1 Предмет и задачи нейропси



Скачать 408.06 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер408.06 Kb.
  1   2   3
1) Предмет и задачи нейропси.

Нейропси – отрасль клинической пси, изучает мозговые механизмы ВПФ и эмоционально-личностной сферы на материале локальных поражений ГМ. Объект: пациент, показатели функционирования которого выходят за пределы нормы. Предмет: симптомы, т.е. комплексы расстройств человека, которые выражаются в изменении нормального функционирования психявлений. Задачи: психодиагностика, психокоррекция, психологическое консультирование.

2) Методология исследований в нейропси.

Методологическими основами отечественной нейропсихологии являются общие положения диалектического материализма как общей философской системы объяснительных принципов, к числу которых относятся следующие постулаты:

- о материалистическом (естественнонаучном) понимании всех психических явлений;- об общественно-исторической обусловленности человеческой психики;

- о принципиальной значимости социальных факторов для формирования психических функций; - об опосредованном характере психических процессов и ведущей роли речи в их организации; - о зависимости психических процессов от способов их формирования и др.

3) Методологический аппарат нейропси.

1) Понятия общие для нейропси и общей пси – ВПФ, личностный смысл, речевое опосредование. 2) Собственные нейропсихологические понятия – нейропси синдром, нейропсисимптом. См4й вопрос.

4) Понятие нейропсихологического синдрома. Общие и локальные синдромы, топический диагноз.

Нейропси синдром — закономерное сочетание нейропси симптомов, обусловленное поражением (выпадением) определенного фактора (или нескольких факторов). Топическая диагностика поражений НС— определение локализации и распространенности патологического очага (очагов) в нервной системе на основании оценки выявленных при комплексном обследовании нарушений функций нервной системы. В связи с этим важнейшее значение в Т. д. принадлежит представлениям и конкретным сведениям о локализации функций в ц.н.с. Топический диагноз — итог дедуктивного логического процесса, включающий анализ данных неврологического осмотра и результатов объективных методов исследования. В решении вопросов Т. д. важное значение имеют сведения, касающиеся течения патологического процесса с особым акцентом на постоянство сочетания отдельных признаков поражения нервной системы и динамику формирования характерных симптомокомплексов. Определение локализации патологического очага — неотъемлемая часть диагноза заболеваний нервной системы.

5) Основные направления развития нейропси.

1. Клиническая нейропси (при локальных поражениях мозга). Задача: изучение нейропсихологических синдромов, возникающих при поражении того или иного участка мозга, и сопоставлении их с общей клинической картиной заболевания.

2. Реабилитационное направление – реабилитация после локального поражения мозга. Задача: восстановление ВПФ, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. 3. Экспериментальная нейропсихология – изучает нарушения ВПФ с помощью экспериментов. Задача: экспериментальное (клиническое и аппаратурное) изучение различных форм нарушений психических процессов при локальных поражениях мозга и других заболеваниях ЦНС. 4. Нейропсихология детского возраста. Специфика нарушений психических функций у детей при локальных мозговых поражениях. 5. Нейропсихология старческого возраста (с 45 лет). 6. Нейропсихология индивидуальных различий . Задача: изучение мозговой организации психических процессов и состояний у здоровых лиц. Ответ на вопрос: возможно ли в принципе распространение общих нейропсихологических представлений о мозговой организации психики, сложившихся при изучении последствий локальных поражений ГМ, на изучение мозговых механизмов психики здоровых лиц. Психодиагностика с применением нейропсихологических зна-ний в целях профотбора, профориентации и т.п.

7. Нейропсихология пограничных состояний. Анализ изменений ВПФ под влиянием психофармакологических препаратов. 8. Психофизиологическое направление – изучаются ВПФ психофизиологическими методами..

6) Классификация нейропсихологических нарушений.

-на синдромы поражения корковых отделов больших полушарий и «ближайшей подкорки» (по выражению А. Р. Лурия);

-синдромы поражения глубинных подкорковых структур мозга. Корковые нейропсихологические синдромы, в свою очередь, подразделяются на синдромы поражения: латеральной (конвекситальной); базальной; медиальной коры больших полушарий. Подкорковые нейропсихологические синдромы подразделяются на синдромы поражения: срединных неспецифических структур;

- срединных комиссур (мозолистого тела и др.); структур, находящихся в глубине полушарий (базальных ядер и др.).

1)синдромы раздражения (электрод вживить, палкой ткнуть). 2) сидромы выпадения функций – агнозии – это нарушение различных видов восприятия, которое возникает при поражениях ГМ – зрительная, слуховая (нарушение музыкального слуха, восприятия речи), тактильная (не можем узнать части своего тела или предметы на ощупь). Апраксия – нарушение произвольных, целенаправленных движений и действий, которые не являются следствием элементарных расстройств движений.

7) Проблема психической нормы.

В настоящее время в психологии нет единого понятия о норме. одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, и в частности психиатрии. В психиатрии понятие "нормы" традиционно существует в виде дихотомии "норма-патология". В 1908 году вышла статья Гуннушкина "постановка вопроса о границах душевного здоровья", в которой он указал, что установить пограничную линию нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существуют множественные, многообразные ступени. На сегодняшний день всемирная организация здравоохранения предлагает следующее определение "нормы" : Норма - это этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

8) Проблема локализации высших психических функций.

ВПФ – сложные формы сознательной психической деятельности, осуществляемые на основе соответствующих мотивов, регулируемые соответствующими целями и программами и подчиняющиеся всем закономерностям психической деятельности. Проблема локализации ВПФ. Две основные теории: узкого локализационизма (Брока, Вернике) и антилокализационизма (Джексон, Флуранс). Локализационизм: ПФ ? неразложимая на компоненты единая психическая способность, которая должна быть полностью соотнесена с мозгом. Мозг рассматривается как совокупность различных центров, каждый из которых целиком "заведует" определенной психической функцией. Поражение какого-либо мозгового центра ведет к необратимому нарушению соответствующей функции. Антилокализацмонизм. ПФ- так же неразложимая психическая способность, что и выше, но: мозг трактуется как однородной целое, , равноценное и равнозначное для всех ПФ во всех своих отделах. ПФ связаны равномерно со всем мозгом, и любое поражение мозга приводит к пропорциональному величине патологического очага нарушению всех ПФ одновременно. Степень нарушения ПФ не зависит от локализации поражения, а определяется только массой пораженного мозга.

9) Теория системной динамической локализации ВПФ.

Лурия: теория системной динамической локализации ВПФ человека создавалась в борьбе с направлениями антилокализационизма и антилок-ма. В советской психологии было пересмотрено понятие функции. ВПФ стали рассматривать как социальные по генезу, опосредованные психологическими орудиями, системные построения, осознанные. Представление о ПФ стало представлением о психологических системах, обладающих сложным психологическим строением и включающем много психологических компонентов. Локализация ПФ рассматривается как системный процесс. ПФ соотносится с мозгом как многокомпонентная система, различные звенья которой связаны с работой различных мозговых структур. ВПФ не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут распределяться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга. Системная локализация ВПФ предполагает многоэтапную иерархическую многоуровневую мозговую организацию каждой функции.

10) Основные принципы строения мозга.

Мозг как субстрат психических процессов представляет собой единую суперсистему, единое целое, состоящее, из дифференцированных отделов (участков или зон), которые выполняют различную роль в реализации психических функций. Все ВПФ имеют и горизонтальную (корковую), и вертикальную (подкорковую) мозговую организацию. В организации мозга можно вычленить как общие принципы строения и функционирования, присущие всем макросистемам, так и динамически изменяющиеся индивидуальные особенности этих систем, определяемые индивидуальными особенностями составляющих их микросистем. Принцип иерархической соподчиненности различных систем мозга, соответственно которому уменьшается число степеней свободы каждой нижележащей системы и осуществляется управление одного уровня иерархии другими, а также контроль за этим управлением на основе прямых и обратных связей. Современная нейропси выдвигает как один из важнейших принципов структурно-системной организации мозга принцип многоуровневого взаимодействия вертикально организованных (подкорково-корковых) и горизонтально организованных (корково-корковых) путей проведения возбуждения, что создает широкие возможности для различных типов переработки (трансформации) афферентных сигналов и является одним из механизмов интегративной работы мозга. Согласно современным анатомическим сведениям об основных принципах организации мозга - он сложная метасистема из различных макросистем (проекционных, ассоциативных, интегративно-пусковых, лимбико-ретикулярных), каждая из них строится из разных микросистем. Динамичность мозговых структур, их индивидуальная изменчивость, достигаются за счет динамичности и изменчивости составляющих их макро- и особенно микросистем.

11) Концепция функциональной специфичности больших полушарий.

Межполушарная асимметрия психических процессов — функциональная специализированность полушарий ГМ: при осуществлении одних псих функций ведущим является левое полушарие, других — правое. Более чем вековая история анатомических, морфофункциональных, биохимических, нейрофизиологических и психофизиологических исследований асимметрии больших полушарий ГМ у человека свидетельствует о существовании особого билатерального принципа построения и реализации таких важнейших функций мозга, как восприятие, внимание, память, мышление и речь. В настоящее время: левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, в чтении, письме, вербальной памяти и вербальном мышлении. Правое: ведущее для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности. Левое п. больше ориентировано на прогнозирование будущих состояний, а правое — на взаимодействие с опытом и с актуально протекающими событиями. В процессе индивидуального развития выраженность межполушарной асимметрии меняется — происходит латерализация функций головного мозга. Последние исследования свидетельствуют о том, что межп-я асимметрия вносит существенный вклад в проявление высокого интеллекта человека. При этом в известных пределах существует взаимозаменяемость полушарий головного мозга. В процессе обучения асимметрия усиливается: левое полушарие специализируется в знаковых операциях, и правое полушарие — в образных.

12) Общая хар-ка структурно-функциональных блоков мозга.

Лурия: три независимых по функциям отдела мозга.

1. Энергетический блок мозга : функция регуляции уровня сна и бодрствования. Он включает в себя неспецифические структуры разных уровней: РФ, неспецифические структуры среднего мозга и т.п. Уровни активации: Поддержание тонуса ЦНС, общие генерализационные изменения, обеспечивающие активацию всего мозга в целом. Локальные избирательные изменения в активации отдельных участков мозга. Обеспечение получения, хранения и переработки разномодальной информации. Обеспечение мотивационных и эмоциональных процессов.

2. Блок приема, хранения и переработки. Включает в себя основные анализаторные системы, которые организованы по общему принципу: состоят из периферического и центрального отделов.

3. Блок программирования, регуляции и контроля за протекающими действиями. Локализация: кпереди от центральной извилины. Основная функция ? произвольная регуляция всех видов деятельности человека, которая реализуется в форме программ деятельности, в форме контроля за правильностью выполнения деятельности и в форме ее регуляции.

13) Хар-ка 1го стр-функ. Блока мозга (блок регуляции тонуса и бодрствования). См12й.

1) энергетический блок - регулирует сон и бодрствование, анатомически связан с ПО и с медиальной зоной лобной области мозга. 2 вида активации: 1) Общее генерализованные изменения. 2) Локальные изменения активности отдельных участков мозга. Механизмом, видимо является структура неспецифической ретикулярной формации, которая проходит через разные отделы мозга, и заканчивается в медиальной области.

14) Хар-ка 2го стр-функ. Блока мозга (блок приёма, переработки и хранения инф-и). см 1 2й 3) Блок приема, переработки, и хранения информации.

Локализация – задние отделы мозга, сенсорная область коры. Сенс системы – 2 части: периферическая часть ( рецепторы и проводящие пути) и центральный отдел (находиться в коре гол мозга) Состоит из трех зон: 1) Первичная проекционная ядерная зона. Ф-ции анализ физических параметров сттимула. Принцип работы – соматотопический. 2) Вторичные гностические зоны Ф-ции – синтез информации пришедшей из первичной зоны в целостный перцептивный образ. 3) Третичная, ассоциативная зона. Ф-ции синтез информации идущий от разных анализаторных систем.

Законы: 1) Соматотопическая проекция (точка в точку ) Только в первичной зоне

2) Закон иерархического строения зон мозга ( сначала в первичн. Зону, потом в 2 потом в 3. 3) Закон убывающей специфичности (информация сохраняет модальность в 1 и 2 – а в 3 уже нет. 4) Закон прогрессивной латерализации – по мере перехода к 1-2-3 меняется латерализация псих ф-ции, т.е. меняется доминантность полушарий Ли П для той или иной псих ф-ции.(на уровне вторичн зон – доминантность появляется).

15) Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм психической деятельности.

Анатомически соотносится с передней частью мозга ( прецентральная, премоторная, префронтальная области). Функции: произвольная регуляция всех форм психической деятельности. Префронтальная область мозга –передняя ассоциативная зона мозга ( в мозге существ 2 ассоциат. Зоны – пер и зад) – верхний уровень переработки информации, формирует программу поведения, осуществляется произвольная регуляция поведения. Программа форм на основе информации из задних отделов. Сложная программа поведения распадается на 2 уровня премоторной области. Распадается на цепочку действий. Ф-ция премоторной области – последовательное выполнение сложной деятельности Ф-ция посылки информации выполняет прецентральная область мозга. Работает по соматотопическому принципу. Принцип функц значимости органа – тем больше проекция. Сюда поступает информация из третичной зоны. Т.о выделены три области мозга – для осуществлении псих ф-ции должны осуществится ф-ции всех зон. Бехтерев излагает позицию о жестк и гибк звеньях функц систем: при выполн любой псих деят – постоянное кол-во жестк звеньев, а к ним присоед гибкие звенья. Адрианов - выделил в коре гол мозга мета систему из макросистем, кот работают как единое целое, но работают специфично.

16) Проблема межполушарной ассиметрии и межполушарного взаимодействия.

Межполушарная асимметрия - неравноценность, качественно различие того "вклада", который делает каждое полушарие в каждую психическую функцию. Различия в мозговой организации ВПФ, в левом и правом полушариях мозга.

Это направление возникло на экспериментальных фактах, что левое и правое полушарие неравнозначно обеспечивают психические процессы. Функц-я асимметрия - разное по характеру и функциям участие левого и правого полушария в мобилизации психической функции. Проблемы роли каждого полушария в их совместной работе. Пример дихотомий. Выполнение полушариями разных функций: левое полушарие - вербальная, последовательная, абстрактная, европейская; правое - невербальная, синтетическая, конкретная, азиатская. Зрительное и слуховое восприятие. Слуховое - одномоментное осознание после окончания фразы, зрительное - не одномоментное .

Механизмы, которые специфичны для левого или правого полушария, но необходимые для того, чтобы обеспечить процесс в обоих полушариях.

Произвольное и непроизвольное выполнение функций. Левое и правое полушария по-разному принимают участие. Левое полушарие доминирует по речи и обеспечивает речевую деятельность, т.е. контролирует высшие речевые формы произвольной регуляции любого вида психической деятельности. Правое полушарие связано с непосредственно протекающими чувственными аспектами психической деятельности, т.е. обеспечивает непроизвольную автоматизированную сторону этой деятельности. При исследовании речи при поражениях левого полушария нарушаются неавтоматизированные формы устной и письменной речи. Левое полушарие - нарушаются следы памяти. Правое - нарушается непосредственно запоминание.

17) Общие принципы работы анализаторных систем.

Анализатор — это многоклеточный и многоуровневый аппарат, отражающий в виде психических актов ощущения и восприятия физические и химические параметры внешней и внутренней среды организма. Это модально специализированный аппарат получения информации. Помимо структурной схожести, все анализаторные системы и функционируют на основе общих принципов: анализа информации с помощью нейронов-детекторов, специализирующихся на формировании возбуждения, вызываемого вполне определенным физическим или химическим раздражителем; параллельной многоканальной переработки информации; тиражированию раздражения многочисленными рецепторами одного анализатора; дублированию воспринимаемого объекта парными анализаторами; совместной работе нескольких анализаторных систем; последовательного усложнения переработки информации от уровня к уровню; селекции информации в промежутке от рецептора до проекционного поля с целью предотвращения ее избыточности (приоритет новизны и изменчивости); целостной представленности сигнала в ЦНС во взаимосвязи с другими сигналами.

18) Строение зрительного анализатора.

Зрительный анализатор представлен воспринимающим отделом –сетчатка, зрительный нерв (2 пара черепно-мозговых нервов), хиазма, наружное коленчатое тело, зрительное сияние(пучок Грациоле), первичное 17е поле КБП по Бродману. Нервные пути сетчатки глаза состоят из цепи трех нейронов. 1нейрон) палочковидные и колбочковидные зрительные клетки; 2й) биполярные нейроциты; 3й) ганглиозные нейроциты, центральные отростки которых собираются в зрительном диске и идут в составе зрительного нерва.

19) Сенсорные нарушения зрительной системы.

1. Сетчатка – (колбочки – дневное зрение, палочки – сумеречное зрение). 1)Скотомы – слепое пятно в зрительном поле. 2) Дальтонизм. 3) Фотопсия – результат раздражения различных участков зрит-й коры и хар-ся появлением различных зрит-х ощущений. 2. Зрительные нервы - снижение остроты зрения; расстройства зрительных функций в одном глазу. 3. Хиазма: гемианопсии – симметричные нарушения полей зрения на обоих глазах вследствие поражения соответствующих волокон от сетчатки. 4. Наружное коленчатое тело(часть зрит. Бугра) – не возникает нарушений. 5. Зрительное сияние: гомонимная (односторонняя) гемианопсия, ее сторона определяется стороной поражения; м.б. полной и неполной. т.е. выпадение полей зрения (при кровоизлияниях, опухолях, травмах). 6. Первичное 17 поле - центральная слепота.

20) Гностические нарушения зрительной системы. (вторичные 18 и 19 поля).

Агнозия – нарушение узнавания стимулов, которые относятся к той или иной модальности.

1. Предметная: суть: отдельные элементы опознаются правильно, но смысл изображения в целом непонятен. - локализация: правое и левое полушария.

2. Цветовая: – суть: больной различает цвета, но не знает, какие предметы окрашены в данный цвет, и не помнит цвет знакомых предметов. Локализация : затылочная область полушарий. 3. Буквенная: суть: буквы правильно копируются, но не понимаются. (замена схожих букв (к/х); неправильное восприятие ориентации букв). Локализация теменно-затылочная область

4. Лицевая: суть: не различаются человеческие лица. Локализация: правая височная область. 5. Симультанная агнозия (синдром Балинта) – суть: воспринимаются только фрагменты изображения, невозможность восприятия ситуации в комплексе, т.к. резко сужен объем восприятия. Локализация передние отделы затылочной области на границе с теменной. 6. Оптико-пространственная: суть: плохая ориентация в пространственных признаках изображения. Локализация правая и левая затылочные области на стыке с теменной.

7. Псевдоагнозия – суть: распад восприятия произвольной деятельности, нарушение программирования, регуляции и контроля. Симптомы: фрагментарность, нарушения зрительного восприятия. Локализация лобные отделы мозга

21) Строение слухового анализатора.

Уровни организации слуховой системы: 1) рецептор – кортиев орган; 2) слуховой нерв (8япар ЧМН); 3) ядра продолговатого мозга; 4) вестибулярный аппарат в мозжечке; 5) средний мозг (нижние бугры); 6) МКТ либо ВКТ медиальное и внутренне коленчатые тела; 7) слуховое сияние (пути от МКТ до КБП); первичное поле 41е височное.

Наружное ух: ушная раковина и наружный слуховой проход, он заканчивается барабанной перепонкой. Ушная раковина как бы воронка из хряща и фиброзной ткани, покрытой кожей. Наружный слуховой канал: длину от 2 до 5 см. Особые железы канала выделяют вязкую серную жидкость, задерживающую пыль и микроорганизмы. Тонкая (0,1 мм) и упругая барабанная перепонка отделяет наружное звуковых колебаний и передаче их в среднее ухо. Среднее ухо расположено за барабанной перепонкой в височной кости черепа. В нём три слуховые косточки: молоточек, наковальня и стремечко. Барабанная полость через слуховую (евстахиеву) трубу сообщается с носоглоткой(её функция выравнивать давление по обе стороны барабанной перепонки и сохраняеть ее целостность). Функцией слуховых косточек - передача и усиление (в 20 раз) звуковой волны от барабанной перепонки к внутреннему уху. Внутреннее ухо: в височной кости - система полостей и каналов. В совокупности они формируют костный лабиринт, внутри которого находится перепончатый лабиринт. Пространство между ними заполнено жидкостью —перилимфой. Изнутри в перепончатом лабиринте -—эндолимфа. Во внутреннем ухе: 3отдела: преддверие, полукружные каналы иулитку. Орган слуха -только улитка — спирально закрученный в 2,5 оборота костный канал. Его полость разделена 2мя перепонками на 3 канала. 1 из перепонок(основная мембрана из соединительной ткани, включает около 24 тыс. тонких волокон различной длины, поперек входа улитки). У вершины улитки -самые длинные волокна, у основания — самые короткие. На них в 5 рядов - звукочувствительные волосковые клетки с нависающим над ними выростом основной мембраны( кроющей мембраной). Всё это- рецепторный аппарат слухового анализатора — кортиевый орган.

22) Сенсорные нарушения слуховой системы.

Сенсорные слуховые расстройства – нарушения неречевого слуха при поражении разных уровней слуховой системы. 1) Кортиев орган: нарушение нормального восприятия громкости звуков (либо не воспринимается, либо причиняет боль). 2формы: кондуктивная-среднее ухо, невральная-внутреннее ухо. Рекрутимент – внезапное сильное звуковое ощущение и интенсивность плавно растёт. 2) 8пара ЧМН: посторонние звуки-шорох, писк, +головокружение, слуховой обман; полная глухота на соответствующее ухо. 3) Продолговатый мозг: его поражение не ведёт к нарушениях слуха. 4)нижние бугры среднего мозга: биноуральное нарушение – не можем одновременно оценить где звук и как громко. 6) МКТ: нарушения работы слуховой системы - снижение способности воспринимать звуки ухом, противоположным очагу поражения,+ слуховые галлюцинации(оклики, шум воды, молока убегающего). 7)слуховое сияние (пучок Грациоле) – всё как в 6ом. 8)41-е первичное поле коры височной области: поражение не приводит к центральной глухоте на соответствующее ухо, но + невозможность восприятия и различения коротких звуков.


Каталог: arch -> download
download -> 1. Психофизиология и её определение Цели и задачи психофизиологии
arch -> Модель организации проблемного обучения в процессе изучния педагогической антропологии
download -> Структура методологического знания
download -> Первые вопросы билетов Образы человека в науке и культуре
download -> 1. Предмет и задачи возрастной психологии. Ее теоретическое и практическое значение. Предмет
download -> Строение теоретических понятий как отражение логики развития предмета (Г. В. Ф. Гегель, Э. В. Ильенков, В. В. Давыдов и др.) История психологии как логика организации психологических понятий
download -> Становление конфликтологии
download -> Ответы на спецкурс Д. В. Ушакова Современные теории интеллекта Кафедра общей психологии
download -> Б. Г. Ананьев рассмотрел связи психологии с другими науками в контексте разработанной им концепции комплексного человекознания. Вслед за Ананьевым связи психологии с другими науками проанализировал Б. Ф. Ломов. Он в


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница