1. Определение семьи и ее функции Семья



Скачать 492.29 Kb.
страница1/2
Дата11.02.2016
Размер492.29 Kb.
  1   2
1.Определение семьи и ее функции
Семья -
это малая социальная группа, которая основана на супружеском союзе и родственных связях (отношения мужа с женой, родителей и детей, братьев и сестёр), которые живут вместе и ведут общее домашнее хозяйство. Важнейшие характеристики семьи это её функции, структура и динамика. Функции семьи Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности, которая связана с удовлетворением членами семьи своих определённых потребностей. Классификация потребностей по Маслоу - 6 уровней. Более простая - потребность в безопасности, привязанности и достижений. Функции семьи по потребности: 1. Воспитательная функция Состоит в удовлетворении членами семьи их психологических потребностей в отцовстве, материнстве, взаимодействии с детьми, воспитании детей и самореализации себя в детях. 2. Хозяйственно – бытовая Она заключается в удовлетворении членами семьи своих биологических и материальных потребностей и в удовлетворении потребности в сохранении их здоровья - физического, психического и социального. 3. Функция эмоционального обмена Семья образуется людьми, которые находятся в родственных связях. Эти связи основаны на эмоционально-позитивных контактах, которые называются привязанностью. Эта нормативная привязанность исходно существует между членами семьи и проявляется в переживаниях и выражении своего отношения одного члена семьи к другому. Эта функция считается реализуемой, если между семьёй и окружающей средой происходит постоянный эмоциональный взаимообмен. Это значит, что семья выделяет в виде эмоций в окружающую среду и получает в ответ какие-то переживания. Если этот взаимообмен нарушается, семья переполняется невыраженными и неосознаваемыми чувствами. Это приводит к болезням семьи в целом. 4. Коммуникативная функция Она состоит в удовлетворении потребности семьи в совместном проведении времени (досуг), взаимном культурном и духовном обогащении и эта функция способствует духовному развитию членов общества. Степень развитости коммуникации в семье соответствует степени развитости коммуникации в обществе. Благодаря коммуникации происходит серьёзный личностный рост. Реализация этой функции ведёт к серьёзному личностному росту членов семьи. 5. Функция первичного социального контроля Цель общества - не только помочь человеку выжить, но она предполагает и функцию контроля - введение ограничений и запретов, которые помогают выживать их создавшему. Семья - малая социальная группа, в ней новый член общества рождается. Обеспечение выполнения членами семьи социальных норм - важная черта. Особенно те члены семьи, которые не обладают достаточной способностью строить своё поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Такими факторами, ограничивающими способность строить своё поведение являются возраст (семья контролирует детей, престарелых и пожилых членов семьи), факт болезни кого-то из членов семьи, приводящей к инвалидизации (родственники должны осуществлять социальный контроль, как опекуны) 6. Сексуально - эротическая функция Существует для удовлетворения сексуальных потребностей семьи, регулирует сексуальное поведение членов семьи. Обеспечение биологического воспроизводства общества, благодаря чему семьи превращаются в роды, идущие в поколения. Семья, которая адекватно выполняет всю совокупность своих функций называется функциональной. Если в семье отмечаются нарушения какой-либо функции или нескольких функций вместе, то такая семья называется .дисфункциональной. Она является основным объектом социальной работы, семейного консультирования или семейной терапии. Психолог помогает семье в целом, а не отдельному её члену.Все эти функции связаны друг с другом и на практике очень редко можно столкнуться с изолированным нарушением функции. Восстанавливать приходится 2-3-4 и т.д.функции. Нарушение функции семьи - это такие черты её жизни, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьёй её основных функций. Например, в семьях моряков нарушаются сексуально-эротические функции семьи.


3. Развитие брачно-семейных отношений в истории общества

Некоторый прообраз семьи мы находим у животных, занимающих относительно высокую ступень на эволюционной лестнице развития видов. Системообразующими функциями семьи животных являются репродуктивная и родительская. Условия возникновения семьи у животных можно назвать следующие:

цикличность воспроизводства потомства, позволяющая взрослым особям время, свободное от репродукции, использовать для реализации функций родительского ухода;

новый образ жизнедеятельности на основе усложнения форм инстинктивного и возрастания роли научения, вследствие чего возникает объективная необходимость времени детства как периода подготовки индивида к «взрослой» жизни;трудности выживания нового поколения, задающие необходимость осуществления родительской опеки, ухода и заботы на протяжении периода достижения зрелости

Детерминантами развития брачно-семейных отношений в истории общества стали потребность рода в сильном жизнестойком потомстве, необходимом для выживания рода, и развитие производительной деятельности с соответствующими.ей хозяйственными производственными отношениями. Можно выделить следующие этапы развития брачно-семейных отношений в истории человечества

промискуитет (смешанность, всеобщность) — беспорядочная, социально нерегулируемая связь между полами, характерная для самого раннего этапа развития человеческого общества;

эндогамия — добрачная форма сожительства между полами внутри общности, не ограниченная социальными предписаниями;

экзогамия — социально регулируемая форма отношений между полами с ограничением сексуальных связей между кровными родственниками. 

Еще Платон и Аристотель обосновывали свои взгляды на супружество и семью, критиковали тип семьи своего времени и выдвигали проекты ее преобразования. Изменение семьи эволюционировало от промискуитета (беспорядочных половых связей), группового супружества, матриархата и патриархата до моногамии. Семья переходила от низшей формы к высшей по мере того, как общество поднималось по ступеням развития. Можно выделить три эпохи: дикость, варварство и цивилизацию.

Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений. С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения. Постепенно формировалась групповая семья, в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм {гинекократию) - отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, - прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия - свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия (от греч. «екзо» - вне и «гамос» - брак) - запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Табу инцеста (запрета на кровосмешение) исследовал Э. Вестермарк. Он доказал, что эта мощная социальная норма укрепляла семью. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.

Позднее сложилась пуналуальная семья - групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно.

Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью). Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн.

Специфика современной семьи определяется по меньшей мере четырьмя особенностями:

1. Особая роль родительства. В современном обществе в условиях, когда период детства удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества — до окончания школы, а в определенных аспектах — и до завершения высшего образования.



2. Основой супружеского союза являются любовь, эмоциональное принятие и поддержка

3. Семейная система является достаточно открытой — в современном обществе легко вступить в брак, но так же легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу своей семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей.

4. Современная семья изменилась и по составу — произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья — родители и дети — становится наиболее типичным вариантом семейной системы.



4. Основные особенности современной семьи и наиболее распространенная структура в нашем обществе. Специфика современной семьи определяется, по меньшей мере, четырьмя особенностями:

1. В современной семье особую роль играет родительство. Эмоциональная близость и любовь родителей к детям вовсе не считались добродетелью или ценностью. Социализирующий стиль воспитания представляет собой переход к новой системе воспитания детей, где главной задачей родителей становится подготовка ребенка к самостоятельной жизни и воспитание и тренировка качеств и способностей, необходимых для перехода на новую статусную позицию — позицию взрослого. Помогающий стиль воспитания, знаменует собой переход родителей на принципиально новую гуманистическую позицию. Отношение родителей к ребенку преобразуется в отношение к личности, равной себе и заслуживающей уважения и права на свободный выбор своего жизненного пути. Коренная перестройка социального предназначения воспитания и смысла родительства является завоеванием второй половины 20 века. Здесь особое значение в родительско-детских отношениях занимают эмоциональная и духовная близость, эмпатия, родительская любовь становится приоритетной ценностью семейной жизни.

В современном обществе в условиях, когда период детства все удлиняется, именно на родителей возлагается ответственность за воспитание и обучение детей. Правовую, материальную и морально-нравственную ответственность за детей родители несут вплоть до приобретения детьми статуса взрослого члена общества — до окончания школы, а в определенных аспектах — и до завершения высшего образования.

2. Основой супружеского союза в современной семье является любовь, эмоциональное принятие и поддержка. Еще в 19 веке супруги считали любовь желательным, но отнюдь не непременным условием заключения семейного союза и жили по принципу “стерпится — слюбится”, соглашаясь с тем, что “браки заключаются на небесах”. Сегодня супруги рассматривают семью без любви как величайшее несчастье, личностную нереализованность и, не желая мириться с этим, готовы — еще одна крайность современной семьи — разорвать семейные узы даже при относительно благополучном функционировании семьи и наличии детей в семье. Интересно, что в значительном числе случаев инициаторами расторжения брака здесь становятся женщины, хотя именно для женщин вероятность заключения повторного брака относительно мала.

3. Семейная система является достаточно открытой — в современном обществе легко вступить в брак, но также легко и развестись. Правовые, этические, религиозные, социально-психологические барьеры для расторжения брака сведены сегодня к минимуму. Супруги вправе свободно определять дальнейшую судьбу семьи, исходя из приоритетной для них системы ценностей. Возрастают свобода и ответственность личности за принятие решения о создании и сохранении семьи, судьба семьи в полной мере начинает определяться личностным выбором каждого из супругов.

4. Современная семья изменилась и по составу — произошел переход от расширенной семьи к нуклеарной. Нуклеарная семья — родители и дети — становится наиболее типичным вариантом семейной системы. Вместе с тем в ряде регионов России по-прежнему сохраняется преобладание расширенной семьи. Расширенная семья — многопоколенная — включает не только супругов и их детей, но и прародителей, а также других родственников. Конкретные границы расширенной семьи определяются, в основном, этническими и культуральными особенностями. На фоне доминирования нуклеарного типа семьи у нас нередко встречаются «территориально расширенные» семьи. Как правило, у молодых супругов еще нет своей жилплощади, они еще не приобрели полной финансовой самостоятельности, проживают в одной квартире с родителями и в значительной мере полагаются на их помощь.




5. Стадии жизненного цикла семьи. Новые психологические проблемы каждого этапа.

Семья, как и ее социальный контекст, постоянно находится в процессе изменения. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов ее жизнедеятельности.

Понятие «жизненного цикла семьи» (исследовалось многими авторами. Разные авторы предлагают свои стадии жизненного цикла семьи, хотя важность такой периодизации признается всеми исследователями. В данном разделе мы рассмотрим несколько существующих классификаций.Критериями данной периодизации являются следующие характеристики семьи: 1) жизненные цели семьи, 2) задачи, реализуемые семьей для достижения целей, 3) состав семьи, 4) переходы с одной стадии на другую в соответствии с новыми жизненными целями, решаемыми семейной системой.

Стадия 1. добрачный период (молодой взрослый вне брачного союза)

Цель: достижение эмоциональной и экономической самостоятельности личности, принятие ответственности за себя и свою судьбу.Задачи: — эмоциональная дифференциация «Я» от семьи родителей, автономизация личности, приобретение независимости;— развитие интимности межличностных отношений (по Э. Эриксону), развитие способности любить и быть любимым в межличностных отношениях с противоположным полом, поиск брачного партнера;— становление «Я» личности через приобретение профессии и достижение экономической независимости.

2) заключение брака, образование новой семейной пары

Цель: формирование новой семейной системы на основе заключения брака.

Задачи: — выработка и согласование семейных ценностей и семейного уклада;

— решение вопросов главенства и установление лидерства;— распределение ролей;— определение финансового-экономического статуса семьи, организация семейного бюджета, решение территориальной проблемы семьи (проблемы проживания);— организация досуга;

— формирование семейного самосознания “Мы”, выработка общей позиции в отношении будущего семьи, планирование основных жизненных целей семьи;— установление отношений с расширенной семьей (родителями и родственниками каждого из супругов).3) семья с маленькими детьми (до подросткового возраста)

Цель: начало реализации функции воспитания детей, расширение семейной системы с включением в нее новых членов.

Задачи: — изменение структурно-функционального строения семьи с формированием супружеской и родительско-детской подсистем;— формирование родительской позиции матери и отца;— адаптация семейной системы к включению детей;— выработка стратегии, тактики и методов воспитания, их реализация;

— установление новых отношений с расширенной семьей с включением ролей бабушек и дедушек для прародителей.



4) семья с детьми подросткового возраста

Цель: развитие семейной системы в направлении учета растущей независимости детей и включение заботы о старшем поколении (прародителях).

Задачи: — пересмотр системы детско-родительских отношений в направлении признания права подростков на взрослость и предоставление им необходимой и возможной меры независимости и самостоятельности;

— забота о старшем поколении семьи (прародителях);

— изменение “весовой категории” поколений, принятие поколением супругов полной меры ответственности за благополучие расширенной семьи и изменение характера отношений между старшей и средней генерацией: признание старшим поколением роли лидера среднего поколения;

— решение задач возрастного развития, перефокусирование личности на преодоление кризиса середины жизни, включая успешное разрешение задач личностного развития и самоактуализации, профессионального и карьерного роста.



5) период отделения детей, приобретающих взрослый статус (семья со взрослыми детьми) Цель: формирование гибкой семейной системы с открытыми границами;Задачи: — реконструкция семейной системы как диады;— формирование новой системы отношений между родителями и детьми по типу «взрослый-взрослый»;— расширение семейной системы с включением в нее новых членов (супруга(и) ребенка и внуков);— освоение новых семейных ролей — бабушки и дедушки;— все более всеобъемлющая забота о старшем поколении, принятие недееспособности и возможной смерти родителей. 6) семья после отделения детей (в пожилом возрасте и старости) Цель: перестройка системы отношений поколений в рамках расширенной семейной системы с учетом реалий возрастных изменений. Задачи: — сохранение прежних индивидуальных интересов, видов активности и форм взаимодействия и функционирования в супружеских парах перед лицом физиологического старения, утраты физических сил и возможностей;— изучение новых возможностей выполнения социальных и семейных ролей (бабушки и дедушки);— поддержка центральной роли среднего поколения;— приобретение мудрости и опыта старости в разумном функционировании;— столкновение со смертью супруга, друзей, ровесников, братьев, переживание утраты супруга и близких;— построение модели жизнедеятельности после утраты супруга;— «пересмотр» итогов жизни, принятие неизбежности собственной смерти, решение проблемы личностной интеграции перед угрозой распада.
6. Период выбора брачного партнера. Мотивы заключения брака.Заключение брака побуждается системой мотивов, образующих определенную иерархию, в рамках которой можно говорить о смыслообразующих мотивах и мотивах-побудителях. Мотивы различаются степенью осознанности, варьируя в широком диапазоне от сознательных намерений до бессознательных мотивов. Наконец, мотивы могут реализовать направленность на достижение и направленность на избегание. Например, мотивом заключения брака может стать мотив быть рядом с любимым человеком, стать ему нужным (мотив, направленный на достижение) и соответствующий ему мотив избегания одиночества. Мотивы заключения брака реализуют жизненно значимые отношение личности к миру, составляют основу иерархии человеческих потребностей, отраженных в известной пирамиде А. Маслоу. Наиболее значимыми являются мотивы:

1) мотивы, реализующие потребность любить самому и быть любимым партнером;2) самоутверждения и самореализации (в том числе, мотив социального утверждение и статусного утверждения). Примером такого мотива может стать стремление молодого человека уйти из-под опеки родителей посредством создания собственной семьи;3) мотивы, удовлетворяющие потребность в чувстве безопасности, где партнер выступает своеобразным заместителем родителя;4) мотивы, реализующие потребность в аффилиации;5) мотив самоактуализации через разделение идентичности в отношениях со значимым Другим;6) мотив продолжения рода и стремление к реализации роли родителя;7) сексуальное влечение к партнеру и желание иметь стабильные сексуальные отношения;8) прагматический мотив (улучшение жилищных условий, материального положения как собственного, так и прародительской семьи с помощью партнера).Период поиска брачного партнера и ухаживания вплоть до принятия решения о заключении брака имеет важное значение для последующего развития и функционирования семьи. Значимыми характеристиками периода выбора партнера и ухаживания являются следующие:— как и когда произошло знакомство (место и ситуация знакомства);— характер первых впечатлений друг о друге (эмоционально-положительные, отрицательные, индифферентные, амбивалентные);— продолжительность периода ухаживания до заключения брака.— кто являлся инициатором брачного предложения, когда и как оно было сделано.

— время обдумывания брачного предложения, наличие ритуала помолвки (когда официальное согласие партнеров на брак уже дано, само заключение брака отложено в связи с необходимостью завершения образования, достижения необходимой ступени социальной и статусной зрелости и пр.);— ситуация оформления брака. Здесь необходимо учитывать фактор “вынужденности” заключения брака и стоящие за ним мотивацию заключения брачного союза и личностный смысл для каждого из партнеров.

— особенности сексуальных отношений партнеров, предшествующие заключению брака.— отношение родителей к партнеру (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное).

— особенности отношения родителей, друзей к решению партнеров заключить брак;

— переживание партнерами на протяжении периода ухаживания стрессогенных и фрустрирующих событий (смерти близкого человека, конфликтов и серьезных неудач в профессиональной и учебой деятельности и пр.).




2. Брак и семья: основные понятия , сходства и различияБрак и семья — общественные формы регулирования отношений между людьми, состоящими в родственных связях, но, несмотря на близость этих понятий, они не являются тождественными.

Брак— особый социальный институт, исторически обусловленная, социально регулируемая форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу и к их детям [Зацепин, 1991]. Брак является основой формирования семьи.

Семья — малая социальная группа, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство Родственные связи могут быть трех видов: кровное родство (братья и сестры), порождение (родители — дети), брачные отношения (муж — жена, супруги).

Семья - важнейший из феноменов, сопровождающий человека в течение всей его жизни. Значимость ее влияния на личность, ее сложность, многогранность и проблематичность обуславливают большое количество различных подходов к изучению семьи, а также определений, встречающихся в научной литературе. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа или система взаимоотношений.



7. Теория выбора брачного партнера

особенностей выбора брачного партнера позволили выделить следующие психологические условия принятия решения о заключении брака: регулярность контактов и установление отношений между партнерами; взаимное удовлетворение потребности партнеров в любви и эмоциональной поддержке; комплементарность потребностей партнеров; внешняя физическая привлекательность партнеров; сходство социально-экономического статуса, мировоззрения, ценностей, принадлежность к одной культуре; предсказуемость поведения партнера; получение от партнера подтверждения принятия собственных мнений, ценностей, идей и интересов; соответствие партнера образу и моделям поведения родителя противоположного пола.

Сам процесс поиска и выбора представляется как последовательное «испытание» (исследование) потенциального брачного партнера в соответствии с определенными критериями отбора. Можно назвать следующие модели выбора брачного партнера: 1) модель «стимул—ценность—роль», 2) модель «фильтров», 3) модель комплементарности партнеров, 4) модель поиска «идеального партнера».

Модель «стимул—ценность—роль» представляет последовательность стадий отбора супруга

 На первой, «стимульной стадии» выбор партнера определяется внешними факторами: физической привлекательностью партнера, особенностями и манерой его поведения, профессией, социальным статусом и т.д.

На второй, ценностной стадии ориентировка смещается в область изучения ценностей, потребностей, мотивов и интересов партнера. В ходе познания и рефлексии мотивов, интересов, ценностей партнера происходит его своеобразное «испытание» на степень приемлемости и сходства его взглядов, ценностей и идеалов со взглядами, ценностями и идеалами самой личности, изучение сходства и различий

На третьей стадии изучение чувств, как своих, так и партнера, становится еще одним основанием для окончательного принятия решения о заключении брака. При выборе партнера действует так называемый принцип «соизмеримости или равноценности обмена»: его недостатки и «минусы» уравновешиваются соизмеримыми или равноценными с точки зрения выбирающего достоинствами и «плюсами» 

Четвертый фильтр выясняет сходство установок и ценностей в отношении семьи и брака, супружеских семейных ролей, понимания феминности и маскулинности, установок в отношении рождения и воспитания детей, допустимости абортов и т.п. Значимость этого фильтра крайне велика, поскольку исходная несовместимость взглядов и установок супругов в отношении семьи не позволит создать эффективную семейную систему, способную реализовать функции семьи и обеспечить возможности для наиболее полной личностной самореализации обоим супругам.

Пятый фильтр оценки комплементарности удовлетворения значимых потребностей подразумевает установление способности каждого из партнеров отвечать своим поведением, деятельностью и соучастием потребностям другого, в первую очередь потребности любить и быть любимым. Специфическая структура отношения к партнеру, возникающего в случае успешного прохождения этого фильтра, включает переживание чувства (Другой как мое второе Я), привязанность к партнеру, ощущение безопасности.

шестой фильтр — фильтр социальной готовности к заключению брака. «Социальные часы» как система социальных ожиданий в отношении возрастного и социального статуса молодого человека, вступающего в брак, определены исторической эпохой, культурными и национальными традициями, принадлежностью к той или иной социальной группе С учетом критерия фертильности и требований социальной зрелости оптимальный «брачный период» в современном обществе — от 20 до 30 лет. У мужчин «социальные часы», определяющие время заключения брака, 27—28 лет, у женщин «время ИКС» наступает значительно раньше — в 22—23 года.



выделяет две стратегии поиска брачного партнера:

          1) стратегию целенаправленного тщательного подбора партнера в соответствии с критериями ответственности и заботы — «поиск отца (матери) своих детей». Здесь выбор партнера выступает как поиск надежного спутника жизни, партнера в создании родительского дома (уютного гнезда для будущего потомства). Эта стратегия более характерна для женщин, чем для мужчин;

          2) стратегию выбора «настоящего мужчины (настоящей женщины)». В этом случае критерием подбора партнера становится соответствие его качеств представлениям субъекта выбора об идеале мужчины или женщины. Подобная стратегия реализуется как мужчинами, так и женщинами, но преобладает у женщин.


8. Типология семьи

Критериями типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений.

В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширенную, неполную и функционально неполную семьи.

Нуклеарная (ядерная) семья — это супруги и их дети. Если семья бездетна, то состав нуклеарной семьи ограничивается супругами. 

Расширенная нуклеарная семья — нуклеарная семья, дополненная прародителями и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия) родственниками (сиблинги супругов, дяди и тети, т.е. сиблинги прародителей, и т.д.).

Неполная семья семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов. Типичный вариант неполной семьи — это мать с ребенком (детьми). Характер функционирования неполной семьи в значительной степени зависит от причины отсутствия второго супруга. 

Функционально неполная семья — нуклеарная семья (полная по формальному составу), в которой один из супругов не может постоянно выполнять свои функции. Причины, препятствующие реализации супругом своих семейных ролей, могут быть различны: тяжелое или хроническое заболевание, специфика профессиональной деятельности, длительное отсутствие. Люди определенных профессий, сопряженных с длительными командировками (геологи, военные моряки, машинисты, летчики, проводники), вахтовым методом труда (нефтяники, строители, полярники), нестандартным и «рваным» временным графиком и высоким уровнем эмоциональной напряженности труда (артисты, работники радио и телевидения, врачи «скорой помощи» и больниц, учителя), не всегда могут в полной мере реализовать себя в жизни семьи.

Смешанная семья — семья, в которой место одного (или обоих) супругов занимает другой член семьи. Примером может быть семья, включающая бабушку, дедушку и внука, родители которого умерли либо находятся в разводе и каждый проживает отдельно, или семья, в которой тетя одна воспитывает племянника, и т.д.

В зависимости от семейного стажа супружеской жизни выделяют: семью молодоженов (семья «медового месяца»); молодую семью (от полугода—полутора лет до рождения детей); семью, ждущую ребенка; семью среднего супружеского возраста(от 3 до 10 лет совместного проживания); семью старшего супружеского возраста (10—20 лет супружеского стажа) и, наконец, пожилые супружеские пары (супруги, воспитавшие взрослых детей, создавших собственные семьи, и реализующие в настоящем семейные роли бабушек и дедушек)

В зависимости от количества детей семьи подразделяются на бездетные, однодетные, малодетные и многодетные

По месту проживания выделяют городские, сельские семьи и семьи, проживающие в отдаленных районах. Различаются они стилем жизни, семейным укладом, характером социальной занятости супругов и ролевой структурой, уровнем и образом потребления, наконец характером осуществления воспитательной функции. Например, семьи, проживающие в отдаленных районах, бывают вынуждены отправлять своих детей на учебу в школы-интернаты, что влечет за собой продолжительную разлуку с родителями и депривацию родительской заботы и протекции.

Критерий типа проживания позволяет выделить патрилокальную, матрилокальную и неолокальную семьи. Патрилокальный тип семьи определяет место жительство жены в доме мужа после замужества. Матрилокальный характеризуется проживанием семьи в доме жены.

В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют традиционную, авторитарную, эгалитарную, демократическую семьи.



Традиционная авторитарная семья характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских.

Эгалитарная семья (равноправная, эквивалентная) — семья без главенства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной, неоформленной ролевой структурой. 

Демократическая (партнерская) семья характеризуется равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом
9. Ролевая структура семьи

Основными параметрами ролевой структуры семьи являются характер главенства, определяющего систему отношений власти и подчинения, т.е. иерархическое строение семьи, и распределение ролей в соответствии с теми задачами, которые решает семья на данной стадии своего жизненного цикла. Главенство в семье определяет ее иерархию и организацию функционирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельностью, отношения власти — доминирование и подчинение.Авторитарная система отношений означает сосредоточение функций управления и принятия решений в руках одного члена семьи. Демократическая система отношений — равноправное участие всех членов семьи в управлении и принятии решений.

Роль— это нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Ролевая структура семьи обеспечивает эффективное ее функционирование и удовлетворение потребностей всех ее членов с учетом следующих требований:

ролевая согласованность — требование непротиворечивости ролей, образующих целостную систему, как в отношении ролей, выполняемых одним человеком, так и семьей в целом;выполнение роли должнообеспечивать удовлетворение потребностей личности в рамках семьи;принятые роли должны соответствовать возможностям личности, нельзя допускать «ролевой перегрузки»;

выполнение ролей должно обеспечивать удовлетворение потребностей всех членов семьи.Конвенциональные роли могут бытьклассифицированы по различным основаниям. Типология семейных ролей в соответствии со статусом родственных отношений включает роли мужа, жены, родителей — матери и отца, детей — сына и дочери, сиблингов — брата и сестры, прародителей — бабушки и дедушки и пр. Остановимся на характеристике функциональных ролей в семье. Роль «кормильца» соответствует выполнению функции обеспечения материального благополучия семьи. В традиционной семье эта роль принадлежит мужу. В Современной, как правило, работают оба супруга. Выполнение роли «кормильца» фактически предопределяет решение вопроса о власти и главенстве в семье.

Межличностные роли определяют характер межличностного взаимодействия, включая роли покровителя, опекуна, опекаемого, друга, сексуального партнера.

Типичной проблемой ролевой структуры современной семьи, где оба супруга работают, является ролевая перегруженность и дилемма идентичности работающей женщины. Сущность такого ролевого конфликта в несовместимости ролевых ожиданий и невозможности выполнения субъектом, занимающим определенный социальный статус, предписанных и принятых им ролей. Причина возникновения ролевого конфликта работающей женщины связана с невозможностью успешного выполнения ею большого количества ролей — семейных и профессиональных — в силу противоречивости, предъявляемых к ним требований; отсутствием необходимых физических ресурсов для полноценного выполнения ролей; чрезмерностью требований к выполнению ролей, устанавливаемых самой женщиной 


17. Характер эмоциональных связей в семье.Любовь как эмоциональный процесс характеризуется с точки зрения интенсивности, продолжительности, степени осознанности, функций, мотивации, генезиса. два сценария воздействия любви на личность: пессимистический и оптимистический. Песс. сценарий основывается на предположении о том, что любовь делает человека зависимым от объекта любви, приводит к возрастанию тревожности (как реакции на угрозу лишиться объекта любви), создает препятствия для самореализации и личностного роста. Опт. сценарий предполагает личностный рост в условиях реализации межличностных отношений со значимым Другим, снижение тревожности, формирование личностной независимости Любовь (эмоции)проходит три стадииНа стадии привязанности доминируют аутоэротизм и первичный нарциссизм. Здесь отсутствуют собственно межличностные отношения, два существа слиты в неразрывном единстве, границы личности не определены. На второй стадии происходит дифференциация партнеров, впервые возникает задача установления межличностных отношений на основе усвоения культурных норм, правил и ценностей. Однако эмоциональные связи строятся на основе глобального отождествления, не предполагая целостности и автономии личности. На третьей стадии обеспечивается достижение эмоциональной автономности, достигаемой лишь в подростковом или юношеском возрасте. На базе автономизации личности формируется эго-идентичность и происходит осознание себя как целостности и индивидуальности Однако стадия эмоциональной автономности достигается далеко не всегда, следствием чего становится возникновение проблем в межличностных отношениях в семье. Материнская любовь, первый вид любви, возникший в процессе эволюции и первый опыт любви в истории каждого человека. Эта «двойная первичность» делает материнскую любовь прототипом всех видов человеческой любви. Чтобы любить и быть любимым в зрелости, человек должен быть любимым с самого детства. особенностей детско-родительских отношений

10. брачно семейная адаптация

Вся жизнь человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Ему постоянно приходится адаптироваться к их интересам, потребностям, намерениям, желаниям.



Брачная адаптация — это постепенный процесс взаимного приспособления супругов, которое основано прежде всего на положительных привязанностях и положительных чувствах (симпатия, влюбленность, дружба, любовь). Однако чувства симпатии и влюбленности не дают еще гарантии того, что брачная адаптация в целом завершится успехом.

 цель брака — организация совместной деятельности для наиболее полного удовлетворения материальных, духовных, сексуальных и других потребностей супругов.

Адаптация в семье начинается как процесс знакомства с семейной жизнью, постепенного вхождения в нее. Этот период является трудным, т.к. включает перестройку общения и деятельности молодых супругов, а также изменения личности молодых супругов, перестройку потребностно-мотивационной сферы, формирования нового уровня самосознания, новых связей с социальным окружением.

Е.С. Калмыкова указывает, что "первые год-два совместной жизни – это время формирования индивидуальных стереотипов общения, согласование систем ценностей, выработка общей поведенческой линии". В этот период происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа взаимоотношений, которые удовлетворяют обоих. На этом этапе решаются следующие задачи:

формирование структуры семьи;

распределение функций (ролей) между мужем и женой;

выработка общих семейных ценностей.

А.Н. Волкова и Е.И. Трапезникова считают, что для молодой семьи до рождения детей наиболее характерны трудности выработки своего семейного уклада, разочарование друг в друге как результат более глубокого узнавания, конфликты по поводу распределения функций, проблемы во взаимоотношениях с родственниками, материальные и экономические проблемы.

В.П. Левкович и О.Э. Зуськова говорят о том, что для молодых людей наиболее типичны повышенные ожидания по отношению друг к другу, что нередко является основой конфликта при несовпадении ожиданий с действительностью.

Своеобразную концепцию брачно-семейной адаптации предложил В.А. Сысенко. Он выделяет 4 группы людей по степени и уровню адаптации:

высокоадаптированные личности; среднеадаптированные;

низкоадаптированные;

дезадаптированные.

К общим адаптационным особенностям он относит:способность к сотрудничеству; способность к общению;

способность к эмоциональному и рациональному пониманию других людей;

способность к самоконтролю и самопознанию;

умение выбрать адекватный тип поведения в зависимости от условий и обстоятельств.

Развитие этих способностей в значительной мере определяет успешность брачно-семейной адаптации. Сысенко определяет структуру адаптации личности в сфере брачно-семейных отношений следующим образом:

Адаптация физиологическая, в томчисле сексуальная.

Адаптация к темпераменту,характеру партнера.

Адаптация к семейным ролям, к новым обязанностям, правам, к разделению труда в брачном союзе.

Адаптация к потребностям, интересам, привычкам, образу и стилю жизни брачного партнера.

Адаптация к основным ценностям жизни, пониманию цели и смысла жизни партнера.

Семьи бывают разные. В одних семьях обстановка спокойная и доброжелательная, а в других – жизнь превращается в поток непрерывных ссор, ссоры становятся частью жизни семьи. Люди изматывают ссорами друг друга, страдают и болеют от них.




18. Развитие любви как чувства Виды любви. Искажение чувства любви. Первый этап — восхищение предметом любви. Что-то в другом человеке привлекает наше внимание, поражает нас, заставляет остановиться, почувствовать восхищение начало зарождения любви связано с выделением будущего предмета любви из окружения и превосходной эмоционально- позитивной его оценкой Второй этап — изучение предмета любви. доброжелательный интерес к личности партнера и неосознанная симпатия, Третий этап — зарождение любви и первая кристаллизация чувств Личность партнера подвергается систематической положительной оценке. Четвертый этап — рождение сомнения Это этап возникновения ориентировки на себя как возможного объекта любви, начало поиска ответа на вопрос: «Почему и за что я любим?» Пятый этап — вторая кристаллизация чувств— это личностный рост в направлении взращивания в себе тех достоинств, которые сделают человека неотразимым, избранным, любимым. Итак, на пятом этапе развития любви происходит интенсивный личностный рост носителя чувства Шестой этап — развитие отношений любви в сторону достижения полной близости и единства с ее объектом.ВИДЫ ЛЮБВИ эротическую любовь (любовь-страсть), характеризующуюся высокой интенсивностью чувства, страстным стремлением к полному физическому контакту, обладанию, единению с партнером;гедонистическую любовь, выступающую как наслаждение, игра, флирт. Личность партнера здесь незначима, его роль инструментальна. Отношения неглубокие, непрочные, измена допускается, расставание с партнером легко и не оставляет в душе травмирующих переживаний;любовь-дружбу — спокойную, теплую и надежную. Основное внимание в отношениях любви-дружбы обращается на эмоциональную поддержку, эмпатию, познание партнера, взаимообогащение через духовное и личностное общение. Любовь-дружба основывается на равноправии и уважении друг друга. Здесь существует разумный баланс между стремлением отдать частицу своего Я и суметь принять то, что дает тебе партнер. прагматическую любовь — любовь рассудочную, по расчету, любовь, реализующую модус «иметь». Подобные отношения не отличаются глубиной чувств, интенсивностью и содержательностью межличностных контактов. В прагматической любви партнеры являются компаньонами по совместному предприятию и нуждаются друг в друге до тех пор, пока это предприятие является прибыльным. бескорыстную любовь — любовь-самоотдачу, альтруистическую любовь. В этом случае позиции партнеров несимметричны. Бескорыстно любящий стремится отдавать, ничего не желая брать взамен. Это материнская любовь в лучшем смысле слова. Однако в супружеских отношениях, в отличие от детско-родительских, отношениях потенциально равных партнеров, асимметричная самоотдача может привести к фактическому неравенству и, по сути, к лишению партнера возможности актуализировать себя в роли «дающего», ограничить возможности его личностного роста и самореализации. В таких случаях возникает опасность инвалидизации партнера, обесценивания его возможностей;

любовь-манию — иррациональную любовь-одержимость, характеризующуюся стремлением к тотальному обладанию партнером. Личность партнера не выступает как самоценность и вне отношений вообще не рассматривается. Для этого вида любви характерна неуверенность, зависимость от поведения объекта влечения. При разочаровании образ партнера в восприятии резко меняется от «идола» до «полного ничтожества».модус — 1.любовь как обладание характерен для общества потребления, где действует принцип «все на продажу». — 2.любовь как бытие — творческая, активная любовь, обеспечивающая условия для личностного роста обоих партнеров. Это зрелая, гармоничная форма любви.Важнейшими характеристиками существования бытийной любви, согласно Фромму, являются сохранение целостной индивидуальности партнеров Ответственность в любви означает свободу выбора принятия заботы о партнере, готовность к самоотдаче и утверждения себя (Я) в другом (Мы). Материнская, родительская любовь — первый вид любви, который познает человек. Дефицит и нарушения родительской любви, дисгармоничность детско-родительских отношений являются причиной искажений и нарушений развития способности человека любить сначала в детском возрасте — в форме нарушений привязанности, — а затем и во взрослом — собственно любви Ощущение безопасности формируется у ребенка в младенчестве и раннем детстве и зависит от качества родительского (материнского) ухода

19. Семейное самосознание.

Семейное самосознание - согласованный образ семьи, разделяемые всеми ее членами представления о ценностях семьи, ее статусе, образе жизни, ролях, главенстве, нормах и правилах взаимодействия.РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РОЛЕЙ семейная судьба Сходство судебповторяемость обстоятельств и особенностей наиболее важных семейных событий: знакомства будущих супругов, возраста и обстоятельств заключения брака, продолжительности жизни, болезней, времени рождений, дат смерти и др

Важнейшим компонентом семейного самосознания является семейная судьба. самосознания — семейная история Она воплощена в семейной родословной, семейной автобиографии, семейных реликвиях, фотографиях, семейном имени. Имена, передаваемые «по наследствуСемейное самосознание как неосознаваемое единство представлений о семье является причиной известного феномена сбывшихся предчувствий главных событий в семье (смертей, несчастных случаев, болезней, свадеб близких родственников и т.д.) или общих сновидений


21. Конфликты в семье.

В современной психологии принято считать, что важно не столько уметь предотвращать конфликты, сколько эффективно их разрешать Конфликт может быть конструктивным и деструктивным, повышать степень сплоченности, ценностно-смыслового единства и эффективности функционирования семьи либо, напротив, усиливать ее дисфункциональность Таким образом, конструктивный конфликт — это конфликт, где «нет побежденных и победителей», где выигрывают обе стороны, а деструктивный — это «навязывание победителем своей воли побежденному» анализ конфликта: структура, динамика, функции, типология. Структура конфликта характеризуется конфликтной ситуацией (участники и объект конфликта) и инцидентом (открытое столкновение участников конфликта). В динамике конфликта выделяются этапы: возникновение объективной предконфликтной ситуации; осознание этой ситуации как конфликтной; инцидент; разрешение (завершение конфликта); послеконфликтная ситуация Можно говорить о позитивной (конструктивной) и негативной (деструктивной) функциях конфликта.



20. Особенности межличностной коммуникации в семье. Нарушение общения.Межличностная коммуникация в семье отвечает задачам обмена информацией, согласования усилий и выполнения ролей в совместной деятельности, установления и развития межличностных отношений, познания партнера и самопознания Особенностью межличностной коммуникации в семье является высокая эмоциональная насыщенность и интенсивность общения. Структура коммуникативного акта включает следующие звенья:

возникновение потребности и мотивов общения;определение задач коммуникации (информационно-познавательная, задачи воздействия на поведение и деятельность партнера, подтверждения или изменения характера межличностных отношений, предоставления обратной связи партнеру о его личностных характеристиках и своем отношении к нему, получения обратной связи от партнера о себе и его отношении к себе);

передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с учетом задач коммуникации;

получение информации партнером, включая процессы декодирования содержания, реконструкции намерений и мотивов партнера по коммуникации;

анализ полученной информации и принятие решения о содержании ответного акта коммуникации;

передача информации, включая выбор определенного содержания (что хочу сказать) и выбор способа кодирования (как хочу сказать) с учетом задач коммуникации и т.д.



Трудности в общении часто возникают из-за низкой Типы неэффективных высказываний включают: приказания, прямое инструктирование; предостережения, угрозы; нотации, морализаторство; советы и разъяснения; логическую аргументацию; прямую негативную оценку; высмеивание, навешивание ярлыков; похвалу; интерпретацию поведения, постановку диагноза; расследование, допрос; утешение, успокаивание; отвлечение внимания, уход от проблемыкоммуникативной компетентности супругов
22. Сплоченность семьи. - включает два момента: во-первых, степень эмоциональной близости или привязанности членов семьи друг к другу; во-вторых, сформированность семейного самосознания, когнитивным аспектом которого является образ «Мы», а аффективным — чувство «Мы». . Степень сплоченности семьи в значительной мере определяется преобладанием в ней отношений симпатии и положительных эмоций, что позволяет нейтрализовать эмоциональную напряженность, дистресс и фрустрацию. Вторым механизмом является механизм «общности семейной судьбы»: личность связывает свои жизненные планы, свое благополучие и возможности личностного саморазвития именно с семьей. Указанные механизмы групповой идентификации дополняют друг друга. Важным условием развития сплоченности семьи является гармоничность сочетания образа «Мы» (семья) и образа «Я».

Необходимым условием интеграции и сплоченности семьи считается также супружеская совместимость. Совместимость означает толерантность, высокую степень терпимости к особенностям поведения и личности друг друга, готовность принимать супруга таким, какой он есть. Супружеская совместимость характеризуется степенью супружеской адаптации и взаимного приспособления Гибкость семейной системы основывается на демократическом стиле руководства: равноправии, эгалитарности либо участии всех членов семьи в распределении ролей и обязанностей




23. Субъективная удовлетворенность браком.
Субъективная удовлетворенность браком, являясь эмоционально-оценочным отношением супругов к семье, далеко не всегда соответствует объективному уровню эффективности ее функционирования. Например, если молодые супруги не изменят своих чрезмерно восторженных и нередко «оторванных от жизни» представлений о семейной жизни, зачастую предваряющих вступление в брак, на более реалистические, не сумеют начать «работать над собой», не пытаясь изменить партнера, то их ждет разочарование, крушение иллюзий. Низкая субъективная удовлетворенность браком характеризуется разной степенью ее осознания, В случае осознанной неудовлетворенности браком супруг открыто заявляет о своем желании что-то изменить в супружеских отношениях, семейном укладе, распределении ролей, переживании чувства ненужности, обиды, несправедливости. Если неудовлетворенность браком недостаточно осознанна, существует в форме «тлеющей» неудовлетворенности, то жалобы выражаются в форме переживаний страхов, тревоги, неуверенности, чувства фрустрации. Субъективная удовлетворенность браком может быть полной, когда супругов полностью устраивает сложившаяся модель семейной жизни и отсутствует желание что-либо изменить, и частичной, когда есть направленность на изменение каких-либо аспектов семейной ситуации. Субъективная удовлетворенность браком снижается в переходные периоды жизненного цикла семьи и в семьях с маленькими детьми. Важным фактором субъективной удовлетворенности браком является трудовая занятость жены. . Было показано, что позитивный подход, направленный на конструктивное разрешение проблем, и переговоры повышают уровень субъективной удовлетворенности браком,

24. Материнство как психологический феномен. «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми». показателей психологической готовности к материнству.1 В первую группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства.2 переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку.3 установки на стратегию воспитания ребёнка. как способность матери обеспечивать адекватные условия для развития ребёнка4 Отношение к беременности. благоприятный вариант, когда беременность желанна5 Поведение женщины в процессе родов. сопереживать малышу а не концентрироваться на себе Потребностно-мотивационная готовность Потребность в детях - центральное звено потребности в материнствестремление продолжить себя, свой род Потребностно-эмоциональная готовность Положительное отношение к беременности влечёт за собой спокойное её протекание Ценностно-смыловая готовность к материнству предполагает осознание женщиной высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства.связь между мамой и дочерью Оптимистическое отношение к жизни является результатом счастливого материнства Содержание когнитивно-операционного блока составляют знание женщиной своих материнских функций, знание о психофизиологических особенностях в период беременности изменениями, которые происходят в её организме во время беременности,, знание о родах и об особенностях воспитания и развития детей, представление о некоторых операциях общения и взаимодействия с ребёнком и ухода за ним, знание о грудном вскармливании. Блок социально-личностной готовности Женщина, как будущая мать, принимает на себя новую социальную роль, роль матери. Новая роль изменяет социальный статус, требуют выполнения новых обязанностей. Происходит установка по отношению к себе, происходит глубинная идентификация с «настоящими» женщинами. Ей присваивается «титул» матери. Появляется поло-ролевая идентификация «мы – матери». установки на стратегию воспитания ребёнка. Дети – отражение и продолжение родителей Психофизиологическая готовность женщин к материнству. от 16 до 18 лет не является благоприятным ни в физиологическом, ни в психологическом плане. женщина должна родить в возрасте 19 – 28 лет первенца Поэтому возраст, в пределах 24-26, лет наиболее благоприятный для становления женщины матерью.

25. Основные характеристики детско - родительских отношений. Важная социальная функция семьи — воспитание подрастающего поколенияСемья рассматривается как институт первичной социализации ребенка Родительско-детские отношения составляют важнейшую подсистему отношений для них и могут быть определеныследующиехарактеристик:1. Характер эмоциональной связи: со стороны родителя — эмоциональное принятие ребенка (родительская любовь), со стороны ребенка — привязанность и эмоциональное отношение к родителю.2. Мотивы воспитания и родительства.3. Удовлетворение потребностей ребенка, забота и внимание родителя.4. Стиль общения и взаимодействия с ребенком, особенности проявления родительского лидерства.6. Способ разрешения проблемных и конфликтных ситуаций. Поддержка автономии ребенка.5. Социальный контроль: требования и запреты, их содержание и количество; способ контроля; санкции (поощрения и подкрепления); родительский мониторинг.7. Степень устойчивости и последовательности (противоречивости) семейного воспитания.Интегративными характеристиками родительско-детских отношений являются:1. Родительская позиция, определяемая характером эмоционального принятия ребенка, мотивами и ценностями воспитания, образом ребенка, образом себя как родителя, моделями ролевого родительского поведения, степенью удовлетворенности родительством.2. Тип семейного воспитания, характеризующийся параметрами эмоциональных отношений, стилем общения и взаимодействия, степенью удовлетворения потребностей ребенка, особенностями родительского контроля и степенью последовательности в его реализации.

2. Характер эмоциональных отношений.


Родительская любовьЕсли применительно к супружеским отношениям можно говорить о принципиальном равенстве партнеров как в отношении генезиса, так и в отношении развития и реализации эмоциональной связи, то в случае детско-родительских отношений природа детской и родительской любви оказывается различной. На стороне родителя эмоциональная связь выступает в виде родительской любви, материнской или отцовской, а на стороне ребенка — в виде привязанности, а затем сыновней (дочерней) любви. К сожалению, феномен любви ребенка к родителю Можно выделить следующие варианты эмоционального отношения родителя к ребенку:1. безусловное эмоциональное принятие (любовь несмотря ни на что);2. условное эмоциональное принятие (любовь, обусловленная достижениями, достоинствами, поведением ребенка);3. амбивалентное эмоциональное отношение к ребенку (сочетание позитивных и негативных чувств, враждебности и любви);4. индифферентное отношение (равнодушие, эмоциональная холодность, дистантность, низкая эмпатия);

5. эмоциональное отвержение (игнорирование, эмоционально-негативное отношение к ребенку).


  1   2


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница