1. Цели освоения дисциплины: Цель



Скачать 231.15 Kb.
Дата15.02.2016
Размер231.15 Kb.
ТипРабочая программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского
Юридический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.



Рабочая программа дисциплины

Правовая риторика




Направление подготовки

030900 Юриспруденция
Профиль подготовки

Правоохранительная деятельность


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр

Форма обучения

очная

Саратов 2011


1. Цели освоения дисциплины:
Цель освоения дисциплины «Правовая риторика» − формирование и развитие коммуникативных навыков, достижение риторической грамотности будущих специалистов в области права.

Задачи:

1.расширение общегуманитарного кругозора студентов в рамках правовой риторики;

2. приобщение к основам современного риторического образования;

3. знакомство с мастерством публичного выступления, основными законами современной риторики;

4. подготовить будущих юристов к произнесению судебной речи;

5. дать студентам представление об основах полемического мастерства; привить знания в области делового общения.


Место дисциплины в структуре ООП бакалавриат:

Данная учебная дисциплина в вариативный блок гуманитарного, социального и экономического цикла.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные студентами в среднем общеобразовательном учебном заведении.

Место учебной дисциплины – в совокупности дисциплин гуманитарного и экономического цикла.


Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Правовая риторика».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: понятие правовой риторики, основные законы риторики как науки о речевом воздействии и гармонизации общения, риторический канон и судебное красноречие, риторические приемы, особенности делового общения.

Уметь: проводить риторический анализ услышанного и прочитанного текста (записи судебной речи юристов); формировать текст с учетом его адресата; видеть риторические неудачи и просчеты в речи; управлять вниманием аудитории; использовать разнообразные риторические приемы, чтобы сделать текст доступным и выразительным; аргументировать свою точку зрения; вести дискуссию и эффективного участвовать в ней; использовать возможности риторики для предотвращения конфликтов и разного рода коммуникативных неудач; анализировать и составлять процессуально-правовые документы, письма, нормативные акты; совершенствовать языковую, стилистическую и коммуникативную компетентность.

Владеть: максимально полно возможностями русского языка и риторическими приёмами; нормами русского литературного языка, навыками стилистического редактирования, навыками практического использования системы функциональных стилей речи, навыками устной речи, как диалогической, так и монологической (беседа, консультирование, переговоры, совещание, судебное состязание, допрос, выступление в суде).

Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций:

а) общекультурные (ОК):



  • владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • владение нормами русского литературного языка, навыки практического использования системы функциональных стилей речи; умение создавать и редактировать тексты профессионального назначения на русском языке (ОК-2);

− способен логически верно, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

− стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);

− осознание социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к профессиональной деятельности (ОК-8).

б) профессиональные (ПК):



  • владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

− владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);

- готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства (ПК-8);

- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);

- способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

- способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-11);

- способность выявлять, давать оценку коррупционного поведения и содействовать его пресечению (ПК-12);

- способность правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в юридической и иной документации (ПК-13).

4. Структура и содержание дисциплины «Правовая риторика»

Общая трудоемкость дисциплины –108 часов: лекций − 18 ч., практических занятий − 36 ч., самостоятельная работа − 54 ч.






п/п




Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

лекция

практикум

самостоятельная работа

консультация

1.

Предмет, цели и задачи курса. Основные исторические этапы развития риторики.

1

1-2

2

2

6




Устные выступления

2.

Риторический канон классической риторики

1

3-5

4

8

14




Выполнение проверочных работ;

промежуточное тестирование



3.

Судебная речь− как жанр ораторского искусства.

Композиция судебной речи. Средства речевого воздействия в судопроизводстве.



1

7-8

4

6

12




Анализ текстов судебной речи; ролевая игра «Судебное заседание»


4.

Общение в юридической практике

1

9-10

4

4

4




Выполнение проверочных работ, тест

5.

Язык и стиль юридических текстов

1

11-12




6

6




Участие в занятии, анализ жанров деловой документации; проверочная работа

6.


Взаимодействие оратора и аудитории. Использование невербальных компонентов коммуникации в публичном выступлении.





13-14




4

4




анализ стратегии речевого поведения в конкретных ситуациях.


7.

Основы полемического мастерства в профессиональной деятельности юриста. Основы мастерства беседы и спора. Стратегии, тактики, приёмы спора.

Теория аргументации






15-16

4

6

8




участие в дискуссии; тест













18

36

54




зачет


5. Образовательные технологии

С целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся при реализации различных видов учебной работы используются активные формы проведения занятий и интерактивные формы проведения занятий:

− разбор конкретных ситуаций, психологические тренинги, деловые и ролевые игры;

−консультации в конкретном диалоге со студентом при разборе трудных случаев анализа стратегии речевого поведения в конкретных ситуациях;

− подготовка к дискуссии и участие в ней, что способствует выработке

- умения защищать свои позиции;

- умения эффективно спорить;

- умения выражать свои мысли как устно, так и письменно.

− риторический анализ судебной речи.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

В качестве оценочных средств текущего контроля успеваемости могут быть использованы: контрольные и самостоятельные работы, промежуточное тестирование, а также оценка устных выступлений студентов с точки зрения четкости и интонационной выразительности произнесения, уместного и искусного использования риторических средств, корректности логических связей и выводов и т.д.


Виды самостоятельной работы

− работать с учебником и учебно-методическим материалом, самостоятельно изучать отдельные разделы дисциплины.

− студент должен выполнить реферат на одну из приведенных тем:
Темы рефератов по дисциплине «Правовая риторика».
1. Ораторское мастерство. Судебное красноречие.

2. Общение в юридической практике. Классификация видов делового общения. Основы ведения деловой беседы.

3.Слушание как вид речевой деятельности, способы и виды слушания.

4. Речь в профессиональной деятельности юриста. Качества хорошей юридической речи.

5. Риторический канон: изобретение содержания речи (инвенция).

6. Культура ведения полемики применительно к правовой сфере. Основные виды аргументов и структура доказательства.

7. Риторический канон: расположение изобретенного (диспозиция).

8. Виды аргументов. Способы и правила аргументации.

9. Ораторское искусство в Древней Греции: основные периоды, идеи, имена. 10. Судебное красноречие в Древней Греции.

11. Риторический канон: словесное выражение (элокуция).

12. 13. Основные стратегии, тактики и приемы спора.

13. Основные этапы развития римской риторики. Судоговорение в Древнем Риме

14. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации: классификация вопросов

15 Виды судебных речей: обвинительная речь.

16. Особенности французского судебного красноречия ХVIII-ХIХ вв.

17. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации: виды ответов.

18. Виды судебных речей: защитительная речь.

19. Марк Туллий Цицерон и М.В. Ломоносов в судьбах русской риторики

20. Структура и виды доказательства.

21. Виды судебных речей: реплика

22.Судебное красноречие в России: истоки, развитие и современные тенденции.

23.Стилевые характеристики судебной речи.

24.Этикет в деловом письме.

25. Композиция судебной речи.

26. Профессиональная этика юриста в судебном процессе.

27. Значение звуковой организации речи.

28. Средства эмоционального воздействия в судебной речи.

29. Речевое поведение судебного оратора.

30.Юридические документы как разновидность официально-деловой речи.
Планы семинарских занятий.

Семинар №1.

Основные исторические этапы развития риторики.
1. Ораторское искусство в Древней Греции: основные периоды, идеи, имена. Вклад Аристотеля в теорию красноречию и его значение в условиях современности. Судебное красноречие в Древней Греции.
2. Древнеримский период развития риторики. Роль Цицерона – оратора и теоретика риторики. Судоговорение в Древнем Риме.
3.Развитие теории красноречия в средние века и новое время. Основные черты риторики эпохи Возрождения. Пути дальнейшего развития европейской риторики.
4. Пути развития отечественной риторики. Риторика М.В. Ломоносова. Судебное красноречие в России: имена, истоки, развитие и современной тенденции (П.А. Александров, С.А. Андреевский, Н.П. Карабчевский, В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако. А.Ф. Кони, А.И. Урусов и др.).
Семинар №2.

Риторический канон классической риторики (инвенция).

1. Риторический канон классической риторики. Понятие инвенции.

2. "Топы", " топосы", " общие места" в риторике.

3. Охарактеризуйте следующие топы речи и приведите примеры:

• род и вид;

• определение;

• целое/части;

•свойства

•сопоставление

•причина / следствие

•обстоятельство

•пример и свидетельство

• имя

3. Дайте определение следующим словам (используйте смысловую модель «Род и вид»):



Преступник, сострадание, гранатомёт, бедствие, возмущение, наказание, дрель преступление, уныние, мошенничество.

4. Используя топ «Целое − части», составьте описание следующих слов:

Ромашка, лодка, трамвай, очки, почта, компьютер, дом.

5. На какие части вы бы подразделили следующие предметы речи:

а) день, год, жизнь; б) Москва; в) улица.

6. Используя топы «Род и вид», «Определение», «Целое − части», составьте речь-описание любого конкретного предмета; внешности человека или животного, любого здания и т.д. Постарайтесь сделать ваши речи забавными, точными, яркими и краткими.



Семинар №3.

Риторический канон классической риторики (диспозиция).

1. Риторический канон классической риторики. Понятие диспозиции.

2. Понятие композиции текста. Виды композиции.

4. Принципы и правила построения повествования, описания, рассуждения.

5. Придумайте и составьте рассказ о событии от лица преступника, прокурора, адвоката.

6. Опишите преступника / место совершения преступления.


Семинар № 4.

Риторический канон классической риторики (элокуция).

1. Риторический канон классической риторики. Понятие элокуции.

2. Тропы.

3. Фигуры речи.

4. Выполнение практических заданий.

Семинар №5.

Судебная речь как жанр ораторского искусства. Ч.I

1. Понятие судебной речи. Отличительные черты судебной речи.

2. Композиция судебной речи.

3. Конвенции судебного общения.

4.Виды судебных речей: обвинительная речь.

5. Виды судебных речей: защитительная речь.

6. Виды судебных речей: реплика.

7. Стилевые характеристики судебной речи.

8. Профессиональная этика юриста в судебном процессе.
Семинар №6.

Судебная речь как жанр ораторского искусства. Ч.II

1.Риторический анализ судебных речей известных дореволюционных ораторов, известных юристов советского периода, современных прокуроров и адвокатов.

2. Подготовка к ролевой игре "Судебное заседание".

Семинар №7.

Судебная речь как жанр ораторского искусства. Ч.III

Ролевая игра "Судебное заседание". В ролевой игре участвуют обвиняемый, прокурор, судья, адвокат, свидетели, эксперты. В конце игры эксперты представляют риторический анализ судебной речи.



Семинар №8-9

Общение в юридической практике.

1. Общение в юридической практике. Виды делового общения. Основы ведения деловой беседы.

2. Особенности современного официально-делового стиля.

3. Юридические документы как разновидность официально-деловой речи. Жанры юридических текстов.

4. Язык и стиль процессуально-правовых документов.

5. Анализ и составление текстов различной правовой направленности.

6. Деловые (ролевые) игры.
Семинар №10-11.

Взаимодействие оратора и аудитории.

1. Основные требования к публичному выступлению.

2. Подготовка к публичному выступлению.

3. Поведение оратора в аудитории.

4. Поддержание внимания аудитории в ходе выступления.

5. эффективность публичного выступления.

6. Публичное выступление (практика).

Семинар №12-13.

Невербальный аспект коммуникации в правовой риторике.

1. Соотношение вербального и невербального речевого воздействия.

2. Виды невербальных сигналов.

3. Национальная специфика невербальной коммуникации.

4. Невербальные средства усиления коммуникативной позиции говорящего.

5. Языковой паспорт говорящего.



Семинар №14-15.

Основы полемического мастерства

в профессиональной деятельности юриста.Ч I.

1.Дискуссия, спор, полемика; их место в системе делового общения.

2.Основные виды аргументов и структура доказательства. Правила ведения спора.

3. Культура спора в юридической практике. Основные стратегии, тактики и приемы спора.

4. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации: классификация вопросов.

5. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации: виды ответов.



Семинар №16-17.

Основы полемического мастерства в

профессиональной деятельности юриста. Ч II.

Подготовка к проведению дискуссии.
Подготовке к дискуссии предшествует анализ дискуссий в популярных телевизионных передачах, фрагментов спора в художественных произведениях, подобранных студентами материалах из Интернета. Отмечаются как положительные, так и отрицательные особенности рассматриваемых споров. Для анализа тактик и стратегий, приёмов ведения спора, характера аргументации предлагается, например, использовать материалы телевизионных передач «Культурная революция» (телевизионный канал «Культура») и «Суд времени» (Пятый канал).

Основные этапы

  1. Выбор темы дискуссии, её обсуждение, деление на подтемы.

  2. Определение роли каждого студента в предстоящем споре (выбор ведущего, основных оппонентов, жюри, выступающих по отдельным подтемам и задающих вопросы).

  3. Подготовка к дискуссии, изучение работ, знакомство с Интернет- источниками по выбранной теме.

  4. Подготовка наглядных материалов, возможно проведение студентами опроса по интересующей их теме.


Семинар №18.

Основы полемического мастерства в

профессиональной деятельности юриста. Ч III.

Проведение студентами дискуссии на выбранную тему.


Тесты для проведения промежуточной аттестации по курсу «Правовая риторика»

Укажите правильные ответы:


1. Риторика – это … .
1.раздел языкознания, изучающий словарный состав языка

2. это теория и мастерство целесообразной, воздействующей, гармонизирующей речи

3.совокупность правил и закономерностей, определяющих отношения между единицами в речевой цепи
2. Закон гармонизирующего общения требует, чтобы …

1.слушатель с помощью говорящего был сориентирован в «пространстве» речи;

2.речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников речевой ситуации.
3. Фигуры речи – это …

1. противопоставление внутри одной и той же фразы;

2. особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, усиливается сила воздействия её на адресата;

3. употребление слова или выражения в переносном значении.


4. Аристотель в «Риторике», раскрывая суть ораторского искусства, говорит о единстве трёх его элементов: оратора, предмета речи и…

1. слушателя

2. содержательной стороны

3. композиции речи

4. языкового оформления
5. Выделяют объективные и субъективные параметры при характеристике аудитории. Объективными параметрам портрета аудитории являются…
1.демографическая характеристика

2. интеллектуальная характеристика

3. наличие запроса на информацию

4. отношение к мыслям оратора


6. Судебное красноречие не включает в себя речь …

1. агитаторскую

2. обвинительную

3. защитительную

4. самозащитительную речь обвиняемого
7. Традиционно риторика включает 5 разделов: инвенцию (изобретение), …. …. (расположение), элокуцию (украшение, выражение), акцию (действие, исполнение), меморию (память).

1 дедукцию

2.индукцию

3.диспозицию

4. аргументацию
8. Воздействие на человека с целью побудить его сделать что-либо неосознанно или вопреки его собственному желанию, мнению, первоначальному намерению называется…

1.речевым воздействием

2.обращение к интересам собеседникам

3. манипулированием

4.логическое давление
9. В России интенсивное развитие судебной риторики началось после …. года

1.1864 г.

2.1861 г.

3. 1917 г.

4.1937 г.
10. Речь, которую произносит председательствующий в судебном заседании перед удалением коллегии присяжных заседателей в совещательную комнату для вынесения вердикта называется…

1. репликой

2. напутственным словом
11. Судебная речь – это …

1.монолог

2. диалог

3. диалогизированный монолог


12. Судебную речь отличает …

1. конкретность

2.правдивость

3. абстрактность

4. объективность
13. Тезис, аргумент, демонстрация входят в состав …
1. заключения

2. инвенцию

3. логической операции доказательства
14…. − это межличностное речевое общение, предполагающее обмен взглядами, точками зрения, мнениями, информацией, направленное на решение той или иной проблемы.
1. светская беседа

2. дружеская беседа

3. деловая беседа
15. … называется такой вид слушания, который не предполагает выраженной реакции на услышанное.
1. рефлексивное

2. нерефлексивное


16. К видам деловой беседы относят … .
1. кадровую беседу

2.светскую беседу

3.дисциплинарную беседу

4. проблемную беседу


17. Ошибкой в деловой беседе считается …
1. совместный анализ проблемы

2.отсутствие интереса к проблемам собеседника

3. игнорирование состояние собеседника

4. проявление авторитарности в беседе


18. Эмпатическое слушание − это вид слушания, при котором …. .
1. слушающий может отвлекаться на время от канвы рассуждения или повествования и погружаться в свои

2. слушающий пытается поставить себя на место говорящего и действовать исходя из представлений о мотивах его чувств.

3. в процессе восприятия речи позиции и интересы говорящего отделяются от его эмоций,
19. По характеру взаимоотношений между сторонами различают следующие виды переговоров ….
1.партнерские

2.конкурентные

3.дипломатические

4. конфронтационные


20. Нежелательно употреблять в деловом общении фразу...
1. Для вас имеет смысл…

2. Лучше всего было бы…

3. Вы должны…

4. Решите, как это лучше сделать…


21. К видам спора относятся …
1.дискуссия

2.прения


3.рекламация

4.дебаты
22. Пропонент − это …


1. Участник спора, выдвигающий и доказывающий тезис

2. тот, кто опровергает выдвинутый другим тезис


23. Обстукция − это … .
1. прием, основанный на применении откровенно льстивых комплиментов оппоненту.

2. намеренный срыв спора, который относится к грубым механическим уловкам, при которых перебивают противника, не дают ему говорить, явно показывают свое нежелание слушать оппонента


24. Тактика оппонента представляет собой …
1. защиту с переходом в наступление.

2. состоит в «нападении


25. Уловкой в споре называется…
1. умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий.

2. всякий прием, с помощью которого хотят облегчить спор для себя и затруднить для противника.

3. правильное использование понятий.
26. . Дискуссия это− … .
1. просто спор, а такой, при котором имеется конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей; необходимо одержать победу над противником, отстоять и утвердить собственную позицию.

2. публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставления разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса.


27. К источникам рациональных аргументов относятся …
1.заведомо истинные суждения

2. довод к аудитории

3.факты

4.авторитеты


28. При какой стратегии участники спора стремятся найти истину, понять позиции, тезисы и оценить доказательства оппонента?
1. конфликтная

2. конструктивная


29. «Чтение в сердцах» − это уловка в споре, суть которой заключается в том, что … .
1. один из участников обсуждения затрудняется подобрать необходимый аргумент, пытается уйти от поражения или сделать его не столь заметным.

2. в процессе рассуждения спорщики смещают время действия, подменяют то, что справедливо для прошлого и настоящего, тем, что произойдет в будущем.

3. оппонент не столько разбирает слова противника, сколько ссылается на те мотивы, которые заставили его их высказать.
30. Доводы к человеку или аудитории − это … .
1. это высказывания, воздействующие на эмоции, волю, апеллирующие к интересам публики.

2. это законы, теории, аксиомы и т.д., традиционно принятые в данном человеческом сообществе как безусловно верные.

3. доводы, которые рекомендуется использовать при признаках поражения или решительном штурме.

Вопросы для контроля усвоения материала


  1. Что такое риторика как наука, ее цели и задачи. Соотношение общей риторики и частной - правовой - риторики. Риторика: наука и искусство. Различные взгляды на риторику. Связь риторики с другими науками: лингвистикой, логикой, психологией, философией и пр. Основные законы современной риторики.

2. Речевая культура юриста. Требования, предъявляемые к речи юриста.

3.Ораторское искусство в Древней Греции: основные периоды, идеи, имена. Вклад Аристотеля в теорию красноречия и его значение в условиях современности. Судебное красноречие в Древней Греции.

4.Древнеримский период развития риторики. Роль Цицерона − оратора и теоретика риторики. Судоговорение в Древнем Риме.

5.Развитие теории красноречия в средние века и в новое время. Основные черты риторики эпохи Возрождения. Пути дальнейшего развития европейской риторики.

6.Пути развития отечественной риторики. Риторика М.В. Ломоносова. Судебное красноречие в России: истоки, развитие и современные тенденции

7. Этапы подготовки публичного выступления. Античный риторический канон (общая характеристика).

8. Этапы классического риторического канона: инвенция.

9.Этапы классического риторического канона: диспозиция.

10.Этапы классического риторического канона: элокуция (тропы, риторические фигуры, риторические приёмы).

11.Общение в юридической практике. Виды делового общения. Основы ведения деловой беседы.

12. Юридические документы как разновидность официально-деловой речи. Жанры юридических текстов. Язык и стиль процессуально-правовых документов.

13.Дискуссия, спор, полемика; их место в системе делового общения. Основные виды аргументов и структура доказательства. Правила ведения спора.

14. Культура спора в юридической практике. Основные стратегии, тактики и приемы спора.

15. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации: классификация вопросов.

16. Вопросно-ответная форма речевой коммуникации: виды ответов.

17. Основы мастерства публичного выступления. Взаимодействие оратора и аудитории. Использование невербальных компонентов коммуникации в публичном выступлении.

18. Отличительные черты судебной речи.

19. Композиция судебной речи.

20. Конвенции судебного общения.

21.Виды судебных речей: обвинительная речь.

22. Виды судебных речей: защитительная речь.

23. Виды судебных речей: реплика.

24. Стилевые характеристики судебной речи.

25. Профессиональная этика юриста в судебном процессе.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература:



  1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика для юристов. Ростов н/Д., 2008.

  2. Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов). М., 2009.

  3. Красовская О.В. О речевой коммуникации в судебной практике. М., 2008.

б) дополнительная литература




  1. Артемова Т.В. Нарратив как компонент риторической стратегии обвинительных речей А.Ф. Кони. Автореф. дис. … канд. филол. наук / Т.В. Артемова. Саратов, 2008. 24с.

  2. Бахтызин А.М. Ораторское мастерство Ф.Н. Плевако // Русская речь, 1989. №6.

  3. Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи. Ростов н/Д., 2008.

  4. Грановская Л.М. Риторика. М., 2004.

  5. Губаева Т.В. Словесность в юриспруденции. Казань, 1995.

  6. Дагуров Г.В. Достаточно и довольно // Русская речь, 1994.№2.

  7. Девяткина Е.В. Рыцарь правосудия. Нравственные позиции ритора в обвинительных речах А.Ф. Кони // Русская речь, 2004. №1.

8.Девяткина В.В. Современная речь адвоката в системе функциональных стилей литературного русского языка. Автореф. дис. … канд. филол. наук / В.В. Девяткина. Саратов, 2006. 19с.

9.Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 2002.

10.Звягинцев А.Г. Око государево: Русские прокуроры ХVIII в. М., 1994.

11.Звягинцев А.Г. Приговоренные временем. Российские и советские прокуроры. ХХ век. М., 2001.

12. Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. М., 2001.

13. Клюев Е.В. Риторика: Инвенция, диспозиция, элокуция. М., 1999.

14.Михайловская Н.Г. Судебная речь в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» // Русский язык в школе, 1997.


  1. Михальская А.К. Основы риторики: От мысли к слову. М., 2005.

16.Рузавин Г.И. Логика и аргументация. М., 1997.

17.Сергеич П. Искусство речи на суде. Тула, 1998.

18.Стернин И.А. Общение в современном обществе. Воронеж. 1996.

19.Стернин И.А. Практическая риторика. Воронеж. 1993.

20. Рождественский Ю.В. Принципы современной риторики. М., 1990.

21.Хазагеров Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. Ростов н/Д., 2008.

22.Цицерон. Речи. М., 1993.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

-учебные пособия по курсу дисциплины, словари, справочники,

- компьютерный класс,

- мультимедийное оборудование,

- информационные базы данных,

- юридическая периодика,

- оборудованные учебные классы,
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению 030900 «Юриспруденция», профиль подготовки «Педагогическая деятельность».

Автор к.ф.н., ст. преп. Яхина Д.И.


Программа одобрена на заседании кафедры теории государства и права

от ___________года, протокол № _________________.



Подписи:
Зав. кафедрой Синюкова Т.В.
Декан юридического Комкова Г.Н.

факультета
Каталог: sites -> default -> files -> documents -> 2015
documents -> Концепция патриотического (военно-патриотического) воспитания молодежи в общественно-государственной организации досааф россии* Общие положения
2015 -> Карта компетенции выпускника программы аспирантуры шифр и название компетенции
2015 -> Учебно-методическое пособие для бакалавров экономического факультета направление подготовки «менеджмент»
2015 -> Рабочая программа государственной итоговой аттестации Направление подготовки кадров высшей квалификации 38. 06. 01 Экономика
2015 -> Шифр и названиекомпетенции
2015 -> Компьютерные и информационные науки
2015 -> Вступительное испытание «Психология» (собеседование) Вопросы для собеседования: Предмет психологии. Специфика научной психологии
2015 -> Психологические науки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница