1. На заседании кафедры декан философского факультета истории философии Ю. Н



Скачать 150.22 Kb.
Дата09.03.2016
Размер150.22 Kb.
ТипПрограмма
Министерство образования Российской Федерации
Санкт-Петербургский государственный университет
Философский факультет

Рассмотрено и рекомендовано: УГВЕРЖДАЮ

1. На заседании кафедры декан философского факультета

истории философии ______________ Ю.Н.Солонин

протокол от ______ № ____

Заведующий кафедрой

_________проф. Перов Ю.В.

2. На заседании методической

комиссии философского факультета

протокол от ______ № ____

Председатель методической комиссии

____________проф.___В.С.Никоненко




ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
"История античной философии" *

специальность (направление) – 090003

Автор (составитель)

профессор, докт.филос.наук Светлов Р.В.

Рецензент:

профессор, докт.филос.наук Перов Ю.В.________
Санкт-Петербург 2003 г.



  1. Организационно-методический раздел


1.1. Цель изучения дисциплины: Обучение студентов истории античной философии, навыкам самостоятельного философского мышления, осоновным приемам работы с текстам, освоение методологии историко-философского процесса.

1.2. Задачи курса: Изучение этапов развития античной философской мысли, истории формирования философских дисциплин. Освоение базовых для европейской рациональности понятий. Знакомство с историческойт преемственностью европейской мысли. Наработка навыков пользования философской терминологией.

1.3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина “Античная философия” является базовой в подготовке профессионального философа и служит основой для изучения других философских дисциплин.



1.4. Требования к уровню освоения дисциплины "История античной философии"

- знать содержание дисциплины "История античной философии" и иметь достаточное представление о данном предсете в общем поле философских лисциплин, а, в первую очередь, — в системе историко-философских курсов;

- уметь различать базовые концепции различных античных философских школ, уметь находить место античной философии в целом и отдельных ее периодов в общем поле всемирной истории философии.

- иметь практические навыки работы с текстами, хорошо знать историю основных понятий античной философской мысли, уметь продемонстрировать преемственность античного и средневекового типов дискурсов.




  1. Объем дисциплины, виды учебной работы, форма текущего, промежуточного и итогового контроля



Всего аудиторных занятий


136 часов


из них: - лекций


68 часов


- практические занятия





Самостоятельная работа студента


80 часов

Итого (трудоемкость дисциплины)


148 часов



Изучение дисциплины по семестрам:

1 семестр: лекции - 34 ч., практические занятия - 34 ч.,



экзамен;
2 семестр: лекции - 34 ч., практические занятия - 34 ч.,

экзамен;


3. Содержание дисциплины
3.1.1. Темы дисциплин, их краткое содержание н виды занятий
1-й семестр

Проблема происхождения античной философии. Тема “греческого чуда” в европейской культуре. Предпосылки и особенности самосознание древнегреческой цивилизации. Феномен “политического” в античности. Мифо-религиозное (мифопоэтическое) мышление. Генетическое описание в космогониях (теогониях) и философский дискурс. Космогонические представления Гомера, Гесиода, орфиков. Вопрос о начале в древнегреческих космогониях. “Семь мудрецов” — их роль в возникновении античной философии.

Специфика античной философии. Вопрос о бытии. Основные категории античной мысли: Природа, Логос, Космос, Эйдос, Ум, Единое. Теоретическая форма философии. Слитность онтологической и гносеологической проблематики в древнегреческой философии. Античная философия и античная теология. Периодизация истории античной философии.

Досократическая философия. Понятия “природа” и “архе” в досократической мысли. Вопрос о “начале философствования”: Фалес, Анаксимандр или пифагореизм? Милетские мыслители; ионийская "история". Первоначало у Фалеса, Анаскимандра, Анаскимена. Их ко­с­мологические представления. Пифагор и ранний пифагореизм: религиозное и “научное” в ранней истории пифагорейского союза. Возникновение пифагорейской аритмологии. Понятие числа. Космогоническое и космологическое в пифагореизме. Философствование и "античная протонаука". Древнейшая философия и античная медицина. Гераклит: свидетельства о его жизни, вопрос о характере гераклитовского сочинения. Первоначало или первоначала? Функционирование понятий “огонь” и “логос” во фрагментах Гераклита. Единая истина, бытие и парадоксализм гераклитовского языка. Элеатская школа. Проблема соотношения “пути истины” и “пути мнения” в учении Парменида. Единое бытие и его тавтологическое предицирование. Соотнесенность бытия с истинным мышлением. Мышление и мнение. Апории Зенона. Проблема многого и возможности помыслить его. Доктринальное и аргументационное в элеатской философии. “Младшие натурфилософы”. Влияние элеатской проблематики. Поэмы Эмпедокла. Его натурфилософия: стихии и силы в кругообращении единого Космоса. Гипостазирование Анаксагором Ума как космической силы. Принципы “подобочастного” и “всего во всем” в натурфилософии Анаксагора. Школа атомистов: понятие атома как предела интеллектуального созерцания. “Природное” и “мыслительное” в атоме. Противопоставление полного–пустого, необходимого–случайного, знания–мнения в учении Демокрита. Софисты: возникновение вопроса о “критерии”. Релятивизм и обоснование невозможности полноты знания в отличие от “правильного мнения” (Горгий, Парменид). Вопросы о языке, а также о правильности речи в уче­нии софистов. Конвенциализм и агностицизм.

Век “классической метафизики”. Сократ: его жизнь и характер философствования. Платон, Ксенофонт, киники и другие источники свидетельств о нем. Проблема “этоса” в учении Со­крата. “Этос” и общие понятия. Сократовское “наведение” как методика сказывания. “Майевтика”, “диалектика”, “ирония” — как аспекты “сократовского” в античной культуре. Значимость Сократа для античной философской традиции. Сократические школы. Жизнь Платона и его сочинения. “Метафизические” и “мифологические” тексты Платона. Вопрос о “неписаной философии Платона” в европейской культуре. Четыре познавательные способности и их бытийный коррелят. Познание как “анамнесис” и философский эрос. Метод познания: диалектика и риторика в текстах Платона. Проблема “эйдосов–идей” как проблема бытия в собственном смысле этого слова. Критика Платоном концепции “мира идей”. “Оче­вид­ное” как основание для суждений о бытии. Родовая структура бытия (“Софист”). Бытие как сказываемое об “одном” (“Парменид”). Понятие Единого–Блага в учении Платона. Платоновская концепция души и государство как “Большой человек”. Натурфилософия Платона, учение об идеальном и вещественно-субстратном. Демиургическая функция мышления; разум и необходимость в рассудке. Диалектика чувственного и сверхчувственного. Жизнь Аристотеля, судьба его текстов. Вопрос о критике Платона Аристотелем. Систематизация Аристотелем наук. Проблема статуса аристотелевских “Аналитик”. Аристотелевская постановка вопроса о бытии: бытие как “сущность”. Сущность как категория. Сущности в первичном и вторичном смыслах. Именование и определение в указании на бытие (в сказывании о бытии). “Различающая сила” способности ощущения. Учение о возможностном и действительном бытии и аристотелевский “запрет противоречия”. Концепция “причин”, ее полиморфизм в корпусе текстов Аристотеля. Историко-философское в сочинениях Стагирита. Учение об Уме–Перводвижителе в связи с концепциями сущности и причин. Статус умопостигаемого в философии Платона и Аристотеля. Ум как созидающее созерцание. Единство мыслящего и мыслимого. Вопрос о познании. “Действующее” и “претерпевающее” в процессе познания. Учение о "природе". "Природа" как растительно–витальная сила. "Природа" и "растительная душа". Аристотелевская эпистемология и его учение о душе. Интеллект как "форма форм". Понятия "меры" и "среднего": этические и политические воззрения Аристотеля.
2-й семестр

Эллинистическая философия. Общая характеристика эллинистической мысли. Место этического и логико-эпистемологического в эллинистической философии. Знак и знаковость, учения об обозначающем–обозначаемом, о природе языка. Вопрос об “обосновании автономности индивидуума”. “Этизация онтологии”, возникновение идеи “Умопостигаемого Космоса”. Эллинистическая “ученость”, “архаизация” мысли. Основные эллинистические школы. Кинизм: его история. “Запрет” на понятие и догматичность кинической мысли. Этические идеи киников. Эпикуреизм: его “каноника” и этика. Атомизм в эпикурейской физике, логике, этике, теологии. Стоицизм: судьбы школы, стоическая классификация наук. Стоическая логика, ее структурные элементы и понятие Логоса в других науках. Бытие–Логос у стоиков (в сравнении с христианским Бытием–Логосом). Телесность сущего; “очевидное” как знак бытийного у стоиков. Понятие "патоса" в стоической этике, физике, логике. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе. Стоическая этика, ее роль в формировании средневековой культуры. Возникновение феномена "философской религии". “Рим­с­кий стоицизм” как “римская философия” и как особый этап в истории стоической школы. Скептицизм: история учения. Философия или образ жизни? Этическое в скептицизме. Понятие “эпохе”, концепция “скептических высказываний”. Знаковость в скептических “тропах против догматиков”. Скептицизм в платоновской Академии. Складывание широкого философского синкретизма в I в. до н.э. – II в. н.э. Роль скептицизма в этом процессе. “Эклектизм” Академии. Цицерон и его идеи “гуманитас”. “Платонизирующий стоицизм”. Неопифагореизм первых веков н.э. Синкретизм в “учебниках Платоновской философии”. Гностические учения в контексте философствования I – III вв.

Неоплатоническая философия. Неоплатонизм как итог античной философской культуры. История неоплатонических школ. Плотин, его жизнь. Воздействие на него Платона, Аристотеля, александрийской мудрости (Аммоний Саккас). “Эннеады” Плотина, судьба их создания и издания, их структура. Понятие Единого как фундамент философствования Плотина. Синтез метафизического и личностно-психологического. Экзегетическое начало в неоплатонизме. Апофатика Плотина, ее связь с апофатикой “Парменида” и религиозных учений Поздней античности. Созидательная деятельность Единого. “Истечение” и “творение” в неоплатонической концепции миросозидания. Сверхбытийное и бытийная иерархия. Ум как воление–к–бытию, его архитектоника. Эйдосы Ума: их пред–данность и статус индивидуальных самосознаний. Умопостигаемая материя; проблема материи в неоплатонизме. Душа как временная стихия и стихия рассудка. Всекосмическая и “частные” души как ее “энергии”. Чувственный Космос, проблема его постижения. Тело и эйдос. Проблема зла. Зло и субъективный выбор индивидуальной души. Начало схоластизации неоплатонизма: деятельность Порфирия. Предпосылки проблемы “универсалий”. Скептико-агностическое в творчестве Порфирия, критика ближневосточной традиции откровения. “Теургический неоплатонизм” школы Ямвлиха. Метафизика числа как универсальная форма теологии и концепция теургии. “Всеединство” и плеромность умопостигаемого в его отношении к чувственному. Неоплатонизм IV в. Юлиан “Отступ­ник”: неоплатоническая программа политических реформ. Афинский неоплатонизм V в. Прокл: экзегетика как конструирование умопостигаемого всеединства. Логическая концепция эманации. Вопрос о границах познания. VI в. – завершение истории неоплатонизма. Дамаский и представление о живой тотальности сущего. Взаимоопределение античной философии и христианского богословия в процессе взаимной критики. Критика античными платониками христианства, критика языческой философии отцами церкви. Судьбы теоретического наследия античной мысли. “Аристотелизм” и “плато­низм” в истории средневековой интеллектуальной структуры.
3.2. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
3.3. Примерные темы курсовых работ
3.4. Примерные темы рефератов

3.5. Перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу
1-й семестр


  1. Проблема происхождения античной философии.

  2. Специфика античной философии.

  3. Досократическая философия.

  4. Понятия “природа” и “архе” в досократической мысли.

  5. Милетская школа

  6. Пифагор и ранний пифагореизм:

  7. Понятие числа.

  8. Учение Гераклита

  9. Элеатская школа.

  10. Проблема соотношения “пути истины” и “пути мнения” в учении Парменида.

  11. Апории Зенона.

  12. “Младшие натурфилософы”.

  13. Учение Эмпедокла.

  14. Философия Анаксагора

  15. Школа древних атомистов

  16. Понятие атома

  17. Движение софистов

  18. Сократ: его жизнь и характер философствования.

  19. Жизнь Платона и его сочинения.

  20. “Метафизические” и “мифологические” тексты Платона.

  21. Учение Платона о четырех познавательных способностях

  22. Диалектика и риторика в текстах Платона.

  23. Платоновская концепция “ идей”

  24. Платоновская концепция родовой структуры бытия.

  25. Учение Платона о душе.

  26. Учение Платона о государстве.

  27. “Натурфилософия” Платона

  28. Жизнь Аристотеля, судьба его текстов.

  29. Критика Платона Аристотелем.

  30. Аристотелевская система наук.

  31. Аристотелевская концепция сущности.

  32. Учение Аристотеля о возможностном и действительном бытии.

  33. Концепция “причин”.

  34. Учение об Уме–Перводвижителе.

  35. Учение о Аристотеля о природе.

  36. Аристотелевская эпистемология и его учение о душе.

  37. Этические и политические воззрения Аристотеля.


2-й семестр


  1. Общая характеристика эллинистической мысли.

  2. Основные философские школы эпохи эллинизма.

  3. Кинизм, его догматика и его история.

  4. Эпикуреизм: его “каноника” и этика.

  5. Атомизм в эпикурейской физике, логике, этике, теологии.

  6. Стоическая школа (общая характеристика).

  7. Стоическая классификация наук.

  8. Стоическая логика, ее структурные элементы.

  9. Стоическая концепция бытие–Логоса.

  10. Понятие "патоса" в стоической этике, физике, логике.

  11. Стоические учения о причинности, необходимости и судьбе.

  12. Стоическая этика, ее роль в формировании средневековой культуры.

  13. “Рим­с­кий стоицизм”

  14. Скептицизм: история учения.

  15. Скептические “тропы” и понятие “эпохе

  16. Цицерон и его идея “гуманитас”.

  17. Неопифагореизм первых веков н.э.

  18. Средний платонизм.

  19. Неоплатоническая философия — общая характеристика.

  20. История неоплатонических школ.

  21. Понятие единого.

  22. “Истечение” и “рождение” в неоплатонической концепции миросозидания.
    Понятие ума.

  23. Неоплатоническая концепция умопостигаемой материи.

  24. Понятие души.

  25. Чувственный Космос.

  26. Неоплатоническая этикам и антропология.

  27. “Теургический неоплатонизм” школы Ямвлиха.

  28. Метафизика числа как универсальная форма теологии и концепция теургии.

  29. Афинский неоплатонизм V в.

  30. Логическая концепция эманации.

  31. Неоплатонизм и теоретическая мысль раннего средневековья.


4.1. Перечень обучающих, контролирующих и расчетных программ, диафильмов, слайдфильмов, кино и видно- фильмов

4.2. Активные методы обучения

В данном курсе используются классические аудиторные методы и самостоятельное работа студентво с античными философскими текстами.


4.3. Материальное обеспечение дисциплины, технические средства обучения и контроля

Стандартно оборудованные лекционные аудитории.


4.4. Литература
4.5.1. Основная (источники)

  1. Фрагменты ранних греческих философов. М. 1989.

  2. Маковельский А.О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946.

  3. Маковельский А.О. Древнегреческие софисты. Баку, 1940–1941.

  4. Ксенофонт. Сократические сочинения. СПб, 1993.

  5. Платон. Диалоги: Алкивиад I, Федон, Федр, Теэтет, Кратил, Софист, Парменид, Филеб, Государство, Тимей // Сочинения т. 1–4. М., 1990 – 1995.

  6. Аристотель. Метафизика, О душе, Категории // Сочинения в 4-х т. Т.1-2. М., 1978–1979.

  7. Фрагменты ранних стоиков Ч.1,2. М. 2000-2001.

  8. Секст Эмпирик. Соч. в 2–х т. М., 1976.

  9. Антология кинизма. М., 1983.

  10. Цицерон. О природе богов. М., 1979.

  11. Сенека. Сочинения. М., 1987.

  12. Флавий Филострат. Жизнь Аполлония Тианского. М., 1986.

  13. Учебники Платоновской философии. Томск., 1995.

  14. Плотин. Эннеады. СПб., 1995.

  15. Порфирий. Введение к “Категориям” Аристотеля. // Аристотель. Категории. М., 1939.

  16. Ямвлих. О египетских мистериях. М., 1995.

  17. Ямвлих. Комментарии на диалоги Платона. СПб, 1999.

  18. Ямвлих. О жизни Пифагоровой. СПб., 1997.

  19. Прокл. Первоосновы теологии. М., 1994.

  20. Прокл. Платоновская теология. СПб., 2002.

  21. Дамаский Диадох. О первых началах. СПб, 2000.

  22. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.


4.5.2. Дополнительная (вторичная и учебная)

  1. Адо П. Плотин или простота взгляда. М. 1993.

  2. Адо П. Что такое античная философия. М. 1999.

  3. Ахутин А.В. Понятие “природа” в Античности и в Новое Время. М., 1989.

  4. Блонский П.П. Философия Плотина. М., 1918.

  5. Васильева Т.В. Афинская школа. М., 1985.

  6. Вернан Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

  7. Виндельбанд В. История древней философии. СПб., 1908.

  8. Гайденко П.П. Эволюция понятия “наука”. М., 1980.

  9. Диллон Дж. Средние платоники. СПб, 2002.

  10. Зубов В.П. Аристотель. М., 1964.

  11. Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. М., 1972.

  12. Лосев А.Ф. История античной эстетики. М., 1963 – 1992.

  13. Лосев А.Ф. Бытие, Имя, Космос. М., 1993.

  14. Лосев А.Ф. Миф, Число, Сущность. М., 1993.

  15. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1994.

  16. Платон и его эпоха. М., 1979.

  17. Сергеев К.А., Слинин Я.А. Природа и разум: античная парадигма. Л., 1990.

  18. Степанова А.С. Философия древней Стои. СПб., 1995.

  19. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. М., 1996.

  20. Трубецкой С.Н. Метафизика в Древней Греции. М., 1890.

  21. Трубецкой С.Н. Историко-философские сочинения. М., 1994.


Рекомендуемые учебники:

  1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1975.

  2. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985.

  3. История философии (Россия–Запад–Восток). М., 1995.

  4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.1. СПб., 1994.

  5. Целлер. Э. Очерк истории греческой философии. СПб., 1996.

  6. Шичалин Ю.А. История античного платонизма. М. 2001.

Каталог: userfiles
userfiles -> Б гуманитарный, социальный и экономический цикл. Базовая часть
userfiles -> Приложения (по Мероприятию 19) Приложение 1 Методика диагностических организационно деловых игр
userfiles -> Приложение 2 Поэтапная методика оценки управленческих компетенций в ходе проведения диагностических организационно-деловых игр Этап Составление перечня управленческих качеств
userfiles -> Приложение 3 Аналитический отчет по результатам анализа степени включенности родителей школьников в образовательный процесс на основе экспертного оценивания и с помощью объективных показателей
userfiles -> По Мероприятию 22 Приложение 1
userfiles -> Разработка концепции перехода к двухуровневой подготовке в вузе разработка миссии вуза
userfiles -> Кодекс педагога мбдоу №25


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница