§ Требования к организации посещения и анализа урока



Скачать 101.94 Kb.
Дата19.04.2016
Размер101.94 Kb.
Посещение и анализ урока администрацией школы

     § 1. Требования к организации посещения и анализа урока

 Подготовка к посещению урока.

Определение цели посещения урока, вида и формы контроля. Составление программы наблюдения урока, в соответствие с целью. Ознакомление с учебно-методическими материалами, содержание которых соответствует цели посещения урока. Знакомство с учебной программой проверяемого предмета, с содержанием учебного материала по учебнику. Определение возможных вариантов структуры и методики урока (по методическим пособиям, по инструктивным и нормативным документам). Изучение записей в классном журнале о выполнении программы, в том числе ее практической части в дневниках учащихся, в их тетрадях, обратив внимание на отметки (их наполняемость, баллы и т.п.), на объем домашних заданий.

Просмотр и анализ выводов и предложений, сделанных учителю по ранее посещенному уроку. Решение целесообразности приглашения на урок других учителей.

Проведение (при необходимости) предварительной беседы с учителем, знакомство с его замыслом проведения урока, уточнение поурочного плана (при необходимости - просмотр и проверка календарно-тематического плана).



Классификация целей посещения уроков 

1.         По времени действия (долгосрочные, краткосрочные, постоянные и переменные). Это зависит от содержания основных и вспомогательных задач, стоящих перед школой, основных направлений методической работы, характеристики вопросов, обсуждаемых на педсоветах и производственных совещаниях.

2.         По широте охвата и глубине

а) масштабные целевые установки, характеризующиеся обще-дидактической направленностью. Например, работа учителя по развитию познавательного интереса учащихся при обучении, по формированию общеучебных умений и навыков и т.п.;

б) локальные целевые установки, характеризующиеся частно-дидактической направленностью. Например, результативность работы учителя по развитию устной речи учащихся, по организации на уроке творческой работы учащихся и т.п.

.           По содержанию, когда цели посещения ориентируются на конкретные вопросы учебных программ. Например, работа учителя по развитию вычислительных навыков учащихся на уроках математики; работа учащихся с первоисточниками на уроках истории; эффективность работы учителя иностранного языка по закреплению языкового материала и др.

Краткий оценочный анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации.

Системный анализ - это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременно решения развивающих задач урока, обеспечения формирования знаний, умений и навыков учащихся, усвоения ими способов учения.

Полный - это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока, содержание и виды учебной деятельности учащихся по таким характеристикам, как уровни усвоения учащимися знаний и способов умственной деятельности, развитие учащихся, реализация дидактических принципов, результативность урока.

Примерная схема анализа урока

. Цель, задачи урока (образовательные, воспитательные, развития), их взаимосвязь и пути реализации.

.           Готовность учителя и учащихся к уроку, оборудование урока, наглядные и учебные пособия, ТСО, санитарно-гигиеническое состояние класса и т.д.

3.         Организационная структура. Тип урока, его место в системе занятий по предмету, четкость, последовательность этапов урока, дозировка времени, соответствие этапов урока характеру познавательной деятельности учащихся.

.           Содержание урока: научность учебного материала, его воспитывающее и развивающее значение; правильность отбора материала по объему, содержанию и трудности для учащихся; соотношение теоретического и дидактического материалов; группировка, классификация материала вокруг ключевых понятий; направленность материала на связь с жизнью.

5.         Методическое обеспечение урока:



а) использование методов и приемов обучения, характер их сочетания, обоснованность их выбора, целесообразность и эффективность применения (соответствие содержания материала уровню подготовленности учащихся и т.д.), соответствие принципам обучения. Темп учебной работы на урюке;

б) методика проведения различных частей урока:

         постановка познавательных задач перед учащимися;

         методика проверки домашних заданий;

         методика изложения новых знаний;

         методика проведения и закрепления учебного материала;

         методика проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

         приемы активизации познавательной деятельности школьников (их восприятия, памяти, мышления, воображения и т.д.);

         организация репродуктивной и творческой деятельности учащихся, их соотношение;

         применение на уроке проблемного и элементов программированного обучения (использование учебных карточек, заданий, перфокарт и т.д.);

         учет индивидуальных особенностей и интересов учащихся, уровня их подготовленности, осуществление индивидуализации обучения и дифференцированного подхода;

         организация различных видов самостоятельной работы учащихся (воспроизводящих, творческих и др.), их место на уроке;

         домашнее задание (как задается, объем);

         осуществление воспитывающего обучения на уроке; воспитание сознания и убеждений, трудовых, эстетических и физических качеств личности, культуры учебного труда учащихся;

         выявление и применение на уроке внутрипредметных и межпредметных связей в учебном материале;

         обоснование их педагогической целесообразности.

Поведение и деятельность учащихся на уроке:

         порядок и дисциплина учащихся, методика их поддержания;

         активность, самостоятельность, интерес к занятиям учащихся разного уровня подготовленности; сосредоточенность и устойчивость внимания на разных этапах урока;

         деятельность учащихся, их организованность, аккуратность;

         отношение к неуспевающим и нарушителям дисциплины;

         характер участия в работе на уроке отдельных учащихся и всего коллектива;

         отношение учащихся к учителю и друг к другу (подслушивание, боязнь, доброжелательность, уважение, взаимная помощь, подсказки и т.п.).

Характеристика деловых качеств учителя:

         уровень научных знаний учителя и его подготовленность к уроку;

         знание учителем теории обучения и воспитания учащихся, методики предмета, психологии и гигиены, его умение применять эти знания на уроке;

         педагогический такт, стиль в работе, культура труда и поведения, речь учителя;

         взаимоотношения учителя с классом и отдельными учащимися, авторитет учителя.

Общие результаты урока:

         выполнение плана урока;

         достижение общеобразовательной, воспитывающей и развивающей целей урока;

         общая оценка урока, результаты его, эффективность и качество;

         выводы и предложения по дальнейшему усовершенствованию работы, закреплению успехов и устранению допущенных ошибок.

Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности учащихся развивающего типа). [17]

Примерная схема анализа урока

1.         Организация познавательной деятельности учащихся

1.         Как на уроке были созданы условия для продуктивной работы мышления и воображения. (Существуют разные виды мышления: активное, самостоятельное, творческое. Активное может и не быть самостоятельным. Самостоятельное - это не всегда творческое. Творческое же мышление обязательно будет и активным и самостоятельным. Творческий труд невозможен без продуктивной деятельности воображения. Создание новых образов - конечный результат деятельности воображения. Воображение называется воссоздающим тогда, когда оно воссоздает в образах картины по описанию, чертежу, схеме, карте и т.д. Творческое воображение рождает явления, в которых воплощаются замыслы и модели новых общественно ценных предметов).

2.         Как добивался учитель нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов.

3.         Как учитель использовал в своей работе убеждение, внушение.

4.         Как добивался учитель сосредоточенности и устойчивости внимания учащихся.

5.         Что делал учитель для более успешного запоминания материала учащимися и какие особенности произвольного, механического и смыслового запоминания проявились у школьников на уроке.

.           Каковы приемы привлечения и поддержания внимания и развития внимательности на уроке.

.           Какие формы работы использовал учитель для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения и др.)

2.         Организация деятельности мышления и воображения учащихся на уроке в процессе формирования знаний и умений

1.         Как учитель использовал воссоздающее и творческое воображение при изложении нового материала.

2.         На каком уровне формировались знания учащихся: на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, "открытий", выведенных формул и т.п.

.           С помощью каких приемов учитель добивался активности и самостоятельности мышления учащихся: система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке, индивидуальной, парной, групповой и коллективной форм работы и др.

4.         Какого уровня понимания добивался учитель от учащихся: описательного, сравнительного, обобщающего, оценочного, проблемного. Как руководил учитель формированием убеждений и идеалов.

5.         Какие виды творческих работ использовал учитель на уроке и как руководил творческим воображением учащихся: объяснение темы и цели работы, обучение отбору и систематизации материала, обработке результатов и оформлению работы.

.           Как на уроке осуществлялось формирование устойчивого и действенного интереса к учебному предмету и учению в целом.

3.         Личностный подход к деятельности учащихся на уроке

.           Какие чувства детей проявились на уроке, и чем они были вызваны.

2.         Как осуществлялось управление общением учащихся на уроке.

 Моменты урока, где наиболее успешно формировались волевые качества школьников.Как осуществлялся учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

4.         Мастерство учителя

1.         Каковы пути организации воздействия и механизм воздействия: подражание, эмпатия, рефлексия и др.

Умения создавать психологические условия для убеждения: психологический климат, смысловое единство и др.

Умение учителя пользоваться внушением как средством (методом) педагогического воздействия.

2.         Как учитель управлял общением учащихся между собой на уроке.

3.         Каковы особенности самоорганизации учителя: подготовленность учителя к уроку, рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления: собранность, настроенность с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на уроке, педагогическая импровизация, педагогический оптимизм, находчивость и др.

4. Педагогический такт учителя.

.   Психологический климат в классе.

Психолого-педагогический анализ урока - одновременный анализ соблюдения педагогических и психологических основ процесса обучения. [46]

Примерная схема анализа урока.

. Общие сведения об уроке. Дата, класс, предмет, число учащихся по списку, сколько присутствует, какой урок по порядку.

Обстановка в классе: чистота, освещенность помещения, проветрено ли помещение, порядок в классе, готовы ли учащиеся к уроку.

Оборудование: подготовлены ли наглядные пособия, их целесообразность и необходимость на уроке, подготовлена ли доска. Как начался урок, как учащиеся приветствовали учителя, была ли потребность тратить время на организацию класса, установления порядка и дисциплины.

Тема урока. Цели урока: определяет ли учитель цель урока, информирует ли учащихся о цели и задачах урока, как он это осуществляет.

.Тип и структура урока. Какой избран тип урока. Целесообразность выбора с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия. Место урока в системе занятий по целому разделу. Связь урока с предыдущими, как она осуществляется. Структура урока: соответствует ли она данному типу урока, какие замечены отклонения и чем они вызваны. Последовательность отдельных этапов урока. Обеспечение целостности и завершенности урока. Как подводятся итоги.

2.         Содержание урока. Соответствие содержания программе. Как связан учебный материал с современностью, местным окружением школы. Установление межпредметных связей. Как осуществляется развитие интеллектуальных способностей, нравственных и эстетических чувств у учащихся. Использование дидактических материалов и оборудования кабинета. Достигнут ли прирост или совершенствование навыков, знаний и умений на основе ранее усвоенного.

.Методы и приемы обучения на уроке. Какая система методов применяется; какие методы и приемы в ней сочетаются. Соответствуют ли методы и приемы обучения содержанию материала, типу, целям, задачам урока и возрастным особенностям учащихся. Соответствуют ли методы обучения осуществлению задач воспитания.



Как соблюдаются основные требования к уроку: воспитательные, дидактические, психологические, санитарно-гигиенические.
Каталог: userfiles -> files
files -> Н. К. Гарбовский 2015 г. Рабочая программа
files -> Орган опеки и попечительства мр «Томпонский район» «Школа приемных родителей»
files -> Я и культурного наследия
files -> Закон города москвы об общем образовании в городе москве в ред законов г. Москвы от 28. 12. 2005 n 1
files -> Личностно-ориентированный подход в обучении иностранному языку
files -> Системно- деятельностный подход как основа достижения учащимися личностных результатов в ходе реализации Программы воспитания Левина Наталья Владимировна


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2017
обратиться к администрации

    Главная страница