Симфония № 103
1. “Цикл”, “цикличность” означает много частность произведения.
2. Циклическими являются сонаты, симфонии, квартеты, квинтеты, концерты и трио.
3. Слово “симфония” древнегреческого происхождения, оно означает “созвучие”, “согласие”.
4. Долгое время симфонией называли любое благозвучное сочетание звуков. Позднее это слово приобретало различные значения. Так, симфонией называли и вступление к оркестровой танцевальной сюите, и оркестровые вступления в операх. В самостоятельное концертное произведение симфония превратилась в XVIII веке.
5. Наиболее важная роль в формировании этого жанра принадлежит чешским композиторам так называемой «мангеймской школы» — музыкантам симфонического оркестра в немецком городе Мангейме (в то время лучшего оркестра в мире).
6. Длительный путь развития прошел жанр симфонии и в творчестве Гайдна. И лишь его зрелые симфонии подучили наиболее совершенную, классическую форму и окончательно оформились в четырехчастный цикл с определенной последовательностью частей.
7. Моцарт и Бетховен
8. Первая часть симфонии идет в быстром темпе и звучит чаще всего энергично, взволнованно. Вторая часть — медленная. Ее музыка передает лирическое настроение человека, то светлое и умиротворенное, то печальное или сосредоточенное. Третья часть — менуэт. Уже самое название говорит о ее танцевальном, оживленном характере. Менуэт — один из самых любимых танцев эпохи Гайдна. Введение в симфоническую музыку свидетельствует о его популярности. Четвертая часть, или финал, — последняя, заключительная часть произведения. Здесь вновь возвращается быстрый темп. Очень часто финал имеет танцевальный характер и передает ликующе-праздничное настроение.
9. Симфония рассчитана на массовую аудиторию. Это вызвано большим масштабом произведения, силой звучания, так как исполнителем симфонии является симфонический оркестр.
10. Состав оркестра также установился в творчестве Гайдна. Его основу составляют четыре группы инструментов. В струнную, ведущую группу оркестра входят скрипки, альты, виолончели и контрабасы. Деревянную группу составляют флейты, гобои, кларнеты, фаготы. Группа медных духовых инструментов у Гайдна состоит из валторн и труб. Из ударных инструментов Гайдн использовал в оркестре только литавры.
11. Кларнеты Гайдн использует далеко не во всех симфониях. Так, из двенадцати «Лондонских симфоний» они звучат лишь в пяти.
12. Из ударных инструментов Гайдн использовал в оркестре только литавры (Литавры представляют собою два полушария с натянутой кожей, по которой ударяют двумя палочками. Литавры настраивались в то время на тонический и доминантовый звуки основной тональности. Исключение составляет двенадцатая «Лондонская симфония», соль мажор («Военная»). Помимо литавр Гайдн ввел в нее треугольник, тарелки, большой барабан).
13. Симфония Гайдна ми-бемоль мажор — одна из двенадцати «Лондонских симфоний».
14. Симфония начинается с тремоло литавр, поэтому и вся симфония получила название «Симфонии с тремоло литавр».
15. Симфония имеет светлый, жизнерадостный характер.
16. Ее темы близки народным немецко-австрийским и хорватским (Хорваты — одна из южнославянских народностей) мелодиям.
17. В симфонии четыре части. Первая часть — быстрая, Allegro con spirito (быстро, с воодушевлением). Вторая часть медленная, Andante (неторопливо). Третья часть — оживленный менуэт. Четвертая часть — финал, Allegro con spirito.
18. Третья часть – менуэт. Четвертая – финал.
19. Форма первой части в симфониях получила название сонатного allegro (поскольку она обычно пишется в темпе allegro) или сонатной формы. Тональность ми-бемоль мажор.
20. Симфонии начинается тремоло. Это напоминает отдаленный раскат грома.
21. Вступление медленное, таинственное.
22. Первая тема, или тема главной партии, сразу же вводит нас в атмосферу праздника. Она имеет танцевальный характер и изложена в основной тональности.
23. Вначале тема звучит у струнных Инструментов — тихо, легко, а затем громко — у всего оркестра.
24. Вторая тема, или тема побочной партии, тоже танцевальна. Побочная партия в симфонии ми-бемоль мажор отличается изяществом, легкостью звучания. Она изложена в иной тональности — си-бемоль мажор. Вальсовый аккомпанемент придает музыке большую мягкость, а звучность гобоя — новую окраску. 25. Побочная партия отличается изяществом и легкостью.
26. В седьмой «Лондонской симфонии» ре мажор главная и побочная партии одинаковы.
27. Своим характером побочная партия близка венской уличной песенке.
28. Экспозиция – первый раздел сонатной формы.
29. Разработка – второй раздел сонатной формы.
30. Главная партия делится на две части. И каждая из этих частей развивается самостоятельно, что подчеркивает их контрастность.
31. Благодаря быстрому темпу она теряет свой сдержанный характер.
32. Побочная партия звучит в тональности ре-бемоль мажор. Мелодия звучит у скрипок, которым вторит флейта.
33. Третий раздел сонатного allegro — реприза. В том же порядке, как и в экспозиции, следуют главная и побочная партии. Но есть и существенно новый момент: все темы в репризе звучат в основной тональности — ми-бемоль мажоре, что сглаживает их различие.
34. ? Кода
35.36. Перед заключением появляется тема вступления в своем первоначальном виде. Такое обрамление придает произведению большую законченность и ярче оттеняет стремительное и жизнерадостное завершение первой части, ее коду.
37. Сонатное allegro — это форма произведения, основу которой составляют две различные (или контрастные) по характеру темы. Вначале (в экспозиции), подчеркивая свое различие, они идут в разных тональностях. Затем (в разработке) подвергаются развитию, видоизменяются. В репризе обе темы повторяются в основной тональности, что в некоторой степени сглаживает их контраст.
38. Вторая часть, Andante, вносит успокоение. Это вариации на две темы. Вариациями называется такая "форма произведения, где вначале звучит тема, а затем она повторяется несколько раз в измененном (варьированном) виде. Вариации на две темы называются двойными вариациями.
39. Первая тема взята Гайдном из народной хорватской песни. Тема повествовательного характера, она звучит неторопливо и спокойно у струнных инструментов. Ее тональность — до минор.
40. Вторая тема написана в до мажоре. Она имеет маршевый, бодрый, волевой характер. К струнной группе присоединяются деревянные духовые и валторна.
41. Несмотря на различие между темами, их многое объединяет: квартовый затакт, направление мелодии (вверх, а затем вниз), повышение IV ступени (фа-диез вместо фа).
42. Затем следуют вариации, поочередно на первую и на вторую темы. Вариации на минорную, распевную тему звучат все более напряженно, взволнованно, а вариации на маршевую мажорную тему приобретают черты мягкости, певучести. Таким образом, контраст, заложенный в темах, сглаживается.
43. В коде, где энергичный мотив второй темы звучит плавно и легко.
44. Менуэт
45. В менуэте — Гайдн сочетает изящество и гибкость, свойственные этому танцу, с подчеркнутым, чеканным ритмом — чертами, присущими его исполнению в народе.
46.? Тональность ми-бемоль мажор
47.? полное звучание оркестра
48. Трио (Название «трио» (в переводе с итальянского «trio» — «три») возникло еще в XVII веке. Так назывались средние части оркестровых произведений, которые исполняли три инструмента. Позднее это название сохранилось за средними частя-ми менуэта, марша и других произведений, где звучность всегда облегчена), полное звучание оркестра (tufcti) сменяется плавным и мягким движением струнных инструментов.
49. Финал возвращает нас к празднично-танцевальному настроению первой части. Но здесь уже нет тех контрастов, которые вызывали напряженность музыкального развития.
50. В основе финала — быстрая танцевальная мелодия, близкая народной хорватской песне. Мелодия звучит у струнной группы оркестра на фоне ходов валторны, напоминающих призывный звук лесного охотничьего рога. Тональность ми-бемоль мажор
51. Название валторны: Waldhorn, что по-немецки означает лесной рог.
52. Золотой ход валторн - специальное название для гармонического хода, состоящего из малой сексты - чистой квинты - большой терции (и обратно). Этот ход ассоциируется у слушателя с охотничьим рожком. Он встречается не только в охотничьей музыке, но и во всякой, цель которой создать у слушателя представления о просторах, далях.