1. Цели и задачи дисциплины



Скачать 270.04 Kb.
Дата15.02.2016
Размер270.04 Kb.
Частное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Институт социальных и гуманитарных знаний»

ЧОУ ВПО «ИСГЗ»

Одобрено решением кафедры менеджмента

Протокол №____ от «__»______20__г.
Зав. кафедрой __________ / Стрекалова Гузэль Рафаиловна / к.т.н., доц._________

(подпись) (ФИО) (научное звание, должность)

Разработчик__________ / Спиридонов Николай Николаевич / доц._

(подпись) (ФИО) (научное звание, должность)

Декан __________ / Романчук Елена Сергеевна/к.п.н.

(подпись) (ФИО) (научное звание, должность)



Рабочая ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Теория организации
Общий объем дисциплины по учебному плану 3 (zet) 108 (часов)

по направлению подготовки



38.03.04 Государственное и муниципальное управление

ФГОС ВО утвержден приказом МО и Н РФ от 10 декабря 2014 г. № 1567

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Нормативный срок освоения программы – 4 года

Форма обучения - очная, заочная

1. Цели и задачи дисциплины:


Целями освоения дисциплины «Теория организации» являются

а) формирование у студентов представления об организации как сознательной, разумной, целенаправленной упорядоченности жизнедеятельности общества, экосистемы на различных уровнях, т.е. повседневной организационной деятельности человека;


б) сформировать у студентов необходимые теоретические и профессиональные знаний по упорядочиванию и регулированию деятельности людей и групп в организации;

в) владеть теорией и практикой проектирования и корректировки организационных систем.


Задачи дисциплины:

- ознакомить студентов с процессами, протекающими в организационных системах, включая закономерности и проблемы развития организаций, представляющих собой целенаправленное объединение в группы отдельных людей для совместной деятельности;

- оказать помощь в получении знаний по проектированию и корректировке организационных систем, обеспечению преемственности новых подходов организационной науки;

- ознакомить студентов с основами организационной культуры и принципами создания положительного имиджа организации.

2. Место дисциплины в структуре ОП:


Дисциплина «Теория организации» включена в блок «Б1.В.ОД. Обязательные дисциплины» учебного плана, составленного в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению 38.03.04 Государственное и муниципальное управление (квалификация (степень) «Бакалавр»).

Графически представлены дисциплины, для которых «Теория организации» является предшествующей, и предыдущие дисциплины, обеспечивающие изучение данной дисциплины.



Графическое изображение

Б1.В.ОД.14 Региональное управление и территориальное планирование

Б1.Б.11 Теория управления
Б1.В.ОД.3 Теория организации
Б1.Б.4 Экономическая теория

Б1.В.ОД.6 Введение в специальность

Б1.В.ОД. 10 Логика

3. Планируемые результаты освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:



Общепрофессиональные компетенции:

-способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия (ОПК-3);



Профессиональные компетенции:

-способностью осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации (ПК-9)



4. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

1) Знать:

-общие законы и принципы организации как явления и процесса;

-принципы действия организаций статического и динамического типа, принципы рационализации;

-тонкости организационной культуры, исходя из исторических предпосылок организационной науки.



2) Уметь:

-оптимизировать организационную структуру организации;

-различать статические и динамические особенности организации, грамотно применять принципы рационализации, основанные на использовании новых рыночных технологий;

-применять на практике законы, которым подчиняются социальные организации.



3) Владеть:

-навыками теории организации в системе научных знаний;

- навыками представления организация как управляемой системы;

-навыками управления организацией.


4. Содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 (zet) 108 (академ.часа), в т.ч. на контактную работу обучающихся с преподавателем (аудиторные занятия) выделено 38 академ. часов, а на самостоятельную работу студентов - 70 академ. часов.


Содержание дисциплины,

структурированное по темам (разделам)

с указанием форм учебных занятий и количества отведенных на выполнение академических часов

для очной формы обучения


Наименование

тем/разделов


ВСЕГО

по теме (ак.ч.)



Аудиторные занятия

38 академ. часов



СРС

70 академ. часов



Всего

(ак.ч.)


Лек.

Практ./Сем.

КСР

Всего

(ак.ч.)


Реферат

(не более 1 на дисциплину)



Эссе

Контрольная работа

Самостоятельное изучение

учебной


литературы

Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний

Лекция 1. Понятие организации как объекта управления. ОПК-3,ПК-9

5

1

1







4

1




-

3


Лекция 2. Развитие организационной теории. ОПК-3

8

3

1

2*




5

1




1

3

Тема 2. Организация как система

Лекция 3. Понятие системы и ее свойства. ОПК-3,ПК-9

7

2

1




1

5

1




1

3

Лекция 4. Организационные признаки и характеристики. ОПК-3,ПК-9

8

3

1

2*




5

1




1

3

Лекция 5. Классификация организаций. Хозяйственная организация. ОПК-3

7

2

1




1

5

1




1

3

Лекция 6. Организационно- правовая форма организаций. Современные органи- зационные формы объеди- нений предприятий. ОПК-3,ПК-9

8

3

1

2




5

1




1

3

Лекция 7. Внутренняя и внешняя среда организации. ПК-9

6

1

1







5

1




1

3

Лекция 8. Организация как система процессов. Бизнес- процессы ОПК-3,ПК-9

10

5

2

2

1

5

1




1(1)

3

Тема 3 Организация и управление

Лекция 9. Система управления: понятие, структура, элементы. Самоорганизация и самоуправление. ОПК-3,ПК-9

6

1

1







5

1




1

3

Лекция 10. Организационные структуры. Оценка их эф- фективности. ОПК-3,ПК-9

8

3

1

2*




5

1




1

3

Лекция 11. Проектирование организационных систем. ОПК-3

9

4

1

2*

1

5

1




1(2)

3

Тема 4. Законы и принципы организации

Лекция 12. Общее понятие о законах. Основополагающие законы организации: закон развития, закон синергии, закон самосохранения ОПК-3,ПК-9

9

4

2

2




5

1




1

3

Лекция 13. Специфические законы социальной организа- ции. Принципы организации ОПК-3,ПК-9

7

2

1




1

5

1




1(3)

3

Тема 5. Развитие и совершенствование организационных систем

Лекция 14. Перспективные направления развития организаций. Изменения в управлении современными организациями. ОПК-3,ПК-9

10

4

1

2*

1

6

1




-

5

Промежуточный контроль (экзамен/зачет/зачет с оценкой)




Зачет с оценкой

ИТОГО

108 (3)

38

16

16

6

70

14




12

44

значком «*» - отмечены темы интерактивных форм аудиторных занятий (согласно ФГОС соответствующего направления и образовательной программы.
для заочной формы обучения

Наименование

тем/разделов




ВСЕГО

по плану (ак.ч.)



Аудиторные занятия

10 академ. часов



СРС

94 академ. часов



Контроль

4 академ. часа



Контакт. раб. (по учеб. зан.)

Лек.

Практ.

/ Сем.


КСР

Всего

(ак.ч.)


Реферат

(не более 1 на дисциплину)



эссе

Тестовый контроль

Самостоятельное изучение

учебной


литературы




Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний

Лекция 1. Понятие организации как объекта управления. ОПК-3,ПК-9

7

1

1







6

1




1

4





Лекция 2. Развитие организационной теории. ОПК-3

8

1




1




7

1




1

5



Тема 2. Организация как система

Лекция 3. Понятие системы и ее свойства. ОПК-3,ПК-9

7

1

1







6

1




1

4




Лекция 4. Организационные признаки и характеристики. ОПК-3,ПК-9

8

-










7

1




1

5

1


Лекция 5. Классификация организаций. Хозяйственная организация. ОПК-3

7

1




1




6

1




1

4




Лекция 6. Организационно- правовая форма организаций. Современные органи- зационные формы объеди- нений предприятий. ОПК-3,ПК-9

8

1

1







7

1




1

5




Лекция 7. Внутренняя и внешняя среда организации. ПК-9

6

-










6

1




1

4




Лекция 8. Организация как система процессов. Бизнес- процессы ОПК-3,ПК-9

9

1




1




7

1




1(1)

5

1

Тема 3 Организация и управление

Лекция 9. Система управления: понятие, структура, элементы. Самоорганизация и самоуправление. ОПК-3,ПК-9

7

1

1







6

1




1

4




Лекция 10. Организационные структуры. Оценка их эф- фективности. ОПК-3,ПК-9

8

1

1







7

1




1

5




Лекция 11. Проектирование организационных систем. ОПК-3

9

1




1




7

1




1(2)

5

1

Тема 4. Законы и принципы организации

Лекция 12. Общее понятие о законах. Основополагающие законы организации: закон развития, закон синергии, закон самосохранения ОПК-3,ПК-9

7

1

1







6

1




1

4




Лекция 13. Специфические законы социальной организа- ции. Принципы организации ОПК-3,ПК-9

8

1




1




7

1




1(3)

5




Тема 5. Развитие и совершенствование организационных систем

Лекция 14. Перспективные направления развития организаций. Изменения в управлении современными организациями. ОПК-3,ПК-9

9

1

-

1




7

1




1

5

1

Курсовая работа

Не предусмотрена




Промежуточный контроль

(экзамен/зачет/зачет с оценкой)



Зачет с оценкой




ИТОГО

108 (3)

12

6

6




92

14




14

64

4


4.1 Содержание разделов дисциплины

п/п

Наименование раздела, темы дисциплины

Содержание

1

Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний.

Понятие «организация»: как объект и как функция управления. Развитие организационной теории. Источники формирования теоретического знания в облас- ти организации. Ученые и научные школы, внесшие вклад в развитие организаторской мысли и представлений об общих закономерностях организации. Развитие организационной теории на рубеже XX – XXI веков. Новые подходы к управлению организациями в Российской Федерации.

2.

Тема 2. Организация как система.

Понятие «система» и «подсистема». Свойства систем. Классификация систем. Ключевые признаки социальной организации. Статическая и динамическая характеристика. Организационные характеристики социальных систем: миссия, цели, производственно-технологические характеристики, размер, разделение труда и специализация, стандартизация и формализация, централизация и децентрализация, профессионализм и соотношение численности персонала Классификация организаций. Хозяйственная организация как разновидность социальной организации. Производственная организация (предприятие). Специфические виды предприятий. Основные рыночные формы предприятий. Организационно-правовые формы организации: определение, характерные черты и свойства. Современные организационные формы объединений предприятий: ассоциация, корнер, концерн, корпорация, консорциум, финансово промышленная группа, тендер, кэйрэцу и другие. Организация как система процессов. Бизнес- процессы: основные понятия процессного подхода; правила выделения процессов в организации. Основные, обеспечивающие и управленческие (инфраструктурные) процессы. Внутренняя и внешняя среда организации: понятие, элементы, подсистемы. Ресурсы и организационная культура как составляющие внутренней среды.

3.

Тема 3. Организация и управление.

Система управления: понятие, структура, элементы. Методология, структура, процесс и техника управления как элементы системы управления. Типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, матричная, дивизиональная. Оценка их эффективности. Группа показателей, характеризующих эффективность системы управления. Группа показателей, характеризующих содержание и организацию процесса управления. Группа показателей, характеризующих рациональность организационной структуры и ее технико-организационный уровень. Организационное проектирование. Основные черты методологии организационного проектирования. Системный подход в организационном проектировании. Содержание стадий организационного проектирования. Методы организационного проектирования. Оценка эффективности организационного проектирования. Основные подходы к определению эффективности организационного проектирования. Характеристики эффективности системы управления. Оценка содержания и организации процесса управления. Оценка рациональности организационной структуры и ее технико-организационного уровня.

4.

Тема 4. Законы и принципы организации.

Общее понятие о законах. Основополагающие законы организации: закон синергии, закон развития, закон самосохранения. Принципы организации организаций. Принципы организации людей.

5.

Тема 5. Развитие и совершенствование организационных систем

Перспективные направления развития организаций. Изменения в управлении современными организациями. Развитие интегрированных производственных систем. Развитие организационных структур. Развитие систем управления качеством. Развитие систем управления персоналом. Демократизация систем управления организацией.


из них активные, интерактивные занятия:


п/п

Тема

Форма и ее описание

zet/ак.ч.

1.

Классические организационные теории и их развитие во второй половине XX века.

Деловая игра: «Проектирование организационных систем» (предпроектная стадия)

2*

2

Организационные структуры.

Деловая игра: «Проектирование организационных систем» (предпроектная стадия)

2*

3

Организационные формы объединений предприятий на современном рынке.

Деловая игра: «Проектирование организационных систем» (Проектная стадия)

2*

4

Оценка эффективности организационного проектирования.

Деловая игра: «Проектирование организационных систем» (Проектная стадия)

2*

5

Актуальные направления в развитии современных организаций.

Деловая игра: «Проектирование организационных систем» (Стадия реализации)

2*




Итого




10


5. Лабораторный практикум

№ п/п

№ темы (раздела)

Наименование лабораторных работ

zet/ак.ч.

1.




не предусмотрен





6. Практические занятия (семинары)

п/п

№ темы (раздела)


Тематика практических занятий (семинаров)

zet/ак.ч.

1.

Классические организационные теории и их развитие во второй половине XX века.

Деловая игра: «Проектирование организационных систем» (предпроектная стадия)

Дополнительные вопросы для обсуждения:

1. Классические теории организации Тейлора, Файоля, Вебера.

2. Научно-технический прогресс и реструктуризация мировой экономики в конце ХХ века.

3. Основные организационно-управленческие теории второй половины ХХ века: теории принятия решений и количественного подхода, ситуационный подход, теории стратегии, инноваций и лидерства


2*

2.

Отечественная наука в развитии организационной теории.

Вопросы для обсуждения:

1. Русские ученые ХVIII – пер. половины XX вв. об общих закономерностях социальной организации: Д.И. Менделеев, Н.А. Рожков, А.И. Каминка, В.М. Бехтерев, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, М.М. Сперанский, К.А. Скальковский и др.

2. Организационно - управленческие разработки в 20-30-е годы ХХ века: П.А. Сорокин, А.В. Чаянов, Н.С. Лавров, А.А. Богданов, А.К. Гастев, С.С. Чахотин, П.М. Керженцев, Н.А. Витке и др.

3. Теоретические подходы к управлению организацией во второй пол. ХХ века: теория принятия решений и количественный подход; ситуационный подход; теория иннова- ций и лидерства; теория стратегии.



2

3.

Нормативное обеспечение деятельности организации.

Вопросы для обсуждения:

1. Российское законодательство об организационно-правовых формах организаций.

2. Региональные нормативные акты, регулирующие современные организации.


2

4.

Организационные структуры.

Деловая игра: «Проектирование организационных систем» (предпроектная стадия)

Дополнительные вопросы для обсуждения:

1. Характеристика типовых организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная.

2. Линейные и функциональные подразделения в организации: особенности управления.

3. Характеристика дивизиональных организационных структур: продуктовые, региональные (территориальные) и смешанные.

4. Структура и размер организации.

5. Роль руководителя в организациях с различными структурами.


2*

5.

Организационные формы объединений предприятий на современном рынке.

Деловая игра: «Проектирование организационных систем» (Проектная стадия)

Дополнительные вопросы для обсуждения:

1. Формы экономического объединения предприятий на современном рынке: корнер, трест, синдикат, комбинат, конгломерат, финансово-промышленная группа, кэйрэцу.

2. Добровольные и общественные объединения организаций: ассоциация, консорциум.

3. Тендер и виртуальная организаций как специфическая форма соединения организационных усилий.


2*

6.

Характеристика организационных процессов.

Вопросы для обсуждения:

1. Ключевые процессы в организации. 2. Производственные процессы: особенности использования и организации производства.

3. Организация обеспечивающих процессов: снабжение, технологическое развитие, управление персоналом.

4. Общая характеристика управленческих процессов.



2

7.

Оценка эффективности организационного проектирования.

Деловая игра: «Проектирование организационных систем» (Проектная стадия)

Дополнительные вопросы для обсуждения:

1. Проблемы оценки эффективности организационного проектирования.

2. Характеристики эффективности системы управления, выражающихся через конечные результаты деятельности организации и затраты на управление.

3. Оценка содержания и организации процесса управления.

4. Оценка рациональности организационной структуры и ее технико-организационного уровня.



2*

8.

Актуальные направления в развитии современных организаций.

Деловая игра: «Проектирование организационных систем» (Стадия реализации)

Дополнительные вопросы для обсуждения:



  1. 1. Технологические изменения в организациях: производственные, информационные, коммуникативные. 2. Новые технологии в управлении организацией: информатизация, обучение персонала, командный подход, маркетинговые и социальные технологии и др.

2*




Итого




16

7. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине:



Задания и темы, выносимые на самостоятельную работу

Время на подготовку, час

Форма
СРС

Форма

контроля


Литература

(номера источников)



Тема 1. Теория организации и ее место в системе научных знаний.

6


Подготовка к контрольной работе 1, написание теоретической части реферата

Опрос на занятиях

[1, гл. 1] [2, гл. 1] [3, гл. 1] [4, гл. 1] осн. литературы

[7, 9,10] доп. литературы



Тема 2. Организация как система.

18

Подготовка к контрольной работе 1, написание теоретической и аналитической части реферата

Опрос на занятиях Контрольная работа 1

[2, гл. 3] [4, гл. 2] [5, гл. 3] [3, гл. 1] [6, гл. 1] основной литературы

[7, 8, 10,11] доп. литературы



Тема 3. Организация и управление.

9

Подготовка к контрольной работе 2, написание аналитической части реферата

Опрос на занятиях Контрольная работа 2

[1, гл. 3] [2, гл. 4] [3, гл. 4] [4, гл. 1] [6, гл. 1] основной литературы

[7, 8, 9,11] доп. литературы



Тема 4. Законы и принципы организации.

6

Подготовка к контрольной работе 3, написание проектной части реферата

Опрос на занятиях

Контрольная работа 3



[1, гл. 6] [4, гл. 3] [5, гл. 4] основной литературы

[7, 8, 11] доп. литературы



Тема 5. Развитие и совершенствование организационных систем

5

Подготовка к защите реферата

Опрос на занятиях

Защита реферата



[2, гл. 1-3] [3, гл. 3] [5, гл. 1] [6, гл. 1] осн. лит.

[9, 10,11] доп. литературы





8.Оценочные средства для проведения текущей и промежуточной аттестации
Требования к промежуточной аттестации:

- регулярное посещение лекционных занятий;

- регулярное посещение практических занятий;

- активная работа на практических занятиях (решение задач, устный опрос, выполнение самостоятельных заданий, выполнение тестовых заданий по темам курса);

- выполнение индивидуального кейс – задания;

- выполнение дополнительных и творческих видов работ (подготовка докладов на научные конференции).




№ п/п

Контролируемые разделы (темы) дисциплины*

Код контролируемой компетенции (или ее части)

Наименование

оценочного средства





Понятие организации как объекта управления.

ОПК-3,ПК-9

Выборочный опрос на практических занятиях



Развитие организационной теории.

ОПК-3

Опрос на практических занятиях



Понятие системы и ее свойства.

ОПК-3,ПК-9

Опрос на практических занятиях



Организационные признаки и характеристики.

ОПК-3,ПК-9

Опрос на практических занятиях



Классификация организаций. Хозяйственная организация.

ОПК-3

Выборочный опрос на практических занятиях



Организационно- правовая форма организаций. Современные органи- зационные формы объеди- нений предприятий.

ОПК-3,ПК-9

Опрос на практических занятиях



Внутренняя и внешняя среда организации.

ПК-9

Опрос на практических занятиях



Организация как система процессов. Бизнес- процессы

ОПК-3,ПК-9

Контрольная работа



Система управления: понятие, структура, элементы. Самоорганизация и самоуправление.

ОПК-3,ПК-9

Опрос на практических занятиях



Организационные структуры. Оценка их эф- фективности.

ОПК-3,ПК-9

Опрос на практических занятиях



Проектирование организационных систем.

ОПК-3

Контрольная работа



Общее понятие о законах. Основополагающие законы организации: закон развития, закон синергии, закон самосохранения

ОПК-3,ПК-9

Опрос на практических занятиях



Специфические законы социальной организа- ции. Принципы организации

ОПК-3,ПК-9

Контрольная работа



Перспективные направления развития организаций. Изменения в управлении современными организациями.

ОПК-3,ПК-9

Опрос на практических занятиях

Защита реферата






Промежуточный контроль (зачет)

Все вышеперечисленные компетенции

Зачет с оценкой

(вопросы к зачету)



*Методические материалы, определяющие процедуры оценивания формирования компетенций представлены в Приложении 1 «Фонд оценочных знаний по дисциплине «Антикризисное управление»
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Основная нормативная база:
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) Часть 1. от от 30.11.1994 N 51- ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994)(действующая редак-ция)Электронный ресурс http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/
Основная литература:

1.Лапыгин, Ю.Н. Теория организации: учеб.пособие/Ю.Н. Лапыгин. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 311 с. (Г)

2.Яськов, Е.Ф. Теория организации: учеб.пособие/Е.Ф. Яськов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 271 с.(Г)

3.Рогожин С.В. Теория организации: учебник. – 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 315 с.

4.Веснин В.Р. Теория организации: учебник/ В.Р. Веснин.- М.: ТК Велби, 2008.- 272с..

5.Акимова Т.А. Теория организации: учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 367 с.

6.Латфуллин Г.Р., Райченко А.В. Теория организации: учебник. – СПб.: Питер, 2006. – 395 с., ил. (Г)
Дополнительная литература:
7.Кафидов В.В., Скипетрова Т.В.Теория организации: учеб. пособие для вузов / В.В. Кафидов, Т.В. Скипетрова. - М.: Акад. Проект: Мир, 2005. - 144 с.

8. Мильнер Б.З.Теория организации: учеб. для студентов вузов / Б.З. Мильнер. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 864 с.

9. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организа- ции: учеб. пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко. - М.: Кнорус, 2009. - 296 с.

10. Синякова М. Г.Теория организации: учеб.-метод. ком- плекс / М.Г. Синякова; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатерин- бург: [б. и.], 2007. - 179 с.



11. Электронный справочник «Теория организации». Руссобит-Паблишинг. 2005 (1 CD).
10. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения, информационных справочных и поисковых систем (при необходимости):

  1. Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс».

  2. Справочно-правовая система «Гарант»: [Электронный ресурс] / НПП «Гарант-Сервис».


11.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины:

  1. Таткнигофонд:http://www.tatknigafund.ru/?locale=ru

  2. Институт истории Академии наук Республики Татарстан http://www.tataroved.ru/institut/

  3. Образовательный ресурс: www.alleng.ru


12. Описание материально-технического обеспечения.

Для проведения занятий по курсу требуется: аудитория для лекционных и семинарских занятий, компьютерный класс с выходом в Интернет. Для проведения презентаций во время лекций и семинаров – экран и мультимедийное оборудование.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница