01. Предмет, методы, задачи и история нейропсихологии



Скачать 462,53 Kb.
страница1/3
Дата02.06.2016
Размер462,53 Kb.
  1   2   3
Тема 01. Предмет, методы, задачи и история нейропсихологии.
01. Предметом нейропсихологии является:

*нарушения сложных форм поведения при поражении отдельных нейронных групп и их систем связи

*нарушения психологических функций при локальных поражениях мозга

элементарные нарушения движений и восприятия

нарушения поведения, обусловленные диффузным поражением мозга

мозговая организация высших психических функций


02. Укажите методы, которые использует нейропсихология?

*наблюдение

мониторирование

*психологический эксперимент

экстирпация участков мозга

раздражение участков мозга

компьютерная томография

*клинико-патоморфологическое сопоставление


03. Укажите направления нейропсихологии?

*клиническая нейропсихология

военная нейропсихология

зоологическая нейропсихология

*реабилитационная нейропсихология

*экспериментальная нейропсихология

психиатрическая нейропсихология
04. Выход каких монографий фактически означал рождение советской (российской) нейропсихологии?

«Мышление и речь» (Выготский Л.С., 1934)

*«Восстановление функций после военной травмы» (Лурия А.Р., 1947)

*«Травматическая афазия» (Лурия А.Р., 1948)

*«Восстановление движения» (Леонтьев А.Н., Запорожец А.В., 1945)

«Высшие корковые функции человека» (Лурия А.Р., 1969)

«Нейропсихология» (Хомская Е.Д., 1987)
05. Перечислите особенности западной нейропсихологии?

*не имеет общей концептуальной схемы работы мозга

имеет общую концептуальную схему работы мозга

*применение стандартизированных количественных методов оценки отдельных функций

системный подход, качественный анализ имеющегося расстройства

*психоморфологическое сопоставление

клинико-томографическое сопоставление

Тема 02. Структурно-функциональная организация мозга.


01. Какие большие системы (функциональные блоки) выделяют в мозге?

*неспецифическая система

специфическая система

*ассоциативная система

система контроля за поведением

вегетативная система

*проекционная система
02. В состав неспецифической системы мозга входят:

прецентральная извилина

сильвиева борозда

*ретикулярная формация

черная субстанция

*миндалина

эпиталамус

*гипоталамус


03. По морфологическим признакам К. Бродман разделил кору на:

4 доли и 52 поля

древнюю, старую и новую

11 областей и 48 полей

9 областей и 52 поля

*11 областей и 52 поля

первичные, вторичные и ассоциативные поля
04. К первичным полям относятся:

двигательное поле 6 прецентральной области

*слуховое поле 41 височной коры

зрительное поле 18 затылочной области

обонятельное поле 3 теменной коры

зрительное поле 17 височной коры

*соматосенсорное поле 3 постцентральной области
05. Каковы особенности строения и функции вторичных корковых полей?

наличие соматотопической проекции (точка в точку)

*вторичные поля окружают соответствующее первичное поле

*отсутствие прямой связи с периферией

отсутствие мультимодальных нейронов

преимущественное развитие сплетений в IV слое и пирамидных клеток V слоя

*при электрическом раздражении возникают комплексные ощущения (образные галлюцинации)
06. Каковы особенности строения и функции ассоциативных корковых полей?

*ассоциативные поля являются зонами высшей интеграции корковой деятельности

наличие прямой связи с периферией

при электрическом раздражении возникают комплексные ощущения (образные галлюцинации)

*меньший размер нейронов и большая развитость верхних слоев коры

отсутствие мультимодальных нейронов

наибольшая выраженность функциональной асимметрии правого и левого полушарий
07. Укажите правильное соответствие первичного и группы прилежащих вторичных полей Бродмана:

41 первичное – 22 и 43 вторичные поля

16 первичное – 17, 18 и 19 вторичные поля

*4 первичное – 6, 8 и 44 вторичные поля

1 первичное – 2, 3 и 5 вторичные поля

*3 первичное – 2, 1 и 5 вторичные поля


08. Что представляет собой зона ТРО?

является Третьей Ретикулярной Областью мозга

*является зоной перекрытия височной, теменной и затылочной коры

*образована 37-м и частично 39-м полями Бродмана

является областью коры с преимущественным развитием пирамидных нейронов V слоя

образована полями Бродмана 9, 10, 45, 46

*является областью коры, обеспечивающей взаимодействие трех основных анализаторов

*является областью коры с преимущественным развитием верхних слоев


09. Укажите периоды исследования функциональной асимметрии больших полушарий:

*период клинических исследований – начался в 19 веке с работ Брока

период исследования пациентов с «расщепленным мозгом» – связан с использованием операции лоботомии при шизофрении

период клинических исследований – связан с началом использования томографии мозга (КТ, МРТ)

*период клинических исследований – связан с опытами Пенфилда по прямому раздражению мозга во время операции

*период исследования пациентов с «расщепленным мозгом» – связан с использованием операции комиссуротомии при эпилепсии

четвертый период – период открытия церебральной латерализации у животных

четвертый период – период формулирования основных дихотомий мозга человека.


10. Каковы основные положения эволюционной теории латерализации функций?

*причина латерализации в двойственности задач живой системы (сохранение и развитие)

причина латерализации в единой задаче организма (приспособление к внешней среде)

*функциональная асимметрия – проявление принципа сопряженных подсистем

функциональная асимметрия – проявление принципа доминанты

*левое полушарие   оперативная подсистема, правое полушарие   консервативная

правое полушарие   оперативная подсистема, левое полушарие   консервативная

у левшей доминантным является правое полушарие


**************

Тема 03. Принципы организации поведения. Основы функционального картирования мозга человека.


01. Этапами поведенческого акта являются:

инициация

результат

*эмоция


*создание функциональной системы

память


воображение

*восприятие


02. Каковы закономерности создания рабочего органа поведенческого акта?

строится каждый раз заново

*при создании нового базой является ранее использованный

*новый создается в условиях впервые переживаемой поведенческой ситуации

индивидуальный или коллективный тип полностью зависит от исходной мотивации

у взрослого человека при создании используется только абстрактное мышление

*рабочий орган функционально существует в течение цикла поведенческого акта
03. Укажите механизмы создания индивидуальных функциональных систем поведенческого акта:

эволюция


функциональная эволюция

*мышление

память

*условно-рефлекторный механизм


04. Каковы особенности условно-рефлекторного механизма создания функциональных систем?

участие болевого раздражителя

образование системы с первого предъявления проблемы (ситуации)

*последовательное расположение во времени мотивации, старой системы и нового звена

*принцип случайной ассоциации нового звена

участие произвольного внимания

*созданная система не передается по наследству
05. Каковы особенности мышления как механизма создания функциональных систем?

принцип счет случайной ассоциации нового звена

*принцип комбинации ранее эффективных звеньев функциональной системы

*этапами работы механизма являются анализ и синтез

механизм работает только при повторении поведенческой ситуации

*механизм работает при первом предъявлении поведенческой ситуации

необходимо положительное эмоциональное подкрепление
06. Коллективные функциональные системы поведения создаются:

в группе с идентичными мотивациями

с использованием механизма совместной трудовой деятельности

*в случаях, когда человек не может (не хочет) решить жизненную проблему самостоятельно

*с использованием механизма коммуникации

только с участием человека


07. На какие группы классифицируют знаки по признаку отношения к репрезентируемому объекту?

графические знаки

цифровые знаки

*символические знаки

*языковые знаки

знаковые знаки

*иконические знаки
08. Какое влияние на психологические функции оказало использование знаковых систем в коммуникации?

не оказало никакого влияния

привело к количественному улучшению функций

*привело к появлению абстрактного (вербально-логического) мышления

привело к появлению наглядно-образного мышления

*привело к появлению самосознания

*явилось внешним орудием для функций

явилось внутренним орудием для функций

*создало возможность модулирования нервных процессов
09. Укажите представителей «локализационизма» в проблеме локализации функций:

Немезий (4 век н.э., специализация желудочков мозга по способностям)

*Ф. Галль (френология)

*П. Брока

П. Флуранс (экстирпация участков мозга у птиц)

П. Мари (символическая деятельность)

Л.С. Выготский (высшие психологические функции)
10. Каковы современные представления о локализации функций?

*системный и уровневый принципы локализации

все функции являются функциональными системами

*высшие функции обеспечиваются левым полушарием

высшие функции обеспечиваются правым полушарием

*принцип локализации зависит от класса (природы) функции

принцип локализации зависит от степени востребованности функции

*локализация может различаться у детей и взрослых


************************

Тема 04. Нарушения сознания при локальных поражениях мозга.


01. Компонентами сознания являются:

*содержание сознания

самосознание

*активация

ориентировка в пространстве

интеллект


02. Нарушения сознания классифицируют на следующие группы:

*продолжительные и пароксизмальные

продолжительные и длительные

органические и функциональные

*синдромы угнетения и синдромы помрачения

супра- и субтенториальные


03. Укажите степени угнетения сознания по классификации Коновалова А.Н.

сонливость

*оглушение

заторможенность

*сопор

*кома


ступор

деменция
04. Каковы диагностические критерии сопора?

*глаза закрыты в отсутствии сенсорной стимуляции

глаза закрыты при сенсорной симуляции

глаза открыты в отсутствии сенсорной стимуляции

*способность локализации (координированные защитные движения)

отсутствие способности локализации (некоординированные защитные движения)

*зрачковые, корнеальные, глотательные, кашлевой и глубокие рефлексы обычно сохранены

зрачковые, корнеальные, глотательные, кашлевой и глубокие рефлексы обычно нарушены
05. Укажите правильное соответствие суммы баллов по шкале комы Глазго степеням угнетения сознания?

3 балла – ясное сознание

0 баллов – запредельная кома

13 баллов – сопор

10 баллов – ступор

*7 баллов – кома


06. Какова локализация очагов поражения, вызывающих угнетение сознания?

кора лобной доли

кора височной доли

любые корковые очаги

любые подкорковые очаги

*многоочаговые поражения с развитием отека мозга и вовлечением структур неспецифической системы

*стволовой отдел неспецифической системы
07. Укажите основные характеристики акинетического мутизма?

*синдром относится к псевдокоматозным состояниям

синдром является стадией восстановления комы

возникает у глухонемых людей

*глаза открыты

полностью отсутствует фиксация взора

*почти полное отсутствие активных движений и речи

возникает при поражении бледного шара

*возникает при поражении медиобазальных отделов префронтальной коры
08. Укажите варианты качественного нарушения сознания?

параноидный синдром

*делирий

деменция


*аменция

психогенная псевдокома

*онейроид

*сумеречное сознание

аффект
09. Укажите основные характеристики обморока?

отсутствие предвестников

наличие клонических судорог

наличие тонических судорог

*обратимая ишемия ствола

единая этиология

*различная этиология

является начальной стадией эпилепсии

свидетельствует об органическом поражении ЦНС
10. Симптом дежа вю (déja vu) характеризуется следующими признаками:

приступообразное возникновение

*сохранность критики

отсутствие критики

*относится к синдромам дереализации

относится к синдромам деперсонализации

*может быть проявлением эпилепсии височной доли

может быть проявлением эпилептического статуса

*связан с нарушением работы неспецифической системы

связан с нарушением работы мозолистого тела


************************

Тема 05. Нарушения мотиваций, внимания и эмоций при локальных поражениях мозга.
01. Укажите основные характеристики производных мотиваций?

*формируются на основе условно-рефлекторного механизма и механизма мышления

формируются на основе механизма «случайная мутация / естественный отбор»

обеспечиваются совокупной работой коры головного мозга

не могут иметь патологическую направленность

*могут иметь патологическую направленность

*обеспечиваются преимущественно работой префронтальной медиобазальной коры мозга

обеспечиваются преимущественно работой гипоталамуса


02. Какие утверждения относятся к признакам произвольного внимания?

*внимание определяется содержанием мотивации

внимание определяется воздействием нового фактора внешней среды

неизменность в процессе индивидуального развития

*возникновение в процессе индивидуального развития

*механизм обеспечивают нейронные группы преимущественно неспецифической системы

механизм обеспечивают нейронные группы преимущественно проекционной системы
03. Эмоция возникает в результате:

*оценки действий по реализации мотивации

*оценки вероятности реализации мотивации в будущем

*трансформации мотивационного возбуждения

концентрации внимания на эмоциогенном объекте

угасания мотивационного возбуждения

*выделения эндогенных нейроактивных соединений в кровь

*введения экзогенных нейроактивных соединений

углубленного восприятия
04. Какими методами диагностируют нарушения мотиваций и эмоций при локальных поражениях мозга?

магнитно-резонансная томография

*клиническая беседа

регистрация вызванных потенциалов мозга

*наблюдение

*опознание эмоционального выражения лиц

опознание мотивационного состояния лиц

*анализ субъективного и объективного анамнеза


05. Какие симптомы возникают при поражении префронтальной медиобазальной коры левого полушария?

угнетение биологических и усиление высших (социальных) мотиваций

*угнетение как высших (социальных), так и биологических мотиваций

*снижение общей двигательной активности

усиление общей двигательной активности

*снижение эмоциональных реакций

снижение положительных эмоциональных реакций и усиление отрицательных

безразличие к окружающим при повышенном внимании к себе

*общая некритичность

парциальная некритичность


06. Укажите симптомы и синдромы, которые характеризуют нарушения поведения при поражении префронтальной медиобазальной коры?

*синдром аспонтанности

*апатико-абулический синдром

*акинетический мутизм

психогенная псевдокома

вегетативное состояние

*«лобная» психика

*полевое поведение

динамическая афазия
07. Какие нарушения более характерны для поражения медиобазальных отделов правой лобной доли?

*угнетение высших (социальных) и усиление биологических мотиваций

угнетение как высших (социальных), так и биологических мотиваций

снижение эмоциональных реакций

*эйфорическая монотонность

*«лобный» юмор

безразличие к окружающим при повышенном внимании к себе

*утрата чувства дистанции и такта


08. При поражении гиппокампа и миндалины наблюдаются:

нарушение «ядра личности»

*сохранность критики

эйфорическая монотонность

*аффективные пароксизмы

мотивированные эмоции

полевое поведение

вегетативное состояние

*непостоянные вегетативные нарушения
09. Патологические процессы в области гипоталамуса вызывают следующие расстройства:

*нарушения биологических мотиваций

нарушение критики

нарушение «ядра личности»

*астенический синдром

*нарушение водной мотивации

нервная анорексия
10. Какие изменения в поведении человека могут вызывать предположение об очаговом поражении медиобазальной лобной коры?

*появление неопрятности и безразличного отношения к внешнему виду

*резкая утрата родственных чувств

*появление некритичности к результатам профессиональной деятельности

возникновение идей мессианства

появление неуважения к непосредственному руководителю

появление запойного пьянства

*утрата привычных интересов


********************************
Тема 06. Нарушения восприятия при локальных поражениях мозга.
01. На какие группы классифицируют нарушения восприятия?

*нарушения простого восприятия – сенсорные расстройства

*нарушения образного восприятия – гностические расстройства

*нарушения пространственного восприятия – пространственные расстройства

нарушения простого восприятия – галлюцинаторные расстройства

нарушения логического восприятия – бредовые расстройства

нарушения образного восприятия – пространственные расстройства
02. Чем характеризуются нарушения пространственного восприятия?

проявления одинаковы при поражении правого и левого полушарий

возникают при поражении премоторных полей правого полушария

*нарушения касаются реального пространства при поражении правого полушария

нарушения касаются реального пространства при поражении левого полушария

возникают при поражении префронтальных полей левого полушария

*возникают при поражении зоны ТРО правого и левого полушарий
03. Как классифицируют зрительные агнозии?

*патофизиологически – на апперцептивную, ассоциативную и симультанную

патологоанатомически – на апперцептивную, ассоциативную и симультанную

*феноменологически – на предметную, лицевую, цветовую и буквенную

феноменологически – на предметную, лицевую, цветовую и симультанную

патофизиологически – на проекционную, ассоциативную и симультанную


04. Какие приемы используют при диагностике зрительных агнозий?

арифметические задачи

предъявление рисунков с недостающими деталями (фигуры Поппельрейтера)

*предъявление зашумленных изображений

*предъявление контурных и схематичных изображений

графическое копирование объектов по образцу

*чтение текста

письмо под диктовку


05. Чем характеризуется цветовая агнозия?

является одним из видов нарушения цветоощущения

возникает при поражении медиального коленчатого тела зрительного бугра

*возникает при поражении затылочной доли левого полушария мозга

*является результатом нарушения соотнесения цветового ощущения и названия (категории) цвета

*страдает использование цвета в качестве кода при описании объекта

является врожденным нарушением
06. Перечислите особенности слуховых агнозий?

нарушается звуковое опознание вследствие снижения слуха

дефект может иметь как врожденный, так и приобретенный характер

*наблюдаются при поражении 42 и 22 височных полей

*дефект не связан с ухудшением элементарного слуха или снижением интеллекта

*нарушается категориальное опознание

слуховые агнозии при поражении правого и левого полушария клинически идентичны
07. Чем характеризуется слухоречевая агнозия?

наблюдается при поражении 42 и 22 височных полей правого или левого полушария

*восприятие предметных шумов сохранено

восприятие музыки нарушено

слоги опознаются лучше, чем слова

*слова опознаются лучше, чем слоги

*возникает при поражении вторичных полей левой височной доли
08. Тактильная агнозия характеризуется следующими признаками:

*нарушение узнавания объектов на ощупь при относительной сохранности поверхностной и глубокой чувствительности

возникает при поражении 3 поля Бродмана

могут отмечаться тактильные парафазии

*одним из вариантов является дерматоалексия

*часто сочетается с кинестетической апраксией

узнавание материала, из которого состоит объект, всегда сохранно

возникает только при поражении правого полушария мозга


09. Перечислите особенности анозогнозии при поражении верхней теменной области?

*не опознаются отдельные чувствительные или двигательные расстройства, вызванные патологическим очагом

*типичным является нарушение опознания левосторонней гемиплегии (гемипареза)

типичным является нарушение опознания мозжечковой атаксии

характерно общее снижение критики

*одним из проявлений может быть анозогнозия боли

одним из проявлений может быть нечувствительность к боли (локальная анестезия)
10. Какие из перечисленных нарушений относятся к нарушениям пространственного восприятия?

невозможность завязать узел

*нарушение движения по маршруту

*неправильная оценка положения стрелок на «слепых» часах

ощущение увеличения размеров левой ноги

*нарушение ориентировки в схеме

нарушение узнавания объемных фигур (куб, цилиндр) на рисунке

*нарушение выполнения пробы Иеркса

************************

Тема 07. Нарушения мышления при локальных поражениях мозга.


01. Философские и психологические определения мышления подчеркивают его связь:

*с познанием

с мотивацией

с поведением

с условным рефлексом

*с отражением


02. Укажите определительные признаки мышления?

одним из компонентов мышления является интеллект

мышление работает по принципу условного рефлекса

*мышление является одним из механизмов создания функциональных систем поведения

основой является ассоциация нового случайного звена по временному принципу

*основой является закономерная комбинация старых звеньев

*этапами являются анализ и синтез

этапами являются наблюдение и интеллектуальная операция


03. Отметьте правильные разновидности (формы) мышления и соответствующие им синонимы:

наглядное (зрительное, конструктивное, оптическое) мышление

*наглядное (наглядно-образное, конструктивное, наглядно-действенное) мышление

*вербально-логическое (понятийное, абстрактное, дискурсивное) мышление

артикуляторно-логическое (понятийное, абстрактное, звуковое, речевое) мышление

рациональное (конструктивное, реальное, позитивное) мышление

творческое (конструктивное, позитивное, неконфликтное) мышление

условно-рефлекторное (одномоментное, врожденное, генетическое) мышление


04. Какие ступени развития понятий выделил Выготский Л.С. в работе «Мышление и речь»?

*ступень кучи предметов

ступень формирования обобщений

*ступень формирования комплексов




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница