1. цели освоения учебной дисциплины



Скачать 219,19 Kb.
Дата24.04.2016
Размер219,19 Kb.




1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  Данная рабочая программа разработана в соответствии с целевыми установками и требованиями квалификационной характеристики бакалавра.
Преподавание дисциплины «СОЦИОЛОГИЯ» направлено: на формирование высокообразованного специалиста железнодорожного транспорта, способного  адекватно понимать и ориентироваться в социальных аспектах жизнедеятельности современного российского общества и совершенствовать его; помогает адаптироваться, осознать и понять, что эффективное  функционирование человека в обществе требует знания социальных законов и категорий.

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО


Учебная дисциплина Социология относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического циклу (ГСЭ).

Для изучения данной дисциплины не требуются специальные знания и навыки

Приобретенные в результате изучения дисциплины «Социология» знания, умения и навыки являются неотъемлемой частью формируемых у выпускника компетенций, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами по специальности «Менеджмент организации», и будут использованы при изучении последующих учебных дисциплин:

философия



политология.      
.

3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ / ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


п/п

Код и название компетенции

Ожидаемые результаты

1

2

3

1

Выпускник должен обладать компетенцией
ОК-2
знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

Знать:
социальные концепции развития природы и общества, многовариантность развития сценария «природа-общество», их динамику и  типологию, экологические проблемы и их современное решение, роль экологического мышления в решении проблем окружающей среды.

Уметь:
использовать закономерности природно-исторического процесса, экологическую культуру для решения вопросов безопасности и сохранения окружающей среды. Уметь анализировать позитивные и негативные тенденции в профессиональной деятельности.

Владеть:
навыками использования законов развития природы, общества, мышления, и оперировать ими в профессиоанльной деятельности

2

Выпускник должен обладать компетенцией
ОК-3
способностью занимать активную гражданскую позицию;

Знать:
основы научного истинного знания, компонентов мышления, анализа, синтеза и восприятия информации в обществе.

Уметь:
анализировать ценности, традиции общества, уметь занять активную гражданскую позицию на пути достижения целей в современном постиндустриальном обществе.

Владеть:
навыками анализа, синтеза, культурой мышления, социализации и адаптации в коллективе и использования гражданской позиции по основным социальным проблемам общества.

3

Выпускник должен обладать компетенцией
ОК-5
владением культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

Знать:
основы научного истинного знания, компонентов мышления, анализа, синтеза и восприятия информации.

Уметь:
анализировать ценности, традиции общества, уметь выбрать пути достижения целей в современном постиндустриальном обществе.

Владеть:
навыками анализа, синтеза, культурой мышления, социализации и адаптации в коллективе.

4

Выпускник должен обладать компетенцией
ПК-5
способностью эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды;

Знать:
социальные проблемы групп, процессы групповой динамики в трудовом коллективе и принципы их формирования.

Уметь:
теоретически спрогнозировать возможные проблемы и варианты их решения для эффективного развития социальных групп.

Владеть:
навыком эффективного формирования команды работников, предусмотреть, предвидеть необходимые варианты развития социальных процессов применительно к своему трудовому коллективу, минимизировать их нежелательные последствия или умножить их позитивное влияние учитывая интересы свои и коллектива.


4. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Общая трудоемкость дисциплины составляет:


- 2 зачетных единиц,

- 72 часов.


4.2. Объем учебной дисциплины


Вид учебной работы

Всего по учебному плану

Курсы

1

2

3

4

5

6

1

2

3

4

5

6

7

8

Контактная работа обучающихся с преподавателем (всего), часов

8

8
















В том числе:
   Лекции (Л), часов

4

4
















   Практические (ПЗ) и семинарские (С) занятия, часов

4

4
















   Лабораторные работы (ЛР) (лабораторный практикум) (ЛП), часов






















   Индивидуальные занятия (ИЗ), часов






















   Самостоятельная работа под руководством преподавателя (СР), часов






















Контроль самостоятельной работы (КСР), часов






















Самостоятельная работа (СРС) (всего), часов

60

60
















Промежуточный контроль успеваемости, часов

4

4
















ОБЩАЯ трудоёмкость дисциплины:
   - часов

72

72
















   - зачетных единиц

2

2
















Текущий контроль (К, КП, КР, КСР)

 



















Промежуточный контроль (За, ЗаО, Экз)

 

За


















4.3. Разделы учебной дисциплины

п/п

Курс

Раздел учебной дисциплины

Краткое содержание раздела

Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Л

ЛР

ПЗ

КСР

СРС

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1

2

Социология как наука. Социологические исследования

Объект, субъект и предмет социологии. Элементы социологического знания. Уровни социологического знания. Социальные законы и категории. Основные функции и методы социологии в современном обществе.
Социологические исследования. Программа исследования. Цели, объект и предмет исследования. Методы исследования.
Место социологии в структуре социо-гуманитарных дисциплин.

1

 

 

 

9

10

2

2

Социология общества

Общество как социальная система. Критерии, признаки, черты общества: территория, способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи, автономность и высокий уровень саморегуляции, большая интегрирующая сила, пополнение в основном за счет титульной нации, как социальная система.
Основные подхода к пониманию общества как социального целого: системный, детерминистский (марксистский), функциональный и конфликтологический. Социологические теории марксизма.
Марксистская концепция общественно-экономических формаций общества. Характеристика трех стадий развития общества – доиндустриального (традиционного), индустриального и постиндустриального (информационного).
Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.

1

 

 

 

10

11

3

2

Социальная структура общества

Социальная структура общества. Социальные группы как совокупности индивидов определенным образом взаимодействующих друг с другом. Виды социальных групп.
Социальная стратификация. Понятие, исторические типы: рабство, касты, сословия, классы. Марксистское и современное понимание классов. Критерии деления на классы – высшие, средние, низшие. Стратификация в современной России.  Социальная мобильность и ее виды. Социальная стратификация и мобильность в концепции П.Сорокина.  
Понятие маргинальности в отечественной социологии. Причины, источники и состав маргинальных групп. Маргинальная личность.

1

 

 

 

11

12

4

2

Социология личности

Понятие человека и личности в социологии. Основные подходы, теории и концепции личности: социальных типов М.Вебера, психологическая теория З.Фрейда, Марксистская теория личности. Ролевые теории личности. Теория символического интеракционизма.
Структура личности: биологические и социальные начала. Социологические типологии личности. Идеальная и нормативная личность. Иерархия потребностей личности в концепции А.Маслоу.
Понятие социализации личности, ее цели и задачи. Первичная и вторичная социализация личности. Адаптация и интериоризация личности. Интегральный статус. Предписанный, приобретенный статус. Социальные функции. Социальный и личный статус, социальный престиж.

1

 

 

 

10

11

5

2

Социология семьи

Понятие семьи. Возникновение, исторические формы семьи и брака. Функции и тенденции семьи. Семья как социальный институт. Мотивы брака и причины развода. Проблемы стабильности семьи.

 

 

2

 

10

12

6

2

Этносоциология

Этнос: сущность, виды, подходы к пониманию. Особенности этнических отношений народов России. Национальный вопрос как совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, религиозных и других проблем. Межнациональный конфликт, его уровни, причины возникновения, факторы формирования, цели и возможные результаты.

 

 

2

 

10

12

Всего:

4

0

4

0

60

68

4.4. Лабораторные работы / практические занятия / индивидуальные занятия / самостоятельная работа под руководством преподавателя
4.4.1. Лабораторные работы
Лабораторные работы не предусмотрены.
4.4.2. Практические занятия


п/п


Курс

Раздел учебной дисциплины

Наименование практического занятия

Всего часов

1

2

3

4

5

1

1

Социология семьи

Семья как социальный институт

Дискуссия



2

2

1

Этносоциология

Этносоциология: теория и реальность в России

Круглый стол



2













4



4.4.3. Индивидуальные занятия
Индивидуальные занятия не предусмотрены.
4.4.4. Самостоятельная работа под руководством преподавателя
Самостоятельная работа под руководством преподавателя не предусмотрена.

4.5. Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовые проекты (работы) не предусмотрены.


4.6. Примерная тематика контрольных работ

Контрольные работы не предусмотрены.


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для развития и формирования профессиональных навыков обучающихся в рамках модуля» Социология» предусматривается проведение не менее 20% аудиторных занятий в интерактивных формах. В рамках дисциплины используются следующие технологии формирования компетенций: традиционная лекция, проблемная лекция, дискуссия, дебаты, метод малых групп, подготовка письменных аналитических работ.



6. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА


п/п


Курс

Раздел учебной дисциплины

Вид самостоятельной работы студента

Всего часов

1

2

3

4

5

1

1

Социология семьи

Подготовка к практическим (семинарским) занятиям; самостоятельное изучение и конспектирование отдельных тем учебной литературы, связанных с разделом

20

2

1

Социология как наука. Социологические исследования

Изучение и конспектирование монографий и хрестоматий; работа со справочной и специальной литературой;

20

3

1

Социология как наука. Социологические исследования

Реферативный обзор журнала «Социологические исследования» за 2008 – 2011гг.; работа со справочной и специальной литературой

10

4

1

Социология личности

Приобретение опыта в подготовке инструментария, проведения кафедрального социологического исследования и написания отчета

10













60


7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

1. Предмет социологии и предпосылки ее возникновения. Структура социологии и ее функции.

2. О. Конт – основоположник социологии, его учения о трех стадиях развития общества.

3. Классический тип научности социологии учения о методе Э. Дюркгейма.

4. Понимающая социология М. Вебера.

5. Основные принципы материалистического учения К. Маркса и Ф. Энгельса в обществе.

6. Развитие социологии в России.

7. Общество как социальная система. Социальные связи, взаимодействие общения и отношения.

8. Социология культуры. Ее основные концепции и функции. Ценностно-нормативная система культуры.

9. Теория культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби.

10. Социальная структура общества: Социальные общности, классы, социальные слои, группы и институты, этносы. Основные подходы к изучению общества: структурно – функциональный и марксистский (детерминистский).

11. Теория социальной стратификации.

12. Социальная мобильность и маргинальность.

13. Личность в социологии. Основные теории личности.

14. Ролевые теории личности. Социальный и личный статус и социальный престиж инженера железнодорожника в обществе.

15. Понятие социализации личности. Первичная и вторичная социализация.

16. Понятие «социальная группа», деление их на первичные и вторичные, большие, средние, малые.

17. Понятие «социальный институт». Их виды и функции.

18. Теория доиндустриального, индустриального и постиндустриального (информационного) общества Р. Арона, У. Ростоу, Д. Белла, А. Тоффлера.

19. Социальные изменения и движения. «Эволюция, революция, реформы, социальная модернизация».

20. Предмет и функции социологии политики.

21. Социология экономики как отрасль социальной науки. Экономические цели развития экономики как социальный прогресс.

22. Социология образования. Основные принципы и функции образования. Гуманизация – ведущая тенденция в образовании.

23. Труд как базовый социально – экономический процесс. Социальная сущность труда.

24. Трудовой коллектив, его задачи и функции. Морально – психологический климат коллектива.

25. Социология управления. Феномен бюрократии. Стиль руководства инженера железнодорожника в обществе.

26. Предмет этносоциологии. Типы этносов – племя, народность, нация. Признаки нации.

27. Понятие этноса. Предпосылки, черты и этапы формирования русского этноса.

28. Национально – этнические отношения в современной России. Объективные тенденции их развития. Национальный вопрос в современных условиях.

29. Межнациональный конфликт. Методы предотвращения и разрешения межнациональных конфликтов.

30. Понятие семьи и брака, функции и тенденции семьи.

31. Основные проблемы семьи и брака. Типы семейных структур.

32. Мотивы брака, причины развода. Культура спора и ссоры. Традиции семьи.

33. Социальные роли личности. Механизм отбора, предписывания и контроля. Социальный контроль и девиация.

34. Социальная модернизация. Первичная и вторичная модернизация.

35. Основные типы и черты капитализма и социализма.

36. Методы социологического исследования (Анкетирование, интервьюирование).

37. Мировая система и процессы глобализации. Место России в мировом сообществе.

38. Специальные социологические теории (социального конфликта, общения, общественного мнения).

См. приложение №1




8. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
8.1. Основная литература


№ п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

Используется при изучении разделов

Курс

1

Социология: теория и история: учебное пособие



Иванов Д.В.

М.: Питер, 2011

1-6

2

2

Социология: учебник



Волков Ю.Г.

Ростов н/Д, 2012

1-6

2

3

Социология

Кравченко А.И., Анурин В.Ф

СПб, 2010

1-6

2

4

Социология: учебник

Лавриненко В.Н.

М., 2011

1-6

2



8.2. Дополнительная литература

№ п/п

Наименование

Автор(ы)

Год и место издания

Используется при изучении разделов

Курс

1

История социологии. Учебник.

Г.С. Батынен, Д.Г. Подвойский.

М.2004.

1

2

2

Краткий курс лекций. (Социология. Электронный вариант).

Степаненко В.И.

М.: РГОТУПС, 2005.

Все

2

3

Проблема конфликта в социологической теории.

Матвеева В.В.

М., 2001.

6

2

4

Социальная мобильность.

Сорокин П.А.

М., 2005.

2,3

2

5

Социология в вопросах и ответах: Уч.пос.

А.И.Кравченко.

М.: Проспект. 2010

Всех разделов

2

6

Социология личности

Борисова Л.Г., Солодова Г.С.

Новосибирск, 1997.

4

2

7

Этническая социология.

Степаненко В.И.

М.: РГОТУПС 2003 г.

6

2



8.3. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы


1. Официальный сайт РОАТ – http://www.rgotups.ru/ru/
2. Официальный сайт МИИТ – http://miit.ru/
3. Электронные расписания занятий – http://appnn.rgotups.ru:8080/scripts/B23.exe/R01
4. Система обучения «Космос» – http://stellus.rgotups.ru/
5. Официальный сайт библиотеки РОАТ – http://lib.rgotups.ru/
6. Поисковые системы «Яндекс», «Google» для доступа к тематическим информационным ресурсам.

8.4. Учебно-методические издания в электронном виде


1. Каталог электронных пособий в системе обучения «Космос» – http://stellus.rgotups.ru/ - «Вход для зарегистрированных пользователей» - «Ввод логина и пароля доступа» - «Просмотр справочной литературы» - «Библиотека».
2. Каталог учебно-методических комплексов дисциплин – http://www.rgotups.ru/ru/chairs/ - «Выбор кафедры» - «Выбор документа»

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9.1. Требования к аудиториям (помещениям, кабинетам) для проведения занятий с указанием соответствующего оснащения


        Учебная аудитория должна соответствовать требованиям пожарной безопасности и охраны труда по освещенности, количеству рабочих (посадочных) мест студентов.

        Учебные лаборатории и кабинеты должны быть оснащены необходимым лабораторным оборудованием, приборами и расходными материалами, обеспечивающими проведение предусмотренного учебным планом лабораторного практикума (практических занятий) по дисциплине. Освещенность рабочих мест должна соответствовать действующим СНиПам.


9.2. Требования к программному обеспечению при прохождении учебной дисциплины


        Программное обеспечение должно позволять выполнить все предусмотренные учебным планом виды учебной работы по дисциплине «Социология»: теоретический курс, практические занятия, задания на контрольную работу, тестовые и экзаменационные вопросы по курсу. Все необходимые для изучения дисциплины учебно-методические материалы объединены в  Учебно-методический комплекс и размещены на сайте университета: http://www.rgotups.ru/ru/.

    - Программное обеспечение для выполнения практических заданий включает в себя специализированное прикладное программное обеспечение [укажите соответствующее программное обеспечение, например, Work Bench, MatCad, MathLab, Labview, Консультант плюс и т.д.], а также программные продукты общего применения


    - Программное обеспечение для проведения лекций, демонстрации презентаций и ведения интерактивных занятий: Microsoft Office 2003 и выше.
    - Программное обеспечение, необходимое для оформления отчетов и иной документации: Microsoft Office 2003 и выше.
    - Программное обеспечение для выполнения текущего контроля успеваемости: Браузер Internet Explorer 6.0 и выше.
10. Методические указания для студентов по изучению дисциплины.

См. приложение №1
Каталог: wp-content -> uploads -> 2015
2015 -> Семья как фактор социогенеза: ценностно-нормативный аспект
2015 -> «Особенности организации деятельности соц педагога в коррекционном учреждении» Социальный педагог
2015 -> Федеральное государственное бюджетное учреждение науки
2015 -> Ложная женщина. Невроз как внутренний театр личности
2015 -> Методические рекомендации по организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях сетевого взаимодействия образовательрных учреждений и организаций организация учебного процесса с использованием дистанционных
2015 -> Лекция Как важно понимание семьи Категория: ветераны боевых действий и члены их семей


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница