1. Принцип кооперации



Скачать 203.05 Kb.
Дата22.02.2016
Размер203.05 Kb.
Речевое взаимодействие. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи.
Принципы (максимы) речевой коммуникации.

1. Принцип кооперации, предложенный Г.П. Грайсом, состоит из нескольких максим (правил):

  • максима качества – старайся, чтобы высказывание было истинным / правдивым, не говори того, чему недостаточно свидетельств;

  • максима релевалентности (отношения) – не отклоняйся от темы;

  • максима количества – не говори больше, чем требуется;

  • максима способа – выражайся ясно, избегай двусмысленности и неопределенности, говори коротко и упорядоченно.

2. Принцип вежливости, описанный Дж.Н. Линчем, состоит из нескольких максим (правил):

  • максима великодушия – успешный коммуникативный акт не должен быть дискомфортным для участников общения, не следует связывать партнера обещанием или клятвой;

  • максима одобрения – максима позитивности в оценке других – не осуждай других;

  • максима скромности – неприятие похвал в собственный адрес, объективная самооценка;

  • максима согласия – отказ от конфликтной ситуации во имя сохранения конструктивной коммуникации;

  • максима симпатии – доброжелательность как основа для перспективного предметного разговора;

  • максима такта – или максима границ личной сферы. В идеале любой коммуникативный акт предусматривает определенную дистанцию. Не следует затрагивать тем, потенциально спорных (частная жизнь, индивидуальные предпочтения и пр.).


Речевое общение.

Основными единицами речевого общения являются: речевое событие, речевую ситуацию, речевое взаимодействие. Речевое событие – протекающий в контексте речевой ситуации дискурс. Дискурс – связный текст в совокупности с экстралингвистическими – прагматическими, социокультурными, психологическими и др. факторами; текст, рассматриваемый в событийном аспекте. Речевая ситуация – ситуация, составляющая контекст высказывания, порожденного в речевом акте, выполняет важную роль в речевом общении. Речевое взаимодействие – это речевая деятельность субъекта и реакция адресата на речь субъекта. Речевым взаимодействием называется процесс установления и поддержания целенаправленного прямого или опосредованного контакта между людьми посредством языка. В процессе речевого взаимодействия людей участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память.

Коммуникативная позиция – это степень авторитетности отдельного участника общения для собеседников, степень влиятельности его речи в конкретной ситуации общения. Усиливают коммуникативную позицию следующие приемы: повтор обращения; повышенная эмоциональность речи; приближение к собеседнику; физический контакт с собеседником; открытые жесты, обращенные к слушателю; повышение громкости голоса; демонстрация доброжелательности жестами и мимикой; привлекательность внешнего вида. Защитить свою коммуникативную позицию можно: увеличивая дистанцию между собой и собеседником; разместившись за препятствием (столом, кафедрой); склоняясь назад при разговоре; принимая закрытые позы (скрещивая руки на груди, поворачиваясь боком). Ослабить коммуникативную позицию собеседника можно, посадив его в низкое кресло или расположив его так, чтобы у него за спиной было движение, чтобы он был хорошо освещен, а вы - в тени и т.д. Коммуникативная позиция будет сильнее у того, кто стоит, громче говорит, энергично движется, смотрит в глаза собеседнику, тот, кто выше, кто сильнее пожимает руку, кто одет в темное, кто приближается к собеседнику.
Способы изложения материала в тексте.

  1. Индуктивный метод – изложение материала от частного к общему, к обобщениям и выводам.

  2. Дедуктивный – изложение от общего положения к частным, объясняющим смысл общего конкретными примерами, фактами.

  3. Метод аналогии – сопоставление (параллель) различных явлений, событий, фактов, обычно новое сопоставляют с уже известным.

  4. Концентрический метод – расположение материала вокруг главной проблемы, автор переходит от общего рассмотрения центрального вопроса к более конкретному и углубленному его анализу.

  5. Ступенчатый метод – последовательное изложение одного вопроса за другим.

  6. Исторический метод – изложение материала в хронологической последовательности, описание и анализ изменений, которые произошли в чем-то с течением времени.


Типы связи высказываний в тексте: параллельная, последовательная.

1. Цепная или параллельная связь (самая распространенная) предполагает последовательное изложение мысли – последующее развивается из предыдущего): На другой день вечером он поехал к Туркиным делать предложение. Но это оказалось неудобным, так как Екатерину Ивановну в её комнате причесывал парикмахер. Она собиралась в клуб на танцевальный вечер (А.П. Чехов Ионыч). Эта связь осуществляется посредством лексического повтора, повтора синонимов и местоимений. При изменении порядка следования предложений, смысл высказывания разрушается.

2. Параллельная связь, при которой предложения сопоставляются или противопоставляются друг другу благодаря параллелизму конструкций, анафоре: 1) Мы стоим на высокой горе. 2)От наших ног до самой земли тянется покатая плоскость, в которую солнце глядится, как в зеркало. 3) Возле нас маленькие санки, обитые ярко-красным сукном. (А.П. Чехов Шуточка). Предложения №1 – главное, а 2 и 3 параллельно зависят от него, при изменении порядка следования 2 и 3 предложений смысл высказывания существенно не меняется.
Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Описание раскрывает признаки предмета, его временные характеристики или постоянные свойства, качества, состояния. Текст этого типа как бы отвечает на вопрос: «Какой предмет?» Чаще всего описание - это статическая картина, предстающая одномоментно.

Повествование раскрывает тесно связанные между собой события, явления, действия как объективно происходившие в прошлом. Данный тип текста представляет мир в динамике: «Что произошло?».

Рассуждение имеет целью исследовать предметы или явления, раскрыть их внутренние признаки путем аргументации, установления причинно - следственных отношений: тезис - доказательство. Такое раскрытие мира в его причинно - следственных связях - это ответ на вопрос: «Почему?».
Логические законы тождества, достаточного основания, непротиворечия, исключенного третьего.

1. Первый закон логического мышления — закон тождества. Согласно ему каждая мысль, которая приводится в данном умозаключении, при повторении должна иметь одно и то же определенное, устойчивое содержание. Соблюдение этого закона обеспечивает правильность и определенность мышления.

2. Второй закон логического мышления — закон непротиворечия. Суть его заключается в следующем: не могут быть одновременно истинными две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то же время и в одном и том же отношении. Этот закон предостерегает от высказывания в одно и то же время, в одном и том же смысле и об одном и том же предмете противоположных мыслей, и, таким образом, его соблюдение способствует непротиворечивости мышления.

3. Третий закон логического мышления — закон исключенного третьего. Согласно ему из двух противоречащих высказываний в одно и то же время и в одном и том же отношении одно непременно истинно. Закон распространяется только на противоречащие пары высказываний, требует устранения неопределенности в них, выявления того, какое из высказываний ложно и какое истинно, и тем самым обеспечивает последовательность изложения.

4. Четвертый закон логического мышления — закон достаточного основания. Всякая мысль признается истиной, если она имеет достаточное основание. Поскольку наши суждения, высказывания могут быть истинными или ложными, то, утверждая истинность высказывания, следует дать обоснование этой истинности. Всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана. Закон требует, чтобы наши мысли были внутренне связаны друг с другом, вытекали одна из другой, обосновывали одна другую.
Виды слушания.

Необходимое условие эффективного слушания – зрительный контакт. К установкам эффективного слушания относится установка одобрения и использование различных типов и приемов слушания в зависимости от цели говорящего и ситуации общения. Существенно мешает слушанию сосредоточение внимания на разговорных особенностях собеседника, стремление лидировать в разговоре.

Стиль слушания определяется различными факторами: пол, возраст, особенности личностей и социального статуса собеседников и др. Обычно различают рефлексивное / нерефлексивное слушание, мужское / женское.

Нерефлексивное слушание - способность внимательно и молча слушать, не вмешиваясь в речь собеседника своими замечаниями.

Рефлексивное слушание – активное вмешательство в речь собеседника, оказание ему помощи в выражении мыслей и чувств, создание благоприятных условий для общения. Такое слушание предполагает использование приема уточнения, перефразирование, резюмирование.

Женский стиль слушания – сосредоточенность на процессе общения, редко перебивают собеседника, задают уточняющие вопросы.

Мужской стиль слушания – перебивают собеседника в 2 раза чаще, чем женщина, сосредоточены на содержании разговора, любят слушать самих себя, дают готовые советы, не выслушивая собеседника до конца и не задавая ему вопросов.
Невербальное общение. Жесты и мимика.

Если говорящий время от времени потирает кончик носа, дергает себя за ухо, поправляет галстук, вертит пуговицу - это механические жесты. Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.



Ритмические жесты связаны с ритмикой речи, часто говорящий в такт речи размахивает рукой. Ритмические жесты подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи — то, что обычно передает интонация.

Указательные жесты. Им говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных; показывает место — рядом, наверху, под ним, там; подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), ногой, поворотом тела. Некоторые указательные жесты имеют условный характер. Так, когда говорящий показывает себе на грудь — слева, где сердце, говоря: У него тут (жест) ничего нет, то понятно: речь идет о бессердечном, бесчувственном человеке.

Жест как бы изображает предмет, показывает его - это изобразительный жест.

Изобразительные жесты появляются в случаях:

— если не хватает слов, чтобы полностью передать описание предмета, состояние человека;

— если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (повышенная эмоциональность говорящего, невладение собой, нервозность, неуверенность в том, что адресат все понимает);

— если необходимо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно и наглядно.

Условные жесты называются символическими. Если изобразительный жест связан с конкретными признаками, то жест-символ (символический) связан с абстракцией. Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это приветствие, прощание, утверждение, отрицание, призыв к молчанию, предвкушение приятного. Так, для русских знаком согласия служит покачивание головой вперед-назад, а для болгар — влево-вправо.

Выделяют четыре группы невербальных средств общения:

1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску - тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)

2) Оптико-кинетические (это то, что человек "прочитывает" на расстоянии - жесты, мимика, пантомимика) Жест - это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют: - коммуникативные (заменяющие речь) - описательные (их смысл понятен только при словах) - жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. Мимика - это движение мышц лица. Пантомимика - совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве.

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)

В психологии выделяют четыре дистанции общения:

- Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики.

- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями.

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, при чем, чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения.

- Публичная (более 3,7 метров), например, выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.



4) Визуальный контакт. Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.
Риторика.

Виды красноречия.

Современное ораторское искусство многообразно, его можно подразделить на различные роды (разделы) и виды (жанры) в зависимости от конкретной сферы применения: еще Аристотель в своей "Риторике" подразделял речи на совещательные, судебные и эпидейктические (торжественные).

1) социально-политическое красноречие — доклад на социально-политические и политико-экономические темы, отчетный доклад, политическая дипломатия, военно-патриотическая, митинговая, агитаторская речь, политическое обозрение;

2) академическое (научное) и лекционное красноречие — лекция, научный доклад или обзор, научное сообщение или информация (И.С. Рижский называл академическими речами те, "которые бывают сочиняемы и произносимы в ученых обществах членами оных или сторонами, но имеющими к ним отношение мужами");

3) судебное красноречие — прокурорская (обвинительная) речь, адвокатская (защитная) речь, общественно-обвинительная или общественно-защитительная речь, самозащитительная речь обвиняемого;

4) социально-бытовое красноречие — юбилейная, застольная или поминальная речь, "светская болтовня" как нечто легкое, естественное и приятное, без дискуссий, споров и полемик;

5) богословско-церковное (духовное) красноречие — проповедь, речь на соборе.

Некоторые специалисты выделяют еще дискутивно-полемическое (или диалогическое) красноречие — спор, дискуссия, диспут, полемика, беседа, деловое совещание, интервью, пресс-конференция, деловая игра, вечер вопросов и ответов.

Традиционно риторика подразделяется на общую и частную. Общая риторика — это учение об общих правилах подготовки, построения и произнесения речи. Частная риторика — это учение о правилах построения речи в разных видах современной устной и письменной словесности.

Этапы подготовки речи. Любое выступление предполагает наличие предмета речи, цели (что должны узнать слушатели, в чем убедиться, что сделать), требует определенной композиции и логики, лингвистически оформляется. В соответствии с этим классическая схема подготовки речи включает пять этапов:

1) ИНВЕНЦИЯ — "нахождение и изобретение речи" (подбор необходимого материала, содержания);

2) ДИСПОЗИЦИЯ — "порядок" (план, логическая последовательность, композиция, расположение материала);

3) ЭЛОКУЦИЯ — "словесное выражение" (составление текста, его литературная обработка);

4) МЕМОРИЯ — "память" (запоминание, заучивание текста);

5) АКЦИО — произнесение, разыгрывание (произнесение речи с соответствующей интонацией, мимикой, жестами).

Виды речи по содержанию и цели. По содержанию и общей целевой установке (психологическим мотивам) оратора различают следующие виды речи:

1) развлекательная речь (приветственная, благодарственная, праздничная и др.), ее цель - развлечь слушателей, поддержать их интерес и внимание, она звучит в кругу друзей, на банкете;

2) информационная речь должна пробудить любознательность, дать новое представление о предмете, это может быть повествование, объяснение или описание (в лекции преобладает какая-нибудь из этих характерных черт), в ней не должно быть ничего спорного, она должна быть актуальной; должна удовлетворять запросам слушателей;



3) агитационная речь бывает трех видов: воодушевляющая, убеждающая, побуждающая (призывающая к действию).
Общие требования к публичному выступлению.

1. Решительное начало выступления – первая фраза должна быть заранее подготовлена и отрепетирована, её необходимо произнести уверенно и выразительно. В начале выступления оратор должен установить контакт с аудиторией, заинтересовать слушателей, затем обосновать выбор для рассмотрения данного вопроса или проблемы. Можно начать выступление с комплимента слушателям, рассказать случай из своей жизни, можно использовать образ, символ, аллегорию. Уместно, начиная размышления, вспомнить пословицу или поговорку, привести цитату или наглядный пример. Существует ряд запрещенных для начала выступления приемов, использование которых ведёт оратора к коммуникативному «самоубийству». Нельзя извиняться и говорить, что недостаточно подготовился, нельзя начинать выступление с шутки или анекдота, особенно, если аудитория вам плохо знакома или вы не очень уверены в себе.

2. Драматизм. Драматическое напряжение выступления создается намеренным столкновением различных точек зрения на проблему, спором оратора с каким-либо мнением, рассказом о необычных или драматических событиях, происшествиях.

3. Сдержанная эмоциональность. Оратор должен говорить не монотонно, а сдержано-эмоционально так, чтобы у слушателей возникала эмоциональная реакция.

4. Краткость. Необходимо соблюсти отведенный регламент, говорить искренне и лаконично.

5. Диалогичность. Оратор должен, обращаясь к аудитории, побуждать слушателей к диалогу, к беседе, должен задавать вопросы, в том числе риторические, то есть, не требующие ответа.

6. Разговорность. Выступление должно носить характер непринужденной беседы. Надо говорить проще, нежелательно использовать в большом количестве специальные, книжные или иностранные слова. Можно умерено шутить.

7. Установление и поддержание контакта с аудиторией. Необходимо смотреть на аудиторию во время выступления, следить за её реакцией и в зависимости от неё вносить изменения в содержание и форму выступления, вести диалог, поддерживать зрительный контакт со слушателями.

8. Понятность главной мысли. Выступление должно содержать четко сформулированный вывод, обобщение сказанного.

9. Решительное завершение выступления. Заключительная часть выступления должна быть произнесена четко, эмоционально и несколько замедлено. Заключение может содержать напоминание, обобщение и призыв (стимулировать реакцию слушателей). Нельзя заканчивать выступление шуткой, не относящейся к теме выступления, не следует извиняться, нельзя обрывать речь без заключения и уходить, нежелательно завершать выступление фразами типа: «Вот и всё, что я хотел сказать». Специалисты предлагают следующие варианты концовок.

1. Цитата, крылатое выражение, поговорка, народная мудрость.

2. Обобщающий вывод.

3. Обращение к слушателям (пожелание, призыв).

4. Подытоживающее повторение.

5. Иллюстрация.

6. Кульминация – главная мысль высказывается в конце выступления на высокой эмоциональной ноте.

7. Комплимент аудитории.

8. Юмористическая концовка.

9. Благодарность за внимание.
Аргументация

Аргументация – процесс приведения доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями или собеседником.

Тезис – это главная мысль (текста или выступления), выраженная словами.

Аргумент – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения. Аргументы должны приводиться в системе, значит необходимо продумать, с каких аргументов начать, а какими закончить, оптимальное число аргументов – 3.

Способы аргументации.

Односторонняя аргументация – аргументация либо «за», либо «против». Двусторонняя аргументация – слушателям излагаются противоположные точки зрения, дают возможность сопоставить, выбрать одну из нескольких точек зрения. Контраргументация – оратор приводит свои доводы как опровержение доводов оппонента, предварительно их изложив.

Опровергающая аргументация – оратор разрушает реальные или возможные контраргументы реального или выдуманного оппонента, при этом позитивные аргументы привлекаются незначительно. Поддерживающая аргументация – оратор выдвигает только позитивные аргументы, а контраргументы игнорирует.

Дедуктивная аргументация – это аргументация от вывода (тезиса) к аргументам. Индуктивная – от аргументов к выводу (тезис).

Нисходящая аргументация – вначале оратор приводит наиболее сильные аргументы, затем менее сильные, а завершает выступление эмоциональной просьбой, побуждением или выводом. Восходящая аргументация предполагает, что аргументация и накал чувств усиливаются к концу выступления.

Аргументы могут быть логическими психологическими. Логические аргументы обращены к разуму слушателей: теоретические или эмпирические обобщения и выводы; ранее доказанные законы науки; аксиомы и постулаты; определения основных понятий конкретной области знаний; утверждения о фактах. Психологические аргументы оказывают воздействие на чувства слушателей, причем, считается, что на процесс убеждения сильное влияние оказывает эмоциональное состояние говорящего и слушающего: довод к чувству собственного достоинства; довод от угрозы; довод от обещания; довод от сочувствия; довод от осуждения; довод от сомнения; довод от недоверия и др.



Основные понятия культуры речи
Национальный язык как достояние народа существует в нескольких формах: литературного письменного и устного языка и диалектов (в том числе территориальных, социальных – жаргонов и просторечья).

Русский язык – это универсальная, естественная, знаковая система, иерархически организованная, в которой обычно выделяют ряд уровней, имеющих свои единицы (фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, синтаксический).

Русский литературный язык – это образцовая, высшая форма национального языка, существующая в устной и письменной форме и обслуживающая различные сферы человеческой деятельности (политику, культуру, делопроизводство, законодательство, словесное искусство, бытовое и межнациональное общение).

Литературный язык характеризуется следующими признаками:

1) наличие письменности;

2) традиционность;

3) функциональная дифференциация;

4) нормированность и кодификация;

5) противопоставленность устной и письменной форм.



Кодификация норм литературного языка – это объяснение и описание норм в специальной литературе. Кодификация предполагает осознание нормы, закрепление ее в сводах правил, в специальных словарях, грамматиках и учебных пособиях.

Литературная норма – это принятые в языковой практике образованных людей правила произношения, употребления слов, использования грамматических и стилистических средств.

Нормы литературного языка складываются в результате длительного употребления и сознательного отбора. Нормы русского литературного языка динамичны и вариативны. Для литературной нормы характерны следующие признаки: стабильность, вариативность, сменяемость.

Стабильность - историческая устойчивость и традиционность, что обеспечивает доступность и понятность текстов на литературном языке всем, кто использует этот национальный язык, независимо от возраста и места проживания.

Вариативность - обеспечивает возможность использования литературного языка в различных ситуациях общения, в функциональных стилях литературного языка: высказывания, передающие сходное и даже одно и то же содержание, могут принадлежать к разным стилям; вариативность проявляется в различии письменной и устной форм литературного языка, возможна территориальная вариативность нормы (в русской литературной речи определяют московскую и петербуржскую произносительные нормы).

Сменяемость литературной нормы выражается в постепенном вытеснении старой нормы новой. При постепенной замене старой нормы новой некоторое время одновременно сосуществуют два нормативных варианта, один из которых является предпочтительным.

Императивные нормы строго обязательны к исполнению, их нарушение ведет к ошибке.

Диспозитивные нормы предполагают возможность выбора одного из возможных вариантов.

В литературном языке различают следующие типы норм:

1) нормы письменной и устной форм речи;

2) нормы письменной речи;

3) нормы устной речи.

К нормам, общим для устной и письменной речи, относятся:



  1. лексические нормы;

  2. грамматические нормы;

  3. стилистические нормы.

Специальными нормами письменной речи являются:

  1. нормы орфографии;

  2. нормы пунктуации.

Только к устной речи применимы:

  1. нормы произношения;

  2. нормы ударения;

  3. интонационные нормы


Пуризм (франц. purisme, от лат. purus — чистый) – это неприятие всяких новшеств и изменений в языке или прямое их запрещение, стремление к очищению литературного языка от иноязычных заимствований, неологизмов, а также естественного проникновения в литературный язык ненормированных лексических и грамматических элементов (например, народно-разговорных, просторечных, диалектных и т.д.).
К книжно-письменной разновидности русского литературного языка относятся только тексты научного и официально-делового стилей.

Разговорная речь - спонтанная литературная речь, реализуемая в неофициальных ситуациях при непосредственном участии говорящих. К разговорной разновидности русского литературного языка относятся тексты, предназначенные для неофициального, непринужденного общения. В разговорной речи действие норм литературного языка существенно отличается от речи письменной, разговорная речь не столь строга в соблюдении норм литературного языка, возможно использование форм, квалифицирующихся в словарях как разговорные, преобладает общеупотребительная лексика, предпочитаются простые предложения, избегаются причастные и деепричастные обороты.

Просторечие – речь малообразованных или недостаточно грамотных слоев городского населения. Эта форма национального языка не входит в состав литературного языка, так как характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка.

Диалекты – это местные разновидности русского языка, существующие только в устной форме и служащие для обиходно-бытового общения. Диалекты характеризуются набором фонетических, грамматических и лексических различий.
Жаргон – условный язык обособленной группы, это речь социальных и профессиональных групп людей, объединенных общностью занятий, интересов, социального положения и др. Для жаргона характерно наличие специфической лексики и фразеологии.

Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи коллектива, объединенного каким-либо одним родом трудовой деятельности.
Функциональный стиль. Выделение функционального стиля речи связано с определением круга функций, выполняемых им в определенной коммуникативно-социальной ситуации и специфических языковых особенностей (стилевых черт и языковых средств их воплощения). Функциональные стили не являются замкнутыми системами, существует много переходных явлений, жанровых разновидностей. Функциональные стили отражают темы и ситуации общения.
Изобразительно-выразительные средства (тропы и фигуры речи).

Анафора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда

Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание производимого ими впечатления.

Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-либо подразумеваемого члена предложения, придающая речи динамизм, живость.

Параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи.

Литота – стилистическая фигура, заключающаяся в определении какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного.

Эпифора – стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда.

Умолчание – намеренный обрыв высказывания, придающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель сам догадается, что именно осталось невысказанным.

Инверсия – расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усиления выразительности речи.

Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи.

Парцелляция – такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы.

Оксюморон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий. противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления.
Аллитерация – повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием.

Синекдоха - разновидность метонимии – переименование предмета на основе количественного соотношения.

Метафора – переименование предмета на основе сходства между предметом и материалом, из которого он изготовлен.

Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, но при наиболее внимательном рассмотрении – верное, по крайней мере, в каких-то условиях.

Именительный представления – простая, но эффективная фигура речи: фраза начинается с какого-нибудь существительного в именительном падеже ( или именного словосочетания ), которое после двухсекундной паузы характеризуется целым предложением.

Антономасия – замена в высказывании нарицательного  имени именем собственным.

Каламбур – фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов.

Ирония – троп, состоящий в уподоблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки.



Некоторые правила склонения фамилий.

  1. Русские и иноязычные фамилии, оканчивающиеся на согласный звук, склоняются, если относятся к мужчинам, и не склоняются, если относятся к женщинам, супружеской паре. Ср.: студенту Кулику – студентке Кулик – семье Кулик. Отступления от правила (несклоняемость мужских фамилий, оканчивающихся на согласный звук) наблюдаются в тех случаях, когда фамилия созвучна с названием животного или предмета неодушевленного (Гусь, Ремень).

  2. Не склоняются фамилии славянского происхождения на - а, щ, аго, яго, ых, их, ово, енко, ко: Дубяго, Яцуга, Седых, Франко, Долгих.

  3. Склоняются нерусские фамилии, оканчивающиеся на безударные - а, я: творчество Пабло Неруды, песни Булата Окуджавы, прогноз Павла Глобы, труды Л.С. Щербы, фильм режиссера Вайды.

  4. Мужские и женские фамилии славянского происхождения на -а ударное склоняются (об Александре Митте, с Григорием Сковородой).

  5. Фальконе, Гастелло, Живаго Дурново, Ландо, Данте, Кони. Мужские и женские фамилии на -о, -е, -и, -у, -ю, а также на -а с предшествующей гласной не склоняются.

  6. Несклоняемы фамилии французского происхождения: Дюма, Тома, Дега, Люка, Ферма, Гамарра, Петипа и др.

  7. Грузинские фамилии оказываются склоняемыми или несклоняемыми в зависимости от того, в каком виде конкретная фамилия заимствована русским языком: фамилии на -ия склоняемы (Данелия), на -иа — несклоняемы (Гулиа).

Каталог: tspu -> files
files -> Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 18 Социальная педагогика
files -> Учебно-методический комплекс днм. В. Психологические основы работы с одаренными детьми
files -> 1. Основные понятия и проблемы теории потребностей
files -> Программа дисциплины опд. Ф. 03 Педагогика начального образования: Социализация личности ребенка Томск 2011
files -> Учебно-методический комплекс психология детей с задержкой психического развития трудоемкость
files -> Учебно-методический комплекс дпп. Р. 03 Планирование карьеры
files -> Высшего профессионального образоания
files -> Программа государственного экзамена «Педагогика, психология и методика музыкального образования»
files -> Программа дисциплины дпп. Ф. 06 История педагогики и образования
files -> Рабочая программа дисциплины 033300. 68 М в. 01 Современные проблемы религиоведения трудоемкость


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница