1 фиктивного финализма



Скачать 19,96 Kb.
Дата13.12.2022
Размер19,96 Kb.
#196754
Связанные:
практическое задание блок 8 Куценок Е.А.


  1. Сделайте сравнительную характеристику индивидуальной психологии А. Адлера и аналитической психологии К. Юнга. Ответ предоставьте в свободной форме.

Индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Аналитическая психология Юнга описывает личность как результат взаимодействия устремленности в будущее и врожденной предрасположенности, а также придает значение интеграции противоположных психических сил для поддержания психического здоровья.
А. Адлер отрицал положение З. Фрейда и К.Г. Юнга о доминировании бессознательных влечений в личности и поведении человека. По мнению Адлера, чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – это и есть главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека. «Я» согласно Адлеру представляет собой субъективную и индивидуализированную систему, которая способна влиять на развитие личности, переосмысливая жизненный опыт человека и придавая ему различный смысл. Его теория состоит из основных положений:
1) фиктивного финализма;
2) стремления к превосходству;
3) чувства неполноценности и компенсации;
4) общественного интереса;
5) стиля жизни;
6) творческого «я».
Идея фиктивного финализма состоит в том, что здоровый человек в принципе может освободиться от влияния фиктивных надежд и увидеть жизнь и будущее такими, какие они есть на самом деле. Адлер считал, что большое значение в формировании структуры личности играют семья человека, друзья и т. д. Стиль жизни человека связан с чувством общности – это своеобразный стержень, который держит всю конструкцию стиля жизни.
Теория К.Г. Юнга, которая получила название «аналитическая психология», нашла свое отражение на страницах его книг «Психологические типы» (1921), «Избранные труды по аналитической психологии» (1939) и т. д. К.Г. Юнг считал либидо (энергию жизни) обобщенной психической энергией, которая может принимать различные формы. Он возражал против символической интерпретации слов или ассоциаций, разрабатываемой Фрейдом, считая, что необходимо идти вслед за символикой человека в глубь его бессознательного. Юнг полагал, что структура личности состоит из трех компонентов: 1) коллективного бессознательного; 2) индивидуального бессознательного; 3) сознания. Коллективное бессознательное – это своего рода «память поколений», то психологическое наследство, с которым ребенок появляется на свет. Коллективное бессознательное состоит из архетипов, которые организуют психологический опыт индивида. Основные архетипы: Эго, Персона, Тень, Анима, Анимус, Самость. Эго собирает разрозненные данные личного опыта в единое целое, формируя из них целостное восприятие собственной личности. Персона – эту часть личности мы представляем миру так, какими мы хотим быть в глазах других людей. Она включает в себя стиль поведения, одежду, способы выражения и т. д. Тень – центр личного бессознательного. Она собирает впечатления, которые были вытеснены из сознания. Анима (у мужчины) или Анимус (у женщины) – это части души, которые отражают интерсексуальные связи, представления о противоположном поле. Самость – центральный архетип всей личности. С точки зрения Юнга, это «архетип порядка и целостности личности». Его теория нашла отражение в работах «О нервном характере» (1912), «Теория и практика индивидуальной психологии» (1920), «Человекознание» (1927) и т. д.


  1. Выделите основные моменты психоаналитического учения З. Фрейда.

Главная идея психоанализа - человеку нужна интерпретация, чтобы осознать свои мотивы поведения. Классический психоанализ по Фрейду - это когда пациент на приеме у психоаналитика озвучивает все свои страхи, мысли, сны и ассоциации. Основная задача специалиста по психоанализу - анализ услышанного. Основными положениями психоанализа по З. Фрейду являются:
- конфликты между сознанием и бессознательным. Эти конфликты приводят к неврозу, страху, депрессии и другим расстройствам психики;
- на основе иррациональных бессознательных влечений формируется поведение человека, его опыт и знания;
- человек, который пытается осознать свои влечения, сам того не ведая, включает защитные механизмы, которые мешают процессу осознания;
- можно нейтрализовать влияние бессознательного через осознание его. Психоанализ по Фрейду – это терапия.


  1. Изобразите пирамиду потребностей А. Маслоу. Согласны ли вы с иерархичностью потребностей в данной пирамиде? Может ли человек реализовать высшие потребности, минуя реализацию базовых потребностей?

Согласно Маслоу, у человека есть пять основных уровней потребностей:


Физиологические: еда, сон, сексуальное удовлетворение;
Безопасность: сохранность жизни, отсутствие угроз, беспокойства о будущем;
Социальная жизнь: взаимоотношения, семья, друзья, общение, принадлежность к конкретной группе;
Признание и почитание: социальный статус, репутация, уважение;
Самовыражение: потребность в знаниях, увлечениях, обучении, получении новых навыков
Я согласна с иерархичностью потребностей в данной пирамиде. Пронаблюдать иерархию потребностей можно и в действии, просто посмотрев на поведение окружающих. Большинство людей заняты только удовлетворением базовых потребностей - обеспечением себя жильём, пищей и т. д., и на это уходит много времени (но тоже не всегда). Люди более обеспеченные обладают большими ресурсами (свободным временем в том числе), поэтому могут удовлетворять более «высокие» свои потребности (однако, и это происходит не всегда).

Пирамида потребностей является не просто их классификацией, а отображает некую иерархию: инстинктивные потребности, базовые, возвышенные. Каждый человек испытывает все эти желания, но в силу здесь вступает следующая закономерность: базовые потребности считаются доминирующими, а потребности более высокого порядка активизируются только тогда, когда удовлетворены базовые. Но следует понимать, что выражаться потребности могут совершенно по-разному у каждого человека. И происходит это на любой ступени пирамиды. По этой причине человек должен правильно понимать свои желания, учиться их интерпретировать и адекватно удовлетворять, в ином случае он постоянно будет находиться в состоянии неудовлетворённости и разочарованности. Кстати говоря, Абрахам Маслоу придерживался позиции, что пятой ступени достигает лишь 2% всех людей.





  1. Какая из теорий личности, представленных в модуле, больше Вам импонирует и почему?

Из представленных теорий личности в модуле, мне больше всего импонирует «Индивидуальная психология А. Адлера». Это одно из направлений классического психоанализа, созданное австрийским психологом Альфредом Адлером, в котором главную роль играют социальные факторы, т.е. поведение человека определяется в первую очередь не биологическими, а социальными факторами. Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля». Адлер минимизировал роль сексуальных сил в формировании личности и сконцентрировался в большей степени не на бессознательном, а на сознательных факторах поведения. Адлер подчеркивал значение наших целей на будущее. Борясь за достижение целей или ожидая наступления некоторых событий в будущем, мы тем самым оказываем влияние на свое нынешнее поведение, а также всячески подчеркивал единство и согласованность личности. Ключевым моментом индивидуальной психологии Адлера, отличающей ее от психоанализа Фрейда и Юнга, является отказ от идеи бессознательного, как основной движущей силы. У Адлера над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими.
Мне импонирует теория Адлера. Его психология индивидуальности призывает человека сохранить свое особое содержание, развить его и осознать во всех проявлениях, полностью приняв таким, какое оно есть. Это, по мнению Адлера, сформирует у человека личный подход к жизни, индивидуальное поведение и стиль. И я с этим согласна.
Скачать 19,96 Kb.

Поделитесь с Вашими друзьями:




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница