1. Цель и задачи освоения дисциплины



страница1/5
Дата27.05.2016
Размер0.94 Mb.
  1   2   3   4   5



1. Цель и задачи освоения дисциплины

Клиническая лабораторная диагностика поставляет практическому здравоохранению около 80% объёма объективной диагностической информации, необходимой для постановки диагноза и контроля за эффективностью проводимой терапии. Для успешного применения новейших методов лабораторной диагностики врач должен знать физиологические закономерности функционирования организма.


1.1. Цель преподавания дисциплины.

- сформировать системные знания о жизнедеятельности организма как целого, его взаимодействии с внешней средой и динамике жизненных процессов, гомеостазе;

- формирование у студентов знаний и умений, необходимых при изучении последующих дисциплин;

- дать представление об основных закономерностях функционирования систем организма и механизмах их регуляции;

- способствовать формированию философского диалектико-материалистического мировоззрения в понимании сущности физиологических процессов и общих биологических законов.
2. Место дисциплины в структуре ООП

2.1. Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 30.05.01 «Медицинская биохимия» (квалификация «специалист»)

Дисциплина «Физиологические основы клинической лабораторной диагностики» относится к дисциплине по выбору математического, естественнонаучного цикла, вариативная часть.

2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:



№ п/п

Наименование дисциплины

Перечень тем, необходимые для изучения дисциплины нормальной физиологии

1

Философия

Мировоззренческая и методологическая функции философии. Основные законы и категории философии. Познание как отражение действитель­ности. Методы и формы научного познания. Различ­ные концепции познания. Религиозное, атеистиче­ское, моральное сознание, наука и культура. Мате­рия и сознание.

2

Латинский язык

Основы медицинской терминологии

3

Биология


Биология клетки. Инди­видуальное развитие, типы, периоды развития. Эле­ментарные процессы организма. Старение организ­ма. Общие проблемы здоровья человека. Регенера­ция как структурная основа гомеостазиса.

4

Химия, биохимия


Осмотическое и онкотическое давление, ос­новные классы природных органических соедине­ний, их обмен (белки, нуклеиновые кислоты, угле­воды, липиды). Витамины, ферменты, гормоны. Биохимия печени, крови, почек, мочи, нервной и мышечной тканей. Биоло­гическое окисление.

5

Физика

Термодинамика открытых систем, потоки ве­щества, энергии, информации. Электрические свойства нервных проводников. Организм как система ав­томатического управления. Гидродинамика, биоме­ханика. Акустика, оптика, электричество.

6

Анатомия

человека


Строение периферической и центральной нервной системы. Морфофункциональная характе­ристика систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мышечной, мочеполовой, эндокринной, органов чувств.

7

Гистология с эмбри­ологией и цитологи­ей

Эмбриология, цитология. Эпителиальная,
соединительная ткани. Кровь. Мышечная и нервная ткани. Нервная система. Сердечно-сосудистая, эндокринная, дыхательная, пищеварительная, выделительная и половая системы, органы чувств, кроветворения

8

Физиология

Физиология органов и систем. Регуляция функций систем организма.


3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

понимание сущности физиологических процессов и общих биологических законов;


Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:


Коды формируемых компетенций

Компетенции

Общекультурные компетенции

ОК-1

  1. Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

ОК-5

  1. Способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.

ОК-8

  1. Способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдения правил врачебной этики, сохранения врачебной тайны, соблюдения законов и нормативных правовых актов по работе с конфиденциальной информацией.

Профессиональные компетенции

ПК-1

  1. Способностью и готовностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности, анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность;

ПК-2

  1. Способностью и готовностью к анализу медицинской информации при помощи системного подхода, к восприятию инноваций в целях совершенствования своей профессиональной деятельности, к использованию полученных теоретических, методических знаний и умений по фундаментальным естественнонаучным, медико-биологическим, клиническим и специальным дисциплинам, в научно-исследовательской, лечебно-диагностической, педагогической и других видах работ;

ПК-20

  1. Способностью и готовностью анализировать состояние здоровья населения, пропагандировать здоровый образ жизни, объяснять действие на здоровье человека вредных привычек и экологических факторов, необходимость профилактики различных заболеваний, применять методы физической культуры для улучшения здоровья, работоспособности и хорошего самочувствия;

ПК-29

  1. Способностью и готовностью использовать в профессиональной деятельности современные медико-биологические, исследовательские, информационные и организационные технологии;


В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

  • цель, задачи дисциплины, ее значение для своей будущей профессиональной деятельности;

  • базисные физиологические процессы, протекающие на молекулярно-клеточном уровне;

  • основные нормативные показатели физиологических функций организма;

  • общие физиологические закономерности, лежащие в основе процессов жизнедеятельности организма;

  • закономерности функционирования и механизмы регуляции деятельности клеток, тканей, органов, систем здорового организма, рассматриваемые с позиций общей и частной физиологии, интегративной деятельности человека;

  • организацию функциональных систем, поддерживающих относительное постоянство внутренней среды организма, их исполнительные механизмы и регуляторные воздействия;

  • сущность следующих методик исследования различных функций организма:

  • клиническое лабораторное исследование секреторной функции ЖКТ

  • клиническое лабораторное исследование выделительной функции почек;

  • клиническое лабораторное исследование функции системы кровообращения;

  • клиническое лабораторное исследование эндокринной системы;

  • клиническое лабораторное исследование гемостаза;

  • клиническое лабораторное исследование констант крови.


Уметь:

  • найти необходимый раздел по физиологии в справочной литературе

  • объяснить значение физиологии в понимании клинической лабораторной диагностики

  • ориентироваться в основной физиологической терминологии

  • пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;

  • интерпретировать результаты лабораторных исследований;

  • студент должен уметь объяснить суть и применять следующие методики исследования функций здорового организма:

  • определение осмотической резистентности эритроцитов,

  • определение количества гемоглобина,

  • определение количества эритроцитов,

  • определение количества лейкоцитов,

  • определение скорости свертывания крови и времени кровотечения,

  • определение групп крови в системе АВ0 и резус-принадлежность,

  • определение скорости оседания эритроцитов (СОЭ).


Владеть:

  • подготовкой реферативных сообщений по физиологии,

  • составлением доклада, презентации по физиологии,

  • отвечать на поставленные вопросы по сделанному сообщению в контексте научных физиологических достижений,

  • анализом и оценкой показателей методов исследования функций здорового человека:

  • общий анализ крови,

  • определение группы крови по системе АВ0 и резус-фактору,

  • общий анализ мочи,

  • методики количественной оценки механизмов мочеобразования (клиренсов различных веществ, проба Реберга).


4. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,0 зачетных единицы.


Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

96

5

В том числе:







Лекции (Л)

32




Практические занятия (ПЗ)

64




Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







Самостоятельная работа (всего)

12




Экзамен

зачет

5

Общая трудоемкость (час.)


108





5. Содержание дисциплины:
5.1. Содержание разделов дисциплины



п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела

1.

Роль физиологии в клинической лабораторной диагностике (КЛД). Проблемы эффективности лабораторных исследований Понятие норма в КЛД

1.1. Лабораторная диагностика - это раздел клинической диагностики, который изучает и оценивает физиологическое и патологическое состояние организма, обнаруживает заболевание, клеточный и химический состав, биологические свойства тканей и жидкостей, возбудителей болезней; поставляет практическому здравоохранению около 80% объёма объективной диагностической информации, необходимой для своевременного принятия правильного клинического решения и контроля за эффективностью проводимой терапии.

1.2. Биологические факторы, влияющие на анализы: возраст, пол, этнос, беременность, положение тела; хронобиологические (биологические ритмы - циркадные, сезонные, менструальный цикл); потребление пищи, голодание, физическая активность, стресс, курение, прием алкоголя.

Принципы выбора методов исследования для повседневной работы: информативность, надежность, своевременность, экономичность.



1.3. История развития лабораторной диагностики.

2.

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики общего анализа крови

2.1.Референтные значения основных показателей крови.

2.2. Физико-химические свойства крови. Объем крови и волемические состояния. Вязкость крови. Осмотические свойства крови. Понятия осмолярности и осмоляльности растворов. Расчет осмоляльности внеклеточной жидкости. Химический состав крови: белки плазмы крови, факторы влияющие на концентрацию общего белка в крови. Клинико-диагностическое значение изменений общего содержания белка плазмы крови. Причины гипо- и гиперальбуминемии. Кислотно-основное состояние крови.

2.3. Клинический анализ крови — диагностика количественных и качественных изменений клеток крови (эритроцитов, лейкоцитов и тромбоцитов). Физиологическая роль форменных элементов крови. Гемоглобин, кислородно-транспортная функция.

2.4. Методы лабораторной диагностики форменных элементов крови: ручной, анализаторный.

3.

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики системы гемостаза.

Группы крови



3.1. Основы функционирования системы гемостаза. Регуляция агрегационного состояния крови.

3.2.Методы исследования сосудисто-тромбоцитарного звена системы гемостаза:

  • измерение числа и функции тромбоцитов (адгезия, агрегация) путем микроскопии или с использованием гематологических анализаторов,

  • роль фактор фон Виллебранда,

  • лабораторная диагностика тромбоцитарных нарушений.

3.3. Методы исследования плазменно-коагуляционного компонента гемостаза

Принципы клоттинговых и хромогенных методов. Методы исследования коагуляционного гемостаза. I фаза (АЧТВ, Фактор XII, Фактор XI, Фактор IX). II фаза плазменного гемостаза (протромбиновое время, фактор V). III фаза (фибриноген, Фактор XIII, тромбиновое время).



3.4.Физиологические антикоагулянты. Антитромбин III. Протеин С. Протенин S. Принципы антикоагулянтная и гемостатической терапии. Лабораторный контроль за антикоагулянтной терапией. Лабораторный контроль за гемостатической терапией.

3.5. Плазминовая (фибринолитическая система). Плазминоген. α2 – антиплазмин. Продукты деградации фибриногена/ фибрина. ПДФ. D -димер.

3.6. Группы крови. Резус фактор. Правила переливания групп крови.

4.

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики эндокринной системы

Клинико-лабораторная диагностика гормонов:

4.1.Щитовидной железы:

Трийодтиронин (Т3).

Тетрайодтиронин (тироксин, Т4).

ТТГ, ТЛ


Антитела к тиреоидной пероксидазе (АТ к ТПО).

Антитела к тиреоглобулину (АТ к ТГ)

Антитела к рецепторам ТТГ (АТ к рец. ТТГ).

4.2.Поджелудочной железы.

С- пептид, инсулин, гликозилированный гемоглобин



4.3. Половых желез, физиологические аспекты проблемы бесплодия

прогнозирование успешности ЭКО

ФСГ (фолликулостимулирующий гормон), ЛГ (лютеинизирующий гормон), пролактин, эстрадиол, прогестерон, тестостерон, ДЭА-сульфат, антимюллеров гормон (АМГ), ингибин В

4.4. Надпочечников: альдостерон, глюкокортикоидные, адреналин, норадреналин

4.5. Оценка спермаобразующей функции яичек: ингибин В, ингибирующее вещество Мюллера, оценка транспортной функции тестостерона (глобулин, связывающий половые гормоны) . Оценка функции яичников: ингибин В, гормоны плаценты, эстрогены.



5.

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики обмена веществ

Белковый обмен в КЛД. Гормональная регуляция белкового обмена. Биосинтез белков. Белки плазмы крови. Исследование белковых фракций. Исследование белков в моче.

Углеводный обмен в КЛД. Гормональная регуляция. Гликированный гемоглобин.

Липидный обмен в КЛД. Гормональная регуляция липидного обмена. Функции липидов, классификация. Методы диагностики липидов

6.

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики сердечно-сосудистой системы

5.1. Механизмы регуляции артериального давлении. Долговременные механизмы регуляции артериального давления. Ренин-ангиотензин альдестероновый каскад. Ангиотензин 1, 2, 3, 4. Рецепторы к ангиотензину 2 - AT1-R, AT2-R, AT3, AT4.

5.2. Сократительная функция миокарда. Гуморальные факторы регуляции сократительной функции миокарда.

- Сердечные тропонины (Тп) Т и I - специфичные и чувствительные маркеры миокардиального повреждения.



5.3. Прогнозирование нарушений сократительной функции миокарда.

- N–концевой предсердный натрий–уретический пептид (ПНП), мозговой натрий–уретический пептид (МНУП или BNP) и его предшественник, N–концевой МНУП (NT–pro BNP) в диагностике и лечении ХСН



7

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики функционального состояния почек.

6.1. Физико-химическое исследование мочи. Диурез: полиурия, олигоурия, анурия. Понятие о клиренсе. Относительная плотность мочи: диапазон колебаний; зависимость между осмолярностью мочи и ее относительной плотностью; патологические факторы, повышающие относительную плотность мочи; гипостенурия, изостенурия, гиперстенурия. Окраска, прозрачность. Реакция среды.

Анализ мочи по Нечипоренко

Проба Реберга-Тареева - определение скорости клубочковой фильтрации (СКФ) Клиренс-тесты.

Пробы на «разведение и концентрацию мочи»: Проба Фольгарда (проба с сухоедением), относительная плотность мочи,

Проба Зимницкого, метод определения массы действующих нефронов.

6.2. Химические исследования мочи. Качественное и количественное определение белка в моче. Патологическая и функциональная протеинурия. Глюкозурия: гипергликемическая и ренальная. Кетонурия.

Оценка азотовыделительной функции почек: мочевина: нормальное содержание в сыворотке крови. Преренальная, ренальная и постренальная уремия (азотемия). Креатинин. Клиренс креатинина. Гиперкреатининемия как показатель снижения клубочковой ультрафильтрации. Факторы, влияющие на концентрацию креатинина в сыворотке крови. Гиперурикемия. Причины сниженной мочевой экскреции уратов. Средние молекулы как продукты неполного неферментного гидролиза белков тканей и крови. Увеличение их содержания в крови при почечной недостаточности.

8.

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики системы пищеварения.

Функции желудка:

Антитела к париетальным клеткам желудка, антитела к внутреннему фактору Касла, антитела к H. рylori, гастро-5-лайн иммуноблот.



Функции поджелудочной железы

Панкреатические ферменты, Эластаза-1, С-пептид.



Функции печени:

Белковообразовательная функция печени и ее клиническая диагностика. Альбумины, фибриноген, протромбин, гаптоглобин, церулоплазмин, α1-антитрипсин.

Энергетическая функция печени. Печень и поддержание физиологического уровня глюкозы в крови. Роль печени в обмене липидов. Кетогенез как специфическая функция печени

Функции кишечника;

Диагностика целиакии, антитела к глиадину, антитела к глиадину sIgA/IgA в кале, антитела к тканевой трансглутаминазе , Антитела к эндомизию, антитела к тканевой трансглутаминазе в кале, IgA-антитела к эпидермальной тканевой трансглутаминазе, зонулин, антитела к лизоциму, антитела к лактоферрину, лизоцим в кале, Лактоферрин в кале, миелопероксидаза в кале, эластаза полиморфнонуклеарных лейкоцитов в кале, неоптерин, β-дефензин 2 в кале, кальпротектин в кале, альбумин в кале, секреторный IgA в кале, антиген H. pylori в кале, иммуноблот, эозинофильный нейротоксин в кале, α1-антитрипсин в кале, комплекс гемоглобин/гаптоглобин в кале, антитела к антигенам гельминтов



9.

Клиническая лабораторная диагностика факторов стимуляции физиологических функций, проблема допинга в спортивной медицине.

Пульсооксиметр, гемоглобин, современные диагностические процедуры и методики допинг-контроля:

  • анаболические андрогенные стероиды,

  • эритропоэтин (ЭПО),

  • гормон роста,

  • гонадотропин;кортикотропин,

  • инсулин;

  • бета-2 агонисты,

  • диуретики.

5.2. Разделы дисциплин и виды занятий





Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Роль физиологии в клинической лабораторной диагностике (КЛД). Проблемы эффективности лабораторных исследований Понятие норма в КЛД.

2

4










1

7

2

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики общего анализа крови.

8

12










2

22

3

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики системы гемостаза.

Группы крови.



6

10










2

18

4

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики эндокринной системы.

6

10










1

17

5

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики обмена веществ.

4

10













14

6

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики сердечно-сосудистой системы.

2

6










1

9

7

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики функционального состояния почек.

2

6










1

9

8

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики системы пищеварения.

2

6










1

9

9

Клиническая лабораторная диагностика факторов стимуляции физиологических функций, проблема допинга в спортивной медицине.
















3

3


6. Интерактивные формы проведения занятий



п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Роль физиологии в клинической лабораторной диагностике (КЛД). Проблемы эффективности лабораторных исследований Понятие норма в КЛД.

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

0,5 час

2

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики общего анализа крови.

Работа в малых группах при решении ситуационных задач. Работа в малых группах при обсуждении результатов практических работ.

1 час

3

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики системы гемостаза.

Группы крови.



Работа в малых группах при решении ситуационных задач. Работа в малых группах при обсуждении результатов практических работ.

1 час

4

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики эндокринной системы.

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

0,5 час

5

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики обмена веществ.

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

0,5 час

6

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики сердечно-сосудистой системы.

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

0,5 час

7

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики функционального состояния почек.

Работа в малых группах при решении ситуационных задач. Работа в малых группах при обсуждении результатов практических работ.

1 час

8

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики системы пищеварения.

Работа в малых группах при решении ситуационных задач

5,5 час

Итого (час.)

5 час

Итого (% от аудиторных занятий)

5,7 %


7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

Формы контроля

1

Роль физиологии в клинической лабораторной диагностике (КЛД). Проблемы эффективности лабораторных исследований Понятие норма в КЛД.

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях.

2

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики общего анализа крови.

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях

3

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики системы гемостаза.

Группы крови.



Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях

4

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики эндокринной системы.

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях

5

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики обмена веществ.

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях

6

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики сердечно-сосудистой системы.

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях

7

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики функционального состояния почек.

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях

8

Физиологические основы клинической лабораторной диагностики системы пищеварения.

Подготовка реферативных сообщений, докладов, презентаций

Разбор сообщений на занятиях

9.

Клиническая лабораторная диагностика факторов стимуляции физиологических функций, проблема допинга в спортивной медицине.

Подготовка реферативных сообщений.

Проверка реферативных сообщений


8. Формы контроля
8.1. Формы текущего контроля

- устные (собеседование, доклад, защита проектов)

- письменные (проверка курсовых работ, рефератов, решение ситуационных задач).
8.2. Формы промежуточной аттестации (зачета)

Этапы проведения зачета:

1 этап – проверка практических навыков

2 этап – тестирование по дисциплине;

3 этап – собеседование.
9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

9.1. Основная литература

1. Медицинская физиология/ под.ред А.Гайтона.- Москва., «Логосфера», 2008.-1296с.

2. Орлов Р.С. Нормальная физиология: учеб. для студентов мед. вузов / Р.С. Орлов, А.Д. Ноздрачев; науч. ред. Э.Г. Улумбеков. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2009. - 687 с.

3. Современный курс классической физиологии-Под ред Ю.В. Наточина и. и В.А. Ткачука М. «ГЭОТАР-Медиа» 2008



9.2. Дополнительная литература

1. Камкин А. Г. Физиология и молекулярная биология мембран клеток : учеб. пособие для студентов мед. вузов / А. Г. Камкин, И. С. Киселева. - М. : ИЦ Академия, 2008. - 584 с.

2. Павлов А.Д. Эритропоэз, эритропоэтин, железо : Молекулярные и клинические аспекты/ А. Д. Павлов, Е. Ф. Морщакова, А. Г. Румянцев. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 299 с.

3. Кишкун, А. А. Клиническая лабораторная диагностика: учеб.пособие / А. А. Кишкун. М. : ГЭОТАР - Медиа, 2008. - 720 с.

4. Хиггинс, К. Расшифровка клинических лабораторных анализов Understanding Laboratoring Investigations / К. Хиггинс ; пер. с англ. Е. К. Вишневской, Н. Н. Поповой ; под ред. В. Л. Эмануэля. -3-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. -376 с.

5. Никулин Б.А., Родионова И.И.  Биохимический контроль в спорте: науч.-метод. пособие/  М.: Советский спорт, 2011. – 232 с.

6. Руненко С.Д., Таламбум Е.А., Ачкасов Е.Е. Исследование и оценка функционального состояния спортсменов: Учебное пособие для студентов лечебных и педиатрических факультетов медицинских вузов / М.: Профиль – 2С, 2010, 72 с.

9.3. Программное обеспечение и Интернет ресурсы

1. Леках В.А. Ключ к пониманию физиологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов / В.А. Леках. – М.: «Эдиториал УРСС», 2002. – URL: http://lib.prometey.org/?id=14264

2. Физиология человека и животных: практикум: учеб. пособие для студентов мед. вузов / под ред. В.Н. Гурина. – «Электронная книга БГУ»:, 2001. – URL: http://anubis.bsu.by/publications/elresources/Biology/Gurin.pdf.

3. Физиология // http://physiology.sgu.ru/node/18

4. Смольянникова Н. В.Анатомия и физиология [Электронный ресурс] : учебник. / Н. В. Смольянникова, Е. Ф. Фалина, В. А. Сагун - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 576 с. : ил. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970408759.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c

5. Орлов Р. С. Нормальная физиология [Электронный ресурс] : учебник/ Р. С Орлов, А. Д Ноздрачёв - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. - 688 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970410653.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c

6. Нормальная физиология [Электронный ресурс] : учебник / под ред. К. В. Судакова; К. В. Судаков [и др.] - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 880 с.: ил. Режим доступа: ttp://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970419656.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c

7. Орлов Р. С. Нормальная физиология [Электронный ресурс]: учебник / Р. С.Орлов, А. Д. Ноздрачев - 2-е изд., исправл. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 832 с. Режим доступа: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970416624.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c

8. Физиология и основы анатомии: учебник / под ред. А. В. Котова, Т. Н. Лосевой. - М.: " "Медицина", 2011. - 1056 с.: ил. Режим доступа: ttp://www.studmedlib.ru/book/ISBN5225034683.html?SSr=020133029e125f5d7e9e55c

10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
10.1. Оборудованные аудитории:

- три аудитории, оборудованные компьютерами с подключением к Интернету.


10.2. Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения:

  1. Аудиовизуальные - учебные фильмы

  • Физиология системы крови. Захаров Ю.М., д.м.н., проф., академик РАМН, председатель ЮУНЦ РАМН, зав.каф. нормальной физиологии Челябинской государственной медицинской академии.

  • Быстрые и медленные потенциалы действия в клетках сердца. Автоматия сердца. Розенштраух Л.В., д.б.н., академик РАН, чл.-корр. РАМН, зав.лаб. электрофизиологии Сердца отдела физиологии ИЭК ФГУ РКНПК МЗ РФ (Москва).

  • Общие вопросы физиологии эндокринной системы. Смирнова О.В., д.б.н., проф., в.н.с. лаб. эндокринологии каф. Физиологии человека и животных Биологического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова (Москва)

  • Физиология почки. Наточин Ю,В., д.б.н., проф., академик РАН, Президент Физиологического общества РФ им. И.П. Павлова, зав. лаб.физиологии почки и водно-солевого обмена Института Эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова РАН

  • Насосная функция сердца и ее регуляция. Капелько В.И., д.м.н., проф., зав. Лабораторией экспериментальной патологии сердца отдела физиологии ИЭК ФГУ РКНПК МЗ РФ.

  1. Технические:

  • гемометр Сали,

  • часовые стёкла,

  • счетные камеры Горяева,

  • световые микроскопы,

  • приборы Панченкова,

  • тарелочки для определения групп крови и резус фактора,

  • штативы,

  • пробирки,

  • тренажёры для определения групп крови,

  • капилляры

  1. Компьютерные:

  • компьютеры,

  • мультимедийные проекторы.


10.3. Обучающие компьютерные программы, используемые на практических занятиях:

  1. Программа для обучающего тестирования «TTester».

  2. Программы компьютерной симуляции «Виртуальная физиология», INTERNICH – выполнение практических работ по всем разделам физиологии.


10.4. Наглядные пособия:

- атласы по физиологии человека по всем разделам (40 шт.);

- таблицы по каждой теме (всего более 300 шт.).
10.5. Приборы и оборудование, необходимое для проведения практических занятий и изучения методик исследования различных функций организма:


№ п/п

Наименование оборудования

Кол-во



гемометр Сали

5



часовые стёкла

20



счетные камеры Горяева

10



световые микроскопы

5



приборы Панченкова

5



тарелочки для определения групп крови и резус фактора

5



штативы

10



пробирки

30



тренажёры для определения групп крови

5



капилляры

20



11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине

Анкета-отзыв на дисциплину по выбору «Физиологические основы клинической лабораторной диагностики» (анонимная)
Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине по выбору «Физиологические основы клинической лабораторной диагностики». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!
Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись

к.м.н., доцент кафедры нормальной физиологии и восстановительной медицины

Шерстенникова А.К.








































Рецензент (ы):




Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись


































Приложение №1 к рабочей учебной программе дисциплины

Каталог: student -> faculty -> faculty -> bio -> medbio -> student -> folder
folder -> 1. Цели и задачи изучения дисциплины
faculty -> Программа дисциплины по дисциплине «Этика и психология товароведной деятельности»
folder -> 1. Цели и задачи изучения дисциплины
folder -> «Врач-биохимик»
folder -> № лекции Тема лекции Количество часов 1 2 3 4 Общие вопросы билоэтики
folder -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины Целью освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф»
folder -> 1. Цель и задачи освоения дисциплины Цель изучения электива


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница