1. Пояснительная записка цели и задачи реализации Программы



Скачать 393.86 Kb.
страница1/3
Дата22.02.2016
Размер393.86 Kb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3
c:\users\1\desktop\титульный лист программы.bmp

Составитель:

Кухарина Елена Александровна, заместитель директора по воспитательной работе, БОУ ВО «Кадниковский детский дом №4»

Консультант:

Кузнецова Валентина Михайловна, доцент кафедры педагогики и психологии дошкольной АОУ ВО ДПО «Вологодский институт развития образования»

Содержание:


  1. Целевой раздел




  1. 1. Пояснительная записка

- цели и задачи реализации Программы

- принципы и подходы к формированию Программы

- особенности развития детей дошкольного возраста


  1. Содержательный раздел




    1. Направления развития ребёнка, представленные в пяти образовательных областях

    2. Формы, способы, методы и средства для реализации Программы

2.3 . Коррекционная работа



  1. Организационный раздел




    1. Материально- техническое обеспечение Программы

    2. Режим дня для воспитанников дошкольного возраста

    3. Планирование организованной образовательной деятельности в дошкольной группе

    4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Пояснительная записка
Программа дошкольного образования является документом, разработанным в соответствии с действующими федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования

( ФГОС, Приказ Минобрнауки РФ от 17.11.2013 №1155).

Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования, обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).

Цель : создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Задачи:

1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

2) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

3) формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

4) обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им помощи в освоении Программы.

5) взаимодействие с родителями, лишёнными родительских прав, ограниченными в правах, кандидатами в опекуны по социальной реабилитации и возвращению детей в семью.

Программа разрабатывается и утверждается БОУ ВО «Кадниковский детский дом №4» самостоятельно. Рассчитана на круглосуточное пребывание детей в течение всего периода нахождения ребёнка в нашем учреждении.

Принципы и подходы к формированию Программы:

1) полноценное проживание ребенком этапа дошкольного возраста, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

6) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

7) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);



Особенности развития детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте психическое развитие осуществляется двумя основными путями. С одной стороны, продолжается развитие естественных форм психики, возникающих еще в раннем онтогенезе, с другой — появляются и интенсивно формируются социальные формы психики при непосредственном взаимодействии ребенка с предметами, когда познание окружающего мира опосредуется общением со взрослыми. Мир ребенка вращается вокруг взрослого. Ведущая деятельность – сюжетно - ролевая игра. Игра относится к символико - моделирующей деятельности. Символ относится к предметно-заместительной действиям (игрушки, неоформленные предметы – палочка – расческа), замещение происходит по символическому типу (палочкой можно расчесаться), а кубиком нельзя). В игре есть свои правила, своя последовательность (игровые правила формируют произвольность поведения). Развитие направления игры – от копирования к моделированию, от развернутой операционно – технической игры к моделированию (скрытые правила, скрытая роль, скрытая воображаемая ситуация).

Решение обозначенных в Программе целей и задач воспитания возможно только при целенаправленном влиянии педагога на ребенка с первых дней его пребывания в детском доме. От педагогического мастерства каждого воспитателя, его культуры, любви к детям зависят уровень общего развития, которого достигнет ребенок, степень прочности приобретенных им нравственных качеств. Дошкольная группа укомплектована штатными педагогическими работниками с соответствующим образованием и квалификационными категориями. Введены педагогические должности для работы с детьми ОВЗ: учитель-логопед, педагог-психолог.
Планируемые результаты освоения Программы:

Освоение Программы осуществляется через диагностику (мониторинг) целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Сбор информации проводится всеми специалистами, работающими с ребёнком - комплексное сопровождение. Воспитатели, социальный – педагог, медики, педагог-психолог, учитель-логопед, заместитель директора по ВР на заседании консилиума представляют данные о ребёнке.



Критерии реализации основной общеобразовательной программы – это сформированность интегративных качеств. Оценка интегративных качеств заносится в «Карту сопровождения воспитанника». В процессе обсуждения представленных данных команда специалистов делает вывод об уровне развития ребёнка: высокий, средний, низкий. Разрабатывается индивидуальная коррекционно-развивающая программа сопровождения, индивидуальная образовательная траектория.



Целевые ориентиры

Специалист

Педагогическая диагностика

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Инструктор по физкультуре, педагог-психолог, воспитатель

Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты

Любознательный, активный

Воспитатель, педагог-психолог,

Экспериментальные процедуры, тесты

Эмоционально отзывчивый

Воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель

Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Воспитатель, педагог-психолог

Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения

Воспитатель, педагог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Способный решать личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Воспитатель, педагог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Овладевший предпосылками учебной деятельности: умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

Воспитатель, педагог-психолог

Экспериментальные процедуры, тесты, беседа

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Воспитатель

Беседа

Овладевший умениями и навыками, необходимыми для осуществления различных видов детской деятельности

Воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель

Стандартизированное наблюдение, экспериментальные процедуры,



Направления развития ребёнка

Программа обеспечивает развитие личности, мотивациии способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (далее образовательные области):



  1. социально-коммуникативное развитие;

  2. познавательное развитие;

  3. речевое развитие;

  4. художественно-эстетическое развитие;

  5. физическое развитие.


Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка). Для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.



Интеграция образовательных областей

Программой предусмотрен интегративный подход при организации образовательного процесса. Согласно принципу интеграции любое направление развития осуществляется не только в процессе организованной образовательной деятельности, но и при организации всех видов детской деятельности, включение их в режим дня.



Формы, способы, методы и средства для реализации Программы

Воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) (далее— «организованная образовательная деятельность»);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие со специалистами детского дома по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности.

В старшем дошкольном возрасте (старшая и подготовительная к школе группы) выделяется время для занятий учебно-развивающего характера.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми.

Организованная образовательная деятельность:

игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжет-но-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;

просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;

чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;

создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально-нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;

наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;

изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования;

проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;

оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.);

инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;

рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности;

продуктивная деятельность (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) по замыслу, на темы народных потешек, по мотивам знакомых стихов и сказок, под музыку, на тему прочитанного или просмотренного произведения; рисование иллюстраций к художественным произведениям; рисование, лепка сказочных животных; творческие задания, рисование иллюстраций к прослушанным музыкальным произведениям;

слушание и обсуждение народной, классической, детской музыки, дидактические игры, связанные с восприятием музыки;

подыгрывание на музыкальных инструментах, оркестр детских музыкальных инструментов;

пение, совместное пение, упражнения на развитие голосового аппарата, артикуляции, певческого голоса, беседы по содержанию песни (ответы на вопросы), драматизация песен;

танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, показ ребенком плясовых движений, совместные.

действия детей, совместное составление плясок под народные мелодии, хороводы;

физкультурные занятия игровые, сюжетные, тематические (с одним видом физических упражнений), комплексные (с элементами развития речи, математики, конструирования), контрольно-диагностические, учебно-тренирующего характера, физкультминутки; игры и упражнения под тексты стихотворений, потешек, народных песенок, авторских стихотворений, считалок; сюжетные физкультурные занятия на темы прочитанных сказок, потешек; ритмическая гимнастика, игры и упражнения под музыку, игровые беседы с элементами движений.

Мероприятия групповые:

• туристические прогулки;

• физкультурные досуги (проводятся 1-2 раза в месяц);

• спортивные праздники (проводятся 2-3 раза в год);

• соревнования;

• дни здоровья;

• тематические досуги;

• праздники;

• театрализованные представления;

• смотры и конкурсы;

• экскурсии.

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (оздоровительные прогулки, мытье рук прохладной водой перед каждым приемом пищи, полоскание рта и горла после еды, воздушные ванны, ходьба босиком по ребристым дорожкам после сна, контрастные ножные ванны), утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня;

социально-личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы; развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, навыки самообслуживания; помощь взрослым; участие детей в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для занятий, в построении конструкций для подвижных игр и упражнений (из мягких блоков, спортивного оборудования); формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов;

познавательно-речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, иллюстраций, мультфильмов; ситуативные разговоры с детьми; называние трудовых действий и гигиенических процедур

Проектирование воспитательно-образовательного процесса строится на комплексно- тематическом принципе, разрабатывается на основе общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Коррекционная работа

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной) во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достаточный социальный статус и самореализацию в обществе.

Освоение образовательной программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации.

Дошкольная группа имеет комбинированную направленность и осуществляет совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. В программе дошкольного образования имеется планирование организованной образовательной деятельности по адаптированной программе для детей с ОВЗ, с учётом их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников. С использованием показаний к проведению реабилитационных мероприятий индивидуальной программы реабилитации ребёнка-инвалида, выдаваемая федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, заключением и рекомендациями областной ПМПК.

В БОУ ВО «Кадниковский детский дом №4» выделяются следующие категории детей с нарушениями развития:


  • дети с задержкой психического развития, которых характеризует замедленный темп формирования высших психических функций вследствие слабовыраженных органических поражений ЦНС;

  • дети с лёгкой степенью умственной отсталости.

Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Используются

В БОУ ВО «Кадниковский детский дом №4» одним из направлений деятельности является комплексное сопровождение воспитанников.

Эффективность поддержки воспитанника и помощи ему зависит от согласованной работы и взаимодействия всех специалистов детского дома.

Участники комплексного сопровождения:

- педагогические работники (участники сопровождения - воспитатели, старший воспитатель, музыкальный руководитель детского дома).

- социально-педагогические (сопровождение осуществляет социальный педагог детского дома).

- психологические (участник сопровождения - педагог-психолог детского дома).

- дефектологические (учитель- логопед детского дома).

- медицинские (участники сопровождения - врач и медицинские сестры детского дома).

- администрация (участники сопровождения - директор детского дома, заместители по воспитательной работе, завхоз).

Каждый участник процесса сопровождения имеет свое поле деятельности. При этом работа всех участников носит коррекционно-развивающий характер. Коррекция отклонений в психическом развитии не является исключительным правом или исключительной обязанностью специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.).

Ответственный воспитатель организует всю работу по сопровождению закрепленного за ним ребенка. Другие воспитатели из группы реализуют разработанную индивидуальную программу, выполняют во время своей смены все установленные функциональные обязанности. Воспитатели тесно контактируют с учителем - логопедом, психологом, социальным педагогом, медиками. Вся работа воспитателей строится на основе постоянного сотрудничества с каждым из специалистов. Ответственность за результаты работы с ребенком, за выполнение индивидуальной коррекционно-развивающей программы несет закрепленный за ребенком воспитатель.

В сопровождение воспитанника включены все педагоги детского дома: старший воспитатель, музыкальный руководитель. Эти педагоги обеспечивают помощь воспитанникам в выборе кружка, включение воспитанника в интересующую его сферу досуговой самореализации.



Социальный педагог детского дома ведет работу по социальной защите воспитанников. Основные направления работы: социально-педагогическая помощь в социальной адаптации на всех этапах жизни воспитанника в детском доме и после выпуска. Защита жилищных прав воспитанников, материальное обеспечение и защита имущественных прав, защита личных прав, работа по документированию воспитанников, работа с родителями и родственниками воспитанников по восстановлению родственных отношений, расширению социальных связей, семейным формам устройства детей.

Система профессиональной деятельности психолога направленная на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психического развития ребенка. С этой целью психолог проводит систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса и динамики психического развития воспитанников; коррекционно-развивающую работу с воспитанниками, направленную на компенсацию дефектов развития, коррекцию отклонений в развитии, возникших вследствие депривации, негативного жизненного опыта, участвует в разработке оптимальной стратегии развития, воспитания и обучения воспитанников.

Учитель- логопед проводит диагностику речевого развития воспитанников, отслеживает динамику речевого развития, диагностику нарушений различных компонентов речевой системы, их характер, глубину и степень. Проводит коррекцию выявленных первичных и вторичных речевых нарушений в рамках индивидуальных и подгрупповых занятий. Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи воспитанников, обогащению, закреплению и активизации словаря детей, совершенствованию грамматической правильности речи, развитию связной речи.

Медицинские сестры, врач осуществляют медицинское наблюдение, проведение диагностической, реабилитационной и коррекционно-оздоровительной работы, профилактику заболеваний воспитанников, создание благоприятного лечебно-охранительного режима, контроль за обеспечением полноценного сбалансированного питания, мероприятия по соблюдению санитарно-эпидемиологического режима.

Директор детского дома, заместитель директора по воспитательной работе, завхоз участвуют в проведении сопровождающих мероприятий, предполагающих помощь, поддержку или вмешательство администрации. Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет руководство и контроль работы по сопровождению, консультирует педагогов по методическим и содержательным вопросам, касающихся проблем индивидуального сопровождения.

Для организации работы по индивидуальному сопровождению воспитанников была разработана «Карта сопровождения воспитанника». Карта сопровождения является внутренним документом детского дома и предназначена только для служебного пользования.

Карта сопровождения - это элемент информационного обеспечения индивидуального подхода в воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работе с воспитанником. Она необходима для обеспечения преемственности в работе всех участников сопровождения, ведется с момента поступления в детский дом и до выпуска. Карта способствует непрерывности коррекционной работы, в случае изменения состава участников сопровождения, позволяет увидеть целостную и всестороннюю картину усилий всех педагогов и специалистов. Ответственными за ведение Карты являются воспитатель, ответственный за данного ребенка, социальный педагог, психолог, врач.

Показатели психолого - медико-педагогической карты оценки динамики развития воспитанника дошкольного возраста разработаны на основе педагогической диагностики (мониторинга детского развития), и основные направления коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ составлены в соответствии с программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Решением консилиума становится выбор и построение индивидуальной образовательной траектории.


Каталог: attachments -> category
category -> Методические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов по профилактике дезадаптации детей и подростков
category -> Методические рекомендации по разработке рабочих программ по учебным предметам в основной школе в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения Вологда 2013
category -> Департамент образования Вологодской области
category -> 2014 год Содержание: Феномен современного урока согласно требованиям фгос
category -> Верховажского района Вологодской области
category -> Статья "Проблема готовности к школьному обучению"
category -> Готовность детей к школе. Материалы для проведения «круглого стола»
category -> Правила по охране труда для предприятий книжной торговли пот ро 29-003-95


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница