· по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словеснологическую



Скачать 80.71 Kb.
Дата09.03.2016
Размер80.71 Kb.
7.3. Память и внимание в деятельности менеджера

Память — это психический процесс формирования, хранения и воспроизведения связей между предметами и явлениями окружающего мира. Способность менеджера хранить свой индивидуальный жизненный опыт является существенной стороной его психической характеристики, что непосредственно отражается на его профессиональной деятельности.

В качестве наиболее общего основания для выделения различных видов памяти выступает зависимость ее характеристик от особенностей деятельности менеджера, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя основными критериями:

· по характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную, эмоциональную, образную и словеснологическую;

· по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную;

· по продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом деятельности) — на кратковременную (оперативную) и долговременную.

Производственная деятельность менеджера связана со сбором, переработкой и хранением разнообразной информации. Без этой информации невозможно охарактеризовать конкретную ситуацию, четко определить проблему, принять рациональное управленческое решение и проконтролировать своевременность и точность его выполнения.

В зависимости от должностных функций и иерархического уровня менеджера он должен запоминать статистическую, оперативно-отчетную, планово-экономическую, бухгалтерскую, финансовую, техническую, технологическую, правовую и другие виды информации.

В различных видах деятельности могут преобладать разные виды психической активности: моторная, эмоциональная, интеллектуальная. Каждый из этих видов активности выражается в соответствующих действиях и их компонентах: в движениях, чувствах, образах, мыслях. Обслуживающие их специфические виды памяти получили в психологии соответствующие названия: двигательной, эмоциональной, образной и словесно-логической.

Двигательная память — это запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений и их систем. Встречаются люди с ярко выраженным преобладанием этого вида памяти над другими ее видами. Огромное значение этого вида памяти в том, что она служит основой для формирования различных практических и трудовых навыков. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться с самого начала осуществлять соответствующие действия. Менеджеры должны опираться на этот тип памяти при обучении рабочих рациональным приемам выполнения соответствующих отдельных элементов операции.

Эмоциональная память — это память на чувства. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляются наши отношения с окружающим миром. Эмоциональная память имеет поэтому очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Пережитые и сохраненные в памяти чувства выступают как сигналы, либо побуждающие к действию, либо удерживающие от действий, вызвавших в прошлом отрицательные переживания.

В производственной деятельности менеджеров наряду с достижениями бывают отдельные неудачи и просчеты. Именно используя эмоциональную память, менеджер приобретает соответствующий опыт, который оказывает ему неоценимую помощь в успешной работе.

Образная память — это память на представления, на картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы. Она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой. Если зрительная и слуховая память обычно хорошо развиты и играют ведущую роль в жизненной ориентировке подавляющего большинства людей, то осязательную, обонятельную и вкусовую память в известном смысле можно назвать профессиональными видами: как и соответствующие ощущения, эти виды памяти особенно интенсивно развиваются в связи со специфическими условиями деятельности.

Содержанием словесно-логической памяти являются наши мысли. Мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, воспроизведение их возможно ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием.

Опираясь на развитие других видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от ее развития зависит развитие всех других видов памяти. Словесно-логической памяти принадлежит ведущая роль в усвоении знаний в процессе обучения.

Менеджер должен учитывать, что этому виду памяти принадлежит ведущая роль, в процессе обучения, как рабочих, так и специалистов (освоение новых компьютерных программ, внедрение автоматических контролирующих систем и т.д.).

Тот или иной склад памяти человека может проявиться уже и независимо от переменных условий деятельности: от ее мотивов, целей, способов.

Существует, однако, и такое деление памяти на виды, которое прямо связано с особенностями профессиональной деятельности менеджеров. Так, в зависимости от целей деятельности память делят на непроизвольную и произвольную.

Запоминание и воспроизведение, в котором отсутствует специальная цель что-то запомнить или припомнить, называется непроизвольной памятью. В тех случаях, когда мы ставим такую цель, говорят о произвольной памяти.

Непроизвольная и произвольная память представляют собой две последовательные ступени развития памяти. Каждый по своему опыту знает, какое огромное место в нашей жизни занимает непроизвольная память, на основе которой без специальных намерений и усилий формируется основная и по объему, и по жизненному значению часть нашего опыта. Однако в деятельности человека нередко возникает необходимость руководить своей памятью. В этих условиях важную роль играет произвольная память, дающая возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

Индивидуальные различия памяти проявляются также в том, на какой вид представлений по преимуществу опирается человек при запоминании. Одни лучше запоминают то, что могут увидеть, другие то, что могут услышать, третьи — то, что может быть выполнено практически. В соответствии с этим различают зрительный, слуховой и двигательный типы памяти.

Менеджеру необходимо определить, какой вид памяти у него развит лучше, и в зависимости от этого выбрать оптимальный для себя способ получения разнообразной информации. Помимо этого менеджеру крайне желательно иметь представление об особенностях памяти своих подчиненных, коллег и руководителей для того, чтобы учитывать эти особенности при взаимодействии с данными людьми.

Менеджер должен учитывать, что протекание процессов запоминания, сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место занимает данная информация и какова ее значимость в его конкретной профессиональной деятельности.

Вниманием называют сосредоточение психической деятельности на одном или нескольких объектах. Это явление представляет собой такую сторону психической деятельности, при которой определенные восприятия, образы, мысли и чувства осознаются человеком особенно ярко, отчетливо, в то время как другие либо совсем не воспринимаются, либо отходят на задний план.

Так, для менеджера достаточно сложно отвлекаться на текущие оперативные вопросы, если он ведет активные переговоры с заказчиком, убеждая его в том, что данное предприятие способно выполнить конкретный заказ в максимально короткие сроки, обеспечив при этом необходимое качество продукции и оптимальную цену, приемлемую для заказчика.

В зависимости от характера направленности и сосредоточения выделяют непроизвольное и произвольное внимание.

Непроизвольное или пассивное внимание возникает и поддерживается на том или ином объекте в силу каких-то его особенностей независимо от сознательных намерений человека. Это происходит в зависимости от сложного комплекса причин, тесно связанных друг с другом.

Характеризуя внимание человека, наряду с непроизвольным вниманием выделяют высшую, специфически человеческую его форму — произвольное внимание. Этот вид внимания существенно отличается от непроизвольного внимания как по характеру происхождения и формирования, так и по способам осуществления.

Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой определенные задачи, сознательные цели, что и обусловливает выделение отдельных предметов как объектов его внимания. Приняв решение, поставив перед собой задачу осуществлять определенную деятельность, менеджер произвольно направляет и сосредоточивает сознание на том, чем считает нужным заняться в данный момент. Направленность и концентрация внимания здесь зависят не от особенностей самих предметов, а от соответствия поставленной цели и задачи.

В этих условиях, когда внимание направлено на раздражители, не являющиеся ни наиболее сильными, ни наиболее новыми или наиболее занимательными, нередко требуется определенное усилие воли, необходимое как для того, чтобы сохранить объект сосредоточения, т.е. не отвлекаться, так и для того, чтобы поддерживать определенную интенсивность процесса сосредоточения. Это особенно ярко проявляется при наличии в окружающей обстановке посторонних и вместе с тем новых, сильных представляющих большой интерес объектов, когда приходится сосредоточиваться как бы вопреки их воздействию. Таким образом, произвольное внимание есть проявление воли. Подчеркивая эту особенность произвольного внимания, его иногда называют активным или волевым вниманием.

Специфические особенности произвольного внимания определяют и условия его поддержания. Произвольное внимание, так же как и непроизвольное, тесно связано с чувствами, прежним опытом личности, ее интересами. Влияние этих моментов сказывается, однако, при произвольном внимании косвенно. Так, если непроизвольное внимание обусловлено непосредственными интересами, то при произвольном внимании в качестве интереса должна выступать производственная деятельность.

Определяя особенности каждого вида внимания, необходимо отметить, что в жизненных условиях, в трудовой деятельности человека эти виды внимания находятся в сложной взаимосвязи. Имеются виды деятельности, не вызывающие непосредственного интереса. При выполнении деятельности в этом случае сначала требуется организация направленности и усилие воли для поддержания внимания. Однако по мере преодоления трудностей, по мере углубления в деятельность она захватывает, увлекает человека, возникает интерес к предмету труда, к самому процессу труда. Происходит переход от одного вида внимания к другому. В психологической литературе имеются мнения, согласно которым в этом случае имеет место особый вид внимания.

Это внимание связано с сознательными задачами и целями, т.е. вызывается преднамеренно, поэтому его нельзя отождествлять с непроизвольным вниманием. С другой стороны, оно не сходно и с произвольным вниманием, так как здесь уже не требуется волевых усилий или по крайней мере заметных волевых усилий для поддержания внимания.

При характеристике этого вида внимания, качественно отличного как от непроизвольного, так и произвольного, в психологии используют термин «послепроизвольное внимание». С этим видом внимания связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность. Творчески решая сложные производственные задачи, менеджер, как правило, не ограничивается рамками рабочего дня. Он продолжает непроизвольно обдумывать производственные проблемы в свободное от работы время в поисках оптимальных решений. Рассмотренные три вида внимания в трудовой деятельности человека тесно переплетаются.

Внимание означает связь сознания с определенным объектом, его сосредоточенность на нем. Особенности этой сосредоточенности определяют основные свойства внимания. К ним относятся устойчивость, концентрация, распределение, переключение и объем внимания.

Профессиональная деятельность менеджера предприятия требует систематического и устойчивого внимания ко многим важным аспектам как собственной работы, так и периодического контроля выполнения поручений, даваемых его подчиненным.

Чтобы справиться с этими обязанностями, менеджер должен повседневно тренировать и совершенствовать свое внимание и стимулировать в этом же направлении работу своих подчиненных.

Вопросы для проверки

1. Что такое память?

2. Какие существуют виды памяти?

3. Приведите примеры непроизвольной и произвольной памяти в деятельности менеджера.

4. Что подразумевается под двигательной, эмоциональной и образной памятью?

5. Каковы индивидуальные различия в памяти менеджеров?

6. Что понимается под вниманием?

7. Сущность произвольного и непроизвольного внимания.

8. Роль послепроизвольного внимания в деятельности менеджера.


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница