1. Объект психологии безопасности. Многообразие предмета психологии безопасности



Скачать 346,46 Kb.
страница1/5
Дата25.07.2022
Размер346,46 Kb.
#168178
ТипЗадача
  1   2   3   4   5

Тема1. Психология безопасности как отрасль психологической науки
План:
1. Объект психологии безопасности.
2. Многообразие предмета психологии безопасности.
3. Психология безопасности в междисциплинарном пространстве.


1. Объект психологии безопасности.
В современном мире наблюдается рост интереса к проблемам безопасности и безопасного существования человека. Социальная нестабильность общества требует нового взгляда на мир и место в нем человека. Данные условия заставляют ученых искать новые пути осмысления и решения старых мировоззренческих проблем, в связи с чем, вектор психологического познания перемещается на явления социальной действительности, связанные с предотвращением угроз повседневной жизни, с обеспечением личной и общественной безопасности.
Задача выживания всегда стояла перед людьми как на генетическом, так и на социальном уровне. Потребность в безопасности сопровождает человека на протяжении всей его жизни, поэтому умения и навыки обеспечения безопасности представляют собой очень важный для человека социальный опыт, который является показателем развития любого общества и свидетельствует о его ценностных ориентациях. Стремление к безопасности, потребность в ней, представления о данном феномене являются мощным стимулятором социальных изменений и доминирующей характеристикой массового сознания в современной России и тем самым свидетельствуют о качестве жизни общества.
Состояние безопасности людей в обществе напрямую зависит от происходящих в нем процессов, социальный эффект которых с каждой эпохой в возрастающей степени определяется самой скоростью их протекания. Ныне эта скорость возросла настолько, что, по мнению Зигмунта Баумана, человечество вступило в период текучей современности [1]. В условиях постоянной изменчивости уровень безопасности быстро сокращается, в то время как объем индивидуальных обязанностей растет в масштабах, беспрецедентных для прошлых поколений. Значение точек бифуркации, таких как почти молниеносный развал Советской империи, распространение за одно десятилетие Интернета практически с нуля до миллиарда пользователей или расцвет CMC (в некоторых культурах — от полного непризнания до 100%-го принятия) [12].
Многие аспекты социальной деятельности стали более безопасными (безопасная питьевая вода, антибиотики, санитарно-гигиенические условия и т.д.). В течение XX в. история резко ускорялась, происходили гигантские изменения в масштабах всего человечества: авиация, ядерная энергия, открытие структуры ДНК, генетический код, антибиотики, клонирование, телевизор, компьютеры, интернет, космические полеты, мобильные телефоны, электрификация, централизованное отопление и водоснабжение и т.д. Впервые в истории человек с большой вероятностью может дожить до возраста биологической старости, произошло радикальное сокращение смертности от инфекционных заболеваний, уменьшилась детская смертность, в нашу жизнь пришли антибиотики как избавление от инфекций, мучивших человечество тысячи лет.
Сочетание методологических подходов и методов научных исследований проблем безопасности представляет собой сложную систему, изучение которой в современных условиях наиболее перспективно осуществлять с различных точек зрения. Исследование феномена безопасности с психологической точки зрения приобретает особую актуальность в период кризисных социальных изменений, в свете политических, экономических, социальных и психологических конфликтов, регулярно вспыхивающих в той или иной стране или регионе. В последнее время с усложнением социальной деятельности появляются все новые виды угроз, а безопасность общества падает по мере расширения видов и диапазона опасностей и их возможных последствий.
Проблема безопасности становится все более актуальной не только из-за нарастающего количества угроз, но и в связи с вступлением человека в эпоху «мегарисков» и, соответственно, появлением «мегаугроз». Так, У. Бек характеризует современный этап развития нашего общества следующим образом: «Атомные, химические, генетические мегаугрозы разрушают... основания исчисления рисков. Здесь имеется в виду, во-первых, глобальный, часто непоправимый ущерб, который уже нельзя ограничить; тем самым рушится концепция денежного возмещения (компенсации). Во-вторых, в случае смертельных глобальных угроз исключены действенные меры предосторожности на основе предвидения последствий "наихудшего мыслимого бедствия", это подрывает идею безопасности, обеспечиваемой "предупреждающим отслеживанием результатов". В-третьих, само понятие "бедствие" утрачивает границы во времени и в пространстве и тем самым смысл. Оно становится событием, имеющим начало и не имеющим конца... Но ведь это и подразумевает потерю меры нормальности, утрату процедур измерения и, следовательно, реальной основы для расчета опасностей...» [7].
Всемирный Интернет, как и современный глобальный социум, фиксирует возрастание индивидуализации и одновременное омассовление культурных продуктов жизнедеятельности личности. Отсутствие структурированности, упорядоченности в современном мире ведет к тому, что люди испытывают дефицит безопасности. Е. В. Улыбина отмечает, что «люди, неуверенно чувствующие себя в изменяющемся мире, стремятся найти для себя способ преодолеть неопределенность, войдя в сообщество с четкими и ясными границами, с однозначным разделением на своих и чужих» [5].
«Безопасность обрела в мировом политическом сознании статус общепризнанной ценности и нормы и в то же время остается источником разногласий как в теоретическом, так и практическом плане». Феномен безопасности обретает большую значимость, и его изучение становится одним из важных направлений исследований не только для экономики, политики, антропологии, но прежде всего для психологии. В. Спиридонова отмечает: «Термин "безопасность" в научной литературе весьма многозначен, до сих пор не выработано четкого и строгого определения этого понятия. Иногда безопасность рассматривается как цель, в других случаях — как концепция, в третьих — как научная программа или научная дисциплина» [4]. Возникает потребность в определенной систематизации накопленного знания и унификации понятийного аппарата.
В настоящее время принято выделять три основных объяснительных принципа научного познания: развития, системности и детерминизма. Значение данных принципов в любом современном исследовании бесспорно, и, опираясь на них, наука способна адекватно теоретически отражать свой предмет.
Принцип развития требует рассмотрения психологической безопасности как исторического явления, имеющего фило- и онтогенез.
Принцип системности определяет необходимость рассмотрения феномена безопасности, с одной стороны, как обладающего структурой, а с другой — как связанного с другими личностными проявлениями и включенного в другие системы. В основе жизнедеятельности социальных систем лежит принцип необходимости обеспечения собственной безопасности, раскрывающий антиэнтропийную природу социальных систем и непосредственно связанный с потребностями системы и ее элементов в выживании и прогрессивном развитии. Его содержанием является сознатель­ная деятельность людей, направленная на снижение дезорганизующего влияния внешней и внутренней среды. Исследование безопасности в указанном контексте позволит определить ее как неотъемлемое свойство (атрибут) социальной системы, состоящее в способности к обеспечению психологической безопасности на основе осознанной, целенаправленной деятельности.
Принцип детерминизма позволяет учитывать разнонаправленное влияние реальных причин на развитие и формирование психологической безопасности и на саму личность в качестве объекта и субъекта безопасности.
Согласно словарю С. И. Ожегова безопасность — это состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности; синонимами этого слова в русском языке являются слова «надежность», «защищенность», «устойчивость», «сохранность», «безобидность», «безвредность»[9].
В энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона безопасность характеризуется как главный залог человеческого развития. Отсутствие безопасности личности и собственности равносильно отсутствию всякой связи между человеческими усилиями и достижением целей, для которых они эти усилия прилагаются. Это означает неизвестность того, пожнет ли сеющий, достанутся ли продукты производящему, будет ли человек завтра пользоваться тем, что сберегает сегодня. Это значит, что труд и бережливость не ведут к приобретению, а ведет к нему насилие. Когда нет гарантий для неприкосновенности личности и собственности, все имущество, честь, свобода и самая жизнь слабого находятся во власти сильного. Сохранить то, что произвел, может лишь тот, кто имеет больше силы защищать свое имущество, чем имеют силы другие, предпочитающие хищничество труду и полезной деятельности [2].
Согласно психологической энциклопедии безопасность — ощущение доверия, невредимости, отсутствия страха или тревоги, особенно в отношении удовлетворения собственных настоящих (и будущих) потребностей.
По результатам современных исследований, безопасность в обыденном сознании создает зону безопасного мира, некоего сообщества, где респонденты чувствуют себя защищенными и оберегаемыми, не ожидая вреда от окружающих, в результате чего они испытывают положительные эмоции.
Психология безопасности — новое направление в психологической науке, в котором одновременно сосуществует множество точек зрения, каждая из которых диктует свою логику постановки проблем, интерпретации окружающего мира, методологию исследования. Психология безопасности выполняет во многом связующую роль между различными дисциплинами. В частности, безопасность заложена в каждый объект генетически (иммунитет, инстинкт самосохранения, защитные силы организма и т.д.). В то же время многие угрозы рукотворны и затрагивает те формы нашей действительности, возникновение которых является результатом человеческой деятельности.
На протяжении достаточно длительного периода в истории психологии человека характеризовали как субъекта деятельности. В результате этого первое определение психологии безопасности появилось в рамках психологии труда инженерной психологии и было сформулировано М. А. Котиком в 1987 г. Психология безопасности была призвана обеспечивать профилактику несчастных случаев на производстве и изучать их причины.
К концу XX в. смысловое наполнение термина «психологическая безопасность» стало расширяться, включая в себя понимание личности как особой ценности, уникальной сущности, способной регулировать и организовывать свой жизненный путь, одновременно выступая не только как субъект безопасности, но и в качестве субъекта жизни,
Безопасность стала рассматриваться как мобилизатор ресурсов человеческой психики в экстремальных ситуациях, в условиях неопределенности и нестабильности. В качестве условий психологической безопасности стали рассматривать такие параметры, как:

  • качество жизни;

  • душевное равновесие и развитие; уверенность в будущем;

  • жизнестойкость и т.д.

Одновременно с этим для психологической безопасности человека стали выдвигаться определенные требования к обществу, в котором он живет:

  • возможность жизни в безопасных для здоровья условиях;

  • наличие эффективного медицинского обслуживания;

  • создание реальных возможностей для удовлетворения есте­ственных и социальных потребностей граждан;

  • основания для уверенности в будущем;

  • состояние общества, не способствующее нарушению целостности социальных субъектов, адаптивности их функционирования и развития;

  • общество, где человек чувствует себя защищенным.

В то же время психологическая безопасность — это специфическая мера стабильности психического состояния человека, во многом определяющая особенности реагирования людей на различные травматические ситуации, с которыми неизбежно сталкивается каждый человек в течение жизни: внешние трудности, болезни, проблемы с начальством, конфликты, изменение условий жизни, смена места работы и т.д.


Каталог: export -> uploads -> Documenty-Institutes
Documenty-Institutes -> Девиации в подростковом возрасте (на примере наркоманического стереотипа поведения) как социально-психологическая проблема
Documenty-Institutes -> 1. Объект психологии безопасности. Многообразие предмета психологии безопасности
Documenty-Institutes -> Память человека
Documenty-Institutes -> 1. Как преодолеть барьеры в коммуникации? Барьеры общения
Documenty-Institutes -> Особенности речевого развития у детей с расстройствами аутистического спектра
Documenty-Institutes -> Программа vi-й ежегодной научно-практической конференции преподавателей, студентов и молодых ученых
Documenty-Institutes -> Научно-исследовательская работа Эмоциональное выгорание у сотрудников специальных служб

Скачать 346,46 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2022
обратиться к администрации

    Главная страница