Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого»
УТВЕРЖДЕНО
на заседании Ученого Совета
факультета психологии
Протокол № ___ от «___»_______20__г.
Декан ______________ Н.А. Степанова
ПРОГРАММА
вступительного ЭКЗАМЕНА
В АСПИРАНТУРУ
по профилю
19.00.07 – педагогическая психология
(психологические науки)
Тула 2014
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА …………………………….
|
3
|
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ……………………………..
|
6
|
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРЕПОДАВАТЕЛЮ ………………………………………….
|
9
|
4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АСПИРАНТУ ……
|
10
|
5. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ
ПРОГРАММЫ ...........................................................................
|
11
|
6. КАРТА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ АСПИРАНТОВ
ЛИТЕРАТУРОЙ И ИНФОРМАЦИОННЫМИ
РЕСУРСАМИ …………………………………………………
|
15
|
1. пояснительная записка
Шифр: 19.00.07 Педагогическая психология.
Направление: психологические науки.
Формы обучения: очная (3 года), заочная (4 года).
Педагогическая психология – область психологической науки, занимающаяся изучением психического развития человека в его онтогенезе и процессах систематического образования. Педагогическая психология, органически включенная в систему психологических наук в истории ее фундаментальных и прикладных разработок. Психологический анализ явлений, закономерностей и механизмов образования человека в педагогической психологии ведется в контексте историко-культурного развития систем образования и их психологического научного обеспечения.
Содержанием профиля педагогическая психология является:
- исследование психологических фактов, механизмов, закономерностей учебной деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (обучающихся, группы, класса), самой педагогической деятельности и действия ее индивидуальных или коллективных субъектов (педагога, педагогического коллектива), взаимодействия субъектов педагогической и учебной деятельности на различных уровнях и ступенях образовательного процесса;
- исследование психологического влияния содержания и форм организации образовательного процесса на его результаты, влияния характера и содержания различных видов деятельности, осуществляющейся в условиях образовательной среды, на возникновение и развитие психологических новообразований обучающихся, их личностное развитие на разных ступенях и уровнях образования; исследование развития педагогической психологии в исторической ретроспективе и современном состоянии.
Области исследований:
-
Психология обучающегося на разных ступенях образования (дошкольного, школьного, вузовского), его личностное и психологическое развитие.
-
Психология образовательной среды.
-
Психология учебной деятельности, учения.
-
Психологические особенности обучающихся как субъектов учебной деятельности.
-
Психология формирования учебных групп и их влияние на продуктивность учебной деятельности обучающихся.
-
Психология педагогической деятельности, психологические закономерности, факторы и условия ее становления и развития, профессионально-психологические особенности педагогов (способности, компетентность, стиль). Психология педагогического контроля (педагогическая психодиагностика).
-
Психологические условия эффективности педагогического воздействия.
-
Образовательный процесс как единство обучения и воспитания. Психологические закономерности, механизмы, особенности и условия эффективности воспитательного процесса.
-
Психологические особенности управления учебно-воспитательным процессом, психолого-педагогические аспекты технологизации и информатизации образовательной среды.
-
Методология, теория, история педагогической психологии и ее отдельных направлений.
-
Психологические особенности различных типов обучения.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Педагогическая психология» предназначена для соискателей, поступающих в аспирантуру на очную и заочную формы обучения.
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по дисциплине «Педагогическая психология» направлена на проверку знаний, связанных с рассмотрением специфики педагогической психологии во взаимосвязи с другими психологическими дисциплинами и со смежными науками о человеке и обществе, анализом ее истории, предмета, методов, структуры и роли в научном психолого-педагогическом обеспечении развития человека в образовательных системах, в профессиональном образовании и др. Программа вступительного экзамена в аспирантуру направлена на проверку умений аспирантов обобщать и систематизировать накопленные современной психологией и смежными науками знания о психическом и профессиональном развитии человека, ориентироваться в различных подходах, теориях и методах психологического обеспечения диагностики, коррекции, активизации и консультирования тех аспектов развития, учет которых важен для оптимизации учебно-профессиональной деятельности человека.
Цель вступительного испытания - определить готовность и возможность поступающего освоить выбранную программу подготовки и выявить научные интересы и потенциальные возможности в сфере научно-исследовательской работы.
Задачи:
1. Диагностировать уровень сформированности методологической культуры абитуриента.
2. Выявить уровень владения психологическими знаниями, а также понимание современной проблематики психологической науки.
3. Активизировать на поиск научной проблематики для потенциального научного исследования.
Настоящая программа затрагивает все разделы современной педагогической психологии, что объясняется высокими требованиями к подготовке будущего ученого, – он должен обладать фундаментальными и широкими знаниями, соответствующими мировым стандартам. Программа включает разделы, раскрывающие историю развития педагогической психологии, ее методологическую и общепсихологическую основу, основные понятия, закономерности процессов воспитания и основные законы воспитания человека, законы психологии обучения, соотношения предметного и социального обучения, психологию учителя и педагогического труда. Последовательно соблюдается принцип совмещения традиционной и современной интерпретации психолого-педагогических явлений. Вопросы, не получившие в психологической науке однозначного решения, могут излагаться альтернативно, в соответствии с одной из концепций, предложенной в программе.
Программа характеризуется перспективностью, ее цель – расширить научные знания аспирантов о проблемах современной педагогической психологии как отрасли научного знания, тенденциях ее развития в отечественной и зарубежной теории и практике на современном этапе и тем самым способствовать самостоятельной работе аспирантов.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Предмет изучения, проблемы и задачи педагогической психологии на современном этапе развития психологической науки.
Предмет изучения педагогической психологии. История становления педагогической психологии как науки. Использование и развитие теоретического содержания общей психологии, возрастной и социальной психологии при разработке категориального аппарата педагогической психологии. Педагогическая психология как междисциплинарная отрасль научного знания. Взаимосвязь педагогической психологии с комплексом психолого-педагогических дисциплин. Задачи и основные проблемы педагогической психологии на современном этапе развития психологической науки. Структура педагогической психологии. Психология обучения, психология воспитания, психология педагогической деятельности и личности учителя как разделы педагогической психологии. Основные тенденции развития отечественной и зарубежной педагогической психологии.
2. Методы педагогической психологии.
Наблюдение в педагогической психологии, его виды и особенности проведения. Формирующий эксперимент. Экспериментальное обучение как разновидность формирующего эксперимента. Экспериментальные исследования психического развития в педагогической психологии. Лонгитюдный метод и метод поперечных срезов в педагогической психологии. Психодиагностика в образовательном процессе. Изучение продуктов деятельности обучающихся. Опрос в формах беседы и анкетирования. Социометрические методы. Метод экспертных оценок. Интерпретация и доказательство в психологических исследованиях.
3. Психология развивающего образования.
Образование в современном мире. Образование как многоаспектный феномен. Образование и культура. Связь образования и психического развития как теоретическая проблема. Основные подходы к взаимосвязи обучения и развития в истории психологии. Учение Л.С. Выготского о взаимосвязи обучения и развития. Понятие «зоны ближайшего развития» и ее значение для объяснения связи развития и обучения. Психологический анализ развивающих функций традиционной и инновационной стратегий организации образования. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса. Компетентностный подход в современном образовании, его психологические основы. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе. Образовательная среда как пространство развития личности ребенка. Становление и актуализация в развитии. Свойства и факторы, влияющие на развитие. Социальная ситуация развития. Проблема сензитивных периодов в обучении и развитии. Основные линии психического развития. Развитие интеллекта. Уровни умственного развития. Задачи психолого-педагогического проектирования развивающего образования на современном этапе развития общества. Психологическая экспертиза образовательной среды.
4. Психология педагогической деятельности и ее субъекта.
Психологические исследования труда учителя. Содержание, формы и характеристики педагогической деятельности. Мотивация педагогической деятельности и ее развитие. Основные функции педагогической деятельности. Педагог как субъект педагогической деятельности. Психологические требования к личности педагога. Профессиональное самосознание и Я-концепция педагога. Педагогические способности и их развитие. Педагогические умения и их формирование. Индивидуальные стили педагогической деятельности. Направленность личности педагога и типы педагогов. Педагогическое общение (коммуникация) как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Характер и функции педагогического общения. Специфика педагогического общения. Уровневая структура общения. Смысловые барьеры и затруднения в педагогическом общении. Учебно–педагогическое сотрудничество в образовательном процессе. Приемы и фазы сотрудничества. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогической деятельности. Особенности педагогического общения в дистанционном обучении. Психологическая компетентность педагога. Профессиональное самоопределение и самосовершенствование. Самоменеджмент учителя. Профессиональное здоровье учителя. Виды профессиональных деструкций педагога. Психология педагогического коллектива.
5. Психология учебной деятельности и ее субъекта
Двустороннее единство обучения – учения в образовательном процессе. Учебная деятельность как специфический вид деятельности. Предметное содержание учебной деятельности. Психологическая структура учебной деятельности. Учебная задача в структуре учебной деятельности и ее психологические особенности. Учебные действия как средства решения учебных задач. Виды учебных действий. Понятие о мотивации учения. Структура учебной мотивации. Отношение к учению в мотивационной сфере. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося. Навык в процессе усвоения. Средства и способы учебной деятельности. Результат учебной деятельности. Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности. Самоконтроль и самооценка в деятельности ученика. Психологические причины неуспеваемости и пути ее коррекции. Психодиагностика учебной деятельности.
6. Психология обучения.
Предмет психологии обучения, анализ различных подходов к определению данного предмета. Научение, обучение, учебная деятельность, образование. Взаимосвязь обучения, воспитания и психического развития. Ведущая роль обучения в развитии ребенка. Основные направления обучения в современном образовании. Основные принципы и закономерности взаимосвязи процессов обучения и развития психики человека. Современные дидактические теории и концепции. Проблемное обучение как средство развития мышления школьников. Проблемные задания и проблемные ситуации, их создание на уроках. Программированное обучение, его виды и основные понятия. Личностно-ориентированное обучение. Дифференцированное обучение. Обучение как форма развития в теории развивающего обучения В.В.Давыдова. Развивающее обучение по Л. В. Занкову. Психологические проблемы организации инклюзивного образования. Психологические проблемы компьютеризации обучения. Психологические проблемы организации дистанционного образования. Обученность и обучаемость.
7. Психология воспитания.
Воспитание и обучение – различия и связь. Основные положения теорий, описывающие формирование и развитие человека как личности. Проблемы воспитания характера, мотивов, черт личности и форм поведения. Образующие действительности поступка. Свобода, самостоятельность, ответственность. Психологические механизмы и условия процесса воспитания. Ступени развития фундаментальных свойств личности. Классификация целей воспитания в зависимости от состояния и перспектив развития ребенка. Средства воспитания как способы психического воздействия, направленные на изменение личности и поведение человека. Классификация методов воспитания и их эффективность. Психологические аспекты современных воспитательных технологий. Виды и возможности психотерапевтического воздействия и их воспитательное значение. Основные социальные институты и их воспитательные возможности. Особенности воспитания на разных возрастных этапах. Влияние семьи на формирование личности. Роль детского коллектива в воспитании личности. Воспитание личности в культуре. Воспитание через СМИ. Проблемы воспитания при Интернет – обучении. Киберсоциализация личности. Самовоспитание личности. Воспитанность и воспитуемость.
8. Психологическая служба в системе образования.
Структура, задачи и функции психологической службы в системе образования. Основные направления деятельности психологической службы: психодиагностика; психологическое консультирование; психопрофилактика; психологическая коррекция. Квалификационные требования, права, обязанности и этическая позиция психолога в образовательном учреждении. Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса. Психологические основы анализа урока.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ
На вступительных испытаниях в аспирантуру необходимо добиваться от соискателей более глубокого ответа, чем на итоговых экзаменах в вузе. Особое внимание следует уделить анализу проблем педагогической психологии с точки зрения современных направлений в отечественной и зарубежной психологии, осведомленности о новейших результатах мировых исследований в области психологии, собственному пониманию и осмыслению освещаемых вопросов.
При рассмотрении всех вопросов необходимо подавать материал с опорой на различные толкования тех или иных проблем в современной науке, представлять различные точки зрения, акцентировать внимание поступающих в аспирантуру на анализе, выявляющем сильные и слабые стороны каждого из подходов.
Целесообразно выявлять степень осознания будущим аспирантом взаимосвязи освещаемых теоретических разделов и тем с практикой, междисциплинарного характера рассматриваемых вопросов.
Соискателю необходимо владеть информацией о разных направлениях и психологических подходах к трактовке основных понятий в соответствии с билетом. На консультации преподаватель должен вкратце ознакомить соискателей с этими вопросами, направить их к соответствующей литературе.
Соискателям целесообразно предложить статьи или отрывки из монографий ведущих ученых для подробного изучения и конспектирования.
4. методические РЕКоМЕНДАЦИИ АСПИРАНТУ
Экзамен предполагает серьезное изучение вопросов теории и практики в области педагогической психологии.
Предполагается, что при подготовке к вступительному экзамену в аспирантуру соискатели ознакомятся с наиболее важными трудами российских и зарубежных ученых по узловым проблемам педагогической психологии.
Вступительный экзамен в целом носит интегративный характер: в нем совмещаются вопросы, касающиеся рассмотрения изучаемых явлений в нескольких плоскостях: с позиции общей, возрастной и педагогической психологии.
Билет на вступительном экзамене в аспирантуру состоит из двух теоретических вопросов. Практическое задание не предусмотрено. Однако при ответе целесообразно придерживаться следующих моментов:
1) теоретические положения перемежать практическими выкладками и примерами,
2) при объяснении тех или иных теорий делать акцент на истории развития этого вопроса в отечественной и зарубежной психологии,
3) сопоставлять точки зрения ученых разных психологических школ и направлений,
4) использовать материалы реферата, подготовленного поступающим в аспирантуру, а также материалы защищенной им ВКР,
5) использовать в качестве справочных материалов данные словарей, энциклопедий и справочников по психологии.
5. Требования К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Поступающему в аспирантуру необходимо
1) четко представлять структуру психологии как разветвленной области научного знания (разделы, темы, отдельные вопросы) и обладать системой знаний по всем ее составляющим;
2) быть знакомым с подходами отечественных и зарубежных ученых к решению узловых проблем современной психологии;
3) знать научные определения и уметь интерпретировать все научные термины разделов, приведенные в программе;
4) проводить сопоставительный анализ точек зрения, касающихся рассматриваемого явления, представленных в разных научных направлениях и школах психологии;
5) выявлять риски и оценивать тенденции развития рассматриваемых психологических явлений с точки зрения современной психологической практики.
На экзамене оценивается уровень теоретико-методологической подготовки соискателей. Оценка ответов поступающего в аспирантуру осуществляется по 5-бальной шкале.
1. Отметка «отлично» ставится, если:
- аспирант свободно владеет теоретическим материалом, дает полный развернутый ответ на все вопросы билета,
- демонстрирует высокий уровень владения терминологическим аппаратом психологии,
- не допускает фактических ошибок,
- правильно называет и определяет все необходимые для обоснования признаки, элементы, основания, классификации,
- указывает основные точки зрения, принятые в научной психологической литературе по рассматриваемому вопросу,
- проводит самостоятельный анализ излагаемых фактов,
- приводит данные мировых исследований по излагаемому вопросу,
- ориентируется в методологических подходах, научных направлениях и психологических школах,
- при ответе выстраивает междисциплинарные связи, отражает практическую значимость освещаемого вопроса,
- проводит сопоставления, обобщения, доказательно и аргументировано формулирует выводы,
- способен вести с преподавателем дискуссию по обсуждаемому вопросу, отстаивая свое видение проблемы,
- аргументирует собственную позицию или точку зрения,
- обозначает наиболее значимые в данной области научно-исследовательские проблемы,
- связывает свое видение излагаемых вопросов с темой будущей кандидатской диссертации.
2. Отметка «хорошо» ставится, если:
- аспирант владеет основными положениями излагаемого материала,
- полно, правильно, последовательно и доказательно излагает содержание вопросов билета,
- называет все необходимые для обоснования признаки, элементы, классификации,
- грамотно использует научную психологическую терминологию, но при этом допускает единичные ошибки или незначительные терминологические неточности в определениях, понятиях, которые не носят существенного характера,
- может выстроить систему выводов на основе анализа материала, но при этом имеются недостатки в аргументации,
- допускает отдельные неточности в изложении фактов, не нарушающие общей системы изложения материала,
- способен свободно размышлять по теме раскрываемого вопроса.
- высказывает предположения о возможных научно-исследовательских проблемах в данной области.
3. Отметка «удовлетворительно» ставится, если:
- аспирант обнаруживает знание и понимание основных положений материала,
- ориентируется в научной терминологии современной психологии, для раскрытия сущности излагаемых вопросов применяет научные понятия,
- называет лишь некоторые основания, признаки, характеристики рассматриваемого явления,
- дает правильный ответ хотя бы на один вопрос из предложенного тематического раздела или излагает материал, допуская ряд существенных терминологических неточностей и ошибок,
- затрудняется с выводами по изложенному материалу, не всегда приводит необходимые примеры,
- недостаточно ориентируется в основных научных направлениях и школах психологии,
- не владеет материалом, касающимся мировых исследований в раскрываемой области,
- собственная точка зрения не представлена,
- не высказано представление о возможных научно-исследовательских проблемах в данной области.
4. Отметка «неудовлетворительно» ставится, если:
- аспирант обнаруживает незнание большей части материала, дает неправильный ответ на предложенные вопросы из тематических разделов, отмечается отсутствие знания терминологии, научных оснований,
- приводит неверные примеры, затрудняется делать выводы,
- не представлена собственная точка зрения по излагаемому вопросу,
- не отвечает на уточняющие и дополнительные вопросы экзаменатора.
Вопросы к ВСТУПИТЕЛЬНОМУ экзамену
-
Предмет изучения, задачи и основные проблемы педагогической психологии на современном этапе развития психологической науки.
-
История становления педагогической психологии как науки.
-
Основные тенденции развития отечественной и зарубежной педагогической психологии на современном этапе.
-
Педагогическая психология как междисциплинарная отрасль научного знания. Взаимосвязь педагогической психологии с комплексом психолого-педагогических дисциплин.
-
Структура педагогической психологии.
-
Методы педагогической психологии. Формирующий эксперимент как основной метод педагогической психологии.
-
Психология обучения как раздел педагогической психологии, ее предмет и задачи.
-
Проблема соотношения обучения и развития в педагогической психологии и критический анализ подходов к ее решению. Л. С. Выготский о соотношении обучения и развития.
-
Теория культурно-исторического развития психики ребенка Л. С. Выготского.
-
Основные тенденции развития современного образования. Сравнительная характеристика традиционной и инновационной стратегий образования.
-
Личностно-деятельностный подход как психологическая основа организации образовательного процесса.
-
Компетентностный подход в современном образовании, его психологические основы.
-
Теория проблемного обучения, ее основные положения.
-
Теория программированного обучения, ее основные положения.
-
Дифференцированное обучение и проблемы его реализации в современной школе.
-
Психологические проблемы компьютеризации обучения.
-
Психологические проблемы организации дистанционного образования.
-
Коррекционно-развивающее обучение, его психологические основы.
-
Психологические проблемы организации инклюзивного образования.
-
Психологическая экспертиза образовательной среды.
-
Реализация развивающего обучения в современной педагогической психологии (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов. П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, А. В. Запорожец и др.).
-
Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина.
-
Три типа учения и три способа создания ориентировочной основы деятельности.
-
Основные принципы теории развивающего обучения Л. В. Занкова.
-
Теория учебной деятельности Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова. Структура, содержание и психология формирования учебной деятельности.
-
Характеристика мотивации учения. Виды мотивов учения, их классификации. Формирование мотивации учения как проблема педагогической психологии.
-
Становление ученика как субъекта учебной деятельности.
-
Особенности учебной деятельности на разных возрастных этапах.
-
Психологические причины неуспеваемости и пути ее коррекции.
-
Психология воспитания как раздел педагогической психологии, ее предмет и задачи.
-
Личность, индивидуальность, субъектность как предмет психологии воспитания.
-
Межличностные отношения как предмет психологии воспитания.
-
Основные психологические теории воспитания.
-
Психологические механизмы и условия воспитания.
-
Особенности воспитания на разных возрастных этапах. Влияние семьи на становление личности.
-
Самовоспитание личности. Методы самовоспитания. Особенности самовоспитания в разных возрастах.
-
Критерии и показатели воспитанности и воспитуемости.
-
Психология учителя как раздел педагогической психологии, ее предмет и задачи.
-
Содержание, формы и характеристики педагогической деятельности.
-
Мотивация педагогической деятельности и ее развитие.
-
Педагог как субъект педагогической деятельности. Развитие субъектности учителя в системе непрерывного педагогического образования.
-
Профессиональное самосознание и Я-концепция педагога.
-
Педагогические способности и их формирование.
-
Педагогические умения и их формирование.
-
Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогической деятельности.
-
Индивидуальные стили педагогической деятельности.
-
Психологическая компетентность педагога.
-
Профессиональное самоопределение и самосовершенствование педагога. Самоменеджмент учителя.
-
Профессиональное здоровье учителя.
-
Психологическая служба в системе образования: задачи и направления деятельности.
6. Карта обеспеченности АСПИРАНТОВ литературой И информационными РЕСУРСАМИ
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / Гл. ред. Д. И. Фельдштейн; ред. С. К. Болдырева [и др.], 3-е изд., пересмотр. - М : Московский психолого-социальный ин-т, 2010. - 448 с.
-
Лях Т.И. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов вузов. – Тула: Изд. ТГПУ им.Л.Н.Толстого, 2012. – 286с.
-
Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л. Педагогическая психология: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Флинта, 2011. - 318 с.
Дополнительная литература
-
Батыршина А. Р. История психологии. Учебное пособие - М.: Флинта, 2011.
-
Воронова, Ю. Информационное взаимодействие школы и социальной среды, учителей и родителей / Ю. Воронова, Л.Б. Шнейдер // Актуальные проблемы психологического знания. – 2011. - № 3. – С. 40-53.
-
амолоцких, Е.Г. Семья и школа - социальные партнеры (исторический аспект) / Е.Г. Замолоцких // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия: Педагогика и психология. – 2012. - № 1. – С. 14-20.
-
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. - СПб.: Питер, 2009. - 576 с.
-
Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии: проектное обучение: Учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М : Академия, 2011. - 144 с.
-
Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: активное обучение: учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования. - 2-е,изд., стер. - М : Академия, 2011. - 192 с.
-
Психологическое обеспечение «Новой школы»: Моногр. / Е.В. Декина, Т.И. Куликова, С. В. Пазухина и др.; Под общ. ред. Т.И. Куликовой. – Тула: Арт-Принт, 2010. – 318 с.
-
Умнов В. С. Научное исследование: теория и практика - Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2010.
-
Федоренко Л. Г. Позитивная (проектирующая) психология в школе. – СПб.: КАРО, 2009. – 160 с.
-
Хилалутдинова А. М. Игровая технология как здоровьесберегающий фактор в обучении и развитии младших школьников // Нач. шк. – 2009. - № 7. – С. 33-38.
-
Шадриков В.Д. Профессиональные способности: монография. - М.: Университетская книга, 2010. - 319 с.
-
Шипилина Л. А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. Учебное пособие для аспирантов и магистрантов по направлению «Педагогика» - М.: Флинта, 2011.
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. Руконт [Электронный ресурс]: национальный цифровой ресурс / ООО "Агентство Книга-Сервис". - М.: [б. и.], 2011. - Загл. с титул. экрана. Режим доступа: URL: http://www.rucont.ru
2. Университетская библиотека Online [Электронный ресурс]: электронная библиотечная система / ООО "Директ-Медиа". - М.: [б. и.], 2006. - Загл. с титул. экрана. Режим доступа: URL: www.biblioclub.ru
3. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: информационный портал / ООО "РУНЭБ"; Санкт-Петербургский государственный университет. - М. : [б. и.], 2005. - Загл. с титул. экрана. Режим доступа: URL: www.eLibrary.ru
4. Универсальные базы данных East View [Электронный ресурс]: информационный ресурс / East View . - М.: [б. и.], 2012. - Загл. с титул. экрана. Режим доступа: URL: www.ebiblioteka.ru
Составитель:
д.психол.н., доцент, зав. кафедрой психологии и педагогики С.В. Пазухина.
Поделитесь с Вашими друзьями: |