1. Психоология развития как предмет психологического исследования



страница1/6
Дата25.02.2016
Размер0,95 Mb.
  1   2   3   4   5   6
1.Психоология развития как предмет психологического исследования.

Психология развития - область психологических исследований, где содержится информация, изучаются процессы и законы психологического и поведенческого развития человека в онтогенезе.

2.Детская (возрастная психология) как наука о психическом развитии человека. Наука о психиче­ском развитии ребенка — детская психология — зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера „Душа ребенка“. В ней В. Прейер описывает ре­зультаты ежедневных наблюдений за развитием собственного сына, обращая внимание на развитие ор­ганов чувств, моторики, воли, рассудка и языка. Однако, исследуя один и тот же объект — психическое развитие — генетическая и детская психология представляют собой две разные психологические науки. Генетическая психология интересуется проблемами возникновения и развития психических процессов. Она отвечает на вопросы: „как происходит то или другое психическое движение, проявляющееся чувст­вом, ощущением, представлением, невольным или произвольным движением, как происходят те про­цессы, результатом которых является мысль“ [141, с. 252]. Генетическая психология или, что то же са­мое, психология развития, анализируя становление психических процессов, может опираться на резуль­таты исследований, выполненных на детях, но сами дети не составляют предмета изучения генетиче­ской психологии. Генетические исследования могут быть проведены и на взрослых людях. Известным примером генетического исследования может служить изучение формирования звуковысотного слуха. В специально организованном эксперименте, в котором испытуемые должны были подстраивать свой го­лос под заданную высоту звука, можно было наблюдать становление способности звуковысотного раз­личия.

3.Понятие «развитие» и его критерии, различные типы развития. Понятия «рост», «возраст». Тер­мин развитие указывает на изменения, которые со временем происхо­дят в строении тела, мышлении или поведении человека в результате биологичес­ких процессов в организме и воздействий окружающей среды.

Психическое развитие - становление специфически человеческих высших психических функций в про­цессе жизнедеятельности ребёнка. Вопрос об условиях и движущих силах Р.п. долгое время оставался дискуссионным. Одни авторы считали, что решающее значение имеет фактор наследственности (Ф. Гальтон и др.), другие приписывали ведущую роль среде (Дж. Уотсон и др.), третьи полагали, что оба фактора взаимодействуют друг с другом (В. Штерн).

Развитие личности — процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к ста­новлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим ми­ром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности.

Физическая область развития - Включает рост и изменения тела человека. Сюда входят как внешние из­мене­ния, например динамика роста и веса, так и внутреннее: изменения костей и мышц, желез, мозга и органов чувств. К этой области также относятся физи­ческое здоровье и двигательные навыки (например ходьба, ползание, навыки письма). Когнитивная область развития - Включает психические процессы, имеющие отношение к мышлению и реше­нию проблем. Охватывает изменения, происходящие в вос­приятии, памяти, рассуждении, творческом воображении и речи Психосоциальная область развития - Включает развитие личности и межличностных отношений. Эти две сферы развития взаимосвязаны и охватывают, с одной стороны, изменения Я-концепции, эмоций и чувств, а с другой — формирование социальных навыков и моде­лей поведения. Рост - - процесс количественного изменения явлений или объектов, не приводящий к возникновению нового качества. Вообще – постепенное прогрессивное уве­личение. Этот термин широко употребляется, в том числе в таких значениях, как: 1. Увеличение размера отдельного организма или частей. 2. Увеличение эффективности или компетентности функции, напри­мер рост когнитивной способности у ребенка. 3. Дифференциация и усовершенствование частей и/или функций. Это значение отличается от предыдущих, так как в нем не подразумевается явного увеличения величины, как в пункте 1, или выполнения, как в пункте 2; например, рост понимания у молодых людей, где подразумевается, что процесс развивается. Возраст - - в психологии - категория, означающая качест­венно специфическую ступень развития онтогенетического - временные характеристики индивидуального развития (-> возраст хронологический; возраст психологический). Нужно различать процессы возрастного (онтогенетического) и функционального развития - в рамках отдельных процес­сов психических. Для последнего характерны относительно частые, парциальные изменения, накопле­ние коих и создает предпосылки для качественных возрастных сдвигов в детском сознании и личности. В ряде концепции возраст рассматривается как суммация разнородных явлений роста, общесоматиче­ского, полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, сходящихся со многими слож­ными явлениями oбщественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

4. Исторический анализ понятия детство. Детство - этап онтогенетического развития индивида между рождением ребенка и нач. подросткового периода. Исторически возрастные границы Д. изменяются преимущественно в сторону удлинения, что объясняется, прежде всего, усложнением содержания и за­дач обучения и воспитания детей, которые, в свою очередь, являются следствием прогресса экономиче­ских и социальных технологий. О парадоксах детского развития писали В. Штерн, Ж. Пиаже, И. А. Со­колянский и многие другие. Д. Б. Эльконин говорил, что парадоксы в детской психологии это загадки развития, которые ученым еще предстоит разгадать.2 основных парадокса детского развития по Эль­кольнину: Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддер­жания жизни. По физическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности и спо­собам ее регуляции человек наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо го­товые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы, который предопределяет историю детства. В ходе истории непрерывно росло обогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много тысяч раз. Но за это же время новорожденный ребенок практически не изменился. Опираясь на данные антрополо­гов об анатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можно предполо­жить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном не отличается от новорож­денного, жившего десятки тысяч лет назад. Принято считать, что статус детства пролетарского ребенка формируется лишь в XIX-XX веках, когда с помощью законодательства об охране детства начал запре­щаться детский труд. Разумеется, это не означает, что принятые юридические законы способны обеспе­чить детство для трудящихся низших слоев общества. Дети в этой среде и, прежде всего, девочки, и се­годня выполняют работы, необходимые для общественного воспроизводства (уход за малышами, до­машние работы, некоторые сельскохозяйственные работы). Таким образом, хотя в наше время и суще­ствует запрет на детский труд, нельзя говорить о статусе детства, не учитывая положения родителей в социальной структуре общества. "Конвенция о правах ребенка", принятая Юнеско в 1989 г. и ратифици­рованная большинством стран мира, направлена на обеспечение полноценного развития личности ре­бенка в каждом уголке Земли. Исторически понятие детства связывается не с биологическим состоя­нием незрелости, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов было собрано для подтверждения этой идеи французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Благодаря его работам интерес к истории детства в зарубежной психологии значительно воз­рос, а исследования самого Ф. Ариеса признаны классическими. Важным символом изменения отноше­ния к детству служит, по мысли исследователя, одежда. В средние века, как только ребенок вырастал из пеленок, его сразу же одевали в костюм, ничем не отличающийся от одежды взрослого соответствующего социального положения. Только в XV1-XVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребенка от взрослого Интересно, что для мальчиков и девочек в возрасте 2-4 лет одежда была одинаковой и состояла из детского платьица. Иначе говоря, для того, чтобы отличить мальчика от мужчины, его одевали в костюм женщины, и этот костюм просуществовал до начала на­шего столетия, несмотря на изменение общества и удлинение периода детства. Отметим, что в кресть­янских семьях до революции дети и взрослые одевались одинаково. Кстати, эта особенность до сих пор сохраняется там, где нет больших различий между работой взрослых и игрой ребенка. Следующий воз­растной уровень также связывается Ф. Ариесом с новой формой социальной жизни - институтом воен­ной службы и обязательной воинской повинности. Это подростковый, или юношеский возраст. Понятие "подросток" привело к дальнейшей перестройке обучения. Педагоги начали придавать большое значе­ние форме одежды и дисциплине, воспитанию стойкости и мужественности, которыми ранее пренебре­гали. Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в сис­тему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвига­ется. По мнению Д. Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем надстраивания но­вого периода развития над уже имеющимися (как считал Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития,, приводящего к "сдвигу во времени вверх" периода овладения орудиями про­изводства. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл эти особенности детства при анализе возникновения сю­жетно-ролевой игры и детальном рассмотрении психологических особенностей младшего школьного возраста. Как уже отмечалось, вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи исто­рии детства с историей общества, об истории детства в целом, без решения которых невозможно соста­вить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. Согласно взглядам советских психологов, изучать дет­ское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изу­чать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных истори­ческих условиях. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама поста­новка этого вопроса в психо-, логии XX века. И .если, согласно Д. Б. Эльконину, на многие вопросы теории психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно представить. И ви­дится он в свете исторического изучения детства.

5. история изучения детства: этнографические и антропологические исследования, социальные и исторические науки. Развитие общества привело к дальнейшему изменению отношения к детям. Возникла новая кон­цепция детства. Для педагогов XVII века любовь к детям выражалась уже не в баловании и увесе­лении их, а в психологическом интересе к воспитанию и обучению. Для того, чтобы исправить по­ведение ребенка, прежде всего необходимо понять его, и научные тексты конца XVI и XV11 веков полны комментариев относительно детской психологии. Отметим, что глубокие педагогические идеи, советы и рекомендации содержатся и в произведениях русских авторов XVI-XVII веков.

Концепция рационального воспитания, основанного на строгой дисциплине, проникает в семейную жизнь в XVH1 веке. Внимание родителей начинают привлекать все стороны детской жизни. Но функцию организованной подготовки детей к взрослой жизни принимает на себя не се­мья, а специальное общественное учреждение - школа, призванная воспитывать квалифицирован­ных работников и примерных граждан. Именно школа, по мнению Ф. Ариеса, вывела детство за пределы первых 2-4 лет материнского, родительского воспитания в семье. Школа благодаря своей регулярной, упорядоченной структуре способствовала дальнейшей дифференциации того периода жизни, который обозначается общим словом "детство". Универсальной мерой, задающей новую разметку детства, стал "класс". Ребенок вступает в новый возраст каждый год, как только меняет класс. В прошлом жизнь ребенка и детство не подразделялись на такие тонкие слои. Класс стал по­этому определяющим фактором в процессе дифференциации возрастов внутри самого детства или отрочества.

Таким образом, согласно концепции Ф. Ариеса, понятие детства и отрочества связано со школой и классной организацией школы как теми специальными структурами, которые были созданы обще­ством для того, чтобы дать детям необходимую подготовку для социальной жизни и профессио­нальной деятельности.

Следующий возрастной уровень также связывается Ф. Ариесом с новой формой социальной жизни - институтом военной службы и обязательной воинской повинности. Это подростковый, или юно­шеский возраст. Понятие "подросток" привело к дальнейшей перестройке обучения. Педагоги на­чали придавать большое значение форме одежды и дисциплине, воспитанию стойкости и мужественности, которыми ранее пренебрегали. Новая ориентация сразу же отразилась в искусстве, в частности, в живописи: "Новобранец теперь более не представляется плутоватым и преждевременно состарившимся воякой с картин датских и испанских мастеров XVII века - он те­перь становится привлекательным солдатом, изображенным, например, Ватто",- пишет Ф. Ариес. Типичный образ юноши создает Р. Вагнер в "Зигфриде".

Позже, в XX веке, первая мировая война породила феномен "молодежного сознания", представ­ленного в литературе "потерянного поколения". "Так, на смену эпохе, не знавшей юности,- пишет Ф. Ариес,- пришла эпоха, в которой юность стала наиболее ценным возрастом"... "Все хотят всту­пить в него пораньше и задержаться в нем подольше." Каждый период, истории соответствует оп­ределенному привилегированному возрасту и определенному подразделению человеческой жизни: "молодость - это привилегированный возраст XVII века, детство - XIX, юность - XX".

Как видим, исследование Ф.-Ариеса посвящено возникновению понятия о детстве или, говоря иначе, проблеме осознания детства как общественного феномена. Но анализируя концепцию Ф. Ариеса, необходимо помнить психологические законы осознания. Прежде всего, как говорил JI. С. Выготский, "чтобы осознать, нужно иметь то, что должно быть осознано". И далее детально изучая процесс осознания, Ж. Пиаже подчеркивал, что существует неизбежное запаздывание и принципиальное различие между становлением реального явления и его рефлективным отражением.

Детство имеет свои законы и, естественно, не зависит от того, что художники начинают обращать на детей внимание и изображать их на своих полотнах. Если даже признать бесспорным суждение Ф. Ариеса о том, что искусство есть отраженная картина нравов, художественные произведения сами по себе не могут дать всех необходимых данных для анализа понятия детства, и не со всеми выводами автора можно согласиться.

Исследование Ф. Ариеса начинается со Средневековья, ибо лишь в то время появляются живописные сюжеты с изображением детей. Но забота о детях, идея воспитания, разумеется, поя­вились задолго до средних веков. Уже у Аристотеля встречаются мысли, посвященные детям. К тому же работа Ф. Ариеса ограничена исследованием детства только европейского ребенка из высших слоев общества и описывает историю детства вне связи с социально-экономическим уров­нем развития общества.

На основании документальных источников Ф. Ариес описывает содержание детства знатных лю­дей. Так, детские занятия Людовика XIII (начало XVII века) могут служить для этого хорошей ил­люстрацией. В полтора года Людовик XIII играет на скрипке и одновременно поет. (Музыке и тан­цам детей знатных семей учили с самого раннего возраста). Это Луи делает еще до того, как его внимание привлекает деревянная лошадка, ветряная мельница, волчок (игрушки, которые дарились детям того времени). Людовику XIII было три года, когда он первый раз участвовал в празднова­нии Рождества 1604 года, и уже с этого возраста он начал учиться читать, а в четыре года умел пи­сать. В пять - он играл с куклами и в карты, а в шесть лет - в шахматы и в теннис. Товарищами по играм у Людовика X1I1 были пажи и солдаты. С ними Луи играл в прятки и другие игры. В шесть лет Людовик XIII упражнялся в отгадывании загадок и шарад. В семь лет все изменилось. Детские одежды были оставлены, и воспитание приобрело мужской характер. Он начинает обучаться ис­кусству охоты, стрельбе, азартным играм и верховой езде. С этого времени ему читают литературу педагогического и моралистического типа. В это же время он начинает посещать театр и участвует в коллективных играх совместно со взрослыми.

Но можно привести много других примеров детства. Один из них взят из XX века. Это описание путешествия Дугласа Локвуда вглубь пустыни Гибсона (Западная Австралия) и его встреча с або­ригенами племени пинтуби ("поедатели ящериц"). До 1957 г. большинство людей этого племени никогда не видели белого человека, их контакты с соседними племенами были незначительны, и благодаря этому сохранились в очень большой степени культура и образ жизни людей каменного века. Вся жизнь этих людей, проходящая в пустыне, сосредоточена на поиске пищи и воды. Жен­щины племени пинтуби, сильные и выносливые, могли часами идти по пустыне с тяжелым грузом топлива на голове. Детей они рожали, лежа на песке, помогая и сочувствуя друг другу. Они не имели представления о гигиене, не знали даже причины деторождения. У них не было никакой ут­вари, кроме деревянных сосудов для воды. В лагере имелось еще два-три копья, несколько палок для выкапывания ямса, жернов для размалывания диких ягод и с полдесятка диких ящериц - их единственные продовольственные припасы... На охоту все ходили с копьями, которые были сде­ланы целиком из дерева. В холодную погоду нагота делала жизнь этих людей невыносимой... Не удивительно, что на их телах было столько следов от тлеющих палочек из лагерных костров... Д. Локвуддал аборигенам зеркальце и расческу, и женщины попытались расчесать волосы обратной стороной гребня. Но и после того, как гребень был вложен им в руку в правильном положении, он все равно не влезал в волосы, так как их надо было сначала вымыть, но для этого не хватало воды. Мужчине удалось расчесать свою бороду, женщины же побросали подарки на песок и вскоре о них забыли. "Зеркала,- пишет Д. Локвуд,- тоже не имели успеха; хотя прежде эти люди никогда не ви­дели своего отражения. Глава семьи знал, конечно, как выглядят его жены и дети, но никогда не видел собственного лица. Взглянув в зеркало, он удивился и пристально осмотрел себя в нем... Женщины же при мне посмотрели в зеркало только один раз. Возможно, они принимали изображение за духов и потому пугались".

Спали аборигены, лежа на песке, без одеял или иных покрывал, прижимаясь для тепла к двум свернувшимся калачиком собакам динго. Д. Локвуд пишет, что девочка двух-трех лет во время еды засовывала себе в рот то огромные куски лепешки, то кусочки мяса крошечной гуаны, которую она сама испекла в горячем песке. Ее младшая сводная сестра сидела рядом в грязи и расправлялась с банкой тушенки (из запасов экспедиции), вытаскивая мясо пальчиками. На бледующее утро Д. Ло­квуд осмотрел банку. Она была вылизана до блеска. Еще одно наблюдение Д. Локвуда: "Перед рассветом аборигены разожгли костер, чтобы он защитил их от холодных порывов юго-восточного ветра. При свете костра я увидел, как маленькая девочка, еще не умевшая как следует ходить, уст­роила для себя отдельный костерчик. Наклонив голову, она раздувала угли, чтобы огонь перекинулся на ветви и согрел ее. Она была без одежды и наверняка страдала от холода и все же не плакала. В лагере было трое маленьких детей, но мы ни разу не слышали их плача".

Подобные наблюдения позволяют более глубоко посмотреть на историю. В сравнении с анализом произведений искусства, с фольклорными и лингвистическими исследованиями этнографический материал дает важные данные об истории развития детства.

На основе изучения этнографических материалов Д. Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было со­бирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкапывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий'. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал

Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в сис­тему общественного воспроизводства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. По мнению Д. Б. Эльконина, это удлинение во времени происходит не путем над­страивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития,, приводящего к "сдвигу во времени вверх" периода овладения орудиями производства. Д. Б. Эльконин блестяще раскрыл эти особенности детства при анализе возникновения сюжетно-ролевой игры и детальном рассмотрении психологи­ческих особенностей младшего школьного возраста.



Как уже отмечалось, вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества, об истории детства в целом, без решения которых невозможно соста­вить содержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце 20-х годов XX века и продолжает разрабатываться до сих пор. Согласно взглядам советских психологов, изу­чать детское развитие исторически значит изучать переход ребенка от одной возрастной ступени к другой, изучать изменение его личности внутри каждого возрастного периода, происходящее в конкретных исторических условиях. И хотя история детства еще не исследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса в психо-, логии XX века. И .если, согласно Д. Б. Элько­нину, на многие вопросы теории психического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можно представить. И видится он в свете исторического изучения детства.
6. Возраст и возрастные категории.

7. Основные факторы и условия психического развития. Проблема наследственности и среды в раз­витии ребенка. Наследственные и врожденные свойства организма. Общечеловеческие и индивидуальные природные особенности. Гены как источник человеческого разнообразия. Хромосом­ные и генные аномалии. Аномалии, сцепленные с полом. Аномалии, не сцепленные с полом. Генетика поведения. Исследования приемных детей. Исследования личности близнецов.Среда обитания. Соци­альная среда. Уровни окружающей среды: семья и социализация. Отношения в семье. Семья как про­водник в культуру. Влияние семьи как элемент процесса социализации. Развитие Я-концепции. Взаимо­действие наследственности и среды. Развитие полоролевой идентичности. Связанное с полом поведе­ние. Полоролевые стереотипы. Андрогенная личность.Внутренние причины психического развития ре­бенка. Закон неравномерности детского развития. Специфика психического развития ребенка по срав­нению с развитием животных.


Каталог: images -> attach
attach -> Дипломных работ студентов "Клиническая и специальная психология". в 2008/2009 учебном году 5 курс (год приема 2004) Специальность "
attach -> 1. Психосоматические и соматопсихические отношения как предмет клинической психологии
attach -> Дмитрий Леушкин Как прекратить грузить свой мозг и начать жить
attach -> -
attach -> Лекции по таким темам, как: создание и изменение культуры и идеологии предприятия, вопросы управления персоналом, подбор кадров в высшее управление
attach -> Сьюзен КоллинзИ вспыхнет пламяГолодные игры — 2ocr: Индиль; Spellcheck: ilinaСьюзен Коллинз «И вспыхнет пламя»
attach -> Свойства ощущений: 1) адаптация 2) контраст 3) пороги ощущений (нижний, верхний разностный) 4) сенсабилизация 5)последовательные образ Виды ощущений: 1) экстрорецептивные ощущения
attach -> Бог родился в России
attach -> Бог родился в России
attach -> Е. Н. Федорович история музыкального образования учебное пособие


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница