1. Архитектура Англии в 1п 19в



страница1/14
Дата14.02.2016
Размер2.99 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


1. Архитектура Англии в 1п 19в.

19в важен в 1ю очередь литературой, а не пластическими искусства. Французская революция - 1 рубеж, 2й - Первая мировая. Еще одно принципиально новое качество - полистилистичность, но общность мировоззренческогоо характера есть. Понятие стиля отодвигается, выступает понятие индивидуальной художественной манеры (это возможно только тогда, когда меньшую роль начинает играть меценат, возникает альтернатива в виде свободного арт рынка). Задьмайр делить 19в по десятилетиям: садово-парковый; господство монумента (1800-10), строительство музеев (20е), частное строительство (30е), расцвет театра (40-50е), ЭКСПО (60-70е) до рубежа с 20в фабричные и заводские здания. Рим место рождения нового стиля неоклассицизма (там интернациональная худ элита, не только художники, но и коллекционеры, и Винкельманн и тд), пик новой моды - к18в, но уже тогда во Франции Леду и Буле. Прежде всего на архитекторов 19в будет влиять книга «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству», 1804г (там целый ряд несущественных проектов, в том числе Солеварня в Шо). Это говорящая архитектура, используется символика форм, непривычные функции, отсутствие декора, укрупнение масштаба. Сложности с терминологией (много национальных школ), англичане делят по королям. Есть общие процессы. Для Англии важны традиции палладианства, особенно усадебные; социальный аспект (тк заказы частные, усадибы развиваются как нигде); готические (эта стря здесь никогда не пересыхала); еще важно греческое «возрождение» (одно из многих, потом это разовьется в эклектику), вообще вторичные стили, они путешествуют больше всей и Риму предпочитают Грецию.



Джон Соун, 1753-1837. Палладианец, любил чистые линии, простые формы, детализацию, умело использовал свет.

Английский банк, 1794-95. Самая известная его работа. Первые проекты, до него уже работал Роберт Тэйлор (умеет создавать рациональные планировочные решения, но ограничен технически). Именно он придумал весьма компактную планировку: в центре ротонда (операционный зал), вокруг нее огромное количество офисных помещений, минимум декора, ордерного декора почти нет. Только кариатиды между окон, а так использует мотив огромного купольного пространства. Купол на парусах, арки никак ордерно не оформляются, своды заполнил пустыми терракотовыми сосудами. Гладко отштукатуренные своды. Купол большой, но легкий. Фасады: ведет себя иначе. Возврат к традиционной ордерной идее. Полуколонны + композитные пилястры + руст по всей высоте здания (вплоть до 1823), прекрасно знал выходящие в это время публикации по античной Греции. Один из ранних эклектиков, его признают авангардистом для своего времени. Фасад и интерьер различны.

Конюшни в Челси. Традиционный для Англии кирпич, многоступенчатая система аркад - единственное украшение, нет никаких стилистических обертонов. Тяготение к абстрактному линейному декору, не любит пластику, сух и аскетичен.

Британский музей. Начал Робер/Флобер Смек в 1824 (основной блок), закончен в 1847 в эпоху Виктории. Это самое греческое здание в Лондоне, огромный ионический 8к портик, колонны гигантского ордера, довольна невысокий цоколь (обязательной чертой палладианской архитектуры был рустованный цоколь и в городе, и в усадебных постройках), в начале века перестают отделять здание высоким цоколем: ориентация не на Рим, а на Грецию. Боковые компартименты единообразны центральному. Опять же скучное, сухое здание; один из ранних образчиков музейного строительства; собрание антиков, поэтому естественно обращение к античной теме.

Джеймс Уайт. Классические тенденции развиваются параллельно с неоготическими, он строит 2 усадьбы одновременно (классическую и готическую).

Додингтон-Хаус, 17980-1808, не сохранилась. Типичный английский усадебный дом, классический стиль, средний масштаб, немаленький, но нет флигелей. Колонны вырастают прямо из земли - не типично, нет рустованного цоколя. 6к композитный портик, глубокий - единственное украшение. Парадные комнаты на уровне 1эт, раньше на 2эт. Внутри обилие мелких деталей (рябит в глазах). Типичная черта – очень изысканная, красивая деталь (как у Адама напольные паркеты, лепнина на потолке), интерес к архитектурной графике. Появляется парадный вестибюль, лестница, ниши со скульптурными изображениями.

Фонтхилское аббатство, 1796-1813, не сохранилось. Тоже усадьба, многие в Англии называются аббатствами (при Елизавете у монастырей забирались земли, отдавались частникам, но название сохранялось). Важен заказчик - лорд Уильям Бекфорд (он написал темный готический роман Ботег), это личность с необузданной фантазией, колоссальное наследство (1 из богатейших), экстравагантная личность. Мода на готический роман ужасов еще в 18в. По периметру 5м стена - отгораживается, огромное количество гектаров за стеной, там парк (растения выписывает из Индии). Дом в виде греческого креста, огромная башня в центре, от нее 4 рукава. Не семейное гнездо, а реализация безумной романтической фантазии. Масштаб нечеловеческий, скорее обыгрывается тема СВ готического английского собора. Используется арсенал выработанных в 18в готических деталей (стрельчатые проемы, пинакли, зубчатые завершения башен). Внутри парадная лестница в СВ вкусе, галерея (библиотека) - важный элемент усадебного дома в Англии, много веерных сводов (еще с Рена его любили воспроизводить в стуке). Галерей вообще несколько. Дом оказался неудобным, а Уайт его строил быстро =некачественно. Это детище романтизма, попытка реализовать фантазию, есть параллель между памятником и книгой - герой поднимается на башню и смотрит на звезды, так и Бекфорд поднимался на свою башню. ОН быстро продал этот дом и уехал в прекрасную Португалию.

Джон Нэш, 1752-1835. Очень плодотворный, главный архитектор королевства. Крупнейший представитель британского ампира (стиля регентства), учился у Роберта Теэлора, но потом занялся предпринимательством, разорился и вернулся к архитектуре. Самые важные вещи не усадьбы, а городское строительство - Новые кварталы в Лондоне (от перепланировки Джонса почти ничего не сохранилось). Тема извечного соперничества Англии и Франции. Лондон должен выглядеть не хуже, чем Париж. В основном строительство идет в Вест-Энде. Все начинается с прокладок новых транспортных артерий. Все СВ должно быть уничтожено.

Английский террасный дом. Ничего нового нет. За фасадом много входов, и каждому владельцу в Террас Хаузе принадлежит определенная секция. Надо оценивать не архитектуру дома, а идею градостроительных комплексов (хочет квартал окруженный прекрасным парком). Развивает идею Эниго Джонса, а затем Вуда. Цоколь рустованный, два этажа соединенные ордером. Длиннющий блок заканчивается двумя ризалитами, выступают и выше остального - эффект 2х башен; еще и атаковал зона. Елизаветинская традиция. Ордер у него присутствует на всех уровнях, домика (входит в моду), но в цоколе будто срезана, те изменение пропорций, утяжеление. Цоколь отделяется балюстрадой, дальше тот же мотив повторяется в боковых компартиментах, но с использованием более тонких и изящных пилятср. Обилие сандриков над окнами, лепнины в фронтоне, то есть мелких элементов, те консервативная схема английского террасного дома, но с большим разнообразием.

Кемберленд Террас. Высокий цоколь без оформления, но уже ионический ордер, в боковых компартиментах мотив повторяется в виде пилястр, активно использует скульптуру - городской террасный дом превращает в подобие дворца. Использует идеи пинтуреска, те интерес к живописности, хотя оперирует классическим языком. Вообще категория живописного занимает в умах огромное время, Нэша стремится придать композициям живописный эффект, проектировал ряд домов в живописном стиле.

Ансамбль Парк Кресн (полумесяц). Форма полукруга, полу эллипса, огромный блок со множеством владельцев. 1эт, цокольный, большой, спаренные отдельностоящие ионические колонны - идея сквозной галереи, дальше ордера нет, на углах завершается фронтонами. Те решение разнообразится.

Королевский павильон в Брайтоне. Это летний королевский дворец курортного города (в 1820е впервые появляется мода на морские купания). Очень странное сооружение, где соседствуют черты, напоминающие индийские и китайские памятники. Здесь нет точности и достоверности. Архитектор стремится подчеркнуть некий восточный колорит. Политический феномен - Англия крупнейшая колониальная держава, вся роскошь внутри. Очень дорогостоящие материалы: полы и паркеты, светильники. Разные стилистические направления: шинуазри и индийский мотивы, это не предвестие эклектики, а эклектика в чистом виде.

Здание парламента (Вестминстерский дворец), с 1836, Берри и Пьюджин. В 1834 пожар английского парламента, надо строить с нуля, конкурс. Заказчик - королевский дом, демонстративный разрыв с классикой и выбор готики как национального стиля. В начале строительства к власти приходит Виктория. Чарльз Берри очень опытный, строил дома аристократам. Пьюджин прославился больше как теоретик готического возрождения. Написал книгу «Контрасты», апологет готического стиля, католик, в книге сетует на трагедию реформации, и для него все хорошее в архитектуре сделано во время Елизаветы. Пьюджин настаивает на том, чтобы вникнуть в дух эпохи, в конструкцию. Он делает Биг Бен и башни парламента (наиболее знаковые вещи). Это образ пиктореска, очень живописно. У этого здания регулярный план (Берри много работал в классической традиции), академический, традиционный проект, обличенный в готическое платье. Палата лордов - много готических элементов. Здание парламента - начало зрелого готического возрождения. На время королевы Виктории с готикой связаны представления о лояльность империи, и поэтому готический стиль выбирается для усадебного дома, он становится официальным.

2. Архитектура Франции 1п 19в.

Когда в Англии и Германии много строили во Франции не происходило ничего по политическим причинам. Революция, потом консульство и только при Наполеоне начинается строительство, с эпохи Империи. Из того, что делали, были в основном переделки.



Перестройка центра города, Персье и Фонтен. Они выделяются в эпоху Империи, часто работают вместе. Во многом опираются на впечатления от Италии. Это улица Кастильоне и Риволи. Риволи: бесконечная аркада, а это итальянская тема. Персье и Фонтен очень много делают интерьеров Мальмезона. Это квинтессенция ампирного вкуса. Ампирный интерьер очень яркий по цвету, так как европейцы открывают памятники Геркуланума и Помпей, выясняется, что античная скульптура была раскрашена и поэтому ампирные интерьеры раскрашены в алое и белое золото. Стиль ампир затрагивает не только архитектуру, но и интерьер. Все мебель, безделушки подчиняются стилизации под античное наследие, за образец берется имперский Рим. Также многое заимствуется из этрусского наследия.

Вандомская площадь. Активное строительство начинается после 1806г. Королевскую статую сменяет колонна (как колонна Траяна), сделана Гондуэном и Лепером. При ее отливке использовалась бронза пушен. Ленточный рельсы, повествование о подвигах Наполеона. Где триумфальная колонна, там и триумфальные арки.

Церковь Мадлен. Идея возникла еще до Революции, это изначальный светский храм солдатской славы (так стал в реставрацию). Объявлен конкурс, победил Миньон. Площадь Согласия одна из первых открытых площадей, этот храм замыкает ее, завершает композицию. Огромный коринфский храм, высокий подиум, как римские храмы. Здесь важен политический момент, поэтому ориентация не на Грецию. Этот храм закрыл перспективу площади Согласия.

Арка Каррузель, Персье и Фонтен, типично 3-х пролетная арка, используется мрамор разных цветов. На высоком подиуме 4 колонны. Здесь очевиден Римский образец, построена по римским законам - внутри кессоны, аттик и тд.

Арка Звезды. Или арка Этуаль, вторая важная триумфальная. Окончательно построена в 1830-е. Арка 1 пролетная, не ориентирована на конкретный античный памятник, напоминает памятники французского классицизма. Одна арка ориентирована на Римский образец а вторая на традиции национального классицизм. Ампир - это не просто наполеоновская архитектура, это архитектура парижская.

Ампирные здания: всегда имеют длинные колоннады. В эпоху Реставрации расцветает церковное строительство. В эпоху Революции Робеспьер хотел ввести культ Верховного разума, эпоха Наполеона - светская.

Нотр Дам де Ларэ. Гигантский ордер, это уже эклектика, напоминает огромную раннехристианскую базилику, но 4к портик.

Библиотека Св. Женевьевы, Лабруст. Продолжается активное строительство общественных сооружений. Политехническая школа в Париже готовит архитекторов с техническим образованием, это новое учебно заведение, Дран 1 из 1х преподавателей, а он ученик Булле. Контраст между фасадом и интерьером. Фасад - типичное ренессансное палаццо, 2эт, нижний рустованный, венчается композиция тяжеловесных карнизом. Внутри - ранний пример использование металлоконструкции, впервые конструкция не прячется в подсобные помещения, то есть конструкция используется как художественный прием. Металлоконструкция позволяет сэкономить пространство, но это и орнаментальный мотив. Здесь важно сохранить большое пространство, сделать его максимально свободным и светлым. Такие здания рассчитаны на другие человеческие потоки, поэтому новые конструкции становятся неизбежностью. На фасаде тяжелое здание своего времени (конструкция никак не показывается), вкусовые предпочтения публики отстают от технических возможностей.

3. Архитектура Германии в 1п 19в.

Если Франция и Англия это целостное явление, то Германия раздроблена. Здесь выделяются два центра Пруссия и Бавария. Пруссия - это современный Берлин, Дюссельдорф, Бавария - соответственно юг (Мюнхен).



Карл Фердинанд Лангганс, 1781-1869. Прусский архитектор, учился у отца. Построил много театров (после пожара 1843 отстроил Берлинский театр).

Бранденбургские ворота. Наиболее ранний в Европе образец дорических триумфальных ворот которые потом будут распространены везде. Архитекторы обращают свой взор в прошлое и находят прототипы - это Римская триумфальная арка + греческие пропилеи. Греция противопоставляется Риму. Археологическая точность, иногда суховатость. И французы, и англичане редко буквально копируют, а немцы наоборот. Активное строительство в Пруссии происходит в эпоху наполеоновских войн.

Театр в Потсдаме. В отличие от англичан, немецкие здания отличаются тяжеловесностью. Лоджия на цоколе, тяжелый фронтон. Впечатление,что картинка с античным фасадом налеплена на обычный античный дом. Чистота архитектурной детали, но точно следуют античному образцу, поэтому некоторая неуклюжесть.

Фридрих Давид Жилли, 1772-1800. Из семьи эмигрантов-гугенотов, отец тоже архитектор, учился в АХ в Берлине (Шадов и Лангганс учителя), путешествовал, делал рисунки. В 26л был назначен профессором в АХ, но умер от туберкулеза в 28л.

Проект памятника Фридриху Великому, 1797. Не реализован. Дорический греческий храм (периптер) просто ставится на огромный постамент (тяжелые субструкции). На открытом воздухе, с 2х сторон обелиски. Тенденция к мегаломании, увлеченность архитектурным монументом.

Проект театра в Берлине, 1798. Работает крупными геометрическими формами; то, что было реализовано, гораздо менее радикально. Куб, с 2х сторон прикрепляет ротонду и меньший компартимент с портиком - в итоге ступенчатый объем. Эпоха наполеоновский войн - интерес к Египту, отсюда мотив пирамиды, обелиска, тема вечности и увековечивания. Здесь мотив пирамиды хотел соединить с портиком.

Бавария. Тут необычный монарх, Людвиг Баварский - он меценат, покровитель художников и архитекторов.

Лео фон Кленц, 1784-1864. Его приглашает Людвиг. Архитектор, художник и писатель, основал стил неогрек. Учился в Берлине у Хирта и Жилли, потом в Париже у Персье и Фонтена. Много ездил, был придворным архитектором Жерома Бонапарта в Касселе.

Мюнхенская глиптотека, 1816. Это музей антиков, поэтому оформлен в духе античного храма. Портик и боковые части (они ниже). Фактически гладкая стена, нет ордерных элементов, единственное украшение - эдикулы с сандриками, еще скульптура. 1 из ранних образцов музейного здания, как греческий храм. Вообще в это время эпидемия музейного строительства. Это его первая постройка для Людвига, после этого он превращает город в Новые Афины.

Зал Славы, Вальхалла, 1830-1846, Регенсбург. Строилась долго, археологический оттенок, так как буквальное копирование Парфенона. Важно не само здание, а как оно поставлено, над рекой, к нему ведет еще интересная конструкция.

Старая Пинакотека, 1826-1836. Стилизация под высокое Возрождение, это собрание старой живописи. Идея 2эт палаццо, аркада на колоннах, сильно выступающий карниз, рустованный углы.

Церковь святого Людвига, Фридрих фон Гертнер. Романтизм начинается, архитекторы еще выделяют разные эпохи наследия. Он очевидно ориентируется на романику, пытается собрать разные ее элементы в одном здании (2х башенный фасад, полуциркульные арки, скульптура в нишах). В ее оформлении участвовали назарейцы.

Базилика святого Бонифация, Цибланд. Закончена в 1850г, ориентация на раннее христианство. 5 нефов, любимая церковь Людвига, он с женой здесь похоронен. Показывает расширение представлений о христианском наследии.

Карл Фридрих фон Шинкель, 1781-1841. Считается лидером «романтического историзма». Из семьи лютеранского диакона, архитектуре учился под руководством братьев Гилли, одновременно работал художником на фарфоровой фабрике, а еще был театральным декоратором, ездил по Европе. Сначала занимался живописью (пейзажи, панорамы), стал первым немецким литографом, под воздействием Фридриха классицизм в его работах смешивался с романтическими веяниями; вообще в живописи он скорее романтик (любил изображать готические памятники). Гумбольдт предложил назначить его асессором прусской строительной депутации в 1810г, тогда он начал заниматься архитектурой, продвигался по лестнице. В его работах с одной стороны археологичность, с другой есть гибкая вариативность. Он построил Готическую капеллу в Петергофе. В архитектуре у него и готический интерес, и классические традиции. Под его руководством модернизирована планировка Берлина (он работал в основном там), новые улицы и бульвары, присоединил ряд прилегающих районов, большой вклад в развитие местной художественной промышленности (эскизы мебели и светильников), занимался реставрацией (в тч достройкой Кельнского собора).

Новая караульня. 6к дорический портик зажат между тяжелейшими пилонами. Мрачноватый оттенок. Хотел что то совсем в духе Леду, но столбы заменяет колоннами тяжелых и приземленных пропорций.

Берлинская опера. Симметричная композиция площади. В классическом вкусе, высокий цоколь и 6к ионической портик, но много маленьких мелких деталей, над фронтом вырастает аттиковый этаж, руст боковых компартиметов. Здесь перебор в отличие от аскетичный Новой караульни.

Старый музей в Берлине. Выделяется здание длиннющей колоннадой (лес колонн), купол закрыт огромным прямоугольным аттиком со скульптурой. Старый музей продолжает тему музейных зданий.

Церковь Св. Николая в Потсдаме, 1830-37. Очевидно, что заимствовано из Англии, к собору Павла Рена добавляются 4 башни по углам (забавные, маленькие). Гигантский масштаб купола, кубообразное здание не вытянутое в отличии от собора Павла. Маленький 6к портик, или выглядит таким из-за гигантского купола - пропорциональное несоответствие. Расширяется круг заимствований, значит эпоха историзма уже наступила.

Собственные проекты: интересен ряд идея для магазина и библиотеки 1830х, и Строительной академии, где он отказывается от каких бы то ни было исторических стилизаций. Создает новаторские образцы. Может даже протофункционализм.

Дрезденская галерея, 1847-1855, Земпер (?). 1756, Семилетняя война, Дрезден в упадке, только через столетие решили отстроить новое здание музея. Сначала хотели построить в другом месте, но Готфрид Земпер (директор строительной школы) предложил проект, который и был выполнен. В итоге, галерея замыкает Театральную площадь, входит в состав Цвингера. Тема палаццо продолжается (впервые у Шинкеля в 1820е). Здесь мантьеристическая пышность, вкус к пластике, обилию каменной массы. Ренессансные образцы теснятся барочными и рокальными. Руст по всей высоте.

4. Европейская скульптура неоклассицизма.

Неоклассицизм и романтизм сосуществовали параллельно, мы можем их противопоставлять, но они шли не друг за другом, разные стилистические явления сосуществовали параллельно. Во Франции берется на вооружение классики, сначала в революцию, а потом в империю. Только в сер1810х романтизм начинает появляться - сильно запоздает (и в живописи в том числе), в Англии и Германии он уже давно существует. В скульптуре отойти от классической традиции практически невозможно, учились на антиках. Центром становится Рим, там работают три мастера: Антонио Канова, Флаксмен (меньше времени проводит в Риме) и Торвальдсон. Рим это центр впечатления, а Париж - центр идеологии классицизма.



Канова, 1757-1822. Самый универсальный - надгробия, портреты, дети, религия, античность и все такое. Живет, был уроженец севера Италии, из Венето (надолго задержались барочные и рокальные традиции). Потом он оказался в Риме, его художественный язык переродился (как и в случае с Давидом).

Надгробие папы Клемента 13, 1792. Есть барочный проем, обыгрывается дверь (это уже врата смерти). Верхний ярус - коленопреклоненный молящийся папа, еще от ренессанса, а внизу аллегории, ангел смерти с потухшим факелом, львы. В общем, он не меняет чего то такого. С точки зрения пластического языка все строго сдержано, но здесь много от барочного надгробия - риторичность, многословия, сложная многоярусная композиция, хотя фигур меньше. То есть обращаясь к языку классического наследия, он не отвергает свое наследие (барочное).

Надгробие Эрцгерцогини Марии-Кристины. Здесь уже есть новомодные тенденции - обелиск-пирамида, это появилось после египетских походов Наполеона (воспринимался как символ вечности), эпоха монумента. Композиционна основа - пирамида, в ней дверь-врата (трапециевидная, как в междуречье), есть и львы, и рыдающий ангел смерти, но самое интересное - процессия, которая входит в пирамиду (начинает ее женщина с детьми, завершает старик). То есть проводится мысль о безвременности кончины. Сочетание круглой пластики и барельефа, скульптурных и архитектурных форм.

Надгробная стела Вольпато в церкви Санти Апостоли в Риме, 1808. Это уже стела, для частного лица, те знаком с Грецией, а не только с Римом (Торвальдсона традиционно считают ориентирующимся больше на Грецию). Важно, что в целом, начинается интерес к Греции, расширяются границы. В профиль бюст усопшего, перед ним плакальщица.

Геркулес и Лихас, 1795-1815. В его круглых скульптурах много барокко, он использует те же принципы, когда герой изображен в самый кульминационный момент (Бернини). С одной стороны получается очень живой физиологический герой, крайний натурализм. При обилие в композиции рук и ног, здесь не нарушается цельность, нет дробности. Он все вписывает в четкий, ясный, лаконичный силуэт. Почти барельеф на темном фоне, гипертрофия мускулов, предельное напряжение. Очень разные памятники даже у одного мастера.

Амур и Психея. Есть в Лувре, есть в ГЭ. Мастера неоклассицизма обожали эту тему. Сейчас в центре внимания чувствительная, эротическая античность, а не героизм. Вроде все просто, но Психея в потрясающе сложной позе, скорее ее можно сравнить с Одалисками Энгра. Амур тоже в сложной, неустойчивой позе. Но при этом Какова целостен, этим он отличается от Флаксмана, который разваливается. Здесь есть и барочные, и рокальные тенденции (чувственность). Искусство около 1800г характеризуется тем, что используя классические формы, вносится иное наполнение (чувственность).

Три грации, 1813-16. Довольно популярный сюжет. Присутствует некая слащавость. Образ камерный интимный, но в тоже время очень чувственный. Канова представил своих граций стоящими рядом, причем две крайние обращены лицом друг к другу и к подруге, стоящей в центре. Все три стройные женские фигуры слились в объятии, их объединяет не только сплетение рук, но и шарф, спадающий с руки одной из граций. Композиция Кановы очень компактна и уравновешена. Есть сентиментальность, а вот у Торвальдосона грации суше и отвлеченнее.

Паолина Боргезе в образе Венеры-победительницы, 1805-08. Делал много портретов, в тч и Наполеона. Аналогия с портретом Давида. Полулежит, в рост. Очень стильный портрет. Античный дух. Классическая правильность. Эстетический идеал. Необычная поза (но в это время открывают для себя этрусков), детализированность кушетки и покрывала. Есть печать стиля, но еще и уникальность - современница показана полуобнаженной. В античности нагота - героизм, но женская - это эстетический идеал.

Кающаяся Мария Магдалина, 1809. Традиционная иконографическая схема (в одежде отшельницы, молодая и прекрасная), лаконизм, некая вершина неоклассического вкуса. В религиозной скульптуре нет чувственности. У ее ног череп - бренность, в руках раньше был крест. Поверхность камня передает и гладкую кожу, и мягкие, рассыпавшиеся волосы, грубую власяницу и твердую блестящую поверхность черепа. Разнообразная полировка контрастирует с подножием, мрамор которого обработан намеренно грубо.

Канова - некая вершина в неоклассической скульптуре этого времени. У Наполеона была идея создать его музей, свозил туда хорошие вещи, Канова как и Гойя этим занимаются. Значительную часть жизни выполняет папские и церковные заказы.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница