1. организационно-методический раздел обеспечиваемые компетенции



Скачать 315.99 Kb.
Дата20.04.2016
Размер315.99 Kb.


1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Обеспечиваемые компетенции:
Профессиональные компетенции:

- готовность к предупреждению и профилактике личной профессиональной деформации, профессиональной усталости, профессионального «выгорания» (ПК-8);

- готовность соблюдать профессионально-этические требования в процессе осуществления профессиональной деятельности (ПК-12).
Цель курса - формирование у студентов системы теоретических знаний о сущности, специфике и динамике демографических и этнографических процессов в России и мире, овладение основами методологии научного исследования данных процессов.
Задачи курса:


  • приобретение теоретических знаний и навыков в области изучения социальной демографии и этнографии;

  • формирование целостного представления об объекте и предмете социальной демографии и этнографии, их связи с другими дисциплинами;

  • овладение современным категориальным аппаратом социальной демографии и этнографии как науки;

  • на уровне понятийного мышления установление взаимосвязи между демографической ситуацией в стране, своем регионе и мире, тенденциями и закономерностями ее изменения;

  • ознакомление с основными историческими этапами развития социальной демографии и этнографии и современными теоретическими подходами к изучению народов и этносов;

  • получение представления о методологическом и теоретическом поле социальной демографии и этнографии, об основных видах исследований;

  • формирование практических навыков в области исследования народов в современном мире, ознакомление с основными методами анализа демографических процессов и семейного поведения (рождаемости и репродуктивного поведения, смертности и самосохранительного поведения, брачности и разводимости и брачного поведения).

Место курса в процессе подготовки магистра

Курс «Социальная демография и этнография» предусмотрен учебным планом по направлению «Социальная работа» для студентов первого года обучения. Данный курс относится к циклу дисциплин по выбору и предназначен для ознакомления студентов с основами и актуальными вопросами демографии и этнографии.

В курсе рассматриваются актуальные проблемы современной демографической и этнографической науки, характеристики источников демографических данных, особенности современных демографических структур и процессов, проблемы и тенденции процессов брачности и разводимости в современном мире, основы прогнозирования демографических процессов и перспективные направления государственной демографической политики, вопросы изучения социально-демографических показателей в современном обществе.

Предлагаемый курс позволяет дать профессиональные знания по теории и практике демографической и этнографической науки, что дает возможность использовать их как в научно-исследовательской деятельности, так и в социологическом консультировании и обслуживании практики осуществления демографической политики.




  1. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ


Для студентов очного отделения

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных ед., 108 часов




Тема,раздел

Всего

часов


Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

лекции

семин.

лабор.

СРС

КСР

Вид КСР

1

Тема 1. Предмет, объект и методы демографии. Основные задачи и функции демографии. Связь демографии с другими науками.

10

2

4




4







2

Тема 2. Источники данных о населении: переписи населения, текущий учет, выборочные обследования и социолого-демографические исследования.

12

2

4




6







3

Тема 3. Демографическая структура и демографические процессы. Методы измерения численности и структуры населения и их динамики. Воспроизводство населения. Социально-демографические показатели.

12

2

4




6







4

Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение. Смертность и самосохранительное поведение. Брачность и разводимость: понятия, зависимости, проблемы и тенденции в современном мире.

14

2

4




6

2

Эссе

5

Тема 5. Предмет, объект и методы этнографии. Связь этнографии с другими науками. История развития науки.

12

2

4




6







6

Тема 6. Основные понятия этнографии. Основные теории изучения этноса.

12

2

4




6







7

Тема 7. Основные виды классификации народов мира.

12

2

4




6







8

Тема 8. Проблемы межэтнических отношений. Основные установки и стереотипы, возникающие при взаимодействии народов. Толерантность в межэтническом взаимодействии.

12

2

4




6







9

Тема 9.Демографический и этнографический аспект социальной политики.

12

2

4




6










ВСЕГО

108

18

36




52

2




* Примечание: экзамен входит в общую трудоемкость.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1. Общее (по всем темам)

Тема 1. Предмет и методы демографии. Основные задачи и функции демографии. Связь демографии с другими науками.

Понятие «демография». История термина «демография». Истоки зарождения демографии как науки.

Объект и предмет демографии. Население как объект различных наук. Специфика демографического подхода к населению: акцент на анализ процесса самосохранения населения, замещения поколений. Население как объект демографии. Предмет демографии – воспроизводство населения. Взаимосвязь демографии с другими науками.

Задачи и функции демографии. Основные подходы в демографии. Демографические процессы: рождаемость, смертность, брачность, разводимость, формирование и разделение семей. Понятие о миграции и видах движения населения – «естественном» и «механическом».

Демографические структуры: возрастно-половая, брачная, семейная. Недемографические структуры населения. Основной критерий различения демографических и недемографических структур.

Методы демографии: статистические, математические, собственно-демографические, социологические.

Понятие времени и возраста в демографии. Современники, ровесники и сверстники. Когорты и поколения. Реальные и условные поколения. Вероятность демографического события. Интенсивность и сила демографического процесса.

Общие и специальные демографические таблицы. Демографические таблицы для реального и условного поколения. Показатели демографических таблиц, их классификация. Табличные коэффициенты. Чистые и комбинированные демографические таблицы. Примеры демографических таблиц (таблицы смертности, таблицы рождаемости, таблицы брачности и прекращения браков, таблицы овдовения, таблицы разводимости).

Демографические проблемы в современном мире. Теоретическая и практическая значимость исследований населения и его изменений, взаимосвязей демографических процессов с другими социальными явлениями и процессами.
Тема 2. Источники данных о населении: переписи населения, текущий учет, выборочные обследования и социолого-демографические исследования

Понятие «демографическая информация», его определение, роль и значение в демографических исследованиях, в практике государственного управления и планирования развития. Первичная (исходная) и вторичная демографическая информация.

Основные виды источников первичной информации о населении и демографических процессах: переписи населения, текущий учет демографических событий, списки и регистры населения, специальные и выборочные обследования.

Цели, принципы, основные отличительные черты переписей населения. Программа переписи и переписной лист: основные разделы и вопросы. Технология организации и проведения переписи. Категории населения, учитываемые при переписях. Дата проведения переписи, ее определение. Критический момент переписи (момент счета). Методы проведения переписи – опрос и самозаполнение. Сплошные и выборочные переписи. История проведения переписей населения в мире, России и СССР: сравнительный анализ.

Текущий статистический учет «естественного» движения населения и миграции. Основные виды статистических учетных форм – свидетельства о рождении, смерти, браке, разводе. Особенности текущего учета миграции. Данные о «естественном» движении населения и миграции в научной литературе и средствах массовой информации.

Вторичная демографическая информация: основные виды источников. Отечественные и зарубежные демостатистические справочники. Публикация итогов переписей населения в России и СССР. Публикация данных о «естественном» движении населения России и СССР. Демографическая информация в Internet. Основные демографические порталы и сайты.


Тема 3. Демографическая структура и демографические процессы. Методы измерения численности и структуры населения и их динамики

«Демографическая структура» и «демографические процессы» в контексте категориальных различий и исследовательских характеристик.

Абсолютная численность населения, методика ее определения. Уравнение демографического баланса. Ошибка закрытия баланса. Моментная численность населения и численность населения за период. Средняя (среднегодовая) численность населения.

Демографические структуры населения. Состав населения по полу: показатели и возрастная динамика. Первичное, вторичное, третичное соотношение полов: определение, динамика, основные факторы изменения. Роль поведения в формировании вторичного соотношения полов. Основные тенденции изменения полового состава населения мира, континентов, стран. Специфика гендерного подхода к демографической структуре. Гендерная социология и демография.

Возраст и возрастная структура населения. Возраст как демографическая и социологическая переменная. Возрастные группы и контингенты. Возрастно-половые пирамиды, их построение и анализ. Возрастно-половая структура и воспроизводство населения: прямые и обратные связи. Типы возрастно-половых структур и пирамид. Возрастно-половая структура и социально-экономические процессы.

Демографическое старение населения: сущность, причины, виды. И.И. Мечников и его «Этюды оптимизма», в том числе «О старости»: вечные темы. Измерение демографического старения населения. Шкала демографического старения Ж. Боже-Гарнье – Э. Россета. Шкала демографического старения ООН. Демографическое старение населения и его экономические, социальные, здравоохранительные, политические и др. последствия. Условия жизни и долголетие в России. Понятие «преждевременного старения». Социально-экономические и медико-психологические аспекты демографического старения. Старение населения и задачи социальной политики. Проблема старения населения в Иркутской области.

Другие демографические структуры населения. Структура населения по брачному и семейному состоянию. Понятия брака и семьи в демографии. Семья и домохозяйство. Основные виды демографических структур семьи.

Недемографические структуры населения. Городское и сельское население. Структура населения по экономической активности и ее видам. Образовательная структура населения. Этнический состав населения. Конфессиональный состав населения. Взаимосвязь демографических и недемографических структур населения.

Основные тенденции изменения численности и состава населения мира и России.
Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение. Смертность и самосохранительное поведение. Брачность и разводимость: понятия, зависимости, проблемы и тенденции в современном мире.

Рождаемость как демографический процесс. Показатели рождаемости для периода. Брачная и внебрачная рождаемость.

Показатели рождаемости реального поколения. Репродуктивное поведение. Общее понятие о репродуктивном поведении. Схема ценностно-нормативной регуляции репродуктивного поведения. Потребность в детях. Репродуктивные нормы, ценности, установки и мотивы. Условия жизни семьи и их роль. Снижение рождаемости до малодетности и возможной бездетности как результат изменения системы социокультурных норм в индустриальном и постиндустриальном обществе. Социологические исследования репродуктивного поведения в России и за рубежом.

Проблема учета в анализе рождаемости вклада ее структурных и поведенческих компонентов. Основные подходы к его измерению. Нормативный подход. Стандарты естественной рождаемости. Индексы Э. Коула. Индексы гипотетического минимума естественной рождаемости (ГМЕР) В.А. Борисова. Техника расчета и практическое значение.

Социологический (поведенческий) подход. Схема промежуточных переменных рождаемости К. Дэвиса и Дж. Блейк. Модель непосредственных детерминант рождаемости Дж. Бонгаартса.

Внутрисемейное регулирование числа рождений. Планирование семьи. Аборты и контрацепция. Основные методы контрацепции.

Тенденции изменения уровня рождаемости в современном мире, России и ее отдельных регионах. Теоретические концепции объяснения исторического снижения рождаемости и массовой малодетности в современном обществе. Факторная концепция. Концепция демографического рационализма (модернизации). Концепция исторического уменьшения потребности в детях. Философия рождаемости в России: в поиске новых подходов.

Смертность как демографический процесс. Показатели смертности. Общий коэффициент смертности. Половозрастные коэффициенты смертности. Младенческая смертность: понятие, показатели, социальное значение. Особенности расчета коэффициента младенческой смертности. Дифференциальная смертность. Факторы дифференциации уровней смертности. Мужская сверхсмертность: общие и специфические причины.

Таблицы смертности (дожития). Основные функции (показатели) таблиц смертности (дожития), их взаимосвязь. Демографический метод построения таблиц смертности. Средняя ожидаемая продолжительность предстоящей жизни: понятие, социальное значение. Средняя интервальная ожидаемая продолжительность предстоящей жизни. Продолжительность жизни в различных регионах России. Причины смерти. Эпидемиологический переход: сущность, особенности проявления в России. Факторы изменения структуры причин смертности. Тенденции и факторы уровня смертности и средней продолжительности жизни в мире и в России.

Самосохранительное поведение: понятие и структура. Потребность личности в самосохранении как ведущий элемент системы диспозиций. Установки к сроку жизни и здоровью. Установки к смерти. Исследования самосохранительного поведения мужчин и женщин в России и за рубежом. Негативные результаты самосохранительного поведения. Интерпретация девиантного поведения (алкоголизма, наркомании, суицида) в терминах ценностного подхода. Индикаторы субъективной продолжительности жизни – желаемых и ожидаемых сроков жизни. Шкала смертельной тревожности. Необходимость комплексных исследований проблем самосохранительного поведения среди молодежи и пожилых людей в мире и в России. Перспективы исследований самосохранительных установок и мотивов.

Брак, его формы и виды. Моногамия и полигамия. Юридический брак. Фактический брак. Брачное состояние (брачный статус) и его показатели. Измерение брачного статуса в переписях населения и социологических исследованиях. Современная концепция измерения семейного статуса.

Брачность как демографический процесс. Показатели брачности. Общий коэффициент брачности. Специальный коэффициент брачности. Половозрастные коэффициенты брачности. Возраст вступления в брак. Возраст вступления в первый брак. Уровень окончательного безбрачия. Потенциал брачности и его показатели. Тенденции брачности в мире, России и других странах.

Разводимость как демографический процесс. Понятие «развода». Расторжение брака. Показатели разводимости. Общий коэффициент разводимости. Специальные коэффициенты разводимости. Повозрастные коэффициенты разводимости. Суммарный коэффициент разводимости. Специальные коэффициенты разводимости по продолжительности брака.

Таблицы разводимости. Основные показатели таблиц разводимости. Таблицы прекращения брака. Тенденции разводимости в мире, России и других странах. Причины высокой разводимости в Иркутской области. Разводимость среди молодежи.

Брачность и разводимость: новые проблемы нового тысячелетия.
Тема 5. Предмет, объект и методы этнографии. Связь этнографии с другими науками. История развития науки.

Предмет и объект этнографии. Методы этнографии. Основные источники этнографии. Полевые исследования: стационарные, маршрутные, кустовые. Методы сбора полевого материала. Разновидности этнографического наблюдения. Опрос:


анкетирование и интервьюирование. Изучение документов и письменных и устных источников, преданий, фольклора. Применение методов сравнительного языкознания. Анализ археологических и изобразительных материалов. Музейные собрания.
Методы обобщения в этнографии: описательный, типологический, сравнительно-исторический, картографический, математические методы количественного анализа. Использование метода эмпатии (сочувствия, проникновения в другую культуру, улавливания значений) в этнологических исследованиях.

Тема 6. Основные понятия этнографии. Основные теории изучения этноса.

Основные понятия в социальной этнографии: “этнос”, “этничность”, “культура”, “общество”, “традиция”.

Основные концепции рассмотрения этноса и этничности. Примордиалистские концепции этноса и этничности. Объективность, изначальность (или примордиальность) этнических групп. Объективность этнических связей (принадлежности) для человека. Этничность как природно-биологический феномен, детерминированный биологическими, генетическими и географическими факторами. Характеристики этнических групп: 1) биологическое самовоспроизводство; 2) наличие базовых,
культурных ценностей и внешнее единство культурных форм;
3) единые поля коммуникации и взаимодействия; 4) членство, обеспечивающее идентификацию для членов группы и признание их другими группами.

Биологическая концепция этноса. Социобиологические трактования этнических групп как расширенных родственных сообществ. Концепция этногенеза Л. Гумилева. Роль географических и геокосмических факторов в возникновении этноса как биосоциального организма. Понятие “пассионарности”. Жизненный цикл этноса. Эволюционно-исторические направления трактования происхождения этносов. Этносы как социальные сообщества, детерминированные социально-историческим контекстом. Условия формирования этноса: территориальные, природные, социально экономические, государственно-правовые.

Инструменталистские концепции этноса. Этносы как “воображаемые” группы, объединяемые интересами. Этничность средство достижения групповых интересов, преодоления отчуждения. Свобода человека в выборе этнической принадлежности. функционализм и опора на утилитаристские ценности в инструменталистских теориях.

Конструктивистские подходы к определению этноса. Этническая группа как результат особых усилий по созданию этнического чувства. Роль политиков, интеллигенции, средств массовой информации. Массовое образование. Роль государственных языков в формировании этнических групп. Ситуативистские концепции. Контекстуализм в изучении этнического.

Основные характеристики этнических групп: наличие общего самоназвания и самосознания, наличие единого языка, связь с определенной территорией, сходные черты в культуре, представления об общем происхождении. Этнические процессы: разделительные (парциация, сепарация) и объединительные (консолидация, ассимиляция, интеграция, миксация). Категория “нация”. Понятие “этнонации”. Нация как согражданство. Идеологические дискуссии по определению нации в современной России и проблемы государственного устройства. Понятие меньшинства. Национальное (этническое) меньшинство. Культурное (этнографическое) меньшинство. Религиозное (конфессиональное) меньшинство. Языковое (лингвистическое) меньшинство. Расовое (антропологическое) меньшинство.

Тема 7. Основные виды классификации народов.
Критерии классификации народов. Географическая классификация как распределение человечества по отдельным группам и народам в соответствии с местами их обитания. Народы Европы. Народы Азии (народы Западной, Южной, Восточной, Юго-Восточной, Центральной Азии). Народы Африки (народы Северной и Тропической Африки). Народы Австралии и Океании (Австралия и Тасмания, Полинезия, Микронезия, Меланезия). Народы Америки (народы Северной, Центральной и Южной Америки). Антропологическая классификация. Расовые различия. Признаки рас: цвет кожи, волос, глаз, форма волос, черты лица. Рост, форма черепа и т. д. Большие расы: монголоидная, европеоидная, негроидная, анстролоидная. Понятие этногенетического пучка (малая раса). Контактные или смешанные расовые типы. Этно-лингвистическая классификация. Язык как социально- историческое явление и основа человеческой культуры. Языковое родство как признак генетического родства между народами, диалекты и говоры. Понятие о родственных языках. Языковая семья как совокупность родственных языков. Понятие языкового союза. Язык межнационального общения. Понятие о государственных языках. Явления билингвизма и бикультурализма. Неполное совпадение лингвистической классификации с этнологической. Религиозная (конфессиональная) классификация. Классификация народов по хозяйственно-культурным типам (ХКТ). ХКТ доиндустриальной эпохи. Исторический характер ХКТ в ХХI веке.


Тема 8. Проблемы межэтнических отношений.

Уровни исследования межэтнических (эгнонациональных) отношений: ипституциональный и межгрупповой, межличностный. Изучение непосредственных контактов этнических групп и опосредованных (через СМИ, официальные документы, культуру и т.д.).

Этнические и межэтнические установки. Этнические стереотипы.
Исторические (ход исторического процесса, крупные исторические события и т. д.), и политические (принципы и форма государственного устройства, характер политического строя, тип государственной национальной политики) факторы в межэтнических взаимодействиях. Роль политических элит и политических лидеров в межэтнических взаимодействиях.

Социально-структурные факторы межэтнических взаимодействий. Взаимосвязь социальной этнического фактора на изменения социального конфликтогенный потенциал.

Культурные факторы межэтнических взаимодействий. Роль образования. Национальная школа. Средства массовой информации в формировании межэтнических взаимодействий. Традиционные нормы поведения в регуляции межэтнических взаимодействий. Язык как этнический символ. Государственные языки и проблемы этнических контактов.

Социально-психологические и ситуативные факторы. Теория фрустрации в объяснении межэтнических отношений. Толерантность в межэтнических отношениях.



Тема 9. Демографический и этнографический аспекты социальной политики.

Понятие социальной политики государства. Особенности депопуляции в различных странах мира и в России. Социальная необходимость проведения демографической политики, направленной на предотвращение депопуляции и ее последствий.

Сущность и содержание социальной политики, ее соотношение с экономической и семейной политикой. Основные направления социальной политики.

Специфика целей демографической политики, вытекающая из особенностей депопуляции в различных странах мира и в России. Стратегия и тактика демографической политики.

Демографическая политика в России и в СССР: определение приоритетов. История мер материального стимулирования рождаемости и законодательных действий по отношению к искусственному аборту. Проблема определения основных направлений современной демографической политики в России. Демографическая проблематика в программах различных политических партий в России. Демографическая проблематика как предмет дискуссий в органах государственной власти.

Необходимость комплексного подхода в проведении социальной политики в российских условиях. Современная концепция государственной семейно-демографической политики в России и механизмы ее реализации.

Модель роста населения Земли, принцип демографического императива и демографическая ситуация в России в контексте социально-политической и территориальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации.



    1. Темы семинарских занятий


Тема 1. Возникновение и становление демографии. Демографический анализ и методы исследования в демографии

  1. Возникновение и становление демографии.

  2. Развитие демографических исследований в России.

  3. Особенности использования различных методов в демографии (статистических, математических, социологических).

  4. Собственные методы демографии: метод демографических таблиц, метод когортного анализа, метод поперечного анализа, картографические методы, графоаналитические методы.

Тема 2. Перепись населения как источник демографической информации.

  1. История проведения переписей населения в мире.

  2. История возникновения переписи населения в России (от начала учета населения (IX в.) до первой Всероссийской переписи населения в 1897 г.).

  3. Исторические особенности проведения первой Всероссийской переписи населения в 1897 г.

  4. История Всесоюзных переписей населения СССР.

  5. Характеристика организации и проведения Всероссийской переписи населения 2002 года.

  6. Всероссийская перепись населения 2010 года: особенности подготовительного этапа работы.

  7. Специфика публикации итогов переписей населения в России, СССР и за рубежом.

  8. Демографическая информация в Internet: основные демографические порталы и сайты.

Тема 4. Демографическая структура и демографические процессы.

  1. Уравнение демографического баланса и его компоненты.

  2. Понятие и расчет естественного прироста (убыли) населения.

  3. Относительные показатели динамики численности населения: их виды, определения и методика расчета.

  4. Способы измерения половой структуры населения.

  5. Характеристика возрастной структуры населения.

  6. Основные тенденции изменения численности и состава населения мира и России.

Тема 5. Предмет, объект и методы этнографии. Связь этнографии с другими науками. История развития науки.

1. Сходство и различие объекта и предмета наук «демография» и «этнография».

2. Основные методы, применяемые в этнографии.

3. Основные точки взаимодействия наук.

4. Этапы развития этнографии в России.
Тема 6. Основные понятия этнографии. Основные теории изучения этноса.


  1. Основные понятия, используемые в этнографии.

  2. Основные теории развития этноса.

  3. Современное развитие науки в мире и в России.

Тема 7. Основные виды классификации народов.

1. Географическая классификация народов.

2. Антропологическая классификация.

3. Этно-лингвистическая классификация.



Тема 8. Проблемы межэтнических отношений.

1. Уровни исследования межэтнических отношений


2. Социально-структурный фактор межэтнических отношений
3. Культурный фактор межэтнических взаимодействий
4.Социально-психологический и ситуативные факторы
межэтнических взаимодействий и этнической стратификации, их влияние на процессы социальной мобильности.

Тема 10. Демографический и этнографический аспекты социальной политики.

  1. Сущность социальной политики, ее соотношение с экономической и семейной политикой.

  2. Оценка влияния социальных, экономических и политических преобразований последних лет в России на динамику демографических процессов.

  3. Сравнительный анализ современной демографической политики в различных странах.




    1. Тематика заданий для самостоятельной работы

№ п/п

и наименование темы



Виды самостоятельной работы

Формы проведения самостоятельной работы

Аудит.

Внеаудит.

Тема 1. Предмет и методы демографии. Основные задачи и функции демографии

Проведение самостоятельного теоретического исследования на темы: «Основные аспекты развития демографии в дореволюционной, советской и современной России».

+

+

Тема 2. Источники данных о населении: переписи населения, текущий учет, выборочные обследования и социолого-демографические исследования.

Анализ Федерального закона «О Всероссийской переписи населения».

+

+

Тема 3. Демографическая структура и демографические процессы.

Написание эссе по актуальным проблемам демографических структур и процессов.

+

+

Тема 4. Рождаемость и репродуктивное поведение. Смертность и самосохранительное поведение. Брачность и разводимость: понятия, зависимости, проблемы и тенденции в современном мире.

Проведение диспута на тему: «Влияние глобализации на воспроизводство населения в России».

+


+

Тема 5. Предмет, объект и методы этнографии. Связь этнографии с другими науками. История развития науки.

Написание эссе на тему: «Влияние молодежных культур и стилей жизни на состояние современных демографических и этнографических процессов».

+

+

Тема 6. Основные понятия этнографии. Основные теории изучения этноса.

Реферирование статей и научных трудов Л. Н. Гумилева.

+

+

Тема 7. Основные виды классификации народов мира.

Дискуссия на тему «Современные процессы интеграции и их отражение в изменении критериев классификации народов мира»

+

+

Тема 8. Проблемы межэтнических отношений. Основные установки и стереотипы, возникающие при взаимодействии народов. Толерантность в межэтническом взаимодействии.

  1. Контент-анализ СМИ по основным аспектам проявления межэтнической толерантности.

  2. Дискуссия «Влияние этнических стереотипов на сознание молодежи».

  3. Написание эссе на тему «Региональные особенности межэтнического взаимодействия».

+

+

Тема 9. Демографический и этнографический аспект социальной политики

Дискуссия на тему «Влияние государственных программ поддержки демографической ситуации на развитие народов России».

+

+



    1. Примерный список вопросов к зачету




  1. Демография: понятие, предмет, методы.

  2. Основные задачи и функции демографии.

  3. Демографические проблемы в современном мире.

  4. Объект и предмет демографии.

  5. Специфика демографического подхода к населению.

  6. Демографические процессы и структуры, их понятие.

  7. Основные методы демографии.

  8. Взаимосвязь демографии с другими науками.

  9. Задачи и функции демографии.

  10. Региональная демография.

  11. Особенности демографических процессов в Иркутской области.

  12. Основные виды источников первичной информации о населении и демографических процессах.

  13. Переписи населения, их цели, принципы, основные отличительные черты.

  14. Текущий статистический учет «естественного» движения населения и миграции.

  15. Вторичная демографическая информация: основные виды источников.

  16. Старение населения и задачи социальной политики.

  17. Основные тенденции изменения численности и состава населения мира и России.

  18. Брачность как демографический процесс.

  19. Связь брачности и рождаемости.

  20. Разводимость как демографический процесс.

  21. Разводимость среди молодежи.

  22. Брачность и разводимость: новые проблемы нового тысячелетия.

  23. Рождаемость и репродуктивное поведение: основные уровни проблемы.

  24. Теоретические концепции объяснения исторического снижения рождаемости и массовой малодетности в современном обществе.

  25. Смертность как демографический процесс.

  26. Продолжительность жизни в различных регионах России.

  27. Влияние глобализации на воспроизводство населения в России.

  28. Демографическая политика в России и в СССР: определение приоритетов.

  29. Необходимость комплексного подхода в проведении демографической политики в российских условиях.

  30. Предмет этнографии.

  31. Этнография в системе наук об обществе.

  32. Методы сбора этнографического материала (полевые
    исследования, наблюдение, опрос, изучение документов, анализ
    изобразительных материалов, музейные собрания, изучение
    фольклора).

  33. Этнические общности и группы.

  34. Методологические ориентации в исследовании этнического
    (примордиалистские и модернистские концепции).

  35. Понятие «нация». Этно-нация и нация как согражданство.

  36. Этнические процессы: их разделительная и объединительная составляющие.

  37. Общая характеристика примордиалистских концепций этноса.

  38. Модернистские концепции этноса о роли политических факторов
    в формировании этничности.

  39. Роль языка в жизни этноса. Понятие о государственных языках.

  40. Основные классификации народов (географическая, расовоантропологическая, этнолингвистическая, классификация по
    хозяйственно-культурным типам).

  41. Основные факторы межэтнических взаимодействий.




  1. ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ:


4.1. Контрольные работы

Контрольные работы - в форме проведения промежуточного итогового тестирования по разделам программы.


Критерии оценки теста:

  • оценка «неудовлетворительно» - до 50 % правильных ответов в тесте;

  • оценка «удовлетворительно» - от 50 до 69 % правильных ответов в тесте;

  • оценка «хорошо» - от 70 до 84 % правильных ответов в тесте;

  • оценка «отлично» - более 85 % правильных ответов в тесте.

4.2. Эссе

Эссе - самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Эссе должно содержать четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием актуальных статистических данных, данных демостатических справочников и итогов переписей населения, современных концепций, результатов социолого-демографических исследований, материалов актуальных научных статей, аналитического инструментария дисциплины «Демография», а также содержать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Эссе могут значительно дифференцироваться. Это может быть анализ собранных студентом статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации, подробный разбор предложенной преподавателем проблемы с развернутыми пояснениями и анализом примеров, иллюстрирующих изучаемую проблему и проч. Цель эссе - развитие навыков самостоятельного творческого мышления, использования научного подхода и письменного изложения собственных умозаключений.



Примеры эссе:

  1. Эссе на тему «Основные тенденции изменения половозрастного состава населения»;

  2. Эссе на тему «Возрастно-половая структура и Влияние глобализационных процессов на поло-возрастную структуру населения»;

  3. Эссе на тему «Влияние молодежных культур и стилей жизни на состояние современных демографических и этнографических процессов»;

  4. Эссе на тему «Региональные особенности межэтнического взаимодействия».

Критерии оценки эссе:

  • самостоятельность выполнения;

  • способность аргументировать положения и выводы;

  • обоснованность, четкость, лаконичность постановки проблемы;

  • уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, эффективное использование статистических данных и первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения).




  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Интернет-источники

  1. Всероссийский Центр изучения общественного мнения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://wciom.ru, свободный.

  2. Демография – информационное агентство «ИНВУР» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demography.invur.ru, свободный.

  3. Демография России и Российской Империи в Интернете – ресурс Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. Ломоносова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dmo.econ.msu.ru/demografia, свободный.

  4. Единый архив социологических данных [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://sofist.socpol.ru, свободный.

  5. Журнал «Народонаселение» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://narodonaselenie.ru, свободный.

  6. Институт демографии Государственного университета – Высшей школы экономики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hse.ru/org/hse/sci/demo, свободный.

  7. Институт демографических и социальных исследований Национальной академии наук Украины [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://idss.org.ua, свободный.

  8. Институт демографических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demographia.ru, свободный.

  9. Министерство здравоохранения и социального развития РФ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minzdravsoc.ru, свободный.

  10. Научный журнал «Demographic Research» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demographic-research.org, свободный.

  11. Научный интернет-журнал «Демографические исследования» Института демографических исследований [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://demographia.ru/articles_N/index.html?idR=13, свободный.

  12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru, свободный.

Оборудование

    • компьютер;

    • проектор;

    • экран.

Материалы

  • Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» №8-ФЗ от 25 января 2002 г.

  • Табличная форма данных Федеральной службы государственной статистики «Компоненты изменения общей численности населения России, 1990 – 2008 гг.».

  • Табличная форма данных Федеральной службы государственной статистики «Рождаемость, смертность и естественный прирост населения России, 1950 – 2008 гг.».

  • Табличная форма данных Федеральной службы государственной статистики «Изменение численности населения России по вариантам прогноза, 2010 – 2031 гг.».

  • Табличные формы данных Федеральной службы государственной статистики о численности населения в Иркутской области.

  • Раздаточный материал с примерной тематикой и описанием структуры исследовательских работ.

  • Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. №1351).

  • Концепция демографического развития Иркутской области на период до 2015 года (утверждена распоряжением администрации Иркутской области от 11 сентября 2007 года № 379-ра).

  • контрольного тестирования знаний студентов по дисциплине для промежуточной аттестации по разделам программы.

  • Бланки с тестами для проведения итогового тестирования знаний студентов по дисциплине.

ЛИТЕРАТУРА

Основная


  1. Арутюнян, Ю. В. Этносоциология / Ю. В. Арутюнян, Л. М. Дробижева, А. А. Сусоколов. – М: Изд-во, 1998. -

  2. Демография: учебник для вузов / под ред. Н.А. Волгина, Л.Л. Рыбаковского. – М.: Логос, 2005. – 280 с.

  3. Медков, В.М. Введение в демографию: учебник для вузов / В.М. Медков - М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2006. – 432 с.

  4. Медков, В.М. Демография: учеб. для студ. вузов / В.М. Медков; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. - М.: Инфра-М, 2005. - 576 с.

  5. Медков, В.М. Демография: учеб. пособие для студ. вузов и учрежд. повыш. квалиф., обуч. по экон. и соц. специальностям / В.М. Медков. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 445 с.

  6. Щербаков, А.И. Основы демографии и государственной политики народонаселения: учебное пособие для вузов / А.И. Щербаков, М.Г. Мдинарадзе. – М.: Академический Проект, 2005. – 208 с.


Дополнительная

  1. Альперович, В.Д. Проблемы старения: демография, психология, социология / В.Д. Альперович. – М.: АСТ, 2004. - 352 с.

  2. Андреев, Е.М. Демографическая история России: 1927-1959 / Е.М. Андреев, Л.Е. Дарский, Т.Л. Харькова. - М., 1998.

  3. Антонов, А.И. Социология семьи: учебник / А.И. Антонов. - М.:ИНФРА-М, 2005. - 640 с.

  4. Антонов, А.И. Судьба семьи в России ХХI в. Размышления о семейной политике, о возможности противодействия упадку семьи и депопуляции / А.И. Антонов, С.А. Сорокин. - М.: Грааль, 2000. - 416 с.

  5. Арунюнян, Ю. В. Этносоциология перед вызовами времени / Ю.В. Арутюнян, Л. М. Дробижева // Социс. – № 5. – 2008. – с. 85 – 95.

  6. Бауман, З. Глобализация. Последствия для человека и общества / З. Бауман. - М.: Весь мир, 2004. - 188 с.

  7. Бондырева, С.К. Миграция: сущность и явление / С.К. Бондырева. - М.: МПСИ, 2004. - 296 с.

  8. Борисов, В.А. Демография: учебник для вузов / В.А. Борисов. – изд. 4-е, испр., доп. - М.: NOTA BENE Медиа Трейд Компания, 2005. – 344 с.

  9. Бреева, Е.Б. Основы демографии: учебное пособие / Е.Б. Бреева. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К, 2008. – 386 с.

  10. Будущее России: вызовы и проекты : история, демография, наука / под ред. Г.Г. Малинецкого; Ин-т прикладной математики им. М.В.Келдыша РАН, Ин-т философии РАН, РАГС. - 2-е изд. – М.: КД «Либроком», 2009. – 261 с.

  11. Бутов, В.И. Демография: учеб. пособие / В.И. Бутов. – М.; Ростов н/Д.: МарТ, 2005. - 576 с.

  12. Возраст и состояние в браке населения СССР: по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г. / Госкомстат СССР. - М.: Финансы и статистика, 1990. - 110 с.

  13. Всемирный Банк. Глобализация, рост и бедность. Построение всеобщей мировой экономики: доклад. - М.: Весь мир, 2004. - 216 с.

  14. Горшков, М.К. Россия – новая социальная реальность. Богатые, бедные, средний класс / М.К. Горшков, Н.Е. Тихонова. - М.: Наука, 2004. – 259 с.

  15. Демография: учебное пособие / под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. 5-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2010. – 288 с.

  16. Демография: электронный учебник: CD / под ред. В.Г. Глушковой, Ю.А. Симагина. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Кнорус, 2009. - ISBN: 978-5-406-00064-9.

  17. Денисенко, М.Б. Демография: учебное пособие / М.Б. Денисенко, Н.М. Калмыкова. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 423 с.

  18. Клупт, М. Демография регионов Земли / М. Клупт. – СПб.: ООО «Питер Пресс», 2008. – 346 с.

  19. Саградов, А.А. Экономическая демография: учебное пособие / А.А. Саградов. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 254 с.

  20. Социально-экономическое положение Сибирского Федерального округа в 2007 году / Фед. служба гос. статистики. - М.: [б.и.], 2008. - 79 с.

  21. Харченко, Л.П. Демография: учебное пособие / Л.П. Харченко. - 3-е изд., стер. – М.: ОМЕГА-Л, 2009. – 350 с.

ЛИСТ ОБНОВЛЕНИЯ



Дата

Внесенные обновления

Подпись автора

Подпись зав. кафедрой














Каталог: chairs -> ksr -> RPD-N
chairs -> Общая характеристика специальности 040104 – организация работы с молодежью
chairs -> Планы семинарских занятий для студентов специальности «Социология» Часть 2 Петрозаводск 2008
chairs -> Программы повышения квалификации: Дополнительное образование на современном этапе, 144 часа
chairs -> 5 Конфликт как один из факторов развития производственного коллектива
chairs -> Правила написания психического статуса. Основные методы терапии Студент должен уметь: диагностировать эти патологические состояния у больных
chairs -> Методические разработки для студентов
chairs -> Рабочая группа по организации и проведению городской олимпиады школьников по управлению персоналом
chairs -> Методические рекомендации для студентов очно-заочной и заочной форм обучения
RPD-N -> Организационно-методический раздел


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница