1. Общая трудоемкость 3 зет место дисциплины в структуре образовательной программы



Скачать 68.79 Kb.
Дата01.06.2016
Размер68.79 Kb.
Аннотация

рабочей программы учебной дисциплины

Основные тенденции развития психологии образования

1. Общая трудоемкость 3 ЗЕТ

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина «Основные тенденции развития психологии образования» относится к вариативной части дисциплин (модулей), по выбору студента.

Изучение дисциплины предполагает предварительное освоение следующих дисциплин учебного плана: Возрастные закономерности развития личности; Диагностика в образовании и управлении; Коррекционная психология.

Изучение дисциплины является предшествующим для освоения следующих дисциплин / прохождения практик: Психология помощи при стрессе, кризисе и травме; Производственная практика.

3.Цель и задачи изучения дисциплины

Цель – овладение теоретическими и методологическими основами формирования личности в образовательном процессе

Задачи преподавания дисциплины:

- изучение фактов, закономерностей и механизмов формирования личности в условиях образовательного процесса;

- рассмотрение влияния процессов обучения и воспитания на развитие личности;

- анализ закономерностей протекания процесса обучения, особенностей формирования учебной деятельности;

- анализ моделей обучения и психологических подходов к обучению;

- рассмотрение особенностей формирования познавательных процессов;

- изучение оптимальных способов взаимодействия участников образовательного процесса;

- рассмотрение структуры деятельности педагога, особенностей его личности и общения, закономерностей педагогической деятельности;

- анализ методов работы психолога и педагога с образовательной практикой.

4. Содержание дисциплины

Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

1

Предмет и методы психологии образования. Основные понятия.

  1. Объект и предмет психологии образования. Структура психологии образования. Задачи психологии образования. Методы исследования в психологии образования. Понятие обучения и воспитания. Понятие учения и учебной деятельности. Проблема соотношения обучения и развития

2

Психологические подходы к обучению. Модели обучения

  1. Бихевиоральный подход к обучению. Когнитивный подход к обучению. Гуманистический подход к обучению. Деятельностный подход к обучению. Традиционное обучение. Проблемное обучение. Программированное обучение. Развивающее обучение. Дистанционное обучение. Коммуникативное обучение. Контекстное обучение.

3

Психология учения. Мотивация учения

  1. Учебная деятельность и ее компоненты. Учебные действия и их формирование. Контроль и оценка. Типы мотивации учебной деятельности. Управление мотивацией в учебном процессе. Формирование мотивов учебной деятельности.

4

Психология обучения и усвоения. Развитие познавательных процессов в обучении

Обучение учебным навыкам. Обучение умениям. Обучение научным понятиям. Понятие усвоения и его характеристики.

Структура процесса усвоения. Стадии усвоения. Проблема неуспеваемости и ее причины. Профилактика и преодоление неуспеваемости. Развитие внимания. Развитие памяти. Развитие восприятия. Развитие мышления.



5

Психология воспитания


Понятие и психологические механизмы воспитания. Основные понятия психологии воспитания. Психологические подходы к воспитанию. Цели негативного поведения ребенка (по Р. Дрейкурсу) и способы их переориентации. Условия эффективности педагогических требований. Использование техники слушания в процессе воспитания. Использование «Я-сообщения» в процессе воспитания

6

Психологические основы педагогической деятельности и общения субъектов образовательного процесса


  1. Структура педагогической деятельности. Педагогические функции. Требования и противопоказания к профессии педагога. Требования к личности учителя. Профессиональные деформации личности учителя. Восприятие и понимание учителем и учеником друг друга. Психологические барьеры в педагогическом общении. Стили педагогического общения. Конфликты в педагогическом общении. Условия эффективного общения.

Практические занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

1


Психодиагностика и психологическое консультирование в деятельности психолога образования

1. Методы психодиагностики в дошкольном образовании

2. Методы школьной психодиагностики

3. Возрастное психологическое консультирование


2

Коррекция как направление деятельности психолога образования



1. Содержание и методы психокоррекционной работы в дошкольном учреждении

2. Содержание и методы психокоррекционной работы со школьниками

3. Коррекция отклонений в развитии


3

Психологическая помощь дошкольникам и младшим школьникам

1. Психологическая помощь тревожным и неуверенным детям

2. Психологическая помощь гиперактивным детям

3. Психологическая помощь агрессивным детям

4. Коррекция межличностного взаимодействия в группах

5. Готовность ребенка к школьному обучению и адаптация в школе

6. Коррекция психического развития младшего школьника



4

Психологическая помощь подросткам и старшим школьникам

1. Профилактика и преодоление буллинга

2. Коммуникативный тренинг для подростков

3. Тренинг личностного роста

4. Профориентационная работа со старшеклассниками

5.Психологическая помощь подросткам-инвалидам


5

Психологическая помощь детям «группы риска» и детям, пострадавшим от насилия


1. Диагностика социально-педагогической запущенности детей, ее профилактика и коррекция

2. Диагностика девиантного поведения, помощь детям и подросткам с девиантным поведением

3. Коррекция агрессивного и аутоагрессивного поведения

4. Помощь детям с аддиктивным поведением

5. Психодиагностическая и консультативная работа с детьми и подростками, пострадавшими от насилия

6. Психотерапия и психопрофилактика насилия



6

Психологическая помощь семьям обучащихся и педагогам


1.Диагностика семьи и семейного воспитания

2.Техника семейного консультирования

3.Родительские коррекционные группы

4. Диагностика педагогического коллектива

5. Методы психологической помощи педагогу в решении проблем психической саморегуляции и личностного роста

6. Методы разрешения педагогических конфликтов



5. Результаты обучения по дисциплине

Коды компетенций

Содержание компетенций

Перечень планируемых результатов освоения содержания дисциплины

ПК-7

способность разрабатывать и использовать инновационные психологические технологии для решения новых задач в различных областях профессиональной практики

Знать: организацию проведения исследования, анализ и интерпретация полученных результатов

Уметь: ставить проблемы и определять задачи, разрабатывать концептуальные модели, рабочие планы, программы проведения, осуществлять подбор методик, построение математических моделей



Владеть: навыками анализа и систематизации научно-психологической информации по теме исследования

6. Основные образовательные технологии: объяснительно-иллюстративное обучение, технология проектного обучения, технология учебной дискуссии, технология учебной деловой игры

7.Форма контроля: экзамен.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница