1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Основы патопсихологии»



Скачать 357.89 Kb.
Дата22.02.2016
Размер357.89 Kb.
1. Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Основы патопсихологии» является ознакомление с основными теоретическими и методологическими положениями патопсихологии, основными принципами и задачами патопсихологического исследования и диагностики.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Дисциплина «Основы патопсихологии» относится к профессиональному циклу дисциплин (базовая часть) Б.3. Освоение дисциплины «Основы патопсихология» должно опираться на знания, умения и компетенции, приобретенные в процессе изучения курсов «Общая психология», «Введение в клиническую психологию», «Основы нейропсихологии».


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

способность и готовность к:

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать:

  • основные понятия патопсихологии, ее предмет, задачи, фундаментальное и прикладное значение для общей, клинической, возрастной психологии, психиатрии, неврологии и других смежных областей знаний;

  • историю становления патопсихологии как особой области знания;

  • основную феноменологию нарушений психики при различных психических заболеваниях;

  • основные патопсихологические синдромы нарушений познавательной деятельности и личности больных с различной психической патологией;

  • деонтологические аспекты психологических вмешательств и психологической помощи психически больным;

  • теоретические и методические основы различных видов медико-психологической экспертизы.


Уметь:

  • применять знания, полученные при освоении различных психологических дисциплин для решения теоретических и практических задач патопсихологии;

  • применять принципы синдромного патопсихологического анализа при решении различных практических задач;

  • составлять обоснованный план патопсихологического обследования больных с различной патологией психики;

  • опираясь на результаты психодиагностического обследования больного, выстроить систему доказательств для обоснования диагностических выводов.


Владеть:

  • приемами работы со специальной литературой, информационной поисковой работой и приемами критического анализа научной информации;

  • понятийным аппаратом, приемами и методами патопсихологии и смежных областей психологии;

  • интерпретативными схемами и принципами анализа, применяемыми в патопсихологии.


4. Структура и содержание дисциплины «Основы патопсихологии».

Общая трудоемкость дисциплины составляет __6___ зачетные единицы__216___ часов.



Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

216

Аудиторные занятия (всего)

54/36/20

В том числе:




Лекции

20/10/8/

Практические занятия (ПЗ)

30/22/12

Семинары (С)




Лабораторные работы (ЛР)




Самостоятельная работа (всего)

126/144/192

В том числе:




Курсовой проект (работа)




Расчетно-графические работы




Реферат




И (или) другие виды самостоятельной работы




Вид промежуточного контроля (зачет, экзамен)

36/36/ 4


Примерный тематический план




п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Семинар

Лаборат.

Практич

Самост. раб.




Модуль 1,2






















1

Патопсихология: теоретические основы и практическое значение.

7




5/2/2




7/5/3

31/36/48




2

Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях.

7




5/2/2




7/5/3

31/36/48

Сдача монографий.

Контрольная работа.






Модуль 3,4






















3

Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.

7




5/2/2




8/6/3

32/36/48

Тесты.




Модуль 5,6






















4

Значение патопсихологии для теории общей психологии и психиатрии.

7




5/4/2




8/6/3

32/36/48

Коллоквиум.




ИТОГО







20/10/8




30/22/12

126/144/192

Диф.зачет


Содержание дисциплины:


Раздел

дисциплины.

Содержание

Раздел 1. Патопсихология: теоретические основы и практическое значение.




Тема 1.

Предмет, задачи и методы патопсихологии.


Патопсихология – отрасль клинической психологии, изучающая психологические закономерности нарушения, распада психической деятельности и личности у больных психическими заболеваниями и пограничными нервно-психическими расстройствами в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме. Возникновение патопсихологии как области знания, пограничной между психологией и психиатрией. Научные, практические и методологические предпосылки выделения патопсихологии как самостоятельной ветви клинической психологии: а) влияние различных общепсихологических теорий на становление патопсихологии (ассоциативная психология, психология сознания, бихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, гуманистическая психология и др.); б) естественнонаучные традиции общей психологии в России, влиявшие на развитие патопсихологии (значение идей И.М. Сеченова, И.П. Павлова, роль школы В.М. Бехтерева и др.); в) влияние психиатрических концепций на становление патопсихологии (С.С. Корсаков, П.Б. Ганнушкин, Э. Крепелин, Э. Блейлер и мн. др.). Основополагающий вклад Б.В. Зейгарник в патопсихологию: разработка теоретических основ, методологии исследования, психологической феноменологии психических нарушений.

Школа Б.В. Зейгарник и современная патопсихология. Отличие современной отечественной патопсихологии от современной зарубежной Abnormal Psychology. Патопсихология и психиатрия как две области знания, имеющие общий объект, но различный предмет изучения.

Место патопсихологии в системе современных наук о человеке.


Тема 2. Методологические основы и теоретические проблемы
патопсихологии.



Общепсихологические представления современной отечественной психологии о психике, ее генезисе, структуре и функциях – методологическая основа патопсихологии. Идеи школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурии – фундамент патопсихологии. Научные идеи этой школы, определившие круг теоретических проблем патопсихологии: положение о прижизненном формировании высших психических функций, их опосредствованном строении и произвольном характере функционирования; о системном строении дефекта, о личности как относительно позднем «продукте» индивидуального развития и др.

Психология отношений В.М. Мясищева и ее влияние на содержание патопсихологической проблематики.

Теоретические проблемы патопсихологии как синтез общепсихологического и клинико-психиатрического знания. Основной круг теоретических проблем:

- изучение психологических механизмов становления сложных психопатологических синдромов (бред, галлюцинации и др.); влияние индивидуального опыта больного и его личности на содержание и динамику этих синдромов;

- изучение структуры и динамики нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях, возможностей психологической коррекции этих нарушений;

- изучение изменений личности больных с различными психическими заболеваниями, роли личности больного как в становлении болезненной симптоматики, так и в ее психологической коррекции;

- выделение и описание структуры патопсихологических синдромов нарушения отдельных видов психической деятельности (памяти, восприятия, мышления и т.п.), а также патопсихологических синдромов, типичных для различных заболеваний; соотношение первичных и вторичных расстройств в структуре синдрома;

- проблема соотношения распада и развития психики.



Тема 3.

Практические задачи патопсихологии.


Место патопсихологии в системе психиатрической помощи населению. Организационные основы работы патопсихологов в психиатрии. Два основных типа практических задач – психодиагностические и психокоррекционные. Варианты психодиагностических задач, решаемых практической патопсихологией: а) участие в установлении диагноза заболевания; б) описание структуры нарушений психической деятельности, качества и степени ее снижения; в) участие в решении вопросов экспертизы (трудовой, воинской, судебно-психиатрической); г) оценка динамики психического состояния больных в процессе лечения (фармакотерапии, психотерапии и т.д.), оценка эффективности терапии и качества ремиссии.

Возможный круг психокоррекционных задач на этапах первичной и вторичной профилактики болезни, в системе реабилитации больных.



Тема 4.

Методы патопсихологии.


Принципы построения патопсихологического исследования, их связь с теоретическими представлениями о природе и сущности психического отражения.

Патопсихологическое исследование как функциональная проба; обязательность активного взаимодействия ведущего исследование с пациентом (стимуляция к деятельности, участие в коррекции ошибок и т.д.); учет личностного отношения больного к исследованию. Качественный анализ результатов исследования как этап, предшествующий количественной обработке данных. Важность повторных исследований для определения преходящих и стабильных нарушений психики. Изучение истории болезни как самостоятельный метод психологического исследования психически больного; субъективный и объективный анамнез – аналог биографического метода исследования личности.

Наблюдение за больным и беседа с ним. Варианты наблюдения и беседы. Различные цели и стратегии проведения беседы в зависимости от решаемой практической задачи, состояния больного и индивидуальности ведущего.

Психодиагностические тесты в патопсихологии. Возможности применения модулирующего эксперимента при исследовании нарушений психики.



Раздел 2. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях.




Тема 5.

Нарушения восприятия.


Клиническая и психологическая феноменология нарушений восприятия при психических заболеваниях: принципы выделения и описания.

Агнозии и псевдоагнозии при деменциях, их отличие от агнозий при локальных поражениях мозга. Нарушение смыслового аспекта восприятия при сохранности восприятия цвета, формы предметов, лиц и т.п. Исследование категориальной структуры восприятия при агнозиях в работах Г.В. Биренбаум и Б.В. Зейгарник. Психологические механизмы возникновения агнозий при деменциях: инактивность восприятия, нарушение целенаправленности и подконтрольности перцептивной деятельности.

Обманы чувств: иллюзии и галлюцинации, отличия их психологического исследования от клинико-психиатрического. Психологические факторы симптомообразования при обманах чувств: функциональная перегрузка анализаторов; собственная активность пациента, направленная на поиск сенсорной информации; эмоциональный «настрой» больного; снижение критичности мышления и др. Экспериментальные исследования галлюцинаций в работах В.М. Бехтерева, С.Я. Рубинштейн. Основные проблемы современной патопсихологии в изучении обманов чувств. Патопсихологические исследования нерезко выраженных (т.е. проявляющихся только в моделирующем эксперименте) нарушений восприятия:

а) нарушения восприятия при шизофрении, связанные с особенностями актуализации знаний из прошлого опыта; экспериментальные исследования школы Ю.Ф. Полякова, направленные на изучение селективности восприятия в условиях неполной информации;

б) нарушения восприятия при различных психических заболеваниях, вызванные изменением мотивационно-личностного аспекта деятельности;

в) онтогенетические аспекты нарушений восприятия.

Основные методические приемы исследования нарушений восприятия при психических заболеваниях.

Проблема выделения патопсихологических синдромов нарушений восприятия при психических заболеваниях.



Тема 6.

Нарушения памяти.


Клиническая и психологическая феноменология нарушений памяти, основные критерии их дифференциации.

Различные по тяжести нарушения непосредственной памяти, их связь с общей клинической картиной нарушений психической деятельности, характерной для заболеваний различного типа. Корсаковский синдром: грубые нарушения памяти на текущие события, их место в общей структуре синдрома. Конфабуляции и контаминации, их генезис и функциональная роль. Психологические механизмы нарушений непосредственной памяти: результаты исследований и проблемы.

Прогрессирующая амнезия при деменциях как тяжелая форма нарушений памяти. Место прогрессирующей амнезии в общей картине распада психической деятельности.

Нарушения опосредствованной памяти. Основные психологические проявления; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений; соотношение нарушений опосредствованного и непосредственного запоминания при различных заболеваниях. Психологические механизмы нарушения опосредствованной памяти.

Основные методические приемы исследования нарушений памяти.

Проблема дифференциации патопсихологических синдромов нарушений памяти.



Тема 7.

Нарушения мышления.


Клиническая и психологическая феноменология нарушений мышления. Отличия патопсихологической квалификации нарушений мышления от психиатрической.

Проблема классификации нарушений мышления. Классификация нарушений мышления, созданная Б.В. Зейгарник, как важный этап в разработке проблемы патологии мышления. Психологические основы классификации Б.В. Зейгарник. Психологическая характеристика основных видов и вариантов нарушений мышления (по Б.В. Зейгарник):

а) нарушения мыслительных операций (снижение их уровня и искажение);

б) нарушение динамики мышления (инертность и лабильность);

в) нарушения мотивационного (личностного) аспекта мышления (некритичность, разноплановость, резонерство). Место этих нарушений в общей патопсихологической и клинической картинах изменений психической деятельности.

Различные представления о генезисе и механизмах нарушений мышления в истории психологии. Значение работы Л.С. Выготского «Нарушение понятий при шизофрении» для исследований патологии мышления в отечественной науке; значение исследований Б.В. Зейгарник и Ю.Ф. Полякова для понимания сущности нарушений мышления при психических заболеваниях.

Современные представления о психологических механизмах нарушений мышления при психических заболеваниях.

Основные методические приемы исследования нарушений мышления.

Проблема квалификации патопсихологических синдромов нарушений мышления.


Тема 8.

Нарушения умственной работоспособности.


Понятие умственной работоспособности в психологии труда и патопсихологии. Основные проявления нарушений умственной работоспособности у больных с психическими заболеваниями. Место нарушений умственной работоспособности в общей картине нарушений психической деятельности. Психологические механизмы нарушений умственной работоспособности: умственная работоспособность и истощаемость психической деятельности; нарушения целенаправленности и умственная работоспособность; влияние нарушений мотивационной сферы на умственную работоспособность. Изменение строения отдельных видов познавательной деятельности как индикатор нарушений умственной работоспособности.

Роль нарушений умственной работоспособности в формировании личностных особенностей больных, становлении патологических черт характера, возникновении социальной дезадаптации.

Основные методические приемы, используемые в патопсихологии для диагностики нарушений умственной работоспособности.


Тема 9.

Нарушения эмоционально-личностной сферы.


Проблема соотношения клинической и психологической феноменологии эмоционально-личностных расстройств при психических заболеваниях. Патопсихологический подход к изучению эмоционально-личностных нарушений: методологические предпосылки и основные принципы анализа.

Патопсихологические проявления нарушений эмоциональной сферы, возможность их экспериментального моделирования. Современные экспериментальные факты и их интерпретация.

Представления о психологических механизмах нарушения эмоций при различных психических заболеваниях.

Патопсихологические проявления нарушений личности. Патология мотивационно-потребностной сферы как центральное звено в структуре нарушений личности. Различные варианты нарушений мотивационно-потребностной сферы:

а) формирование аномальных потребностей и мотивов: условия, динамика, психологические механизмы; психологические «перестройки» всей личности больного в этих условиях; соотношение биологических и психологических факторов в динамике личностных изменений;

б) нарушение опосредствованной структуры мотивационной сферы; факторы, влияющие на возникновение этих нарушений: снижение регулирующей функции мышления; нарушения спонтанности, активности; изменение целеполагания и целедостижения (т.е. регулирующей функции цели); снижение регулирующей функции самооценки и самосознания в целом;

в) нарушения процесса смыслообразования: основные проявления и их место в картине нарушений личности.

Нарушения общения при психических заболеваниях. Основные проявления. Роль эмоционально-личностных расстройств в генезе нарушений общения; возможности психологической динамики и коррекции нарушений общения. Основные методические приемы исследования нарушений эмоционально-личностной сферы и общения.

Место нарушений эмоционально-личностной сферы в структуре патопсихологических синдромов.


Тема 10.

Нарушения сознания и самосознания.


Понятие сознания в философии, психологии и психиатрии. Понятие «ясного» и «помраченного» сознания. «Измененные» состояния сознания. Психологическая характеристика отдельных видов нарушения сознания. Дискуссионные проблемы и перспективы изучения нарушений сознания. Проблема бессознательного в патопсихологии. Роль сознания и бессознательного в симптомогенезе.

Нарушения самосознания: представления о структуре этих нарушений, их месте в общей картине нарушений психической деятельности.

Методические возможности патопсихологического изучения нарушений сознания и самосознания.


Раздел 3. Патопсихологические синдромы при психических заболеваниях.

Патопсихологический синдром как основа квалификации нарушений психики в патопсихологии. Различная трактовка понятия «синдром».

Проблема нозологической специфичности или типичности патопсихологических синдромов. Первичные и вторичные нарушения в структуре синдрома; сложности их дифференциации в патопсихологии, важность их различения для решения задач психологической коррекции и реабилитации больных.

Современные представления о синдромообразующем факторе в патопсихологии. Типы синдромов. Характеристика основных нозотипических синдромов при шизофрении, эпилепсии, диффузных органических поражениях мозга, хроническом алкоголизме, неврозах, психопатиях и др.


Раздел 4.

Значение патопсихологии для теории общей психологии и психиатрии.



Вклад патопсихологии в разработку фундаментальных положений общей психологии о генезе и сущности психического отражения, о роли активности субъекта деятельности в обеспечении жизненной гармонии и здоровья, о строении личности и особенностях ее функционирования в сложных жизненных ситуациях, о специфике эмоциональной регуляции поведения.

Вклад патопсихологии в разработку различных проблем психиатрии: проблемы симптомо- и синдромогенеза при психических заболеваниях; проблема типичности и специфичности нарушений психической деятельности; возможности психологической коррекции и реабилитации в психиатрии.




5. Рекомендуемые образовательные технологии.

Лекции, разбор конкретных ситуаций, обсуждение рефератов, дискуссии. Все виды интерактивных форм обучения.



В структуру интерактивного занятия входят: дискуссия по вопросам выбора адекватных методик клинико-психологической диагностики личности и познавательных процессов; мини мастер-класс преподавателя по проведению диагностических и коррекционных методов с лицами, имеющими отклонения в психическом здоровье; анализ представленных ситуаций (кейс-стади) с позиций возможного использования тех или иных методов диагностики и психокоррекции и возможных результатов их применения; мозговой штурм по проблеме психолого-консультативного процесса, деловая имитационная игра – проведение избранных методик психологической работы с лицами, имеющими отклонения в психическом здоровье в мини-группе (до 3-5 человек) учащихся с последующим поочередным выступлением каждого учащегося в роли «клиента», «консультанта», «супервизора».

Ситуации для проведения интерактивного обучения:

  1. Лика, 18 лет, со слов матери девушка с детства считала себя некрасивой, завидовала подружкам. В подростковом возрасте стала ярко краситься, одеваться до неприличия вызывающе (короткие юбки, чулки в сеточку, высокие каблуки), из-за чего регулярно возникали проблемы в школе, с педагогами. В то же время, мальчики из школы и из двора на Дашу особого внимания не обращали, смеялись над ее внешностью, называли «пугалом». В 15 лет девушка в поезде познакомилась с парнем на два года старше, по возвращении в Москву стала с ним встречаться, полностью подчинила свое поведение его интересам: слушала «его» музыку, вступила в субкультуру готов, ходила ночами на кладбище, хотя ей это было неприятно. Полгода назад парень заявил, что ему с ней скучно и разорвал отношения. Даша уверена – это из-за ее непривлекательной внешности. В настоящий момент девушка прошла консультацию в Институте красоты, намеревается сделать ряд операций – коррекцию формы носа и скул, изменение формы ушей. Пластическим хирургом направлена на психолого-психиатрическое предоперационное освидетельстование.

  2. Иван, 25 лет. Из беседы: «Люди — странные создания. Я их изучаю уже не первый год, стараюсь быть похожим на них, но не всегда получается. Я знаю, что люди считают правильным огорчаться, когда кто-то умирает. Почему? Ведь смерть — это такое же нормальное состояние, как и жизнь. Зачем плакать над покойником — он не слышит, может, они специально всем показывают, что им плохо — чтобы пожалели?Мне трудно понять, когда люди притворяются, а когда действительно чувствуют что-то... С детства меня ругали, что я ничего не чувствую, деревянный какой то. Может, они правы и я действительно не человек? Но кто тогда? Когда я был ребенком, то верил, что я инопланетный шпион, присланный сюда, чтобы изучать людей, собирать информацию. Что где то там, далеко, в космическом корабле есть такие же, как я, что им нужна эта информация, и я могу ее отправлять мысленно. Ведь таким, как я, слова не нужны. Но потом я понял, что это глупая мечта — нигде нет таких, как я... Я, по честному, пытаюсь быть как они, чтобы не пугать, не удивлять людей все время! Я обычно очень спокойный, никто не знает, что я чувствую внутри. Если что-то меня действительно достает, я могу упаковать эту эмоцию в контейнер и отложить “на потом”, чтобы плакать или смеяться, когда вокруг не будет людей. Я этому научился еще в детстве: однажды мама купила мне красную куртку, а я хотел зеленую, незаметную, чтобы меня не было видно среди деревьев... Я плакал весь день, но они не понимали, решили, что я заболел. Тогда я понял, что людям нельзя показывать то, что есть на самом деле. Кто же все таки я?»

  3. Марина, 45 лет. Из беседы: «У меня все должно быть безупречно, а как же иначе? Ужасно раздражает криво лежащая скатерть, муж опять разбросал носки в ванной, на зеркале — пятнышки от воды. Сразу начинаю прибирать, мыть, наводить порядок. После можно и спать ложиться. Вдруг понимаю, что не помню, зеркало протерла или нет? Надо пойти посмотреть, нет, вроде бы точно протирала. Или не протирала? Брала тряпку, думала об этих мерзких пятнышках. А вдруг все-таки не протерла, они там, весь вид портят. Пойти посмотреть? Что я, как дура, ночью пойду смотреть, еще мужа разбужу. Нет, наверное, забыла... Чем вытерла? Пойду гляну. Точно вытерла! Что же мне не спится, ведь все хорошо, правильно, как положено. Да, точно — проблема, муж говорил, что хочет поехать со мной вместе в отпуск, на море, спрашивает, куда я хочу. А куда я хочу? Я, конечно, ему сразу не ответила — ведь подумать надо, все взвесить. С одной стороны, на море хорошо — оздоровление, курорт, процедуры, но мне пять лет назад врач говорил, что солнце вредно. Но можно и не все время загорать, а точно по графику, с врачом согласовать. Нет, знаю я своего мужа, какой с ним график... Захочет вечерами по ресторанам ходить, никакой диеты, никаких процедур... Неправильно это. Никуда я с ним не поеду. Нет! Как же так без него? Неправильно. Муж и жена должны вместе отдыхать. Но он говорит, что надоело. Да и мне немного надоело, но ведь так я все знаю, спокойно, привычно...».

4.Павел, 32 года. Работает в театре костюмером, постоянно придумывает новые модели одежды для спектаклей, для себя, для друзей. Попытки наладить производство одежды успехом не увенчались – Павлу быстро стало неинтересно, он перестал заниматься бизнесом, в итоге потерял все сбережения, влез в долги. Несмотря на большое количество людей вокруг, чувствует себя одиноким и непонятым, девушки нет – «никто не может понять моих чувств!». Считает современную моду «дурацкой», а свои модели – интересными только ограниченным людям. Сформулировать запрос к психологу не может, просит «помочь ему стать счастливым».

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.
Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы.


  1. Провести анализ клинического заключения, основываясь на принципах психологической диагностики Л.С.Выготского.

  2. Провести сопоставительный синдромный анализ нарушений памяти, восприятия, мышления при различных психических заболеваниях.

  3. Составить план обследования пациента с целью дифференциальной диагностики шизофрении и диффузного органического поражения мозга.

  4. Составить план обследования пациента с целью описания структуры дефекта при эпилепсии.

  5. Составить план обследования пациента с целью описания особенностей и нарушений самосознания, эмоций и личности при психопатии.


Задания для самостоятельной работы студентов:
Для допуска к зачету необходимо провести самостоятельное экспериментально-психологическое обследование 2 испытуемых и оформить работу. Испытуемыми могут быть здоровые люди в возрасте от 10 до 55 лет. Если испытуемые - это люди, страдающие какими-либо отклонениями в здоровье, – отметьте это в протоколе и поясните (диагноз, наличие инвалидности, амбулаторно или в стационаре проводилось исследование и т.п.). На каждого испытуемого – свой протокол, в котором записаны анкетные данные (псевдоним, образование, возраст, дата, профессия, местожительство и т.п.), отдельный пункт отношение - к исследованию и материалы по методикам с записью процедуры обследования и ответов испытуемого, диалогов с экспериментатором и т.п.. В конце протоколов – резюме по исследованию.
Методики для исследования:

  1. конструирование объекта

  2. направленные вербальные ассоциации

  3. рисунок себя

  4. самоописание

  5. включение подкласса в класс

1. конструирование объекта

Методика модифицирована Т.К. Мелешко, С.М. Алейниковой и В.А. Литвак на основе методики, предложенной В.И. Слободчиковым. Имеет широкий возрастной диапазон применения (от 5-7 лет до пожилого возраста, есть свои нормативные данные на каждый возраст), направлена на исследование мышления, в первую очередь его предметно-содержательного аспекта.

Стимульным материалом служат 7 наборов из 4-х свойств:

1.Желтый

Пушистый


Маленький

легкий


2.Длинный

Теплый


Ароматный

гладкий


3.Белый

Пушистый


Холодный

скрипучий

4.Низкий

Деревянный

Старый

сухой


5.Круглый

Прозрачный

Хрупкий

Теплый


6.Острый

Твердый


Блестящий

Тонкий


7.Тяжелый

Холодный


Гладкий

Чертит


Инструкция: Перед Вами 4 признака какого-то предмета. Ваша задача угадать или придумать, что это за предмет, главное, чтобы все 4 свойства у него были. Слова даны в мужском роде, Ваш объект может быть любого рода. Все понятно? (называете первый набор ) Что это или кто это?

Дополнение к инструкции. Если экспериментатору непонятно, почему названный объект обладает каким-либо свойством. необходимо задать дополнительный вопрос, например: «Почему банан теплый?» и записать ответ в протоколе.

Процедура: Сначала дается общая инструкция и затем перед испытуемым выкладываются на карточках последовательно по одному из наборов, можно одновременно назвать свойства вслух или попросить испытуемого прочесть их вслух. Ответы испытуемого записываются в протоколе экспериментатором, если нужна дополнительная инструкция – ответ также фиксировать в протоколе. Если испытуемый спросит, можно ли давать несколько ответов, то следует указать, что возможно несколько вариантов и вообще нет одного–единственного правильного ответа. Если у испытуемого нет ответа, можно после небольшой стимуляции разрешить перейти к следующей карточке, отметив в протоколе отсутствие ответа.

Параметры оценки. Выполнение задания анализируется по следующим параметрам:

Количество ответов в целом

Количество ответов, удовлетворяющих инструкции (по всем 4 признакам) – так называемое целостное конструирование

Стандартность ответов (см. приложение) –отношение стандартных ответов к общему числу ответов у данного испытуемого (коэффициент стандарности, в котором в числителе – количество стандартных ответов, данных испытуемых, в знаменателе – общее количество ответов, удовлетворяющих инструкции).

Наличие комбинаторного способа выполнения задания (т.е. когда для того, чтобы данное свойство имелось у объекта, необходимо создать дополнительные условия: например, налить в стакан горячий чай, чтобы все в целом стало как в наборе № 5).

Стандартные ответы к методике «Конструирование объектов»


  1. цыплёнок, одуванчик

  2. хлеб, сосиска, пирожок

  3. снег

  4. пень, стол, стул

  5. лампочка

  6. нож, игла, лезвие

  7. циркуль, камень, уголь

2. Направленные вербальные ассоциации

Методика восходит к используемому в нейропсихологии приему интерферирующей деятельности (по Е.Д.Хомской), однако в данном случае предлагается вариант, используемый в последнее время в патопсихологии (в исследовательских целях разработан Н.В.Зверевой).

Инструкция: Назовите, пожалуйста, 7 красных предметов, вещей, явлений, т.е. всего того, что м.б. красным (…). Старайтесь не называть того, что у Вас перед глазами. Всего предъявляется 4 варианта заданий:1)красные; 2)острые; 3)звонкие; 4)мягкие.

Процедура: испытуемому зачитывается инструкция, засекается время выполнения задания на каждый из стимулов в отдельности. Возможна стимуляция в ходе работы (не более двух раз на один стимул). Ответы записывает в протокол экспериментатор. Если возникает вопрос, в каком именно смысле имеется в виду «красное» и т.п., необходимо ответить, что в любом, как испытуемому кажется возможным.

Параметры анализа:

время, затраченное на каждый из стимулов, сравнить показатели

Количество ассоциаций, данных на каждый стимул отдельно и в совокупности

Использование испытуемым нескольких смыслов стимульного слова (например, острый перец и острый нож, красное яблоко и красная строка, звонкий голос и звонкая монета, мягкая мебель и мягкий характер и т.п.)

3. РИСУНОК СЕБЯ

Методика восходит к разнообразным вариантам проективных рисунков ( Маховер, Потемкина, Романова и др.)

Инструкция: пожалуйста, нарисуйте себя.

Необходимые уточнения: способ изображения выбирает сам испытуемый, по завершении рисунка (использовать формат А4) просят подписать его и уточнить, в каком виде нарисован портрет, т.е. относится изображение к настоящему времени или какому-то другому.

Оценка: Возможно проведение оценки по одному из стандартных для психодиагностики варианту. Необходимо уточнить:


  • Сходство портрета с оригиналом

  • Размер и расположение рисунка на листе

  • Качество рисунка (соответствие возрастным нормам)

4.Самоописание

Модификация С.М. Алейниковой методики Куна. Испытуемому предлагается ответить (желательно в письменной форме) на 2 вопроса, которые написаны экспериментатором перед испытуемым на обратной стороне листа с предыдущей методикой (рисунок себя). Вопросы:

КТОЯ? КАКОЙ (АЯ) Я?

Необходимо, чтобы испытуемый дал спонтанно несколько вариантов ответов. Если необходима стимуляция, то можно простимулировать испытуемого к ответу таким образом: «Подумайте, что еще можно добавить? Сами задайте себе такой вопрос КТО Я? И дайте несколько вариантов ответов» и т.п. Необходимо отразить этот диалог, если он состоялся, в протоколе исследования, не следует давать примеры ответов испытуемому..

5.«Включение подкласса в класс»

Инструкция испытуемому:

«Скажите пожалуйста, кого на свете больше – голубей или птиц? Почему?»

Скажите пожалуйста, кого на свете больше 0\- нептиц или неживотных? Имея в виду, что животные – это животный мир. Соответственно нептицы – это все на свете, кроме птиц, а неживотные – все на свете, кроме животных. Объясните Ваш ответ»

В протоколе должны быть запись ответа и объяснения испытуемого, в том числе записаны и вопросы и комментарии психолога-исследователя.

Оценка: первый вариант должен быть правильно выполнен всеми испытуемыми, второй – большинством людей с высшим образованием.



Требования к оформлению домашнего задания

Студенты должны представить полные отпечатанные протоколы исследований, предоставить анкетную информацию об испытуемых и проанализировать полученные результаты с точки зрения заданных параметров анализа.



Примерная тематика рефератов, курсовых работ


  1. Принципы психологической диагностики в работе Л.С.Выготского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства».

  2. Проблема дефекта и компенсации в отечественной патопсихологии.

  3. Проблема синдромного анализа нарушений психической деятельности.

  4. Формы и методы внебольничной психологической помощи пациентов.

  5. Психологическая коррекция больных шизофренией.

  6. Психологические механизмы личностных расстройств.

  7. Психологические механизмы аффективной патологии.

  8. Тревожные и обсессивно-компульсивные расстройства.



Вопросы к зачету:


  1. Предмет и задачи патопсихологии

  2. Практические задачи патопсихологии.

  3. Принципы построения патопсихологического эксперимента.

  4. Клиническая беседа в рамках психологического обследования.

  5. Место патопсихологии в современной клинической психологии.

7. Взаимодействие патопсихологии и психиатрии.

  1. Принципы патопсихологической диагностики.

  2. Значение патопсихологии для общепсихологической теории.

  3. Нарушения мышления при шизофрении.

  4. Исследование истощаемости психических процессов.

  5. Виды нарушений памяти и методы исследования

  6. Феноменология и психологические факторы нарушений восприятия при психических расстройствах.

  7. Нарушение сознания. Деперсонализация и дереализация.

  8. Виды нарушений мышления и методы исследования.

  9. Методики исследования нарушения умственной работоспособности

  10. Характеристика нарушения психической деятельности при эпилепсии.

  11. Характеристика нарушений психической деятельности при старческих психозах.

  12. Понятие о патопсихологическом синдроме.

  13. Проблема развития и распада психических функций.

  14. Методики исследования мотивационно-личностной сферы.

  15. Исследование уровня притязания при психических заболеваниях.

  16. Конкретность мышления у психически больных.

  17. Классификация нарушений мышления по Б.В. Зейгарник. Краткая характеристика основных видов нарушений.

  18. Нарушения познавательной деятельности при шизофрении.

  19. Пиктограмма как метод исследования в патопсихологии.

  20. Нарушения психической деятельности при поражениях ЦНС органического генеза.

  21. Вопросы дифференциальной диагностики в патопсихологии.

  22. Задачи патопсихологического обследования и их отражение в заключение психолога.

  23. Внутренняя картина болезни при психических заболеваниях.

  24. Нарушения критичности у психически больных.

  25. Экспериментальные исследования нарушений общения и эмоций при шизофрении.

  26. Нарушение избирательной актуализации знаний на основе прошлого опыта у больных шизофренией. Гипотеза Ю.Ф. Полякова.

  27. Психическая активность и характеристика дефекта при шизофрении.

  28. Виды дизонтогенеза при психических заболеваниях.

  29. Изменения мотивационной сферы. Формирование патологических потребностей и мотивов (на примере алкоголизма и нервной анорексии).

  30. Психологический анализ хронического алкоголизма.

  31. Психотерапия и психокоррекция при психических заболеваниях

  32. Личностный дефект, психопатия и акцентуации, роль психологического исследования для дифференциальной диагностики.

  33. Проективные методы исследования в патопсихологии.

  34. Аффективная патология и ее верификация патопсихологическими методами.

  35. Посттравматическое стрессовое расстройство.

  36. Переживание утраты и острое горе.

  37. Социальная поддержка психически больных, роль семьи и ближайшего окружения.

  38. Возрастные особенности патопсихологического исследования в детском, юношеском, зрелом и пожилом возрасте.

  39. Понятие о неврозе как о пограничном состоянии.

  40. Характеристика типичных патопсихологических синдромов у больных с различными формами психического заболевания.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Список основной учебной литературы:


  1. Блейхер В.М. Клиническая патопсихология: Руководство для врачей и клинических психологов / В.М. Блейхер, И.В. Крук, С.Н.Боков. – 3-е изд., стер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2009, - 624 с.

  2. Орлова Е.А. Патопсихология: учебник для бакалавров / Е.А.Орлова, Р.В. Козьяков, Н.С. Козьякова. – М.: Издательство Юрайт, 2012 – 235 с. (Гриф).

  3. Датий А.В. Судебная медицина и психиатрия: Учебник. – 3-е изд. – М.: РИОР: ИНФРА-М, 2014. – 294 с. (Гриф).

  4. Бухановский А.О. и др. Общая психопатология: Пособие для врачей. – Ростов н/Дону: «Феникс». 1998.

  5. Зейгарник Б.В. Патопсихология. Учебное пособие. – М.: Академия 2002, 2007.

Список дополнительной учебной литературы:


  1. Блейхер В.М. Практическая патопсихология. Ростов н/Дону, 1996.

  2. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Ростов н/Дону, 1997.

  3. Психопатология детского возраста. Хрестоматия. /Под ред. А.Ю.Егорова. – СПб.: Издательство «Дидактика Плюс» - 2002.

  4. Детская патопсихология: Хрестоматия / Сост. Н.Л.Белопольская. – М., «Когито-Центр», 2000.

  5. Белопольская Н.Л. Патопсихология. Хрестоматия.М.: УРАО. 1998.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебные классы, оснащенные мультимедийной техникой; экспериментально-практические базы в учреждениях здравоохранения, образования, служб социальной помощи (на основе договоров о научно-техническом сотрудничестве); клинические базы (на основе договоров о научно-техническом сотрудничестве), лицензионные тестовые методики.

9. Глоссарий

Антидепрессанты — психотропные лекарственные средства, применяемые в основном для лечения депрессии. У депрессивного больного они улучшают настроение, уменьшают или снимают тоску, вялость, апатию, тревогу и эмоциональное напряжение, повышают психическую активность и т.п. Общим для всех известных современных антидепрессантов является то, что они тем или иным способом повышают в синаптической щели содержание одного или нескольких медиаторов (норадреналина, серотонина, дофамина, фенилэтиламина и др.), опосредствующих, позитивные эмоции человека.

Идиографические науки (методы) (греч. idios –своеобразный, graphō – греч. пишу) - термин, предложенный неокантианцем В. Виндельбандом. Идиографические науки (методы) исследуют единичные неповторимые явления, используя описание, эмпатию, принцип субъективного суждения. Идиографическими неокантианцы назвали социально-исторические и гуманитарные науки, а также описательные методы.

«Науки о духе» - термин, предложенный В. Дильтеем. Согласно Дильтею, в отличие от «наук о природе», «науки о духе» - социально-исторические и гуманитарные науки - изучают внутренний опыт – переживания субъекта, сферу его сознания и воли, стремясь понять смысл этих «духовных» феноменов, и поэтому конституируют самостоятельную сферу знания.

«Науки о природе» - термин, которым В. Дильтей обозначил естественные и точные науки - физику, химию, математику и т.п. «Науки о природе» изучают внешний мир как он предстает в ощущении и восприятии, стремясь при этом выявить устойчивые объективные причинно-следственные зависимости (законы).

Нейролептики – устаревшее название антипсихотиков. Все известные сегодня антипсихотики обладают общим механизмом действия. Все они снижают передачу нервных импульсов в тех системах мозга, где передатчиком нервных импульсов является дофамин. Антипсихотики (клозапин, галоперидол и др.) блокируют рецепторы дофамина и останавливают нежелательное поведение пациентов тем, что тормозят их мозговую активность так, что они просто не в состоянии какое-то время испытывать злость, чувствовать себя несчастными или подавленными. Блокировка дофамина – нейромедиатора, опосредствующего церебральную координацию двигательных функций, приводит к таким побочным эффектам, как сильные мышечные спазмы, дрожь, заторможенность, тардивная дискинезия (непроизвольные мышечные движения, которые невозможно остановить).

Нозология (греч.nosos – болезнь + logos – понятие, учение) – учение о сущности отдельных болезней, включающее их описание.

Номотетические науки (методы) (греч. nomos –закон). – термин, предложенный неокантианцем В. Виндельбандом. Номотетические науки (методы), нацелены на открытие законов, понимаемых неокантианцами как неизменные линейные причинно-следственные зависимости. Номотетическими неокантианцы назвали естественные и точные науки (физику, биологию, химию, математику и т.п.), а также использующиеся в этих науках эмпирические и математические – количественные - методы.

Патопсихология – раздел клинической психологии, изучающий нарушения психики человека, расстройства адекватного восприятия мира. Патопсихология исследует закономерности распада психических процессов при разных расстройствах. В практические задачи патопсихологии входит анализ структуры психических расстройств, измерение степени снижения психических функций, дифференциальная диагностика, исследование эффективности терапевтических воздействий.

Психологические системы – относительно устойчивые комплексы высших и низших психических функций, представляющие собой по сути дела исторические формации личности. Существенная особенность психологических систем заключается в целостности: именно соединение различных, находящиеся на разных ступенях развития психических функций позволяет личности выполнять определенные поведенческие задачи.

Психотерапия (гр. psyche - душа + therapeia - уход, забота) - вид социокультурной деятельности, выделившейся в самостоятельную сферу отношений между людьми. Как теоретическая деятельность психотерапия есть наука о психических расстройствах, усматривающая их источник в противоречиях «неорганической» жизни человека; как практика психотерапия есть совокупность социокультурных средств разрешения таких противоречий.

Психофизиологический дуализм – архаичное представление о двойственной природе человека – «души в теле». В психологии принимает две крайние формы: 1) локализации сознания, поведения, человеческой психики в целом в одном из органов человеческого тела (мозге), 2) убеждения, что тело человека – предмет естественнонаучного изучения, объяснения на основе причинно-следственных зависимостей (законов), а сознание - сфера свободы воли, в которой законы не действуют, предмет понимания, а не объяснения.

Психофизиологическая проблема – противоречие, вытекающее из представления о двойственной природе человека – «души в теле» и обнаруживающее невозможность этого представления. Сознание и тело противоположны, как показал Декарт, а это значит, что у них нет общих свойств. Каким же образом в таком случае они взаимодействуют в человеке?

Редукционизм (лат. reducere – приводить обратно, возвращать, отодвигать назад) – сведение более сложных явлений к простым. В психиатрии имеет место биологический и физиологический редукционизм – сознание, поведение человека рассматриваются как функции приспособления к среде (биологически) или как функции организма и его отдельных органов (физиологически).

Филогенетическая теория - учение Э. Геккеля, согласно которому онтогенетическое развитие индивида воспроизводит филогенетическую историю человечества так же, как физиологическое развитие плода проходит стадии, соответствующие взрослым формам наших эволюционных предков (рыб, амфибий, рептилий, примитивных млекопитающих, обезьян).

Эмпиризм (гр. empeiria – опыт) – восходящее к Аристотелю учение, признающее опыт в качестве единственного источника и критерия достоверного знания. При этом опыт рассматривается как чувственно данное, восприятие. Задачу науки эмпиризм усматривает в обобщении фактов, т.е. признаков чувственно данных предметов того или иного класса.

 Количество часов в примерном тематическом плане корректируется в соответствии с действующими учебными планами




База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница