1. Общие положения Настоящее Положение определяет виды электронных образовательных ресурсов (далее эор) и требования к ним



Скачать 108.94 Kb.
Дата22.02.2016
Размер108.94 Kb.


Министерство образования и науки

Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПЕТРОЗАВОДСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ПетрГУ)
_____________________ № ________________



УТВЕРЖДАЮ
Ректор А.В. Воронин

13.03.2015 г.




Положение

об электронных образовательных ресурсах

Петрозаводского государственного университета

1. Общие положения

  1. Настоящее Положение определяет виды электронных образовательных ресурсов (далее - ЭОР) и требования к ним.

  2. Положение разработано с целью определения единых подходов к учету, классификации и базовому наполнению ЭОР, используемых в учебном процессе ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет» (далее – ПетрГУ). Базовое наполнение определяется в соответствии с 4 разделом настоящего Положения.

  3. ЭОР содействуют активизации учебной деятельности обучающихся, организации их самостоятельной работы, индивидуализации обучения.

  4. Основными областями применения Положения являются реализация электронного обучения и использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе ПетрГУ.

  5. Положение может изменяться или дополняться в соответствии с изменениями действующего законодательства РФ, нормативных актов Министерства образования и науки РФ и локальных нормативных актов ПетрГУ, регламентирующих вопросы электронного обучения.

2. Нормативно-правовая база

Положение разработано в соответствии с действующим законодательством РФ, существующими международными стандартами в области подготовки материалов для электронного обучения и стандартами РФ в области издательского дела, в частности:

- Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,

- Уставом ПетрГУ;

- ГОСТ 7.60-2003 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения»;

- ГОСТ Р 52657-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Образовательные интернет-порталы федерального уровня. Рубрикация информационных ресурсов»;

- ГОСТ Р 52653-2006 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Термины и определения»;

- ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения»;

- ГОСТ Р 7.0.83-2012 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Электронные издания. Основные виды и выходные сведения».

3. Термины и определения

3.1. Электронный образовательный ресурс (далее - ЭОР) - образовательный ресурс, представленный в электронно-цифровой форме и включающий в себя структуру, содержание и метаданные о них. ЭОР реализуется в виде определенной информационно-технологической конструкции, удобной для изучения и использования в процессе обучения.

3.2. Информационно-технологическая конструкция ЭОР - результат комплекса технологических процессов подготовки ЭОР и задействованных программно-технологических средств, обеспечивающих работоспособность ЭОР с применением возможных функциональных свойств (ссылочные отношения - гиперссылки, интерактивные элементы, поиск, мультимедийные свойства и др.). В общем виде информационно-технологическая конструкция определяется набором используемых информационных технологий, способами организации контента и режимом использования ресурса.

3.3. Контент ЭОР - информация, логически связанная и представленная в форме, ориентированной на непосредственное восприятие обучающимися.

3.4. Мультимедийный компонент ЭОР - составная часть ЭОР, реализующая сочетание нескольких форм представления информации (текст, инфографика, графика, аудиоматериалы, видеоматериалы и анимация), воздействующих сразу на несколько каналов восприятия учащихся.

3.5. Интерактивность - способность ЭОР без участия преподавателя взаимодействовать с обучающимся, реагируя на его действия (навигация по элементам контента, множественный выбор из элементов контента, масштабирование и/или пространственная ориентация объектов, организация поиска по контенту и др.).

3.6. Электронное обучение (далее - ЭО) - организация образовательной деятельности на основе ЭОР с применением технических и программных средств, обеспечивающих обработку содержащейся в ЭОР учебной информации и другой информации, необходимой для реализации учебного процесса, ее передачу по телекоммуникационным сетям и взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

3.7. Дистанционные образовательные технологии (далее - ДОТ) - применяемые в ЭО образовательные технологии, реализуемые при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

3.8. Информационная обучающая система (далее - ИОС) - информационная система, доступная в сетевом режиме, работающая в интерактивной форме, предоставляющая совместный доступ к ЭОР с возможностями контроля режима и статистики их использования в учебном процессе. ИОС позволяет формировать индивидуальную траекторию обучения.

4. Виды электронных образовательных ресурсов

Различными видами ЭОР являются:

4.1. Учебные электронные издания и другие виды электронных изданий, используемые в учебном процессе. К электронным изданиям относят электронные документы (группы электронных документов), прошедших редакционно-издательскую обработку, предназначенных для распространения в неизменном виде, имеющих выходные сведения (ГОСТ Р 7.0.83—2012 ).

По новизне публикации ГОСТ различает два вида электронных изданий:

4.1.1. Самостоятельные электронные издания - электронные издания, созданные изначально в цифровой форме;

4.1.2. Деривативные электронные издания - цифровые представления печатных изданий или аудиовизуальной продукции, использованных в основе или в составе электронных изданий;

4.2. Электронные копии оригинальных изданий/продукции - электронные документы, воспроизводящие печатные издания или аудиовизуальную продукцию (по расположению текста на страницах, выходным данным, порядку воспроизведения звука или изображения и т. п.) без указания выходных сведений электронного издания. Электронные копии не являются электронными изданиями.

4.3. ЭОР, не являющиеся электронными изданиями или электронными копиями. Это наиболее разнообразный вид ЭОР, широко используемых в электронном и других формах обучения, а также как средство поддержки традиционного учебного процесса.



5. Классификация электронных образовательных ресурсов

5.1. Электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК) или сетевые образовательные модули (СОМ) - структурированная совокупность ЭОР, содержащая взаимосвязанный образовательный контент, предназначенная для совместного применения в образовательном процессе на базе ИОС.

Состав ЭУМК определяется спецификой уровня образования и предметной области. Обязательными составляющими ЭУМК являются:

- рабочая программа,

- курс лекций в виде комплекса текстографических конспектов, организованный с помощью различных средств наглядности, мультимедийных компонентов/ презентаций и интерактивных форм,

- практический блок,

- фонд оценочных средств,

- список основной и дополнительной литературы,

- гиперссылки на внешние источники (мультимедийные издания и ресурсы, источники, содержащиеся в электронных библиотеках),

- ресурсы для преподавателей и студентов, обеспечивающие методическую и техническую поддержку комплекса.

Дополнительно в ЭУМК могут входить практикумы, задачники, хрестоматии, справочники и др. учебные издания, инструменты для поддержки профессиональной деятельности преподавателя, проектной и творческой деятельности обучающихся и т.п.

5.2. Электронные учебники (ЭУ) – учебные электронные издания, содержащие системное и полное изложение учебного предмета в соответствии с программой, поддерживающие основные звенья дидактического цикла процесса обучения, официально допущенное в качестве данного вида издания. ЭУ должен содействовать организации самостоятельной учебной деятельности.

ЭУ предназначен для воспроизведения на современных электронных устройствах, в том числе мобильных, определенных его разработчиком, соответствующих требованиям, предъявляемым к устройствам, поставляемым в учебные заведения.

5.3. Электронные учебные материалы, дополняющие учебники – электронный фонд оценочных средств, электронное наглядное пособие/ презентация, электронная хрестоматия, электронный практикум/ задачник, электронный тренажер, виртуальная лаборатория, и т.д. Различные комбинации ЭОР – элементарных и комплексных информационных источников и информационных инструментов – могут быть объединены в электронном приложении к учебнику. При этом термин «электронное приложение к учебнику» определяется как учебное электронное пособие, дополняющее учебник (электронный или печатный), представляющее собой структурированную совокупность ЭОР, предназначенных для применения в образовательном процессе совместно с учебником.



Электронные фонды оценочных средств - ресурсы, содержащие комплекты заданий, организованных в виде базы данных, с различными видами представления вопросов, практических заданий и упражнений, формулируемых и проверяемых в электронной форме и соответствующих им действий обучаемого (в частности, выбора вариантов ответов).

Электронные наглядные пособия/ презентации - ресурсы, состоящие из ряда мультимедийных компонентов, наглядно демонстрирующих отдельные аспекты изучаемой дисциплины.

Электронные хрестоматии - учебно-практические ресурсы, содержащие систематически подобранные литературно-художественные, официальные, научные, исторические и иные произведения или отрывки из них, составляющие объект изучения учебной дисциплины.

Электронные практикумы - ресурсы, состоящие из комплексов учебных моделей либо средств доступа к аппаратно-программным комплексам (лабораторным установкам), позволяющие провести самостоятельные исследования по определенным темам дисциплины. Электронный практикум может быть реализован как виртуальный лабораторный практикум с удаленным доступом.

Электронные тренажеры (симуляторы) - ресурсы, позволяющие формировать и закреплять профессиональные умения путем моделирования участия обучаемого в одной или нескольких взаимосвязанных практических ситуациях.

5.4. Электронные учебные пособия частично (полностью) заменяющие учебники – это комплекты электронных учебных модулей (информационных, практических, контролирующих), репетиторы/ самоучители, мультимедийные учебные курсы.

5.5. Электронные справочные издания - электронные терминологические словари (глоссарии), электронные энциклопедии, электронные библиотеки и электронные справочники.

Электронные терминологические словари (глоссарии) - ресурсы, содержащие перечни понятий и терминов, сопровождающиеся информацией, раскрывающей их содержание, а также сведения об упоминании терминов в других ЭОР. Глоссарий может комплектоваться статьями, видео- или аудиофайлами по конкретной тематике.

Электронные энциклопедии - это справочно-информационные массивы на электронных носителях, с определенным алгоритмом поиска информации - как правило, в виде алфавитного расположения статей, указателей (индексов), ссылок (гипертекста) и других.

Электронные библиотеки - упорядоченные коллекции разнородных электронных документов (в том числе книг, журналов), снабженных средствами навигации и поиска.

6.  Общие требования к электронным образовательным ресурсам

6.1. Основные требования к электронным образовательным ресурсам:



  • доступность посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в т.ч. Интернет, в круглосуточном режиме с высокой скоростью доступа;

  • востребованность ЭОР обучающимися в ходе учебного процесса в соответствии с пунктом 7.2 настоящего Положения;

6.2. Разработка ЭОР производится с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также с учетом требований рабочей программы дисциплины.

6.3. Разработка ЭОР производится с применением программно-технологических средств (в т.ч. средств проверки ЭОР на наличие в них заимствований (плагиата)), на использование которых у университета или авторов имеются законные права.



7. Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе

7.1. Размещение ЭОР осуществляется на базе серверов ПетрГУ. Консультационно-организационная и техническая поддержка разработки, размещения и дальнейшего функционирования осуществляется РЦНИТ - Региональным центром новых информационных технологий и Учебно-методическим управлением ПетрГУ.



7.2. Необходимым условием востребованности ЭОР в учебном процессе является наличие обучающихся, которые используют ЭОР (осуществляют доступ к учебным материалам, выполняют учебные задания, используют оценочные средства, средства взаимодействия с преподавателем и иные средства, предусмотренные ресурсом).


Каталог: Structure -> EduDep
EduDep -> Министерство высшего и среднего специального образования СССР
Structure -> В. Д. Шадриков 14 апреля 2000г. Номер государственной регистрации
Structure -> Программа наименование дисциплины Физическая культура
Structure -> Программа курсов повышения квалификации
Structure -> Проблемы обеспечения межэтнического согласия в России
Structure -> Основные термины Академический интеллект
Structure -> Статья 12. Образовательные программы
Structure -> Контроль стресса важнейшее условие сохранения здоровья студента


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница