1. деятельность и мировоззрение Яна Амоса Коменского



Скачать 30,82 Kb.
страница1/10
Дата18.12.2020
Размер30,82 Kb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

1. деятельность и мировоззрение Яна Амоса Коменского

Ян Амос Коменский - чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, основоположник научной педагогики. Он является отцом современной педагогики, а его «Великая дидактика» является одной из первых научно-педагогических книг.



Мировоззрение Коменского. Коменский был публицистом, проповедником, политиком, педагогом.

По мнению Каменского, цель человека - использовать данные Богом качества для достижения гармонии человеческого духа с окружающим миром. Человек должен употребить все свои силы на уничтожение войны. Он выдвинул идею - «всех учить всему».

Ян Амос Коменский приходит к мысли о том, что педагогика - одна из главных наук человечества, и рассматривает воспитание как важнейшую предпосылку установления справедливых и дружественных отношений между людьми и народами.«Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построить благоустроенное государство и хозяйственные системы», - писал он.

В его трудах впервые прозвучали и получили развитие идеи всеобщего обучения, обучения на родном языке, значимости естественнонаучных знаний. Яном Амосом Коменским были разработаны понятия целей, содержания и методов воспитания.

Педагогическая система Коменского представляла собой, прежде всего, протестантское христианское учение, и было направлено на образование детей в христианском духе.

В 1627 - 1632 годах Коменский создал главный труд своей жизни, который назвал «Великая дидактика». Для своего времени этот труд представлял собой поистине революционный учебник педагогической теории.



В течение своей жизни им написаны учебники и трактаты: «Открытая дверь к языкам», «Астрономия», «Физика», «Открытая дверь предметов», «Мир в картинках», «Предвестник пансофии (всеобщей мудрости)», «Пансофическая школа» (обучение всех всему) и другие.

Я.А. Коменский считал, что «школы должны учить: теории, практике и употреблению всех хороших и полезных вещей». Такую триаду он называл тремя ступенями мудрости.

I. Теория. Ее этапы:


  • 1. Представление предмета со всех сторон.

  • 2. Разложение проблемы на несколько составных частей.

  • 3. Автопсия (естественная наклонность человека самостоятельно рассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира).

II. Практика. Ее этапы:

III. Применение (хресис). Ее этапы:

  • 1. Уяснение функциональной сущности вещи.

  • 2. Нахождение правильного способа применения вещи.

  • 3. Применение уже добытого знания только на доброе.

КЯ.А. Коменский разработал классно-урочную систему обучения, которая до сегодняшнего дня остается основой школьного обучения. Ключевыми понятиями этой системы являются:

  • - класс с постоянным числом учеников одинакового возраста и уровня знаний, которые под общим руководством учителя стремятся к одной общей образовательной цели.

  • - урок, что предполагает четкое соотнесение всех видов учебной работы с конкретным временным отрезком (учебный год, четверть, каникулы, учебная неделя, учебный день - от 4 до 6 уроков, урок, перемена).

Важным звеном в разработанной Я.А. Коменским системе становится процесс закрепления и повторения знаний, для чего необходимо использовать регулярные домашние задания и экзамены

Я.А. Коменский обосновал принцип наглядности, сформулировав «Золотое правило дидактики»: процесс обучения должен начинаться наглядным знакомством с реальными вещами путем непосредственного восприятия их органами чувств: «Сначала вещь потом слово». Он первым высказал идею издания книг для детей с картинками.

Он выступал против косности, зубрежки и равнодушия учеников, отдавая предпочтение объяснению вещей и процессов, признавал бескрайний полет творческой мысли, стремился развивать познавательные способности учащихся.

Коменский настаивал на сознательном учении, систематичности, последовательности и посильности обучения.

Открытия, сделанные Я. А. Коменским, сводятся к следующему:


  • 1. Воспитание и обучение детей в соответствии с законами природы

  • 2. Разработка возрастной периодизации

  • 3. Создание классно-урочной системы обучения

  • 4. Обоснование основных дидактических принципов: наглядности, сознательности, систематичности, последовательности, посильности и прочности обучения

  • 5. Составление первых учебников для школ, написанных на родном языке и снабженных иллюстрациями и методическими рекомендациями для родителей

  • 6. Систематизация знаний о воспитании детей дошколь-ного возраста и создание учения о материнской школе

Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского является большим вкладом в мировую педагогическую науку, в развитии которой заинтересован каждый цивилизованный народ.

2. Школа должна быть «истинной мастерской людей»



Коменский полагал, что школа должна давать детям всестороннее образование, которое развивало бы их ум, нравственность, чувства и волю. Веря в силу человеческого разума, он мечтал о такой школе, которая была бы “истинной мастерской людей, где умы учащихся озаряются блеском мудрости”. Коменский решительно осуждал школы, в которых процесс обучения состоял в зубрежке непонятных детям религиозных текстов, называл их “пугалом для мальчиков и застенком для умов и требовал их коренного преобразования.

Исходя из принципа природосообразности, Коменский установил следующую возрастную периодизацию. Он определил четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа.

Материнская школа (воспитание в семье под руководством матери до 6 лет).

Школа родного языка для детей от 6 до 12 лет (изучение родного языка, арифметики, элементов геометрии, географии, природоведения, чтение священного писания, знакомство с важнейшими ремеслами).

Латинская школа или гимназия для наиболее способных детей от 12 до 18 лет - (в учебный план добавлялись естествознание, история, география).

Академия - высшая школа для молодежи с 18 до 24 лет. Образование должно завершаться путешествием.

Демократ Коменский мечтал об установлении единой системы школ, преемственной на всех ступенях, которая должна обеспечить всестороннее воспитание молодого поколения.

Он считал, что преподавание каждого предмета следует начинать “с простейших элементов II знания детей от ступени к ступени должны расширяться и углубляться.

.Очень ценным было мнение Коменского о том, что учащиеся должны “ознакомиться со всеми более общими ремесленными приемами отчасти с той только целью, чтобы не оставаться невеждами ни в чем, касающемся человеческих дел, отчасти даже и для того, чтобы впоследствии легче обнаружилась их природная наклонность, к чему кто чувствует преимущественное призвание”.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница