1. Актуальность, анализ среды



Скачать 113.5 Kb.
Дата06.03.2016
Размер113.5 Kb.
Проект педагогической деятельности учителя биологии

муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №19» г. Новочебоксарска Чувашской Республики

Осокина Александра Александровича, аттестующегося в 2009-10 учебном году

на высшую квалификационную категорию
Здоровьесберегающая система образования
1. Актуальность, анализ среды.

Одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья учащихся через формирование отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на устранение перегрузки и сохранение здоровья школьников. Актуальность решаемой в проекте проблемы доказывают и акцентирование на приоритетность данного вопроса в ежегодных обращениях Президента Российской Федерации Д.А. Медведева к Федеральному Собранию «…стоит задача сконструировать так называемое «умное» задание, то есть современное, где предусмотрены технологии обучения, укрепления здоровья, обеспечения школьников нормальным, качественным питанием, горячим питанием…» и Президента Чувашии Н.В.Фёдорова к Государственному Совету «…Без грамотного, культурного и здорового персонала невозможно <…> быть конкурентоспособным …. . Поэтому <…> остаются приоритетными расходы на дальнейшую модернизацию образования, поддержания здорового образа и спортивного стиля жизни. <…> Все амбициозные цели и задачи <…> могут быть достигнуты и иметь значения только при соблюдении двух обязательных условий. <…>



Второе обязательное условие – это здоровые люди, здоровые физически, <…>. Если мы действительно homo sapiens, то каждое новое поколение должно быть здоровее, должно избавляться от вредных привычек…», а также то, что данная проблема нашла отражение и в одном из пяти направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

С целью реализации национальной образовательной инициативы с 2011 года будет запущен проект «Современная школа», который позволит создать благоприятные и безопасные условия для обучения школьников. Об этом доложил на заседании Совета при президенте РФ по реализации нацпроектов и демографической политике глава Минобрнауки РФ Андрей Фурсенко: «Мы предлагаем в рамках инициативы „Наша новая школа“ с 2011 года начать реализацию нового мероприятия „Современная школа“. Речь идет, в первую очередь, о региональных программах, где создаются современные условия (в школах), в том числе, новые требования к безопасности, санитарно-бытовым условиям, школьному питанию и оснащенности учебным оборудованием. Это будет содействовать развитию индустрии школьного оборудования, школьной архитектуры, школьного строительства. Разрабатываются федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья детей и одновременно требования к проведению занятий физкультурой в школах. В этом году будут организованы физкультурно-спортивные мероприятия среди „команд-классов“. Это очень важно, потому что не выбираются несколько сильных, физически подготовленных ребят, а зачеты идут по всем классам. То есть, весь класс должен иметь достаточно хорошее здоровье».


Анализ внешней среды

Благоприятные факторы

Негативные факторы

1. Политическая воля руководителей государства на оздоровление населения:

- Послание Президентов РФ и ЧР к Федеральному Собранию и Государственному Совету соответственно;

- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»


1. Телерадиопередачи, Интернет, реклама, пропагандирующие нездоровые проявления (алкоголизм, наркомания, беспорядочные связи и др.), жизненные ценности, связанные только с богатством, гламуром и т.п..

2. Низкий уровень доходов родителей; высокий уровень социального сиротства, нездорового образа жизни родителей; отсутствие социальных гарантий на будущее.


Анализ внутренней среды

Благоприятные факторы

Негативные факторы

1. Новая система оплаты труда, позволяющая стимулировать и внеклассную работу учителей; вознаграждение за классное руководство.

2. Наличие хорошей МТБ:

- 2 спортзала;

- стадион с инфраструктурой (1 место в 2009 году в конкурсе «Школьный двор – спортивный двор»);

- хоккейная коробка;

- столовая с пищеблоком и обеденным залом;

- медицинский блок (процедурный кабинет, кабинет врача и стоматологический);

- оснащенные кабинеты ОБЖ и биологии (оборудованы в рамках нацпроекта «Образование»).

3. Наличие слаженной структуры учреждения:

- администрация;

- методсовет и методобъединения;

- ПЛС;


- медицинские службы;

- библиотека;

- столовая;

- управляющий совет.



4. Налаженная связь с учреждениями доп. образования, здравоохранения, культуры (имеются договора, совместные планы мероприятий)

5. Стабильный педколлектив;

укомплектованность штатов высококвалифицированными кадрами:

- 2 учителя биологии

- преподаватель – организатор ОБЖ

- педагог – психолог

- учитель логопед

- врач – педиатр, фельдшер

- библиотекарь

- 2 учителя физвоспитания.

Работа с учащимися педагогов дополнительного образования ЦРТДиЮ, Школы искусств, тренеров – преподавателей ДЮСШ-1, ДЮСШ-2 и др.




1. Общий невысокий уровень оплаты труда педагогов; отсутствие оплаты за внеклассную, внеурочную работу (нетарифицируема в нагрузку)

2. Невысокий уровень дохода родителей (в основной массе), вследствие чего низкий уровень оснащенности семей спортивной экипировкой и т.д., возможности приобретать для детей путевок в оздоровительные учреждения и т.д..

3. Консерватизм и инертность части родителей, педагогов.

Низкое самосознание у части учащихся.



4. Уровень заболеваемости детей:

- заболевание крови – 1,2%

- эндокринные заболевания – 4,5%

- болезни нервной системы – 7%

- болезни глаз – 31,6%

- болезни системы кровообращения – 25%

- болезни органов дыхания – 7,8%

- болезни органов пищеварения – 5,5%

- болезни кожи п/к клетчатки – 2,4%

- болезни костно-мышечной системы – 15,4%

- болезни мочеполовой системы – 3,5%.



2. Цели и задачи проекта

Наиболее эффективным решением проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, по моему мнению, является создание здоровьесберегающей системы образования (ЗСО), основная цель которой – сохранение индивидуального здоровья участников образовательного процесса (ОП) путем развития личностных, духовных, психических и физических возможностей обучающихся, необходимых для их успешной самореализации и адаптации к изменяющимся социальным и экологическим условиям. Для определения путей достижения данной цели, а также конкретизации функционала сотрудников по достижению необходимых результатов, был издан приказ от 12.10.2009г. №234 «Об организации физического воспитания в средней школе №19» (приложение №6). При организации мероприятий направленных на формирование здоровьесберегающей среды нами широко используются методические рекомендации по проведению профилактических мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья обучающихся в школе (утв. Минздравсоцразвития России 15.01.2008 № 206-ВС.

Для достижения поставленной цели коллективом школы решаются следующие задачи:

– реализовать базисные потребности личности на каждом этапе индивидуального развития;

– формировать ценностные установки и жизненные приоритеты на здоровье, на культурный образ жизни и на самореализацию личности;

– добиться осознания единства личности и природы каждым участником образовательного процесса.

В школе определены следующие результаты реализации здоровьесберегающей программы:

– овладение каждым участником ОП знаниями о здоровье и здоровом образе жизни;

– формирование у всех участников ОП потребности в здоровом образе жизни;

– создание модели здоровьесберегающего ОП;

– овладение учителями здоровьесберегающими технологиями, применение их на практике;

– формирование пакета документов и материалов по проблеме безопасности образовательного пространства школы;

– разработка системы мониторинга реализации ЗСО школы.
3.Концепция проекта, приоритеты.
В основе работы здоровьесберегающей системы образования школы лежит системный подход. Над решением задач по формированию ЗСО в той или иной степени работают все структурные подразделения школы: медицинская и психолого-педагогическая службы, методические объединения (МО) учителей (рис.1).
Механизм взаимодействия структурных подразделений школы в обеспечении ЗСО


Рис. 1. Механизм взаимодействия структурных

подразделений школы и партнёров в обеспечении ЗСО


Приоритетными направлениями работы этих структур являются:

– реализация условий обучения в соответствии с функциональными и возрастными особенностями обучающихся;

– соблюдение психолого-педагогических и санитарно-гигиенических требований к организации ОП.

На формирование здоровьесберегающей системы образования непосредственное влияние оказывает деятельность валеологического направления, которая ведётся учителями биологии, педагогами дополнительного образования (ЦРТДиЮ, школа искусств), классными руководителями (рис. 2).


Валеологическое направление средней школы № 19

Рис. 2. Валеологическое направление средней школы № 19


Деятельность валеологического направления ориентирована на оптимизацию организации ОП, на улучшение условий труда и отдыха учителей и учеников. В 2009 году был разработан индивидуальный проект, целью которого является создание в условиях ОП школы системы, способствующей сохранению психосоматического здоровья каждого обучающегося и учителя, коллектива ОУ в целом.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

– воспитание у учеников и учителей школы потребности в здоровье;

– обучение участников образовательного процесса методам и способам сохранения и укрепления здоровья;

– организация здоровьесберегающего ОП.

Разработана технология валеологического сопровождения образовательного процесса школы, включающая в себя исследовательскую, диагностико - коррекционную и профилактическую деятельность.


Исследовательская деятельность

1. Проведение исследований по проблеме самоорганизации личности.

2. Исследование жизненных ценностей участников образовательного процесса.
Диагностико - коррекционная деятельность

1. Анализ условий обучения детей в школе.

2. Организация коррекционной работы по проблеме самоорганизации личности, как на уроке, так и во внеклассной работе.

Профилактическая деятельность

1. Валеологическое просвещение обучающихся, как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности.

2. Валеологическое просвещение членов педагогического коллектива (для проверки уровня валеологической компетентности нами используются тесты, ранее используемые при аттестации педагогических работников, (приложение №7).

3. Валеологическое просвещение родителей.

Ресурсное обеспечение реализации проекта является достаточной для достижения поставленных целей. Материально-техническое оснащение соответствует современным требованиям. Дидактический, раздаточный, контрольно-измерительные материалы соответствуют требованиям, предъявляемыми современными образовательными программами. Профессионализм автора проекта обеспечен не только предметной (биологической) компетентностью, но и специальной правовой, менеджерской, валеологической, информационной и психолого-педагогической.
Исследовательская деятельность

Исследования по проблеме самоорганизации личности проводятся в ходе классно-обобщающих контролей, по плану внутришкольного контроля, проводимого администрацией, классными руководителями, психолого - педагогической службой.

В ходе исследования организации труда и отдыха школьников анализируются анкетные данные о режиме сна, питания, о времени, затрачиваемом детьми на выполнение домашних заданий, о степени их занятости в кружках и секциях, о времени, затрачиваемом ими на спортивно-оздоровительные мероприятия, на чтение художественной литературы, просмотр теле- и видеопрограмм, компьютерные игры (приложение 1). Для исследования уровня самоорганизации учеников 5-х классов, кроме того, анализируется количество времени, проводимое ими с родителями.

Запланировано проведение исследования приоритетов жизненных ценностей участников ОП, что позволяет судить о сформированности у них потребности в здоровье.



Диагностико - коррекционная деятельность

С целью исследования условий обучения детей в школе, организации труда и отдыха школьников в свободное от учебы время, уровня их самоорганизации запланировано ежегодное обследование параллелей 5-х, 8-х и 9-х классов. Обследования проводятся в ходе классно-обобщающих контролей параллелей, одной из целей которых является анализ уровня адаптации учащихся к новым условиям обучения: переход учеников 4-х классов в основную школу, подготовка предпрофильного обучения учеников 8-х классов, начало профильного обучения учеников 9-х классов.

В ходе исследования условий обучения детей в школе проводится анализ учебной нагрузки, расписания занятий, количества времени, затрачиваемого учениками на выполнение домашних заданий, степени их сложности. С помощью анкеты выясняется уровень мотивации к обучению применительно к каждому отдельному предмету, оценка детьми степени трудности учебных предметов, эмоциональной атмосферы на уроках (приложение 1). По итогам анализа ответов учащихся выводится индивидуальная шкала трудности изучаемых предметов для каждого конкретного класса.

В ходе исследования проблемы самоорганизации личности выявляются обучающиеся, находящиеся в группе риска. С ними и их родителями проводится коррекционная работа по рациональному построению распорядка дня.


Профилактическая деятельность

Приоритетное место в реализации проекта занимает профилактическая деятельность, реализуемая через различные предметные и внеурочные направления.

Во 2-11-х классах предметный курс валеологии интегрирован с предметами естественно-научного цикла, ОБЖ и трудовым обучением: соответствующие темы включены в учебные программы. Вместе с учителями биологии занятия по отдельным темам проводят преподаватель ОБЖ, медицинские работники, приглашенные специалисты, что обеспечивает высококомпетентный уровень предметного наполнения. В 5-х классах ежегодно ведётся курс валеологии педагогом дополнительного образования.

В начальной школе курс валеологии интегрирован с курсом природоведения А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, в связи с этим разработана модифицированная программа.

Курс природоведения в 5 классе продолжает анало­гичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содер­жании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Программа рассчитана на 68 часов, 2 часа в неделю, и составлена на основе переработанного варианта типовой программы по природоведению (авторский коллектив под руководством: В.В.Пасечника, В М Пакулова, В.В. Латюшина). Изучение курса направлено на решение его главной задачи – формирование знаний о природе и обществе, понимание природы как единого целого и о роли человека в ней, воспитание бережного отношения к живой природе. В программе реализуются следующие здоровьесберегающие аспекты: приобретение знаний о природных катастрофах (землетрясения, извержение вулканов, наводнения, смерчи, ураганы), важнейших экологических проблемах (озоновые дыры, кислотные дожди, радиация, электромагнитные, шумовые загрязнения), формирование навыков и умений поведения во время землетрясений, наводнений, ураганов, пожаров, способам защиты от вредного воздействия ультрафиолетовых лучей, электромагнитного излучения, оказание первой доврачебной медицинской помощи.

Согласно плану реализации программы развития школы на 2009-2014 г.г. в 5-х классах ведется курс «Введение в экологию». Программа рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Программа курса составлена на основе программы по экологии для средних классов общеобразовательной школы А.И Никишова, В.Н. Кузнецова, Д.Л.Теплова. Построена она с учетом возрастных особенностей детей на основе планомерного и преемственного формирования и развития биологических и экологических понятий, усвоения ведущих экологических идей и научных фактов. Данная программа позволила конкретизировать цель обучения экологии - становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически - деятельностного и оценочного отношения к окружающей среде и к своему здоровью. Полноценность использования данной программы обеспечивается тем, что она органично дополняет базовые знания о неживой природе, полученные в начальной школе, определенный объем знаний по живой природе курса природоведения с основными экологическими понятиями, раскрывающими характер взаимоотношений человека и природы, способствует целостному восприятию мира, осознанию себя и своей роли в природе и обществе. В программе реализуются следующие здоровьесберегающие аспекты: экосистемная организации природы Земли в границах обитания человека, системность интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения, способность к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, эстетического восприятия и оценки состояния окружающей среды, убежденность в возможности решения экологических проблем, стремление к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды, формирование навыков и умений способам защиты от неблагоприятных воздействий факторов неживой и живой природы, оказание первой доврачебной медицинской помощи в полевых условиях.

Курс «Биология. Грибы. Растения» для 6-х классов разработан в соответствии с образовательным минимумом содержания биологического образования в средней школе в соответствии с программой авторского коллектива В.В. Пасечника, В.М. Пакулова, В.В.Латюшина. Курс расчитан на 35 часов, 1 час в неделю. Программа знакомит учащихся с особенностями стро­ения и жизнедеятельности растительных организмов, условиями среды их обитания, а также с происхождением предста­вителей различных таксономических единиц. Она предполагает блочный принцип построение курса. Каждая тема содержит об­щую характеристику рассматриваемой систематической группы, характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Большое внимание в программе уделяется созданию условий для формирования знаний о различных аспектах здоровья человека. Развития личностно-значимого отношения к познанию человека, экологических проблем и деятельности по их решению.

Курс «Человек и его здоровье» для 8 классов расчитан на 68 часов, 2 часа в неделю. Программа разработана авторским коллективом в составе: В. В. Пасечник, Р. Д. Маш и др. Настоящая программа предназначена для изучения курса «Биология. Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Биология. Грибы. Растения» и «Биология. Животные» в 6 и 7 классах соответственно. Для учащихся 8-х классов внедряются курсы «Подростковая наркопрофилактика», «Желтеют только листья», «Портрет курильщика», «СПИД – чума 20 века», «Паспорт здоровья». В подростковом возрасте происходит бурное развитие личности, появляются новые черты характера. Подросток эмоционально неустойчив. Данные программ базируются на принципе индивидуальной ответственности личности за себя, как члена общества, учат говорить «нет», принимать решения, воспитывают ответственное поведение по отношению к себе, подчеркивают важность и приоритетность здоровья в обществе.

Для обучающихся 9-11-х классов и разработан элективный курс “Культура здоровья”, реализующий задачи воспитания у обучающихся потребности в здоровье и обучения их способам его сохранения и укрепления. Занятия проводятся по образовательной программе по валеологии для школьников Г.К. Зайцева. Задачами этого курса являются:

– формирование интереса к исследовательской деятельности в области валеологии и воспитание здорового человека;

– обучение методам валеологических исследований;

– обучение навыкам доврачебной помощи и профилактики заболеваний;

– подготовка к семейной жизни.

Девушкам 11-х классов в рамках предмета ОБЖ адресован курс “Основы медицинских знаний и здорового образа жизни”, направленный на формирование понятий нравственного, физического и репродуктивного здоровья женщин; на изучение вопросов, связанных с созданием семьи.

Цель проекта реализовывается не только в рамках урочной деятельности, но и во внеурочной. Учитывая факт невозможности сформировать жизненные ценности и развить нормы поведения (социальный опыт) только на уроке, деятельность по реализации проекта организовывается и во внеклассной работе.

С 1 классов, начиная с 2009 года, введено в программу хореографическое обучение, цель которого способствовать эстетическому развитию подрастающего поколения. Перед педагогом - хореографом стоит задача привить детям любовь к танцу, сформировать их танцевальные способности (музыкально-двигательные и художественно-творческие): развить чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку, танцевальную выразительность, координацию движения, ориентировку в пространстве, воспитать художественный вкус, научить полноценно воспринимать произведения танцевального искусства - а, самое главное, улучшить состояние здоровья.

Данная программа предназначена, для всех детей школы (возраст 7-8 лет). В эту группу ходят дети с нарушенной осанкой, плохим зрением, имеющие плоскостопие, остеохондроз и другие заболевания. Программа рассчитана на 5 лет обучения. Она имеет следующие разделы: ритмика, лечебная гимнастика, танцевальная азбука (элементы классического, народного, историко-бытового танца).

В процессе обучения учитывается физическая нагрузка детей, не допуская перенапряжения, дети учатся правильно дышать при исполнении упражнений и


танцевальных элементов. Педагогом проявляется определенная гибкость в подходе к каждой конкретной группе учащихся, творчески решаются вопросы, которые ставит перед ним учебный процесс, учитывая при этом состав группы, физические данные и возможности учащихся. Педагог может перенести изучение в следующий класс или вовсе исключить из программы те движения, прохождение которых окажется недоступным данному классу в связи с ограниченными возможностями учащихся.

Вся система хореографического обучения строится так, чтобы к концу курса учащийся не только грамотно владел определенными практическими навыками в области танцевального искусства, но, прежде всего, был развит эстетически и физически.

Для учащихся 7-х классов разработан курс «Подростковая наркопрофилактика» (приложение 4). Неустойчивость эмоций, излишняя самоуверенность, чрезмерная критичность в отношении к окружающим, незрелость суждений и интересов, внушаемость и стремление к подражательным действиям могут явиться причинами формирования аддитивного поведения подростков. Именно поэтому наркопрофилактику необходимо организовать в подростковом возрасте. Программа рассчитана на 17 часов Главное внимание в программе уделяется созданию условий для формирования мотивации здорового образа жизни, негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотических веществ.

В соответствии с заявками классных руководителей и проблемами, выявленными в ходе валеологических исследований, в параллелях проводятся тематические классные часы (приложение 2).

В течение ряда лет школа участвует в антинаркотической кампании под девизом “Мир без наркотиков”. Для бесед с учениками среднего и старшего звена приглашаются специалисты-наркологи, для родителей и учителей организовываются лектории. (Презентация мероприятия «Раз вы затянулись сигаретой»,проведённого для 9-классников 20 ноября 2009года прилагается)

Учащиеся школы, проявляющие активный интерес к проблемам, связанным со здоровьем, занимаются исследовательской деятельностью, результатом которой является участие в научно-практической конференции “ Наука. Творчество. Развитие”.

Запланировано проведение «Декады психологии и валеологии», целями которой являются психологическое и валеологическое просвещение обучающихся, популяризация психологических знаний и здорового образа жизни (приложение 3).

Просветительская работа с родителями проводится в форме лекций и бесед на родительских собраниях также по заявкам классных руководителей в соответствии с заранее предложенной тематикой (приложение 2).

Работа с педагогическим коллективом ведется в форме индивидуальных консультаций, бесед, выступлений на педагогических советах по темам: “Учебные перегрузки и их влияние на здоровье обучающихся”, “Валеологические требования к уроку”, “Роль классного руководителя в сохранении и укреплении здоровья обучающихся”, “Профилактика наркозависимых состояний обучающихся» и др.

4.Результативность реализации проекта.

Достижения учащихся.

Анализ результатов анкетирования учеников основной и старшей школы позволяет сделать вывод о повышении в восприятии обучающихся значимости здоровья как жизненной ценности. Так, по результатам анкетирования в списке из 15 жизненных ценностей занимает 2-3 места (на первом месте среди ценностей – верные друзья, на 2-3 месте – интересная работа, профессия). На основании этих данных можно сделать вывод об актуальности реализации проекта, направленной на решение задачи по формированию у учеников школы потребности в здоровье.

В перспективе осуществление стопроцентного охвата школьников по сохранению всех компонентов здоровья:

– реализация базисных потребностей личности на каждом этапе индивидуального развития;



– формирование ценностных установок и жизненных приоритетов на здоровье, культурный образ жизни и самореализацию личности;

– формирование экологической культуры.
Каталог: home -> 4672
home -> Информация о муниципальном социально-образовательном проекте
home -> Программа воспитания и социализации обучающихся
home -> Сборник научных трудов Чебоксары 2014 г. Удк [376. 1: 159. 922. 76-056] (082) ббк 74. 50я43; 88. 482я43 п 863
home -> -
home -> Развитие конфликтологической компетентности
home -> Развития сестринского дела в чувашской республике
home -> Проект исо проект Информатизация системы образования
4672 -> Уроках математики Выступление на совещании при директоре "Современные образовательные технологии"


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница