1 Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 68 «Педагогическое образование» ипрофилю подготовки



страница1/9
Дата14.02.2016
Размер2,1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ульяновский государственный педагогический университет

имени И.Н. Ульянова»

(ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»)

Факультет естественно-географический

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе
_______________ И.В. Столярова

«_____» ________________ 2012 г.



основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки магистра

по направлению 050100.68 «Педагогическое образование»

профиль: География

(шифр направления подготовки в точном соответствии с рабочим учебным планом)


(очная форма обучения)


Квалификация (степень)
магистр
Утверждена на заседании учёного совета естественно-географическогофакультета ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова». Протокол № _____ от «____» ____________ 201__ г.
Декан В.Н.Федоров

Ульяновск, 2012



СОДЕРЖАНИЕ

1. Общие положения

1.1. Основная образовательная программа (ООП) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «География».


1.2. Нормативные документы для разработки ООП магистратуры по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование».

1.3. Общая характеристика магистерской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки «География».

1.4. Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы ВПО


2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ООП магистратуры по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки «География».

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника.

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника.

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника.

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника.
3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения ООП по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки «География».
4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП магистратуры по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки «География».

4.1. Календарный учебный график.

4.2. Учебный план подготовки магистра.

4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).

4.4. Программы практик.

4.5. Организация научно-исследовательской работы обучающихся.


5. Фактическое ресурсное обеспечение ООП магистратуры по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки «География» в ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова».

5.1. Кадровое обеспечение.

5.2. Учебно-методическое и информационное обеспечение.

5.3. Материально-технические условия реализации образовательного процесса в вузе в соответствии с ООП ВПО.


6. Характеристики среды вуза, обеспечивающие развитие общекультурных и социально-личностных компетенций выпускников.
7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ООП по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки «География».

7.1. Фонды оценочных средств для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации.

7.2. Итоговая государственная аттестация выпускников магистерской программы по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки «География».

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся.



1. Общие положения
1.1. Основная образовательная программа (ООП) магистратуры, реализуемая ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова» по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки «География» представляет собой систему документов, разработанную и утвержденную вузом с учётом требований рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта по соответствующему направлению подготовки высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), а также с учётом рекомендованной примерной образовательной программы.

ООП регламентирует цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии реализации образовательного процесса, оценку качества подготовки выпускника по данному направлению подготовки и включает в себя: календарный учебный график, учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.



1.2. Нормативные документы для разработки магистерской программы по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование».

Нормативную правовую базу разработки ООП магистратуры составляют:

  1. Федеральные законы Российской Федерации: «Об образовании» (от 10 июля 1992 г. № 3266-І) (в действующей редакции) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22 августа 1996 г. № 125-Ф3 (в действующей редакции);

  2. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. № 71;

  3. Федеральные законы Российской Федерации: «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта Российской Федерации» (от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации ( в части установления уровней ВПО)» (от 24 декабря 2007 г. № 232-ФЗ).

  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 1136 «Об утверждении перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист»;

  5. Приказ Минобрнауки РФ от 23 июня 2009 г. № 218 «Об утверждении Порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования»;

  6. Приказ Минобрнауки РФ от 17 сентября 2009 г. № 337 «Об утверждении перечней направлений подготовки высшего профессионального образования»;

  7. Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» высшего профессионального образования (магистратура), утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 января 2010 г. № 35;

  8. Приказ Рособразования от 10 февраля 2010 года № 109 «О задачах высших учебных заведений по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования»;

  9. Письмо И.М. Реморенко от 13 мая 2010 г. № 03-956 «О разработке вузами основных образовательных программ».


1.3. Общая характеристика магистерской программы «География»

ФГБОУ ВПО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова»
Цель магистерской программы – обеспечение качественной подготовки квалифицированных, конкурентноспособных специалистов, владеющих умениями и навыками научно-педагогической, научно-исследовательской, культурно-просветительской работы.

В процессе обучения реализуется творческий потенциал личности обучающегося, у студентов формируется критическое мышление, профессиональная самостоятельность, социальная мобильность на рынке труда.



Срок освоения магистерской программы по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки «География» составляет 2 года в соответствии с ФГОС ВПО.
Трудоёмкость магистерской программы

Общая трудоёмкость освоения ООП ВПО составляет 120 зачётных единиц за весь период обучения в соответствии с ФГОС ВПО по данному направлению и включает все виды аудиторной и самостоятельной работы студента, практики и время, отведённое на контроль качества освоения студентом ООП.


Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы по профилю «Русский язык»

Лица, имеющие диплом бакалавра или специалиста и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются вузом с целью установления степени освоения поступающим следующих компетенций (в соответствии с ООП бакалавриата по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование):



1. Общекультурные компетенции:

  1. ОК-1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

  2. ОК-2 способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  3. ОК-3 способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности базовыми культурными ценностями, современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества;

  4. ОК-4 способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации теоретического и экспериментального исследования;

  5. ОК-5 готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья;

  6. ОК-6 способен логически верно выстраивать устную и письменную речь;

  7. ОК-7 готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе;

  8. ОК-8 готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации готов работать с компьютером как средством управления информацией;

  9. ОК-9 способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

  10. ОК-10 владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников;

  11. ОК-11 готов использовать основные методы защиты от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

  12. ОК-12 способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

  13. ОК-13 умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

  14. ОК-14 готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям;

  15. ОК-15 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества;

  16. ОК-16 способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

2. Профессиональные компетенции (ПК):

Общепрофессиональные (ОПК):

  1. ОПК-1 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

  2. ОПК-2 способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

  3. ОПК-3 владеет основами речевой профессиональной культуры;

  4. ОПК-4 способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

  5. ОПК-5 владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;

  6. ОПК-6 способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

в области педагогической деятельности (ПК):

  1. ПК-1 способен разрабатывать и реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях;

  2. ПК-2 способен решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;

  3. ПК-2 готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

  4. ПК-3 способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки к сознательному выбору профессии;

  5. ПК-4 способен использовать возможности образовательной среды для формирования универсальных видов учебной деятельности и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

  6. ПК-5 готов включаться во взаимодействие с учениками, родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

  7. ПК-6 способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников, поддерживать инициативность и активность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности;

  8. ПК-7 готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

в области культурно-просветительской деятельности:

  1. ПК-8 способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий;

  2. ПК-9 способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

  3. ПК-10 способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;

  4. ПК-11 способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

3. Специальные профильные компетенции:

  1. ПК-12 способен разрабатывать современные педагогические технологии с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания и развития личности;

  2. ПК-13 способен использовать в учебно-воспитательной деятельности основные методы научного исследования;

  3. ПК-18 владеет приемами текстологического анализа;

  4. ПК-19 готов к лингвистическому анализу текстов с учетом знаний об уровневой системе русского языка и ее единицах в единстве их содержания, формы и функции;

  5. ПК-20 способен к диахроническому осмыслению и синхронному анализу языковых явлений с целью понимания механизмов функционирования и тенденций развития русского языка;

  6. ПК-21 способен выделять и анализировать единицы различных уровней языковой системы в единстве их содержания, формы и функций;

  7. ПК-22 владеет основными понятиями о функциях языка, соотношении языка и мышления, роли языка в обществе, языковых универсалиях и законах развития языка;

  8. ПК-23 способен определять связи русского языка и его типологические соотношения с другими языками;

  9. ПК-24 способен ориентироваться в дискуссионных вопросах языкознания и этапах его развития;

  10. ПК-25 владеет приёмами анализа текстов различных видов и жанров.

- готов применить знания основных положений науки о русском языке при решении профессиональных задач (СК-1);

- свободно владеет основными нормами русского языка в его литературной форме в ситуации профессионального взаимодействия (СК-2);

- владеет базовыми навыками сбора и анализа языковых фактов разных эпох с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (СК-3);

- способен под научным руководством проводить локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания (СК-4);

- способен к отбору языковых явлений и фактов, к проектированию и проведению учебных занятий и внеклассной работы по русскому языку в учереждениях общего и среднего специального образования (СК-5);

- умеет разрабатывать и представлять в разных формах учебно-методические материалы лингвистического характера для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (СК-6);

- готов к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с учащимися (СК-7).

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника магистерской программы по профилю «География»

Область профессиональной деятельности выпускника магистратуры по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, профиль «География" − образование, социальная сфера, культура.

Магистр педагогического образования (География) подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе и педагогической деятельности.

Магистр реализует себя в условиях государственных и негосударственных образовательных учреждений различного вида, а также в учреждениях социальной сферы и культуры. Деятельность магистра связана с обучением русскому языку, просвещением в области отечественной словесности, а также с работой по сохранению и пропаганде государственного языка Российской Федерации.
Объектами профессиональной деятельности магистров являются: обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Виды профессиональной деятельности магистра в соответствии с ООП 050100.68 Педагогическое образование следующие: педагогическая, научно-исследовательская, управленческая, проектная, методическая, культурно-просветительская.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится магистр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.


Задачи профессиональной деятельности выпускника
Магистр по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование, профиль «География» должен решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

1. Область педагогической деятельности:



  1. изучение возможностей, потребностей и достижений обучающихся общеобразовательных учреждений, различных профильных образовательных учреждений, образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и проектирование на основе полученных результатов индивидуальных маршрутов их обучения, воспитания и развития;

  2. организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, соответствующих возрастным особенностям старших школьников, юношей и девушек, и отражающих специфику предметной области;

  3. организация взаимодействия с коллегами, родителями, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров, включение во взаимодействие с социальными партнерами обучающихся;

  4. использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для обеспечения качества образования;

  5. осуществление профессионального самообразования и личностного роста, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры.

2. Область научно-исследовательской деятельности:

  1. анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

  2. проектирование, организация, реализация и оценка результатов научного исследования в сфере образования с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий;

  3. организация взаимодействия с коллегами, взаимодействие с социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных исследовательских задач;

  4. использование имеющихся возможностей образовательной среды и проектирование новых условий, в том числе информационных, для решения научно-исследовательских задач;

  5. осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе.

3. Управленческая деятельность:



  1. изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

  2. исследование, проектирование, организация и оценка реализации управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

  3. организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных управленческих задач;

  4. использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей её обогащения и развития для обеспечения качества управления.

4. Область проектной деятельности:

  1. проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

  2. проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов;

  3. проектирование содержания новых дисциплин и элективных курсов для предпрофильной и профильной подготовки обучающихся, а также форм и методов контроля и различных видов контрольно-измерительных материалов, в том числе на основе информационных технологий.

5. Область методической деятельности:



  1. изучение и анализ профессиональных и образовательных потребностей и возможностей педагогов и проектирование на основе полученных результатов маршрутов индивидуального методического сопровождения;

  2. исследование, проектирование, организация и оценка реализации методического сопровождения педагогов с использованием инновационных технологий;

  3. организация взаимодействия с коллегами и социальными партнерами, в том числе с иностранными, поиск новых социальных партнеров при решении актуальных научно-методических задач;

  4. использование имеющихся возможностей образовательной и социальной среды и проектирование новых сред, в том числе информационных, для обеспечения развития методического сопровождения деятельности педагогов.

6. Область культурно-просветительской деятельности:



  1. изучение и формирование культурных потребностей и повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;

  2. создание просветительских программ и их реализация в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;

  3. использование современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач;

  4. формирование художественно-культурной среды, способствующей удовлетворению культурных потребностей и художественно-культурному развитию отдельных групп населения.


3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО.
Результаты освоения ООП магистратуры определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.


Индекс

Содержание




В области общекультурной деятельности

ОК-1

Способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-2

Готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач

ОК-3

Способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности

ОК-4

Способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач

ОК-5

Способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе, в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности

ОК-6

Готовность работать с текстами профессиональной направленности на иностранном языке

ОПК-1

Готовность осуществлять профессиональную коммуникацию на государственном (русском) и иностранном языках

ОПК-2

Способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру

ПК-1

Способность применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях

ПК-2

Готовность использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса

ПК-3

Способность формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики

ПК-4

Способность руководить исследовательской работой учащихся




В области научно-исследовательской деятельности

ПК-5

Способность анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач

ПК-6

Готовность использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач

ПК-7

Готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки




В области методической деятельности

ПК-8

Готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различного типа

ПК-9

Готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области




В области управленческой деятельности

ПК-10

Готовность изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа

ПК-11

Готовность исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы

ПК-12 *

Готовность организовать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно-экспериментальной работы

ПК-13

Готовность использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт






В области проектной деятельности

ПК-14

Готовность к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов

ПК-15

Способность проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта

ПК-16

Готовность проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения




В области культурно-просветительской деятельности

ПК-17

Способность изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения

ПК-18

Готовность разрабатывать стратегии просветительской деятельности

ПК-19

Способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций

ПК-20

Готовность к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно-просветительских задач

ПК-21

Способность формировать художественно-культурную среду

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ООП магистратуры по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование», профилю подготовки «География».

В соответствии с п. 39 Типового положения о вузе и ФГОС ВПО магистратуры по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» содержание и организация образовательного процесса при реализации данной ООП магистратуры регламентируется учебным планом, рабочими программами дисциплин (модулей), программами учебных и производственных практик; календарным учебным графиком.


4.1. Календарный учебный график содержит указание на последовательность реализации ООП ВПО по годам, включая теоретическое обучение, учебные и производственные практики, промежуточную и итоговую аттестации, каникулы.

Теоретическое обучение составляет по данной ООП 40 недель; экзаменационные сессии – 4 недели; научно-исследовательская работа – 18 недель; производственная практика – 18 недель; диссертация – 2 недели; государственная итоговая аттестация – 2 недели; каникулы – 20 недель. Итого: ООП по направлению 050100.68 «География» реализуется в течение 104 недель.

1 семестр обучения – 12 недель теоретического обучения, 1 неделя экзаменационной сессии, 3 недели каникул;

2 семестр обучения – 12 недель теоретического обучения, 1 неделя экзаменационной сессии, 7 недель каникул;

3 семестр обучения – 8 недель теоретического обучения, 1 неделя экзаменационной сессии, 3 недели каникул;

4 семестр обучения – 8 недель теоретического обучения, 1 неделя экзаменационной сессии, 7 недель каникул;


4.2. Учебный план подготовки магистра составлен с учётом общих требований к условиям реализации основных образовательных программ, сформулированных в VІІ разделе ФГОС ВПО по направлению 050100.68 «Педагогическое образование», и отображает логическую последовательность освоения циклов и разделов ООП, обеспечивающих формирование компетенций магистра по данному направлению.

В учебном плане указана общая трудоёмкость дисциплин, практик, самостоятельной работы студентов в зачётных единицах. Для каждой дисциплины и практики указаны формы промежуточной аттестации.

ООП ВПО магистратуры «География» содержит дисциплины по выбору студентов в объёме не менее 30 процентов вариативной части.

В начале обучения в магистратуре каждый студент совместно с научным руководителем и руководителем магистратуры составляет индивидуальный план научно-исследовательской работы, который утверждается на кафедре русского языка и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности магистранта.



4.3. Рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)

В состав ООП магистратуры входят рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) базовой, вариативной частей учебного плана, включая дисциплины по выбору студента.

В учебных программах обозначены основные цели, задачи освоения дисциплины, её место в структуре ООП ВПО, обозначены требования к результатам освоения с указанием формируемых компетенций, содержание и структура дисциплины, а также требования к промежуточному контролю, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Образовательный процесс осуществляется на филологическом факультете с участием общеуниверситетских кафедр истории, педагогики, психологии, кафедр факультета социологии, экономики и права.

Аннотации рабочих программ учебных дисциплин приведены в соответствии с ГОС ВПО 050100.68 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «География» в Приложении 1.

4.4. Программы практик и организация научно-исследовательской работы обучающихся

В соответствии с ГОС ВПО по направлению подготовки 050100.68 «Педагогическое образование» и профилю подготовки «География» раздел основной образовательной программы магистратуры «Педагогические и научно-исследовательская практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые обучающимися в результате освоения теоретических курсов, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций обучающихся.

При реализации данной ООП предусматриваются следующие виды практик: педагогическая (в средних учебных заведениях и в вузе), научно-педагогическая и научно-исследовательской практики.

Практики проводятся в соответствии с ГОС ВПО, учебным планом направления подготовки, рабочими программами практик.

Местом проведения педагогических практик являются средние, средние специальные и высшие образовательные учреждения города Ульяновска и Ульяновской области.Ведётся постоянная работа над расширением списка образовательных учреждений города Ульяновска и Ульяновской области, принимающих студентов на педагогическую практику.

4.4.2. Программы педагогических практик.

Цели и задачи педагогической практики

Главная цель производственной (педагогической) практики формирование ценностных основ профессиональной деятельности в сфере образования и целостной картины педагогической деятельности; закрепление и углубление теоретических знаний, полученных будущими магистрами за время обучения в университете. Практика должна способствовать реализации личностных способностей обучающихся в научно-педагогической деятельности.

Задачи производственной (педагогической) практики магистрантов:


  • овладение необходимыми общекультурными и профессиональными компетенциями по избранному направлению подготовки;

  • закрепление полученных теоретических знаний по дисциплинам направления и специальным дисциплинам магистерских программ;

  • овладение навыками проведения отдельных видов учебных занятий по дисциплинам кафедр соответствующего учреждения, приобретение опыта педагогической работы в условиях высшего учебного заведения (техникума, колледжа, училища, школы);

  • сбор фактического материала и проведение опытно-экспериментальной работы для подготовки выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

Место педагогической практики в структуре ООП

Производственная (педагогическая) практика магистрантов относится к профессиональнму циклу дисциплин УП ВПО (М3.П). Педагогическая практика является продолжением обучения студентов в условиях высшего учебного заведения (техникума, колледжа, училища, школы) и направлена на практическое освоение студентами различных видов педагогической деятельности.

В соответствии с учебным планом практика проводится в 1 семестре.

Для её успешного прохождения необходимо освоение психолого-педагогического блока дисциплин. Прохождение производственной (педагогической) практики магистрантов является необходимой основой для изучения дисциплин «Инновационные процессы в образовании» и других дисциплин по выбору, предназначенных для совершенствования магистрантов.

До педагогической практики студенты должны осмыслить социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, а также освоить необходимый теоретический минимум психолого-педагогических, методических знаний, необходимый для эффективной реализации практических задач, стоящих перед магистрантом

Требования к усвоению дисциплины

В результате прохождения педагогической практики магистрант должен обладать следующими компетенциями



а) профессиональными (ОПК, ПК):

В области педагогической деятельности:

    • способностью применять современные методики и технологии организации и реализации образовательного процесса на различных образовательных ступенях в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

    • готовностью использовать современные технологии диагностики и оценивания качества образовательного процесса (ГТК-2);

    • способностью формировать образовательную среду и использовать свои способности в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-3);

    • способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

    • в области научно-исследовательской деятельности: способностью анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач (ПК-5);

    • готовностью использовать индивидуальные креативные способности для оригинального решения исследовательских задач (ПК-6);

    • готовностью самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7); в области методической деятельности:

    • готовносью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов (ПК-8);

    • готовностью к систематизации, обобщению и распространению методического опыта (отечественного и зарубежного) в профессиональной области (ПК-9);

    • в области управленческой деятельности:

    • готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-10);

    • готовностью исследовать, проектировать, организовывать и оценивать реализацию управленческого процесса с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-11);

    • готовностью организовывать командную работу для решения задач развития образовательного учреждения, реализации опытно- экспериментальной работы (ПК-12);

    • готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательным учреждением, опираясь на отечественный и зарубежный опыт (ПК-13); в области проектной деятельности:

    • готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательной среды, образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-14);

    • способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, а также различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе, на основе информационных технологий и на основе применения зарубежного опыта (ПК-15);

    • готовностью проектировать новое учебное содержание, технологии и конкретные методики обучения (ПК-16);

в области культурно-просветительской деятельности:

    • способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

    • готовностью разрабатывать стратегии просветительской деятельности (ПК-18);

    • способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

    • готовностью к использованию современных информационно- коммуникационных технологий и СМИ для решения культурно- просветительских задач (ПК-20);

    • способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

В результате прохождения педагогической практики магистрант должен

Знать:

- ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования;

-правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования;

- сущность и структуру образовательных процессов;

-особенности реализации педагогического процесса в условиях поликультурного и полиэтнического общества;

-тенденции развития мирового историко-педагогического процесса, особенности современного этапа развития образования в мире;

- основы просветительской деятельности;

- методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

- теории и технологии обучения и воспитания ребёнка, сопровождения субъектов педагогического процесса;

-содержание преподаваемого предмета;

-закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды;

-способы психологического и педагогического изучения обучающихся;

- способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

- способы построения межличностных отношений в группах разного возраста;

-способы профессионального самопознания и саморазвития.

Уметь:

- системно анализировать и выбирать образовательные концепции;

- использовать методы психологической и педагогической диагностики для решения различных профессиональных задач;

- учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации;

- учитывать в педагогическом взаимодействии различные особенности учащихся;

- проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности;

- осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений

- создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду;

- использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

-организовывать внеучебную деятельность обучающихся;

- бесконфликтно общаться с различными субъектами педагогического процесса;

- участвовать в общественно-профессиональных дискуссиях;

- использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования.

Владеть:

-способами пропаганды важности педагогической профессии для социально-экономического развития страны;

-способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы и т.д.);

-способами осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения;

-способами предупреждения девиантного поведения и правонарушений;

- способами взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса;

- способами проектной и инновационной деятельности в образовании;

- различными средствами коммуникации в профессиональной педагогической деятельности;

- способами установления контактов и поддержания взаимодействия с субъектами образовательного процесса в условиях поликультурной образовательной среды;

- способами совершенствования профессиональных знаний и умений путём использования возможностей информационной среды образовательного учреждения, региона, области, страны.



Место и время проведения производственной (педагогической) практики магистрантов

Научно-педагогическая практика магистрантов проводится в 1 семестре, 8 недель, 432 ч, 12 ЗЕ. В зависимости от реализуемой магистерской программы и особенностей индивидуальной магистерской подготовки, период проведения практики может быть изменен в установленном порядке.

Выбор места практики и содержания работы определяется необходимостью ознакомления студентов с деятельностью учреждений образования, осуществляющих процесс обучения и воспитания и проводящих опытно-экспериментальную работу и исследования по направлению избранной магистерской программы, а также темой исследования, осуществляемого студентом для подготовки выпускной квалификационной работы – магистерской диссертации.

Практика проводится как в соответствии с данной программой, так и на основе индивидуальной программы практики, составленной студентом совместно с научным руководителем.



Структура и содержание производственной (педагогической) практики

Конкретное содержание педагогической научно-исследовательской работы магистранта планируется руководителем практики на основе согласования с научным руководителем, а также с руководством учреждения, в котором она выполняется, и отражается в индивидуальном задании на научно-педагогическую практику.

Научно-педагогическая практика включает в себя следующие направления деятельности:


  1. Изучение учебно-программной документации образовательного учреждения высшего профессионального, среднего профессионального или общего образования.

  2. Проектирование занятий различных типов (лекций, семинаров, уроков) и подготовка методического сопровождения к ним.

  3. Посещение и анализ занятий, проводимых магистрантами и наиболее опытными преподавателями образовательных учреждений.

  4. Диагностика эффективности образовательного процесса в образовательных учреждениях различного типа и видов.

  5. Изучение, анализ и презентация инновационного опыта отдельного педагога или образовательного учреждения в целом.

  6. Подготовка и написание научной статьи по выбранной проблематике.


Каталог: edu files -> OOP free -> upload
upload -> Основная образовательная программа (ооп) магистратуры, реализуемая вузом по направлению подготовки 050100. 68 «Педагогическое образование»
upload -> 1 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ооп впо
upload -> Физико-математический
upload -> Профили: Начальное образование
upload -> 2 Область профессиональной деятельности выпускника по направлению подготовки 050401. 65 История: образование, социальная сфера, культура
upload -> 1. Общие положения Основная образовательная программа (ооп) специалитета, реализуемая вузом по специальности 050708. 65 Педагогика и методика начального образования
upload -> Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки
upload -> 2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп
upload -> 1 Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения ооп впо
upload -> Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп магистратуры по направлению подготовки 050100. 68 «Педагогическое образование», профилю подготовки


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница