4.4. Аннотации учебных и рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
«История»
1. Цели дисциплины: -
изучение российской истории в контексте мировой цивилизации;
-
выявление общего и особенного в российской истории;
-
формирование представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней.
Курс «Отечественная история» построен по проблемно-хронологическому принципу. Материал излагается в форме сравнительного анализа. Это позволяет студентам получить представление об основных этапах мирового цивилизационного процесса. Вместе с тем первоочередное внимание в курсе уделяется изучению характерных особенностей исторического развития России, что особенно важно для более адекватного понимания процессов, происходящих в нашей стране и мире в настоящее время.
Для освоения дисциплины «Отечественная история» студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности, сформированные в процессе изучения предмета «История» на предыдущем уровне образования.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-
понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15),
-
способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
-
готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий окружающих людей, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям всех народов (ОК-14);
-
определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1),
-
анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2),
-
характеризовать модели общественного развития (СК-3),
-
соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8);
-
способен использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-12);
-
готов соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически;
-
Общая трудоемкость дисциплины составляет
-
Разработчик: Е.П. Хорькова, к.ф.н., доцент
«Философия»
1. Цель дисциплины: обобщение и систематизация философского и формирование собственного мировоззрения, которое позволит молодому человеку ориентироваться в современном пространстве и мире.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла (Б1. 1.1.2.).
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, сформированные в процессе освоения дисциплин «Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире», «Социология и политология».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой подготовки в сфере гуманитарной и социальной основы жизнедеятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способность использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
- овладение моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3).
В результате изучения студент должен:
знать:
- методологические основы научного познания;
- социокультурные закономерности и особенности межкультурных взаимодействий;
- особенности современного состояния философской науки, ее места в системе гуманитарных наук.
уметь:
- выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;
- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;
- аргументировано защищать собственную точку зрения по поводу философских проблем современного ее состояния;
владеть:
- терминологией философской науки, ее содержанием и понятийным аппаратом;
- методами философского познания окружающего мира;
- практикой применения философских положений в современных условиях.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу.
5. Разработчик: Г.М. Тихонов, д. фил. наук
«Культура речи»
1. Цель дисциплины:
Цель освоения дисциплины «Культура речи» - формировать у студентов коммуникативную компетентность посредством получения ими знаний основ речевой культуры, приобретения умений свободно и грамотно использовать языковые средства в сфере профессиональной и бытовой коммуникации.
2. Задачи дисциплины:
- формирование навыков осознанного соблюдения основных норм русского языка (орфоэпических, акцентологических, лексических, грамматических, стилистических);
- формирование навыков активного оперирования «словарем культурного человека» («культурной грамотностью»);
- формирование умений варьировать выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения;
- формирование умения подготовить и провести публичное выступление, строить дискутивно-полемическую речь.
3. Место дисциплины в структуре ООП.
Культура речи как учебная дисциплина входит в базовую часть, в гуманитарный, социальный и экономический цикл образовательных программ. Она имеет практическую направленность – на актуализацию и обобщение знаний о русском языке, на приведение учащихся к осознанию необходимости постоянной работы над совершенствованием своей речи: повышением грамотности, развитием таких качеств, как богатство, точность, логичность, выразительность, ясность речи и др.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- способностью к письменной и устной коммуникации на государственном языке;
- владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
-
особенности культуры речи как науки, ее место в ряду других наук;
-
основные нормы современного русского литературного языка;
-
функциональные стили современного русского литературного языка в их взаимодействии;
-
основные нормы современного речевого этикета;
-
этапы подготовки и правила построения публичного выступления, правила ведения дискуссии и деловой беседы;
уметь:
-
осуществлять коммуникацию на основе знаний основных норм современного русского литературного языка;
-
строить связную речь с учетом особенностей речевой ситуации;
-
подготовить публичное выступление, провести диспут, дискуссию, полемику с учетом знаний, касающихся культуры ведения спора;
владеть:
-
способами организации эффективной устной и письменной коммуникации на русском языке;
-
способами построения речи, основанными на эффективном использовании коммуникативных качеств речи;
-
способами построения речи в ее устной и письменной форме в зависимости от сферы и ситуации общения.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу.
5. Разработчик: Куракина А.О., к.п.н, доцент
«Экономика образования»
1. Цель дисциплины: формирование у студентов навыков экономического мышления, способности ориентироваться в системах хозяйства и типах экономической организации, использовать экономические знания в практической профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу дисциплин (Б1. 1.1.6).
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, сформированные в процессе освоения дисциплины «Философия».
Освоение данной дисциплины является необходимой основой подготовки в сфере экономической и социальной основы жизнедеятельности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- готовности использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-4).
В результате изучения студент должен:
знать:
– методологические основы научного познания;
-сущность основных экономических явлений и законов;
- фундаментальные положения экономической теории, ее принципы и методы.
уметь:
- последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;
- оценивать модели экономического развития и варианты реформирования
современного экономического пространства;
- применять полученные экономические знания в практической деятельности по
управлению экономикой образовательного учреждения.
владеть:
- методами оценивания экономической ситуации, исходя из основ экономической
теории;
- основами принятия экономических решений в образовательной практике.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу.
5. Разработчик: Е.П. Хорькова, к.филос.наук
«Образовательное право»
-
Цель дисциплины: Усвоение правовых норм, регламентирующих образовательные, управленческие, трудовые и иные отношения в образовательном учреждении с целью обеспечения реализации государственной политики в области образования, конституционного права граждан на образование, а также осуществления защиты и гарантий их прав, интересов и свобод в области образования.
-
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Образовательное право» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла.
Курс призван помочь будущим педагогам понять роль специальных отраслей права в профессиональной деятельности, обобщить представления о системе образовательных учреждений в России, уметь оценивать и самостоятельно анализировать различные правовые нормы и применять их на практике.
-
Требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения предлагаемого курса студент должен
знать:
-
права и свободы человека и гражданина в сфере образования, механизмы их реализации;
-
основные проблемы правового регулирования сферы своей профессиональной деятельности;
-
иметь представление об основах системы образования в России;
-
основные международные акты, принятые по вопросам образования;
-
систему законодательства об образовании в Российской Федерации
-
понятие государственного образовательного стандарта, структуру, содержание;
-
понятие образовательной программы, структуру, содержание;
-
понятие и правовой статус образовательного учреждения;
-
типы и виды образовательных учреждений в России;
-
основы правового статуса обучающихся и работников образовательных учреждений;
-
основы организации образовательного процесса в РФ;
-
виды документов об образовании и порядок их выдачи.
уметь:
-
правильно толковать законы и иные нормативные правовые акты, принятые по вопросам образования;
-
использовать изученные нормативно-правовые документы в профессиональной деятельности;
-
оперировать юридическими понятиями и категориями;
-
анализировать юридические юридические факты и возникающие в
-
связи с ними правовые отношения;
-
анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
-
принимать решения и совершать юридические действия в соответствии с законом.
владеть:
-
юридической терминологией;
-
Понятийным аппаратом образовательного права;
-
навыками работы с правовыми актами;
-
навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений.
-
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу.
-
Разработчик: Т.Е. Щенина, к.ю.н., доцент
«История и культура Удмуртии»
1. Цель дисциплины: формирование готовности к применению знаний в области истории и культуры Удмуртии в профессиональной деятельности.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «История и культура Удмуртии» относится к вариативной части гуманитарного, социального и экономического цикла (1.2.2.) профиля «Дошкольное образование». Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, сформированные в процессе освоения дисциплин «История Удмуртии», «Краеведение».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
а) общекультурных компетенций (ОК):
-
владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
-
способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
-
способность логически верно строить устную и письменную речь (ОК-6);
-
готовность использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готовность работать с компьютером как средством управления информацией (ОК-8);
-
способность использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики (ОК-16);
б) профессиональных компетенций (ПК):
-
готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);
-
готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнёрами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);
-
готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7);
В результате изучения студент должен:
знать:
-
основные события и факты из истории народов Удмуртской Республики;
-
наиболее важные сведения о традиционной культуре народов Удмуртии: об обычаях, обрядах, фольклоре и некоторых видах профессионального искусства.
уметь:
-
исследовать семейные и календарные обряды народов Удмуртии;
-
проводить презентацию национальных блюд, песен, костюмов и т.д.;
владеть:
-
методикой сбора фольклорного материала;
-
организационно-деятельностными умениями, необходимыми для работы по интеграции национальных традиций в педагогический процесс.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачётные единицы.
5. Разработчик: Р.А Кузнецова, к.п.н., доцент
«Методика подготовки и защиты выпускной квалификационной работы»
1. Цель дисциплины: ознакомление студентов с системным подходом к изучению закономерностей выполнения выпускной квалификационной работы.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Методика подготовки и защиты выпускной квалификационной работы» относится к вариативной части профессионального блока (3.3.6.).
Материал дисциплины базируется на знании основных положений философии, теории педагогической психологии, общей и социальной педагогики, теории социальной работы, создает необходимую теоретическую базу для выполнения заданий на практике, в исследовательской работе по социально-педагогической, психолого-педагогической и педагогической тематике.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
-
способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования, способность к овладению основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером (ОК-4);
-
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОПК-2);
-
готовность к сбору, анализу и систематизации информации в сфере профессиональной деятельности (ПК-9).
В результате изучения студент должен:
знать:
-
роль науки и научного исследования в развитии общества и сферы образования;
-
основы организации опытно-экспериментальной и исследовательской работы в сфере образования;
уметь:
-
корректно выражать и аргументировано обосновывать положения предметной области знания;
-
выделять и формулировать гипотезу исследования;
-
интерпретировать результаты исследования;
владеть:
-
аналитическими и исследовательскими умениями;
-
формами и методами научного познания;
-
современными методами поиска, обработки и использования научной информации;
-
методами психолого-педагогического исследования, умениями качественного анализа экспериментальных данных;
-
статистическим методом обработки и анализа экспериментальных данных;
-
способами оформления и презентации выпускной квалификационной работы.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчик:
д.п.н., доцент, профессор кафедры педагогики Гришанова И.А.
«Информационные технологии в образовании»
1. Цель дисциплины: Целью курса является подготовка бакалавра, владеющего современными информационными технологиями в объеме, требуемом для эффективного выполнения профессиональных функций.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Информационные технологии в образовании» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла и строится на базе практических знаний, полученных учащимися в средней общеобразовательной школе и колледже в рамках предмета «Информационные технологии в образовании».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
В процессе освоения данной дисциплины студент формирует и демонстрирует следующие компетенции в педагогической деятельности:
-
Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
-
Способен использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной деятельности, применять методы математической обработки информации, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4);
-
Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информации (ОК-8);
-
Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
-
Способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);
-
Готов применять информационные технологии и соответствующие методы обучения для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-2);
-
Способен применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения учащихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3);
-
Способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
В результате изучения дисциплины студент должен
-
Основные характеристики естественнонаучной картины мира, место и роль человека в природе;
-
Основные способы математической обработки информации;
-
Основы компьютерной грамотности;
-
Основы современных информационно-коммуникационных технологий сбора, обработки и представления информации;
-
Понятие «ИКТ», «Информатизация образования», «Средства информационно-коммуникационных технологий».
-
Формы представления информации;
Уметь:
-
Применять естественнонаучные знания в учебной и профессиональной деятельности;
-
Использовать современные информационно-коммуникационные технологии (включая глобальные компьютерные сети) для сбора, обработки и анализа информации;
-
работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
-
применять информационные технологии и соответствующие методы обучения для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса
Владеть:
-
Навыками работы с основными программными средствами общего и профессионального назначения;
-
Навыками работы с персональным компьютером и периферийными устройствами;
-
Навыками работы с основными программами, установленными в программном обеспечении;
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы.
5. Разработчик: Осипова К.А.
«Естественнонаучная картина мира»
1. Цель дисциплины:
Цель освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» - формирование у студентов общекультурных компетентностей путем развития естественнонаучных знаний и умений, основанных на принципах универсального эволюционизма и синергетики в соответствии к живой и неживой природе.
Задачи дисциплины:
- понимать специфику естественнонаучного и гуманитарного мировоззрений;
- понимать физические и химические фундаментальные концепции развития природы;
- понимать системность и структурность организации материи.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Дисциплина «Естественнонаучная картина мира» относится к базовой части математического и естественнонаучного цикла дисциплин (2.1.3.).
Для освоения дисциплины «Естественнонаучная картина мира» студенты используют знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения естественных дисциплин на предыдущем уровне образования.
Дисциплина является основной для изучения дисциплины вариативной части профессионального цикла.
Поделитесь с Вашими друзьями: |