1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе Цели и задачи изучения дисциплины



Скачать 299.55 Kb.
Дата25.02.2016
Размер299.55 Kb.
1. Цели и задачи учебной дисциплины, ее место в учебном процессе


    1. Цели и задачи изучения дисциплины

Основной целью курса является изучение принципов теории принятия решений. Основное внимание следует уделить методологии нахождения оптимального решения в различных областях, где может появиться такая проблема, а также использованию того или иного математического аппарата при решении данного вопроса.

Целью является не рассмотрение адекватности математической модели и исходной задачи, а рассмотрение классов задач, объединённых по применяемым математическим методам.

Изучение данной дисциплины поможет студенту в дальнейшем при возникновении вопросов, где необходимо принять единственно правильный решение, опираясь на полученные знания, выбрать верный вариант.


1.2. Краткая характеристика дисциплины, ее место в учебном процессе
В процессе исторического развития человек все более усовершенствовал орудия своего труда, и все более трудные задачи ему приходилось решать. Техническая необходимость заставляла человека принимать решения в различных сферах своей деятельно­сти, будь то строительство, военное дело, экономика, медицина или игра. На практике человек убедился, что различные решения приводят к различным результатам. Опыт заставлял человека от­брасывать одни решения как негодные, и выбирать из оставшихся решений те, которые приводят к желаемому результату с наимень­шими затратами. Имеются в виду не только материальные затраты, но и моральные, этические, правовые и т.п. Так как путь к желаемому результату не всегда был кратчайшим, то человек при­ходилось искать пути, укладывающиеся в рамки определенных условий, и искать решения, зависящие от этих условий. Естествен­но, человек стремился из всех решений, диктуемых данными усло­виями, выбрать наилучшее. Так возникли задачи оптимизации принятия решения.

Бурный рост технического прогресса, социальных отношений, политических преобразований ставил все новые и новые задачи, для решения которых привлекались новые научные методы, и не только привлекались, но и разрабатывались в соответствии с этими задачами. В настоящее время наука "Теория принятия решений" или как ее иногда называют "Исследование операций", столь обширна, что ее подразделы представляют самостоятельные научные направления.

Поэтому элементы теории принятия решения в той или иной форме включаются в учебные программы по широкому кругу спе­циальностей: прикладной математике, технической кибернетике, автоматизированным системам управления, экономической кибер­нетике, автоматизации проектирования, информатике и вычислительной технике и другим.



    1. Связь с предшествующими дисциплинами

Так как в «Теории принятия решений» используются различные математические методы и алгоритмы, то для успешного приобретения навыков принятия оптимального решения необходимо знание общих основ математики, получаемых при изучении таких дисциплин, как «Математический анализ», «Алгебра и Геометрия», «Прикладная математика», а также «Дискретная математика». Кроме этого, в данной дисциплине стремятся к автоматизации выбора определённого верного варианта решения, а следовательно необходимо также изучение «Теории Автоматов».




    1. Связь с последующими дисциплинами

Знания и навыки, полученные при изучении дисциплины «Теория принятия решения», (наряду с дисциплинами «Методы оптимизации решения», «Экономика» и «Программирование») являются основой для изучения дисциплин «Модели и методы анализа проектных решений», «Технология разработки программного обеспечения» и других дисциплинах, так как принимать определённые решения приходится повседневно и везде.


2. Требования к уровню освоения дисциплины
В результате изучения курса "Теории принятия решений" студенты должны:

  • знать основные принципы и методы принятия решений;

  • уметь находить правильные решения из множества, используя различные математические методы;

  • иметь опыт принимать правильное решение, производить различные расчеты и подтверждать на цифрах правильность своего решения;

  • иметь представление об использовании на практике теории принятия решения, например, в экономике, программировании и других областях знаний.



3. Распределение учебных занятий по семестрам и тематический план дисциплины
Распределение видов и часов учебных занятий дисциплины по семестрам составляется в соответствии с учебным планом.

Таблица 1

Распределение видов и часов занятий по семестрам


Вид занятий

Количество часов в семестр

Всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Лекции

Лабораторные работы

Практические

(семинарские) занятия

Самостоятельная работа, в т. ч.

- подготовка к лабораторным работам

- изучение лекционного материала

- курсовой проект (работа)

- контрольная работа

- экзамен (сем.)

- зачет (сем.)
Итого


























36

34

140



30

60
46

2

2
210



36

34

140



30

60
46

2

2
210


Таблица 2



Тематический план изучения дисциплины




Наименование разделов


Количество часов

Всего

часов


Аудиторных

Самосто

ятельных

(в том

числе


контроль
СРС*

Лек

ции


Практ.

(сем.)


занятия

Лабора

торные


работы

1


Основные понятия и определения

2




1




3

2


Аксиоматические теории рационального поведения

2




1




3

3

Многокритериальные решения при объективных моделях

2




2




4

4

Оценка многокритериальных альтернатив: многокритериальная теория полезности

2




1




3

5

Оценка многокритериальных альтернатив: подход аналитической иерархии

2




1




3

6

Оценка многокритериальных альтернатив: методы ELECTRE

2




1




3

7

Человеческая система переработки информации и ее связь с принятием решений

2




1




3

8

Оценка многокритериальных альтернатив: вербальный анализ решений

2




2




4

9

Повторяющиеся решения. Построение баз экспертных знаний

2




1




3

10

Анализ риска

2




2




4

11

Коллективные решения

2




1




3

12

Многокритериальная задача о назначениях

2




2




4

13

Принятие решений в организациях

2




1




3

14

Консультанты по проблемам принятия решений и методы их работы

2




1




3




ВСЕГО

28




18




46



4. Содержание дисциплины
4.1. Теоретический курс

Таблица 3

Теоретический курс


Раздел, тема учебной дисциплины,
содержание темы

Номер

лекции


Количество часов

лекции

СРС

1

2

3

4

ВОСЬМОЙ СЕМЕСТР

Раздел 1.

Тема 1.1. Основные понятия и определения.

1.1.1. Люди, принимающие решения. Оценка роли принятия решений в жизни людей, а также обзор качеств, позволяющих человеку принимать решения.

1.1.2. Люди и их роли в процессе принятия решений. Определение различных ролей, которые может играть человек в процессе принятия решений.

1.1.3. Особая важность проблем индивидуального выбора

1.1.4. Альтернативы. Определение альтернатив как вариантов действий. Выделение видов альтернатив.

1.1.5. Критерии. Определение критериев альтернатив как показателей их привлекательности. Влияние критериев на сложность задач принятия решений.

1.1.6. Оценки по критериям. Шкала порядка, шкала равных интервалов, шкала пропорциональных оценок.

1.1.7. Процесс принятия решений.

1.1.8. Множество Эджворта-Парето.

1.1.9. Типовые задачи принятия решения. Упорядочение альтернатив, распределение альтернатив по классам решений, выделение лучшей альтернативы.

1.1.10. Пример согласования личности, принимающей решение (ЛПР) и активных групп.

1.1.11. Многодисциплинарный характер науки о принятии решений. Рассмотрение роли принятия решений в различных науках.

1.1.12. Выводы.
Тема 1.2. Аксиоматические теории рационального поведения.

1.2.1. Рациональный выбор в экономике. Определение задачи выбора в экономике.

1.2.2. Аксиомы рационального поведения. Рассмотрение шести аксиом рационального выбора.

1.2.3. Задача с вазами.

1.2.4. Деревья решений. Представление задач в виде деревьев решений. Определение правил выбора оптимальной последовательности решений на основе дерева решений.

1.2.5. Парадокс Алле. Рассмотрение вопроса о замене ЛПР автоматом.

1.2.6. Нерациональное поведение. Эвристики и смещения. Рассмотрение «Дилеммы Генерала», определение эвристик, которые используется при принятии решений.

1.2.7. Объяснение отклонений от рационального поведения. Рассмотрение причин нерациональности человеческого поведения.

1.2.8. Должны ли экономисты принимать во внимание отклонения поведения людей от рационального?

Должны ли экономисты принимать во внимание отклонения поведения людей от рационального?

1.2.9. Теория проспектов. Выделение трех поведенческих эффектов и анализ отличий теории проспектов от теории полезности.

1.2.10. Теория проспектов и парадокс Алле.

1.2.11. Новые парадоксы.

1.2.12. Выводы.


Тема 1.3. Многокритериальные решения при объективных моделях.

1.3.1. Модели. Определение моделей, а также целей их создания.

1.3.2. Подход исследования операций. Определение этапов решения задач в исследовании операций, определение особенностей, характерных для подхода исследования операций, две классические задачи исследования операций.

1.3.3. Появление многокритериальное.

1.3.4. Первые многокритериальные решения: сколько строить ракет? Метод «стоимость-эффективность».

1.3.5. Разные типы проблем.

1.3.6. Два пространства. Рассмотрение пространства переменных и пространства критериев.

1.3.7. Многокритериальный анализ экономической политики.

1.3.8. Две трудности для ЛПР.

1.3.9 Исследование решений на множестве Э-П.

1.3.10. Постановка многокритериальной задачи линейного программирования.

1.3.11. Человекомашинные процедуры (ЧМП).

1.3.12. Весовые коэффициенты важности критериев.

1.3.13. Классификация ЧМП.

1.3.14. Прямые ЧМП.

1.3.15. Процедуры оценки векторов.

1.3.16. Процедуры поиска удовлетворительных значений критериев. Рассмотрение фаз расчета и анализа ЧПМ STEM.

1.3.17. Пример применения метода STEM: как управлять персоналом.

1.3.18. Вывод.
Тема 1.4. Оценка многокритериальных альтернатив: многокритериальная теория полезности.

1.4.1. Снова об этапах процесса принятия решений.

1.4.2. Различные группы задач принятия решений. Рассмотрение двух групп решения задач принятия решений.

1.4.3. Пример.

1.4.4. Многокритериальная теория полезности (MAUT ). Основные этапы подхода MAUT, Аксиоматическое обоснование, Основные теоремы, Построение однокритериальных функций полезности, Проверка условий независимости, Определение весовых коэффициентов (коэффициентов важности) критериев, Определение полезности альтернатив.

1.4.5. Метод SMART – простой метод многокритериальной оценки. Определение метода SMART, а также выделение основных его этапов.

1.4.6. Первый эвристический метод.

1.4.7. Веса критериев. Понятие коэффициентов важности критериев.

1.4.8. Как люди назначают веса критериев. Рассмотрение различных способов определения весов критериев.

1.4.9. Практическое применение.

1.4.10. Выводы.
Тема 1.5. Оценка многокритериальных альтернатив: подход аналитической иерархии.

1.5.1. Основные этапы подхода аналитической иерархии. Постановка задачи, решаемой с помощью метода АНР, разделение подхода АНР на этапы.

1.5.2. Структуризация.

1.5.3. Попарные сравнения. Шкала словесных определений уровня важности, матрица сравнений критериев.

1.5.4. Вычисление коэффициентов важности.

1.5.5. Определение наилучшей альтернативы.

1.5.6. Проверка согласованности суждений ЛПР. Рассмотрение алгоритма подсчета индекса согласованности сравнений.

1.5.7. Система поддержки принятия решений Expert Choice.

1.5.8. Контрпримеры и противоречия.

1.5.9. Мультипликативный метод аналитической иерархии. Рассмотрение основных положений и этапов мультипликативного метода АНР.

1.5.10. Пример практического применения подхода АНР.

1.5.11. Выводы.


Тема 1.6. Оценка многокритериальных альтернатив: методы ELECTRE.

1.6.1. Конструктивистский подход. Подход РИПСА и его методологические отличия от подходов MAUT и АНР.

1.6.2. Два основных этапа.

1.6.3. Свойства бинарных отношений. Определение Бинарного Отношения.

1.6.4. Метод ELECTRE I. Принципы построения индексов согласия и несогласия, используемые в данном методе.

1.6.5. Метод ELECTRE II. Рассмотрение этапов разработки индексов и исследования множества альтернатив.

1.6.6. Метод ELECTRE III. Рассмотрение этапов разработки индексов и исследования множества альтернатив.

1.6.7. Пример.

1.6.8. Пример практического применения метода ELECTRE III.

1.6.9. Некоторые сопоставления.

1.6.10. Выводы.
Тема 1.7. Человеческая система переработки информации и ее связь с принятием решений.

1.7.1. Этапы переработки информации, типы памяти. Проблема организации человеческой системы переработки информации.

1.7.2. Модель памяти. Модель памяти, предложенная Р. Актинсоном и Р. Шифриным.

1.7.3. Кратковременная память. Три этапа переработки информации в кратковременной памяти, Кодирование, Хранение, Магическое число, Денежный насос, Последовательная обработка информации, Извлечение.

1.7.4. Дескриптивные исследования многокритериальных проблем. Прослеживание процесса принятия решений, Результаты дескриптивных исследований.

1.7.5. Долговременная память. Кодирование, Хранение, Извлечение.

1.7.6. Рабочая память.

1.7.7. Психологические теории человеческого поведения при принятии решений. Теория поиска доминантной структуры, Теория конструирования стратегий.

1.7.8. Исследование возможностей человека в задачах классификации многомерных объектов. Схема экспериментов, Параметры, используемые для оценки поведения испытуемых в задачах классификации, Описание экспериментов, Результаты экспериментов, Обсуждение результатов первой серии экспериментов, Анализ и обсуждение результатов второй серии экспериментов, Общее обсуждение.

1.7.9. Выводы.


Тема 1.8. Оценка многокритериальных альтернатив: вербальный анализ решений.

1.8.1. Особый класс задач принятия решений: неструктурированные проблемы с качественными переменными. Общие черты неструктурированных проблем.

1.8.2. Качественная модель лица , принимающего решения. Черты человеческой системы переработки информации, Особенности поведения человека при принятии решений.

1.8.3. Какими должны быть методы анализа неструктурированных проблем.

1.8.4. Измерения. Качественные измерения, Сравнительные качественные оценки.

1.8.5. Построение решающего правила.

1.8.6. Проверка информации ЛПР на непротиворечивость.

1.8.7. Обучающие процедуры.

1.8.8. Получение объяснений.

1.8.9. Основные характеристики методов вербального анализа решений.

1.8.10. Метод ЗАПРОС ( Замкнутые Процедуры у Опорных Ситуаций). Постановка задачи, Пример: «как оценить проекты?», Выявление предпочтений ЛПР, Сравнение альтернатив, Преимущества метода ЗАПРОС, Практическое применение метода ЗАПРОС, Сравнение трех СППР.

1.8.11. Выводы.


Тема 1.9. Повторяющиеся решения. Построение баз экспертных знаний.

1.9.1. Процесс мышления как манипулирование символами.

1.9.2. Два типа знания.

1.9.3. Время и условия становления эксперта.

1.9.4. Трансформация системы переработки информации. Понятие Баз Знаний.

1.9.5. Трансформация системы переработки информации.

1.9.6. Черты поведения эксперта.

1.9.7. Подсознательный характер экспертных знаний.

1.9.8. Трудности получения экспертных знаний.

1.9.9. Экспертные знания в задачах классификации с явными признаками.

1.9.10. Формальная постановка задачи классификации.

1.9.11. Основные идеи метода экспертной классификации. Структуризация проблем, Классификация состояний объекта исследования, Гипотеза о характерности, Проверка информации эксперта и гипотезы о характерности, Определение последовательности состояний для предъявления эксперту в процессе классификации, Трудоемкость построения баз знаний, Проверка качества баз знаний.

1.9.12. Граничные элементы классификации.

1.9.13. Решающие правила экспертов.

1.9.14. Система диагностики заболеваний группы.

1.9.15. Выводы.


Тема 1.10. Анализ риска.

1.10.1. Типы риска. Анализ базисных представлений о понятии риска.

1.10.2. Особая сложность задач анализа риска. Рассмотрение важных особенностей анализа риска.

1.10.3. Направления исследований. Три основных направления исследования рисков.

1.10.4. Измерение риска. Инженерный подход, Модельный подход, Восприятие риска, Сопоставление разных способов измерения риска.

1.10.5. Установление стандартов. Три основных подхода к определению допустимого уровня риска.

1.10.6. Человекомашинное взаимодействие.

1.10.7. Риск катастрофических событий как независимый критерий.

1.10.8. Распределения "с тяжелыми хвостами".

1.10.9. Аварии и их анализ.

1.10.10. Управление риском.

1.10.11. Практический пример: выбор месторасположения нового объекта с учетом факторов риска. Конкретная задача: альтернативы, Активные группы, Критерии, Особенности задачи выбора с точки зрения теории принятия решений, Анализ вариантов, Конструирование нового варианта.

1.10.12. Выводы.
Тема 1.11. Коллективные решения.

1.11.1. Парадокс Кондорсе.

1.11.2. Правило большинства голосов.

1.11.3. Метод Борда.

1.11.4. Аксиомы Эрроу. Рассмотрение пяти аксиом - желательных свойств системы голосования.

1.11.5. Попытки пересмотра аксиом.

1.11.6. Теорема невозможности и реальная жизнь.

1.11.7. Принятие коллективных решений в малых группах.

1.11.8. Организация и проведение конференций по принятию решений.

1.11.9. Метод организации работы ГПР. Предварительные этапы, Анализ собранной информации, Проведение конференции по принятию решений, Практический пример.

1.11.10. Выводы.
Тема 1.12. Многокритериальная задача о назначениях.

1.12.1. Определение и особенности. Рассмотрение особенностей решения задач управления организациями.

1.12.2. Постановка многокритериальной задачи о назначениях. Содержательная постановка задачи, Критерий оптимальности решения МЗН, Формальная постановка задачи.

1.12.3. Пример.

1.12.4. Различные типы задач о назначениях.

1.12.5. Основные алгоритмы решения многокритериальной задачи о назначениях. Различные индексы соответствия, Поиск решения многокритериальной задачи о назначениях.

1.12.6. Этап анализа данных и проверки существования идеального решения.

1.12.7. Формирование области допустимых решений.

1.12.8. Выявление предпочтений ЛПР. Статистические оценки сложности задач выявления предпочтений ЛПР, Основная процедура выявления предпочтений ЛПР, Выявление предпочтений ЛПР: вспомогательная процедура.

1.12.9. Поиск окончательного решения многокритериальной задачи о назначениях. Поиск решения МЗН типа А, Поиск решения МЗН типа В, Поиск решения МЗН типа С, Поиск решения МЗН типа D.

1.12.10. Практическое применение.

1.12.11. Выводы.


Тема 1.13. Принятие решений в организациях.

1.13.1. Личные и деловые решения.

1.13.2. Модель ограниченной рациональности. Четыре основных причины отклонения поведения организаций от рационального: Упрощение проблем, Удовлетворительные решения, Стремление избежать неопределенности, Репертуар привычных решений.

1.13.3. Эскалация решений. Определение эскалации решений, Анализ феномена эскалации неудачных решений.

1.13.4. Тактические и стратегические решения.

1.13.5. Модель «игра влияний» в руководстве организации.

1.13.6. Модель обеспечения профессионального качества подготовки решений. Модель разработки высококачественной политики Е. Дрора.

1.13.7. Топографическая модель организации.

1.13.8. Государственные или частные организации: что эффективнее?

1.13.9. Централизация в принятии решений: попытка административной революции.

1.13.10. Система «ринго».

1.13.11. Планирование выполнения решений.

1.13.12. Виртуальные организации.

1.13.13. Управление знаниями в организациях.

1.13.14. Метод МИЛС (Многоуровневые Информационно-Логические Структуры).

1.13.15. Таблицы решений.

1.13.16. Выводы.
Тема 1.14. Консультанты по проблемам принятия решений и методы их работы.

1.14.1. Всегда ли успешна работа ЛПР? Рассмотрение главных причин сложности принятия разумных решений.

1.14.2. Консультанты и консультативные фирмы.

1.14.3. Некоторые характерные черты деятельности консультативных фирм. Внимание к нуждам заказчика, Конфиденциальный характер результатов работы, Независимость от заказчика, Высокая квалификация консультантов, Совместная работа с заказчиком.

1.14.4. Примеры практических задач. Планирование развития городов, Календарное планирование работы полиграфического предприятия.

1.14.5. Роли ЛПР и консультанта.

1.14.6. Моральные критерии в деятельности ЛПР и консультанта.

1.14.7. Методы принятия решений и искусство их применения.

1.14.8. Выводы.


1

2



3

4


5

6

7



8

9

10



11

12

13



14


2

2



2

2


2

2

2



2

2

2



2

2

2



2



1

1



1

1


1

1

1



1

1

1



1

1

1



1


4.2. Практические (семинарские) занятия

Практических (семинарских) занятий учебным планом не предусмотрено.



4.3. Лабораторные занятия

Лабораторные работы




Номер лаб. работы

Наименование лабораторной


работы

Номер

раздела,


тема дисциплины

Формы
контроля выполнения работы

Объем в часах

Ауди-торных

СРС

1

Анализ емкости рынка.




отчет

2




2

Компоновка мероприятий.




отчет

2




3

Разработка инвестиционного проекта




отчет

4





4.4. Курсовой проект

Курсового проекта учебным планом не предусмотрено.



4.5. Самостоятельная работа студентов

Таблица 6

Программа самостоятельной работы студентов


Номера
разделов и тем дис-
циплины

Виды СРС

Сроки выполнения

Формы конт-роля

СРС


Объём,
часов

1

Подготовку к выполнению и сдаче лабораторных работ







9


5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
5.1. Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:

  1. Подиновский В.В., Ногин В.Д. Парето-оптимальные решения многокритериальных задач. М.: Наука, 1982.

  2. Нейман Дж. фон, Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение. М.: Наука, 1970.

  3. Ларичев О. И., Мошкович Е. М. Качественные методы принятия решений. М.: Физматлит, 1996.

  4. Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.

  5. Ларичев О.И., Мечитов А.И., Ребрик СБ. Анализ риска и проблемы безопасности. Препринт М., 1990 (ВНИИСИ).

  6. Гнеденко Б.В., Хинчин А.Я. Элементарное введение в теорию вероятностей. М.: Наука, 1982.

  7. Ларичев О.И., Мошковнч Е.М. О возможностях получения от человека не­противоречивых оценок многомерных альтернатив // Дескриптивный под­ход к изучению процессов принятия решений при многих критериях. Сб. тр. ВНИИСИ / Под ред. С. В. Емельянова и О. И. Ларичева. М., 1980. № 9.

  8. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М .: Прогресс , 1980.

  9. Ларичев О.И., Нарыжный Е.В. Компьютерное обучение экспертным знаниям // ДАН. 1998. Т. 332.

  10. Льюс Р. Д., Ранфа Г. Игры и решения. М.: ИЛ, 1961.


Дополнительная литература:

  1. Кини Р. Л., Райфа X . Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981.

  2. Ларичев О.И. Проблемы принятия решений с учетом факторов риска и безопасности // Вестник АН СССР. 1987 № 11.

  3. Ларичев О.И. Проблемы принятия решений с учетом факторов риска и безопасности // Вестник АН СССР. 1987 № 11.

  4. Фншхоф Б., Гойтейн Б., Шапиро 3. Субъективная ожидаемая полезность: модель принятия решений // Процедуры оценивания многокритериальных объектов: Сб. тр. ВНИИСИ / Под. ред. О. И. Ларичева. М., 1984. № 9.

  5. Подииовский В. В. Количественная важность критериев // Автоматика и телемеханика, 2000, № 5.


5.2. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Методические рекомендации преподавателю отсутствуют.


5.3. Методические рекомендации студентам

Методические рекомендации студентам отсутствуют.


5.4 Формы и методика текущего, промежуточного и итогового контроля
Контроль выполнения лабораторных работ осуществляется в течение семестра. Форма контроля - демонстрация работы программы, проверка отчета к лабораторной работе, ответы на контрольные вопросы.

Курсовая работа планом не предусмотрена.



Промежуточный контроль теоретического материала первого раздела дисциплины осуществляется путем промежуточного тестирования в среде AST-Test.

Экзаменационный билет состоит из двух частей: теоретическая часть и практическая часть. Теоретическая часть содержит два вопроса из первого раздела дисциплины, а вторая часть содержит постановку задачи, построенную на втором разделе дисциплины. Итоговая оценка за экзамен формируется как среднее арифметическое из двух оценок, полученных за теоретическую и практическую части билета.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница