1. Цели освоения дисциплины Преподавание курса «Психология массовых коммуникаций»



Скачать 123.3 Kb.
Дата02.06.2016
Размер123.3 Kb.


1. Цели освоения дисциплины

Преподавание курса «Психология массовых коммуникаций» призвано удовлетворить потребность в освоении специальной ветви практической психологии массовых коммуникаций (медиапсихологии) при подготовке обучаюихся к работе в СМИ. Тем самым цель данного курса – знакомство студентов с основными социально-психологическими проблемами, связанными с основными структурными компонентами массовых коммуникаций, а также овладение знаниями и методами психологии межличностного общения и творческого массового взаимодействия.



2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры
Дисциплина «Психология массовых коммуникаций» входит в профессиональный цикл (базовая часть) учебного плана направления подготовки магистров 031300 Журналистика.

Логически и методически раздел «Современные теории массовой коммуникации» взаимосвязан с другими дисциплинами базовой части профессионального цикла, а именно: «Журналистика как социокультурный феномен», «Проблемы современности и повестка дня в СМИ» и «Методология и методика медиаисследований».

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении «Современные теории массовой коммуникации»:

- знание основ социологии журналистики, представление о СМИ как социальном институте и компоненте общего информационно-коммуникативного пространства, способность соотносить потребности актуального социального развития и информационно-коммуникативные процессы.

Требования к знаниям, умениям и готовностям обучающегося, приобретенным в результате освоения дисциплины «Современные теории массовой коммуникации»:

- уметь прогнозировать последствия бурного развития новых коммуникационных технологий и общественные последствия этого процесса,

- освоить уже существующий опыт исследований в данной области знаний.

- понимать движущие силы и закономерности массово-коммуникационных процессов; место в них отдельной личности, политических, социальных, экономических институтов, использовать это знание в профессиональной деятельности);

- понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые факторы глобальных и локальных массово-коммуникационных процессов

- понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

- ориентироваться в основных мировых тенденциях развития медиаотрасли, (содержательных и технологических), понимать процессы конвергенции, быть осведомленным в области важнейших инновационных практик в сфере массмедиа, в том числе понимание процессов конвергенции;

- понимать социальную роль и общественную миссию журналистики и журналиста в демократическом обществе, функций и принципов СМИ в контексте социальных потребностей, исторического и современного опыта отечественных и зарубежных СМИ.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Современные теории массовой коммуникации».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- понимание на углубленном уровне сущности и специфики, функций, содержания, этапов, оптимальных моделей, технологии, профессиональных стандартов, психологических особенностей журналистской деятельности определенного вида (ПК-3);

- основательное владение знаниями, касающимися объекта научных исследований - журналистики как части системы массовой коммуникации: роль СМК и СМИ в обществе, социальные функции средств массовой информации, механизмы и принципы функционирования, типология, аудитория, контент, проблемы эффективности, современная практика, тенденции развития, отечественные и зарубежные медиаконцепции (ПК-8);

- углубленными знаниями в избранной предметной области исследований: история, теория и практика отечественных и зарубежных СМИ, отдельных ее видов и типов, медиасоциология, медиапсихология, медиаэкономика, правовые, этические нормы, организация редакционной деятельности, методы журналистского творчества, контент, язык и стиль СМИ, организация редакционной деятельности (ПК-9).

4. Структура и содержание дисциплины «Психология массовых коммуникаций»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа



  1. Объем дисциплин и виды учебной работы






п/п

Вид учебной работы

Всего часов

1.

Аудиторные занятия (всего)

36

1.1

Лекции

34

1.2

Практические занятия




2.

Самостоятельная работа (всего)

38

3.

Общая трудоемкость

72

4.

Вид итогового контроля

экзамен




  1. Тематический план дисциплины






Тематика лекций и практических

Количество

часов




занятий

лекции

практические

занятия

1.

Теория и практика профессионального общения в журналистике

4




2.


Психологические теории и журналистика

10




3.

Восприятие медиапродукта. Аудитория СМИ.

6




4.

Социальная мифология и манипулятивные возможности СМИ.

8




5.

Психология личности журналиста.

8







Всего часов:

36







Итого:

36


Содержание дисциплины

    1. Краткое содержание тем


Тема 1.. Теория и практика профессионального общения в журналистике

Теория и структура общения. Особенности массовой коммуникации. Языки общения.




Тема 2. Психологические теории и журналистика

Концепции российской школы психологии. Бихеоризм как наука о поведении. Когнитивизм как познающая психология. Гештальтпсихология как учение о целостности психологических явлений. Психонализ: от З.Фрейда к К.Юнгу. Гуманистическая психология Э.Фромма и А.Маслоу. Психологические теории массовой коммуникации.


Тема 3.. Восприятие медиапродукта. Аудитория СМИ.

Аудитория как социально-коммуникативная общность. Типология аудитории СМИ. Харизматическая модель коммуникатора.


Тема 4.. Социальная мифология и манипулятивные возможности СМИ.

Структурнее единицы массового сознания. Традиционные и социальные мифы. Механизмы медиаманипуляций.


Тема 5.. Психология личности журналиста.

Специфика журналистского мышления. Творческие способности журналиста. Творческое «письмо» журналиста. Создание и восприятие журналистского текста.


5. Образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины «Психология массовых коммуникаций» применяются активные и интерактивные формы проведения практических занятий, разбор конкретных ситуаций, апробация методов сбора и обработки информации, подготовка реферативных и исследовательских устных и письменных сообщений, ролевые игры по журналистской деятельности в редакционном коллективе, различные формы внеаудиторной работы с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Учебный процесс, все его формы являются основой профессиональной подготовки магистрантов, в которой глубокое изучение каждой дисциплины, предусмотренной учебным планом, является важным фактором не только овладения предметами сугубо профессионального значения, но и последующей практической деятельности по полученной специальности. Поэтому магистранты должны в полной мере использовать все возможности каждой формы учебного процесса при изучении каждого преподаваемого им предмета.

Посещая лекции, магистранты должны вести их конспекты; форма и характер конспектов – личное дело каждого студента, но в них в обязательном порядке должны быть зафиксированы основные положения (выводы) лекции, логика доказательства.

Самостоятельная работа магистрантов во внеаудиторное время начинается с редактирования конспектов, приведения их в вид, способствующий нормальному пользованию в последующей работе. Следующим шагом самостоятельной работы является изучение рекомендованной основной и дополнительной литературы, которая, с одной стороны, позволит дополнить конспекты новыми сведениями, различными точками зрения по одной и той же проблеме, а с другой стороны, является важным моментом в подготовке к семинарскому занятию.

Форма работы на семинарском занятии отдельного магистранта может быть различной. Наиболее общим моментом такой работы является участие в обсуждении проблем, связанных с вопросами плана семинарских занятий. Кроме того, магистрант может подготовить фиксированное, заранее согласованное с преподавателем, выступление по какому-то из этих вопросов, письменный доклад или реферат. Последние из указанных форм подготовки и участия магистранта в семинаре имеют серьезное положительное значение, поскольку способствуют приобретению им навыков и умений письменного изложения полученных в результате самостоятельной работы знаний по проблемам темы.

В процессе самостоятельной работы магистрант должен пользоваться подготовленными кафедрой методическими пособиями.

Магистранты должны своевременно выполнять все задания, предложенные преподавателем. Результаты выполненных заданий оформляются в печатном (в исключительных случаях – рукописном) виде, подшиваются в специальную папку. В ходе семестровой работы магистранта учитываются все выполненные им письменные задание и устные ответы, свидетельствующие об успешном освоении дисциплины.


6.1 Контрольные вопросы промежуточной аттестации (модульные контрольные работы) формулируются исходя из изученных в модуле тем.
6.2. Формами самостоятельной работы студентов являются:

- изучение основной и дополнительной литературы, электронных и библиотечных ресурсов,

- письменное реферирование научной литературы,

- выполнение исследовательских заданий, индивидуальных и групповых,

- подготовка к семинарским занятиям,

- подготовка к модульным контрольным работам.

6.3. Балльно-рейтинговая система оценки успеваемости студентов по дисциплине





Форма контроля

Максимальное количество баллов

Количество контролируемых единиц

Максимальное итоговое количество баллов

Модульная контрольная работа

10




30

Реферат, эссе (на выбор)

10




20

Исследовательское домашнее задание

10




20

Ответ на семинаре

5




25

Презентация (по желанию)

5




5



6.4. Рекомендации магистрантам по оформлению рефератов

Структура реферата должна включать:



  • Титульный лист;

  • Оглавление;

  • Введение;

  • Основную часть;

  • Заключение;

  • Список литературы;

  • Приложение (если предусматривается темой реферата).

Рефераты оформляются в виде печатной рукописи, излагающей постановку проблемы, содержание исследования и его основные результаты. Текст реферата должен демонстрировать: знакомство автора с основной литературой по вопросу; умение выделить проблему и определить методы ее решения; умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов; владение соответствующим терминологическим аппаратом; приемлемый уровень владения языковой грамотностью.

Титульный лист реферата должен содержать название факультета, специальность студента, название темы, фамилию, имя, отчество автора, фамилию, инициалы научного руководителя, год выполнения.

Оглавление представляет собой составленный в последовательном порядке список всех заголовков разделов работы с указанием страниц, на которых соответствующий раздел начинается.

К реферату может прилагаться презентация в РowerРoint.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература


  1. Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. Екатеринбург, 2000.

  2. Олешко В.Ф. журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог. М.: РИП - Холдинг, 2003.

  3. Олешко В.Ф. Психология журналистики. М., 2006.

  4. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.

  5. Майерс Дэвид. Социальная психология. СПб., 2005.

  6. Харрис Ричард. Психология массовых коммуникаций. СПб., М., 2003.

  7. Пронина Е.Е. Психология журналистского творчества. М., 2002.


дополнительная литература


  1. Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 2002.

  2. Аграновский В.А. Вторая древнейшая. М., 2002.

  3. Артишевская Т.М. Курсовые и дипломные работы студентов по психологии журналистики: от проектирования до защиты. Челябинск, 2005.

  4. Берн Эрик. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 2005.

  5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио и телевидения. М., 1991.

  6. Боно Э. Литературное мышление. СПб., 2005.

  7. Браун Л. Имидж – путь к успеху. СПб., 2002.

  8. Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста. М., 1985.

  9. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.

  10. Власть: зеркало или служанка? Энциклопедия жизни современной российской журналистики. В 2 т. М., 1998.

  11. Войнцванг П. десять заповедей творческой личности. М., 2002.

  12. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 2006.

  13. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Политическая психология. М., 2004.

  14. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 1998.

  15. Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности. М., 1996.

  16. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М., 1998.

  17. Дэннис Э., Мэрилл Д. Беседы о масс – медиа. М., 1997.

  18. Ермаков Ю.А. Манипуляции личностью: смысл, приемы, последствия. Ек., 1995.

  19. Засурский И.И. Масс – медиа второй республики. М., 1999.

  20. Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. Теоретическая концепция, проблемы, прогнозы. М., 1995.

  21. Кириллова Н. Медиа – культура: от модерна к постмодерну. М., 2005

  22. Кирнос Д.И. Индивидуальность и творческое мышление. М., 1992.

  23. Кузин В.И. Психологическая культура журналиста. СПб., 1998.

  24. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. СПб., 1995.

  25. Московичи Серж. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. М., 1996.

  26. Олешко В.Ф. Социожурналистика: Прагматическое моделирование технологий массово – коммуникационной деятельности. Ек., 1996.

  27. Почепцов Г.Г. Имидж: от фараонов до президентов. Строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз. М., 2004.

  28. Психологический словарь. М., 1998.

  29. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. М., 2000.

  30. Психология личности. Хрестоматия. Т. 1-2. М., 2000.

  31. Психология масс. Хрестоматия. М., 2000.

  32. Психология самосознания. Хрестоматия. М., 2000.

  33. Психология художественного творчества. Хрестоматия. Минск, 1999.

  34. Пухский Н.Н. Психологические последствия чрезвычайных ситуаций. М., 1999.

  35. Рощин С.К. Психология и журналистика. М., 1989.

  36. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. М., 2000.

  37. Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М., 2000.

  38. Терин В.П. Массовая коммуникация: исследование опыта Запада. М., 2000.

  39. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 2004.

  40. Фромм Эрих. Бегство от свободы. М., 2006.

  41. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 1997.

  42. Чалдини Р. Психология влияния. СПб., 1999.

  43. Шепель В.М. Секреты личного обаяния: Имиджелогия. М., 1994.

  44. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница