1. Биологические модели психической нормы и патологии в психиатрии. Критический анализ



страница1/3
Дата24.04.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3
1. Биологические модели психической нормы и патологии в психиатрии. Критический анализ.

В XIX веке психиатрия примкнула к естественнонаучной медицине и позаимствовала строго биомедицинскую модель болезни. Болезни духа – это тоже болезни головного мозга, - такова воинственная позиция ведущих психиатров второй половины XIX века; а значит, базисное нарушение, «дефект» всегда имеет соматическую природу. Благодаря этой модели ряд необъяснимых прежде состояний духа и души удалось свести к центральному органическому нарушению. Пример – прогрессивный паралич, которsй впервые был отграничен как отдельная нозологическая единица в 1825 году Бейлем и в 1913 году окончательно объяснен Ногучи и Муром как отдаленное последствие сифилитической инфекции.

Основным критерием нормы является отсутствие симптома. Различают следующие виды норм:

- статистическая норма – определяется посредством опытных среднеарифметических данных

- идеальная норма – имеет философское и мировоззренческое обоснование как «состояние совершенства» и постулирование как общезначимая

- социальная норма – предписанные обществом нормы поведения

- субъективная норма – для оценки изменений служат индивидуальные данные

- функциональная норма – как промежуточные функции для желаемых состояний «более высокого уровня».

В основе модели инфекционной болезни лежат постулаты Р. Коха:


  • Если этот микроорганизм вызывает данное заболевание, то он должен обнаруживаться у всех больных с данным заболеванием, а его распределение в организме должно соответствовать наблюдаемым повреждениям;

  • Данный микроорганизм должен поддаваться культивированию вне тела хозяина в чистой культуре в нескольких поколениях;

  • Чистая культура, выделенная таким образом должна воспроизводить болезнь у других организмов.

В контексте психологии нас интересует первый постулат.

Этиология – происхождение, а патогенез – механизм развития. Э. ведет за собой П. Сходные возбудители ведут к сходным заболеваниям.

Внешнее патогенное воздействие (этиология), и уровень компенсации гомеостатическими системами (патогенез) – взаимосвязаны в патологическом процессе.

Жалобы, отклонения физических функций и отклоняющееся от нормы поведения можно объяснить каким-то первичным расстройством или специфическим дефектом (возможно, пока неизвестным) – этот дефект имеется в индивиде и образует собственно болезнь – этот дефект можно объяснить однозначной причиной либо набором причин, всегда повторяющимся – согласно классической биомедицинской модели болезни, этот дефект (необязательно являющийся причиной) имеет соматическую природу.

Т.о., модель болезни предполагает следующую цепочку причин и следствий: причина – дефект – картина проявления – следствия.

Жалобы гипотетически обобщаются в некую нозологическую единицу, после чего ищут дефект, лежащий в основе данной единицы, и причину этого дефекта.

В практике врач должен соотнести жалобы и наблюдаемые у пациента отклонения с одной из многих нозологических единиц. Врачебная диагностика в этом плане понимается как такой процесс классификации. Сделав это, врач может перенести на своего пациента все, что он знает благодаря исследованиям о причинах, течении и возможностях лечения данной нозологической единицы. Т.о., врач не выясняет причины и не разрабатывает концепцию лечения в каждом отдельном случае.

Эндогенные заболевания, психические и соматические, – это болезни, обусловленные саморазвитием адаптивно-регуляторных систем вплоть до момента, когда данные системы не обеспечивают (в силу недоразвития или завершения каких-то биологических циклов и начала новых, либо вступают в фазу возрастного разрегулирования) необходимого уровня поддержания постоянства внутренней среды. При этом заурядные внешние воздействия приобретают патогенный характер.



2. Социально-нормативные модели нормы и патологии (антипсихиатрия и теория «ярлыков»). Критический анализ.

60-70-е годы – движение общественного протеста.

Теория Ярлыков (Labeling theory) в рамках модели – условность понятия «психическое расстройство».

Антипсихиатрия в рамках психиатрии.

Критика госпитализма. Развитие интегрированного обучения для детей.

Гипотезы Томаса Шефа: сначала возникает отклонение – человек не может снять ярлык.

Процесс этикетирования становится главным механизмом возникновения психопаталогий.

Стигматизация – закрепление и наклеивание ярлыка.

Понятие «псих. нормы и патологии» стало рассматриваться с точки зрения медицины и с точки зрения социальной позиции.

Статистический подход определяет норму как вариацию внутри определенной области характеристик. «Коридор нормы». (лекции)


Важное в данном подходе – акцентирование социальных переменных в возникновении и поддержании психических расстройств.

Согласно т. Ярлыков, навешивание кому-то ярлыка «душевнобольной» приводит лишь к возникновению настоящего расстройства. В результате навешивания ярлыка со стороны социального окружения и в конечном итоге благодаря постановке диагноза специалистами первичное расстройство – порой малозначительное отклонение от общего правила – превращается в настоящее расстройство, потому что человек принимает навязанную ему роль больного и чувствует себя (и ведет) соответственно, а окружающие обращаются с ним соответственно, признавая его только в этой роли. Т.о., получается, что роль больного существует без какой-либо болезни, а плохое самочувствие является в первую очередь следствием приписанной роли больного.

Психиатр Томас Шефф считает, что определение человека как «психически больного» - это не описание какого-то наблюдающегося в данный момент состояния, а приписывание диагноза и тем самым – роли больного. Концепцию психических расстройств (шизофрении) как болезни он называет мифом, аналогией, для которых нет никаких доказательств. Шефф видит в шизофрении социально неадекватное поведение, являющееся следствием нарушенной социализации в семье. Эту позицию разделяют и другие представители антипсихиатрии. В качестве главного условия, ответственного за возникновение психотического поведения, не обязательно рассматривается только семья, но и общество в целом. Т.о., центральный дефект видится уже не в личности, а в социальных группах или в обществе, вследствие чего модель болезни утрачивает свое значения.

Розенбаум – опыт с псевдопациентами. На основе симулирования всем псевдопациентам были поставлены диагнозы. Еще в одном исследовании было заявлено, что в клинике находятся псевдопациенты, хотя это было не так. В результате персонал выявил 10% псевдопациентов.

Существенный вклад антипсихиатрии заключается в том, что они вскрыли проблему социальной оценки психопатологических феноменов и диагностических категорий.

К недостаткам можно отнести сомнительность экспериментов.



3. Системные биопсихосоциальные модели психической патологии в современной психиатрии и клинической психологии.

Опираясь на теорию систем Берталанфи, Энгель рассматриват биопсихосоциальную модель как динамическое единство, включающее различные подструктуры, находящиеся в процессе постоянного изменения и взаимного влияния. Согласно Энгелю, эти подструктуры имеют иерархическую организацию, в основании которой лежат физикальные подсистемы (частицы и атомы), а далее следуют - органические системы (в виде клеток, органов и систем органов), личностные подсистемы (в виде переживаний и поведения личности), культурные и общественные системы вплоть до биосферы. Каждая система функционирует по собственным законам и поэтому для анализа феноменов каждого уровня необходимы специфические и адекватные этому уровню средства. Находящиеся в иерархическом единстве подсистемы состоят в непосредственном и постоянном контакте и взаимно влияют друг на друга, что выражается в постоянном взаимодействии органических, психологических и социо-культурных факторов. В их взаимовлиянии не существует простых линеарных причинно-следственных связей, все причинные связи комплексные и сложные.

Пример. Паническое расстройство – приступы тревожности; резкие вегетативные изменения (панические атаки).

Первому приступу панической атаки нередко предшествуют реальные физиологические изменения на фоне длительного недосыпания, физической нагрузки или же употребления чрезмерно крепкого кофе (биологический аспект). Сопровождающие функциональные физиологические нарушения ощущения могут вызвать чувство тревоги (психологический аспект), которая неизбежно приведет к усилению неприятных физиологических ощущений (биологический аспект). Это приводит к мысли о тяжелом заболевании и возможной внезапной смерти от сердечного приступа или же возникает страх сойти с ума (психологический аспект). Отметим, что вышеописанные физические состояния с большей вероятностью возникнут у человека с лабильной нервной системой, а тревожная реакция на них - у человека с повышенным уровнем тревожности. Таким образом, можно говорить о психологической и биологической предиспозиции или предрасположенности к данному расстройству. С другой стороны, страх за сердце имеет социальные истоки в нашем обществе, где сердечно-сосудистые заболевания лидируют как причина инвалидности и смерти, и об этом много пишется и говорится. Таким образом, можно говорить о социальной предиспозиции, которая способствует росту панических атак в обществе.

При этом многие больные стесняются своего состояния, тщательно скрывают свои проблемы от окружающих, так как не хотят проявлять слабость в присутствии других людей. Таким образом, они сокращают общение, начинают избегать социальных контактов и оказываются лишенными социальной поддержки (социальный аспект), что вторично приводит к росту тревоги и ухудшению состояния. Неопытный терапевт в поликлинике может поставить такому больному диагноз вегето-сосудистая дистония, не проинформировать об истинном генезе расстройства (социально-интеракциональный аспект), что также может вести к росту тревоги и ожидания тяжелых последствий. Таким образом, развивается стойкое, нередко на многие годы мучительное расстройство.

В рамках БПС модели снимается вопрос о главных факторах, важнее характер их взаимодействия (только в отношении конкретного случая может быть установлено соотношение).

Психическое расстройство (Bastine, 2000) – это психологический конструкт для определения комплексного феномена, который используется в различных социальных контекстах; этот констукт зависит от социальных оценок и конвнций и меняется в рамках существующих мед., юрид., полит. и общекультурного контекста. Не существует естественных природных критериев нормы и патологии. Эти критерии зависят от статистических, идеальных и функциональных критериев, касающихся психического здоровья, и можно обозначить как конвенции, в основе которых лежат научнообоснованные социо-культурные нормы.

Холмогорова, Гаранян






Депрессивные эмоциональные расстройства


Макросоциальный

Социальные ценности и стереотипы, способствующие росту отрицательных эмоций и затрудняющие их переработку

Культ успеха и достижения

Семейный

Особенности семейной системы, способствующие индуцированию, фиксации и трудностям переработки отрицательных эмоций

Закрытые семейные системы с симбиотическими связями

Высокие родительские требования и ожидания, высокий уровень критики

Межличностный

Трудности в построении близких отношений с людьми и получении эмоциональной поддержки

Высокие требования и ожидания от других людей

Личностный

Личностные установки, способствующие негативному восприятию жизни, себя, других и затрудняющие самопонимание

Перфекционизм, враждебность

Когнитивный

Когнитивные процессы, стимулирующие отрицательные эмоции и затрудняющие самопонимание

Депрессивная триада

Абсолютизация

Негативное селектирование, поляризация, сверхобобщение и т.д.

Поведенческий и симптоматический

Тяжелые эмоциональные состояния, неприятные физические ощущения и боли, социальная дезадаптация

Пассивность, тоска и недовольство собой, чувство разочарованности в других

Рассмотрение био-психо-социальной модели мы бы хотели завершить примером разработки такой модели применительно к шизофрении. Как считает автор этой модели Л.Чомпи, современный уровень знаний о шизофрении не согласуется с крепелиновской биологической моделью прогрессирующего органически обусловленного заболевания. Накопленные знания свидетельствуют о том, что в развитии заболевания большую роль играют личностные, социальные и, конечно, конституциональные и соматические факторы.

"С одной стороны генетические, органические и биохимические, с другой стороны - психологические и социальные комплексы факторов в различных комбинациях ведут к формированию преморбидно уязвимых личностей, склонных чрезмерно сильно реагировать на различные нагрузки напряжением, страхом, растерянностью, нарушениями мышления, переживаниями дереализации и деперсонализации вплоть до бреда и галлюцинаций. После одного или нескольких острых психотических эпизодов дальнейшее развитие, видимо, определяется взаимодействием личностных особенностей и психо-социальных факторов. При этом возможно огромное разнообразие течения от полного выздоровления до различных резидуальных состояний и тяжелейшей хронификации."

Чомпи счита­ет, что комбинация генетических, соматических (особенности нейрохимии, влияющие на характер нервной регуляции) и психосоциальных факторов (в частности, таких как семейный коммуникативный стиль) ведут к преморбидной уязвимости относительно болезни (vulnerability) или диатезу в виде нарушения процесса переработки информации. На фоне любых неспецифических стрессов и перегрузок преморбидная уязвимость может приводить к психотической декомпенсации. При этом исход и течение болезни во многом зависят от комплекса психосоциальных факторов. В таблице в несколько упрощенном виде представлена трехфазная мультифакториальная модель Чомпи.



Трехфазная мультифакториальная модель Л. Чомпи





генетические влияния психосоциальные влияния



1.Фаза

конституция семейный коммуникативный стиль

сензитивность привитая система взаимоотношений

реактивность механизмы совладания












врожденная уязвимость



2.Фаза нарушения процесса переработки информации


неспецифический стресс (life-events)




острая психотическая декомпенсация





психосоциальные влияния



ремиссия


3.Фаза приступы

хронификация




Модель Чомпи представляет собой лишь одни из вариантов диатез-стрессовых моделей шизофрении. Согласно диатез-стрессовым моделям у людей может иметь место биологическая (в виде особенностей нервной системы) и психологическая (в виде особенностей когнитивных процессов или личности) уязвимость к тем или иным расстройствам. Неспецифический стресс в виде различного рода перегрузок и социальных факторов может способствовать проявлению этого диатеза и манифистации болезни. Известно, что шизофрения часто манифистирует в юношеском возрасте у лиц с особым складом конституции и характера (чаще всего так называемых шизоидных личностей) при необходимости кардинальной перестройки образа жизни (смена места учебы или выход на работу, смена окружающей среды и образа жизни). Для течения заболевания имеет принципиальное значение, удается ли предотвратить крушение социальной сети больного, получает ли он достаточно поддержки, не возникает ли дополнительных стрессоров в семье, на работе и т.д.



4. Общая характеристика трех уровней психической патологии (невротического, пограничного и психотического) в рамках теории объектных отношений.

М.Кляйн, Р.Фейербейрн, Д.Виникот, М.Балинт, М.Малер и др.

Людей, подверженных психозам, можно рассматривать как психологически фиксированных на ранней симбиотической фазе; людей с пограничной личностной организацией следует описывать в терминах их озабоченности проблемами сепарации-индивидуации; людей с невротической структурой можно понять в эдиповых терминах.

Невротик. Этот термин употребляется для обозначения очень высокого уровня способности к функционированию – несмотря на некоторые эмоциональные страдания. Люди этой категории опираются в основном на более зрелые защиты, или защиты второго порядка. При этом они используют также и примитивные защиты, которые все же не столь заметны на фоне общего функционирования и проявляются в моменты необычайного стресса. Отсутствие зрелых защит исключает диагноз структуры характера невротического уровня. Отмечают, что в качестве основного вида защиты, эти люди используют вытеснение. Внутреннему опыту таких людей свойственна непрерывность собственного Я во времени. Они находятся в надежном контакте с реальностью. Пациенты более или менее успешно прошли стадии базового доверия и базовой автономии и сделали первые шаги навстречу чувству идентичности. Они ищут терапии из-за того, что вовлечены в конфликты между своими желаниями и теми препятствиями, которые, как они думают, являются их собственными творениями.

Психотик. Эти люди используют следующие защиты: уход в фантазии, отрицание, тотальный контроль, примитивная идеализация и обесценивание, примитивные формы проекции и интроекции, расщепление и диссоциация. Эти защиты довербальны и дорациональны, они защищают личность психотика от архаического страха, настолько всепоглощающего, что даже пугающие искажения, созданные самими защитами, кажутся меньшим злом. Эти люди имеют трудности с идентификацией, они не полностью уверены в своем существовании. Эти пациенты обычно решают базовые вопросы самоопределения. Эти пациенты, кажется, не укоренены в реальности. Для людей этого склада магические представления вполне естественны. Природа основного конфликта экзистенциальная: жизнь или смерть, существование или уничтожение, безопасность или страх.

Пограничный. Эти пациенты используют примитивные защиты. Они полагаются на отрицание, проективную идентификацию и расщепление. Интерпретации терапевта такие люди, как правило, воспринимают и демонстрируют некоторую способность реагировать. Ощущение собственного Я полно противоречий и разрывов. Также они склонны к враждебной защите. Ощущение непоследовательности и прерывности своей идентичности не наводит на этих людей ужас, они имеют проблемы с идентичностью, но знают, что она есть. Пограничные пациенты, когда с ними правильно беседуют, демонстрируют понимание реальности. Так как эти люди не имели иного типа характера, у них отсутствует эмоциональное представление о том, что значит иметь интегрированную идентичность, обладать зрелыми защитами, способностью откладывать удовольствие и т.д. Они приходят к терапевту, потому что хотят перестать получать травмы или избавиться от некоторой критики.

Отталкиваясь от деления Крепелина на здоровых и больных, через психоаналитические концепции симптомов или невроза характера до современной системы нозологии, выделяющей структуру невротического уровня, пограничную структуру и структуру пограничного уровня, терапевты пытались объяснить различные реакции клиентов на попытки помочь им. Оценка центральной проблемы индивида, характеристического переживания тревоги, основного конфликта, способности к объектным отношениям и чувства собственного Я образует одно всестороннее измерение аналитической психодиагностики.

5. Сравнительный анализ представлений о норме и патологии в радикальном бихевиоризме и когнитивной психологии на примере модели выученной беспомощности Селигмена.

Согласно модели выученной беспомощности Селигмана, подопытные животные, как и люди, демонстрируют некий реактивный синдром (выученная беспомощность) – когда они чувствуют, что не могут контролировать аверзивные события. В частности, собаки показывают потом те же самые симптомы – пассивность, немотивированность, ожидание потери контроля, эмоциональность, физиологические изменения, - для которых у человека используется понятие депрессивного эпизода.

Схема эксперимента. Первая серия: собаки были поставлены в такие условия, в которых не могли избежать ударов током. Вторая серия: этих же собак помещали в иную ситуацию, где прыжок через барьер мог спасти от ударов током, но большинство собак сдавались сразу.

Р.Б. Недостаточная регуляция оперантного подкрепления ведет к отсталости социальных навыков, это и есть механизм возникновения депрессий, фобий и т.д. – новообразование: новые способы поведения и реагирования.

Беспомощность человек переживает тогда, когда независимость реакции от негативных воздействий распространяется не только для конкретного поведения, но и глобально, внутренне и стабильно.

Опыт выученной беспомощности ведет к ожиданию такого же в похожей ситуации. Чем выше субъективная уверенность в неуспехе, тем более выражены дисфункциональные реакции. Важная роль принадлежит казуальной атрибуции.

Характеристики атрибутивного стиля:

- глобальная трактовка причин

- представления о причинах как о стабильных

- экстернальность/интернальность атрибуции (от меня ничего не зависит)

К.П. Псих. патология – дефицитарность способности к решению проблем. Формирование негативных, неадекватных реальности когнитивных схем и трудности их корректировки – новообразование: новая адаптивная система убеждений и способность к осознанию и регуляции своего мышления.

На эмоциональное состояние человека существенно влияют подсознательные когнитивные процессы, протекающие в форме свернутой внутренней речи, возникающие бессознательно – автоматические мысли.

В ситуации выученной беспомощности: форма поведения А (активирующее событие) – В (промежуточные переживания, мысли, верования, убеждения) – С (эмоции и поведенческие паттерны)



6. Основные подходы к проблеме нарушений мышления при шизофрении в зарубежной психологии.

Нарушения мышления:

- особый аутичный характер мышления

- нечувствительность к противоречиям

- сгущение различных понятий в одно

- подмена действительных понятий символами.

К.Гольдштейн: мышление как процесс оперирования понятиями. Основное нарушение – неспособность к образованию абстрактных понятий. У больных происходит снижение уровня обобщения и отмечается конкретность мышления.

Норманн Камерон: нарушения мышления связаны с искажениями личности больных; специфика в искажении (расширении) понятий. Нарушение границ понятий, проникновение личных представлений в проблемы и задачи, отрыв слова от предмета.

Две линии: 1) обоснование личностной обусловленности сверхвключенности; 2) процесс нарушения переработки информации (биологическое нарушение фильтрации).

Шнейдер: симптомы первого ранга

- открытость мысли

- чувство отчуждения

- бредовое восприятие

- слуховые галлюцинации

В рамках сетевых подходов: у пациентов отсутствует тормозящее влияние в процессе образования ассоциаций.

Модель центрального психологического дефицита – попытка объяснить нарушения через поломку фильтров.

«Поломка фильтров» - нарушение селективного внимания. МакЧи, Чэпмэн: последсвтия поломки фильтров – снижение концентрации, отвлекаемость, быстрое утомление.

Cross-over эффект: при ответе на закономерное следование сигналов больные совершают больше ошибок, чем здоровые, и, наоборот, при отсутствии какой-либо закономерности в следовании сигналов они ошибаются меньше.

В большинстве исследований приходят к выводу, что при Ш переработка информации идет крайне неэффективно.

Хубер: когнитивные нарушения, возникающие в результате поломки биохимических механизмов, ведут к основным базисным симптомам шизофрении.

Концепция базисного когнитивного нарушения.

Типичные для Ш феномены






Психореактивное опосредование
Базисные симптомы как прямые следствия центрального дефицита


Поломка фильтров Нарушения декодирования




Базисное когнитивное нарушение




Трансмиттерная химия и нейрофизиология лимбической системы



7. Исследования нарушений мышления при шизофрении в отечественной психологии.

Б.Ф.Зейгарник: феномены: сверхобобщение, конкретно-ситуационность, разноплановость. Искажение процесса обобщения

Лаборатория Ю.Ф. Полякова: 60-летнее исследование Ш 2 этапа.

1) собственно исследование феноменологии познавательных нарушений при Ш.

Выделенные факты: опора на латентный признак (низкочастотное, не упроченное в научении), нарушение избирательности (зашумленность), повышенная креативность.

2) изучение шизофренического процесса (взаимосвязи с психологическим функционированием)

Критская, Литвак: изучение Ш в разной степени дефекта (квазиэксперимент). 3 группы больных (130, 130, 30) – вывод: постоянная избирательность мышления.

Лонгитюд: по показателям избирательности мышления динамики не наблюдается.

Вывод: снижение уровня обобщения, нарастает количество конкретно-ситуативных ответов, снижение продуктивности мышления.

Избирательность мышления является предиспозиционным фактором.

30 родственников – отличия и от нормы (большое количество нестандартных ответов) и от больных (процессуальных нарушений нет).

8. Основные методики исследования нарушений мышления в патопсихологии.

Снижение уровня обобщения и опосредования, искажение процесса обобщения непоследовательность суждений, лабильность мышления, откликаемость, инертность:

Классификация предметов. 3 этапа. 1- разложить по «сортам», 2 – объединить в группы, 3 – объединить в более общие группы (уровень обобщения)

Исключение предметов. Исключить один из изображенных предметов и объяснить почему

Объяснение пословиц и метафор (понимание переносного смысла)

Отнесение фраз к пословицам (умение вычленить главную мысль)

Метод пиктограмм (процесс опосредования) нарисовать так, чтобы сам испытуемый мог сам вспомнить.

Сравнение понятий – чем похожи и чем отличаются пары понятий (процессы анализа и синтеза)

Определение понятий.

9. Западные исследования семейного контекста шизофрении. Теория двойной связи Г.Бейтсона. Современные концепции эмоциональной экспрессивности К.Вон и Д.Лефа.

Lidz: решающим фактором являются симбиотические отношения с матерью, а психотерапия – процесс разрушения этих отношений на основе построения чувства собственной идентичности, самостоятельности и т.п. (эмпирических исследований нет)

Bowen: человек не существует изолированно, а всегда в системе отношений и связей (семья – система, которая функционирует по собственным законам). «Дифференцированность членов семьи»: Ш в контексте взаимодействия родителей – болезнь как конфликт между взрослением и симбиозом (возникновение Ш как разрешение этого кофликта). Мать – доминирующая, отец – пассивен, ребенок – беспомощный. Терапия направлена на восстановление эмоционального разрыва между родителями и изменение симбиотических отношений. Изменение всей семейной системы, ее структуры, т.е. изменения отношений доминантности. Восстановление позиции отца.

Bateson: исследование самих коммуникаций в семьях, где Ш болен подросток. Концепция двойной связи (double bind). Не прошлая травма, а постоянный патологический способ общения внутри семьи. Двойная связь – способ коммуникации мать – больной, при этом есть три участника: мама, ребенок и молчащий папа.

Признак: - расхождение между вербальным содержанием коммуникативного акта и его эмоциональным подтекстом;

- запрет на метакоммуникации, т.е. неявный запрет на то, чтобы разница подтекстов стала предметом обсуждения;

- не может выйти из ситуации

Leff, Vauhn: концепция эмоциональной экспрессивности. Если кто-то в семье больного склонен переживать и выражать «-» эмоции по отношению к больному часто, то риск второго приступа и тяжести течения увеличивается в два раза.

Кембервильское интервью: высота тона, интонация и собственно эмоциональное содержание – индекс ЭЭ. 5 показателей ЭЭ: критические комментарии, «+» комментарии, враждебность, сверхвключенность, тепло.

Уровень ЭЭ связан с ходом болезни в течении 12 месяцев после выписки. 1992 – низкий ИЭЭ – 21% рецидивов в течении года; высокий ИЭЭ – 48% рецидивов в течение годов.

Интервенция – снижение высокого уровня ИЭЭ.

10. Представления о тревожных расстройствах в когнитивно-бихевиоральной традициях. Основные виды тревожных расстройств в современных классификациях.

КБТ. Тревожная диада Бэка: «Я слаб» и «Мир опасен».

В случае патологии тревога нерациональна.

Пример. Панические атаки:



Тревожная диада и семейный опыт
Триггерная система Пт помощь

Симптомы

Паника Тревожная мысль

Тревога
В основном автоматические мысли посвящены теме собственной слабости, также присутствует катастрофизация.

П.А. называют фиксированный временное промежуток, во время которого внезапно появляется сильная и всепоглощающая тревога, опасение или испуг. Во время этих атак возникают такие симптомы, как одышка, учащенное сердцебиение, боли в груди или физический дискомфорт, чувство удушья, страх сойти с ума или потерять над собой контроль. Большинстов приступав происходят неожиданное для больного.

Фобии: агарофобия – страх перед местами или ситуациями или избегание их, бегство из которых в случае возникновения сильных симптомов (схожих с паническими), вызывающими чувство неловкости, было затруднено и в которых не может быть оказана помощь. Социальные – клинически значимые, последовательные треовжные реакции, которые вызываются фактическим или предполагаемым столкновением с социальными ситуациями.

Генерализованное тр.р.: преувеличенные и неадекватные реальности страхи и обеспокоенность, которые длятся в течение длительного времени. Как правило, они связаны с повседневными ситуациями и проблемами.

Виды ТР.

МКБ-10 (F-40, 41)



  1. панические атаки

  2. агарофобия

  3. социальная фобия

  4. специфические (изолированные) фобии

  5. смешанное тревожно-депрессивное расстройство

DSM-IV

Тревожные расстройства выделяются в отдельный кластер



  1. панические атаки

  2. генерализованное тревожное расстройство

  3. фобии

ДОПОЛНЕНИЯ



5.Сравнительный анализ представлений о норме и патологии в радикальном бихевиоризме и когнитивной психологии на примере модели выученной беспомощности Селигмена.

Каталог: download
download -> Объект исследования
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Выпускных квалификационных работ
download -> Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, изучающих курс «Концепции современного естествознания»
download -> Пояснительная записка 4 1 Цели и задачи реализации основной образовательной программы основного общего образования 4
download -> Проект концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья
download -> Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
download -> Старший воспитатель


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница