1. Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии



Скачать 209.27 Kb.
страница1/8
Дата14.02.2016
Размер209.27 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

1.Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии.Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и объясняющее мир естественными причинами.Ф-я возникла вVI в. до н.э. в Др.Индии,Др.Китае,Др.Греции. объект — мир как единое целое; предмет — законы, свойства и формы бытия, которые действуют во всех областях материального мира, во всех предметах, процессах, явлениях, так как они связаны в неразрывном единствеРазвитие античн. ф-ии было прервано в результате крушен. рабовладельческого строя,войн и т.д.,но это способствовало укреплению и распространению религии,Р–становится на мн.годы господствующей формой общ.созн-я.Разл.течения привле-чь на свою сторону ф-ов,используя опыт фил.анализа для обоснования истинности своего учения.Христ.церковь считает,что ф-я д.б.только служанкой бо-гословия.Это резко меняет сам предмет ф-ю.Этика подчиняется задачам религ.воспитания.На бог-ских дискус-сиях развивается диалектика,породив совр.логику и схоластику. Посте-пенное освобождение ф-и от диктата и опеки религии вплоть до появления фил.атеизма.Но это не искл-ет того,что многие ф-фы остаются верными религии.Изучает чел-ка в аспектах:1.Онтологическом(учение о бытии) 2.Гносиологическом(учение о познании)

3.аксиологическом(аксиология-т-я ценностей) 4проксиологическом(соц-я фил-я)→это разделы ф-ии.



Онтология – наука о бытии.

Два основных подхода к решению проблем онтологии:



Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.

Этапы материализма:

-Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).

-Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).

-Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность.

Во время древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.



Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.

Виды идеализма:

Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель).

Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант). Гносеология – учение о познании.

Праксиология – учение о человеке, о его практических действиях и о социальной реальности. социальная фил-я.

Аксиология – учение о ценностях.Вопросы философии:

Мир нельзя познать:Скептицизм (Пиррон).Иррационализм (отрицание возможности разума в познании действительности, провозглашение неразумного начала) – Шопенгауэр(Воля), Ницше (Жизнь).Агностицизм (нельзя познать сущности вещей): Юм, Кант.

Познаваемость мира:Рационализм (мир познается с помощью разума).Сенсуализм (мир познается с помощью чувств и ощущений).Интуитивизм (мир познается с помощью интуиции).

Функции философии функции экспликации (выявления интеллектуальных, нравственно-эмоциональных и других обобщенных образов бытия человека в конкретно-историческом типе культуры),рационализациисистематизации,теоретического выражения суммарных результатов человеческого опыта.Часто указывают две основные функции философии: мировоззренческую и методологическую..

5.Философия Древнего Китая характерно единство противоположностей :ян и инь .Взаимодействие противоположных сил порождает природные первоначала–усин: вода, огонь, земля, металл, дерево. Китай в это время представлял собой раздробленный конгломерат–«период воюющих царств» стал «золотым веком» для философии, т.к. она развивалась в свободной обстановке.В этот период возникло 6 основных философских школ:

1.Даосизм(Лао Цзы)2.Конфуцианство(школа служивых людей, основатель)3.Моизм 4.Инь-ян-цзя5.Мин-цзя6.Фа-цзя (законники).



На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши цзин» и книга перемен «И-цзин »Даосизм был создан Лао Цзы, о котором почти ничего не известно. Важнейший текст данного учения–Дао Дэ Цзин. Важнейшая категория этой философии–Дао–первооснова, первоначало, из которого все возникает и в которое все возвращается. Дао бесконечно, едино, неизвестно, постоянно и изменчиво, пусто и содержательно, существует в большом и в малом, вечно, абсолютно.Познание Дао–это цель существования человека. Его можно познать человеку с чистым сердцем и без страстей и эмоций. Дао пребывает в недеянии, но нет ничего, чтобы оно не делало – это важнейший принцип даосизма. Сторонники даосизма призывают человека к недеянию. Человек в своем стремлении познать Дао должен сливаться воедино со своей внутренней природой, чувствовать реальность природы и действовать в соответствии с ней.Основные принципы даосизма–натуральность и естественность. Социум–это препятствие для познания Дао. Даосизм враждебно настроен по отношению к науке, культуре и цивилизации. Политический идеал даосизма–патриархальный строй. Идеальный правитель тот, о котором народ знает только то, что он существует. Даосизм был в Китае протестом низов против социального угнетения.

Конфуцианство.обеспечить социальный порядок,мир.Общество должно существовать на основе принципов морали.Государство–это одна большая семья, в которой правитель–это заботливый отец семейства, а подданные–его дети. Главная категория конфуцианства–принцип Жень(человеколюбие). Конфуций не мыслил человека вне общества. Человек руководствуется принципами долга. Особенности конфуцианства–культ учебы и науки. Важнейшая категория конфуцианской философии–учение о благородном и низком человеке.Главный источник данной философии–книга «Лунь-Юй»Важнейшая категория учения–принцип Ли(ритуал)–бережное,любовное отношение к традициям и культуре. Идеал правителя–человек, который своим примером показывает исполнение принципов морали.

Фа Цзя. Шан Ян, опираясь на даосизм, создал теорию, основанную на неукоснительном выполнении всеми членами общества законов. Чем меньше люди мыслят, тем лучше для государства. За крупные проступки–большое наказание. Идея круговой поруки: наказывался и преступник, и тот, кто видел преступление, но не донес. На 15 лет установилась империя Цинь, была преодолена разруха. Принцип того времени: книги–в огонь, ученых–в яму.
7.Классическая философия Древней Греции: Сократ, Платон, Аристотель. Начало этому периоду положил Сократ, Его ученик, Платон,Сократ:философия должна сосредоточить свои усилия на познании человека.Сущность человека–бессмертная душа,о которой человек должен заботиться.Для человека важно знать, что такое добро и зло,тогда человек будет вести себя должным образом. Душа должна командовать телом и всеми его побуждениями «Знание только тогда есть знание, когда оно выражено в понятийной форме»-это один из важнейших тезисов Сократа.Этот тезис помог развитию логических исследований в Европе. Сократический метод: бщение с людьми проходило в форме наводящих вопросов.Метод сократической иронии:«Я знаю,что я ничего не знаю»-путем ответов на бесхитростные вопросы вопрошаемый приходит к противоречию,майевтика – вопрошаемый приходит к истине сам, без посторонних объяснений и подсказок, опять же, отвечая на вопросы.Ирония и майевтика – две стороны сократического метода.ФилософияПлатона происходил из древнего царского рода. был поэтом.Затем стал учеником Сократа. Платон создал целостную систему объективного идеализма:он признавал существование мира идей(идеи вечны, абсолютны и неизменны).Идеи невозможно ощущать органами чувств, которые мешают воспринимать мир идей. ело для Платона–это темница души.Познание–это процесс воспоминания душой того, то она знала до вселения в тело.Платон верил в переселение душ.Чтобы проникнуть в мир идей нужно отвлечься от чувств и внешнего мира.Мир идей-упорядоченная система абсолютных сущностей, пирамида идей.Основа пирамиды–мелкие идеи.Вершина пирамиды–идея Блага(высшее добро)Платон возвел занятие математикой в ранг религиозной деятельности. Душа состоит из 3 частей:1.Разумная.2.Волевая (стремление человека к славе и т.д.).3Чувственная Платон был философом-поэтом.Для Платона идеальное государство состоит из трех сословий:1.Мудрецы2.Войны(доминирует волевое начало)3.Земледельцы (чувственное).Философия Аристотеля– ученик Платона.Был учителем А. Македонского.Определяет философию в качестве первой науки.Метафизика – глубокое и фундаментальное объяснение проблем, основ реальности.Аристотель–философ–аналитик.Философия Аристотеля показывает колебания между материализмом и идеализмом. Отвергает тезис Платона о том,что существует мир идей,независимый от вещей.Идеи не могут существовать без вещей,они выступают в качестве субстанционар. вещей. Выделяет 4 первоначала(материя, форма, действие, цель).Соотношение между материей и формой очень сложное: материя–то из чего состоят вещи,форма–проект вещи,ее сущность,алгоритм,по которому вещь построена.Понятие “бытие” неоднозначно.Рассматривает бытие, как категории. Категории – высшие формы (роды) бытия. Выделяет 10 категорий: главная категория сущности, качества, количества, отношения, действия, страдания, места, времени, положение, обладание.Бытие как, акт и потенция.Актуальное бытие– реализовано в реальности.Потенциальное бытие–реализовано в будущем, это лишь возможность бытия–сфера неоформленной материи.Актуальное бытие имеет больший приоритет.Бытие– истина.Принадлежит собственному интеллекту.Бытие в собственном точном значении–субстанция или сущность,под которыми понимает материю или форму,их синтез.Форма–алгоритм организации вещей-начало активное,материя – инертное(пассивное)начало.Форма имеет аналог с понятием “энергия”.Бог - чистая форма, актуальность никак не связанная с вещами. Бог- начало, соединяющее материю и форму, явл. перводвигателем. Все вещи движутся от источника движения. Этот источник м/б найден в бесконечности, где находится сама форма. Движение – переход от потенциальной формы к актуальной.Душа – форма тела. Различает 3 формы(вегетативная,чувствующая,разумная).Человек–существо социальное политическое “животное” гражданин своего полиса.Цель жизни–достижение счастья через соблюдение инертности.Высшая форма деятельности–научно–политическая теория.Выводит государство от совместной жизни людей до политической структуры общества.Рациональная форма политической жизни–создание полиса.

11.Учение о субстанции и формирование первой научной (механистической) картины мира в философии Нового времени (Р.Декарт, Б.Спиноза).Представители:Г. Галилей и И.Ньютон.Их была создана новая физическая картина мира, имевшая огромное философское значение.Поскольку XVII-XVIII вв. – это период великих успехов механики в науке, соответственно в философии формируется и утверждается механистический метафизический материализм. , так как природа для них – это сложный механический агрегат, все движения в котором носят механический характер и целиком регулируются законами механики.Философия Р. Декарта считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру.Метод рационалистической(разум – источник знаний)дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному.Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципа,т.к. возможно отрицание истины. истина, в которой нельзя сомневаться, – «мыслю – значит существую».Подлинной субстанцией является Бог.В остальномдве субстанции:1Телесная(характеризуется протяжённостью)2.Духовная(единством)Концепцию психофизиологического параллелизма–дух и тело это два механизма,заведённые на одно и то же время.Философия Спинозы.В центре его философии–учение о субстанции.считает что субстанция– едина.Субстанция–это вещь,которая не нуждается не в другой вещи или вещах.Субстанция есть Бог.Бог–последняя основа бытия и истинности,существование Бога с этой точки зрения более необходимо,чем существование самого многообразного мира–иначе мира не было бы.Утверждает познаваемость Бога.Бог вездесущ.Субстанцию характеризуют модусы–единичные конкретные вещи.Вещи–модусы,т.е единичные порождения субстанции–это самоограничение актуально-бесконечного существа.Спиноза детерминист(всё в природе строго упорядочено, никаких случайных явлений быть не может,случайность – результат нашего незнания причин).Важнейший принцип гносеологии.Существуют три вида познания:1.чувственное (дают недостоверный знания)2.понимание(противопоставляется чувственном)3.интуитивное(интеллектуальная интуиция, интуиция даёт познание вещей с точки зрения вечности)Спиноза отвергает свободу воли.Воля есть разум человека.В своей деятельности человек должен полагаться на разум, то есть быть свободным.

2.Философия и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия. Мировоззрение – совокупность взглядов, оценок, норм, установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве его регуляторов и ориентиров его поведения.

Компоненты мировоззрения:

  1. Познавательный (цельные знания).

  2. Ценностно-нормативный (ценность – та или иная значимость реальности для человека).

  3. Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям).

  4. Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).

Мировоззрение функционирует на двух уровнях:Мироощущение(инстинкты НЕ входят)…Миропонимание

Исторические типы мировоззрения:Мифологическое возникает в глубокой древности и характеризуется следующими свойствами: образность (образное освоение реальности) и синкретизм (слитность и нерасчленённость мифологии, знаний, ценностей). В мифе человек неразрывно сливается с природой. Мифологическое представление – это не столько знания, а реальность, в которой живёт человек.Особенность мифологического мировоззрения – хаосоцентризм. Основной способ и принцип решения мировоззренческих вопросов – генетический.

Мифологический мир включает два аспекта:

  • Де хронический (рассказ о прошлом).

  • Синхронический (объяснение настоящего и будущего).

Религия возникла на очень ранних этапах развития человечества вместе с мифологией.

Для религиозного мировоззрения характерен геоцентризм (в центре мировоззрения - Бог).

Особенности религиозного мировоззрения:

Наличие культовой системы (системы обрядовых действий, направленных на создание особых отношений человека со сверхъестественным миром), наличие веры в сверхъестественные реалии, наличие соответствующего вероучения (система догматов, которые должны безоговорочно браться на веру).



Основная функция религии - помочь человеку преодолеть приходящую, изменчивую сторону реальности и приобщиться к неизменному и абсолютному.

Философия – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу приходит логос или разум. Философия возникла, когда появилась необходимость в рациональном понимании мира

Философское мировоззрение появилось в античной Греции, когда в 6 в. до н. э. Пифагор впервые употребил термин “философия”.

У Платона и Аристотеля философия – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Философия выступает в роли матери науки.

Для философии характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Для философии характерен универсализм (любые явления рассматриваются в универсальном контексте), субстанционализм (стремление объяснить любые явления с единого основания) и сомнения (философия все подвергает критическому анализу)Онтология – наука о бытии.Два основных подхода к решению проблем онтологии:Материализм – первичной реальностью является материя, а дух вторичен, т. е. возникает из материи.Древнегреческий (античная Греция: Гераклит).Новое время (17-18 в.; Бэкон, Гоббс, Локк, Спиноза, Ломентрий).Диалектический материализм Маркса и Энгельса. Мир – это непрерывно развивающаяся реальность. древнегреческого этапа развития материализма он был наивным: реальность объясняли через ту или иную первооснову, атомы и т. д.Идеализм – первоосновой всего является дух, который порождает материю – весь природный мир.Виды идеализма:Объективный (духовная первооснова (первоначало) существует объективно, т. е. независимо от человека. Представители: Платон, Гегель). Субъективный (принимает в качестве первоначала сознание субъекта (одного человека), мир понимается как представление человека о мире. Представители: Беркли, Юм, Кант)

3.Философия и другие формы духовной культуры: наука, искусство, мораль, религия

Понятие культуры восходит к представлению о культивировании, возделыванию почвы (обыденного сознания). Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.



Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере. Религиозным актом сверх рациональной веры разрывается тождество обыденной личности и осуществляется порыв к Подлинной реальности.

Философия – это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и объясняющее мир естественными причинами.

Искусство и философия схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а философия – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Философия ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение; ставя вечные проблемы, философия не удовлетворяется готовыми ответами. Важен сам процесс, состояние философствования.

Ф-я пользуется особыми понятиями-категориями,т.е. наиболее общими и фундаментальными понятиями,которые фиксируют существенные свойства и отношения явлений и действительности.Напр. Аристотель(«Категории») выделял след.:субстанция,количество,место и др.

Категории возникли в результате рефлексии над другими весьма общими понятиями-универсалями культуры.Это такие понятия ,которые возникают в культуре раньше философских категорий и фиксируют жизненные смыслы,которыми руководствуется чел-к в своей деятельности: бытие, время, чел-к, свобода и т.д.

В универсалях можно выделить 3-и уровня смыслов:

1.Общечеловеческий-фиксирует отличие человека от остального мира.

2.Особенный-выражает специфику смыслов конкретной исторической эпохи.

3.Груповой и личностный-соответствует смыслам индивидуального опыта и соц.группы.
8.Принципы средневекового философского мышления и исторические этапы развития средневековой философии. Проблемы веры и разума (А. Блаженный, Ф. Аквинский).

Особенности средневековой философии.В Ветхом и Новом Заветах находились революционные для философии идеи.Идея монотеизма (учение о едином Боге);Теоцентризм (Бог – сосредоточение бытия и блага и ее источник);Мир понимается как результат творения из ничего – креационизм;Цель жизни – уподобление Богу и богопознание. Душа человека имеет начало, но бессмертна;Патристика(II–VIII).Этот период связан с деятельностью отцов церкви, которые раскрывали философское содержание христианской церкви.XI в. началась рационализация западного богословия.Место содержательного,мистического познания постепенно занимает деятельность ума–схоластика.Черты:переход от религиозной мистики к «диалектике».Деятели(патристика)Филонидея логоса(упорядочивает бытие).С помощью логоса бог сотворяет вещи. Существует множество логосово объединяются в 1, создающий своё бытие.Клементий Александрийский (2 в.)Бог не м.б. познан разумом, он познаётся лишь верой.Бог-Тройственное существо:отец,сын,святой дух.Личность.Бог тёмен и в то же время духовен, бестелесен и духовен.Бог вечен.Бог существует вне пространства.Бог – живое существо.Бог всезнающ.Бог всемогущ.Бог всеблаг.Бог святТертолеанТайна перевоплощения, троичность, создание мира – бездоказуемы, д.б. приняты на веру. А сущность Бога нужно пытаться понять.Олиген (2-3 вв)Отделил философию от религии, рассматривал сущность тройственности Бога.Августин Аврелий (Блаженный) Подсчёт времени и пространства даёт человек. Бог – демиург, творец мира из ничего.В учении Августина большое место занимает также проблема общества и истории. Августин выделял два противоположных вида человеческой общности: «град земной», государственность, основанную на любви человека к самому себе, и «град божий» – духовную общность, основанную на любви к Богу.

представителей схоластикиФома Аквинский, в сочинениях которого представлена своеобразная энциклопедия средневековой философии.Он разграничивал области философии и теологии. Предметом первой у него выступают «истины разума», второй – «истины откровения».Поскольку же конечным объектом и той и другой, а также источником всякой истины является Бог,то не может быть никакого противоречия между теологией и философией.Известны пять путей рационального доказательства бытия Бога,предложенных Фомой: доказательства от причины; наличия движения в мире;случайности всех вещей; несовершенства каждого творения; целесообразности всего в мире.

На рубеже XIII—XV вв. в идеологии Средневековья обнаружился кризисом религиозного рационализма.Номиналисты предложили свою программу, которая предстала в форме противопоставления: абстрактное–конкретное, с акцентом на конкретном.Абстрактному, словесному миру церкви и схоластики противопоставлялся мир в его чувственном богатстве.Философией, которая идеологически реализовала эту общественную потребность, был номинализм Скота и .Бэкон выступал за опытную науку.Скотт полагал, что сознание не есть божественный продукт, а физ. Усилие человека.


9.Гуманизм философии эпохи Возрождения. Критика схоластики и формирование нового мировоззрения.Падал авторитет религиозной идеологии – кризис католической церкви, влияние научного знания усиливалось.Для культуры Возрождения характерно обращение к наследию античной культуры и абсолютизация этого наследия. В период высокой классики эпохи Возрождения считали, что был период (греческая культура)когда человек существовал как цельное духовное существо. Идеологи Ренессанса ориентировались на идеи платонизма и неоплатонизма.НатурфилософияУже не Бог, а природа оказывается в центре внимания философии.
Возрождается натурфилософия в двух вариантах:1.в понятиях и представлениях античной атомистики (Вала, Монтень, Галилей).2– пантеистическийПантеизм–учение о неразрывности Бога и природы.Эта эпоха отвергает аскетизм(отказ от чувственной ориентации).Идеал–гармоничный человек,в котором уравновешены духовное и телесное начало.Для эпохи Возрождения характерно убеждение в безграничных возможностях человека.Эта эпоха свои самые высокие достижения демонстрирует в художественной культуре: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Франциск Скорина, Шекспир, Сервантес. Основная тенденция эпохи–гуманизм. Гуманизм – идеология, рассм чел, его личность, его свободу, его активную деят как высшую ценность и критерий оценки обществ институтов.Г концентр вним на внутр мире личноси, по-нов трактует место чел во Всел, утвержд права на счастье и свобод развитие.Антропоцентризм - интерес, в первую очередь, к чел и его деят.Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида В науке тоже были сделаны выдающиеся открытия(Коперник).Великие философы эпохи–Джордано Бруно..Кузанский…Кузанский выдвинул новые моменты трактовки Бога, был одним из разработчиков григорианского календаря. Бог – это бытие, в котором совпадают бесконечный максимум и бесконечный минимум. Бог для Кузанского есть все во всем и ничто из всего.Бог есть все во всем , но в свернутом виде.Творение мира развертывание этого свернутого всего.Бог–бесконечное бытие.Кузанский считал,что в бесконечности не может быть центров и периферии,-это была почва для гармонической модели Вселенной Николая Коперника. Человек может бесконечно приближаться к истине, никогда не достигая полного познания. Уподобление человека Богу базируется на его познании. Познавая мир, человек уподобляется Богу.Джордано Бруно учил о множественности миров:вселенная бесконечна, каждая звезда- аналог солнечной системы. В бесконечности теряется разница между точкой и телом, центром и периферией.Мир однороден во всех направлениях, никаких привилегированных положений в мире не существует. Бруно считает человека и самым великим и самым малым во вселенной. В бесконечности теряется разница между большим и малым. Благодаря своей деятельности человек приобретает преимущество, например, муравьем или всеми другими существами. Бруно – пантеист (пантеизм – Бог во всем). Бруно понимает вселенную как целостный организм. Монада – духовное первичное образование, из которого все состоит. Монада одушевлена, пронизана духом. Вселенная совершенна, хотя состоит из несовершенных систем.Эпоха возрождения была прервана в Италии контрреформацией.Этот период характеризовался большими сдвигами в социальных отношениях. В этот период в Германии Лютер начал борьбу с римской церковной системойпротестантство.

4.Древнеиндийская философия.В основе мировоззрения новой индийской цивилизации лежали Веды (знания). Существовали 4 Веды:1Ригведа 2 Самаведа 3 Яджурведа 4Атхарваведа

Ригведа–собрание гимнов богам, самая древняя Веда, мифологическое мировоззрение. 1 Ригведа включает 1028 гимнов.

Атхарваведа – собрание заклинаний для магической практики.

Все эти Веды долгое время передавались из уст в уста из поколения в поколение. Вскоре сложились также и тексты: Брахманы (регулировали жертвенную практику, включали методику совершения ритуалов).Араньяки (тексты для отшельников).



Упанишады(фиксируется переход от мифологии к философии)

–все это были Большие Веды. Общество Индии носило кастовый характер:Брахман(жрецов).Кшатрии(воинов).Вайшви(земледельцев).Шудры(неприкасаемых).К6 в.до н.э. происходит недовольство брахманами. В результате кризиса появляются Упанишады, на основе которых сформировались радикальные философские системы–Даршаны(являлись ортодоксальными)Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1.Джайнизм. 2.Буддизм.3.Локаята. Наиболее важными школами были Санкхья и Веданта. Санкхья – дуалистическая концепция, она принимает в качестве первоначала две инстанции (материя, он она находится в:Пракрити непрерывном движении); Пуруша(дух,имеет сознание, но не активен). Пракрити состоит из Гун(нитей)позиции Санхьи цель человека–отделить сознание от материи (путем медитации).Основные категории Веданты:Брахман (духовный абсолют, который вечен, неизменен, из него возникает все видимое многообразие вещей);Атман(жизненное дыхание, действие,внутреннее Я,единое и неразделимое сознание).Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино.Майя – иллюзорная реальность, обратная сторона Брахмана,Сансара–круговорот перерождений; Карма–закон справ-вого воздаяния,плоды деяний.Джайнизм–спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны.Важнейшая категория Джайнизма-Джива– индивидуальная психика.Акаша – пространство, которое включает Локо(мир) и Алоко(вакуум). Единица измерения –Адаша (атом пространства и атом времени).Все состоит из этих единиц. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни–достижение Нирваны, которая достигается с помощью Ахимсы(не причинение вреда ничему живому), с помощью совершения добрых дел.БуддизмОсновоположником данного учения является Будда (пробужденный) – Сиддхартха Гаутама Шакьямуни, наследный принц царства шакьев Он был выходцем из Царекогорода В основе буддизма лежат 4 благородные истины:Жизнь есть страданье.Причиной страдания является желание. Чтобы избавиться от страданий, надо избавиться от желаний.Есть путь избавления от страданий ( восьмеричный ).



Страдание порождается привязанностью к существованию. Представление о реальности : Шунья – пустотность реальности, отвержение субстанциональности реальности вне и внутри человека (отвергалось существование бога и бессмертной души). Страдания и освобождение от страданий – различные состояния единого бытия. Страдания – это проявление состояния бытия, а освобождение это не проявление.. Дхарма – первичная единица реальности Высшей целью является достижение нирваны Нирвана-абсолютная реальность. Стремящийся к нирване должен испытывать сострадание ко всему окружающему. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом. В буддизме состояние нирваны достигается буддистской йоги–Дхьяны.Чарвака(Локаята)–Основные позиции–мир такой,каким мы его воспринимаем с помощью чувств. Первоначала:земля,воздух,огонь,вода.Сознание возникает из них.Душа–это тело,особенность которого-сознание.Смысл жизни человека – чувственное удовольствие.

10.Становление экспериментального естествознания и проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон, Р. Декарт)Бенедикт Спиноза(В центре его философии – учение о субстанции. Спиноза считает что субстанция – едина.Субстанция – это вещь, которая не нуждается для своего существования не в другой вещи или вещах. Субстанция есть Бог. Бог – последняя основа бытия и истинности).Исаак Ньютон.Блез Паскаль.С развитием капитализма..Возр-е, Рефор-я,революции в.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,.Ф-я БэконаЦель науки – открытие и изобретения, которые должны служить практическим целям. Б считал, что «Знание – сила». Природу можно подчинить с помощью знаний и поставить её на службу человеку. Но сначала нужно освободить человеческий разум от стереотипов и заблуждений, которые делятся на 4 вида:Идолы рода – заблуждения, которые присущи самой природе человеческого разума. Антропоморфизация – перенесение на природу человеческих качеств и свойств.Эти идолы нельзя искоренить, их можно только нейтрализовать.Призраки пещеры – заблуждения, связанные с индивидуальным сознанием человека, с его воспитанием, особенностями психики и физиологии.Преодоление этих идолов возможно с помощью коллективного опыта, исправляющего опыт индивидуальный.Идолы рынка–заблуждения,связанные с обыденным и неадекватным применением слов.Чтобы избежать этих идолов необходимо помнить,что слова–лишь знаки,символы,а объективность существования принадлежит индивидуальным вещаПризраки театра – заблуждения, которые вселились в сознания людей из философских систем, которые были восприняты людьми из-за некритического восприятия философии.Метод эмпирической(опыт–источник знаний)индукции – всё знание может быть получено лишь с помощью экспериментов и индукции(необходимость максимальной опоры на разум в анализе фактов.) (движения от частного к общему). Опыты бывают:1.плодоносные – они приносят практическую пользу2.светоносные – они проявляют фундаментальные знанияФилософия Р. Декарта считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру.Метод рационалистической(разум – источник знаний)дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному.Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципа,т.к. возможно отрицание истины. истина, в которой нельзя сомневаться, – «мыслю – значит существую».Подлинной субстанцией является бог.В остальномдве субстанции:1Телесная(характеризуется протяжённостью)2.Духовная(хар единством) концепцию психофизиологического параллелизма – дух и тело это два механизма, заведённые на одно и то же время.

6.Философия Античности: проблемы, школы, этапы эволюция.периоды:1.Досократики2.Классический(Сократ,Платон,Аристотель).3.Эллинистический – римский период

Предфилософия. Идеологических основ для свободного мышления не было.). Досократики (Демокрит, Анаксагор). Для них было характерным изучение внешнего мира, исключительная интеллектуальная любознательность. Характеристика античной философии – космоцентризм.

Первый философ - Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Философия Пифагора, Философия ЭлеатовПредставители школы – например Зенон, считали, что существует только бытие, небытия вовсе нет. Протагор, Горгий, Демокрит



Классический период античной философии.Сократ, его ученик, Платон, Аристотель – ученик Платона..

Особенности античной философии.Мышление понимается как строго упорядоченная деятельность.Эта философия поставила многие важные проблемы: проблему первоначала, проблему несоответствия мира чувственного восприятия и мира, постигаемого разумом. В итоге философия стала пониматься как наука правильной жизни, а не только, как интеллектуальной деятельности. Космос пронизан мировой душой, мировым разумом.

Досократики (Демокрит, Анаксагор). Для них было характерным изучение внешнего мира, исключительная интеллектуальная любознательность. Характеристика античной философии – космоцентризм.

В центре внимания досократиков проблемы природы (фюзис )Природа – это единая первооснова всех окружающих нас вещей. Все вещи должны иметь единый корень, исток, первоначало – «архэ».Первый философ - Фалес понимал первоначало как воду: жизнь зарождается во влажной среде, высыхание семян приводит к их гибели. Ученик Фалеса – Анаксимандр, считал, что первоначало всего – апейрон – неопределенное первоначало, беспредельное, из которого образуются остальные элементы. Анаксимен полагал в качестве архэ воздух. Гераклит считал, что:Первоначало есть огоньРеальность – непрерывный процесс становления (реальность похожа на реку, в которую нельзя ступить дважды)Противоречие – источник изменения и превращения вещей (борьба противоположностей создает все вокруг).Логос – это мировой разум и космический закон, в соответствии с которым происходят изменения вещей.



Каталог: sites -> default -> files -> 2015
files -> Федеральное государственное бюджетное
files -> Рабочая программа дисциплины Педагогика высшей школы Направление подготовки 030100 Философия
files -> Тьюторская система обучения в современном образовании англии 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
files -> Образовательная программа подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки 44. 06. 01 Образование и педагогические науки
files -> Проблематика сопровождения детей из неблагополучных семей
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
files -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
2015 -> Комплексная программа


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница