1 Особенности внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья у детей



Скачать 16,75 Kb.
Дата23.05.2020
Размер16,75 Kb.

1) Особенности внутренней картины болезни и внутренней картины здоровья у детей

Из особенностей внутренней картины болезни у детей могу отметить:

1) В случаях заболеваний отражающихся на внешнем виде ребенка болезнь воспринимается как дефект, на примере лимфостаза можно привести пример из исследования Куртановой (2012) «Подростки переживают из-за своей внешности, от них можно услышать: «Я ненавижу свою больную ногу». Психологу необходимо работать над формированием целостного образа Я ребенка, его самопринятием, применяя методы телесной психотерапии, арт-терапии».

2) В подростковом возрасте отмечаются особые негативные переживания относительно наличия заболевания, трудности построения будущей профессиональной перспективы в связи с ограничениями, накладываемыми болезнью.

3) У детей с болезнью, не отражающейся в ярко выраженных болевых ощущениях (на пример СД или ВИЧ) не идет разделения понятий «здоровье» и «болезнь», у таких детей может отмечаться низкий уровень осведомленности о своей болезни. Так же в связи с низкой осведомленностью у таких детей наблюдается повышение тревожности, уход от ответственности, склонность с психосоматическим реакциям и астения (С.М. Бондаренко, В.В. Смирнов и др.).

У здоровых детей представление о болезни отражает либо наличие какого-либо дефекта, либо наличие пищевых/двигательных ограничений.

Внутренняя картина здоровья зависит от многих других аспектов личности, к примеру, дети с повышенной личностной тревожностью, демонстрируют выраженное искажение внутренней картины здоровья и болезни. Проявляется отклонение внутренней картины здоровья в сторону повышенного внимания к собственному здоровью, что может проявляться в излишней мнительности. Существенное негативное влияние на внутреннюю картину здоровья оказывает фрустрационная напряженность ребенка, ранние психические депривации, искаженная самооценка. Значительную роль играют способы удовлетворения потребностей и их отношение к активности и деятельности ребенка.

Несформированность внутренней картины здоровья свойственна детям, у родителей которых выявлены негармоничные типы воспитания во взаимоотношениях с собственными детьми, а именно потворствующая и доминирующая гиперпротекция, а также повышенная моральная ответственность. Гармоничный стиль воспитания определяет сформированность внутренней картины здоровья [Меренкова В.С]. Сформированность характеризуется осознанием собственного здоровья как ценности, стремлением человека поддерживать и усовершенствовать его.



2) Методика «аутопластический рисунок болезни».

Методика направлена на исследование внутренней картины болезни, копинга и особенностей личности больных с невротическими расстройствами. Для проведения методики необходимо: простой карандаш и три листа белой бумаги (формат А5). Методика проводится в три этапа, на каждом из которых больному предлагают исполнить рисунок на определенную тему: І. "Моя болезнь"; ІІ. "Я и моя болезнь"; ІІІ. "Что надо сделать, чтобы победить болезнь".

В основе аналитической схемы АМХ - композиция, технико-графические характеристики рисунка и интерпретация автора. Методика проективного рисунка выступает также "волшебной палочкой": символизм рисунка, создавая чувство защищенности, обеспечивает возможность обговаривать проблемы в аллегорической форме, что нивелирует тревогу и напряжение, особенно характерное для начала работы с больным неврозом. Беседа-интерпретация рисунка позволяет получить разнообразную информацию о личности исследуемого, уточнения в процессе проведения методики, невынужденно содействуют раскрытию клиентом своих тайных, а иногда, и неосознанных переживаний.

На рисунке ІІ. учитывается соотношение размеров изображений "Я" и "болезнь", их расположение и выразительность. Рисунок ІІ. позволяет оценить наличие тревоги, напряжения, собственно отношение к наличию заболевания, потребность в зависимости, импульсивность, наличие или отсутствие чувства безопасности.

Тему ІІІ. "Как победить болезнь" предлагали изобразить в форме отдельного рисунка или внести определенные коррективы (дорисовывать, стирать) в рисунки І. и ІІ. Учитывали: на изменение чего - "болезни" или "Я" - в большей степени направлена активность, а также интерпретацию целесообразности именно таких изменений.

Учитывается также готовность и желание больного исполнять задание, темп рисования, спонтанность рисунка и эмоциональное сопровождение (вербальные и невербальные реакции).

Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница