвятил себя изучении философии и богословия. Не удовлетворившись схоластикой Фомы Аквинского и искаженными церковью идеями Аристотеля, Кампанелла обратился к трудам античных философов, к произведениям своих современников, к самой природе, которую он считал источником знания. На Т. Кампанеллу оказали сильное воздействие элементы стихийного материализма у последователей Демокрита, а особенно идеи известного итальянского натурфилософа Телезио (1509-1588), труды которого входили в список книг, запрещенных католической церковью.

Еще, будучи юношей, он с блеском выступает на богословских диспутах. Однако в стенах монастыря он впервые встречается и с доносами завистников. Против него было сфабриковано дело за то, что он пользовался монастырской библиотекой без разрешения, его арестовывают и отправляют в Рим. И хотя его вскоре отпускают – подозрения остались.

В своих странствиях он сталкивается с притеснениями и страданиями народа и приходит к выводу, что призван изменить существующий порядок, и организовывает заговор с целью освобождения Калабрии от испанского ига. Т. Кампанелла убеждает в этом священников монастыря, и они поддерживают его. Также ему оказывает поддержку и местное дворянство. Более тысячи людей примкнуло к этому движению. Однако, планам Т. Кампанеллы о создании свободной республики не суждено было сбыться. Предательство срывает задуманные планы, и в 1599 году Т. Кампанеллу арестовывают по обвинению в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. От смертной казни его спасает обилие грехов. Ибо он – не только преступник, но и еретик, а это уже компетенция не испанских властей, а церковного трибунала. Т. Кампанелле сохраняют жизнь и обрекают на длительные мучения. Подвергнутый неоднократным пыткам он был приговорен инквизиционным трибуналом в 1602 году к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока, благодаря вмешательству папы Урбана VIII, не был выпущен на свободу в 1626 г. Несмотря на суровые условия содержания узника в тех мрачных казематах этот одаренный и разносторонний человек сохранил присущую ему ясность ума и написал многие свои замечательные труды.

Основные труды. «Город солнца», «Философия, доказанная ощущениями» и др.

Педагогические идеи. Политические и экономические взгляды Т. Кампанелла излагает в романе «Город солнца». Население этого города-государства ведет «философскую жизнь в коммунизме», т. е. имеет все общее, не исключая и жен. С уничтожением собственности уничтожаются в г. Солнца и многие пороки, исчезает всякое самолюбие и развивается любовь к общине. Управляется народ верховным первосвященником, которого называют Метафизиком и выбирают из числа мудрейших и ученейших граждан. В подмогу ему учрежден триумвират Могущества, Мудрости и Любви — совет трех подчиненных Метафизику руководителей всей политической и общественной жизни страны. В заведовании Могущества находятся дела войны и мира, Мудрость руководит науками и просвещением, Любовь заботится о воспитании, о земледелии, о продовольствии, а также и о таком устройстве браков, при котором «дети рождались бы самые лучшие».

С двух лет, считал Т. Кампанелла, следует начинать общественное воспитание детей, а с трехлетнего возраста учить их правильной речи и азбуке, широко используя наглядные изображения. Стены Города Солнца, состоящие из семи концентрических кругов, были покрыты рисунками, последовательно отображавшими достижения известных в то время наук, портретами великих людей. С этого же возраста должно вестись усиленное физическое воспитание детей, а с восьми лет нужно уже начинать систематическое обучение различным наукам. Изучение наук следует сочетать с регулярным посещением различных мастерских, чтобы дать воспитанникам технические знания и возможность сознательного выбора будущей профессии. С двенадцати лет нужно начинать военную подготовку граждан, независимо от пола, чтобы в случае войны женщины могли участвовать в ней вместе со своими детьми-подростками.

Т. Кампанеллу считают одним из основоположников утопического социализма и коммунистического учения. До конца жизни Т. Кампанелла, как и герои «Города Солнца», твердо верил в то, что в мире настанет время, когда люди будут жить по обычаям государства, созданного его мечтой. В своем письме к Фердинанду III, герцогу Тосканскому, Т. Кампанелла писал: «Будущие века будут судить нас, ибо нынешний век казнит своих благодетелей».




Коменский Ян Амос

(1592-1670)


Чехия
Биографические данные. Родился в Южной Моравии в протестантской семье, рано потерял родителей, воспитывался в религиозной общине Чешских братьев, где и получил первоначальное образование. Способный юноша был направлен в Херборнский и Гейдельбергский университеты (Германия), где и определилось его педагогическое призвание. Возвратившись в Чехию, учительствовал в братской школе, стал священником. Тридцатилетняя война, религиозные гонения заставили его, как и многих других чехов, сначала скрываться в горах, а затем в течение 40 лет скитаться: Польша, Англия, Швеция, снова Польша, Венгрия, Голландия. Неоднократно подвергался смертельной опасности, терял имущество, рукописи, искал прибежища, но никогда не оставлял педагогической деятельности, писал новые и новые труды. В многочисленных работах великого чешского педагога (их свыше 80), среди которых объемистые теоретические исследования, учебники, наставления, методики, пьесы для обучения и др., излагаются основы его педагогической системы. Заметим, что педагогические взгляды Я.А. Коменского сложились под сильным влиянием его мировоззрения, в котором сочетались религиозные убеждения с глубокими знаниями в области естествознания, философии, приверженностью к сенсуализму.

Основные труды. «Великая дидактика», «Пансофическая школа», «Открытая дверь языков всех наук», «Мир чувственных вещей в картинках», «Материнская школа», «Законы хорошо организованной школы» и др.

Педагогические идеи. Подвергая критике существующие школы и методы обучения в них, Я.А. Коменский определяет теорию о преподавании как «для всех пригодное искусство всех всему учить посредством краткого и основательного обучения». Все это сказалось на формировании его социально-педагогических взглядов.

Прежде всего, обратившись к принципу природосообразности, Я.А. Коменский впервые открывает и формулирует законы обучения и воспитания, что, по сути, знаменует переход педагогической мысли в новое качество – науку. Природосообразность – главный закон педагогики, из которого он выводит все другие и к которому постоянно возвращается. Не Я.А. Коменский открыл принцип природосообразности, но он показал его исключительные возможности в воспитании.

Как вся педагогика Я.А. Коменского, так и его социально-педагогические взгляды – просты и логичны. Человек, утверждает он, – это «существо, подлежащее учению», «для того, чтобы ходить, стоять, сидеть, работать руками, он нуждается в учении». Необходимость образования обусловливает и важность школ. Я.А. Коменский призывает сделать их по-настоящему демократическими, доступными для всех слоев населения, мальчиков и девочек, с разумными порядками, мастерскими гуманности, а не застенками для умов.

Я.А. Коменский разработал дидактические принципы: наглядность, природосообразность, последовательность, сознательность, посильность, прочность, систематичность; выявил основные требования к обучению: начинать обучение надо по возможности раньше, учебный материал должен соответствовать возрасту учеников. Я.А. Коменский был убеждён в том, что разум человека способен охватить всё, только для этого в обучении надо соблюдать последовательное и постепенное продвижение вперед, следуя от близкого к далёкому, от знакомого к незнакомому, от целого к частному, добиваясь того, чтобы учащиеся усваивали систему знаний, а не отрывочные сведения. Я.А. Коменский полагал, что необходимо с детства вырабатывать положительные нравственные качества (справедливость, умеренность, мужество, причём под последним он понимал, в частности, настойчивость в труде и др.). Важную роль в нравственном воспитании он отводил примеру взрослых, систематическому приучению детей к полезной деятельности и к выполнению правил поведения.

Стремясь сделать образование доступным всем детям, Я.А. Коменский создает классно-урочную систему: понятие школьного года, каникулы, деление на четверти, проверка знаний, запрета пропускать уроки, учебники для каждого класса и др.

Я.А. Коменский разработал единую школьную систему: материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет), школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремёслами), в крупных городах для наиболее способных учащихся с 12 до 18 лет – латинская школа или гимназия (в учебный план гимназии Я.А. Коменский вводил наряду с традиционными «семью свободными искусствами» естествознание, историю, географию). Наконец, в каждом государстве должна быть академия – высшая школа для молодёжи с 18 до 24 лет.

В большинстве педагогических работ Я.А. Коменского содержатся высказывания об учителе. Учитель, по Я.А. Коменскому, должен владеть педагогическим мастерством и любить своё дело, пробуждать самостоятельную мысль учащихся, готовить из них деятельных людей, заботящихся о всеобщем благе.

Велики заслуги Я.А. Коменского перед педагогикой. Он заложил ее научные основы, отстаивал демократические принципы организации школ, создал классно-урочную систему, теорию дидактики. Открытия Я.А. Коменского пережили века, явились основой ряда новых направлений в педагогике, находят широкое применение и в нынешних системах образования. И хотя кое-что из этих открытий в современных условиях стало спорным и даже устаревшим, педагогика лучшее находит пока с трудом.






Локк Джон

(1632 – 1704)

Англия

Биографические данные. Родился 29 августа 1632 года в небольшом городке Рингтон на западе Англии, в семье адвоката. Образование получил в Вестминстерской грамматической школе и Оксфордском университете, из которых вынес отвращение к схоластическому обучению. Самостоятельно изучил философию Бэкона, Декарта, естествознание, медицину. Преподавал в Оксфорде греческий язык и риторику, служил секретарем и воспитателем детей видного политического деятеля, вместе с ним находился в изгнании в Европе, где занимался научной и педагогической деятельностью. После переворота 1688 г. возвращается в Англию и издает свой знаменитый труд «Мысли о воспитании», положивший начало английской научной педагогике.

Основные труды. «Мысли о воспитании», «Об управлении разумом».

Педагогические идеи. Педагогическая теория Д. Локка исходила из его философии, где он разделял идеи материализма и идеализма, политической приверженности буржуазии, новому дворянству. Дал свое философское обоснование проблеме происхождения знания, выступив против теории «врожденных идей», угодной привилегированным сословиям феодального общества. Не отрицая роли наследственности, Д. Локк утверждал, что «врожденных идей» нет, а душа ребенка — это tabula rasa («чистая доска»). Мы начинаем мыслить с того момента, как ощущение доставляет нам необходимый материал для этого. Не являются врожденными и нравственные качества. Как и знания, они результат определенных жизненных обстоятельств и, главным образом, воспитания. Благодаря последнему, по Д. Локку, 9 человек из 10 становятся «тем, что они есть». Причем в системе «воспитание – образование» предпочтение отдавал воспитанию, формированию характера. Социально-педагогические ценности Д. Локка ориентированы на семейное воспитание с гувернером и домашними учителями. К школам он относился весьма критически. В проекте «О рабочих школах» предлагает создать за счет благотворительных фондов особые приюты-школы для бедных детей 3–14 лет, где они своим трудом окупали бы значительную часть стоимости содержания.

Цель воспитания, считал Д. Локк, сформировать «джентльмена» дельца, умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно», принадлежащего к высшим слоям общества. Джентльмен – человек добродетельный и деятельный, физически крепкий, умеющий владеть собой, обладающий ясной мыслью и жизненно необходимыми знаниями. Критерий добродетельности – полезность, поэтому добродетельная деятельность необходима для сохранения и процветания общества.

Воспитание включает: физическое, умственное, религиозное, нравственное, трудовое воспитания. Главным воспитательным средством являются: пример и среда. Устойчивые положительные привычки воспитываются ласковыми словами и кроткими внушениями. Развитие воли происходит через умение переносить трудности, чему способствуют физические упражнения и закаливание.


  • Физическое воспитание: способствует развитию здорового тела, выработки мужества и настойчивости.

  • Умственное воспитание должно подчиняться развитию характера, формирования образованного делового человека.

  • Религиозное воспитание необходимо направлять не на приучения детей к обрядам, а на формирования любви и почтения к Богу, как высшему существу.

  • Нравственное воспитание – воспитать способность отказывать себе в удовольствиях, идти наперекор своим склонностям и неуклонно следовать советам разума. Для этого с детьми нужно обращаться строго, но в меру, приучать к самообузданию и повиновению. Не подавлять личность ребенка, воспитывать добрые привычки с помощью рассуждений, примеров, доводов, ласковыми словами. Подметил интересную закономерность: дети «раньше, чем мы думаем, начинают желать, чтобы с ними обращались, как с разумными существами» (как со взрослыми).

  • Трудовое воспитание заключается в овладении ремеслом (столярным, токарным). Труд предотвращает возможность вредной праздности.

Большое значение Д. Локк отдавал дисциплине: ребёнка надо наказывать только за ложь, богохульство и упрямство. Наказывать можно любым способом, но пороть должен не родитель и не воспитатель, а наниматель.

Телесные наказания считал плохим средством воспитания, они ведут к притворству ребенка, портят его, поэтому применение наказания возможно только в крайнем случае. Награды и поощрения необходимы, но не как компенсация за выполнение долга, какой-либо обязанности, а за нечто более значительное.

Деятельность философа и педагога Д. Локка оставило заметный этап в развитии новых идей воспитания и обучения подрастающего поколения. В его трудах, ярко выражены важные передовые педагогические устремления времени, представлены идеи светского, обращенного к жизни образования и разработаны приемы и способы развития мышления человека.




Руссо́ Жан-Жак

(1712 – 1778)

Франция

Биографические данные. Родился в Женеве в семье часовщика, систематического образования не получил. Ребенком отдан в ученики к граверу, но бежал от него не выдержав побоев и голода, жил в Италии, Франции, Швейцарии, Англии, сменил немало профессий (лакей, учитель музыки, гувернер, секретарь и др.), очень много занимался самообразованием. Поворот в жизни Ж.-Ж. Руссо произошел в 1749 г.: его сочинение на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов?», предложенную Дижонской академией, признается блестящим и удостаивается высокой награды. Имя Ж.-Ж. Руссо становится известным, а после других работ и особенно « Эмиль, или О воспитании » (1762) – знаменитым, хотя эта книга властями признана вредной и публично сожжена.

Основные труды. «Эмиль, или О воспитании», «Общественный договор, или Принципы общественного права», «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Юлия, или новая Элоиза» и др.

Педагогическе идеи. Основу педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо составляет теория естественного воспитания, которая тесно связана с его социальными взглядами, с его учением о естественном праве. Ж.-Ж. Руссо утверждал, что человек родится совершенным, но современные общественные условия, существующее воспитание уродуют природу ребенка. Воспитание будет содействовать его развитию только в том случае, если приобретет естественный, природосообразный характер.

В воспитании, полагал Ж.-Ж. Руссо, участвуют природа, люди и вещи. «Внутреннее развитие наших способностей и наших органов есть воспитание, получаемое от природы, – писал он, – обучение тому, как пользоваться этим развитием, есть воспитание со стороны людей, а приобретение нами собственного опыта относительно предметов, дающих нам восприятия, есть воспитание со стороны вещей». Воспитание выполняет свою роль тогда, считал Ж.-Ж. Руссо, когда все три определяющих его фактора будут действовать согласованно. Признавая, что человеческая природа является совершенной, идеализировал природу ребенка и считал необходимым позаботиться о создании условий, в которых все присущие ему от рождения задатки могли бы беспрепятственно развиваться. Воспитатель не должен навязывать ребенку свои взгляды и убеждения, готовые нравственные правила, а должен предоставлять ему возможность расти и развиваться свободно, сообразно его природе и по возможности устранять все то, что этому может помешать. Естественное воспитание – это и свободное воспитание.

По Ж.-Ж. Руссо, воспитателю нужно действовать так, чтобы детей убеждала сила необходимости, логика естественного хода вещей, т. е. нужно широко применять метод «естественных последствий», сущность которого заключается в том, чтобы ребенок сам ощущал результат своих неправильных действий, неотвратимо возникающие из-за этого вредные для него последствия. Фактически Ж.-Ж. Руссо ставил ребенка в зависимость и от вещей, и от постоянно находящегося при нем наставника. За воспитанником сохранялась лишь видимость свободы, так как всегда он должен был поступать в соответствии с желанием воспитателя. «Без сомнения, – писал Ж.-Ж. Руссо, – он должен хотеть только то, что вы хотите заставить его делать». Таким образом, именно воспитатель, воздействуя на своего воспитанника косвенным образом, побуждает его к разностороннему проявлению активности и самодеятельности. Воспитатель, которому Ж.-Ж. Руссо отводил большую роль в формировании нового человека, должен ясно представлять себе стоящую перед ним цель. Он должен дать воспитаннику не сословное, не профессиональное, а общечеловеческое воспитание. Это требование во времена Ж.-Ж. Руссо было, несомненно, прогрессивным.

Естественное воспитание, описанное Ж.-Ж. Руссо в его произведении «Эмиль, или О воспитании», осуществляется на основе предложенной им возрастной периодизации. Отправляясь от характерных признаков, свойственных детской природе на различных ступенях естественного развития, Ж.-Ж. Руссо установил четыре возрастных периода в жизни ребенка. Определив ведущее начало для каждой ступени развития, он в соответствии с этим указывал, на что должно быть направлено основное внимание воспитателя.Первый период – от рождения до 2 лет, до появления речи. В этот период преимущественное внимание Ж.-Ж. Руссо считал необходимым уделять физическому воспитанию ребенка. Второй период – от 2 до 12 лет – Ж.-Ж. Руссо образно называет «сном разума». Полагая, что в этот период ребенок еще не способен к отвлеченному мышлению, предлагал развивать его внешние чувства. Третий период – от 12 до 15 лет. В этом возрасте основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию.Четвертый период – от 15 лет до совершеннолетия, по терминологии Руссо, «период бурь и страстей». В это время на первый план должно быть выдвинуто нравственное воспитание юноши.

Эта возрастная периодизация представляла собой шаг вперед по сравнению с периодизацией других авторов. Впервые Ж.-Ж. Руссо пытался выявить внутренние закономерности развития ребенка, однако при этом он не занимался глубоким изучением особенностей определенных этапов детства.

Очень важными были требования Ж.-Ж. Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина.







Песталоцци Иоганн Генрих
(1746 – 1827)
Швейцария


Биографические данные. И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача. Он рано лишился отца и воспитывался матерью. В школе он считался неспособным учеником и был предметом насмешек своих товарищей. Поступая в университет, И.Г. Песталоцци видел себя богословом. Однако вскоре он начинает задумываться о нуждах народа, о том, как ему помочь. Чтобы стать ближе к народу, он решил заняться юриспруденцией, но потом становится агрономом. Чтение «Эмиля» Ж.Ж. Руссо оказало на И.Г. Песталоцци особое влияние. Обладая замечательным мягким характером, чувствительный и отзывчивый к людскому горю, И.Г. Песталоцци эмоционально воспринимал окружающий мир. Окончив университет, он приобрёл небольшое имение Нейгоф. Там он собирался провести в жизнь некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у И.Г. Песталоцци не оказалось выдающихся способностей для хозяйственной деятельности, его опыты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали его материальное положение. В это время он приходит к убеждению, что больше всего в его помощи нуждаются крестьянские дети, остающиеся без присмотра и воспитания.

Благодаря поддержке местной общины и добрых людей И.Г. Песталоцци собрал у себя около 50 детей, которым он самоотверженно посвятил все свои силы и материальные средства, обучая их летом полевым работам, а зимой – ремеслу. Но и это начинание постигла неудача. Как только крестьянские дети получали у И.Г. Песталоцци приличную одежду, родители уводили детей и забирали себе деньги, которые зарабатывали дети. И.Г. Песталоцци закрыл школу, на её содержание у него не хватало средств.

После многолетнего перерыва швейцарское правительство, предоставило И.Г. Песталоцци полуразрушенные войной здания монастыря в Станце. И.Г. Песталоцци снова собрал вокруг себя детей, оставшихся после войны без присмотра. Не имея помощников, сам справлялся с сотней не самых примерных детей. И.Г. Песталоцци был начальником учебного заведения, учителем, казначеем, дворником и даже сиделкой в одном лице. Преодолеть все трудности ему помогли сердечность и душевная отзывчивость. Старшие дети вскоре стали помощниками И.Г. Песталоцци. Педагогическая деятельность была неожиданно прервана: французским войскам монастырские помещения понадобились под госпиталь, и И.Г. Песталоцци вынужден был закрыть школу.

И.Г. Песталоцци 18 лет занимался литературной работой. Наибольший успех ему приносит педагогический роман «Лингард и Гертруда». Имя И.Г. Песталоцци становится известным, он получает место учителя, результаты его работы впечатляют. В полгода он выучивал детей писать, читать, считать; обыкновенный учитель делал это за три года. Ему не верили, проверяли, наконец, одна из комиссий подвела итог: «Его система пригодна для всех времен и народов. Она проста и последовательна, как природа».

И.Г. Песталоцци поручают создать образцовое учебное заведение, что он и делает с 1805 г. в Бургдофе, а затем в Ивердоне. Здесь он совершенствует свои методы упрощенного обучения, работает над методикой, с помощью которой каждая мать могла бы обучать своих детей, издает для этого новые книги. И.Г. Песталоцци знаменит, увлечен трудом, превращает учебное заведение в институт. И вдруг останавливается, так как видит, что имеет дело не с обездоленными детьми, как в прежних приютах, а преимущественно с сыновьями преуспевающих дельцов. В 1825 г. оставляет институт. Обдумывает возможность переезда в Россию, но вскоре умирает. На его надгробии есть и такая строка: « Все для других, ничего для себя».

Основные труды. «Лингард и Гертруда», «Как Гертруда учит своих детей», «Книга матерей, как учить их детей наблюдать и говорить», «Лебединая песня».

Педагогические идеи. Цель воспитания заложена в развитии природных способностей человека, их совершенствовании. И.Г. Песталоцци отвергал методы воспитания, при которых дети отрывались от общения с природой, на длительный срок ввергались в мертвый для них мир букв и чужих слов, в обстановку, когда ребенок останавливается в своем развитии. Воспитание начинается с первого дня жизни, и здесь исключительно велика роль матери. Педагогам следует научить мать, любую крестьянку, самую простую женщину правильным и доступным методам и средствам воспитания. Все силы ребенка должны развиваться естественным путем, не подвергаясь влиянию чуждой среды. И всегда следует помнить, что естественное развитие происходит постепенно. Таким же путем обязано следовать воспитание.

И.Г. Песталоцци предлагал при определении основ образования опереться на знание человеческой психологии. В поисках общего психологического источника приемов воспитания и обучения он пришёл к убеждению, что таковыми являются элементы - простейшие составные части человеческого знания. У Песталоцци познание начинается не с чувственного наблюдения, а с активного созерцания идеальных объектов подобных элементов. И.Г. Песталоцци призывал вслед за Ж.-Ж. Руссо вернуться в воспитании к «высокой и простой сообразности с природой». Однако он расставлял иные акценты в соотношении биологических и социальных факторов воспитания, выдвинув тезис «жизнь формирует». Воспитание рассматривалось как многообразный социальный процесс, и утверждалось, что «обстоятельства формируют человека, но и человек формирует обстоятельства. Человек имеет в себе силу многообразно гнуть их по своей воле. Делая это, он сам принимает участие в формировании себя и во влиянии обстоятельств, действующих на него».

Важное место в педагогике И.Г. Песталоцци занимает его теория элементарного образования, ориентированная, по сути, на всестороннее воспитание, включающее умственное, нравственное, физическое, эстетическое.

В семье, утверждал И.Г. Песталоцци, заложены истоки нравственного воспитания. Все начинается с естественной любви ребенка к своей матери, затем любовь переносится на других членов семьи, окружающих людей, и, наконец, на все человечество. Нравственное поведение закрепляется в действиях, поэтому школе следует избавиться от изощренной словесной морали и стать большой семьей, в которой учитель должен уподобиться любящему родителю. Поступкам учащихся лучше всего противостоит метод естественных воздействий: забывчивого ученика лишний раз сделать дежурным, ленивого заставить еще раз принести дрова и т. д.

И.Г. Песталоцци исключительно много сделал для развития народной (начальной) школы. Обогатил содержание обучения в ней, введя занятия по географии, естествознанию, элементарной геометрии, рисованию. Добивался, чтобы задачей воспитания в народной школе стало развитие духовных сил и способностей ребенка в соответствии с природной сообразительностью. Подготовил много учителей, приобщил их к теории элементарного образования, вооружил своими методиками. В результате уровень народных школ Швейцарии значительно поднялся, ее опыт изучали и перенимали в других странах. Плодотворная деятельность И.Г. Песталоцци в области семейного и трудового воспитания, изучения личности ребенка, создание приютов содействовала появлению новых направлений в педагогике. Ярка и личность самого И.Г. Песталоцци, столь отверженно отдававшего себя, свой профессиональный талант детям, школе, народу.



Гербарт Иоганн Фридрих

(1776-1841)

Германия

Биографические данные. Иоганн Фридрих Гербарт родился в Германии в семье юриста. Получил образование сначала в латинской классической школе, а затем в Иенском университете. Он ознакомился с учениями представителей немецкой классической философии, но большое влияние оказало на него учение античного философа Парменида о том, что все в мире едино и неизменно. Окончив университет, Гербарт стал воспитателем детей в семье швейцарского аристократа. С 1802 года работал в Гёттингенском и Кенигсбергском университетах в должности профессора. В них он развернул широкую педагогическую деятельность: читал лекции по психологии и педагогике, руководил семинарией для подготовки учителей. При семинарии он создал опытную школу, в которой сам преподавал ученикам математику.

Основные труды. «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике».

Педагогические идеи. И.Ф. Гербарт предпринял попытку разработать систему педагогической науки на основе идеалистической философии, главным образом этики и психологии.

По своему мировоззрению И.Ф. Гербарт был метафизиком. Он утверждал, что мир состоит из бесконечного множества вечных сущностей – реалов, которые недоступны познанию человека. Представление людей об изменяемости мира – иллюзорно, бытие, сущность бытия неизменны.

Свое понимание сущности воспитания И.Ф. Гербарт выводил из идеалистической философии, а цель воспитания – из этики. И.Ф. Гербарт разработал крайне метафизическую этическую теорию.

Из этической идеи прекрасного, совершенства идеальной личности, выводится цель воспитания: формирование нравственности («свободной твердости духа» индивида как волевого подчинения этическим идеям, существующим «вовне»). Первичные этические идеи (внутренней свободы, совершенства, благожелательности, права, справедливости) выступают критериями оценки поведения человека в обществе с точки зрения соотношения воли личности с волей других членов общества. Будучи включенным в общественные отношения, человек подчиняется нравственному закону. В процессе взаимодействия личности с обществом совокупность этих идей составляет основу всеобщей морали. Личность, по мнению И.Ф. Гербарта, должна «свободно» принимать нормы общества, потому что не может иначе.

И.Ф. Гербарт подразделяет цели воспитания на возможные (те, которые воспитанник в дальнейшем может сам поставить перед собой, нужные для будущей профессии) и необходимые (нужные в любой сфере, те, которые определяются нравственностью, необходимой для всех; они осуществляются через развитие твердой воли, нравственного характера).

Обучение должно быть основано на развитии разносторонних интересов. Интерес – проявление внутренней активности личности, он пробуждает желание к дальнейшему обучению. Развитие разносторонних интересов в ранний период – основа для дальнейшего выбора личности и реализации ее склонностей, оно происходит путем формирования разнообразных представлений через широкий круг учебных предметов. Благодаря многосторонности «человек приходит к осознанию своего внутреннего «я». И.Ф. Гербарт выделяет непроизвольный и произвольный виды внимания, которые играли роль в пробуждении интереса.

Нравственное воспитание, как взаимодействие с воспитанником с целью воздействия на его личность, направляет чувства, желания, волю и действия детей. В центре – выработка нравственного характера через внедрение в сознание ребенка моральных понятий, забота воспитателя об устойчивости его воли. Средства воспитания: установление границ поведения детей; создание условий, в которых воспитанник осознает последствия непослушания; четкие правила поведения; одобрение и порицание; «увещевания». Одним из важнейших средств является непререкаемый авторитет воспитателя. Система воспитания отличается авторитаризмом: нравственные цели достигаются средствами подавления личности ребенка.

Центральный тезис рассуждений И.Ф. Гербарта – формирование нравственного человека. Это – ядро идеи о гармоническом развитии всех способностей. По И.Ф. Гербарту, воспитание должно создавать гармонию между волеизъявлением и выработкой многосторонних интересов. Пути достижения такой гармонии – управление, обучение и нравственное воспитание. Управление имеет своей задачей поддержание порядка непосредственно в данное время; оно как бы предваряет необходимые и возможные цели воспитания. Поддерживая внешний порядок, управление создает предпосылки для осуществления процесса воспитания. Первое средство управления – угроза. Но угрозой не всегда достигается нужный эффект. Поэтому угроза должна быть дополнена надзором, который действенен в ранние годы. Необходимо применять разнообразные приказания и запрещения, которые должны быть точными и конкретными. И, наконец, большое место среди средств управления детьми И.Ф. Гербарт отводил наказаниям, в том числе и телесным. Авторитет и любовь И.Ф. Гербарт считал вспомогательным средством управления.







Корчак Януш (Генрик Гольдшмидт)
(1878-1942)

Польша

Биографические данные. Родился в Варшаве в интеллигентной ассимилированной еврейской семье. Школьные годы прошли в Варшаве, в русской гимназии. Там царила жёсткая дисциплина, поход в театр или поездка домой в каникулы возможны были только после письменного разрешения дирекции. Преподавание велось на русском языке. Уже в первом классе (детям 10-11 лет) преподавалась латынь, во втором – французский и немецкий, в третьем – греческий. В 1903 году окончил медицинский факультет Варшавского университета. В 1903-1911 гг. работал в еврейской детской больнице и воспитателем в летних детских лагерях. В 1904-1905 гг. Я. Корчак принимал участие в Русско-японской войне. В 1911 году Я. Корчак оставляет профессию врача и основывает «Дом сирот», которым руководил до конца жизни. В 1940 году вместе с воспитанниками «Дома сирот» был перемещён в Варшавское гетто. В 1942 году фашисты начали акцию по уничтожению всех евреев города, угроза нависла и над детьми «Дома сирот», и Я. Корчак, имея возможность спасти свою жизнь, решил остаться с ними до конца. Он и его ближайшая помощница Стефания Вильчинская вместе с 200 детьми погибли в газовых печах Треблинки. Последнюю запись в своем дневнике Я. Корчака сделал 4 августа 1942 г.:

Что вы собираетесь делать после войны? – спрашивали его друзья.

Как что? – удивлялся Я. Корчака – Организую детский дом для немецких сирот.



Основные труды. «Как любить ребёнка», « Право ребёнка на уважение», «Правила жизни. Педагогика для детей и для взрослых», «Шутливая педагогика», «Дети улицы», «Дитя гостиной» и др.

Педагогические идеи. Педагогические взгляды Я. Корчака явились результатом его многолетних исследований и общения с детьми. Он предостерегал от неверного понимания природы ребенка. Взрослые часто невнимательны к нему, считая, что у ребенка все впереди, не разбираются в многообразии его жизни и в тех простых радостях, которые так легко можно и нужно ему дать.

Осуждал линию поведения многих родителей и педагогов по отношению к детям: надзирать, критиковать, не разрешать, назидать словом, «стоять на страже интересов ребенка», ибо он сам «не знает» сколько ему есть, пить, гулять и спать, играть. Часто в отношении с детьми, замечал Я. Корчак, боятся доброты, считая, что от дружеского общения ребята наглеют и отвечают недисциплинированностью. Нет, утверждал он, ребенок существо разумное, хорошо знает потребности и трудности своей жизни, а детский возраст, долгие, важные годы в жизни человека, когда ему нужны от взрослых тактичная договоренность, вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Я. Корчак призывал: уважайте незнание ребенка, его текущий час и сегодняшнюю жизнь, его развитие и чувства. И нужно обязательно изучать ребенка. Но изучать как отличающуюся, а не более слабую и бедную психическую организацию «нет детей есть люди», говорил Я. Корчак, разъясняя сущность своей педагогики доброты.

Я. Корчак провозглашает права ребёнка:

1. Право ребёнка на смерть.

2. Право ребёнка на сегодняшний день.

3. Право ребёнка быть тем, что он есть.

«Горячая, умная, владеющая собой любовь матери к ребёнку должна дать ему право на раннюю смерть, на окончание жизненного цикла не за шестьдесят оборотов солнца вокруг земли, а всего за одну или три весны... «Бог дал, бог и взял», – говорят в народе, где знают живую природу, знают, что не всякое зерно даст колос, не всякая птаха родится способной к жизни, не всякий корешок вырастет в дерево». «В страхе, как бы смерть не отобрала у нас ребёнка, мы отбираем ребёнка у жизни...». «Желая уберечь ребёнка от бактерий дифтерита, не переносите его в атмосферу, насыщенную затхлостью скуки и безволия...».

Взрослые должны понимать, что дети – разные. «Вместо того чтобы наблюдать, чтобы видеть и понимать, берется первый пришедший в голову пример «удачного ребёнка» и перед собственным ребёнком ставится требование: вот образец, на который ты должен равняться...».

Нужно готовить ребёнка к реальной жизни (а не идеальной, воображаемой). «...В теории воспитания мы часто забываем о том, что должны учить ребёнка не только ценить правду, но и распознавать ложь, не только любить, но и ненавидеть, не только уважать, но и презирать, не только соглашаться, но и возражать, не только слушаться, но и бунтовать...».

Важность размышлений матери, черпающей «не из книг, а из самой себя. Ничего не может быть ценнее. И если моя книга убедила тебя в этом, значит, она выполнила свою задачу. Будь же готова к долгим часам вдумчивого одинокого созерцания...».

Педагогика – наука о человеке: «Одна из грубейших ошибок считать, что педагогика является наукой о ребёнке, а не о человеке. Вспыльчивый ребёнок, не помня себя, ударил; взрослый, не помня себя, убил. У простодушного ребёнка выманили игрушку; у взрослого – подпись на векселе. Легкомысленный ребёнок за десятку, данную ему на тетрадь, купил конфет; взрослый проиграл в карты все своё состояние. Детей нет – есть люди, но с иным масштабом понятий, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств...».

В «Доме сирот» Я. Корчак ввёл новаторскую, для тех лет систему, широкого детского самоуправления, детский товарищеский суд, решения которого были обязательны и для руководства.



Самоуправление и самовоспитание детей подкреплялось в «Доме интересными средствами и находками. «Доска объявлений» с извещениями, предупреждениями, просьбами и отчетами. «Почтовый ящик для переписки воспитанников с педагогами и друг с другом. «Детский суд», который заставлял детей задумываться, самокритично относиться к себе, лучше понимать товарищей, создавал и поддерживал определенные нормы поведения. У суда был свой «Кодекс», продуманная система ведения дел, дети могли жаловаться не только друг на друга, но и на воспитательный персонал. И хотя, как правило, «трибунал» выносил только два приговора – «Оправдать» или «Простить», впечатления от него оставались глубокими. Свои задачи выполнял Совет самоуправления и детский Сейм. И везде присутствовало главное: правила поведения детей должны соответствовать их нравственному сознанию, быть приняты ими, пережитыми через призму детской справедливости. Перечисленное не исчерпывает творчества Я. Корчака. В организации разносторонней деятельности детей они сами ему многое подсказали. Он, как и другие выдающиеся педагоги, шел за ними, учился у них, а главное, преданно любил их.

Задания для самопроверки

Задание 1


Соотнесите четырехступенчатое устройство школ в соответствии с возрастом и успехами учащихся (по Я.А. Коменскому).

  1. До 6 лет;

  2. От 6 до 12 лет;

  3. От 12 до 18 лет;

  4. От 18 до 24 лет.

а) Академия;

b) Материнская школа;

c) Гимназия;

d) Школа родного языка.
Задание 2

Название рощи близ храма Апполона Ликейского близ Афин, в честь которого в России было названо одно из учебных заведений для дворян:



  1. Гимназия;

  2. Школа;

  3. Лицей.


Задание 3

Кому принадлежат следующие выражения. Установите соответствие:


  1. «Дети больше принадлежат государству, чем своим родителям».

  2. «Я знаю только то, что я ничего не знаю».

  3. «Учиться и не размышлять – напрасно терять время, размышлять и не учиться – губительно».

  4. «Лучшим орудием воспитания является личность педагога, его пример…»

  5. «В простейшем определении коллективизм означает солидарность человека с обществом»

  6. «…Ум выше знаний, т.к., владея умом, всегда можно приобрести знания, а владея знаниями, не всегда приобретаешь ум…..»

Каталог: 2014
2014 -> Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
2014 -> Пояснительная записка Содержание и контекст Методы обучения
2014 -> Образовательная программа высшего образования направление подготовки 38. 06. 01 Экономика
2014 -> «Особенности реализации личностно-ориентированного подхода в профессиональной подготовке студентов высших учебных заведений»
2014 -> Программа «Управление образованием»
2014 -> И регионального управления
2014 -> Программа духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста
2014 -> Технология кейс-стади Обзор Существуют различные обозначения этой технологии обучения. В зару­бежных публикациях можно встретить «метод изучения ситуаций»


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница