1 Определение писхотерапии. Отличие психт-и от психол-го консульт. И психокорекции



страница1/8
Дата23.05.2016
Размер1.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

1....Определение писхотерапии. Отличие психт-и от психол-го консульт. И психокорекции от греч. рзусМе — душа, 1Ьегаре1а — лечение)Есть 2 подхода к психотер. Отечественная традиция состоит в том. что психотерапия определяется прежде всего как метод лечения, то есть входит в компетенцию медицины. Зарубежные определения психотерапии в большей степени подчеркивают ее психологические аспекты.(Медицинский подход) Психотерапия — «специфическая эффективная форма воздействия на психику человека в целях обеспечения и сохранения его здоровья»;— «процесс лечебного воздействия на психику больного или группы больных, объединяющий лечение и воспитание».(Психологический подход) психотерапия— «особый вид межличностного взаимодействия, при котором пациентам оказывается профессиональная помощь психологическими средствами при решении возникающих у них проблем и затруднений психологического характера» ; — «длительное межличностное взаимодействие между двумя или более людьми, один из которых специализировался на коррекции человеческих взаимоотношений»; определение Кратохвила обеденяет эти два подхода доволь обще: «Психотерапия представляет собой целенаправленное упорядочение нарушенной деятельности организма психологическими средствами», психотерапия рассматривается как форма воздействия на психику (и через психику — на организм), психологического консультирован ия .Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.,8 практике консультирования изменения происходят по окончании

самого консультирования без сопровождения специалистом, в психотерапии — сущностью является сам процесс изменений, сопровождаемый специалистом.

Задачи: 1.уточнение проблемы, с которой столкнулся клиент 2) информирование клиента о сути возникшей проблемы, о реальной степени ее ссерьезностиЗ) изучение психологом-консультантом личности клиента с целью выяснения того, сожжет ли он самостоятельно справиться с возникшей проблемой. 4) четкое формулирование рекомендаций.ит.д. Слово "коррекция" буквально означает "исправление". Психокоррекцией называется целенаправленное исправление недостатков в психологии или поведении человека с помощью специальных средств психологического воздействия. Отличие психокоррекции от сихотерапии заключается в том, что психотерапия имеет дело с болезнями психики человека и занимается их лечением. Людей, обращающихся за помощью к психотерапевту, обычно называют пациентами, а тех, кто нуждается только в

психокоррекционной помощи, именуют клиентами. Клиент - это нормальный физически и психически здоровый человек, у которого в жизни возникли проблемы психологического или поведенческого характера, и который не способен самостоятельно их разрешить.

Виды воздействия: убеждение, внушение, подражание, подкрепление.

3. Психотерапевтическая интервенция. Ее цели, задачи и функции

Психотерапевтическое вмешательство.

Психотерапевтическое вмешательство, или психотерапевтическая интервенция — это вид (тип, форма) психотерапевтического воздействия, который характеризуется определенными целями и соответствующим этим целям выбором средств воздействия, то есть методов. Термин

психотерапевтическое вмешательство может обозначать конфетный психотерапевтический прием, например, разъяснение, уточнение, стимуляция,вербализация, интерпретация, конфронтация, научение, тренинг, советы и пр Психология и медицина применяют различные виды вмешательств (интервенций). Перре и Бауманн подразделяют все виды интервенций, используемые в медицине, на четыре группы: медикаментозные (фармакотерапия;, хирургические, физикальные (физиотерапия) и психологические (психотерапия). Психологические интервенции в медицине, или клинико- психологические интервенции исоставляют

сущностьпсихотерапевтического вмешательства.

.Шмидхен и Бастин. Они выделяют три основных цели клинико- психологической интервенции в соответствии с различными фазами развития психических расстройств: профилактика, терапия и реабилитация. Клинико- психологическая интервенция, осуществляемая в целях терапии и реабилитации, является психотерапевтической интервенцией и соответствует термину психотерапия. Личностный рост является одной из важнейших задач.

Понятие «клинико-психологическая интервенция» является более общим по отношению к понятию «психотерапия» («психотерапевтическая интервенция») и охватывает сферы профилактики, лечения, реабилитации и развития.

Психологические вмешательства в медицине (клинико-психологические вмешательства) также выполняют функции профилактики, лечения и реабилитации. И психологическая коррекция, и психологическое вмешательство, используемые с целью лечения, выполняют психотерапевтическую функцию. Функции клинико-психологических интервенций состоят в профилактике, лечении, реабилитации и развитии. Методы клинико-психологических интервенций — это психологические средства, который выбирает психотерапевт. Они могут быть вербальными или невербальными, ориентированными в большей степени либо на когнитивные, либо на эмоциональные, либо на поведенческие аспекты и реализуются в контексте взаимоотношений и взаимодействий между пациентом или пациентами (теми, кто нуждается в помощи) и психотерапевтом (тем, кто эту помощь оказывает). Однако психологические средства воздействия могут быть направлены не только на изменение психологических характеристик, психических процессов и состояний, но и, опосредованно, на изменение состояния организма. Типичными психологическими средствами являются беседа, тренировка (упражнения) или межличностные взаимоотношения как фактор влияния и воздействия.

2. Этапы психотерапевтического поцесса

Основное ср-во здесь - диалог, которые реализуется в особом построении психотерапевтического контакта, моделируется в различных упражнениях и экспериментах на верб, и невр. ур.

Этапы: 1. Установление и развитие психотерапевтического контакта. Заключение психотерапевтического контракта в противовес тревожной прилипчивой зависимости («рабочий альянс») - обсуждаемые регулярность, продолжительность, оплата и место встреч - призваны облегчить пациенту самостоятельное разрешение конфликта между противоположными тенденциями.



  1. позиция принятия пациента. Чтобы терапевт мог быть вместе с пациентом, но не вместо него, он должен уметь контролировать место, занимаемое каждым из них в терап. пространстве и времени (позиция «Я Вас слушаю» реализуется через понимание того, что время сессии пациенту принадлежит время и он вправе его расходовать так, как ему хочется.

  2. а) молчание как уважение прав личности - большая часть психотер. работы происходит благодаря молчанию. Чем больше говорит пациент - тем меньше клиент. б)молчание как метод углубления контакта - в обычной жизни вежливость вынуждает нас выражать сочувствие. Но это часто превращается в ритуал. Молча, терапевт позволяет пациенту побыть одному, не избегая своего горя, а также разделяет с ним невыразимость горя, подтверждая его реальность (вместо «не плачь, все пройдет»). В итоге совместного молчания появляется чувство общности (Мы), в) молчание как фрустрация и конфронтация со сверхзависимостью пациента В ответ на «отказ» терапевта, на определенной стадии, клиент демонстрирует все признаки «аналитической депрессии» (Боулби). Терапевту здесь необходимо содействовать как можно более открытому выражению горя утраты любви.

  3. Исследование чувств и телесных ощущений. Интерпретация следов неосознанных влечений, модификация, неадаптивного поведения путем научения, коррекция автомат, мыслей и когнитивных схем через проверку их на реальность и достоверность, реабилитация обычных человеческих чувств - в разных направлениях терапий. Благодаря безопасной привязанности, созданной в терапии, возрождается . любопытство ... Вопросы «чтсгс вами сейчас происходит» помогают избегать зНоиИ-изма и аЬои!-изма, которые жестко диктуют, что человек должен чувствовать, думать ...

  4. Метод диалога со значимым Другим. Диалог является универсальным ср- вом восстановления контакта с отторгнутыми аспектами Я-образа. Вынесенный вовне он вначале строиться как диалог с внешним объектом или отчужденной частью тела, которым пациент бессознательно приписывает качества не-Я. Инициируя практически- действенные отношения с этим объектом, в процессе которых клиент чувственно переживает его во всех модальностях сначала как неподобного себе Я, терапевт фасилитирует идентификацию с ним как с отвергнутой частью Я клиента и последующие отношения с ней но уже на интрапсих. уровне.

8. Формы психотерапии(индивидуальная и групповая). Индивидуальная психотерапия является такой ее организационной формой, в которой в качестве основного инструмента лечебного воздействия выступает психотерапевт, а психот-ий процесс протекает в диаде зрач — пациент. Индивидуальная психотерапия представляет собой сложный процесс, в котором взаимодействуют различные социокультурные факторы, профессиональные качества и личностные особенности, как пациента, так и психотерапевта, ломимо собственно психотерапевтической техники и условий ее реализации. При индивидуальной психотерапии особенно важна роль психотерапевта Взаимопонимание между психотерапевтом и пациентом, необходимое для оптимального психотерапевтического контакта, достигается обоюдными вербальными и невербальными средствами общения Часто является элементом комплексной терапии в сочетании с другими формами психотерапии, фармако-, физиоили социотерапией. Выделяют также комбинированную терапию, совмещающую индивидуальную и групповую (или семейную) психотерапию, проводимую одним психотерапевтом, и сочетанную терапию, при которой пациент проходит индивидуальную психотерапию у одного психотерапевта и одновременно участвует в семейной или групповой психотерапии у других психотерапевтов. По срокам проведения индивидуальная психотерапия может условно делиться на краткосрочную и долговременную. До 20 (реже до 40) занятий относится к краткосрочной. Долгосрочная - может продолжаться до 7-10 и более лет при средней частоте психотерапевтических занятий 2-3 раза в неделю.Организационные аспекты : продолжительность всего курса лечения и отдельного сеанса, частота занятий, состав психотерапевтических групп и принципах их подбора, количестве психотерапевтов, комбинации различных методов (основных и вспомогательных, вербальных и невербальных; наиболее научно обоснованной и подтвердившей свою широкую клиническую эффективность индивидуальной формой психотерапии является личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия.груповая терапия (где инструментом лечебного воздействия выступает и психотерапевтическая группа), Задачи групповой психотерапии фокусируются на трех составляющих самосознания, на самопонимании (когнитивный аспект), отношении к себе (эмоциональный аспект) и саморегуляции (поведенческий

аспект), что позволяет определить общую цель групповой психотерапии как формирование адекватного самосознания и расширение его сферы. К основным методам групповой психотерапии традиционно относят групповую дискуссию, психодраму, психогимнастику, проективный рисунок и музыкотерапию. Каждый из указанных методов может использоваться в психотерапии и как самостоятельный метод. Однако в данном случае речь идет о комплексе методов, применяемых в работе психотерапевтической группы. Все методы групповой психотерапии условно подразделяют на основные и вспомогательные, вербальные и невербальные. Основным методом групповой психотерапии является групповая дискуссия, остальные рассматриваются в качестве вспомогательных. Продолжительность курса групповой психотерапии может быть различной. Она зависит от типа медицинского учреждения (стационарный или амбулаторный), нозологической принадлежности пациентов, применяемых методов и ряда других факторов. Оптимальным сроком лечения является 2 мес (8-10 нед) при частоте занятий 4-5 раз в неделю с продолжительностью одного сеанса 1,5 ч. Таким образом, курс групповой психотерапии в оптимальном варианте рассчитан на 40-50 занятий, то есть 60-75 ч. Число членов от 3 до 30 человек. Малые группы до 10 чел. Средние от 11 до 20 человек) и больших (от 21 до 30. . Психотерапевтические группы также подразделяются на открытые и закрытые. Открытые группы не имеют постоянного состава участников: по мере окончания лечения одни пациенты уходят из группы, и на их место в состав уже работающей группы включаются новые участники. Закрытые группы отличаются постоянством состава участников, Новые члены в группу не включаются даже в том случае, если из нее по какой-то причине выбывает пациент до окончания срока лечения. Закрытые группы обычно имеют фиксированную продолжительность работы.

8. этические принципы психотерапевта.

Принципы, обеспечивающие соблюдение профес. этики в психотерапевт, процессе.



1) ответственность. Психотерапевт принимает на себя ответсвен. за организацию, ход и результат психотерапии. Когнитивная ответственность, под ней понимается, что психотерапевт отвечает за свои знания и понимает границы своей компетентности. Специализация в психотерапии требует знания в области общей, социальной, возрстной, педагогич, мед. психологии, патопсихологии, психодиагностики. Помимо теоретич. подготовки, необходимы спец. навыки и умения. Должен обладать определенными личностными хар-ками. 2) конфиденциальность. Хранить в тайне все, что происходит во время сеанса, особенно, если работа происходит в группе Психотерапевт отвечает за формирование таких групповых норм, которые могли бы создать атмосферу доверия, когда происходящее в группе не выходит за ее рамки 3) положение, связанное с отношением к клиенту. Оно должно базироваться на принятии клиента таким, каким он есть. Позиция состоит в помощи личностно роста, быть самостоятельным и самостоятельно принимать решения 4)Разграничение личных и профессиональных отношений. Данный принцип включает в себя два аспекта: во-первых, не рекомендуется оказывать профессиональную психологическую помощь родственникам, друзьям и близким, во-вторых, не следует вступать с клиентами в дружеские или сексуальные отношения. 8.Этический кодекс психотерапевта включает е себя несколько ключевых приципов, единых во всем мире: 1) Конфиденциальность. Терапевт не имеет права разглашать кому-либо информацию о клиенте, по которой становится возможной идентификация этого клиента (имя, какие-то другие конкретные данные), разглашать без согласия клиента содержание передаваемой им информации. Исключение составляет работа с супервизором или ситуации, в которых разглашение необходимо для спасения чьей-либо жизни или здоровья. 2) Ненанесение вреда клиенту. Терапевт действует в интересах клиента. Если это становится невозможным, терапевт обязан предупредить клиента и перенаправить его к своему коллеге.3) Действие в пределах профессиональной компетенции. Сообщение клиенту о границах своей компетентности в случае, если клиенту необходима иная ломощь.4) Запрет на двойные отношения. Запрещается проводить психологическую работу с друзьями, родственниками, коллегами и другими знакомыми, с которыми у терапевта помимо терапевтических, существуют ины« отношения. Также запрещено вступать в близкие отношения с клиентами за пределами терапевтической работы, интимные отношения или иные, формирующие другие роли, помимо терапевтических ролей.5) Оплата услуг психолога. Должна быть четко обговорена и не может заменяться какой-либо работой или услугой со стороны клиента, Важной составляющей профессиональной этики гуманистически-ориентированной психотерапии является разделение ответственности между клиентом и терапевтом. Психотерапевт отвечает: -за создание доверительного и принимающего терапевтического пространства, где у клиента будет возможность открыто выражать и переживать разные чувства; -за свою профессиональную компетентность (за подготовку к каждой сессии, за пичностную дифференциацию, за владение терапевтическими техниками и знаниями, за свою личную проработанность у психотерапевта, за супервизию работы с клиентом (в случае возникновения трудностей в работе);

  • за создание возможностей для осознания клиентом его проблем и для нахождения способов справиться с ними;

-за разделение ответственности между клиентов

и терапевтом (не беру ответственность за

решение его проблем на себя, беру '

ответственность за создание терапевтического

пространства и возможности нахождения

ресурсов для работы над собой);

-за искренность перед клиентом в процессе

терапевтических отношений;

-за регулирование и поддержание границ

отношений с клиентом;

-за правильное формулирование запроса;

-за заключения терапевтического

контра кта(обсуждение времени встреч,

регулярности, количества встреч, условий

оплаты);

-за перенаправления клиента к другому специалисту, в случае невозможности продолжения работы с ним в силу разных причин; -за разъяснение возможностей терапии и роли терапевта в терапевтических отношениях(в случае необходимости);



  • за выполнение терапевтического контракта с моей стороны;

-за завершение терапии в случае нарушений клиентом терапевтического контракта (отвечаю за разъяснение клиенту причин прекращения терапевтических отношений с ним). Терапевт не отвечавт:-за жизнь и здоровье клиента;-за принятые решения клиентом;-за чувства и желания клиента;-за решение проблемы клиента;-за непринятие клиентом ответственности в решении своих проблем;-за пропуски терапевтических сессий;-за отказ от терапии;-за неискренность клиента;-за невыполнение терапевтических рекомендаций и домашних заданий;-за мотивацию клиента з работе с терапевтом;-эа неоправданные ожидания от терапевта и терапии ,-за поведение клиента 29.0сновные этапы индивидуальной психотерапии. Техники индивидуальной психотерапии.

Основные этапы индивидуальной психотерапии представлены в виде разъясняющей, рисуночной, игровой и гипносуггестивной психотерапии. Схематично можно наметить следующую последовательность задач, решаемых в процессе психотерапии:



    1. контакт с больным, его успокоение, создание доверия к врачу и методу лечения;

    2. уменьшение остроты личностной реакции на невротическое заболевание;

    3. эмоциональное отреагирование и снятие реакций страха;4) разрешение невротического конфликта^) укрепление психофизиологических возможностей;6) устранение патологических стереотипов реагирования, в том числе защитного типа поведения, принятие себя и других через сбалансированную и более зрелую систему оценок и суждений ;7) обучение навыкам адаптивноговзаимодействия.психотерапевтичес кий процесс происходит в период времени, когда у больного и его родителей проявляются наибольшая заинтересованность и активность в лечении. Необходимо в полной мере использовать этот период для проведения основных психотерапевтических мероприятий. Предварительно можно только наметить продолжительность лечения, так как неизвестны возможности больного и его способности к переменам.Техники индивидуальной психологии А.АдлераТехника раннего воспоминания

А.Адлер исходил из мысли, что, если какое-либо содержание удерживается в памяти, значит оно важно и значимо. Он предполагал, что первое воспоминание непосредственно связано со стилем жизни, в нем кристаллизуется конечная цель и сформированные в детстве апперцептивные схемы. Как правило, событийный ряд в значительной степени замутнен более поздними представлениями, соображениями. Но психотерапевт и не стремится к точности воспроизведения. Раннее воспоминание является стимульным материалом, который позволяет разглядеть влияние значимого события на формирование жизненного стиля. Работая с ним, человек может осознать движущие силы своего поведения, узнать ту исходную матрицу, с которой копируются все его проблемы. Раннее воспоминание оставляет наиболее рельефный след в памяти. Для того, чтобы другие события нашли место а жизненном стиле личности, они должны каким-то образом соответствовать узору первоначальной апперцептивной схемы. Это как бы общий сценарий, по которому разыгрывается жизненная драма клиента. Например, описанный выше клиент О , часто испытывающий беспомощность в сложных жизненных ситуациях, зспомнил о том, как он потерялся на пляже. В первом воспоминании терапевт отыскивает ключи к дальнейшей работе.

История жизниА.Адлер предложил также другую проективную процедуру — написание "Истории жизни". Для выполнения этого задания человек должен выбрать наиболее значительные и существенные части своей биографии, поворотные пункты в его движении к жизненной цели. Эта продукция приоткрывает занавес над жизненной драмой клиента, дает возможность понять его жизненный сценарий и личную мифологию.Анализ сновиденийСо времени возникновения психоанализа нет серьезного психотерапевтического направления, в котором бы не работали со сновидениями. При зтом каждая школа вносит что-то новое в технику. А.Адпер считал анализ сновидений чрезвычайно важным потому, что они приоткрывают завесу будущего, в настоящем показывают конечную цель. Сновидение — шаг в реализации цели, подготовка действий, которые проявятся затем В поведении. То же самое можно отнести к мечтам, грезам, фантазиям. Если З.Фрейд говорил о нереализованных в прошлом желаниях, то А.Адлер говорил о желаниях, заявляющих о необходимости своей реализации. Помимо вербальных в индивидуальной психологии используются и невербальные техники: ролевые игры, техника пустого стула и др. РеэюмеОпределяющим моментом для развития индивидуальной психологии явилось богатство идей, сформированных в русле этого направления. Акцент на своеобразии индивидуальности, уникальности смысла жизни является одним полюсом в широком спектре теоретических положений концепции А.Адлера. На другом полюсе развивалась его идея социального интереса С одной стороны, развитие индивидуальности является условием достижения высших форм межчеловеческих отношений. С другой стороны, социальный интерес — основа здорового функционирования личности.



В концепции А .Адлера социальный интерес выступает как фактор эволюции в человеческом обществе Научные исследования и терапевтическая практика индивидуальной психологии были ориентированы на совершенствование общества. А Адлер понимал гуманное общество как способное удовлетворять глубинные человеческие потребности и основанное на сотрудничестве между людьми. Индивидуальная психология существенно расширила рамки применения психотерапии. В индивидуальной психологии осуществлялись проекты, направленные на решение социальных проблем. -Это работа с осужденными, с национальными меньшинствами, программа решения глобальных и локальных конфликтов. Велись научные исследования по проблемам войны и мира, агрессивности, общественного сотрудничества. Уделялось много внимания психопрофилактике, прежде всего среди детей. Л.Адлер организовал клиники ориентации детей. Созданы специальные методы работы с родителями. Высказано много идей по реформированию системы образования.

20 Стуктура личеости в П теории Ид. Слово 'ид* происходит от латинского "оно" и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Йд полностью функционирует в бесоознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжений получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опирвться на своих подданный) Эго (от лат. "ево" — "Я") — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности Таким образом, эго помотает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цепь которого — сохранение целостности организма'путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.СуперэгоДля того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе "социализации'; На языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от пет. "зирвт" — "сверх" и "ево" — "Я').Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими "формирующими" фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэго является следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать 'правильно" и "неправильно" (примерно в возрасте от 3 до 5 пет).Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний Она связана с такими поступками, которые родители называют "непослушным поведением" и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цепь достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости. Фрейду принадлежит гипотеза о четырех последовательных стадиях развития личности: оральной, анальной, фаллической и генитальной. В общую схему развития Фрейд включил и латентный период, который приходится на промежуток примерно между 6-7 годами жизни ребенка и началом половой зрелости. Но, строго говоря, латентный период — эго не стадия. Первые три стадии развития охватывают возраст от рождения до пяти лет и называются прегенитальными стадиями, поскольку зона половых органов еще не приобрела главенствующей роли а становлении личности Четвертая стадия совпадает с началом пубертата. Наименования стадий основаны на названиях областей тела, стимуляция которых приводит к разрядке энергии либидо. 8 таблице деется описание стадий психосексуального развития по Фрейду.

18. классический психоанализ .ФрейдаИсторический очерк, основные положения Классический психоанализ в своей зрелой форме основывался на модели невроза как конфликта между различными структурами психики - Я, Оно и Саерх-Я (Эго, Ид и Супер-Эго) (Фрейд, 1989). В этой охеме Ид представляет собой бессознательную структуру, содержащую как врожденные инстинкты, так и вытесненные импульсы и влечения. Эго понимается как часть психического аппарата, которая развилась из Ид и приобрело относительную самостоятельность от него. Эго характеризуется осознением себя и служит адаптации личности к импульсам, поступающим из Ид, а также требованиям Супер-Эго и внешней реальности. Супер-Эго - это обособившаяся а ходе дальнейшего психического развития часть Эго, которая, содержит моральные образцы и запреты и осуществляет функции контроля над Эго. Структурный интралсихический конфликт влияет на динамику влечений, приводя к их подаапению и вследствие этого к формированию невротических симптомоеЭтим термином обозначается: 1) направление глубинной психологии, рассматривающее

бессознательное в качестве детерминанты развития и функционирования личности; 2) психотерапевтическая система, в основе которой лежит выявление особенностей переживаний и Действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами. Цель психоанализа Фрейд видел в том, чтобы сделать бессознательное сознательным.Ключевыми,

определяющими понятиями психоанализа являются: свободные ассоциации, перенос и интерпретация. Основные положения и принципы психоанализа1. Биологический детерминизм: тело человека (его сексуальные и физиологические составляющие) является единственным источником всей его психической энергии. 2. Психический детерминизм: всякая мысль и поведение имеют значение или повод, а всякое явление вызывается сознательными или бессознательными намерениями и определяется событиями, которые ему предшествовали.З- Структура личности выделяется в виде трехкомпонентной модели:. Ид Эго и Супер-Эго Изучение бессознатапьных компонентов психики и перевод их в сферу сознания составляет ядро психотерапевтического методе Фрейда и может осуществляться е помощью анализа сновидений, ошибок повседневной жизни (забывание имен, событий, дат, ошибки, описки, оговорки), невротических симптомов, через метод анализа свободных ассоциаций, которые связаны у пациента с травмирующим событием или чувством.

19 Цели Г) Терапии, Показания и противопоказания Цель психоаналитической терапии по 3. Фрейду: психические процессы, протекающие йа бессознательном уровне, должны быть максимально глубоко раскрыты и представпены сознанию для интеграции в экзистенциальную организацию. Человек должен договориться с реальностью. 3. Фрейд писал о сублимации— защитном механизме дающем возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы так, чтобы их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. 3. Фрейд считал этот механизм единственным конструктивным защитным механизмомЦелью П. является реконструкция структуры характера с уменьшением патопогической защиты; понимание причин состояния важнее облегчения симптомов, хотя последние в ходе лечения исчезают. Результатом П, должно быть формирование зрелой личности. П. показан пациентам с неврозами, личностными расстройствами, сексуальными нарушениями. В рамках классического психоанализа разработаны и используются следующие методы для того, чтобы помочь клиенту достичь высокой степени эффективного функционирования: 1. Метод свободных ассоциаций. Клиент расслабляется, устраивается на кушетке или в кресле и проговаривает вспух все мысли и воспоминания, которые приходят ему в голову,. Терапевт находится вне поля зрения клиента, Ассоциации, продуцируемые клиентом, интерпретируются как символическое выражение подавленных эмоций и чувств. В процессе работы с клиентом методом свободных ассоциаций высвобождается психическая энергия, 2. Интерпретация сопротивления. Клиент может неосознанно сопротивляться воспоминанию вытесненных конфликтов и импульсов. Необходимо помочь ему осознать уловки своего сопротивления, З.Сон - символическое уДовпетворение желаний. В его содержании частично отражаются ранние детские переживания.4. Анализ трансфера. Трансфер - замещение в процессе работы с клиентом, которое представляет собой защитный механизм. При этом неосознанный импульс разряжается на каком-нибудь человеке или объекте, но не на том именно, на которого он был направлен изначально. Пример: перенос на аналитика чувств любви и ненависти, которые изначально приписывались родителям. В трансфере отражается потребность человека найти объект, чтобы получить возможность выразить свое вытесненное чувство любви. Трансфер можно обнаружить в вербальных коммуникациях. Аналитик поощряет развитие трансфера до состояния "невроз трансфера", когда поведение клиента становится явно неадекватным. Данное состояние повышает вероятность появления у клиента инсайта 5. Эмоциональное переучивание. На завершающих этапах работы с клиентом поощрение его к использованию новых для него интеллектуальных озарений в повседневной Жизниб, Интерпретация разъяснение неясного или скрытого для клиента значения некоторых аспектов его переживания или поведения. Интерпретация включает следующие процедуры: идентификация



разъяснение перевод толкова

Каталог: foto -> 2013
2013 -> 1. Определение психологической коррекцииПсихокоррекция
2013 -> 1. Предмет и задачи психодиагностики
foto -> 1. Цели и задачи ппк в образовательном учреждении
foto -> Цели и задачи психолого -педагогической коррекции в образовательном учреждении
2013 -> 1. Предмет и задачи истории образования и пед мысли
foto -> Рассказ Евгении Григорьевне Левицкой, члену кпсс с 1903 года
foto -> Понятие семьи. Функции семьи и ее жизненный цикл. Структура семьи
2013 -> Психические познавательные процессы: ощущения, восприятие
2013 -> Психология личности


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница