1. проблемы бытия в современной философии



страница1/4
Дата14.02.2016
Размер0.62 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4




СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………

4

1. ПРОБЛЕМЫ БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ……………………………………………………….

5

2. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ………………………………………

10

3. ПРОБЛЕМА СОЗНАНИЯ…………………………………

17

4. ФИЛОСОФСКАЯ ГНОСЕОЛОГИЯ……………………...

24

ТЕРМИНЫ ПО ГЛАВАМ……………………………………

36



ВВЕДЕНИЕ
В предлагаемой работе даны основные понятия и категории, изучаемые в курсе философии, причем подбор терминов соответ­ствует каждой теме курса, а внутри темы термины расположены в алфа­витном порядке. Это представляется весьма удобным, так как студент может быстро найти все термины и понятия изучаемой темы.

Авторы не претендуют на научную новизну, а тем более на глу­бину изложения материала, ибо основная цепь пособия – помощь студентам при изучении философской терминологии в доступной для них форме. Имеющиеся философские словари и энциклопедии написаны довольно ака­демично и сложно. Кроме того, основная справочная философская литера­тура основательно устарела, что ещё более осложняет работу с ней.

Онтология и теория познания как разделы философии имеют свою терминологию, свою систему понятий и категорий, которые по способу образования и назначения можно разделить на следующие группы.

Первая группа объединяет ряд понятий, которые введены для обозначения связей, отношений между вещами. Это такие понятия, как бытие, мышле­ние, субстанция и т.д.

Вторая группа – это понятия, которые обозначают названия философских школ, течений и направлений. Например, идеализм, материализм, экзистен­циализм и др.

К третьей группе относятся термины, которые обозначают философские учения, связанные с тем или иным именем его основателя. Это понятия типа пифагореизм, гегельянство, кантианство и т.п.



Хотя предложенное деление на группы условно, оно помогает лучше ориентироваться в терминологическом лабиринте.



  1. ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ


АБСОЛЮТ (от лат. безусловный, неограниченный) - все­общая основа мира, завершенное совершенство в идеалисти­ческой философии. Он мыслится как творческое первоначало всего сущего. Его обычно уравнивают с Богом, абсолютным духом, абсолютной идеей. Материалисты тоже употребляют это понятие, но для обозначения материи, описывая матери­альное начало либо как самодостаточную сущность, либо как вечно обновляющуюся основу мировоззрения. Вопрос о свя­зи человека и абсолюта имеет три аспекта. Существует ли абсолют? Как его познать? Как мы должны при этом себя вести?

АБСОЛЮТНЫЙ - независимый, свободный от всех отно­шений, самостоятельный, совершенный.

БЕСКОНЕЧНОСТЬ - понятие, отражающее безгранич­ность, беспредельность. У Гегеля есть понятие «дурной» или «отрицательной» бесконечности в смысле постоянной смены одних конечных вещей другими, беспрерывного их пространственно-временного изменения. По Гегелю истин­ная бесконечность состоит в том, что в своём другом оно приходит к самому себе, то есть бесконечность вечно выхо­дит и одновременно не выходит за свои пределы. В диалек­тическом материализме эта категория отражает неограни­ченное многообразие отражаемого мира в пространстве и во времени, без конца развёртывающийся во времени и про­странстве процесс. Бесконечное и конечное образуют проти­воречивое единство. Если бесконечное означает отсутствие начала и конца во времени и пространстве, то конечное от­ражает ограниченность во времени и пространстве любого конкретного объекта, преходящий характер его существова­ния. Бесконечное проявляется, существует в конечном, а ко­нечное есть форма существования бесконечного, его прояв­ления в реальном мире. Познавая конечные аспекты и выяв­ляя их взаимосвязи, мы стремимся вывести всеобщие законы и восточной культурах). Время – необходимое условие осу­ществления любых способов жизнедеятельности человека (познания, общения, практики). Кроме того, принято разли­чать объективное и субъективное время. Объективное время (в материалистической трактовке) - это форма существова­ния движущейся материи; его свойства определяются уров­нями и видами материи. Субъективное время - это форма существования сознания, включающее переживание челове­ком реальных событий.

ВСЕЛЕННАЯ - 1) весь мир как совокупность всех вещей (реально существующих предметов), бесконечные во време­ни и в пространстве и бесконечно разнообразный по формам бытия; 2) обитаемая часть мира; 3) объект космологии, дос­тупный астрономическому наблюдению.

ДВИЖЕНИЕ - всякий процесс изменения и развитие мате­риальных объектов, процесс перехода этих объектов из одно­го состояния в другое. Движение является всеобщем, веч­ным, несотворимым, неуничтожимым, т.е. является абсо­лютным и коренным свойством, то есть атрибутом материи. Движение - материально, т.е. материя существует в движе­нии, без которого она не обладала бы ни какими свойствами, качествами, структурой, т.е. не обладала бы реальностью. Движение - это бытие материи: в мире нет материи без дви­жения, как и без движения нет материи. Покой - разновид­ность движения (сохранение его качества). Покой - относи­телен, а движение - абсолютно. Различают два типа движе­ния: количественные изменения и качественные изменения. По своему носителю движение классифицируется на два ти­па: материальное и духовное. Различают (по Энгельсу) пять форм движения материи: механическое, физическое, хими­ческое, биологическое и социальное. Современная наука от­крывает не только большое многообразие форм движения, но и раскрывает новые способности уже существующих форм и способов движения. Однако любая схематизация форм, ти­пов и способов движения всегда является неполной и отра­жает только достигнутый уровень в познании объективного мира.

КАРТИНА МИРА - это совокупность взаимосвязанных сис­тематизированных представлений об устройстве мира, Все­ленной, о месте в ней человека, его познавательных и твор­ческих возможностях. Картина мира изменяется в ходе раз­вития культуры. В соответствии с тем, какая форма постиже­ния и восприятия мира является преобладающей, различают религиозную, философскую и научную картины мира. Со­временная картина мира является научной, так как соответ­ствующие представления о реальности сформировались в ходе экспериментальных и теоретических исследований, обоснованы и подтверждены. Основаниями картины мира являются современные философские принципы и подходы. В основе картины мира лежит принцип объяснения мирозда­ния.

МАТЕРИАЛЬНОЕ и ИДЕАЛЬНОЕ - философские кате­гории, обозначающие два «исходных» начала мира. Со вре­мен античной философии известна традиция, согласно кото­рой материальное трактуется как плотное, «вещественно-телесное» начало мира, «космос», а идеальное - как деятель­но-смысловая, логическая сторона, мир значений, область духовного, завершающаяся той или иной формой высшего духа (абсолютный разум, Бог). Категория идеального имеет непосредственное отношение к идеалу и входит в сферу ко­нечных целей и ценностей человеческого существования. По мере развития знания, особенно в новое время, под матери­альным стали понимать природу, телесную действительность и даже весь окружающий мир, противопоставив его созна­нию, Истолкование идеального концентрировалось в основ­ном на познавательных возможностях человеческого разума. В классической немецкой философии идеальное трактова­лось как духовно-творческая сила сущего, это позволило впоследствии отнести идеальное к человеку и его предметно-практической деятельности по преобразованию себя и окру­жающего мира.

МАТЕРИЯ (от лат. вещество) - одна из основных категорий онтологии. Понятие материи изменялось в истории филосо­фии: сначала ее воспринимали как первоэлемент, затем как прасвойство или качество. Существует несколько подходов к трактовке понятия материи. Объективно-идеалистический подход утверждает, что материя объективно существует как порождение первичного, абсолютного духа. Субъективно-идеалистический подход рассматривает её как самостоятель­но не существующую реальность, продукт сознания челове­ка. Позитивистская трактовка: понятие материи ложно, ибо его нельзя доказать и изучить при помощи опытного научно­го исследования. Материалистический подход утверждает: материя есть основа бытия. Все иные бытийные формы (дух, человек, общество) - порождение материи. Признают суще­ствование материи все светские и религиозные мыслители, но расходятся в ответе на вопрос: сотворена материя или вечно пребывает? Христианство отрицает вечность материи, ибо вечность - атрибут Бога, творящего «все из ничего» Ма­териализм XVII в. отстаивал принцип «из ничего не возника­ет ничего», приписывая материи вечность существования, отождествляя ее с чувственным миром. В диалектическом материализме материя - «...философская категория для обо­значения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, ото­бражается нашими ощущениями, существуя независимо от них» (В.И. Ленин). Единственным свойством материи, имеющим значение для этой философии, является свойство «быть объективной реальностью», а потому никакие отдель­ные природные тела, вещества, элементы и т.д. не есть мате­рия. Марксизм строит понятие материи как метафизическое, ибо, во-первых, утверждает, что материя как таковая «это – чистое создание мысли и абстракции» и не является «чем-то чувственно существующим» (Ф. Энгельс), а, во-вторых, ма­терии приписываются атрибуты (неотъемлемые свойства): вечность, неуничтожимость, несотворимость и т.д., при­сущие трансцендентному Абсолюту. Философское понима­ние материи необходимо отличать от естественнонаучного его определения, т.е. от строения материи. Уровни материи — это ее структурные элементы, основными из которых явля­ются: элементарные частицы и поля (электромагнитное гравитационное); атомы, молекулы; земля, планеты, звезды, га­лактика метагалактика.

МИР - совокупность всего, что существует. Понятие «мир», которое вплоть до XVIII в. (до Канта) обозначало весь ком­плекс творения, противостоящий Богу, сегодня обладает двумя основными значениями: 1) совокупность объектов, образующих физический универсум; это материальный мир, объект науки; 2) комплекс человеческих отношений, обра­зующих человечество; это мир в «экзистенциальном» смыс­ле, в его противопоставлении физическому универсуму. Это мир человеческих отношений, который Кант, исходя из ги­потезы, что все эти отношения выражают моральную и чисто рациональную интенцию, назвал «интеллигибельным ми­ром». Е философии Хайдеггера понятие «мир» приняло осо­бенный смысл: оно означает «открытость» субъекта свету вообще (который представляет собой как физический свет, так и духовный свет) в его противостоянии темноте «земли» (обозначающей укорененность живого существа в его физи­ческой и исторической среде).

ПРИРОДА - 1) первоначальная сущность, происхождение вещей; 2) совокупность всего сущего в материальном мире в противоположность духовным явлениям; 3) объект естество­знания. Представления о природе, как пространстве для раз­вертывания человеческих сущностных сил была особенно актуальна в XIX в., когда успехи естествознания давали на­дежду на использование сил природы для удовлетворения потребностей человека. Сегодня, используя вещество и энер­гию природных объектов, человек, в сущности, постоянно борется с природой, отстаивая свою жизнь, свое право на бытие. Экологический кризис, поставивший под вопрос вы­живание и дальнейшее развитие человечества, заставляет по-новому взглянуть на природу и ее эволюцию. Различают не­живую и живую природу. Неживая природа - это совокуп­ность природных объектов, в которых не обнаруживается феномена жизни. Живая природа - это совокупность живых организмов, обитающих на планете, среды их обитания (биосфера), включая человека и плоды его деятельности (ноосфе­ра).

ПРОСТРАНСТВО - философская категория, обозначающая со-бытие явления, его сосуществования с другими явления­ми, В истории философии существовали различные концеп­ции пространства: субстанциональные (его как особую сущ­ность, которая существует сама по себе, независимо от мате­риальных объектов) и реляционное (это особое отношение между объектами и процессами вне их не существуют). Если материалисты рассматривают его как существующие вне и независимо от сознания (т.е. объективны), то идеалисты от­рицают объективность и признают его зависимость от раз­личных форм сознания, причем субъективные идеалисты рассматривали его как форму индивидуального сознания, то объективные идеалисты - как основанное богом вместилище тел. Понятие пространства характеризует протяжённость и взамное расположение материальных тел. Современные на­учные представления подтверждают материалистический ре­лятивизм на природу пространства, считая его неразрывно связанным со временем, с материей и движением (при скоро­стях, близких к скорости света, длина тела сокращается при­близительно в два раза). Пространство имеет свою специфи­ку не уровне микро-макро и мегамира, так же как к на уровне живой природы и социальной действительности. Общими свойствами пространства, которое обнаруживается на всех известных структурных уровнях материи, является трёхмер­ность (имеет три измерения - длину, ширину и высоту) и об­ратимость (можно вернуться в любую точку пространства).

СИНЕРГЕТИКА - новое направление междисциплинарных исследований, использующее нелинейное мышление (откры­тое, предполагающее выбор альтернатив, многовариантность и не поддающееся классическим методам описания) для вы­явления общих закономерностей самоорганизации, установ­ления устойчивых структур в открытых системах естествен­ного и искусственного происхождения, Термин происходит от греч. «симергос» — совместно действующий, имеется в ви­ду совместные усилия многих ученых разных областей по поиску новых парадигм познания явлений природы, общест­ва и созданию общей картины мира, отвечающей современ­ным требованиям.

ТЕОРИЯ «БОЛЬШОГО ВЗРЫВА» - одна из теорий разви­тия Вселенной. Современная наука относит время начала развития Вселенной к отметке, когда произошел так называемый «Большой взрыв». Далее нача­лась эволюция галактик и звезд, в результате чего Вселенная предстает как расширяющаяся и пульсирующая. Две фунда­ментальные идеи науки XX в, - антропный принцип и синергетика, проясняют теорию «Большого взрыва». Суть антропного принципа состоит в том, что любая сложная система, в том числе и человек возможны потому, что в эпоху «Боль­шого взрыва» элементарные процессы и фундаментальные физические константы имели, очень узкий диапазон. Пред­мет синергетики - механизмы самоорганизации, самопроиз­вольного возникновения, относительно устойчивого сущест­ования и саморазрушения упорядоченных структур.
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ЭВОЛЮЦИОНИЗМ - принцип постнеклассической науки, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. В основе эволюционного подхода (который был разработан в биологии Ч. Дарвиным, лежала идея о непрерывном появлении в мире все более сложно организованных живых систем. Системный подход, возникший в 40-50-е гг. XX в., позволил выявлять целостность иссле­дуемого объекта в его взаимосвязи с окружающей средой, взаимодействие составляющих его элементов. С развитием синергетики, которая предложила идею универсального эволюционизма, принципиально изменились как классическое учение об эволюции, так и содержание системного подхода, ибо процессы и явления живой, неживой и социальной мате­рии стали рассматриваться как самоорганизующиеся систе­мы, обладающие способностью «выбирать» из множества возможностей один путь развития. Под влиянием теории не­стационарной Вселенной, синергетики, концепций биосферы и ноосферы универсальный эволюционизм утвердился в качестве принципа построения современной общенаучной кар­тины мира.

УНИВЕРСУМ - совокупность всего, что существует. В ре­лигиозной философии термин универсум обозначает собой весь комплекс творения (мир и человека). В более широком смысле понятие охватывает собой физический мир - объект науки: комплекс отношений между феноменами, то есть комплекс законов, структурирующих мир. В этом смысле теория относительности дает нам законы познания уни­версума. Понятие мира уже, чем понятие универсума: она уже предполагает некоторую специфику: физический, биоло­гический, моральный или человеческий мир (говорят даже о «мире» птиц, «мире» рыб и т.д.); универсум же предполагает общую совокупность всех миров.

ХАОС (от греч. зияние, разверстое пространство, пустое протяжение) - неупорядоченное, бесформенное состояние мира до образования упорядоченного космоса. В досокра-товский философии хаос — начало всякого бытия. Платон называет хаос свою первоматерию. Позже хаос начинает по­ниматься как первозданное беспорядочное состояние эле­ментов, но с присоединением творческого оформляющего начала. В неоплатонизме господствует концепцияхаос как всепорождающего и одновременно всеуничтожающего нача­ла. Фома Аквинский, отрицая существование материи до создания мира, под хаосом понимает пустое пространство Аристотеля, в котором происходит творение мира из ничего. В Новое время естественные науки отказались признавать хаос в качестве первопотенции мира. Современная наука си­нергетика понимает хаос как творческое начало, условие са­моорганизации или как очень сложную, ранее недоступную пониманию организацию. Хаосу противостоит порядок.

II. ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ
ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ - при анализе явления взаи­модополняемые понятия. Внешнее указывает на свойства предмета при взаимодействии с другими предметами, что находится на поверхности и непосредственно наблюдается. Внешнее связано с явлением и формой предмета, а внутрен­нее — с его сущностью и содержанием, это определяющее, организующее, активное начало, которое непосредственно не наблюдается. Внутреннее - это существенное качество явле­ния, которое постигается разумом, но разделения явления на внутреннее и внешнее не абсолютны, так как внешнее, обла­дая относительной самостоятельностью, влияет на внут­реннее и частично обусловливает его. В зависимости от ко­ординат и масштабов анализа они могут меняться местами.

ВОЗМОЖНОСТЬ и ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ - соотноси­тельные, «полярные» друг другу категории, отражающие две ступени становления и развития всякого объекта. Возмож­ность есть что-то фактически существующее, это тенденция, которой противостоят одна или несколько других тенденций. Возможность может реализоваться, а может сойти на нет. Действительность есть нечто уже осуществленное, ставшее фактом; если одна возможность (тенденция) становится дей­ствительностью, то другая, противоположная возможность либо не реализуется вовсе, либо реализуется частично. Воз­можность и действительность не существуют друг без друга, и при определенных условиях возможность переходит в дей­ствительность. Возможность может быть формальной и ре­альной в зависимости от наличия или отсутствия условий для превращения ее в действительность.

ДЕТЕРМИНИЗМ - философское учение об активной зако­номерной взаимосвязи и взаимообусловленности материаль­ного и духовного мира, в основе которого лежит положение о существовании причинности явлений.

ДИАЛЕКТИКА (искусство вести беседу) - различают субъ­ективную и объективную диалектику. Первая – разработана Сократом как искусство аргументации, ведение спора, диалога, которое осуществляется путем вопросов и ответов. Объективная диалектика, разработанная Гегелем как метод познания мира, рассматривается как движение, которое ле­жит в основе подлинной духовной действительности, разво­рачивающиеся в человеческом мышлении, подчиняющееся трём законам: единства и борьбы противоположностей, пе­рехода количественных изменений в качественные и отрица­ния отрицания. Материалистическая диалектика исходит из того, что всеобщие связи и развития объективной реальности существуют вне и помимо сознания человека (диалектиче­ский материализм), поэтому здесь диалектика - это, прежде всего метод поиска внутренних закономерностей развития объективного мира. Различают три исторические формы диалектики: античная (все течет, все изменяется), немецкая классическая (где развивается абсолютная идея, абсолютное сознание) и материалистическая (где законы развития при­сущи самой объективной действительности). К основным альтернативам диалектики относятся: 1) метафизика, как прямая противоположность диалектики; 2) «негативная диа­лектика» (Т. Адорно, Ж.П. Сартр) отбрасывающая ряд по­стулатов общепринятой диалектики как устаревших (новое должно полностью и безвозвратно отрицать старое, диалек­тика не имеет объективного значения и имеет отношение только к сознанию.

ЕДИНИЧНОЕ, ОСОБЕННОЕ, ОБЩЕЕ (ВСЕОБЩЕЕ) -философские категории, выражающие соотношение между бесконечным многообразием предметов и явлений окру­жающего мира и универсальностью управляющих ими зако­нов. Единичное (отдельное, индивидуальное) - это данный конкретный объект (предмет, явление, процесс, свойство). Первоначально мир предстает перед человеком как многооб­разие таких объектов. Но уже обыденное сознание находит между ними немало общего, сходного. Наука устанавливает сходную природу или общее происхождение целых классов явлений. Наконец, философия открывает всеобщие взаимо­связи и закономерности, присущие целым областям и сферам действительности. Таким образом, в любом объекте реально соединены и единичное (его неповторимая индивидуаль­ность), и общее (закон, управляющий им). Соединение еди­ничного и общего дает особенное. Поэтому в процессе по­знания только опыт, опирающийся на конкретные факты, и теория, формулирующая закон, двигаясь навстречу друг дру­гу, помогают всесторонне постигать действительность, объ­ективную реальность.

ЗАКОН - необходимая и существенная, повторяющая связь между явлениями в природе и обществе. Закон носит всеобщий и универсаль­ный характер. Различают: специфические, общие и всеобщие законы.

ЗАКОН ВЗАИМНОГО ПЕРЕХОДА КОЛИЧЕСТВЕН­НЫХ И КАЧЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ - один из зако­нов диалектики, согласно которому изменение качества про­исходит тогда, когда накопление количественных изменений достигает определенного предела. Если качество выражает сущность объекта, то свойство — явление объекта. Качество имеет своей собственностью количество, которое выражает величину, объем, темп протекания процесса и чаще всего выражается числом. Единство качества и количества выра­жается в категории мера - это интервал, внутри которого ко­личественные изменения не вызывают качественного изме­нения вещи в целом. Переход количество в новое качество переходит при помощи скачка (коренной перелом в развитии вещи).

ЗАКОН ЕДИНСТВА И БОРЬБЫ ПРОТИВОПОЛОЖ­НОСТЕЙ - один из основных законов диалектики, ее ядро, выражающий источник самодвижения. Суть его состоит в том, что развитие объективного мира и познания осуществ­ляется путем раздвоения единого целого на взаимоисклю­чающие, противоположные моменты, взаимоотношение ко­торых, с одной стороны, характеризует ту или иную систему как нечто целостное и качественно определенное, а с другой - составляет внутренний импульс ее изменения, развития и превращения и превращения в новое качество. Взаимоотношение противоположностей в составе единого целого высту­пает как диалектическое противоречие.

ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ - один из законов диалектики, характеризующий процесс развития, единство поступательности и преемственности в развитии, возникно­вение нового при относительной повторяемости некоторых моментов старого. Сформулирован Гегелем, который приме­нил его лишь к развитию мышления. Согласно ему развитие осуществляется циклами, каждый состоит из трех стадий: исходного положения (тезис), превращение этого положения в противоположное (антитезис) и превращение этой проти­воположности в свою противоположность (синтез). Последо­вательность циклов можно представить в виде спирали: раз­витие как бы повторяет уже пройденные ступени, но на бо­лее высоком уровне. Если тезис «снимается» (т.е. отрицается в целом при сохранении всего ценного от прошлой ступени) в антитезисе, то антитезис снимается синтезом. Закон выра­жает преемственность, спиралевидность развития, связь ста­рого с новым и прогрессивного развития. Спиралевидность и триада - формы проявления этого закона.

Каталог: bitstream -> 123456789
123456789 -> Лекция Предмет и основные концепции современной философии науки 2
123456789 -> Московский государственный
123456789 -> Особенности регуляции учебной активности у студентов гуманитарных и технических специальностей
123456789 -> Учебное пособие для студ ф-та референт-переводчик / Харков гуманит ин-т «Народная украинская академия»
123456789 -> Способы защиты компании от хэдхантингов
123456789 -> Диагностика психического развития ребенка
123456789 -> Особенности формирования профессионально-коммуникативной компетенции будущего преподавателя иностранного языка на современном этапе
123456789 -> Учебная программа для специальности 1-23 01 73 Средства массовой информации
123456789 -> Дальнейшее совершенствование авиационной техники, возрастание объема и интенсивности труда предъявляют повышенные требования к качеству подготовки специалистов гражданской авиации


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница