1. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Основы нейропсихологии»



Скачать 347.45 Kb.
Дата27.04.2016
Размер347.45 Kb.
1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Основы нейропсихологии» является формирование естественнонаучного мировоззрения с позиции нейропсихологии, как составной части психологии и современных нейронаук; формирование знания о специфическом вкладе разных отделов мозга в реализацию психической деятельности; ознакомление с историей и современными представлениями о мозговой организации психических функций; с данными о нарушениях высших психических функций при локальных поражениях мозга как клинической модели изучения связи психических функций и мозга; с основными нейропсихологическими синдромами, формирующимися при очаговых поражениях коры и подкорковых образований; с методологией и методиками нейропсихологического синдромного подхода и методиками нейропсихологического исследования; с возможностями применения знаний по нейропсихологии в различных областях практической деятельности психолога.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Основы нейропсихологии» относится к циклу ООП Б.3. «Профессиональный цикл» базовая (общепрофессиональная) часть. Следует за циклом дисциплин по общей психологии, анатомией и физиологией ЦНС. Предваряя курсы по различным областям психологического знания, является одной из базовых дисциплин в естественнонаучном подходе к пониманию психики и поведения.


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

прогнозированию изменений и динамики уровня развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях (ПК-7);

пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10).


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: естественнонаучный подход к описанию ВПФ и их нарушений при органических повреждениях мозга, методологию нейропсихологии, основные понятия нейропсихологии, ее прикладные задачи, методы и методики нейропсихологического обследования.
Уметь: ориентироваться в теоретическом аппарате и основных направлениях нейропсихологии, обосновывать взаимосвязь между расстройствами психических функций, эмоционально-личностной сферы, сознания и нарушениями в работе мозга, применять выше перечисленные знания для решения научных и практических задач.
Владеть: структурированным знанием о нейропсихологическом (естественнонаучном) подходе к анализу связи между поведением и работой мозга, представлениями об основных ее проблемах и направлениях развития, методологией нейропсихологического обследования.
4. Структура и содержание дисциплины «Основы нейропсихологии».

Общая трудоемкость дисциплины составляет __6,5___ зачетные единицы__234___ часа.




Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

234

Аудиторные занятия (всего)

94/58/22

В том числе:




Лекции

38/16/10

Практические занятия (ПЗ)




Семинары (С)

48/36/12

Лабораторные работы (ЛР)




Самостоятельная работа (всего)

140/176/208

В том числе:




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат




И (или) другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

Диф.зачет


Примерный тематический план



п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинар

Лаборат.

Практич

Самост. раб.

1

Модуль 1






















1

Введение в теорию нейропсихологии.

4




5/2/1







10/15/18




2

Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).

4




5/2/1

6/4/2




14/20/22

Коллоквиум.




Модуль 2






















3

Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.

4




5/2/1

8/6/2




24/30/34


Контрольная работа




Модуль 3, 4






















4

Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии).

4




10/5/4

18/12/5




45/60/66

Контрольная работа.




Модуль 5,5






















5

Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга.

4




6/2/1

8/6/2




24/26/35

Обсуждение рефератов.




Модуль 6






















6

Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы.

4




7/3/2

8/6/1




23/25/33

Контрольная работа.




ИТОГО







38/16/10

48/34/12




140/176/208

Диф.зач.


Содержание дисциплины


Наименование раздела.


Содержание

Раздел 1.

Введение в теорию нейропсихологии






Тема 1.

Предмет, задачи и методы нейропсихологии. Основные направления нейропсихологии на современном этапе.


Нейропсихология - область психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций, эмоционально-личностной сферы и сознания на моделях очаговых поражений головного мозга. А.Р.Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии. «Источники» нейропсихологии: общая психология, нейроанатомия, нейрофизиология, неврология и нейрохирургия. Направления современной нейропсихологии: клиническая, экспериментальная, реабилитационная нейропсихология, нейропсихология детского, старческого возраста, нейропсихология индивидуальных различий (в норме), психофизиологическое направление и др. Методы нейропсихологического исследования. Метод синдромного анализа.

Задачи нейропсихологии в теоретическом плане - дальнейшая разработка системного подхода к описанию синдромов нарушений ВПФ при церебральных заболеваниях. В экспериментальном плане - исследования по проблеме локализации высших психических функций (ВПФ) с учетом инноваций в психогенетике и появления новых технологий визуализации мозга «in vivo» (CT, MRT, fMRT, PET). В практическом отношении остаются задачи топической и функциональной диагностики, для выявления нарушенных ВПФ (описания структуры дефекта), для мониторинга динамики расстройств ВПФ в процессе лечебных воздействий и реабилитации когнитивного, эмоционального и личностного статуса пациентов.



Тема 2.

История развития представлений о локализации психических функций в мозге.


Основные направления в подходе к вопросу о локализации ВПФ: узкий локализоцианизм (Ф.Галль, П.Брока, К.Вернике, К.Клейст) эквипотенциализм (П.Флуранс, А.Галлер, К.Лешли, эклектическое направление (Г.Хэд, К.Гольдштейн, К.Монаков, К.Поппер). Основные положения, значение фактов и выводов для современного уровня развития психологии и наук о мозге (дифференцированная роль мозговых структур, работа мозга как целого, деление психических функций на элементарные и сложные, гипотезы об иерархии уровней организации мозга и психики и т.д.). Рассмотрение психических функций в соответствии с основными психологическими концепциями. Взгляд на психические проявления как на структурно неделимые, атомарно связанные с мозговой тканью.

Раздел 2 Современная нейропсихология о локализации высших психических функций (ВПФ).




Тема 3.

Методологический базис современного подхода к проблеме локализации ВПФ в отечественной научной традиции.


И.М. Сеченов о рефлекторной природе психики и центральном торможении (произвольная регуляция поведения). Работы И.П. Павлова о роли лобных долей мозга, А.А. Ухтомского о динамической локализации функций.

Концепция Л.С. Выготского о системном строении ВПФ, о расстройстве ВПФ при поражении различных зон мозга; о динамическом формировании ВПФ и обеспечивающих их мозговых механизмов в онтогенезе.

Выводы И.Н. Филимонова о функциональной многозначности мозговых структур, о поэтапном строении и реализации психических функций.

Особое значение теории П.К. Анохина о функциональных системах, а также работ Н.А. Бернштейна об уровнях организации движений и топологическом пространстве объединенных в мозге структур, обеспечивающих решение задачи.



Тема 4.

Концепция А.Р. Лурия о системной динамической локализации ВПФ.


Психическая функция как функциональная система. Сходство и различия между психологическими и физиологическими функциональными системами. Изменение структурной организации ВПФ и обеспечивающих их мозговых отделов в процессе развития и в зависимости от условий деятельности – динамическая локализация функций. Локализация отдельных звеньев психологических систем в мозге. Системная взаимосвязь между различными ВПФ на основе общих структурных составляющих – нейропсихологических факторов.

Тема 5.

Проблема фактора в нейропсихологии.


Нейропсихологический фактор как понятие, отражающее принцип работы различных структурно-функциональных единиц мозга, включающий в себя топический, нейрофизиологический и психологический уровни анализа. Соотношение понятий «симптом», «синдром» и «фактор» в нейропсихологии. Нейропсихологическая квалификация симптома на основе выявления фактора, связанного с очаговым поражением мозга. Значение для диагностики и реабилитации.

Тема 6.

Основные перспективы развития представлений о локализации психических функций в нейропсихологическом, психологическом контексте и в контексте нейронаук.


Диагностико-реабилитационный путь развития нейропсихологии. Представления о функциональном диагнозе, структуре дефекта, возникающего при органических поражениях мозга. Значение функционального диагноза для построения реабилитационных процедур. Понятия комплекса синдромов и распределенной локализации поражений мозга при системных неврологических заболеваниях (эпилепсия, рассеянный склероз, сосудистые поражения и др.) и множественных поражениях мозга (ЧМТ, заболевания старческого возраста и др.). Роль нейропсихолога в комплексных междисциплинарных бригадах, обеспечивающих лечение и реабилитацию больных.

Роль современных методов объективного обследования (нейровизуализация, ЭЭГ, и др.) в уточнении мозговой организации и структуры психических функций. Возможности сопоставления данных различных нейронаук для развития нейропсихологии.

Использование нейропсихологических представлений о структурно-функциональной организации мозга для анализа состояния и характера изменения когнитивных функций при различных заболеваниях.


Раздел 3.

Основные принципы структурно-функциональной организации мозга.






Тема 7.

Анатомические принципы организации мозга.


Принцип выделения передних и задних отделов мозга. Мозговая организация сенсорной и моторной коры. Афферентный и эфферентный пути переработки информации.

Принцип вертикальной (корково-подкорковой) структурно-функциональной организации мозга или принцип иерархической организации мозга. Основные образования подкорковой области мозга и их роль в психических процессах.



Тема 8.

Концепция трех функциональных блоков мозга.


Блок регуляции общей и избирательной неспецифической активации мозга. Мозговая организация и функции. Два типа активации мозга. Блок приема, переработки и хранения информации. Первичные, вторичные и третичное поля: строение и функции. Принципы работы второго блока мозга. Блок программирования, регуляции психической деятельности и контроля ее протекания. Мозговая организация и функции. Необходимость функционального вклада каждого блока мозга в обеспечение любых видов психической деятельности.

Тема 9.

Проблема межполушарной асимметрии мозга и межполушарного взаимодействия.


История изучения функциональной асимметрии мозга: анатомические, физиологические и клинические доказательства различий между левым и правым полушариями мозга. Межполушарное взаимодействие, межполушарные связи (передняя комиссура, мозолистое тело и др.). Концепция доминантности левого полушария мозга. Концепция функциональной специфичности больших полушарий головного мозга. Профиль межполушарной асимметрии или латеральной организации мозга (ПЛО). Синдром «расщепленного мозга». Нейропсихологический подход к проблеме левшества. Методы исследования межполушарной асимметрии.

Раздел 4.

Нейропсихологический анализ мозговой организации ВПФ, эмоционально-личностной сферы и сознания (на основе данных о нарушениях ВПФ при церебральной патологии).






Тема 10.

Мозговая организация зрительного гнозиса.


Основные принципы строения зрительного анализатора. Сенсорные нарушения работы зрительной системы при поражении подкорковых и корковых звеньев зрительного анализатора. Нарушения зрительного гнозиса при поражении вторичных корковых полей затылочных и теменно-затылочных областей мозга. Виды зрительных агнозий: предметная, симультанная, оптико-пространственная, цветовая, буквенная, лицевая и др. Роль лобных долей мозга в зрительном гнозисе (псевдоагнозии). Межполушарная асимметрия в зрительно-гностической деятельности. Основные методики диагностики состояния зрительного гнозиса.

Тема 11.

Мозговая организация тактильного и кожно-кинестетического гнозиса.



Основные принципы строения кожно-кинестетического анализатора. Виды общей чувствительности (температурная, тактильная, болевая, кинестетическая, вибрационная), их рецепторные аппараты, проводящие пути. Сенсорные нарушения. Нарушения тактильного гнозиса при поражении вторичных полей коры верхней и нижней теменных областей мозга. Виды тактильных агнозий: предметная (астереогноз), тактильная алексия, агнозия пальцев, агнозия текстуры объекта. Соматоагнозия (нарушения схемы тела). Особенности нарушения работы кожно-кинестетической системы при поражении верхних и нижних теменных областей левого и правого полушарий мозга. Роль кожно-кинестетической системы в обеспечении обратной афферентации движений. Методики исследования нарушений тактильного гнозиса.

Тема 12.

Мозговая организация акустического гнозиса. Две функциональные системы: речевой и неречевой слух.

Сенсорные нарушения при поражении периферической части нервной системы. Нарушения восприятия и запоминания бытовых шумов (слуховая агнозия), амузии, трудности оценки и воспроизведения ритмических структур при поражении вторичных полей коры в височных отделах правого полушария мозга.

Нарушение фонематического слуха и слухоречевой памяти при поражении височных корковых структур в левой гемисфере.



Методики исследования слухового гнозиса в неречевой и речевой сферах.

Тема 13.

Мозговая организация произвольных движений и действий. Проблема апраксий.


Произвольные движения и действия. Афферентные и эфферентные механизмы произвольного двигательного акта. Вклад И.М.Сеченова, И.П.Павлова, П.К.Анохина в современное понимание произвольного двигательного акта. Концепция Н.А.Бернштейна об уровневой организации мозговых механизмов двигательной системы. Пирамидная и экстрапирамидная системы. Нарушения двигательных актов при поражении первичной моторный коры, пирамидного тракта, мотонейронов (парезы, параличи и др.). Нарушения движений при поражении разных уровней экстрапирамидной системы: коры и подкорковых структур (стриопаллидарной системы и др.). Апраксии. Классификация апраксий по А.Р. Лурия. Два вида двигательных персевераций (элементарные, системные). Методики исследования произвольных двигательных функций руки (праксиса позы, динамического праксиса, предметных движений, символических действий и др.).

Тема 14.

Мозговая организация речи. Проблема афазий.


Психологическая структура речи и ее функции. Лингвистические единицы речи. Экспрессивная и импрессивная речь. Письмо и чтение как виды речевой деятельности. Афферентные и эфферентные звенья речевой системы. Афазия. Определение. Афазия как системный дефект. Классификация афазий, предложенная А.Р. Лурией. Нарушения афферентных звеньев речевой функциональной системы (сенсорная, акустико-мнестическая, амнестическая (оптико-мнестическая), афферентная моторная, семантическая афазии). Нарушения эфферентной основы речевой функциональной системы (эфферентная моторная, динамическая афазии). «Речевые зоны» коры левого полушария мозга (у правшей). Нарушения разных видов речевой деятельности при различных формах афазии. Нейролингвистический подход к изучению афазий. А.Р. Лурия о нарушении парадигматической и синтагматической организации речи при поражении задних и передних отделов коры левого полушария мозга. Роль правого полушария мозга в речевой деятельности. Методики исследования нарушений речевых функций.

Тема 15.

Мозговая организация мнестической деятельности.


Память как функциональная система психики, направленная на формирование индивидуального опыта, его хранения и актуализацию следов. Психологическая организация процессов памяти. Виды, формы памяти. Непроизвольная и произвольная память. Произвольное запоминание как мнестическая деятельность. Модально-неспецифическая и модально-специфическая память. Теории забывания (ретроактивное и проактивное торможение). Модально-неспецифические нарушения памяти при поражении разных уровней неспецифической системы (уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медиальных отделов лобных и височных долей мозга). Корсаковский синдром. Модально-специфические нарушения памяти при поражении различных анализаторных систем: зрительной, слуховой, кожно-кинестетической, двигательной. Нарушения памяти как активной мнестической деятельности (запоминание и воспроизведение) при поражении лобных долей мозга. Межполушарная асимметрия в процессах памяти. Методики исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений памяти.

Тема 16.

Внимание и его мозговая организация.


Психологическая структура внимания. Внимание как селективное протекание психических процессов. Факторы, воздействующие на внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Модально-неспецифические нарушения внимания при поражении различных уровней неспецифической системы: уровня ствола, диэнцефальных, лимбических структур, медио-базальных отделов лобных долей мозга. Диссоциация между непроизвольным и произвольным вниманием при поражении лобных долей мозга. Модально-специфические нарушения внимания при поражении различных анализаторных систем. Симптомы «игнорирования» раздражителей в зрительной, слуховой, тактильной и двигательной сферах. Зрительное, слуховое, тактильное, двигательное невнимание при двойной стимуляции. Психофизиологические исследования модально-неспецифических и модально-специфических нарушений произвольного и непроизвольного внимания. Методики исследования нарушений внимания. Нарушение внимания, как распад функции контроля над протеканием сложных форм психической деятельности при поражении лобных отделов мозга.

Тема 17.

Мышление как ВПФ и его мозговая организация.



Психологическая структура и мозговая организация мышления. Нарушения мышления при поражении подкорковых образований. Виды мышления. Нарушения разных видов мышления при поражении задних (зона ТПО, височная область левого полушария) и передних (премоторная и префронтальная область) отделов коры головного мозга. Специфика нарушений мышления при поражении левого и правого полушарий мозга. Нарушения счета, виды акалькулий. Методики исследования нарушений наглядно-образного и вербально-логического мышления и счетных операций.

Тема 18.

Мозговая организация произвольной регуляции отдельных ВПФ и деятельности в целом.


Произвольная регуляция как возможность сознательного управления психической деятельностью на основе соотнесения исходного мотива, отвечающей ему программы деятельности и данных контроля. Произвольные формы психической деятельности. Речевая регуляция как высшая форма произвольной регуляции. Строение и функции лобных отелов мозга. Регуляция активности. Регуляция движений и действий. Нарушение функции программирования, контроля и регуляции в произвольных формах психической деятельности. Псевдоагнозии, регуляторная префронтальная апраксия, динамическая афазия, псевдоамнезия, нарушение мышления.

Раздел 5.

Эмоционально-личностная сфера и сознание при локальных поражениях мозга.






Тема 19.

Нейропсихологический подход к исследованию эмоционально-личностной сферы.


Регуляторная (инициирующая и контролирующая) функция эмоций в психической деятельности. Мозговая организация эмоций. Параметры эмоций. Нарушение эмоций при поражении правого и левого полушарий мозга, гипоталамо-гипофизарной области.

Индивид, личность. Нейропсихологический подход к исследованию индивидуальных различий. Нейропсихология нормы. Возможности нейропсихологического подхода к исследованию нарушений личностной сферы. Методики исследования эмоционально-личностной сферы.



Тема 20.

Нейропсихологический анализ нарушений сознания.


Изучение мозговой организации сознания. Проблема сознания в общей психологии. Современная нейропсихология о сознании как высшей форме отражения человеком внешнего (объективного) и внутреннего (субъективного) мира в виде символов (слов, знаков) и образов, как интегративном продукте деятельности мозга. Данные психиатрии о связи явлений сознания с работой мозга. Современная нейрофизиология о мозговых основах сознания (теории В.Пенфилда и Х.Джаспера, концепции В.Маунткастла и Е.Н.Соколова и др.). Клиника локальных поражений мозга о нарушениях сознания (А.С.Шмарьян, А.Р.Лурия, Т.А.Доброхотова, Н.Н.Брагина, Б.И.Белый). Нарушения сознания при поражении лобных долей мозга и неспецифических структур. Межполушарные отношения в проявлениях сознания. Динамика восстановления сознания у больных с тяжелой черепно-мозговой травмой. Гипотезы о вкладе различных структур в мозговую организацию сознания: лимбической системы, левого и правого полушария, корково-подкорковых связей, префронтальных отделов мозга.

Раздел 6.

Принципы и процедура синдромного анализа. Нейропсихологические синдромы.



Методология и основные этапы нейропсихологического синдромного анализа. Принцип выявления общего в психологической картине наблюдаемых симптомов (А.Р.Лурия). Принцип двойной диссоциации Г.Тойбера. Качественная и количественная оценка нарушений. Основные направления нейропсихологической диагностики (Луриевская, североамериканская).

Основные синдромы нарушений ВПФ, возникающие при поражении: зоны ТПО, гностических вторичных зон задних отделов мозга, медиальных отделов мозга, премоторной и префронтальной области.




5. Рекомендуемые образовательные технологии

Проведение лекционных занятий с использованием мультимедийной техники, дискуссии, разбор конкретных ситуаций, написание заключений.


6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы студентов
Задание №1 (примерный перечень вопросов)

Вариант№1

1.Теория узкого локализационизма.

2.Практические задачи нейропсихологии.

Вариант№2


  1. Теория антилокализационизма.

  2. Роль нейропсихолога в комплесных реабилитационных бригадах.

Вариант№3

  1. Принцип динамической локализации функций в мозге.

  2. Понятие нейропсихологического симптома.

Вариант№4

  1. Принцип системной локализации функций в мозге.

  2. Понятие нейропсихологического синдрома.

Вариант№5

  1. Понятие функциональной многозначности мозговых структур.

  2. Понятие афферентного поля и его структурная организация.

Вариант№6

1.Понятие ВПФ как функциональной системы. Специфика психической функциональной системы.

2.Понятие фактора.

Вариант№7

1.Закон распада функции «сверху-вниз».

2. Роль современных методов визуализации в постановке нейропсихологического диагноза.

Вариант№8


  1. Нейропсихологическая реабилитация. Ее цели и задачи.

  2. Понятие функционального диагноза.

Вариант№9

  1. Теоретические задачи нейропсихологии.

  2. Роль нейронаук в развитии нейропсихологии.

Вариант№10

  1. Значение нейропсихологических исследований для развития психологии.

  2. Причины, влияющие на изменение локализации функции в мозге.


Задание №2 (примерный перечень вопросов)

Вариант№1

  1. Принцип вертикальной организации мозговых структур.

  2. Функции постцентральных отделов мозга.

Вариант№2

  1. Принцип горизонтальной организации мозга.

  2. Функции верхних височных отделов доминантного полушария.

Вариант№3

1.Первый функциональный блок мозга. Его функциогенез.

2.Функции теменных отделов мозга.

Вариант№4


  1. Принцип «убывающей модальной специфичности».

  2. Синдром «расщепленного мозга».

Вариант№5

  1. Принцип «двойной диссоциации функций» по Тойберу.

  2. Сенсорная афазия.

Вариант№6

  1. Слуховые агнозии.

  2. Понятие персеверация.Ее виды.

Вариант№7

  1. Понятие лобного синдрома.

  2. Классификация афазий по А.Р.Лурия

Вариант№8

  1. Астереогноз. Клиническая картина.

  2. Симультанная агнозия.



Вариант№9

1.Нарушение мышления при поражении левого и парвого полушарий. Сравнительный анализ.

2. Псевдоагнозия: клиническая картина и механизмы.

Вариант№10

1.Псевдоамнезия. Ее механизмы.

2.Односторонняя пространственная агнозия.
Задание №3(примерный перечень вопросов)

Вариант№1

1.Нарушение эмоционального реагирования при поражении правого полушария.

2. Симптомы нарушения регуляции поведения при поражении лобных долей мозга.

Вариант№2

1.Нарушения сознания у больных с черепно-мозгвой травмой.

2.Этапы нейропсихологического исследования.

Вариант№3

1.Клиническая беседа. Ее задачи и цели.

2.Клинико-психологические методы исследования нарушения эмоциональной сферы.

Вариант№4

1.Нейропсихология индивидуальных различий. Цели и задачи.

2.Основные направления нейропсихологической диагностики.

Вариант№5


  1. Нарушения сознания при локальных поражениях мозга.

  2. Количественная оценка нарушений при нейропсихологической диагностике.

Вариант№6

  1. Нарушение эмоций при поражении левого полушария.

  2. Принцип двойной диссоциации Г.Тойбера.

Вариант№7

  1. Нарушения эмоциональной сферы при поражении и левой височной доли.

  2. Методы изучения эмоций при нейропсихологическом исследовании.


Вариант№8

  1. Принцип синдромного анализа в нейропсихологической диагностике.

  2. Основные синдромы, возникающие при поражении постцентральных отделов мозга.


Вариант№9

  1. Основные синдромы, возникающие при поражении височных отделов левого полушария.

  2. Качественная оценка нарушений в нейропсихологическом исследовании. Принцип квалификации симптома.

Вариант№10

1Методы исследования личности в нейропсихологическом исследовании.

2.Основные синдромы поражения теменных отделов мозга.
Примеры тестовых заданий по проверке самостоятельной работы студентов

по дисциплине «Основы нейропсихологии»
1. Нейропсихология - область психологии, изучающая мозговые механизмы высших психических функций, эмоционально-личностной сферы и сознания

А) на моделях очаговых поражений головного мозга;

Б) на результатах генетической экспертизы;

В) на данных электро-энцефалографического исследования головного мозга.

2. А.Р.Лурия - основоположник отечественной нейропсихологии разработал теоретические положения концепции:

А) о системообразующем факторе;

Б) о культурно-историческом развитии личности;

В) о системе функциональной организации структур головного мозга.


3. Теоретические «источники» нейропсихологии:

А) психология личности, неврология;

Б) общая психология, нейрофизиология;

В) анатомия человека, хирургия.


4.Направления современной нейропсихологии:

А) клиническая, реабилитационная;

Б) возрастная, коррекционная;

В) сравнительная, терапевтическая


5. Методы нейропсихологического исследования.

А) метод топического анализа;

Б) метод функционального анализа;

В) метод синдромного анализа.


6.Задачи нейропсихологии в теоретическом плане

А) разработка системного подхода к описанию синдромов нарушений ВПФ;

Б) разработка модели церебральной организации психических процессов;

В) разработка модели функциональной асимметрии головного мозга


7.В экспериментальном плане к задачам нейропсихологии относят:

А) исследования по проблеме локализации высших психических функций (ВПФ) с учетом инноваций в психогенетике и появления новых технологий визуализации мозга «in vivo» (CT, MRT, fMRT, PET);

Б) исследования динамики расстройств психических функций;

В) исследования клеточного строения


8 В практическом отношении к задачам нейропсихологии можно отнести:

А) процесс лечебного воздействия на пациентов;

Б) процесс топической и функциональной диагностики;

В) процесс реабилитации социального статуса личности.


9. Современным направлением в подходе к вопросу о локализации ВПФ является:

А) узкий локализоцианизм;

Б) эквипотенциализм;

В) гипотеза об иерархии уровней организации мозга и психики


10. Эклектическое направление в вопросе о локализации ВПФ разрабатывали такие ученые, как:

А) Ф.Галль, П.Брока, К.Вернике, К.Клейст

Б) П.Флуранс, А.Галлер, К.Лешли

В) Г.Хэд, К.Гольдштейн, К.Монаков, К.Поппер.


11. Нейропсихологический аспект на организацию мозговых механизмов высших психических функций отражен в положении о том, что:

А) психические проявления выступают как структурно неделимые, атомарно связанные с мозговой тканью

Б) психические функции подразделяются на элементарные и сложные

В) многозначность мозговых структур обеспечивает реализацию психических функций


12. Теоретико-методологическая основа нейропсихологической науки – культурно-историческая теория развития ВПФ разработана:

А) Сеченовым И.М.

Б) Бехтеревым В.М.

В) Выготским Л.С.


13. К числу задач решаемых с помощью методов нейропсихологической диагностики, не относятся:

А) Постановка топического диагноза

Б) Оценка динамики психических функций

В) Выбор формы нейрохирургического вмешательства


14. Какими категориями объясняются отношения между мозгом и психикой

А) Категория функции

Б) Категория отражения

В) Категория информации


15. Термин «гетерохронность» в нейропсихологии означает:

А) Трудности формирования гностических функций

Б) Неодновременность развития функций

В) Органическое поражение ЦНС


16. Изменчивость мозговой организации функций является отражением:

А) Принципа системной локализации функций

Б) Принципа динамической локализации функций

В) Принципа иерархической соподчиненности функций


17. Основатель концепции о функциональной организации головного мозга, исходящей из представлений о локализации сложных психических «способностей» в его ограниченных участках

А) Гален


Б) Ф. Галл

В) В.А. Бец


18. Жесткость организации мозговых функций обусловленна:

А) Меньшей подверженностью нарушениям ВПФ при черепно-мозговых травмах

Б) Реализацией ВПФ в макросистемах головного мозга

В) Более ранним периодом формирования


19. Решающее значение для организованного протекания психической деятельности имеет

А) Иерархическое строение корковых зон головного мозга

Б) Наличие оптимального тонуса коры

В) Вертикальная организация всех структур мозга


20. Высоким развитием нейронов IV афферентного слоя характеризуются

А) Проекционные зоны коры

Б) Гностические зоны коры

В) Зоны перекрытия корковых отделов



Критерии оценки на тестовые задания по 5-ти балльной системе
Верных ответов не менее 17 – отлично

Не менее 15 – хорошо

Не менее 12- удовлетворительно

Верных ответов 11 и меньше – неудовлетворительно


Примерная тематика рефератов, контрольных работ

  1. Латеральные особенности эмоционально-личностной сферы у больных с поражением височных долей мозга.

  2. Латеральные особенности нарушения мышления у больных с поражением лобных долей мозга.

  3. Нейропсихологические синдромы у детей с локальными поражениями мозга.

  4. Межполушарные различия в восприятии эмоций у больных с локальными поражениями мозга.

  5. Нейрокогнитивные расстройства больных в психиатрической и соматической клиниках.

  6. Особенности развития тактильной сферы при шизофрении в детском и юношеском возрасте и их роль в психическом дизонтогенезе.

  7. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие в позднем возрасте в норме и патологии.

  8. Наркомании: нейропсихологическое исследование высших психических функций.

  9. Применение нейропсихологического подхода к анализу способностей.

  10. Нейропсихологические особенности формирования слухоречевой и зрительной памяти у детей с трудностями обучения (алексии, аграфии, акалькулии).

  11. Состояние слуховой, зрительной и моторной памяти у детей с общим недоразвитием речи.

  12. Нейропсихологический анализ семантической и эпизодической памяти.

  13. Динамика взаимодействия полушарий мозга у лиц с разным профилем латеральной организации психических функций.

  14. Особенности восприятия времени у испытуемых с разным типом профиля латеральной организации психических функций.

  15. Кроссмодальные взаимодействия в процессах узнавания и воспроизведения при локальных поражениях мозга.

  16. Апробация новых методик нейропсихологической диагностики.


Список вопросов для подготовки к зачету


  1. Нейропсихология. Ее цели и задачи. Основные направления нейропсихологии.

  2. Концепция трех структурно-функциональных блоков мозга А.Р.Лурия.

  3. Персеверация. Простые и системные персеверации.

  4. Теория системной и динамической локализации функций в мозге.

  5. Понятие симптом, синдром и фактор в нейропсихологии.

  6. Понятие квалификации симптома.

  7. Проблема фактора в нейропсихологии.

  8. Префронтальный лобный синдром.

  9. Понятие клинической беседы. Ее цели и задачи.

  10. Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга.

  11. Нарушение поведения при поражении лобных долей мозга. Полевое поведение.

  12. Синдром сенсорной афазии. Клиническая картина.

  13. Понятие парафазии. +Классификация парафазий.

  14. Принцип двойной диссоциации функций.

  15. Зрительные агнозии.

  16. Слуховые агнозии.

  17. Синдромы поражения теменных отделов мозга.

  18. Нарушение эмоций при локальных поражениях мозга.

  19. Мозговая организация внимания.

  20. Мозговая организация речи.

  21. Мозговая организация восприятия.

  22. Классификация афазий по А.Р.Лурия.

  23. Основные этапы нейропсихологического исследования.

  24. Понятие сенсибилизированных проб. Их направленность.

  25. Нарушения сознания при локальных поражениях мозга.

  26. Нейропсихологические синдромы нормального старения.

  27. Нейропсихология старческого возраста. Ее цели и задачи.

  28. Нейропсихология детского возраста. Ее цели и задачи.

  29. Понятие расщепленного мозга. Особенности синдрома в детском и взрослом возрасте.

  30. Межполушарная асимметрия и межполушарное взаимодействие. Современные представления о механизмах.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Список основной учебной литературы

  1. Лурия А.П. Нейропсихологический анализ решения задач6 учеб. пособие / А.П.Лурия, Л.С.Цветкова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. – 368 с. (Гриф).

  2. Лурия А.П. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Р. Лурия. – 8-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 384с.

  3. Цветкова Л.С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение: Учеб. пособие / Л.С.Цветкова. – 3-е изд., стер. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж; Издательство НПО «МОДЭК», 2007. – 184 с. (Гриф).

  4. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Издание 2-е, исправленное и дополненное / Под общей редакцией Т.В.Ахутиной, О.Б. Иншаковой. – М.: В.Секачев, 2012. -128 с.с.

Список дополнительной учебной литературы

  1. Л.С. Цветкова, А.В.Цветков. Нейропсихологическое консультирование в практике психолога образования. – М.: Издательство «Спорт и Культура-2000», 2012. – 120 с.

  2. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2012. – 288 с.

  3. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. + CD. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2011. – 496 с.

  4. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. М.: «Российское педагогическое агентство», «Когито-центр». 1998.

  5. Лурия А.Р., Цветкова Л.С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Учебные классы, оснащенные мультимедийной техникой; клинические базы (на основе договоров о научно-техническом сотрудничестве), лицензионные тестовые методики.


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки «Психология».
9. Глоссарий
ГАЛЛЮЦИНАЦИИ — восприятия, возникающие без наличия реального объекта, сопровождающиеся убежденностью в том, что данный объект в данное время и в данном месте действительно существует (таблица №3).

ЭЙДЕТИЗМ — след только что закончившегося возбуждения в каком-либо анализаторе в виде четкого и яркого образа.

МИКРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде уменьшения размеров окружающих предметов.

МАКРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде увеличения размеров окружающих предметов.

ДИСМЕГАЛОПСИЯ — расстройство восприятия в виде удли­нения, расширения, скошенности, перекрученности вокруг оси ок­ружающих предметов.

ПОРРОПСИЯ — расстройство восприятия в виде изменения расстояния, отделяющего предмет от больного при неизменных раз­мерах самого объекта.

СЕНЕСТОПАТИИ — разнообразные неприятные, трудно под­дающиеся больным описанию ощущения в различных частях тела, воспринимаемые как мигрирующие образы.

СОМАТОАГНОЗИЯ — расстройство узнавания частей собствен­ного тела.

Симптом ФРЕГОЛИ — нарушение узнавания окружающих боль­ного лиц, вследствие быстрого намеренного изменения ими вне­шности.

ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИИ - нарушение хронологии в па­мяти, при котором отдельные имевшие место в прошлом события переносятся в настоящее (в крайнем своем выражении проявляется ЭКМНЕЗИЕЙ — «жизнью в прошлом»).

КРИПТОМНЕЗИИ — расстройства памяти, при которых боль­ной присваивает чужие мысли, действия себе.

КОНКРЕТНОСТЬ — расстройство мышления, при котором ут­рачивается способность к абстрагированию.

УСКОРЕНИЕ мышления — увеличение количества ассоциаций

в единицу времени.

БЕССВЯЗНОСТЬ — расстройство мышления, при котором на­рушается логическая и грамматическая связи в предложениях (в речи проявляется ПАРАЛОГИЕЙ и ПАРАФАЗИЕЙ).

ИНКОГЕРЕНЦИЯ — расстройство мышления, при котором на­рушается связь между слогами в произносимых словах.

ЭЙФОРИЯ — повышенное, беззаботное, неадекватно веселое настроение.

ДИСФОРИЯ — злобно — гневливое настроение.

НЕГАТИВИЗМ — проявление беспричинного отрицательного отношения ко всякому воздействия извне в виде отказа, сопротив­ления, противодействия.

ЭХОЛАЛИЯ, ЭХОПРАКСИЯ - повторение больным отдельных слов или действий, которые произносятся или производятся в его присутствии.

КАТАЛЕПСИЯ («симптом восковой гибкости»)- застывание больного в одной позе, возможность сохранять приданную позу в течение длительного времени.

Органический резидуум (резидуальная органика) – остаточный фон после поражения ЦНС, может быть выражен астенией (повышенной утомляемостью, слабостью), дефицитом внимания, головными болями.



 Количество часов в примерном тематическом плане корректируется в соответствии с действующими учебными планами



Каталог: student -> %D0%A0%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%B5%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D1%8B%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%86%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%B8%D0%BD -> %D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Программа предназначена для студентов, изучающих «Социологию»
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> I. Организационно-методический раздел
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> I. цель и задачи дисциплины «Психология здоровья»
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Психология личности»
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> I. цель и задачи дисциплины цель дисциплины. Целью освоения дисциплины «Психология стресса»
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Цели и задачи дисциплины Основные цели дисциплины
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> I. цель и задачи дисциплины
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Цели и задачи дисциплины
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> Цели и задачи дисциплины
%D0%A0%D0%9F%D0%94%20%D0%9F%D1%81%D0%B8%D1%85%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%8F -> 1. Цели освоения дисциплины. Целью освоения дисциплины «Психология развития и возрастная психология»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница